чтению), отражающие потребности и интересы студенческой молодежи; 2) проблемные задания, реализуемые в форме проблемной ситуации, дискуссии или диспута; 3) творческие (игровые) задания. Безусловно, материал статьи не решает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшего научного поиска в данном направлении видим в разработке методических указаний по курсу «Литература Англии» для студентов-филологов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 «Лингвистика» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://fgosvo.ru /uploadfiles/ fgos/32/20111115120152. pdf (дата обращения: 13.05.2015).
2. Овчарова Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психол. фак. ун-тов. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 448 с.
3. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. 351 с.
4. Саарнмт Ю. Р. Про шввщношення основних понять теорм цЫностей // Фтософ. думка. 1987. № 5. С. 56-60.
5. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленин. ун-та, 1968. 124 с.
6. Квятковский Е. В. Преподавание литературы: текст и подтекст художественного произведения // Педагогика. 1996. № 1. С. 24-30.
7. Донченко Н. Ю. Ценностно-смысловое развитие студентов средствами художественного текста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 2007. 58 с.
8. Каган М. С., Холостова Т. В. Культура - философия -искусство (Диалог). М.: Знание, 1988. 64 с.
9. Большаков В. П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 112 с.
10. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 192 с.
11. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности : Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. 236 [2] с.
© Мацько Д. С., 2016
УДК 37.013.78
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматриваются особенности этнического самосознания современной молодежи. Представлены результаты диагностического исследования типов этнической идентичности старшеклассников, предпринята попытка выявить факторы, влияющие на формирование этнической идентичности.
Ключевые слова: этническая идентичность, этническая аффилиация, потребность в этнической принадлежности, межэтнические конфликты.
Т. М. Овчинникова T. M. Ovchinnikova
FEATURES OF ETHNIC IDENTITY IN ADOLESCENCE AND YOUNG ADULTHOOD
The article discusses the features of ethnic identity of modern youth. The results of the diagnostic study of the types of high school students' ethnic identity are presented. The attempt to identify the factors influencing the formation of ethnic identity is made.
Keywords: ethnic identity, ethnic affiliation, the need for ethnicity, ethnic conflicts.
Переход от отрочества к юности связан с возникновением у подростка новой потребности - потребности осознавать себя членом общества. На одном из верхних уровней иерархии социальных категорий, «вслед за категоризацией людей как членов рода Homo sapiens», находятся этнические общности [1, с. 127]. Осознание своей принадлежности к социальной группе и ее ценностного значения приводит к формированию социальной идентичности, составной частью которой является этническая идентичность, связанная с осознанием, оцениванием и переживанием своей принадлежности к определенной этнической группе [1, с. 128]. Таким образом, формирование этнической идентичности можно рассматривать в общем контексте развития самосознания через соотнесение «Я - Другой» и «Я - Я» и установление в результате этого
соотнесения устойчивых взаимосвязей субъективного восприятия окружающего мира.
Этническая идентичность в своем становлении проходит ряд этапов от диффузной идентификации с этнической группой (в возрасте 3-4 лет) до реализованной идентичности в подростковом возрасте [1, с. 134]. Первоначально основой этнического самоопределения являются внешние различия: цвет кожи, волос, национальный язык. В младшем школьном возрасте (8-9 лет) начинается расовая самоидентификация [2]. И лишь в период взросления, когда актуализируются потребности в социальных связях (солидарности, идентичности, принадлежности к группе), у ребенка формируется способность воспринимать этнические признаки, осознавать те или иные конкретные черты своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от
других групп [1, с. 134]. Безусловно, вопросы принадлежности к этнической общности для подростков и юношей не являются центральными. Для большинства из них более важными оказываются проблемы, связанные с выбором профессии, карьерой, созданием семьи, «зарабатыванием денег». Однако не следует игнорировать проблемы, связанные с групповым членством, которые могут возникать в этом возрасте. Депривация реализации притязаний на признание со стороны сверстников, в том числе на внутри-этничном и межэтничном уровнях, может привести к развитию у молодого человека пассивности, агрессивности, неуверенности в себе, конформности.
Остановимся далее на аффективном компоненте этнической идентичности, который находит свое выражение в оценке качеств собственной группы, отношении к членству в ней, осознании значимости этого членства [1, с. 129]. Для изучения степени выраженности у подростков и юношей потребности в этнической принадлежности нами использовалась методика Г. У. Солдатовой [3, с. 193-194]. Исследование проводилось на основе анонимного анкетирования учащихся 10-11 классов, в котором приняло участие 226 человек из девяти образовательных организаций Омска. Для определения степени этнического разнообразия данной выборки респондентам предлагалось указать некоторые сведения о себе, а именно: пол, возраст, состав семьи и национальность. Безусловно, такое «самоназывание» позволяет исследовать лишь степень декларируемого этнического разнообразия. Вместе с тем этническая самоидентификация является одной из составных частей когнитивного компонента этнической идентичности, и проблемы в самоопределении могут свидетельствовать о проблемах формирования этнической идентичности в целом.
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы: подавляющее большинство опрошенных (77 %) в графе «национальность» указали «русский». Также в опросе (по данным самих респондентов) приняли участие казахи (9 %), украинцы (3 %), татары (1 %), а также армяне, киргизы, азербайджанцы, немцы, белорусы, узбеки, евреи. Представительство последних национальностей составило менее 1 %. Не заполнили графу «национальность» 5 % респондентов, указав все же при этом свой пол, возраст и состав семьи. Исследование показало, что аффилиативные тенденции в каждой из представленных этнических групп преобладают над антиаффилиативными, хотя и незначительно (средние баллы 5,1 и 4,6 соответственно). Иная картина наблюдается в группе учащихся, не назвавших свою национальность. Здесь условный средний бал выраженности аффилиативных тенденций составил 3,5, антиаффилиа-тивных - 5,6. Определяя средние баллы, мы исходили из того, что бланк методики включал 18 вопросов-индикаторов, 9 из которых отражали высокую, а 9 - низкую потребность в этнической принадлежности. Присваивая каждому положительному ответу респондента 1 балл, а каждому отрицательному ответу 0 баллов, мы получаем максимально возможную оценку выраженности данных тенденций, равную 9. Если найти разность между суммарными баллами, набранными респондентами по каждой группе вопросов-индикаторов, и допустить, что абсолютное значение данной разности в диапазоне от 5 до 9 свидетельствует о явной выражен-
ности той или иной тенденции, а от 1 до 4 - о выраженности неявной, то получим некую условную шкалу. На одном полюсе данной шкалы будут находиться молодые люди, равнодушные к вопросам этнической культуры и этнической принадлежности, у которых отсутствует стремление быть представителем какой-либо национальности. На другом же полюсе окажутся те, кто демонстрируют групповую солидарность по этническому признаку, имеют склонность следовать нормам и обычаям своей этнической группы (рис. 1).
45 40 35 30 25
10
1=
а ■ 1 N И к
Рис. 1. Аффилиативные и антиаффилиативные тенденции среди обучающихся в 10-11 классах
общеобразовательных школ Омска (в % отношении от общего числа опрошенных)
1 - антиаффилиативные тенденции выражены явно;
2 - антиаффилиативные тенденции выражены неявно;
3 - антиаффилиативные и аффилиативные тенденции представлены в равной мере;
4 - аффилиативные тенденции выражены неявно;
5 - аффилиативные тенденции выражены явно.
Возникает вопрос: насколько достоверными являются полученные результаты? Из предложений-индикаторов, представленных в анкете, мы выбрали противоречащие друг другу и проанализировали, как респонденты их оценивают. Оказалось, что 17 % опрошенных, соглашаясь с суждением о том, что «в своих поступках следует руководствоваться скорее личными интересами, чем какими-либо другими, в том числе национальными», согласны также и с тем, что «интересы народа должны быть важнее, чем интересы отдельной личности». А 24 % респондентов не согласны ни с тем, ни с другим. Почти треть учащихся (29 %) одновременно соглашаются (15 %) или одновременно не соглашаются (14 %) с утверждениями: «Современному человеку его национальность должна быть безразлична» и «Человек всегда должен помнить о своей национальности». На наш взгляд, это может означать, что либо школьники, принимавшие участие в анкетировании, отвечали на вопросы, особо не задумываясь, либо смысл предлагаемых суждений до конца им не ясен. Ведь они должны оперировать понятиями «свой народ», «иной (не свой) народ», а в современной науке «отсутствует список параметров, по которым один народ может быть объективно отделен от другого» [4, с. 60]. Безусловно, это свидетельствует о наличии некой погрешности полученных результатов. Но даже с учетом этой погрешности подавляющее большинство опрошенных (88 %) считает, что необходимо стремиться поддерживать обычаи и традиции своего народа. При этом
35 % школьников согласны с тем, что народные традиции устарели и современному человеку не нужны, т. е. почти каждый четвертый «голосует» за оба эти утверждения, которые также являются отрицанием друг друга.
Выше мы говорили о том, что у тех, кто назвал свою национальность, преобладают аффилиативные тенденции, а у тех, кто ее не назвал, - антиаффилиативные. Результаты сравнительного анализа таких тенденций у юношей и девушек представлен на рис. 2 (в исследовании приняли участие 115 юношей и 106 девушек, пятеро респондентов свой пол не указали).
Рис. 2. Аффилиативные и антиаффилиативные тенденции среди юношей и девушек (средний балл)
Что же касается анализа отдельных суждений в этих подгруппах, то и здесь наблюдаются весьма противоречивые результаты. Так, о безразличном отношении к своей национальности говорят 39 % девушек и 31 % юношей. Наряду с этим 77 % девушек и 68 % юношей считают, что человеку необходимо ощущать себя частью какого-либо народа. Полученные результаты ставят под сомнение тезис о том, что в возрасте 15-17 лет (т. е. в ранней юности) «этнические установки становятся устойчивыми, укрепляется осознание своей этнической принадлежности, формируется этническое мировоззрение» [5].
Для изучения отношения старшеклассников к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия нами были выявлены типы этнической идентичности респондентов [3, с. 189-193]. Преобладающим типом является позитивная этническая идентичность (средний балл 15,5 из 20 возможных). Средние баллы по каждому типу этнической идентичности оказались следующими (см. рис. 3).
Рис. 3. Типы этнической идентичности (средний балл)
1 - этнонигилизм,
2 - этническая индифферентность,
3 - позитивная этническая идентичность (норма),
4 - этноэгоизм,
5 - этноизоляционизм,
6 - национальный фанатизм.
Наряду с преобладанием позитивной идентичности наблюдается и высокий уровень этнической индифферентности респондентов (средний балл 11,2), что вполне коррелирует с результатами исследования выраженности этноаффилиативных тенденций. Причем, по сравнению с опросом, проведенным среди старшеклассников в 2015 г. [6, с. 256], средний балл по данному типу претерпел самые значительные изменения (+1,3) (см. рис. 4).
Рис. 4. Типы этнической идентичности учащихся
в 10-11 классов общеобразовательных школ Омска (средний балл)
1 - этнонигилизм,
2 - этническая индифферентность,
3 - позитивная этническая идентичность,
4 - этноэгоизм,
5 - этноизоляционизм,
6 - национальный фанатизм.
Анализируя полученную в ходе опроса эмпирическую базу, мы учитывали тот факт, что формирование этнической идентичности происходит под влиянием объективных и субъективных факторов, одним из которых является сложившаяся в регионе система этнической социализации. В этой связи нам было интересно узнать, как учителя оценивают проблему формирования этнического самосознания старшеклассников. По результатам опроса 49 % учителей считает, что в ученической среде преобладает позитивное отношение к своему народу в сочетании с позитивным отношением к другим народам; 25 % говорит о преобладании безразличного отношения к собственной национальности и национальной культуре; 24 % считает, что эти проблемы не являются актуальными для современных школьников и 2 % отмечают преобладание убежденности в превосходстве своего народа. Анализ же ответов старшеклассников на отдельные вопросы (маркеры) несколько противоречит такому «спокойному» взгляду учительского сообщества на данную проблему. Так, о наличии маркеров национального фанатизма свидетельствуют следующие данные:
- считают «строго необходимым сохранять чистоту нации» 40 % опрошенных;
- считают, что «люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на их национальной территории» 15 % опрошенных;
- считают, что «любые средства хороши для защиты интересов своего народа» 34 % опрошенных.
Причем, если И. С. Маловичко предлагает судить о наличии маркера в том случае, когда суждение оценено баллами 4, 3, 2 («согласен», «скорее согласен», «в чем-то согласен, в чем-то не») [7, с. 53], то мы учитывали только первые две оценки, - «согласен» и «скорее согласен», т. е. показатель присутствия маркеров национального фанатизма по
И. С. Маловичко был бы еще выше. Обеспокоенность вызывает и полученный интегративный показатель уровня межэтнической напряженности. В нашем случае он оказался равным 0,6, т. е. тревожным [7, с. 53-54]. Между тем 75 % учителей оценивают состояние межнациональных отношений в своей образовательной организации как «положительное» и 25 % как «нейтральное». Хотя о том, что сталкивались с проявлением неприязни к иноэтничным детям в виде оскорбительных высказываний в их адрес из-за национальной принадлежности говорят 28 % опрошенных.
Итак, определение своего места во взрослом мире, являющееся центральной задачей в подростковом и юношеском возрасте, происходит через формирование внутренней системы ценностей, приобретение гражданской зрелости, принятие и освоение различных социальных ролей, морального сознания и самосознания, этнического самосознания как составной его части. В зависимости от того, какой у молодого человека тип идентичности, можно прогнозировать его принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки, а также стратегии поведения в ситуации межличностного взаимодействия в условиях полиэтничной образовательной среды. Кроме того, развитие этнического самосознания является мощнейшим источником его дальнейшего психического развития.
На формирование этнической идентичности современного подростка оказывает влияние множество факторов: территориальное расселение этнической группы, к которой он принадлежит, семейное воспитание, религиозное сознание, ближайшее окружение, уровень его образованности, в частности, наличие объективных знаний об этнических группах, своей и чужих, их истории и традициях, а также различиях между ними. Полученные в ходе диагностического исследования данные подтверждают необходимость разработки и внедрения в образовательное пространство специальных
программ, направленных на развитие позитивной этнической идентичности, этнической толерантности, готовности к конструктивному межэтническому взаимодействию.
1. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2009. 368 с.
2. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменской области. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2004. 117 с.
3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
4. Карпенко О. В. Обучение «национальным» различиям: «народ» в школьных учебниках обществоведения // Расизм в языке образования / под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб.: Алетейя, 2008. С. 47-87.
5. Приписнова В. В. Этническое самосознание современных студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2016/02/64471 (дата обращения: 25.12.2015).
6. Овчинникова Т. М. Проблемы этнической идентичности современной молодежи // Реальность. Человек. Культура: философия и философствование в современной культуре. VII Ореховские чтения: материалы Всерос. науч. конф., посвященной 50-летию кафедры философии Омского государственного педагогического университета (Омск, 12-13 ноября 2015 г.). Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. С. 253-257.
7. Маловичко И. С. Методика проведения исследования межэтнической напряженности в подростковых сообществах // Школьные службы примирения в регионах России. Профилактика межэтнических конфликтов / под общ. ред. Н. Л. Хананашвили. М.: Изд-во «Юрист», 2014. С. 34-71.
© Овчинникова Т. М., 2016
УДК 373.31
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3начительную роль в развитии ребенка играет начальная школа, которая закладывает фундамент интеллектуально и духовно развитой личности. Авторы рассматривают процесс формирования исследовательских умений младших школьников, подчеркивают необходимость организации и проведения проектной деятельности в учебном процессе начальной школы, описывают работу над проектом.
Ключевые слова: исследовательские умения, формирование, проектная деятельность, проект, учебный процесс, младшие школьники.
С. А. Одинцова, Т. В. Аксинович S. А. Odintsova, T. V. Aksinovich
RESEARCH SKILL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN BASED ON PROJECT ACTIVITY
Primary school plays a significant role in the development of the child, which lays the foundation for the intellectually and spiritually developed personality. The researchers examine the process of research skill development of primary schoolchildren, emphasize the need for organization and conduct of project activity in educational process of primary school and describe the work on the project.
Keywords: research skills, formation, project activity, project, educational process, primary schoolchildren.
В условиях глобальных перемен образовательная поли- ностного смысла образования в целом и его вклада в судь-тика Республики Казахстан направлена на усиление цен- бу каждого человека, на повышение качества всех уровней