Научная статья на тему 'МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ'

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ / ПОЗИТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (НОРМА)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Омелаенко Наталия Викторовна

Приводятся результаты анкетирования среди молодежи для выявления типов этнической идентичности и определения уровня межэтнической толерантности в поликультурном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC TOLERANCE OF THE YOUTH IN THE MULTICULTURAL REGION

The article presents the results of questionnaire survey run among the young people with the purpose to discover the types of ethnic identity and to determine the level of interethnic tolerance in the multicultural region.

Текст научной работы на тему «МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ»

Респонденты, достигшие 60 лет и старше, среди перечисленных выше причин называют и такую причину, как «ошибки в национальной политике» [3].

Таким образом, перечисленные причины носят как социально-экономический, так и этнокультурный характер. Этот вывод автора подтверждают и ответы участников анкетного опроса на вопрос, чувствовали ли они по отношению к себе антипатию или неприязнь по национальным мотивам. Положительно на данный вопрос ответили около половины представителей казахского населения: «часто» — 8,1 % респондентов, «редко» — 22,1 %. Противоположное мнение («никогда не сталкивался») высказали две трети опрошенных — 65,1 %.

В целях исследования важно было выяснить, кто чаще всего испытывал на себе антипатию или неприязнь по национальным мотивам. Анализ ответов на данный вопрос в зависимости от пола и возраста показал, что мужчины испытывают на себе антипатию или неприязнь по национальным мотивам часто, а женщины — редко (табл. 3). В то же время респонденты возрастных категорий от 31 до 40 лет и старше 61 года испытывают на себе антипатию или неприязнь по национальным мотивам часто.

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос « Чувствовали ли Вы на себе антипатию или неприязнь по национальным мотивам?», в зависимости от пола (в % к общему числу ответивших)

Чувствовал Все респонденты Пол

Мужской Женский

Никогда 65,1 65,3 65,1

Часто 8,1 10,2 2,3

Редко 22,1 18,9 30,2

Затрудняюсь ответить 4,6 5,5 2,3

В заключение следует отметить, что основой формирования культуры межэтнических взаимоотношений должно быть социально-экономическое сотрудничество и взаимопомощь людей разных национальностей с учетом их этнической специфики (история, культура, традиции, обычаи и т. д.), поскольку равнодушие к национальному своеобразию человека, нерешенность многих социально-экономических проблем болезненно отражаются в национальном сознании, порождают чувство обиды, создают питательную среду для межэтнической напряженности и конфликтов. Следует помнить, что благополучие представителей одной национальности никогда не может быть достигнуто за счет ущемления прав, привилегий и свобод представителей других национальностей. Формирование такого понимания является неотъемлемой частью в деятельности созданной и функционирующей на юге Тюменской области диаспоры казахского народа.

Список литературы

1. Хайруллина Н. Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. - 466 с.

2. Хайруллина Н. Г., Воробьев Е. М. Межэтнические отношения в Тюменской области: динамика и тенденции Тюмень: ТюмГНГУ, 2014.-196 с.

3. Койше К. К. Проблемы сохранения культуры казахского населения в полиэтничном провинциальном городе. Диссертация на соискание уч.ст.канд.социол.наук. - Тюмень, 2008.

Сведения об авторе

Койше Кенесар Куанышевич, к. с. н., доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453526

Koyshe K. K., PhD in Sociology, associate professor of Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526

УДК 316.7

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

INTERETHNIC TOLERANCE OF THE YOUTH IN THE MULTICULTURAL REGION

Н. В. Омелаенко

N. V. Omelaenko

Ключевые слова: межэтнические отношения, межэтническая толерантность, этническая идентичность, этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность (норма), этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм Key words: interethnic relations, interethnic tolerance, ethnic identity, ethnic nihilism, ethnic indifference, positive ethnic identity (norm),

ethnic selfishness, ethnic isolationism, ethic fanaticism

Приводятся результаты анкетирования среди молодежи для выявления типов этнической идентичности и определения уровня межэтнической толерантности в поликультурном регионе.

The article presents the results of questionnaire survey run among the young people with the purpose to discover the types of ethnic identity and to determine the level of interethnic tolerance in the multicultural region.

Среди всех субъектов Российской Федерации Тюменская область отличается своим национальным своеобразием. В ее состав входят три субъекта РФ, и проживают представители более 150 этнических групп общей численностью свыше 3,2 миллиона человек. Поликультурный состав населения формировался на протяжении многих веков и в настоящее время значительно меняется в связи с миграцией.

Наряду с национальным своеобразием, особенностью Тюменской области является ее возрастной состав, третью часть населения составляют молодые люди.

Несмотря на то, что Тюменская область, по мнению большинства российских ученых и политиков, является относительно благополучным регионом с точки зрения межэтнических отношений, часть молодежи проявляет межэтническую интолерантность к представителям других этнических групп.

Одним из факторов проявления межэтнической толерантности молодежи является этническая идентичность, поэтому изучение типов этнической идентичности позволит определить уровень толерантности молодежи в Тюменской области, сделать прогноз о дальнейшем развитии межнациональных отношений в поликультурном регионе и сформулировать основные направления формирования толерантного сознания молодежи.

Для анализа межэтнической толерантности молодежи в поликультурном регионе автором этой работы было проведено социологическое исследование. Объект исследования — молодежь в поликультурном регионе. Предметом исследования является межэтническая толерантность молодежи как социокультурный феномен. Цель исследования — выявить типы этнической идентичности молодежи и разработать основные направления формирования межэтнической толерантности.

В соответствии с целью решались определенные задачи.

• Выявление уровня этнической толерантности молодежи в поликультурном регионе на основе типов этнической идентичности.

• Доказательство взаимосвязи этнической идентичности и межэтнической толерантности.

• Рассмотрение факторов, оказывающих влияние на проявление того или иного типа этнической идентичности.

Эмпирическую базу исследования составили результаты авторского социологического исследования — анкетного опроса молодежи разных национальностей юга Тюменской области.

Основные этапы исследования.

На первом этапе исследования (2008-2009 гг.) диссертантом был проведен анкетный опрос молодежи юга Тюменской области. В опросе принимали участие 725 человек — жители г. Тюмени, городов и сельских населенных пунктов юга Тюменской области (Ишим, Тобольск, Ялуторовск, Заводоуковск) в возрасте от 16 до 34 лет. Городское население составляло 60,4 % (опрошено 438 человек), сельское население составило 39,6 % (287 человек). При обработке выборки были соотнесены гендерные и возрастные пропорции в соответствии с данными статистики. Из числа опрошенных 368 — мужчин и 357 человек — женщин.

На втором этапе исследования (2009-2010 гг.) определялся объем выборки для каждой страты (пол, возраст, национальность). Исходя из данного положения количество русских, украинцев и татар представлено в необходимых пропорциях, а именно, было опрошено 519 русских (71,6 %), 47 украинцев (6,5 %), 53 представителя татарской национальности (7,3 %). Другие этнические группы представляли выборочную совокупность, которая являлась прямо пропорциональной своей численности в области.

Определение этнической идентичности молодежи осуществлялось на основе социологического опроса, содержащего шесть шкал, которые соответствовали следующим типам: этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность (норма), этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм.

Анализ типов этнической идентичности молодежи в поликультурном регионе проводился в зависимости от возраста и пола, уровня образования, семейного положения, национальной принадлежности, уровня дохода. Генеральная совокупность молодежи составила 472,1 тыс., выборочная — 725 человек.

Для изучения этнического самосознания была использована методика, предложенная Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» [1].

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования типов этнической идентичности, показали, что преобладающим типом этнической идентичности на юге Тюменской области является позитивная. Она характерна для большинства молодежи и находит отражение в толерантном отношении к собственной и другим этническим группам, в готовности к межэтническим контактам.

Большинство респондентов, несмотря на национальные различия, готовы общаться с представителями любого народа — 77,2 % женщин и 75,6 % мужчин (рис. 1).

16 - 17 18 - 19 20 - 24 25 - 30 30 - 34

Рис. 1. Отношение респондентов к представителям другого народа, в зависимости от пола и возраста (в % к общему числу ответивших)

На проявление межэтнической толерантности оказывает влияние семейное положение и пол. Мужчины, независимо от семейного положения, всегда готовы иметь дело с представителями любого народа, несмотря на национальные различия.

Именно в силу того, что в настоящее время смешанные браки стали довольно распространенным явлением, количество женщин, состоящих в браке и готовых к межэтническим контактам, больше (82,2 %), чем тех, кто не состоит в браке (75,1 %) (рис. 2).

Мужчины

□ Женат (замужем) Щ Не женат (не замужем)

Женщины

Рис. 2. Готовность респондентов иметь дело с представителями любого народа, в зависимости от пола и семейного положения

Негативное отношение к другим этническим группам проявляется у респондентов с чертами этноэгоиз-ма, этноизоляционизма и этнического фанатизма.

Исследование позволило выявить, что черты этноэгоизма чаще проявляются у мужчин. Свыше трети респондентов предпочитают образ жизни только своего народа. Вызывает тревогу тот факт, что 35,0 % мужчин и 27,2 % женщин нередко чувствуют превосходство своего народа над другим народом (табл. 1). Более 30 % респондентов, независимо от их уровня образования, склонны к проявлению этнического эгоизма. Они чувствуют превосходство своего народа над другим (см. табл. 1).

Таблица 1

Мнения респондентов о предпочтении образа жизни своего народа, его превосходстве, о взаимодействии с людьми других национальностей, в зависимости от пола и возраста (в % к общему числу ответивших)

Суждение Пол

Мужчины Женщины

Предпочитают образ жизни только своего народа 36,6 % 29,2 %

Нередко чувствуют превосходство своего народа над другим 35,0 % 27,2 %

У молодых людей есть черты этноизоляционизма. К более тесному взаимодействию (браку) незначительная часть респондентов относится отрицательно. 21,4 % мужчин и 16,0 % женщин полагают, что межнациональные браки разрушают народ.

Социологический опрос показал, что не все молодые люди готовы к межкультурному взаимодействию. 24,6 % респондентов предлагают «очистить» культуру своего народа от влияния других культур (табл. 2).

Таблица 2

Готовность респондентов к межкультурному взаимодействию в зависимости от пола и возраста

(в % к общему числу ответивших)

Варианты ответа Русские Украинцы Татары Другие национальности Итого

Да 19,0 1,4 1,1 3,0 24,6

Нет 40,0 4,0 5,7 9,0 58,6

Затрудняюсь ответить 12,6 1,1 0,6 2,6 16,8

Молодежь склонна к проявлению национального фанатизма, его черты выражены у трети опрошенных респондентов.

При анализе согласия/несогласия с утверждением: «Я — такой человек, который никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам» выяснилось, что межнациональные проблемы волнуют представителей всех национальностей и не оставляет их равнодушными. Данные в таблице 3 показали, что 50,2 % молодых людей серьезно относятся к межнациональным проблемам. Поэтому полученный результат подтверждает необходимость проведения молодежной политики, направленной на утверждение принципов гражданского согласия.

Таблица 3

Об отношении молодежи к межнациональным проблема, в зависимости от национальной принадлежности

(в % к общему числу ответивших)

Варианты ответов Национальность

Русские Украинцы Татары Другие национальности Итого

Да 23,9 1,9 2,9 5,1 33,8

Нет 36,4 3,4 2,6 7,7 50,2

Затрудняюсь ответить 11,3 1,1 1,8 1,8 16,0

На проявление национального фанатизма влияет семейное положение. Результаты социологического исследования показали, что семейное положение меняет отношение мужчин и женщин к браку с представителями других национальностей. Например, о необходимости строго сохранять чистоту народа (не вступать в брак с представителями других национальностей) высказывается молодежь, не состоящая в браке: 47,4 % мужчин и 33,7 % женщин.

Данные исследования позволяют сделать вывод, что черты национального фанатизма проявляют в основном респонденты, не состоящие в браке.

Проявление национального фанатизма не зависит от национальной принадлежности, поскольку он выражен у представителей всех этнических групп.

Проведенное социологическое исследование позволило сделать соответствующие выводы.

• Преобладающим типом этнической идентичности молодежи юга Тюменской области является позитивная этническая идентичность.

• Молодежь с позитивной этнической идентичностью относится толерантно к другим этническим группам.

• Проявления особенностей того или иного типа идентичности зависят от многих факторов: от пола и возраста, семейного положения, конкретной ситуации.

• На тип этнической идентичности не влияет уровень образования, доход и национальность.

• У молодежи не превалируют такие типы этнической идентичности, как «этническая индифферентность» и «этнонигилизм», однако их проявление может быть обусловлено ситуацией.

• У молодого поколения есть черты негативных типов этнической идентичности: этноэгоизма, этнои-золяционизма и национального фанатизма.

Проведенные социологические исследования региональных социологов [2] и автора показали наличие проблемы в сфере межэтнических отношений в Тюменской области и подтвердило необходимость разработки и реализации программ, направленных на формирование толерантного сознания и профилактику экстремизма среди молодежи поликультурного региона.

Список литературы

1. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М.: Смысл, 1998. - 389 с.

2. Хайруллина Н. Г., Воробьев Е. М. Межэтнические отношения в Тюменской области: динамика и тенденции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014.-196 с.

Сведения об авторе

Омелаенко Наталия Викторовна, к. с. н., ассистент кафедры иностранных языков № 1, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89048762728, e-mail: omvs@mail.ru

Omelaenko N. V. Candidate of Sciences in Sociology, assistant of the chair offoreign languages, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89048762728, e-mail: omvs@mail.ru

УДК 316.7

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ФЕНОМЕН СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

DOMESTIC VIOLENCE AS A PHENOMENON OF FAMILY TROUBLES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. Б. Осинова, Е. А. Сербина

L. B. Osipova, E. A. Serbina

Ключевые слова: семья, дети, семейное насилие, семейное неблагополучие, социальное самочувствие Key words: family, children, domestic violence, family problems, social well-being

В последние годы важность изучения проблемы семейного насилия очевидна. Дети - самая незащищенная, уязвимая социальная группа. В статье рассматриваются различные виды насилия и формы его проявления. Авторы на конкретных примерах доказывают, что различного рода девиации в семье неизменно оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка.

In recent years, the importance of studying the problem of domestic violence has become evident. Children form the most unprotected, vulnerable social group. The article discusses the various types of violence and its manifestations. The author provides specific examples which prove that various types of deviance in the family have a negative influence on the formation of a ch ild's personality.

Домашнее насилие является одной из самых сложных, противоречивых и латентных проблем в современном российском обществе. Дети — самая незащищенная, уязвимая социальная группа. По вине взрослых они оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый ребенок умирает, а 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством [1].

Для выработки эффективных мер социальной политики по снижению уровня домашнего насилия необходимо опираться на данные научных исследований о его масштабах и природе. К сожалению, из-за несовершенных методов сбора статистической информации и отсутствия специальных систематических исследований в этой области нет достоверной и полной информации о масштабах, факторах и проявлении домашнего насилия в России.

При всей серьезности проблемы отношение к ней в нашей стране снисходительно-терпимое. Факты насилия в семье не принято придавать огласке: считается, что это внутрисемейное дело. Под статьи Уголовного кодекса подпадают действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья — убийства, телесные повреждения, истязания.

В Госдуму многократно вносились проекты закона о профилактике насилия в семье, но до сих пор этот закон не принят. Несовершенство законодательства приводит к тому, что в каждой четвертой российской семье совершается насилие и, когда женщина обращается в различные структуры, не всегда можно принять меры по отношению к насильнику. Действующее законодательство Российской Федерации, к сожалению, не справляется с этими задачами. В нем отсутствует не только понятие «насилие в семье», но и четкие стандарты и механизмы противодействия семейному насилию. Полиция и судебная практика часто рассматривают насилие между близкими людьми как незначительное и неопасное явление. Деятельность мировых судей в случаях насилия в семье в основном направлена на примирение сторон [2].

Гражданское общество, представители правоохранительной и судебной систем соглашаются, что в Российской Федерации не существует механизма экстренной защиты уязвимых членов семьи. Насилие над жен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.