Научная статья на тему 'ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПРОЕКТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PERSONALITY SOCIALIZATION / PROJECT TECHNOLOGY / PROJECT APPROACH / CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF EDUCATION / PERSONALITY UPBRINGING / EDUCATION PROCESS / YOUTH PROJECT / ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенева Елена Валерьевна, Перевозова Ольга Владимировна, Галеева Нина Сергеевна

В статье обосновывается проектный подход как методологическая основа воспитания и социализации студентов профессиональных образовательных организаций. Авторы многоаспектно анализируют результаты реализации в ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» социально ориентированного бизнес-проекта «Все в бизнес!» с позиции успешности социализации студентов, формирования у них предпринимательских компетенций и соответствующих личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берсенева Елена Валерьевна, Перевозова Ольга Владимировна, Галеева Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT AS A TECHNOLOGY OF EDUCATION IN THE PROCESS OF UPBRINGING AND SOCIALIZING A PERSONALITY

The article substantiates the project approach as a methodological basis for the upbringing and socialization of students of professional educational organizations. The authors analyze the results of the implementation of the socially oriented business project “Everything in business!” At the Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry in a multidimensional manner from the standpoint of the success of students’ socialization, the formation of their entrepreneurial competencies and the corresponding personal qualities.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

References

1. Vinogradova A. A. Adaptacija studentov mladshih kursov k obucheniju v vuze v processe izuchenija matematicheskih i estestvenno-nauchnyh disciplin [Adaptation of junior students to study at a university in the process of studying mathematical and natural science disciplines], Cand. ped. sci. diss. Abstr. Tyumen, Tyumen State University, 2008, 27 p. (In Russian)

2. Ulyanova I. V. Pedagogicheskaja adaptacija obuchajushhihsja k obrazovatel'nomu processu v kontekste vospitatel'noj sistemy formirovanija gumanisticheskih smyslozhiznennyh orientacij lichnosti [Pedagogical adaptation of students to the educational process in the context of the educational system of the formation of humanistic life-meaning orientations of the individual], Simvol nauki [Symbol of Science], 2016, No. 5, pp. 203-206. (In Russian)

3. Yakimanskaya I. S., Karymova O. S., Trifonova E. A., Ulcheva T. A. Psihologija ipedagogika : uchebnoe posobie [Psychology and pedagogy: textbook]. Orenburg, Russervice, 2008, 178 p. (In Russian)

4. Vorobieva A. S. Organizacija studencheskogo samoupravlenija v vospitatel'noj sisteme pedagogicheskogo kolledzha [Organization of student self-government in the educational system of a pedagogical college], Cand. ped. sci. diss. Abstr. Chelyabinsk, ChGPU, 2005, 20 p. (In Russian)

5. Stashkevich I. R., Malova E. O. Standart srednego professional'nogo obrazovanija kak orientir v vospitatel'noj rabote [The standard of secondary vocational education as a benchmark in educational work], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2020, No. 2 (81), pp. 49-52. (In Russian)

Алексеев Александр Яковлевич, заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Зла-тоустовский педагогический колледж», Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: alexeev30051978@mail.ru

Alekseev Alexander Yakovlevich, deputy director for educational work, Zlatoust Pedagogical College, Chelyabinsk region, Zlatoust, e-mail: alexeev30051978@ mail.ru

Сведения для цитирования: Берсенева, Е. В. Проект как технология образования в процессе воспитания и социализации личности / Е. В. Берсенева, О. В. Перевозова, Н. С. Галеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 87-98.

УДК 37.0 ББК 74.200

ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Е. В. Берсенева, О. В. Перевозова, Н. С. Галеева

В статье обосновывается проектный подход как методологическая основа воспитания и социализации студентов профессиональных образовательных организаций. Авторы многоаспектно анализируют результаты реализации в ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» социально ориентированного бизнес-проекта «Все в бизнес!» с позиции успешности социализации студентов, формирования у них предпринимательских компетенций и соответствующих личностных качеств.

Ключевые слова: социализация личности, проектная технология, проектный подход, условия реализации образования, воспитание личности, процесс образования, молодежный проект, предпринимательские компетенции.

Перспективы развития современного об- процессы глобализации и цифровизации, внося-щества сегодня сложно обозначить четко и кон- щие в вековые ценностные установки необрати-кретно: большое влияние на него оказывают мые коррективы. Очень далеки от современной

молодежи разные категории социализации, все сложнее получается живое непринужденное общение. А ведь очевидно, что общественная сущность человека проявляется именно в его отношениях и связях с другими людьми. Без приобщения человека к обществу невозможен процесс формирования личности, который ученые называют социализацией. Педагогическая наука и образование должны искать новые инструменты и технологии, гарантирующие такую возможность.

Как известно, процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь. Социализация (от лат. soсialis — «общественный») — это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Такое академическое определение мы встречаем в энциклопедических словарях. Однако динамика современного общества и доминирование цифровых технологий в нем заставили многих ученых из области педагогики, психологии, социологии и других наук еще раз более внимательно посмотреть на это явление в разрезе новой цифровой трансформации общества, так как существенно поменялись ценностные ориентиры молодежи, самоопределение в новых мотива-ционных установках [1].

В педагогической науке обсуждаемый феномен находится в поле постоянного изучения. Проблемы социального воспитания и развития «педагогики среды» отмечались в трудах Л. С. Выготского, В. Г. Бочаровой, А. В. Мудри-ка; различные аспекты формирования социальной активности личности нашли отражение в исследованиях Т. П. Богдановой, Р. И. Желба-новой, А. А. Коробейникова и др.; инновационные технологии социализации в системе образования были рассмотрены С. Г. Молчановым, Г. Г. Вороненко.

Нас больше интересует то, как процесс воспитания и социализации сегодня поставлен в системе среднего профессионального образования. Значение профессиональной образовательной организации в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности студента в профессиональной сфере, выходом на новые методы воспитания [2]. Этим объясняется актуальность выбранного для рассмотрения вопроса.

Обобщая сложившиеся подходы по вопросам воспитания и социализации, мы можем утверждать, что сегодня сложились все предпо-

сылки для их выхода на новый образовательный уровень. Прогресс становится обязательной характеристикой и неотъемлемой частью образовательной среды, формирующей новые образовательные технологии [3]. Однако, соглашаясь с важностью и фундаментальностью личностно ориентированного образования, мы поддерживаем опыт и разработку новых образовательных парадигм [4]. Мы не можем игнорировать тот факт, что образование сегодня особенно тесно связано с региональной спецификой экономики, особенностями отраслевого развития и рынком труда. Прогнозы и потребности в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона сегодня становятся основой для выбора образовательных технологий каждого конкретного региона [5]. В образовательном процессе очень важно учесть условия подготовки кадров для цифровой экономики [6]. Критерии выбора образовательных технологий диктуют и работодатели, ссылаясь на главную потребность — конкурентоспособную личность с четко сформированной моделью компетенций [7]. Профессиональные стандарты и ФГОС СПО требуют появления компетенций практической направленности, содержащих в основе знания, навыки и профессионально важные качества такой личности, которая готова к риску и ответственности в принимаемых профессиональных решениях [8].

Следовать таким вызовам и решать такие задачи сегодня могут не все профессиональные образовательные организации, а только те, которые выбирают прорывные технологии в образовании цифровой эпохи, требующей от студентов творческой самореализации [9]. В связи с этим проектную деятельность можно считать одной из таких технологий образования, а проект и проектный подход — инструментом создания условий для эффективной социализации и воспитания в образовательной среде.

В концепции модернизации российского образования сказано, что ведущей технологией сегодня выступает проектная технология. Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике [2; 3; 9]. Она возникла еще в начале прошлого столетия в США. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания [9]. Важно отметить цель проектной технологии, которая заключается в организации самостоятельной

познавательной и практическом деятельности; формировании широкого спектра универсальных действий, личностных результатов и компетенций [2]. Все это способствует развитию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, активно контактировать, то есть наблюдается реализация творческого потенциала в исследовательской и иной деятельности практической направленности. Все вышеперечисленные достоинства проектного подхода, бесспорно, помогают и более качественно осуществлять процесс воспитания и социализации личности.

Остановимся на анализе конкретного примера по внедрению проектной технологии в образовательный процесс — из опыта работы ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» (далее — ЧГКИПиТ). Для позиционирования себя как инновационной площадки ЧГКИПиТ активно занимается продвижением темы молодежного предпринимательства и учебных бизнес-проектов. Отличительной чертой молодежных проектов является их социальная направленность, по-

этому можно сказать, что опыт социализации и воспитания личности также имеет сформированный механизм.

Мы задались вопросом о том, как влияют исследовательская активность студентов и участие в различных проектах на их социализацию, на формирование навыков и личностное развитие. Для поиска ответа на этот вопрос мы разделили всех студентов на три условные группы: 1) актив колледжа, то есть постоянно задействованные в различных проектах; 2) студенты, периодически участвующие в проектах социальной направленности; 3) студенты, случайно принявшие участие в нескольких проектах, то есть бессистемно и неосознанно, по принципу «просто поучаствовать». Также мы выделили наиболее важные, на наш взгляд, навыки для социализации: коллективной работы и взаимодействия; организационные, коммуникативные и навыки принятия решений. Для примера мы выбрали проекты социальной направленности— «Солнечный день» и «Человек напротив», которые колледж реализует уже не первый год. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика формирования различных навыков студентов, принимавших участие в реализации проектов (%)

Мы видим, что динамика навыков имеет существенные отличия. Постоянные участники проектной деятельности демонстрируют высокие показатели по уровню сформированности таких навыков, как коллективная работа (до 70 % от числа всех респондентов), навыки принятия решений (до 80 % от числа всех респондентов). Выше среднего уровня сформированы навыки коммуникативные (60 %) и организационные

(55 %), что, безусловно, создает хорошие предпосылки для социализации личности обучающегося.

Студенты, периодически и бессистемно участвующие в проектной деятельности, имеют менее развитые навыки коллективной работы (50 % и 40 %) и принятия решений (60 % и 50 %). Еще менее развиты организационные (20 % и 15 %) и коммуникативные навыки

(30 % и 20 %), что создает ограничения для эффективной социализации личности.

Далее мы провели опрос педагогов, осуществляющих проектную деятельность совместно со студентами, и спросили, ощущается ли разница в уровне контактности, социализации и общей эмоциональной раскрепощенности и открытости студентов, включенных в работу по реализации проектов. Распределение ответов представлено на рисунке 2.

Мы видим, что все педагоги (100 %) ответили утвердительно, при этом 85 % отмечают однозначные существенные личностные преобразования, а 15 % опрошенных — частичное изменение в личностном развитии. То есть важность участия студентов в проектах оценивается всеми как однозначно положительная.

Однако в разрезе образовательных трендов не менее актуальны и востребованы сегодня предпринимательские проекты, так как молодежное предпринимательство тоже показывает влияние на социализацию личности нового типа общества.

Оценка педагогов

ЕЗ Однозначно да Частично да

Рис. 2. Проявление социализации личности с учетом ее активности в проектной деятельности (%)

В этом ключе в колледже реализуется бизнес-ориентированный проект «Все в бизнес!».

Приведем отдельные элементы паспорта проекта (таблицы 1-5), отражающие, на наш взгляд, основную идею и содержание проекта.

Таблица 1

Основные положения проекта (элемент)

Наименование проекта (полное) Создание площадки «^агШр-консалтинг» по формированию и развитию предпринимательских компетенций студентов

Наименование проекта (сокращенное) «Все в бизнес!»

Срок начала и окончания проекта 01.04.2020 г. — 30.09.2020 г.

Цель и показатели проекта (элемент)

Цель проекта Создание площадки «^агШр-консалтинг» к 01.09.2020 г. для формирования педагогических и организационных условий по развитию базовых предпринимательских компетенций для 100 выпускников ПОО

Показатель Тип показателя Базовое Период, год

значение 2020 2021

Численность выпускников, прошедших обучение на площадке (чел.) Целевой 0 100 120

Коворкинг-пространство на 20 рабочих мест (ед.) Целевой 0 20 20

Показатели проекта и их значения по годам Численность педагогов, привлеченных к реализации проекта (чел.) Аналитический 0 6 8

Численность педагогов, прошедших повышение квалификации по теме проекта (чел.) Аналитический 0 4 6

Количество разработанных модульных образовательных/консалтинговых программ (ед.) Аналитический 0 4/2 6/4

Количество внешних партнеров, вошедших в проект (ед.) Аналитический 1 2 2

Количество внешних консультантов, привлекаемых к реализации мероприятий (ед.) Аналитический 0 4 4

Таблица 2

Таблица 3

Результаты проекта (элемент)

№ п/п Наименование задачи, результата Срок Характеристика результата

Задача 1. Организация коворкинг-пространства

1.1 Результат 1.1. Подготовка помещения (холл 2-го этажа учебного корпуса по адресу: Ворошилова, 16: ремонтные работы (окраска стен, замена освещения) 20.06.2020 Помещение, отвечающее заданным характеристикам

1.2 Результат 1.2. Приобретение мебели, соответствующей назначению помещения 01.07.2020 Офисные диваны — 6 шт., мебель для 20 рабочих мест

1.3 Результат 1.3. Приобретение, установка индивидуальных рабочих мест (20 шт.) для пользователя (ПК, интернет), установка мультимедийной аппаратуры для проведения конференций 20.08.2020 20 ПК, интернет, Wi-Fi, проекционное и мультимедийное оборудование — 1 комплект

Задача 2. Формирование команды

2.1 Результат 2.1. Определение членов команды, ролей, каналов взаимодействия 01.05.2020 Приказ

2.2 Результат 2.2. Повышение квалификации четырех преподавателей 01.07.2020 Документы о повышении квалификации

2.3 Результат 2.3. Привлечение внешних консультантов 01.06.2020 Договор

Задача 3. Разработка модульных образовательных и консалтинговых программ

3.1 Результат 3.1. Определение содержания модульных программ 01.05.2020 Приказ об утверждении программ

3.2 Результат 3.2. Учебно-методическое сопровождение модульных программ 01.06.2020 Приказ о закреплении методистов, банк методических материалов

Задача 4. Формирование пула внешних партнеров

4.1 Результат 4.1. Заключение договора с МФЦ «Территория бизнеса» о совместной реализации образовательных мероприятий 01.06.2020 Договор

4.2 Результат 4.2. Заключение дополнительного соглашения к договору о сотрудничестве с ФГБОУ УВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 01.06.2020 Дополнительное соглашение к договору

Таблица 4

Участники проекта (элемент)

№ п/п Роль в проекте Фамилия, инициалы Должность Непосредственный руководитель Занятость в проекте (%)

1 Руководитель проекта ФИО Заместитель директора по УМР Директор 100 %

2 Администратор проекта ФИО Преподаватель Заместитель директора по УР 70 %

Общие организационные мероприятия по проекту

3 Участник проекта ФИО Заместитель директора по УМР Директор 100 %

Результат 1.1. Организация коворкинг-пространства

4 Ответственный за достижение результата проекта ФИО Заместитель директора по УМР Директор 100 %

5 Участник проекта ФИО Заместитель директора по АХЧ Директор 100 %

6 Участник проекта ФИО Контрактный управляющий Главный бухгалтер 50 %

Окончание таблицы 4

№ п/п Роль в проекте Фамилия, инициалы Должность Непосредственный руководитель Занятость в проекте(%)

Результат 1.2. Формирование команды

7 Ответственный за достижение результата проекта ФИО Заместитель директора по УМР Директор 100 %

8 Участник проекта ФИО Преподаватель Заместитель директора по УМР 50 %

Результат 1.3. Разработка модульных образовательных и консалтинговых программ

9 Ответственный за достижение результата проекта ФИО Заместитель директора по УМР Директор 100 %

10 Участник проекта ФИО Преподаватель Заместитель директора по УМР 50 %

11 Участник проекта ФИО Преподаватель Заместитель директора по УМР 50 %

Результат 1.4. Формирование пула внешних партнеров

12 Ответственный за достижение результата проекта ФИО Заместитель директора по УМР Директор 100 %

13 Участник проекта ФИО Директор — 70 %

Таблица 5

План мероприятий по реализации проекта (элемент)

№ п/п Наименование результата, мероприятия, контрольной точки Сроки реализации Ответственный исполнитель Вид документа и характеристика результата Уровень контроля

Начало Окончание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КТ. 1.1. Организация коворкинг-пространства

Результат 1.1. Коворкинг-пространство для проекта «Все в бизнес!»

1.1.1 Мероприятие: ремонт помещения 20.06.2020 20.07.2020 ФИО Договор с подрядчиком Директор

1.1.2 Мероприятие: закуп, сборка, установка мебели 20.06.2020 30.07.2020 ФИО Договор на поставку Главный бухгалтер

1.1.3 КТ: Подготовленное помещение 01.05.2020 20.08.2020 ФИО Акты принятых работ Директор

КТ 2.1. Формирование команды

Результат 2.1. Команда по реализации проекта «Все в бизнес!»

2.1.1 Мероприятие: определение членов команды, ролей, каналов взаимодействия 20.04.2020 20.05.2020 ФИО Протокол Директор

2.1.2 Мероприятие: повышение квалификации четырех преподавателей 20.04.2020 01.08.2020 ФИО Документ о ПК Директор

2.1.3 Мероприятие: привлечение внешних консультантов МФЦ «Территория бизнеса», Финансовый университет при Правительстве РФ 01.05.2020 01.08.2020 ФИО Договор о сотрудничестве Директор

Окончание таблицы 5

№ п/п Наименование результата, мероприятия, контрольной точки Сроки реализации Ответственный исполнитель Вид документа и характеристика результата Уровень контроля

Начало Окончание

КТ. 3.1. Формирование банка модульных и консалтинговых программ

Результат 3.1. Банк модульных и консалтинговых программ проекта «Все в бизнес!»

3.1.1 Мероприятие: заключение договора с МФЦ «Территория бизнеса» о совместной реализации образовательных мероприятий 10.08.2020 20.08.2020 ФИО Договор Директор

3.1.2 Мероприятие: разработка и согласование плана совместных мероприятий 10.08.2020 20.08.2020 ФИО План Директор

3.1.3 Мероприятие: заключение дополнительного соглашения к договору о сотрудничестве с ФГБОУ УВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 10.08.2020 20.08.2020 ФИО Дополнительное соглашение Директор

3.1.4 Мероприятие: разработка и согласование плана совместных мероприятий 10.08.2020 20.08.2020 ФИО План Директор

КТ 4.1. Формирование пула внешних партнеров

Результат 4.1. Пул внешних партнеров проекта «Все в бизнес!»

4.1.1 Мероприятие: заключение договора, дополнительного соглашения к договору с МФЦ «Территория бизнеса» 01.04.20 15.06.20 ФИО Договор, дополнительное соглашение Директор

4.1.2 Мероприятие: заключение договора, дополнительного соглашения к договору с ФГБОУ УВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 01.04.20 15.06.20 ФИО Договор, дополнительное соглашение Директор

4.1.3 Мероприятие: заключение договора, дополнительного соглашения к договору с банком «Открытие» 01.04.20 15.06.20 ФИО Договор, дополнительное соглашение Директор

4.1.4 Мероприятие: составление плана работы по формированию пула внешних партнеров 01.04.20 10.05.20 ФИО Договор, дополнительное соглашение Директор

Итак, мы видим, что проект направлен на формирование предпринимательских компетенций (ОК-11 согласно ФГОС), но в то же время проект решает и дополнительные сверхзадачи. Включаясь в данный проект, студенты активно сотрудничают с ведущими представителями бизнес-структур в экономическом секторе, устанавливают деловые и партнерские отношения,

участвуют во внешних мероприятиях различного уровня и статуса, набираются опыта практической деятельности.

Погружаясь в пространство бизнес-среды, студенты не просто социализируются, а развиваются профессионально и формируют новые навыки и компетенции, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности.

Несмотря на то что проекты носят в большей степени учебный характер и ставят студентов в квазипрофессиональные условия, все же главная цель и задачи по социализации решаются в таких проектах достаточно успешно. Прежде чем привлекать студентов в данный проект, был предварительно проведен опрос на понимание ожиданий от участия в нем. То есть была проведена попытка их профессионального самоопределения. Формулировка открытого во-

проса звучала следующим образом: «От участия в проекте я прежде всего ожидаю...». Студентам была предоставлена возможность дописать данную фразу тремя-четырьмя словами (ожиданиями). Для удобства мы классифицировали ответы по четырем смысловым группам: ожидание коммуникативных, командообразующих, креативных навыков и способностей нарабатывать и устанавливать связи. Результат открытого опроса можно увидеть на рисунке 3.

Рис. 3. Ожидания от участия в проекте «Все в бизнес!» (%)

Таким образом, 40 % респондентов ожидают развития именно коммуникативных способностей, наиболее важных, на их взгляд, при участии в проектной работе. Мы же, в свою очередь, отмечаем, что коммуникативные способности лежат в основе воспитательной функции образования и в основе социализации личности обучающегося. Также 30 % респондентов ожидают развития командообразующих навыков, по нашему мнению, наиболее актуальных для современных проблем полного разобщения цифрового общества и перехода в виртуальные форматы общения. Интересно, что почти 20 % из числа респондентов ожидают не столько личностного развития, сколько развития профессионального пространства (контакты, связи, партнеры), что тоже, бесспорно, является признаком более успешной социализации. Если соотнести результаты рисунка 1 и рисунка 3 в нашем исследовании, то можно заметить, что и социальные, и предпринимательские проекты формируют примерно единую группу социально и профессионально важных качеств, положи-

тельно влияющих на успешную социализацию личности обучающегося.

И особенно важно, что ожидания студентов (рис. 3) и фактически сформированные навыки (рис. 1) убедительно доказывают, что проектные технологии обучения в системе образования имеют не только инновационную, но и практическую направленность.

Проект «Все в бизнес!», реализуемый колледжем, в настоящее время находится на активной стадии, его завершение логически ожидается в начале следующего учебного года, что позволяет сделать прогнозы на наиболее востребованные для социализации направления.

С учетом специфики профиля колледжа планируется инициация и реализация более долгосрочных проектов практической направленности (проект по открытию площадки для проведения процедур НОК совместно с АНО ЦРОиСП «Универсум» для профессионального сообщества сферы сервиса), а также среднесрочный проект социальной направленности (проект по созданию кулинарной студии сов-

местно с благотворительным фондом «Теплый дом» для обеспечения реально-профессионального игрового пространства для профессиональной ориентации детей-сирот).

Для понимания эффективности проекта как образовательной технологии в процессе воспитания и социализации личности мы также рассмотрели, как меняется динамика формируемых компонентов в определенном периоде времени.

Для этого мы учли опыт других образовательных учреждений, реализующих портфели проектов различного временного содержания, и сравнили динамику формирования различных компонентов. За основу взяли показатели социализации как конечного результата участия в проектной деятельности, показатели воспитательной направленности, отслеживаемые в ходе реализации проекта и показатели непосредственного роста личностных навыков и характеристик обучающихся. Результаты можно увидеть на рисунке 4.

Очевидно, что социализация является достаточно сложным процессом и формируется в полной мере только в проектах среднесрочного формата (примерно 2 года), в краткосрочных проектах такие показатели не достигают даже среднего уровня. Компоненты воспитательной направленности также предполагают существенный период погружения студентов в реали-

зацию среднесрочных проектов (в среднем по времени 2,5-3 года). Отсюда можно сделать вывод, что участие в одном или двух проектах предпринимательской или социальной направленности не принесут ожидаемых результатов по воспитанию и социализации личности.

При этом нахождение студента в проекте длительное время аналогично не будет гарантировать роста таких показателей. Значит, долгосрочные проекты также не стоит брать за основу для социализации личности обучающегося, а оптимальным временем для подведения итогов проектов будет период 1,5-2 года, чтобы увидеть динамику отслеживаемых показателей. Однако, если рассмотреть динамику личностного развития, то можно отметить, что любой по времени проект дает очень хорошие результаты. Участие даже в краткосрочном проекте позволяет студенту увидеть свои способности к тому или иному виду деятельности и более качественно и осознанно подойти к вопросу профессионального самоопределения.

Поскольку личностные качества и характеристики имеют показатели существенно выше среднего, можно утверждать, что проект не только является эффективной технологией образования, но и в полной мере включает в себя личностно-деятельностный и компетентност-ный подход.

200

180 ■

160

140

120 70

100

80

60 У

*20

40

-зй

20 ■

0

60

60

70

^50

50

50

Составляющая личностного развития

Воспитательная составляющая

Социальная составляющая

Краткосрочные Среднесрочные Среднесрочные Долгосрочные до 1 года 1-2 года 2-3 года от 3 лет

Рис. 4. Динамика формируемых компонентов воспитания и социализации личности в проектах различного временного уровня (%)

Таким образом, опыт реализации проектной деятельности в ЧГКИПиТ также позволяет сделать вывод, что проектный подход как образовательная технология сохранит свою актуальность еще на несколько лет вперед. Наиболее востребованными будут проекты инновационной направленности, ориентированные на формирование бизнеса в виртуальной среде. Для утверждения данной мысли мы попросили несколько экспер-

тов индустрии питания, а также обучающихся ЧГКИПиТ спрогнозировать, какие форматы онлайн-проектов могут быть актуальны и интересны для потребителей в перспективе с учетом высокой турбулентности экономической ситуации в России. Для сравнения предложили интернет-кафе, интернет-пекарни, интернет-бары (пабы). Результаты опроса представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Динамика популярности проектов в индустрии питания по переходу бизнеса в онлайн-формат из реального сектора бизнеса (в %)

Мы видим, что в 2019 году такие проекты имели единичные случаи внедрения (не более 5 % по России), в 2020 году динамика таких проектов возросла почти в 3 раза и составила в среднем до 15 % по России. Если же построить прогноз на среднесрочную перспективу, то очевидно, что к 2022 году популярность таких проектов в бизнесе увеличится почти в 10-11 раз. А значит, развивать специалистов в области индустрии питания с уходом в виртуальный биз-

нес будет актуально как для экономики региона, так и для регионального рынка труда, и лучше всего с такой задачей справятся именно проекты как инновационный инструмент образовательных технологий. Однако останется дискуссионным и открытым вопрос по социализации и воспитанию студентов в новой экономической виртуальной среде, что создаст для профессиональной педагогики новые пути поиска ответов на вызовы общества в ближайшем будущем.

Библиографический список

1. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи: ценностно-ориентационный контекст / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.

2. Вахрушева, И. В. Роль социальных проектов во внеклассном воспитании школьников / И. В. Вахрушева // Внешкольник. — 2004. — № 6. — С. 12-16.

3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — Москва, 1995. — 236 с.

4. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы / Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 1997. — 231 с.

5. Сичинский, Е. П. Прогноз потребности в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона / Е. П. Сичинский, И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 23-30.

6. Сташкевич, И. Р. Условия подготовки кадров для цифровой экономики в среднем профессиональном образовании / И. Р. Сташкевич // Кадры для цифровой экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции «Среднее профессиональное

образование в информационном обществе» (г. Златоуст, 1 февраля 2019 г.). — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2019. — С. 9-14.

7. Сташкевич, И. Р. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля / И. Р. Сташкевич, Е. А. Серебренникова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 3 (40). — С. 207-209.

8. Сташкевич, И. Р. Стандарт среднего профессионального образования как ориентир в воспитательной работе / И. Р. Сташкевич, Е. О. Малова // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 2 (81). — С. 49-52.

9. Верзунова, Л. В. Проектное обучение как средство творческой самореализации / Л. В. Верзунова // Специалист. — 2006. — № 9. — С. 33-37.

For citation: Berseneva, E. V Project as a technology of education in the process of upbringing and socializing a personality / E. V. Berseneva, O. V. Perevozova, N. S. Galeeva // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 3 (27). — P. 87-98.

PROJECT AS A TECHNOLOGY OF EDUCATION IN THE PROCESS OF UPBRINGING AND SOCIALIZING A PERSONALITY

E. V. Berseneva, O. V. Perevozova, N. S. Galeeva

The article substantiates the project approach as a methodological basis for the upbringing and socialization of students of professional educational organizations. The authors analyze the results of the implementation of the socially oriented business project "Everything in business!" At the Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry in a multidimensional manner from the standpoint of the success of students' socialization, the formation of their entrepreneurial competencies and the corresponding personal qualities.

Key words: personality socialization, project technology, project approach, conditions for the implementation of education, personality upbringing, education process, youth project, entrepreneurial competencies.

References

1. Sichinsky E. P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi: cennostno-orientacionnyj kontekst [Professional self-determination of youth: value-orientational context], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, No. 2 (10), pp. 9-12. (In Russian)

2. Vakhrusheva I. V. Rol' social'nyh proektov vo vneklassnom vospitanii shkol'nikov [The role of social projects in the out-of-class education of schoolchildren], Vneshkol'nik [Vneshkolnik], 2004, No. 6, pp. 12-16. (In Russian)

3. Bespal'ko V. P. Pedagogika i progressivnye tehnologii obuchenija [Pedagogy and progressive learning technologies]. Moscow, 1995, 236 p. (In Russian)

4. Bondarevskaya E. V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie: opyt, razrabotki, paradigmy [Personality-oriented education: experience, development, paradigms]. Rostov n/D, publishing house of the Russian State Pedagogical University, 1997, 231 p. (In Russian)

5. Sichinsky E. P., Stashkevich I. R. Prognoz potrebnosti v kvalificirovannyh kadrah dlja cifrovoj jekonomiki regiona [Forecast of the need for qualified personnel for the digital economy of the region], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, No. 2 (22), pp. 23-30. (In Russian)

6. Stashkevich I. R. Uslovija podgotovki kadrov dlja cifrovoj jekonomiki v srednem professional'nom obrazovanii [Conditions for training personnel for the digital economy in secondary vocational education]. Kadry dlja cifrovoj jekonomiki : materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve» (g. Zlatoust, 1 fevralja 2019 g.) ["Personnel for the digital economy" Materials of the IV International scientific and practical conference "Secondary vocational education in the information society" (Zlatoust , February 1, 2019)]. Chelyabinsk, Izd-vo CHIRPO, 2019, pp. 9-14. (In Russian)

7. Stashkevich I. R., Serebrennikova E. A. [Model of the formation of competencies of entrepreneurial activity among students studying in technical specialties], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2013, No. 3 (40), pp. 207-209. (In Russian)

8. Stashkevich I. R., Malova E. O. Standart srednego professional'nogo obrazovanija kak orientir v vospitatel'noj rabote [The standard of secondary vocational education as a benchmark in educational work], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2020, No. 2 (81), pp. 49-52. (In Russian)

9. Verzunova L. V. Proektnoe obuchenie kak sredstvo tvorcheskoj samorealizacii [Project training as a means of creative self-realization], Specialist [Specialist], 2006, No. 9, pp. 33-37. (In Russian)

Берсенева Елена Валерьевна, директор ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: kipit102@mail.ru

Перевозова Ольга Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: o-v-perevozova@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Галеева Нина Сергеевна, заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: nvanyukova@yandex.ru

Berseneva Elena Valeryevna, Director of the Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, Chelyabinsk, e-mail: kipit102@mail.ru Perevozova Olga Vladimirovna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: o-v-perevozova@ mail.ru

Galeeva Nina Sergeevna, Deputy Director for Educational Production, Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, Chelyabinsk, e-mail: nvanyukova@yandex.ru

Сведения для цитирования: Швачко, Е. В. Социокультурное образование и развитие личности на основе исторических и национально-культурных традиций в деятельности профессиональных образовательных организаций Челябинской области: Записки эксперта на полях программы студенческой конференции / Е. В. Швачко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 98-105.

УДК 377 ББК 74.57

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (Записки эксперта на полях программы студенческой конференции)

Е. В. Швачко

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования воспитательного потенциала социокультурного образования и развития личности обучающихся на основе исторических и национально-культурных традиций в работе профессиональных образовательных организаций. Особое внимание уделено аналитическому обзору студенческих научно-исследовательских работ, представленных на конкурсы, проводимые среди профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Автор дает оценочные характеристики, приводит некоторые темы студенческих исследований по истории и краеведению, а также подчеркивает важность использования необходимого педагогического инструментария для поиска эффективных форм и методов передачи социокультурного и профессионального опыта подрастающему поколению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.