8. Stashkevich I. R., Malova E. O. Standart srednego professional'nogo obrazovanija kak orientir v vospitatel'noj rabote [The standard of secondary vocational education as a benchmark in educational work], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2020, No. 2 (81), pp. 49-52. (In Russian)
9. Verzunova L. V. Proektnoe obuchenie kak sredstvo tvorcheskoj samorealizacii [Project training as a means of creative self-realization], Specialist [Specialist], 2006, No. 9, pp. 33-37. (In Russian)
Берсенева Елена Валерьевна, директор ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Перевозова Ольга Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Галеева Нина Сергеевна, заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Berseneva Elena Valeryevna, Director of the Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, Chelyabinsk, e-mail: [email protected] Perevozova Olga Vladimirovna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: o-v-perevozova@ mail.ru
Galeeva Nina Sergeevna, Deputy Director for Educational Production, Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Швачко, Е. В. Социокультурное образование и развитие личности на основе исторических и национально-культурных традиций в деятельности профессиональных образовательных организаций Челябинской области: Записки эксперта на полях программы студенческой конференции / Е. В. Швачко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 98-105.
УДК 377 ББК 74.57
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (Записки эксперта на полях программы студенческой конференции)
Е. В. Швачко
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования воспитательного потенциала социокультурного образования и развития личности обучающихся на основе исторических и национально-культурных традиций в работе профессиональных образовательных организаций. Особое внимание уделено аналитическому обзору студенческих научно-исследовательских работ, представленных на конкурсы, проводимые среди профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Автор дает оценочные характеристики, приводит некоторые темы студенческих исследований по истории и краеведению, а также подчеркивает важность использования необходимого педагогического инструментария для поиска эффективных форм и методов передачи социокультурного и профессионального опыта подрастающему поколению.
Ключевые слова: социокультурное образование, развитие личности, культурные ценности, исторические и национально-культурные традиции, краеведческая деятельность, тематика студенческих исследований, профессиональные образовательные организации.
В современном российском обществе сложилась обстановка тревожности и неблагополучия в сфере духовного развития молодежи. Утрачен социокультурный смысл человеческой жизнедеятельности. Идет размывание традиционных ценностей населения страны, деградация нравственных отношений, утверждение так называемой массовой культуры. Не случайно современные социокультурные отношения характеризуются своей нестабильностью и противоречивостью. Сама нестабильность вытекает из острых социально-экономических, социально-политических, социокультурных и социально-педагогических противоречий. Социокультурные противоречия вытекают из размывания культурных ценностей, традиционно присущих россиянам. Сохранение же традиций способствует объединению на социокультурной основе населения многонациональной страны.
В современной ситуации система образования, как и другие сферы жизнедеятельности россиян, осуществляет свою деятельность в соответствии с национальными и федеральными проектами, реализуемыми до 2024 года. Преподавательский и учительский корпус каждой образовательной организации совместно с обучающимися планомерно идут к намеченной цели — воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Именно такая цель обозначена в национальном проекте «Образование» [1].
«Содержание ценностей, относящихся к профессиональному самоопределению, во многом зависит от субъекта(-ов), который их формирует. Не умаляя свободы выбора молодого человека, тем не менее нельзя не согласиться, что на протяжении всего длительного процесса профессионального самоопределения на него воздействуют семья, образовательные организации, государство, сверстники, СМИ, работодатель, которые неосознанно или целенаправленно в большей или меньшей степени формируют его систему ценностей» [2]. Ценностные ориентации и смыслы индивидуальны, и это отличает компетентность от простой грамотности или образованности [3]. Важнейшей задачей современного преподавателя
в среднем профессиональном образовании является развитие личности студента.
Цифровая трансформация образования актуализирует формирование у него проектного и критического мышления, готовности анализировать материал на основе научных фактов, способности делать выводы, принимать аргументированные решения и взаимодействовать в команде.
В социокультурной действительности факты и явления не изолированы друг от друга, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждое изобретение, осмысление окружающей действительности, мировоззрение и миропонимание, выраженное в научных открытиях выдающихся представителей человечества, а также традиции, передающиеся из поколения в поколение, являются фундаментальной основой, сохраняющей мощный энергетический заряд и предлагающей огромные запасы прошлого знания. Эти запасы можно назвать потенциалом, который можно использовать для достижения определенных целей и задач, реализации каких-либо социально значимых проектов.
Как эти источники мобилизовать для достижения важнейшей цели — духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения? «В характере у народов России — исполнять свой долг, не жалеть себя, если того требуют обстоятельства. Самоотверженность, патриотизм, любовь к родному дому, к своей семье, к Отечеству — эти ценности и сегодня являются для российского общества фундаментальными, стержневыми. На них, по большому счету, во многом держится суверенитет нашей страны» [4]. «Практика свидетельствует, что современная молодежь не менее патриотична, чем ее сверстники прошлых лет» [5, с. 100].
Каждая образовательная организация имеет свои традиции. Одни существуют с момента появления школы, техникума или вуза, другие появляются только сейчас. Традиция проводить областные конкурсы в системе среднего профессионального образования существует давно. Одним из популярных направлений студенческой науки является историческое знание о малой Родине.
Термин «краеведение» знаком любому исследователю, раскрывающему предмет научного постижения через конкретизацию фактологической
базы, имеющей определенную «приписку» к хронологическим, персональным, территориальным границам. Без этого подлинность выводов ставится под сомнение [6].
Д. С. Лихачев [7] назвал чрезвычайно важную и исключительно редкую особенность краеведения как науки. «В ней нет „двух уровней". Одного уровня — для ученых-специалистов и другого — для „широкой публики". Краеведение само по себе популярно. Оно существует постольку, поскольку в его сознании и его восприятии (потреблении) участвуют широкие массы... оно учит людей не только любить свои места, но и любить знания о своих (и не только „своих") местах». История и краеведение — что здесь попадает в поле зрения исследователей? Хронология бытования изучаемого, территориальные рамки, предпосылки, закономерности, причинно-следственные связи, факты. История родного края неразрывно связана с жизнью людей. Именно они создают историю, вносят свой личный вклад в развитие общества, в процветание своей страны, своего региона.
Позиционируя работу профессиональных образовательных организаций Челябинской области, деятельность экспертов Челябинского института развития профессионального образования в изучаемом вопросе, мы представляли обзор выбираемых студентами тем для исследований на всероссийских конференциях [8]. Однако актуальность требует вернуться к данной позиции еще раз на страницах нашего журнала. Попробуем представить некоторую статистику и некоторые темы, выбираемые за последние два года молодыми исследователями, участвующими в Областном конкурсе студенческих научно-исследовательских работ среди профессиональных образовательных организаций Челябинской области.
На второй этап в 2020 г. поступили 53 конкурсные работы (в 2019 г. — 48 работ), из них к третьему (очному) этапу были допущены 13 (в 2019 г. — 19 работ) [9].
Год 75-летия Победы нашел свое отражение в выборе военной тематики. XX век принес на нашу Землю не только прогрессивные технологии, но и противостояние, и стал веком самых кровопролитных войн. Стоит только представить, что за последние сто лет в мире произошло около двухсот войн. За это время погибло 126 миллионов человек. Наша страна, являясь самой большой по территории, не избежала этой трагедии. Судьбы наших соотечественников в двадцатом столетии обожгли более 50 войн и крупных вооруженных конфликтов.
У каждой страны, семьи, человека своя война, своя она и у наших южноуральцев. Сегодняшней молодежи эти события либо неизвестны вовсе, либо представляются отдаленным прошлым, некой виртуальной реальностью. Взаимосвязь героев прошлого с людьми настоящего зачастую не видна или едва ощутима. Привязка к людям, событию и месту является маркированным хронотопом. Важно не разорвать в жестком ритме современности эту тонкую нить, связывающую между собой поколения. Без личных переживаний людей эмоциональная историческая память тускнеет.
Половина работ, представленных для экспертизы, были посвящены теме Великой Отечественной войны, причем не только событиям на фронте, но и в тылу. Значимый подвиг тыла был соткан из вклада жизненных сил южноуральцев. Этой проблеме были посвящены студенческие исследования: «Значение сельского хозяйства на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны», «Спасенные от смерти: эвакогоспитали в годы Великой Отечественной войны», «Строительство железной дороги в годы Великой Отечественной войны как стратегического объекта страны», «История танкостроения первой половины XX века», «Трудовой подвиг подростков г. Магнитогорска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на примере воспитанников РУ № 1 В. Н. Густокашина и А. П. Бестужева)», «Герои и труженики тыла в топонимике г. Магнитогорска», «Исследование вопроса роли женщин — машинистов локомотива в период Великой Отечественной войны на Магнитогорском металлургическом комбинате», «Труженики тыла Юрюзани», «У войны не женское лицо» и другие.
Появление в открытом доступе оцифрованных документов на сайтах «Подвиг народа», «Память народа», «Книга памяти» и др. подтолкнуло многих студентов заняться изучением вклада своих родных в общую Победу над фашизмом.
«Сейчас у нас появились новые традиции, рожденные народом, такие как „Бессмертный полк". Это марш нашей благодарной памяти, кровной, живой связи между поколениями» [4]. Акция «Бессмертный полк» явилась отечественной национальной идеей по сохранению исторической памяти о людях, которые совершали свой человеческий подвиг ради жизни и светлого будущего. А нужна ли кропотливая работа молодых, неопытных исследователей? Значима ли она?
Ответы на эти вопросы мы находим в работах: «История моей семьи в истории страны», «Фронтовики моей семьи», «Память о войне», «Мой прадед — участник парада Победы», «Великая Отечественная война в прошлом и настоящем моей семьи», «Вся жизнь — через призму войны», «Военные реликвии семьи Трифоновых — Заикиных», «Есть память, которой не будет забвенья», «Сбор материала о боевом пути выпускников СПК имени А. К. Савина», «Война и судьбы», «Сохранение истории великих Побед — миссия молодых», «Отношение современной молодежи к Великой Отечественной войне», «Осмысление темы Великой Отечественной войны в современном мире (на примере изучения творчества писателей А. Твардовского, П. Когана)», «Подвиг бессмертен. Михаил Петрович Галкин. Герои Советского Союза Пластовского района», «Александра Дрейман: партизанка и мать» и др. Ребята собирали материал как об известных личностях, так и о своих родных, знакомых, односельчанах, и отражали личную сопричастность с эпохальными событиями в своих исследованиях.
Военная тематика прослеживается также в работах «Гражданская война в Испании 19361939 гг. в материалах газеты „Пролетарская мысль"», «Л. В. Смирных — забытый подвиг забытой войны», «Память о первом бое Гражданской войны на Южном Урале» и др.
Несколько работ были посвящены истории семьи в истории страны: «Та заводская проходная, что в люди вывела меня: Уральский автозавод в жизни семьи Бальзак»; «БАМ в истории моей семьи»; «История российских немцев на примере семьи Ламбрехтов».
Не могли не отразиться на тематике исследований яркие даты. Например, в прошлом году к 100-летию комсомола были созданы следующие работы: «Роль комсомола в жизни сотрудников МГРК», «След комсомола в памятниках города Пласт».
Неоднократно мы обращались к коллегам с предложением чаще актуализировать и поддерживать у студентов желание в выборе тем, связанных с историей профессионального образования, своих учебных заведений, профессий.
Очень порадовало, что несколько исследователей погрузились в поиск информации, и появились работы: «Профессиональное образование в лицах: „О тех, кто из профтех... "», «Развитие личности в истории начального и среднего профессионального образования Челябинской области», «Судьба человека в судьбе учебного заведения».
Некоторые студенты обратились к истории своих учебных заведений — «Вспоминая былое...» (исследование истории профессионального образования Южноуральска по воспоминаниям старейших сотрудников); писали об истории профессий: «Исследование развития строительных технологий на примерах исторической застройки города Троицка» (о профессии строителя), «Выставочная деятельность музея: страницы истории» (о профессии фотографа), «Возможность применения рецептов забытых русских сладостей в современной кухне» (о профессии повара), «У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично» (о профессиях парикмахера, повара-кондитера, швеи), интересная работа «Дело мастера боится: уральские ремесла» и др.
Анализируя кураторство над секцией «Краеведение. История» за прошедший учебный год, можно констатировать, что коллеги-историки не в полной мере использовали возможности очной консультации на этапе формулирования тем исследования, определения структуры, объекта, предмета и т. п. И в целом качество научного руководства студенческими исследованиями не всегда было высоким — неверно указывалась цель, путались объект и предмет, задачи не соответствовали основным пунктам содержания, нарушалась логика и т. д. Критерий «оформление работы» почти всегда соответствовал требованиям, однако библиографические описания использованных источников имели погрешности.
При проведении онлайн-консультаций с научными руководителями мы рекомендуем обращать особое внимание на данные аспекты, стараемся подробно рассматривать типичные ошибки, предлагаем образцы формулирования тем.
Результаты экспертизы научных исследований студентов из 44 колледжей и техникумов, принявших участие в Областном конкурсе студенческих научно-исследовательских работ среди профессиональных образовательных организаций Челябинской области, свидетельствуют о том, что по сравнению с прошлым годом их качество повысилось. В большинстве работ было учтено замечание о несоответствии жанру, когда студенты использовали местоимение «я» и стиль эссе.
Челябинский институт развития профессионального образования и в дальнейшем продолжит свою работу в формате онлайн-консультаций.
Следует отметить, что растет и количество конкурсантов от профессиональных образовательных организаций — за последние два года
активное участие в конкурсе приняли 66 % учреждений области и 50 % — г. Челябинска.
Все поступившие исследования проверяются на оригинальность программой antiplagiat.ru. Прошлогодние попытки обмана программы с помощью добавления в текст картинок, фотографий, которые ранее система читала в PDF как оригинальный текст, к достоинству конкурсантов и их научных руководителей, практически не использовались. В итоге — 15 исследований имели процент оригинальности от 90 до 98 %; 6 — от 80 до 89 %; 10 — от 55 до 69 %. В целом работы были с высоким процентом оригинальности — от 60 до 90 %.
Подавляющее большинство конкурсных работ, как мы говорили выше, имели исследовательскую направленность. В них были выделены этапы исследования, приводились результаты анкетирования, в нескольких работах источниками послужили воспоминания, ребята брали интервью, также указывались источники, материалы архивов, изучались подшивки газет и др. При подведении итогов оказалось, что победителей разделяли десятые, а иногда и сотые доли баллов.
Считаем необходимым рекомендовать научным руководителям при подготовке к конкурсу обратиться к новым публикациям Челябинского института развития профессионального образования: статье профессора П. И. Чернецова и др. «Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности» [10] и учебно-методическому пособию профессора В. А. Беликова и др. «Исследовательская деятельность студентов профессиональных образовательных организаций: организация и сопровождение» [11].
Один из важнейших показателей в научном исследовании, и в студенческом в частности, — каковы могут быть результаты исследовательской деятельности? Что определяется как практическая значимость? Вклад в великое историко-культурное наследие всегда начинается с первой попытки осмыслить повседневность. Например, самые распространенные — информация из работы может быть использована на классных часах в системе СПО, на мероприятиях профессиональной направленности и в качестве вспомогательного материала на занятиях профессионального цикла; более конкретно разработаны и описаны формы продвижения исторической информации среди жителей и гостей города: набор сувенирных открыток, передвижная экспозиция «Златоуст в фокусе Прокудина-Горского», методическая разработка экскурсии.
В работе победителя этого года выявлены особенности городской застройки под влиянием задач строительства секретного атомграда и идей соцгорода. Определено историческое и социокультурное своеобразие строительства, нашедшее свое выражение в городской планировке и объектах городской архитектуры. Результаты исследования имеют практическую значимость и могут применяться при осуществлении проектов по защите и сохранению исторического наследия города и проведении градостроительной политики.
В работе студентов Миасского машиностроительного колледжа приведены результаты реализации группового проекта. По материалам проекта разработана тематическая экспозиция «Боевой и трудовой путь М. И. Беседина» (в фотографиях и архивных документах).
Заслуживает внимания исследование, где автор пытается восстановить имена погибших, описывает моменты возведения памятного знака на месте боя, характеризует современное состояние памятника. Студентка этого же техникума, проявляя активную гражданскую позицию, формирует концепцию по реконструкции памятного объекта, где подробно указывает этапы реализации реконструкции памятника с обязательным привлечением молодежи. Для информирования населения Златоустовского городского округа о важном историческом событии на основе проведенного исследования создан электронный ресурс и информационный лист с QR-кодом. Результатом работы является обращение внимания общественности и администрации города на состояние памятного объекта. Памятник внесен в Росреестр, готовится его постановка на баланс муниципалитета с целью дальнейшей реконструкции.
Итогом конкурсной работы «Сбор материала о боевом пути выпускников СПК имени А. К. Савина» стало создание книги памяти «Есть память, которой не будет забвенья», посвященной 35 выпускникам колледжа — участникам войны и четверым работникам учебного заведения, трудившимся в тылу.
Разве не важен тот факт, что впервые была сделана попытка составить каталог всех памятников города? Книгу «Памятные и достопримечательные места Юрюзани» с фотографиями обещали издать ко Дню города.
Говоря о значении социокультурного образования и использовании его воспитательного потенциала, нельзя не согласиться с Д. С. Лихачевым, который писал: «Краеведение придает местности, не имеющей „авторского происхож-
дения", историзм, открывает в его прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаем. Преобразуется ландшафт, если мы
знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались.
Участие людей всех возрастов в такого рода собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, создающей в своем крае более высокий уровень духовной культуры» [7].
Библиографический список
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 (с изм. и доп.) // Президент России : [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 11.06.2020).
2. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи: ценностно-ориентационный контекст / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.
3. Терехов, П. П. Обеспечение качества профессионального социокультурного образования / П. П. Терехов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 4 (1). — С. 66-71.
4. Путин, В. В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим / В. В. Путин // Президент России : [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63527 (дата обращения: 18.08.2020).
5. Тищенко, В. Г. Патриотическое воспитание вузовской молодежи на современном историческом этапе России / В. Г. Тищенко // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в. : материалы Междунар. науч.-творч. форума (31 окт. — 3 нояб. 2017 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2017. — С. 100-102.
6. Лушникова, А. В. Краеведение: наука или увлечение / А. В. Лушникова // Природное и культурное наследие Урала : материалы X Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конференции (г. Челябинск, 14 июня 2019 г.) / редкол.: В. Я. Рушанин (предс.), Ю. В. Гушул (науч. ред.), А. В. Лушникова (отв. за вып.) ; Челяб. гос. ин-т культуры. — Челябинск : ЧГИК,
2019. — С. 10-13.
7. Лихачев, Д. С. Краеведение как наука и как деятельность / Д. С. Лихачев. — URL: https:// www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/kraev_1991.pdf (дата обращения: 11.06.2020).
8. Швачко, Е. В. Воспитательный потенциал исторических и национально-культурных традиций в работе профессиональных образовательных организаций Челябинской области / Е. В. Швачко // Природное и культурное наследие Урала : материалы XI Всерос. науч.-практ. конференции (г. Челябинск, 5 июня 2020 г.) / редкол.: В. Я. Рушанин (предс.), Ю. В. Гушул (науч. ред.), А. В. Лушникова (отв. за вып.) ; Челяб. гос. ин-т культуры. — Челябинск : ЧГИК,
2020. — С. 69-80.
9. Шадчин, И. В. Конкурс научно-исследовательских работ как направление работы с одаренными обучающимися в организациях СПО / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 104-111.
10. Чернецов, П. И. Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности / П. И. Чернецов, И. С. Николаева, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 122-130.
11. Беликов, В. А. Исследовательская деятельность студентов профессиональных образовательных организаций: организация и сопровождение : учеб.-метод. пособие / В. А. Беликов, И. Н. Николаева, П. Ю. Романов, И. В. Шадчин. — Челябинский институт развития профессионального образования, 2020. — 156 с. — ISBN: 978-5-93407-071-8.
For citation: Shvachko, E. V. Sociocultural education and personal development based on historical and national-cultural traditions in the activities of professional educational organizations of the Chelyabinsk region: Expert notes on the sidelines of the student conference program / E. V. Shvachko // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 3 (27). — P. 98-105.
SOCIOCULTURAL EDUCATION AND PERSONAL DEVELOPMENT BASED ON HISTORICAL AND NATIONAL-CULTURAL TRADITIONS IN THE ACTIVITIES OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
OF THE CHELYABINSK REGION (Expert notes on the sidelines of the student conference program)
E. V. Shvachko
The article is devoted to the current problem of using the educational potential of socio-cultural education and the development of the personality of students on the basis of historical and national-cultural traditions in the work of professional educational organizations. Particular attention is paid to an analytical review of student research papers submitted to competitions held among professional educational organizations of the Chelyabinsk region. The author gives evaluative characteristics, gives some topics of student research in history and local history, and also emphasizes the importance of using the necessary pedagogical tools to And effective forms and methods of transferring socio-cultural and professional experience to the younger generation.
Key words: socio-cultural education, personality development, cultural values, historical and national-cultural traditions, local history activities, topics of student research, professional educational organizations.
References
1. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda : Ukaz Prezidenta RF ot 7.05.2018 № 204 (s izm. i dop.) [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018, No. 204 (as amended and supplemented)]. President of Russia: [site], available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed: 11.06.2020). (In Russian)
2. Sichinskiy E. P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi: cennostno-orientacionnyj kontekst [Professional self-determination of youth: value-orientational context] Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, No. 2 (10), pp. 9-12. (In Russian)
3. Terekhov P. P. Obespechenie kachestva professional'nogo sociokul'turnogo obrazovanija [Quality assurance of professional socio-cultural education], Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts], 2015, No. 4 (1), pp. 66-71. (In Russian)
4. Putin V. V. 75 let Velikoj Pobedy: obshhaja otvetstvennost' pered istoriej i budushhim [75 years of the Great Victory: common responsibility before history and the future]. President of Russia: [site], available at: http://kremlin.ru/events/president/news/63527 (accessed: 18.08.2020). (In Russian)
5. Tishchenko V. G. Patrioticheskoe vospitanie vuzovskoj molodezhi na sovremennom istoricheskom jetape Rossii [Patriotic education of university youth at the modern historical stage of Russia], "Nauchnye shkoly. Molodezh' v nauke i kul'ture XXI v." Materialy Mezhdunar. nauch.-tvorch. foruma (31 okt. — 3 nojab. 2017 g.). ["Scientific schools. Youth in science and culture of the XXI century" Materials of Intern. scientific-creative Forum (Oct 31 — Nov 3, 2017)]. Chelyabinsk, ChGIK, 2017, pp. 100-102. (In Russian)
6. Lushnikova A. V. Kraevedenie: nauka ili uvlechenie [Local history: science or hobby], "Prirodnoe i kul'turnoe nasledie Urala" Materialy X Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konferencii (g. Cheljabinsk, 14 ijunja 2019 g.) ["Natural and cultural heritage of the Urals" Materials of the X All-Russian (with international participation) scientific-practical. conference (Chelyabinsk, June 14, 2019)]. Chelyabinsk, ChGIK, 2019, pp. 10-13. (In Russian)
7. Likhachev D. S. Kraevedenie kak nauka i kak dejatel'nost' [Local history as a science and as an activity], available at: https://www.lihachev.ru/pic/site/flles/fulltext/kraev_1991.pdf (accessed: 11.06.2020). (In Russian)
8. Shvachko E. V. Vospitatel'nyj potencial istoricheskih i nacional'no-kul'turnyh tradicij v rabote professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij Cheljabinskoj oblasti [Educational potential of historical and national-cultural traditions in the work of professional educational organizations of the Chelyabinsk region], "Prirodnoe i kul'turnoe nasledie Urala" Materialy XI Vseros. nauch.-prakt.
konferencii (g. Cheljabinsk, 5 ijunja 2020 g.) ["Natural and cultural heritage of the Urals" Materials of the XI All-Russian scientific-practical conf. (Chelyabinsk, June 5, 2020)], Chelyabinsk, ChGIK, 2020, pp. 69-80. (In Russian)
9. Shadchin I. V. Konkurs nauchno-issledovatel'skih rabot kak napravlenie raboty s odarennymi obuchajushhimisja v organizacijah SPO [Competition of research works as a direction of work with gifted students in vocational education organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, No. 4 (24), pp. 104-111. (In Russian)
10. Chernetsov P. I., Nikolaeva I. S., Shadchin I. V. Psihologo-pedagogicheskaja diagnostika urovnja gotovnosti studentov k nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti [Psychological and pedagogical diagnostics of the level of students' readiness for research activities], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, No. 2 (26), pp. 122-130. (In Russian)
11. Belikov V. A., Nikolaeva I. N., Romanov P. Yu., Shadchin I. V. Issledovatel'skaja dejatel'nost' studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij: organizacija i soprovozhdenie: ucheb.-metod. posobie [Research activities of students of professional educational organizations: organization and support: textbook. Method. Allowance]. Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, 2020, 156 p., ISBN: 978-5-93407-071-8. (In Russian)
Швачко Елена Викторовна, доцент кафедры развития образовательной системы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Shvachko Elena Viktorovna, Associate Professor of the Department of Development of the Educational System, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Шитякова, Н. П. К вопросу о сформированное™ ценностно-смыслового отношения первокурсников педагогического колледжа к профессионально-педагогической деятельности / Н. П. Шитякова, Н. М. Чилингер // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 105-112.
УДК 377 ББК 74.57
К ВОПРОСУ О СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. П. Шитякова, Н. М. Чилингер
Национальный проект «Образование» и составляющие его федеральные проекты, требования ФГОС СПО к результатам освоения Программы подготовки специалистов обусловили необходимость решения проблемы формирования ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к своей профессиональной деятельности. В статье исследуются проявления этого отношения у студентов первого курса педагогического колледжа. Статья раскрывает критерии и показатели, характеристику уровней сформированности данного феномена в соответствии с когнитивным и потребностно-мотивационным критериями. В ней описана методика исследования, приведены данные, характеризующие мотивы выбора первокурсниками профессии педагога, и их представления о будущей деятельности. Полученные результаты стали основой для планирования содержания и этапов инновационной деятельности коллектива ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж».
Ключевые слова: ценностно-смысловое отношение к профессионально-педагогической деятельности, критерии и показатели отношения.