Научная статья на тему 'Развитие студенческого самоуправления как условие повышения качества внеучебной работы в вузе'

Развитие студенческого самоуправления как условие повышения качества внеучебной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT GOVERNMENT / ВНЕ-УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEA-CHERS' EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / TRAINING / ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметзянова Альфия Тимерзяновна

Статья посвящена анализу опыта развития студенческого самоуправления в подготовке будущего учителя. Компетентностный подход в педагогическом образовании ориентирует на становление у студентов личностных качеств, востребованных как в профессиональной, так и социокультурной деятельности. Сложившиеся в педагогическом вузе система работы по развитию студенческого самоуправления может быть расценена как позитивный педагогический опыт, рекомендуемый для распространения. Пример, демонстрированный в статье, доказывает, что, при наличии общих подходов к проблеме развития студенческого самоуправления, каждый факультет сохраняет свою специфику и уникальность в процессе реализации задач института применительно к внеучебной деятельности со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENT GOVERNMENT AT THE UNIVERSITY AS A CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF extracurricular work

The article analyzes the experience of student government development in the process of teachers’ education. Competence building approach in teachers’ education focuses on the development of students’ personal qualities demanded both in professional and socio-cultural activities. The existing system of the student government development in the pedagogical university can be regarded as a positive educational experience recommended for distribution. The example demonstrated in the article shows that, in the presence of common approaches to the problem of the student government, each department maintains its specificity and uniqueness in the process of University extracurricular activities’ aims achievement.

Текст научной работы на тему «Развитие студенческого самоуправления как условие повышения качества внеучебной работы в вузе»

Б01: 10.12731/2070-7568-2015-1-74-87 УДК 371.8.07

развитие студенческого самоуправления как условие повышения качества внеучебной работы в вузе

Ахметзянова А.т.

Статья посвящена анализу опыта развития студенческого самоуправления в подготовке будущего учителя. Компетентностный подход в педагогическом образовании ориентирует на становление у студентов личностных качеств, востребованных как в профессиональной, так и социокультурной деятельности. Сложившиеся в педагогическом вузе система работы по развитию студенческого самоуправления может быть расценена как позитивный педагогический опыт, рекомендуемый для распространения. Пример, демонстрированный в статье, доказывает, что, при наличии общих подходов к проблеме развития студенческого самоуправления, каждый факультет сохраняет свою специфику и уникальность в процессе реализации задач института применительно к внеучебной деятельности со студентами.

Ключевые слова: студенческое самоуправление; вне-учебная деятельность; педагогическое образование; воспитание; лидерство.

DEVELOPMENT OF STUDENT GOVERNMENT AT THE UNIVERSITY AS A CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF ExTRACURRICULAR wORK

Akhmetzyanova A.T.

The article analyzes the experience of student government deve-lopment in the process of teachers' education. Competence building approach in teachers' education focuses on the development of students' personal qualities demanded both in professional and socio-cultural activities. The existing system of the student government development in the pedagogical university can be regarded as a positive educational experience recommended for distribution. The example demonstrated in the article shows that, in the presence of common approaches to the problem of the student government, each department maintains its specificity and uniqueness in the process of University extracurricular activities' aims achievement.

keywords: student government; extracurricular activities; tea-chers' education; training; leadership.

введение

Актуальность исследования

Организация студенческого самоуправления является одной из важных проблем подготовки обучающихся образовательных организаций высшего профессионального образования. Это обусловлено тем, что выпускник вуза, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования, должен быть инициативной, целеустремленной, ответственной, социально адаптированной личностью, обладать компетенциями в профессиональной сфере. Развитию данных качеств и способностей способствует включение студентов в решение организаторских и творческих задач. Сегодня студенчество является носителем инновационного потенциала развития общества, выступает реальным партнером органов законодательной и исполнительной власти в решении задач экономического, политического, социального, культурного и воспитательного характера.

Учитывая, что в период обучения студенты проходят важнейший этап социализации, гражданственности, у них развиваются личностные качества, связанные с активным формированием социальной зрелости, интенсивным нравственно-эстетическим становлением, моделированием профессионального жизненного пути.

Анализ теоретических исследований Т.Н. Волоткевич, В.Г. Горчаковой, Л.В. Григоренко, Б.П. Дементьева, Т.С. Деркач, О.Ю. Елькиной, В.А. Качалова и других [1 - 7] и практического опыта позволил выявить противоречие между наличием практического опыта студенческого самоуправления и недостаточным использованием его как средства повышения качества подготовки будущего учителя в системе высшего профессионального образования.

Цель работы: теоретическое обоснование практического опыта развития студенческого самоуправления в профессиональной подготовке будущего учителя.

Материалы и методы исследования: теоретические (синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (анкетирование, деловые игры, социальное проектирование). Экспериментальная база -Центр педагогического образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (до реорганизации в марте 2014 года - ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»), г. Новокузнецк.

Результаты исследования и их обсуждение

Самоуправление всегда было важной формой воспитательной работы в педагогическом вузе. Главная цель студенческого самоуправления заключается в том, чтобы через разнообразные формы самоуправления выработать у студентов навыки управленческой, организаторской деятельности, умение пользоваться прогрессивными приёмами руководства учебной, трудовой, общественной, художественной, творческой и спортивной деятельностью учащихся. Студенческое самоуправление способствует формированию активной жизненной позиции студентов. Студенческое самоуправление принято рассматривать с трех позиций:

1) как целенаправленная деятельность студентов;

2) как форма воспитательной работы в вузе;

3) как одна из форм молодежной политики РФ [8].

Выбор способов развития студенческого самоуправления как средства повышения качества внеучебной деятельности направляет процесс самоуправления студентов на более полную реа-

лизацию поставленных в исследовании цели и задач. Основным критерием отбора форм организации студенческого самоуправления являлось их соответствие цели повышения качества внеурочной работы посредством самоуправления через организацию следующих форм: конференции, социально значимые проекты, тренинги, деловые и ролевые игры, круглые столы, дискуссии. Применяемые формы создают условия для самовыражения и самообучения студентов. В общении и коллективной деятельности формируются установки личности, крепнут убеждения, развивается профессиональное мышление.

Реализация личностно-ориентированного и деятельностного подходов способствует развитию мотивационной сферы личности студента, стимулирование и формирование положительного отношения к учению и будущей профессиональной деятельности. Студент, включаясь во внеучебную деятельность, не только вступает в профессиональную деятельность, но и входит в новую ситуацию развития, поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования.

Включение в студенческое самоуправление приводит к изменению позиции студента. С каждым курсом обучения в ходе постоянной работы в органах студенческого самоуправления и реализации различных проектов студент меняет свою позицию, постепенно проходя по ступеням профессионального становления своей личности: 1 ступень (1 курс) - участник проекта, 2 ступень (2 курс) - помощник руководителя проекта, 3 ступень (3 курс) - руководитель проекта, 4 ступень (4 - 5 курс) - эксперт, консультант.

Таким образом, студенческое самоуправление представляет собой систему отношений «студент-преподаватель», построенную на сотрудничестве и партнерском взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса, ориентированную на содействие саморазвитию способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста.

К примеру, на факультете педагогики и методики начального образования (ПМНО) идея студенческого самоуправления осуществляется через систему приоритетных воспитательно-образовательных проектов, реализуемых во внеучебной работе. Целью внеучебной деятельности факультета является формирование у студентов позитивного отношения к педагогической деятельности через вовлечение их в различные виды социально-творческой деятельности, обогащение содержания деятельности коллективов студенческих групп, расширение возможностей самореализации каждого студента в социокультурном и образовательном пространстве.

Реализация цели достигается при решении задач:

1. Обеспечение единства между индивидуальной свободой и общественными формами ее реального проявления.

2. Содействие развитию и самораскрытию у личности студента социальной зрелости.

3. Освоение современных социальных теорий, умений их использовать в оценке окружающего мира и в выработке гражданской позиции.

4. Привитие навыков творческого отношения будущих учителей к профессиональной и социокультурной деятельности.

Стратегическими ориентирами в определении содержания, форм и методов организации внеучебной работы факультета являются: реализация личностно ориентированной парадигмы; создание условий субъект-субъектного взаимодействия участников педагогического процесса; оптимальное сочетание традиций и новаций при выборе форм и методов организации студенческого самоуправления.

Принципами системы студенческого самоуправления являются: диалогизация, проблематизация, вариативность и альтернативность содержания внеучебной деятельности, мотивацион-ная обеспеченность. В личностном развитии студента система студенческого самоуправления выполняет следующие функции: адаптация в пространстве вуза; интеграция участников общественной деятельности на основе субъект-субъектного взаимодействия; обеспечение субъектности студента.

Критериями оценки результативности системы студенческого самоуправления являются: личностные достижения студентов по направлениям деятельности; социальная защищенность студентов; упорядоченность жизнедеятельности факультета; готовность к самостоятельной деятельности; организаторские способности, коммуникативная компетентность. Работая в органах студенческого самоуправления, студенты приобретают и укрепляют данные качества личности, что положительно отражается на качестве образования и уровне освоения профессиональных компетенций.

Во внеучебной деятельности факультета ПМНО осуществляются проекты: «Путь в науку», «Хочу всё знать!», «Универсальный студент», «Творчество - наша жизнь», «Дарим детям радость общения с нами», «Студент-практикант», «Никто не забыт», «Студентка-мама», «Лучшая группа факультета», «Студенческий лидер», «Спорт любить - здоровым быть!» и другие.

Рассмотрим на примере содержательное наполнение некоторых проектов. Проект «Универсальный студент» нацелен на повышение престижности образования среди студентов факультета. Реализация проекта требует: включения студентов в исследовательскую, творческую и спортивную жизнь факультета, института, страны; развития потребности в продолжении педагогического образования; успешности выступлений на вузовских конференциях, тематических семинарах, перед учителями, школьниками и их родителями; построения индивидуальной траектории личностного развития в период обучения в вузе. Ожидаемые результаты: студент успешен не только в учебной, но и во внеучеб-ной деятельности.

Проект «Путь в науку» направлен на создание оптимальных условий для включения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Реализация проекта требует: повышения методологической культуры студентов в процессе активного включения в деятельность проблемных групп, организацию исследовательской работы в образовательных учреждениях; заинтересованного участия в студенческих научно-исследовательских конференциях, подготовку научных статей и докладов. Реализация проекта осуществляется в рамках НИРС - ведущего направления воспи-

тательной работы факультета и института. Ожидаемые результаты: повышение мотивации студентов к активной научной работе, развивать у них потребности в поисковой и исследовательской деятельности.

Проект «Творчество - наша жизнь» реализует цель: развитие творческого потенциала студентов факультета. Реализация проекта требует: включения студентов творческую жизнь факультета, института, страны; развития потребности студентов в творческой деятельности и самореализации в ней; построения индивидуальной траектории творческого развития в период обучения в вузе. Реализация проекта осуществляется в рамках творческого направления воспитательной работы факультета и института. Освоение практического опыта происходит и в ходе занятий Школы актива по творчеству. Ожидаемые результаты: совершенствование творческих достижений студентов.

Проект «Дарим детям радость общения с нами» направлен на развитие движения педагогических отрядов факультета. Реализация проекта требует: развития педагогической направленности воспитательной работы факультета; направление профессиональной деятельности будущих педагогов реализуется во время летней педагогической практики; освоение профессиональных компетенций в области педагогики и психологии; становление таких профессионально-личностных качеств, как толерантность, креативность, коммуникабельность и эрудиция. Реализация проекта осуществляется в рамках направления воспитательной работы факультета и института - трудоустройство студентов в соответствии с профилем подготовки. Ожидаемые результаты: совер-

шенствование профессиональных компетенций студентов.

Проект «Никто не забыт» ориентирует студентов на волонтерскую деятельность. Студенты факультета оказывают поддержку пожилых людей, проживающих в одном из домов ветеранов г. Новокузнецка. Забота о них выражается в форме благотворительных акций «День Великой Победы», «Книга для ветеранов» и концертов творческих коллективов факультета.

Цель «Студенческий лидер» проекта - вырастить в условиях студенческого самоуправления актив, умеющий работать в команде, сотрудничать с преподавателями, устанавливать деловые и творческие контакты со студентами академии. Развитие лидерских качеств студентов происходит во время Школ актива: адаптация первокурсников; творчество, подготовки будущих вожатых. Школы актива организуются Отделом воспитательной работы и способствуют раскрытию лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей студентов.

Проект «Лучшая группа факультета» ориентирован на проведение конкурса среди первичных студенческих коллективов. Цель проекта - способствовать развитию социальной активности всех студентов посредством вовлечения их в различные факультетские проекты.

Проект «Спорт любить - здоровым быть» наиболее полно раскрывает психофизиологический потенциал личности и актуализируется процесс ее самосовершенствования. Каждый студент имеет возможность выбрать спортивную секцию по своему желанию и интересам. Занятия проводят увлеченные делом, знающие специалисты, в том числе, сами студенты.

заключение

Таким образом, ресурсное обеспечение воспитательно-образовательных проектов факультета включает: воспитательный потенциал учреждения ВПО, имеющего интересные традиции, славную историю, многообразные научные и культурные связи; материальный ресурс, позволяющий осуществлять поддержку и финансирование творческих, научных и образовательных инициатив студентов и профессорско-преподавательских кадров; областные программы социальной поддержки различных категорий студентов; кадровый ресурс сотрудников кафедр факультета проявляется в обеспечении проектов факультета заинтересованными координаторами, работающими в атмосфере сотрудничества и поддержки. Качество образования в работе рассматриваем как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Интеграция педагогической среды в общее социокультурное пространство на всех этапах внеучебной практической деятельности субъектов образовательного процесса способствует формированию профессиональных компетенций, профессиональному становлению и развитию личности обучающихся.

список литературы

1. Волоткевич Т.Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе: дисс. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2005. 254 с.

2. Горчакова В.Г. Студенческое самоуправление в подготовке будущих учителей к организаторской деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1990. 16 с.

3. Григоренко Л.В. Формирование готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности в процессе самостоятельной работы: дисс. ... канд. пед. наук. - Кривой Рог, 1991. 178 с.

4. Дементьев Б.П. К вопросу о статусе студенческого самоуправления // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2005. № 5 (23). С. 13-14.

5. Деркач Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе: автореф. дисс.....канд.

пед. наук. - Ярославль, 1972. 21 с.

6. Елькина О.Ю. Коллективная творческая деятельность - средство подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников // Высшее образование сегодня. 2007. № 2. С. 55-57.

7. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. № 5. С. 5-9.

8. Курганский С.М. Управленческая команда: как она формируется и действует // Директор школы. 2005. № 7. С. 21-25.

References

1. Volotkevich T.N. Samoupravlenie studentov kak factor organizat-cie vospitatelnoy rabot v vuze: diss. ... kand. ped. nauk. - Kras-noiyarsk, 2005. 254 p.

2. Gorchackova V.G. Studentecheskoe samoupravlenie v podgotov-ke budu^ih ychiteley k organizatorskoy deyatelnosti: avtoref. diss. kand. ped. nauk. - M., 1990. 16 p.

3. Grigorenko L.V. Formirovanie gotovnosti studentov pedvuza k professionalnoy deyatelnosti v protcesse samostoyatelnoy rabot: diss. ... kand. ped. nauk. - Krivoy Rog, 1991. 178 p.

4. Dementyev B.P. K voprosu o statuse studencheskovo samou-pravlenya // Studenchestvo. Dialogi o vospitanii. 2005. № 5 (23). Pp.13-14.

5. Derkah T.S. Formirovaniye professionalnoy napravlennosti studentov vo vneuchebnoy rabote: avtoref. diss.....kand. ped. nauk.

- Iyaroslavl. 1972. 21 p.

6. Elkina O.Yu. Kollektivnaya tvorcheskaya deyatelnost - sredstvo podgotovki budu^evo uchitelya k formirovaniyu produktivnovo opeta mladhih mkolnikov // Veshee obrazovaniyesevodnya. 2007. № 2. Pp. 55-57.

7. Kachalov V.A. Probleme upravleniya kachestvom v vuzah // Standarte i kachestvo. 2000. №5. Pp. 5-9.

8. Kurganskiy S.M. Ypravlencheskaya komanda: kak ona formiruet-sya i deystvuet // Direktor chool. 2005. №7. Pp. 21-25.

данные об авторе

Ахметзянова Альфия тимерзяновна, аспирант кафедры педагогики начального образования

Новокузнецкий институт (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

ул. Циолковского, 23, г. Новокузнецк, 654041, Российская Федерация

alfiya185@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Akhmetzyanova Al'fiya Timerziyanovna, Post-graduate student of the Department of Elementary Education

Novokuznetsk Institute (branch) of FSBEIHPE Kemerovo State University

23, Tsiolkovskovo St., Novokuzneck, 654041, Russian Federation alfiya185@rambler. ru

Рецензент:

Елькина о. Ю., профессор кафедры педагогики начального образования, доктор педагогических наук, профессор, Новокузнецкой институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.