Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоножко Марина Львовна, Шафорост Павел Олегович

Особенностью образования является то, что это не просто один из институтов социальной системы, при- званной удовлетворить общественную потребность в подготовке квалифицированных участников трудового процесса для всех остальных сфер общественной жизни. В данном случае речь идет о том, что, помимо своего дидактически когнитивного функционального предназначения, институт образования является важнейшим агентом социализации, что предъявляет совершенно иные требования к организации управленческой деятельности в регулятивных структурах, функционирующих в сфере образования. В статье проводится детерминированный многофакторный анализ существующей системы студенческого самоуправления, и определяются функциональные содержания студенческих советов как участников системы социальной адаптации и развития студентов образовательных учреждений, а также изложены основные аспекты развития студенческого самоуправления в Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT GOVERNMENT AS A SOCIAL PRACTICE ENVIRONMENT THE DEVELOPMENT OF STUDENTS

Feature of education is that it is not just one of the institutions of the social system, designed to meet a social need in the training of qualified participants of the labor process for all other spheres of public life. In this case, it is clear that apart from his didactic and cognitive functional purpose, the Institute of education is the most important agent of socialization, which places quite different demands on management activity in the regulatory structures operating in the field of education. The article presents a deterministic multi-factor analysis of the existing system of student self-government, and identifies the functional content of the student councils as participants in the system of social adaptation and development of students of educational institutions, and also sets out the main aspects of development of student self-government in the Tyumen region.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Невысокая экономическая активность молодежи, трудности трудоустройства, снижение уровня жизни населения, достаточно высокий уровень протестного настроения способствуют трансформации этнической идентичности и развитию ее негативных форм.

Список литературы

1. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.

2. Хайруллина Н. Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов тюменского севера (результаты социологического исследования) // Нефть и газ. - 2000. -№ 3. - С. 117.

3. Хайруллина Н. Г., Койше К. К. Этническая идентификация татар Тюменской области: социологическое измерение // Знание. Понимание. Умение. - 2013. -№ 1. - С. 116-120.

4. Социально-гуманитарные проблемы современности / Хайруллина Н. Г., Москатова А. К., Недосекина А. Г., Обидина Ю. С., Степанов А. В., Стерледева Т. Д., Шитова Н. Б. Личность и общество / Saint-Louis, MO, USA, 2013.

5. Очерки истории Тюменской области / В. М. Кружинов [и др.] - Тюмень, 1994 - 255 с.

6. Социокультурная динамика — портрет Тюменской области. Коллективная монография / Научная редакция В. А. Давыденко. Авторский коллектив: В. А. Давыденко, Е. В. Андрианова и др. - Тюмень: ООО «Вектор Бук», 2011 - 148 с.

7. Статистический ежегодник: Стат. Сб. в 4-х частях. Ч. IV(I) Тюменская область (без автономных округов) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2011. - 279 с.

8. Труд и занятость в России 2007: Стат. сб. / Россстат. - М., 2007. - 611 с.

Сведения об авторе

Омелаенко Наталия Викторовна, к. социол. н., доцент кафедры иностранных языков, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89048762728, e-mail: omnv2011@mail.ru

Omelaenko N. V. Candidate of Sciences in Sociology, associate professor, Department of Foreign languages, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89048762728, e-mail: omnv2011@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА

РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

STUDENT GOVERNMENT AS A SOCIAL PRACTICE ENVIRONMENT THE DEVELOPMENT OF STUDENTS

М. Л. Белоножко, П. О. Шафорост

M. L. Belonozhko, P. O. Shaforost

Ключевые слова: студенческое самоуправление; обучающиеся; профессиональные навыки;

социальная адаптация Key words: student government; students; vocational skills; social adaptation

Особенностью образования является то, что это не просто один из институтов социальной системы, призванной удовлетворить общественную потребность в подготовке квалифицированных участников трудового процесса для всех остальных сфер общественной жизни. В данном случае речь идет о том, что, помимо своего дидактически-когнитивного функционального предназначения, институт образования является важнейшим агентом социализации, что предъявляет совершенно иные требования к организации управленческой деятельности в регулятивных структурах, функционирующих в сфере образования. В статье проводится детерминированный многофакторный анализ существующей системы студенческого самоуправления, и определяются функциональные содержания студенческих советов как участников системы социальной адаптации и развития студентов образовательных учреждений, а также изложены основные аспекты развития студенческого самоуправления в Тюменской области.

Feature of education is that it is not just one of the institutions of the social system, designed to meet a social need in the training of qualified participants of the labor process for all other spheres of public life. In this case, it is clear that apart from his didactic and cognitive functional purpose, the Institute of education is the most important agent of socialization, which places quite different demands on management activity in the regulatory structures operating in the field of education. The article presents a deterministic multi-factor analysis of the existing system of student self-government, and identifies the functional content of the student councils as participants in the system of social adaptation and development of students of educational institutions, and also sets out the main aspects of development of student self-government in the Tyumen region.

Происходящие социально-экономические изменения, возникшие под влиянием кризиса в нашей стране, выдвигают ряд требований для дальнейшего развития как государству в целом, так и каждой личности отдельно. От общества требуется большая маневренность и мобильность, умение подстраиваться под тенденции от локального до мирового уровня. К одним из важных аспектов, затрагивающих и государство, и отдельно взятую личность, относится система образования [1]. От ее эффективности зависит то, с какими потерями общество выйдет из кризиса и какие выводы из него вынесет, а также выработка стратегии и векторов дальнейшего развития. Это обусловливает цель кризисного и посткризисного образования, которая заключается в подготовке социально активного, мобильного и подготовленного к взрослой жизни студента — будущего выпускника, способного к продуктивной деятельности на благо общества, государства и свое личное [2].

Сама оценка эффективности действующей системы образования представляется вопросом весьма неоднозначным и субъективным. Если пытаться оценить ее на государственном уровне, то к наиболее важным аспектам стоит отнести формирование и развитие личности на стадии обучения в образовательных учреждениях, на что указывают результаты многочисленных научных исследований [1, 2, 3]. Известно, что социальное развитие личности будущего специалиста или руководителя невозможно вне студенческого коллектива. В настоящее время активно проводится работа студенческих организаций и органов студенческого самоуправления по успешной адаптации студентов к студенческой среде и их дальнейшее развитие, включающее социальную и профессионально-компетентную область [4, 5].

С точки зрения значимости развития личности в образовательной организации функциональные предназначения студенческого самоуправления состоят в следующем:

• студенческое самоуправление как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;

• студенческое самоуправление как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты;

• студенческое самоуправление как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.

В 2014 году в послании Президента Федеральному собранию было сказано о необходимости учета мнения студенческих советов и развития системы студенческого самоуправления в системе управления вузов.

С учетом концепции развития студенческого самоуправления и важности темы для государства было проведено исследование, направленное на изучение состояния студенческого самоуправления в Тюменской области.

Цель исследования состоит в детерминированном многофакторном анализе существующей системы студенческого самоуправления и определении функционального содержания студенческих советов как участников системы социальной адаптации и развития студентов образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: социально-практическое развитие как функциональное содержание студенческих советов в рамках студенческого самоуправления содействует повышению степени адаптации первокурсников и их дальнейшему социально-профессиональному развитию, выражающему в повышении уровня самостоятельности и профессиональных компетенций.

Объектом исследования является студенческое самоуправление в Тюменской области, предметом -сущность и особенности деятельности студенческих советов, взаимосвязи между управленческими действиями, средствами и развитием индивидуально-личностных характеристик студентов.

Детерминированный многофакторный анализ состоит из двух частей, в первой — изучено комплексное мнение первокурсников о роли студенческого самоуправления в жизни студента посредством проведения анкетирования.

Во второй части анализа принимали участие студенты 2-5 курсов с целью определения зависимости между степенью вовлеченности на каждом этапе обучения и уровнем социализации и приобретенными профессиональными навыками. Первичные статистические данные представлены в таблице.

Анкетирование первокурсников проводилось преимущественно среди студенческого актива, представители которого принимали участие минимум в трех мероприятиях, проводимых студенческими советами, и состояли в активе не менее одного семестра. Несмотря на столь малый опыт участия в работе студенческих советов, 84 % опрошенных информированы о направлении деятельности и функционирующих органов студенческого самоуправления. Представителям студенческого актива первого курса было предложено ответить на ряд вопросов, чтобы определить уровень их социализации в коллективе, степень удовлетворенности от работы студенческого совета, мотивы участия в работе органов студенческого самоуправления, их представления о деятельности советов.

Первичные статистические данные

Опрошенные студенты Количество, чел.

1 курс 324

2-5 курс 450

Из них входящие в студенческий актив: 2 курс 147

3 курс 124

4 курс 93

5 курс 86

На вопрос «Зачем, по Вашему мнению, нужно студенческое самоуправление студентам?» ответы распределились следующим образом: 40 % — объединение всех студентов, 24 % — решение бытовых и социальных проблем, 23 % — помогает взаимодействовать студентам с администрацией вуза, 13 % — проведение различных мероприятий.

На вопрос «Каким формам общественной работы Вы отдаете предпочтение?» респонденты ответили: 49 % — студенческое самоуправление, 23 % — строительные отряды, 15 % — спортивное направление, 10 % — научное направление, 1 % — другое.

На вопрос «Какие качества личности развиваются в процессе участия в студенческом самоуправлении» были получены следующие ответы: 37 % — исполнительность, 17 % — мобильность, 25 % — способность работать в команде, 11 % — лидерские качества, 7 % — аналитическое мышление, 3 % — стрес-соустойчивость.

Таким образом, первокурсники четко осознают важность студенческого самоуправления в формировании не только социально значимых качеств личности, но и общекультурных и профессиональных компетенций.

Анализ мотивов участия в органах студенческого самоуправления показал у 36 % личную заинтересованность; у 27 % — желание быть в центре событий; у 25 % — стремление развивать свои лидерские и коммуникативные качества; у 12 % — интерес.

Интересным фактом было то, что весь опрошенный актив первокурсников (100 %) изъявил желание участвовать в общественной жизни своего вуза.

С целью выявления плодотворности работы органов студенческого самоуправления в жизни студента на протяжении всего периода обучения был проведен анализ результатов анкетирования студентов 2-5 курсов, как входящих в студенческий актив, так и не входящих. Выявленные различия в степени социализации и приобретенных профессиональных навыках являются показателем эффективности работы органов студенческого самоуправления.

Ответы на вопрос «Самостоятельно ли Вы находили место практики в текущем году?» отражены на

рис. 1.

Рис. 1. Ответы студентов 2-5 курсов на вопрос «Самостоятельно ли Вы находили место практики в текущем году?»

Полученные результаты свидетельствуют, что студенты, входящие в студенческий актив, с повышением курса обучения приобретают все большую самостоятельность. В связи с тем, что практика в жизни студента является первой ступенью в будущей профессиональной деятельности, ее самостоятельный поиск показывает готовность к взрослой жизни.

Ответы на вопрос «В сравнении с прошлым годом обучения стало ли вам легче адаптироваться к новым условиям и факторам вашей социальной среды?» отражены на рис. 2.

■ Студенты, не входящие в студенческий актив

■ Студенты, входящие в студенческий актив

54%

35%

26%

/ff а 62% 75%

24%i 37%

2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Рис. 2. Ответы студентов 2-5 курсов на вопрос «В сравнении с прошлым годом обучения стало ли вам легче адаптироваться к новым условиям и факторам вашей социальной среды?»

Анализ результатов показывает, что адаптируемость студентов, как принадлежащих студенческому активу, так и не принадлежащих таковому, повышается, но средняя скорость адаптации (выраженная через коэффициенты а и в) в данном случае различна. Коэффициенты а и в показывают средние величины восходящих линий трендов каждой из групп студентов, выраженные в качестве средних скоростей прироста адаптированных студентов по сравнению с предыдущим годом. Из графика видно, что адаптируемость лучше наблюдается у студентов, входящих в студенческий актив (в = 1,48 > а = 1,44).

На вопрос «В сравнении с прошлым годом обучения, насколько увеличился профиль Ваших профессиональных компетенций?» получены схожие с ответами на предыдущий вопрос данные. В данном случае в = 1,54 > а = 1,32 показывает, что студенты, входящие в актив, быстрее приобретают необходимые профессиональные компетенции для будущей специальности.

В дополнение к исследованию был проведен анализ успеваемости рассматриваемых групп. В результате получен следующий результат: студенты, входящие в студенческий актив и имеющие более высокую степень социализации и адаптируемости, имеют более высокий балл успеваемости чем студенты, не входящие в актив.

Таким образом, по полученным результатам многофакторного анализа можно утверждать, что работа органов студенческого самоуправления в Тюменской области, выражающая в социал-практическом развитии студентов, повышает степень адаптации первокурсников и их социализацию. Плодотворная работа в рамках студенческого самоуправления способствует повышению профессиональных знаний и самостоятельности их постижения на всем периоде обучения. Полученные данные свидетельствуют, что социал-практическое развитие является неотъемлемой и необходимой функциональной составляющей системы студенческого самоуправления.

Список литературы

1. Белоножко М. Л., Силин А. Н., Рудица Н. Б. Качество подготовки в евразийских университетах глазами студентов, преподавателей и работодателей //Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-15833 (дата обращения: 10.12.2014).

2. Студенческое самоуправление: нужно ли тебе это! - Москва, 2006. - 24 с.

3. Устинова О. В., Гарабажий В. А. Ценностные ориентации студенческой молодежи / О. В. Устинова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. - 2010. -№» 4. - С. 203-205.

4. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализированная траектория / А. И. Ковалева // Со-цис.-2003.-№ 1.-С. 109-115.

5. Становление субъектности учащихся в инновационном учреждении: научные основы и опыт: материалы пед. чтений: Волгоград, 8 апр. 2004 г. / Под ред. Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкого. - Волгоград: ВГИПКРО, 2005. - 252 с.

6. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы / Е. В. Бондаревская. - Ростов на/Д, 1997.-28 с.

Сведения об авторах

Белоножко Марина Львовна, ó. социол. н., профессор, зав. кафедрой «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89088734449, е-mail: mlb@inbox.ru

Шафорост Павел Олегович, аспирант кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89612085957, е-mail: shaforost.pavel@mail.ru

Belonozhko M. L., Doctor of Sociology, professor, head of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89088734449, е-mail: mlb@inbox.ru

Shaforost P. O. postgraduate of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89612085957, е-mail: shaforost.pavel@mail.ru

УДК 37.018.43

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

DISTANCE EDUCATIONAS A COMPONENT OFTHE FORMATION OFCOMMONEDUCATIONAL SPACE

О. М. Горева, Л. Н. Белоножко

O. M. Goreva, L. N. Belonozhko

Ключевые слова: модернизация образования; дистанционное образование; дистанционное обучение; компьютерное моделирование; медиа-образование Key words: modernization of education; distance learning; computer simulation; media-education

В настоящее время наблюдается изменение парадигмы образования. Образование призвано стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Данные аргументы относятся к новейшей форме педагогической деятельности, которая обозначается как дистанционное обучение. Отличительными чертами формирующейся системы образования являются переход к формированию открытой системы образования; применение мультимедийных, информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний; формирование новых направлений образования, отвечающих потребностям информационно зависимого общества в новом тысячелетии.

It is pointed out that today one can witness a certain shift in paradigm of education. The education is called on to become such a social institution that would be able to provide a person a variety of educational services allowing him to learn continuously, providing the broad masses of people an opportunity to get post-graduate and further education. These arguments refer to the latest form of educational activity that is referred to as distance learning. The distinctive features of the emerging system of education is a transition to formation of an open education system, use of multimedia, information technologies in the process of selection, accumulation, systematization and transfer of knowledge, formation of new directions of education meeting the needs of the information-dependent society in the new millennium.

Современная система образования должна готовить новое поколение к условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе. Бурный рост технологически совершенствующихся отраслей деятельности предполагает, что не менее 40-50 % населения должно иметь высшее образование [1].

В настоящее время примерно две трети взрослого населения страны пока еще не охвачены никакими формами дополнительного образования. В России в силу сложных экономических условий имеет место и такая особенность: студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать учебные занятия. Решение перечисленных задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей. Реальная альтернатива этому — развитие системы дистанционного образования (далее — ДО), которое позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Общие концепции и принципы построения глобального образовательного пространства провозглашены в Декларациях международных организаций и конгрессов (декларация ЮНЕСКО о высшем образовании, образовательные программы ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ», Болонское соглашение, Вашингтонский протокол). Следовательно, происходит совмещение процессов формирования двух глобальных пространств - образовательного и информационного. Они объективно взаимосвязаны, но не тождественны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.