Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ЭТНИЧНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ЭТНИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1077
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Омелаенко Наталия Викторовна

О проблеме изучения теоретических парадигм этничности. Автор анализирует основные направления этничности: примордиализм, конструктивизм и инструментализм. Предложены теоретические направления исследования этничности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PARADIGMS OF ETHNICITY

The article is devoted to the problem of theoretical paradigms of ethnicity. The author analyzes the cardinal directions in ethnicity, in particular, primordial, constructional and instrumental ones. Some theoretical trends in investigation of ethnicity are offered.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ЭТНИЧНОСТИ»

Перед экспертами была поставлена задача, выбрать из предложенного списка те направления, которые они считают основными в социальной работе колонии: организация общения с родственниками; восстановление социально-полезных связей; организация получения посылок, бандеролей, передач; культурно-массовые мероприятия; спортивные мероприятия; подготовка к освобождению;розыск и оформление документов.

Основными направлениями в социальной работе, улучшающими адаптацию и реабилитацию, были названы восстановление социальных связей и подготовка к освобождению.

По мнению А. Н. Сухова, процесс реабилитации косвенно зависит от социально-экономической политики, проводимой государством в отношении бывших осужденных. Данная политика связана не только с финансированием деятельности реабилитационных центров, но и с принятием законодательства, разработкой программ реабилитации, формированием определенного общественного мнения, связанного с терпимым отношением к правонарушителям [3].

Реабилитация как средство возвращения освободившихся из мест лишения свободы к полноценной жизни в наше общество и предупреждения рецидива необходима. Однако существует ряд педагогических, психологических, организационных, материальных составляющих, объективно затрудняющих реализацию реабилитационных мероприятий в современных условиях пенитенциарной и постпенитенциарной практики.

Список литературы

1. Мокрецов А. И. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающими наказание. Учебно-методические пособие НИИ ФСИН России / А. И. Мокрецов, В. А. Новиков. - М., 2006. - 220 с.

2. Практическое руководство по социальной работе с различной категорией осужденных. - М.: ИД «Юриспруденция», 2008. - 240 с.

3. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / под ред. А. Н. Сухова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 300 с.

4. Социальная работа с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Сборник материалов передового опыта. -М., 2006.-210 с.

5. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе. Учебное пособие / под ред. Ю. И. Калинина. - Рязань, 2006. - 354 с.

Сведения об авторе

Канаева Светлана Анатольевна, магистрант, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, тел. 89145788210, e-mail: svetlanaamur@mail.ru

Kanaeva S. A., postgraduate, Amur State University, Blagoveshchensk, phone: 89145788210, e-mail: svetlanaamur@mail.ru

УДК 316.347

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ЭТНИЧНОСТИ

THEORETICAL PARADIGMS OF ETHNICITY

Н. В. Омелаенко

N. V. Omelaenko

Ключевые слова: этничность; примордиализм; конструктивизм; инструментализм; межэтническое согласие; этнические процессы Key words: ethnicity; primordial; constructional; instrumental interethnic agreement; ethnic processes

О проблеме изучения теоретических парадигм этничности. Автор анализирует основные направления этничности: примордиализм, конструктивизм и инструментализм. Предложены теоретические направления исследования этничности.

The article is devoted to the problem of theoretical paradigms of ethnicity. The author analyzes the cardinal directions in ethnicity, in particular, primordial, constructional and instrumental ones. Some theoretical trends in investigation ofethnicity are offered.

В современной литературе, посвященной вопросу этничности, нет однозначного определения этого сложного явления. Ряд зарубежных исследователей (Х. Штейн, Р. Хилл) представляет этничность как принадлежность к социальному меньшинству. Другие считают, что этничность - это этническая группа.

По утверждению американского социолога С. Олзака, «этничность - это социальная граница, которая разделяет население по принадлежности к той или иной группе. При этом указанная принадлежность базируется на одном или нескольких из следующих критериев: а) характеристиках, которые, как полагают, основываются на общей родословной, б) чертах культуры, включая язык, религию, одежду, обычаи или предполагаемую общую историю, в) национальном или религиозном происхождении».

По мнению британского антрополога М. Бэнкса, понятие «этничность» имеет ограниченную пригодность, так как используется лишь в качестве ярлыка для обозначения определенного круга печатных работ» [1]. В отечественной науке термин «этничность» вызывает также много споров. В. Филиппов считает, что «определение предиката «этническая» (идентичность) или синонимичного ей понятия «этнич-

ность» в свою очередь возможно лишь при условии определения базового для них понятия «этнос». А далее исследователь утверждает, что «именно этого не смогли сделать и не смогут сделать ни конструктивисты, ни примордиалисты, за неимением эмпирического опыта, соответствующего этому понятию» [2].

Аналогичная позиция выражена в работе С. В. Чешко «Человек и этничность». По мнению С. В. Чешко, «все существующие теории оказываются неспособными выявить этническую «самость». Перед исследователями — явление, которое, безусловно, существует, но неизменно ускользает сквозь пальцы, несмотря на любые методологические ухищрения. Оно может проявляться повсюду, влиять на любые сферы жизни и деятельности человека и в то же время его нигде нет» [3].

По мнению Л. М. Дробижевой, в современном научном сообществе, рассматривая теоретические парадигмы этноса и этничности, можно отметить две тенденции. Некоторые ученые говорят о том, чтобы не навязывать термины, связанные с этничностью, и призывают не определять этническую принадлежность и вообще меньше говорить и писать об этом. Другие считают, что лучше не умалчивать этничность людей, поскольку это может оцениваться как проявление дискриминации. Для решения этой дилеммы Л. М. Дробижева предлагает использовать термин «межэтническое согласие», имея в виду «согласие в отношениях между людьми в поликультурном пространстве» [4].

Неоднозначное определение этничности привело к существованию различных теорий этничности, в основе которых лежат разные критерии ее изучения. Среди доминирующих теорий можно выделить три направления: примордиализм (эссенциализм), конструктивизм (модернизм) и инструментализм.

Представители примордиального подхода рассматривают этничность как объективную данность, изначальную характеристику человечества. До того как индивид становится членом общества или нации, он уже обладает чувством общего происхождения, культурной или физической схожестью со своей этнической группой.

Согласно Э. Смиту примордиализм бывает трех видов:

• эссенциалистский, полагающий, что этнос является неизменной формой существования общества от древности до современных наций, и что между современными нациями и древними этносами существует непрерывная связь;

• родовой, настаивающий на том, что все этнические символы направлены на то, чтобы продемонстрировать непрерывную линию родства у поколений;

• «примордиализм Гиртца», названный по имени антрополога Клиффорда Гиртца, автора теории «символической антропологии», который утверждал, что несмотря на то, что прямой связи между историческими формами этносов доказать невозможно, вера в такую связь является настолько устойчивым социологическим фактом, что при анализе общества ее следует учитывать, как если бы это было реальностью» [5].

Рассматривая виды примордиализма, представленные Э. Смитом, можно высказать следующие комментарии. Теория «эссенциалистского примордиализма» Э. Смита является спорной. ^гласно ей, этнос является неизменной формой существования общества. Однако, следует отметить, что простое общество значительно отличается от сложного, поэтому и этнос в этническом обществе и этнос в цивилизаци-онном обществе будет представлять разные реальности.

«Родовой примордиализм» настаивает на непрерывности родовой истории, которая играет большую роль в развитии культуры. Известно, что этнос состоит из множества родов, отношения между которыми могут развиваться по-разному. Род и родовые связи являются составной частью этноса, а этническая культура состоит из признания родовой множественности. Таким образом, культурный компонент, составляющий этническую культуру, гораздо сложнее, чем родовые связи.

Наиболее приемлемой может считаться теория примордиализма Гиртца, которая рассматривает этнос как общество и как социологическое явление и полагает, что этнос вместе с рядом факторов формирует социальную идентичность.

В ту же категорию подходов можно отнести «перпетуальный перенниализм» Э. Смита. Смысл данного подхода состоит в том, что этнос следует считать не органической, а исторической категорией, постоянно меняющейся в связи с такими мотивами, как власть, экономические интересы, борьба за ресурсы и т. д.

Перенниалисты считают, что этнос постоянно меняется. Данная теория может быть принята за основу, когда речь идет об изменении социологической структуры этноса в истории. В качестве базовой парадигмы этносоциологического анализа может быть принят культурный примордиализм, который рассматривает этнос как базовую фундаментальную категорию и изначальную основу общества.

Культурный примордиализм считает, что этнос статичен. Если структура этноса начинает меняться, то появляются производные этноса, чисто этническое общество превращается в более сложное и дифференцированное.

Конструктивистское направление представляет этничность как ментальный конструкт, искусственно созданный людьми, который используется в качестве инструмента для решения политических и экономических задач.

По мнению представителя этого направления В. А. Тишкова, «этничность, пребывая в «спящем» состоянии, «вызывается» к жизни и используется в целях социальной мобильности, преодоления доминирования и подчинения, социального контроля, осуществления взаимных услуг и солидарного поведения, стремления к гармонии и для достижения гедонистических устремлений» [6].

Ключевую роль в конструировании этничности играют государство, политические элиты, идеологи, которые преследуют политические цели, а не выражают культурную идеологию группы или «волю народа».

Наиболее выразительными представителями конструктивистского подхода считаются Эрнест Гелл-нер, Бенедикт Андерсон и Эрик Хобсбаум [5].

Эрнест Геллнер является одним из известных исследователей вопроса о происхождении наций. Он считает, что «нации возникли практически на «пустом месте» как следствие рациональной потребности государств организовать, упорядочить, мобилизовать и объединить свое население с целью эффективного управления им в процессе достижения конкретных материальных целей» [5].

Основные различия между конструктивизмом и примордиализмом могут быть сформулированы следующим образом. Примордиализм утверждает, что этносы существовали всегда. Конструктивисты имеют иную точку зрения. Они полагают, что этносы, народы и нации были созданы политической элитой, существовали в определенные исторические эпохи и представляли собой идеологическую фикцию.

Инструментализм называет этничность инструментом, который происходит не из когнитивных и коммуникативных потребностей индивида, а из экономических и политических интересов групп и является основой социальной интеграции. По мнению конструктивистов, этничность носит ситуативный характер и зависит от социально-экономических и политических условий существования этнических групп.

К исследованию этнической идентичности инструменталисты применяют «теорию рационального выбора», согласно которой «поведение индивидуума диктуется стремлением достичь поставленных целей максимально кратким и простым путем, что предопределяет и структуру его идентификаций: он отождествляется с теми коллективными формами, с которыми это делать выгодно. Этничность, таким образом, становится не более чем средством для достижения конкретной цели: если этничность помогает ее достичь, она акцентируется, если мешает — игнорируется» [5].

Все представленные теории имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Синтез этно-социологических теорий, по мнению Н. Г. Хайруллиной, возможен на основе теории практики, предложенной П. Бурдье. По мнению исследователя, понятие «габитус» является одновременно консервативным и новаторским. Он может включать практику предшествующих поколений и ныне живущего поколения, т. е. подчеркивает примордиальные ценности. Также он производит новые социальные и природные условия, которые конструируют эту практику (конструктивизм). Вместе с тем этнический габитус порожден объективными социальными структурами (инструментализм). Таким образом, габитус можно рассматривать в качестве промежуточной переменной между объективно существующей социальной структурой, процессуальностью и субъективным осознанием своей идентичности [7, 8].

Рассмотрев различные теории этничности, можно сделать следующие выводы.

• Для изучения этнических процессов наиболее продуктивной является теория культурного при-мордиализма, утверждающая, что «этнос есть органическое, изначальное, фундаментальное понятие» [5]. Структура этноса подвержена трансформациям и зависит от типа общества.

• Конструктивистское направление применимо при рассмотрении феномена «нация», так как нации были созданы искусственно для прагматических целей.

• Инструментализм эффективен для исследования этнического фактора и этнических процессов в сложных обществах, а именно при переходе от национального государства к гражданскому обществу.

Список литературы

1. Винер Б. Е. Этничность в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. - 1998. - № 4. - С. 3-27.

2. Филиппов В. Верю, не верю... О методологических дефектах Всероссийской переписи населения 2002 года // Свободная мысль. -2007.-№ 7.-С. 125-137.

3. Чешко С. В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. - 1994. -.№ 6. - С. 35-49.

4. Дробижева Л. М. Ресурс межнационального согласия и баланс нетерпимости в современном обществе // Мир России. - 2012. -№ 4.-С. 91-110.

5. Дугин А. Г. Этносоциология. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2011. - 639 с.

6. Тишков В. А. О культурном многообразии // Этнографическое обозрение. - 2005. - N° 1. - С. 3-22.

7. Тишков В. А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. - 1997. -№» 3. - С. 3-21.

8. Хайруллина Н. Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. - 466 с.

9. Хайруллина Н. Г., Балюк Н. А. Реконструкция традиционного природопользования обских угров. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. -

244 с.

10. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень, 2003.

Сведения об авторе

Омелаенко Наталия Викторовна, к. соц. н., доцент кафедры иностранных языков, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89048762728, e-mail: omnv2011@mail.ru

Omelaenko N. V. Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair of foreign languages, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89048762728, e-mail: omnv2011@mail.ru

УДК 659.1

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

RESEARCH OF ADVERTISING INFLUENCE ON FORMATION OF THE YOUTH

VALUE ORIENTATIONS

С. В. Толмачева S. V. Tolmacheva

Ключевые слова: реклама; молодежь; формирование ценностных ориентаций ^y words: advertising; value orientations; young people

Одним из новых направлений в социологии культуры является изучение влияния рекламы на формирование ценностных ориентаций. На примере социологического исследования молодых людей г. Тюмени сделаны выводы о влиянии рекламы на формирование ценностных ориентаций молодежи и возрастании роли рекламы в жизнедеятельности респондентов. Социологическое исследование проходило в несколько этапов в период с 2005 по 2014 года. В исследовании принимали участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. В соответствии с анализом результатов исследования, респонденты полагают, что реклама выполняет не только информационно-коммерческую функцию, но и эстетическую и развивающую функции, которые в свою очередь ориентируют на определенные ценности и поведение, тем самым приобретая все большее значение в жизнедеятельности молодых людей.

One of the new trends in the culture sociology is study of the advertising influence on the value orientations formation. On the example of sociological study of youth in Tyumen, some conclusions are made about the impact of advertising on the formation of value orientations of young people and the growing role of advertising in the life of respondents. The sociological research was held in several steps in the period from 2005 to 2014. The study involved young people aged from 14 to 30 years. According to the study analysis results the respondents believe that advertising has not only an information-commercial function, but also an aesthetic function, i.e. developing, which in turn orients the youth to certain values and behavior, thereby gaining more and more importance in the life of young people.

В социологии проблема ценностных ориентаций является одной из важнейших, так как ее решение связано с непосредственной системой жизнедеятельности личности и социальных групп. Ценности являются стабилизирующим элементом общественного сознания, социального взаимодействия и образцами поведения индивида в обществе [1, 2]. Особое место занимает изучение ценностных ориентаций молодежи, так как именно эта часть общества находится в социальном и возрастном становлении, в переходном состоянии. Выделение молодежи в отдельную группу связано с ее социальной незрелостью, с ее несфор-мированными оценочными критериями и одновременно с ее творческой активностью и силой. В связи с этим приобретают большое значение исследования влияния факторов воздействия на ценностные ориентации молодежи, к числу которых относится и реклама.

О влиянии рекламы на систему ценностных ориентаций существует множество противоречивых мнений [3, 4, 5]. В настоящее время разработчики рекламы не только зачастую игнорируют ценности духовного развития, но и подменяют их на ценности потребления. Это связано, прежде всего, с экономическим эффектом от рекламной деятельности как для отдельных рекламодателей, так и для общественного производства. Он перекрывает негативное восприятие рекламы, а социальный эффект воздействия рекламы на систему ценностей вообще не рассматривается. По мнению автора, реклама может оказывать активное негативное воздействие на ценностные ориентации молодого поколения вследствие незавершенности процесса формирования мировоззрения молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.