Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ'

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНТ / ADAPTATION / SELF-MANAGEMENT / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Александр Яковлевич

Проблеме адаптации вчерашних выпускников школ после поступления в профессиональные образовательные организации уделяется все больше внимания в психолого-педагогических исследованиях. По мнению ЮНЕСКО, адаптированность личности к различным средовым изменениям является одним из показателей качества образовательных результатов. В статье рассматривается влияние системы студенческого самоуправления на успешность адаптации первокурсников в условиях педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Александр Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SELF-GOVERNMENT AS A FACTOR OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS

The problem of adaptation of yesterday’s school graduates after entering professional educational organizations is receiving more and more attention in psychological and pedagogical research. According to UNESCO, the adaptation of a person to various environmental changes is one of the indicators of the quality of educational results. This article examines the influence of the student self-government system on the success of adaptation of first-year students in the conditions of a pedagogical college.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ»

Воспитание и социализация личности

Сведения для цитирования: Алексеев, А. Я. Студенческое самоуправление как фактор успешной адаптации студентов / А. Я. Алексеев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 84-87.

УДК 377 ББК 74.57

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

А. Я. Алексеев

Проблеме адаптации вчерашних выпускников школ после поступления в профессиональные образовательные организации уделяется все больше внимания в психолого-педагогических исследованиях. По мнению ЮНЕСКО, адаптированность личности к различным средовым изменениям является одним из показателей качества образовательных результатов. В статье рассматривается влияние системы студенческого самоуправления на успешность адаптации первокурсников в условиях педагогического колледжа.

Ключевые слова: адаптация, самоуправление, студент.

Жизнь современного человека обусловлена большим количеством изменений разного характера. В разные периоды жизни человек попадает в различные ситуации, отношения, обязанности, и у него возникает необходимость активизировать процессы адаптации. Именно этой проблеме посвящены научные изыскания Ж. Пиаже, А. В. Карпова, А. А. Виноградовой, Э. О. Леонтьевой, Л. Фестингера, В. Н. Дружинина [1], которые рассматривали феномен адаптации с различных научных подходов. Анализируя категорию «адаптация», можно заключить, что адаптация студентов — это интегративное явление (процесс, вид деятельности, результат, метод, фактор) активной, добровольной, осознанной включенности субъектов образовательного пространства в педагогическое взаимодействие, которое благодаря деятельности педагога детерминирует эффективность обучения и воспитания подопечных, их личное и профессиональное становление [2].

При поступлении в организации профессионального образования вчерашние школьники становятся студентами-первокурсниками. В ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж» обучающиеся принимают условия и требования, предъявляемые к ним целым рядом внутренних локальных актов, нормативных документов, администрацией и педагогами колледжа. Но на данном этапе жизни они уже имеют некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые в начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования могут приводить к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Успешная адаптация первокурсника к новым условиям жизни и учебы является залогом дальнейшего развития будущего специалиста. Среди факторов, оказывающих влияние на адап-

тацию к обучению, выделяют социологический, психологический и педагогический [3].

Целью реализуемой в колледже программы адаптации студентов является создание благоприятного социально-психологического климата, способствующего успешной социализации студентов нового набора и в итоге эффективному формированию у них общих и профессиональных компетенций.

Одним из условий успешной адаптации, по мнению педагогического коллектива колледжа, является активное включение студентов-первокурсников в систему самоуправления. В теории педагогического менеджмента студенческое самоуправление рассматривается как необходимое условие развития коллектива. Среди обширного спектра толкований данной категории выделим следующее: студенческое самоуправление — это особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие социальной активности, поддержку социальных инициатив [4]. Говоря о студенческом самоуправлении, необходимо подчеркнуть, что это привязанное к общим компетенциям, предусмотренным действующими ФГОС СПО, направление воспитательной работы в настоящее время

Студенческий совет колледжа формируется из числа наиболее активных, инициативных, ответственных студентов, желающих принимать участие в жизнедеятельности колледжа. Руководство и планирование функционирования студенческого совета осуществляет председатель, избираемый общим открытым голо-

активно развивается в профессиональных образовательных организациях [5].

Бытует мнение, что первокурсникам не нужно самоуправление: у них и так много своих проблем, и незачем их загружать дополнительными заботами. Однако практика доказывает обратное — активное включение первокурсников в общественную жизнь колледжа позволяет решать целый ряд задач адаптации:

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению стрессового напряжения и девиантных форм поведения;

- осуществление комплекса организационных, просветительских мероприятий, направленных на предотвращение дезадаптации студентов нового набора;

- формирование мотивации у студентов к освоению профессии и организации учебной деятельности;

- создание дополнительных пространств для самореализации личности во внеучебное время;

- организация мероприятий по сохранению и укреплению физического здоровья.

В колледже студенческое самоуправление представлено в виде двух организационных структур — студенческого совета колледжа и активов студенческих групп (рис. 1).

сованием всей студенческой общественности педагогического колледжа.

Активы групп первого курса в своей работе опираются на планы работы образовательной организации, воспитательной работы, работы учебно-воспитательной комиссии и распоряжения административного персонала. В своей

Рис. 1. Структура студенческого самоуправления ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж»

Инновационное развитие профессионального образования

структуре орган студенческого самоуправления группы представлен старостой, членами учебно-воспитательной комиссии, культоргом, физоргом, членами редакционной коллегии, представителем медиаподдержки деятельности группы.

Студенты первого курса активно включаются в работу студенческого самоуправления начиная с первых месяцев обучения в колледже. Участие первокурсников во всех центрах студенческого совета позволяет эффективно проводить мероприятия не только адаптационного характера, но и приуроченные к событиям различного уровня, включая городские. Например, целый ряд городских праздников для населения Златоустовского городского округа, таких как «Парад профессий», «День рождения парка „Крылатко"», «Масленица», проводят именно студенты-первокурсники в составе студенческого совета колледжа. Они непосредственно организуют конкурсные, анимационные, физкультурные игры для детей в отдельных фрагментах событий. Одной из важных составных частей

программы являются танцевальные флешмо-бы, цель которых — сплочение детей, принимающих участие в празднике, их знакомство, заряд положительной энергией и мотивацией на участие в празднике. Основное коллективное ядро — также студенты первого курса.

Еженедельный образовательный флешмоб для всех студентов колледжа традиционно проводится с привлечением волонтеров первого курса. Развитая система самоуправления в группах позволяет оперативно доводить информацию до всех студентов, эффективно организовывать мероприятия по различным направлениям воспитательной и учебной работы.

Обобщая опыт воспитательной работы с первокурсниками, нужно отметить, что адаптация студентов в ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж» носит комплексный характер, одним из важных компонентов которого является активная включенность обучающихся в систему студенческого самоуправления образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Виноградова, А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе в процессе изучения математических и естественно-научных дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Виноградова ; Тюменский государственный университет. — Тюмень, 2008. — 27 с.

2. Ульянова, И. В. Педагогическая адаптация обучающихся к образовательному процессу в контексте воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций личности / И. В. Ульянова // Символ науки. — 2016. — № 5. — С. 203-206.

3. Якиманская, И. С. Психология и педагогика : учеб. пособие / И. С. Якиманская, О. С. Карымова, Е. А. Трифонова, Т. А. Ульчева. — Оренбург : Руссервис, 2008. — 178 с.

4. Воробьева, А. С. Организация студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. С. Воробьева ; ЧГПУ. — Челябинск, 2005 — 20 с.

5. Сташкевич, И. Р. Стандарт среднего профессионального образования как ориентир в воспитательной работе / И. Р. Сташкевич, Е. О. Малова // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 2 (81). — С. 49-52.

For citation: Alekseev, A. Ya. Student self-government as a factor of successful adaptation of students / A. Ya. Alekseev // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 3 (27). — P. 84-87.

STUDENT SELF-GOVERNMENT AS A FACTOR OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS

A. Ya. Alekseev

The problem of adaptation of yesterday's school graduates after entering professional educational organizations is receiving more and more attention in psychological and pedagogical research. According to UNESCO, the adaptation of a person to various environmental changes is one of the indicators of the quality of educational results. This article examines the influence of the student self-government system on the success of adaptation of first-year students in the conditions of a pedagogical college.

Key words: adaptation, self-management, student.

References

1. Vinogradova A. A. Adaptacija studentov mladshih kursov k obucheniju v vuze v processe izuchenija matematicheskih i estestvenno-nauchnyh disciplin [Adaptation of junior students to study at a university in the process of studying mathematical and natural science disciplines], Cand. ped. sci. diss. Abstr. Tyumen, Tyumen State University, 2008, 27 p. (In Russian)

2. Ulyanova I. V. Pedagogicheskaja adaptacija obuchajushhihsja k obrazovatel'nomu processu v kontekste vospitatel'noj sistemy formirovanija gumanisticheskih smyslozhiznennyh orientacij lichnosti [Pedagogical adaptation of students to the educational process in the context of the educational system of the formation of humanistic life-meaning orientations of the individual], Simvol nauki [Symbol of Science], 2016, No. 5, pp. 203-206. (In Russian)

3. Yakimanskaya I. S., Karymova O. S., Trifonova E. A., Ulcheva T. A. Psihologija ipedagogika : uchebnoe posobie [Psychology and pedagogy: textbook]. Orenburg, Russervice, 2008, 178 p. (In Russian)

4. Vorobieva A. S. Organizacija studencheskogo samoupravlenija v vospitatel'noj sisteme pedagogicheskogo kolledzha [Organization of student self-government in the educational system of a pedagogical college], Cand. ped. sci. diss. Abstr. Chelyabinsk, ChGPU, 2005, 20 p. (In Russian)

5. Stashkevich I. R., Malova E. O. Standart srednego professional'nogo obrazovanija kak orientir v vospitatel'noj rabote [The standard of secondary vocational education as a benchmark in educational work], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2020, No. 2 (81), pp. 49-52. (In Russian)

Алексеев Александр Яковлевич, заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Зла-тоустовский педагогический колледж», Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: alexeev30051978@mail.ru

Alekseev Alexander Yakovlevich, deputy director for educational work, Zlatoust Pedagogical College, Chelyabinsk region, Zlatoust, e-mail: alexeev30051978@ mail.ru

Сведения для цитирования: Берсенева, Е. В. Проект как технология образования в процессе воспитания и социализации личности / Е. В. Берсенева, О. В. Перевозова, Н. С. Галеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 87-98.

УДК 37.0 ББК 74.200

ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Е. В. Берсенева, О. В. Перевозова, Н. С. Галеева

В статье обосновывается проектный подход как методологическая основа воспитания и социализации студентов профессиональных образовательных организаций. Авторы многоаспектно анализируют результаты реализации в ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» социально ориентированного бизнес-проекта «Все в бизнес!» с позиции успешности социализации студентов, формирования у них предпринимательских компетенций и соответствующих личностных качеств.

Ключевые слова: социализация личности, проектная технология, проектный подход, условия реализации образования, воспитание личности, процесс образования, молодежный проект, предпринимательские компетенции.

Перспективы развития современного об- процессы глобализации и цифровизации, внося-щества сегодня сложно обозначить четко и кон- щие в вековые ценностные установки необрати-кретно: большое влияние на него оказывают мые коррективы. Очень далеки от современной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.