Научная статья на тему 'Воспитательная работа на факультете как пространство формирования готовности студентов педвуза – будущих социальных педагогов к решению задач профессиональной деятельности'

Воспитательная работа на факультете как пространство формирования готовности студентов педвуза – будущих социальных педагогов к решению задач профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВКЛЮЧЕНИЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ФАКУЛЬТЕТСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / EDUCATIONAL WORK / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDENT COMMUNITIES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / THE INCLUSION OF FUTURE SOCIAL TEACHERS IN FACULTY STUDENTS' COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Галина Юрьевна, Середа Алена Владимировна

Аргументирована актуальность необходимости оcмысления подходов к воспитательной работе в педагогических вузах. Представлены результаты анализа сайтов российских вузов на предмет обеспеченности воспитательной работы со студентами регламентирующими документами, анализа наиболее распространенных моделей воспитательной работы, студенческого самоуправления, в том числе через студенческие объединения, сообщества. Выделены основные направленности студенческих сообществ в вузах, определена их специфика в педагогических университетах, связанная с ориентированностью их на практическую профессионально-педагогическую деятельность. Обозначены дефициты функционирования моделей воспитательной работы со студентами на факультетском уровне. Обобщен 10-летний опыт организации воспитательной работы и внеурочной деятельности со студентами педагогического факультета Томского государственного педагогического университета посредством включения будущих социальных педагогов в студенческие сообщества. Представлены схемы организации студенческого самоуправления на уровне академической группы, факультетском уровне, взаимодействия студенческих сообществ факультета с другими субъектами воспитательной работы факультета и вуза в целом. Приведены примеры возможных студенческих сообществ на факультете. На примере сопоставления трудовых действий социального педагога и видов деятельности куратора студенческой группы делается вывод о ресурсности развития готовности студентов к выполнению указанных выше типов профессиональной деятельности при включении их в любое студенческое сообщество в соответствии с интересами. Обоснованы условия повышения уровня готовности студентов педвуза к решению задач профессиональной деятельности посредством построения воспитательной работы на факультете на основе моделирования деятельности студенческих сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Галина Юрьевна, Середа Алена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK AT THE FACULTY AS A SPACE FOR THE FORMATION OF READINESS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' – FUTURE SOCIAL TEACHERS' READINESS TO SOLVE PROFESSIONAL ACTIVITY PROBLEMS

The results of the analysis of the sites of Russian universities on the subject of providing educational work with students with regulatory documents, the analysis of the most common models of the educational work, student self-government, including the student associations and communities are presented. The main directions of student communities in universities are highlighted, their specificity in pedagogical universities, related to their orientation to practical professional and pedagogical activity are defined. Deficiencies in the functioning of models of the educational work with students at the faculty level are indicated. The 10-year experience in organizing the educational work and after-hour activities with students of the Pedagogical Faculty of Tomsk State Pedagogical University by including future social educators in student communities is generalized. The organization schemes of student selfgovernment at the level of the academic group, faculty level, interaction of student communities of the faculty with other subjects of the educational work of the faculty and the university as a whole are presented. The examples of possible student communities at the faculty are given. Using the example of comparing labor activities of a social pedagogue and the activities of the student group curator, a conclusion is drawn on the resource development of students' readiness to perform the above types of professional activity when they are included in any student community in accordance with their interests. The conditions for increasing the level of readiness of students of the university for the solution of the tasks of professional activity through the construction of the educational work at the faculty on the basis of modeling the activities of student communities are substantiated.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа на факультете как пространство формирования готовности студентов педвуза – будущих социальных педагогов к решению задач профессиональной деятельности»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ

УДК 378.4.032-057.87

йО! 10.23951/2307-6127-2019-1-67-77

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г. Ю. Титова, А. В. Середа

Томский государственный педагогический университет, Томск

Аргументирована актуальность необходимости осмысления подходов к воспитательной работе в педагогических вузах. Представлены результаты анализа сайтов российских вузов на предмет обеспеченности воспитательной работы со студентами регламентирующими документами, анализа наиболее распространенных моделей воспитательной работы, студенческого самоуправления, в том числе через студенческие объединения, сообщества. Выделены основные направленности студенческих сообществ в вузах, определена их специфика в педагогических университетах, связанная с ориентированностью их на практическую профессионально-педагогическую деятельность. Обозначены дефициты функционирования моделей воспитательной работы со студентами на факультетском уровне. Обобщен 10-летний опыт организации воспитательной работы и внеурочной деятельности со студентами педагогического факультета Томского государственного педагогического университета посредством включения будущих социальных педагогов в студенческие сообщества. Представлены схемы организации студенческого самоуправления на уровне академической группы, факультетском уровне, взаимодействия студенческих сообществ факультета с другими субъектами воспитательной работы факультета и вуза в целом. Приведены примеры возможных студенческих сообществ на факультете. На примере сопоставления трудовых действий социального педагога и видов деятельности куратора студенческой группы делается вывод о ресурсности развития готовности студентов к выполнению указанных выше типов профессиональной деятельности при включении их в любое студенческое сообщество в соответствии с интересами. Обоснованы условия повышения уровня готовности студентов педвуза к решению задач профессиональной деятельности посредством построения воспитательной работы на факультете на основе моделирования деятельности студенческих сообществ.

Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческие сообщества, профессиональные компетенции, включение будущих социальных педагогов в факультетские студенческие сообщества.

Воспитательная работа в широком значении понимается как целенаправленная и планомерная деятельность по формированию и развитию у обучающихся необходимых качеств, норм поведения с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания. Теоретико-методологические основы воспитательной работы в высших учебных заведениях разработаны

И. А. Зимней, А. А. Муроновым, З. Н. Калининой, Л. А. Полуяновой, В. А. Середой, А. В. Пономаревым, Н. А. Шайденко и др. В исследованиях Р. У Богдановой, Д. А. Бокова, А. А. Колчиной, А. А. Мазеиной, Е. А. Туковой освещаются вопросы организации воспитательной деятельности в вузах через функционирование студенческих сообществ. Труды А. К. Марковой, A. M. Новикова, Г. М. Романцева, Е. В. Ткаченко посвящены проблемам подготовки студентов вузов к реализации профессиональных функций, формированию профессиональной компетентности на этапе профессионального образования, включая учебную и внеучебную деятельность.

Проведенный в начале 2017 г. анализ сайтов более чем 45 отечественных вузов позволил утверждать, что более 80 % вузов приняли и реализуют Концепцию воспитательной работы либо имеется другой собственный документ, регламентирующий воспитательную деятельность вуза. Вместе с тем на сайтах 15 % вузов не представлена информация о нормативных документах, сопровождающих воспитательную деятельность. Анализ концепций воспитательной работы в российских вузах показал, что данные документы принимаются на период 3-5 лет и ежегодно подлежат пересмотру и последующей корректировке в связи с достигнутыми результатами в учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, в вузах России на протяжении времени проходили качественные изменения, и за последние годы был накоплен уникальный опыт организации воспитательной работы [1]. Концепции воспитательной работы в большинстве российских вузов определяют постановку близких по смыслу и содержанию задач, как то: подготовка высококвалифицированного и современного специалиста; формирование, развитие и повышение уровня профессиональной и общекультурной компетентности студентов; формирование уверенной социально ориентированной жизненной позиции и гражданской ответственности и др. Следует отметить, что в зависимости от профиля вуза (гуманитарный, аграрный, правовой, медицинский, технический, педагогический и др.) в концепции появляются специфические задачи, стоящие в системе учебно-воспитательной работы конкретного образовательного учреждения.

Как правило, в концепции перечисляются формы, методы и средства воспитательной работы, охарактеризовывается система взаимодействия педагогического коллектива и студентов. Студенческие сообщества рассматриваются как форма организации совместной деятельности преподавателей и студентов, как способ реализации студенческих инициатив, как основа воспитательного процесса вуза и т. п. [2].

Проведенный анализ сайтов педагогических вузов позволил утверждать, что не менее 40 % педвузов осуществляют научно-методическое сопровождение деятельности студенческих сообществ.

На взгляд авторов, в современных вузах воспитательный процесс строится, во-первых, на создании и функционировании само- или соуправления. В вузе они определяют не только и не столько участие обучающихся в управлении организацией, сколько выступают в качестве механизмов их социализации [3].

Во всех вузах (сайты которых были проанализированы) существует студенческий совет, 70 % педвузов поддерживают работу студсоветов на факультетах. Во всех вузах функционируют творческие объединения, научные студенческие сообщества. Студенческое самоуправление в академических группах представлено в основном работой старост.

Во-вторых, приоритетом в воспитательной работе вузов также обозначается задача повышения активности и роли студентов в образовательной, научной, спортивной и культурно-массовой деятельности через включение их в систему деятельности студенческих объединений, формируемых на основе потребностей и интересов студентов, и поддержку социально значимых инициатив.

Как отмечает в своих работах А. А. Колчина, «студенческое сообщество в вузе - это объединение студентов, которое отличается общностью ценностей, интересов, совместной деятельностью по решению значимых для молодых людей проблем, диалогическим общением, гуманистическими отношениями и создается общими усилиями его участников (в том числе при педагогическом содействии преподавателя)» [4, с. 168].

Студенческие сообщества, организуемые на трех уровнях: академическом (объединения студентов отдельной студенческой группы), факультетском (объединения студентов одного факультета), общеуниверситетском (объединения студентов различных факультетов), -способствуют проявлению активности, участию в решении проблем различной направленности, подготовке и организации мероприятий студентами на соответствующем уровне.

На любом уровне студенческие сообщества могут реализовывать одну из четырех на-правленностей: 1) социальное, которым занимаются студенческие профсоюзы, волонтерское движение, студенческий совет общежитий, штаб стройотрядов и т. п.; 2) творческое, например, студенческие клубы, театральные студии и т. д.; 3) спортивное, например, спортивный клуб, туристический клуб; 4) научное, например, студенческое научное общество, которое носит системный характер и всесторонне поддерживается администрацией [5].

Создание и функционирование студенческих сообществ поддерживается на государственном уровне министерством образования и науки в соответствии с Программой развития деятельности студенческих объединений с 2012 г. Студенческие сообщества чаще создаются по направлениям вышеуказанной программы: «наука и инновации; профессиональные компетенции; студенческий спорт и здоровый образ жизни; волонтерство и социальное проектирование; историко-патриотическое воспитание; межкультурный диалог; студенческие информационные ресурсы; международное сотрудничество; социальные стандарты и права студентов; культура и творчество» [6].

Современная тенденция такова, что студенческие сообщества создаются и функционируют в большей степени на уровне вуза [7], реже - на уровне его структурных элементов: факультетов или институтов. Анализ вузовских сайтов позволяет утверждать, что внеучеб-ная деятельность и воспитательная работа в институтах, на факультетах и кафедрах развита хуже, и студенческие сообщества на данных уровнях встречаются реже и представлены в лучшем случае в виде студенческих научных обществ под руководством преподавателей -представителей определенных научных школ.

На взгляд авторов, особое внимание воспитательной работе должно уделяться в педагогических вузах. Учитывая, что школа сегодня взяла на себя выполнение воспитательной функции (в том числе и через реализацию направлений деятельности Российского движения школьников), задача педвуза сегодня - подготовить специалистов, компетентных не только в предметной области, но и в области воспитания. Особенно это важно в отношении специалистов социально-педагогического профиля. Как показывает практика, учебного процесса для развития такого специалиста недостаточно, поэтому эту задачу можно и нужно решать через внеучебную деятельность и воспитательную работу. Именно через включение обучающихся в студенческие сообщества вуз может развить личность, которая будет востребована в образовательных организациях. Воспитательная работа педвуза предполагает не только формирование личности педагога, но и создание условий, способствующих развитию профессиональных компетенций будущего педагога [8, с. 82], формирование готовности студентов педвуза - будущих социальных педагогов к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогическому, проектному, методическому, организационно-управленческому, культурно-просветительскому, сопровождения (в соответствии с ФГОС 3++).

Деятельность студенческих сообществ направлена не только и не столько на решение учебно-воспитательных задач, сколько на включение обучающихся в практическую профессионально-педагогическую деятельность.

Особенность организации студенческих сообществ заключается в том, что по мере возникновения студенческих инициатив создается проект, возникает самоорганизующееся сообщество, которое продолжает развиваться при содействии преподавателя, который поддерживает, активизирует и стимулирует деятельность студентов.

В данной статье обобщен 10-летний опыт организации воспитательной работы на педагогическом факультете (ПФ) Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), выпускниками которого являются в том числе социальные педагоги.

Заявленный компетентностный подход как приоритет новой образовательной политики поставил перед высшим образованием новые задачи формирования профессионала нового типа - конкурентоспособного, квалифицированного, готового решать различные профессиональные задачи в различных условиях событийности, т. е. профессионально компетентного специалиста. Новые ФГОС ВО, имеющие рамочный характер, предоставили вузам большие возможности для решения этой задачи, но вместе с тем и большую ответственность за будущие поколения профессионалов. Во ФГОС ВПО 3-го поколения было определено: «Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности» [9]. В данном документе подчеркивалась необходимость развития социально-воспитательного компонента, в том числе студенческого самоуправления, и участия обучающихся в общественных организациях, деятельности творческих и спортивных клубов, научных студенческих обществ.

Начиная с 2007 г. на педагогическом факультете ТГПУ ежегодное осмысление результатов воспитательной работы и внеучебной деятельности привело к выработке и необходимости реализации следующих организационно-педагогических условий построения воспитательного процесса на факультете:

1) осознанность студентами и преподавателями ПФ важности воспитательной работы и внеучебной деятельности как обязательных компонентов высшего образования будущих социальных педагогов (при лидирующей позиции администрации факультета, акцентирующей внимание деятельности всего факультетского коллектива на формировании профессиональных компетенций студентов);

2) ежегодное совместное со студентами планирование воспитательной работы на факультете;

3) проводимые факультетские внеучебные события должны нести как минимум развивающий характер как для каждого отдельного студента, так и факультета в целом, а как максимум - создавать пространство профессиональных проб;

4) освоение каждым студентом во внеучебной деятельности ролей: зрителя, участника, активиста, лидера;

5) постоянный мониторинг воспитательной работы на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях.

Рассмотрим особенности внеучебной деятельности на академическом и факультетском уровнях организации студенческих сообществ (рис. 1, 2).

В академической группе функционируют староста, профорг, группорг, физорг, волон-торг, которые организуют работу внутри группы, а также включают одногруппников по необходимости в студенческие сообщества факультета. Кроме того, периодически возникают кратковременные студенческие сообщества для решения конкретной задачи, и вышепере-

численный актив группы, зная интересы своих одногруппников, быстро реагирует на запрос, включая в студенческие объединения конкретных студентов.

Рис. 1. Схема организации студенческого сообщества на академическом уровне

Рис. 2. Схема организации студенческого сообщества на факультетском уровне Внутри студенческого сообщества есть лидер, координирующий его деятельность. В студенческое сообщество может входить один и более представителей от студенческой академической группы. Студенты общаются в процессе деятельности со студентами разных курсов, развивая коммуникативную компетенцию, а также расширяют свой кругозор, так как общаются со студентами разных направлений подготовки и специальностей. Включаясь в деятельность студенческого сообщества, студент академической группы выходит из зоны собственного комфорта, тем самым формируя у себя стрессоустойчивость.

Каждое студенческое сообщество является результатом осмысления проблем образовательно-воспитательного процесса на факультете. Так, в 2009 г. на ПФ появилась необходимость создания девяти сообществ (проектные группы: «Студент недели», «Институт кураторов», «Волонтерство», «Связи с общественностью», «Доска почета», «Клуб педмастер-ства», «Хранители этажа», «Дружба факультетов», «Информационно-ресурсная и дизайнерская служба»), в 2010 г. их число возросло до 15, в 2016-2017 гг. актуальными оказались восемь. Главное условие их создания и функционирования - актуальность, осознанность

их необходимости студентами, поддержка администрацией факультета их инициатив и деятельности. С другой стороны, наличие различных сообществ предоставляет студентам возможность включения в них по своим интересам.

Деятельность студенческих сообществ факультета организована таким образом, что они находятся в постоянном или временном взаимодействии друг с другом и другими субъектами воспитательной работы факультета и вуза (рис. 3, 4). Такой механизм работы позволяет студенческому сообществу развиваться и совершенствоваться, а также развивать профессиональные качества его участникам.

Рис. 3. Модель взаимодействия студенческих сообществ факультета с другими субъектами воспитательной работы

факультета

Рис. 4. Модель взаимодействия студенческих сообществ факультета с другими субъектами воспитательной работы вуза

Взаимодействие конкретного студенческого сообщества на примере кураторов академической группы с субъектами воспитательной работы факультета может быть представлено следующим образом (рис. 5).

Профессорско-преподавательсюш состав

Рис. 5. Модель взаимодействия студенческого сообщества «Кураторы академической группы» с субъектами

воспитательной работы факультета

Большой перечень специализаций социального педагога, широкий спектр его деятельности от работы с ближайшим окружением подопечного до координации действий с различными учреждениями и ведомствами [10, с. 12] требуют сформированности у него социальных и организаторских компетенций, которые невозможно развивать только в рамках учебной деятельности.

В одной из статей авторов [11, с. 87] представлено сопоставление трудовых действий педагога, в том числе социального педагога, и видов деятельности куратора студенческой группы. Данный пример демонстрирует ресурсность развития готовности студентов к выполнению указанных выше типов профессиональной деятельности при включении их в любое студенческое сообщество в соответствии со своими интересами.

Важное значение в развитии студенческих сообществ и включении студентов в их деятельность имеет заинтересованность администрации факультета, выражающаяся в готовности осуществлять моральную, организационно-методическую и психолого-педагогическую поддержку их деятельности. Так, кафедрой социальной педагогики выпущены пять методических пособий серии «Воспитательная работа в вузе» [12, 13 и др.], проекты, реализуемые на факультете в рамках воспитательной работы, неоднократно становились дипломантами конкурсов «Интеграция», «Сибирские Афины», «Учсиб», «Образование. Карьера. Занятость», преподаватели кафедр являются координаторами осуществления деятельности ряда сообществ (например, по проекту «Городское лето»).

Будущие социальные педагоги, включаясь в любое студенческое сообщество, генерируют идеи (педагогически целесообразные и социально значимые), методически их прорабатывают, продумывают организационное обеспечение, реализуют задуманное, анализируют сделанное, т. е. осуществляют следующие виды деятельности: прогностическую, проективную, методическую, организационно-коммуникативную, организаторскую, рефлексивно-оценочную и непосредственно педагогическую. Участие в деятельности студенческих

сообществ предоставляет возможность студентам самостоятельно разрешать самые разные жизненные, личностные и профессиональные ситуации [14, с. 146], требующие от них способности стать ведущим субъектом процесса образования, способствует развитию и совершенствованию их профессионально-педагогических компетенций. Данные результаты являются планируемыми, а значит, направляемыми и контролируемыми, что связано с постановкой задач, систематической отчетностью лидеров студенческих сообществ, составлением рейтингов активности в соответствии с разработанной авторами критериально-диагностической основой.

Анализ работ по проблемам подготовки социальных педагогов в вузе позволяет выделить ряд аспектов:

- подготовка социальных педагогов к исследовательской деятельности (И. А. Липский, С. И. Липский, Г. Н. Штинова, И. А. Маврина и др.);

- социально-педагогический подход в профессиональной подготовке социальных педагогов (Н. Ф. Басов, Б. З. Вульфов, Ю. Н. Галагузова и др.);

- этнокультурный подход в подготовке социального педагога (Т. А. Василькова, Ю. Н. Василькова, Ф. А. Мустаева и др.);

- дифференцированная подготовка социальных педагогов к работе в учреждениях различного типа (О. В. Воронова и др.) и др.

Описанный авторами опыт включения будущих социальных педагогов в деятельность студенческих сообществ определяет дифференцированный подход к подготовке данных специалистов в вузе. Анализ трудоустройства и закрепления в профессии выпускников, являвшихся лидерами и активистами студенческих сообществ, в период с 2010 по 2017 г. показывает, что из 40 человек 35 человек (87,5 %) успешно работают в системе образования, молодежной политики, спорта, социальной защиты, пятеро работают не в указанных отраслях, но на своих рабочих местах проявляют инициативу, творческий подход, характеризуются стремлением к саморазвитию.

Переосмысление 10-летнего опыта организации воспитательной работы на факультете позволило сформулировать концептуальные идеи ее организации, связанные с развитием студента ПФ в трех направлениях: как профессионала, личности, гражданина.

Готовность к решению различных педагогических ситуаций, профессиональным пробам, способность к планированию и проектированию, способность к самоорганизации, самоанализу, анализу деятельности других участников совместной деятельности, а также оценивание разработанного и реализованного события студентами выражают позицию профессионала.

Позиция «личность» отражается в умении оценивать себя и свое развитие, строится на способности к самоанализу и саморефлексии. В рамках освоения данной позиции студент может выбирать собственную траекторию развития, основанную на конкретном интересе.

Чувство причастности к факультету, вузу, профессии, осознание значимости выбранной профессии определяют позицию гражданина. Сформированность этой позиции может выражаться в участии студентов в создании элементов корпоративной (организационной) культуры факультета.

На взгляд авторов, моделирование внеучебной деятельности и воспитательной работы на конкретном факультете должно происходить при наличии и в соответствии с интегрированным образом выпускника соответствующего факультета с присущими особенностями его квалификации. Появляется возможность своевременно корректировать воспитательный процесс, расставлять акценты в воспитательной работе в целом и конкретно по отношению к студентам определенной специальности/профиля.

Список литературы

1. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе: приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. № 06-197. URL: http://voronezharts.ru/content/xposts/123/original/6__2202_2006_06197. pdf (дата обращения: 14.11.2017).

2. Богданова Р. У. Воспитательный аспект реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Известия Российской академии образования. 2011. № 2 (18). С. 71-86.

3. Богданова Р. У., Колчина, А. А. Воспитание студенческой молодежи в вузе: современные концептуальные подходы: учеб.-метод. пособие № 5. СПб.: Центр информатизации образования, 2009. 103 с.

4. Колчина А. А. Вовлечение студентов в деятельность созидательных сообществ в вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 166-171.

5. Научная библиотека РГУ им. С. А. Есенина: Роль студенческих общественных объединений в воспитательном процессе вуза. URL: http://library.rsu.edu.ru/p7407/ (дата обращения: 03.02.2016).

6. Центр при Министерстве образования и науки РФ «Российский студенческий центр „Росстуденчество"»: программа развития деятельности студенческих объединений. URL: http://rosstudtsentr.ru (дата обращения: 20.04.2017).

7. Байдашева Е. Н., Савиных В. Л., Томочкин В. Н. Проблема профессионального воспитания студентов вуза в современных условиях // Философские науки. 2007. № 11. С. 143-150.

8. Титова Г. Ю. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 82-84.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»: Приказ от 22 марта 2010 г. № 200 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 „Психолого-педагогическое образование"». URL: http://fgosvo.ru/ uploadfi les/fgos/5/20111115121912.pdf (дата обращения: 17.04.2017).

10. Титова Г. Ю. К вопросу о подготовке социальных педагогов в вузе // Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: материалы всерос. науч.-практ. конференции. 2012. С. 11-15.

11. Середа А. В., Титова Г. Ю. Кураторская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов педвуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 84-91.

12. Середа А. В., Титова Г. Ю. Студенческое самоуправление: куратор академической группы: метод. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. 36 с. (Серия «Воспитательная работа в вузе»).

13. Середа А. В., Титова Г. Ю., Ваврин В. И. Студенческое самоуправление: физорг академической группы: методическое пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. 32 с. (Серия «Воспитательная работа в вузе»).

14. Титова Г. Ю. Социально-педагогические задачи как средство профессионального проблеморазрешения в составе профессиональной компетентности // Компетентностное обновление на разных ступенях образования. Томск, 2010. С. 145-154.

Титова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: titova_g@mail.ru Середа Алена Владимировна, старший преподаватель, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: sereda0892@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 04.01.2018.

DOI 10.23951/2307-6127-2019-1-67-77

EDUCATIONAL WORK AT THE FACULTY AS A SPACE FOR THE FORMATION OF READINESS

OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' - FUTURE SOCIAL TEACHERS' READINESS

TO SOLVE PROFESSIONAL ACTIVITY PROBLEMS

G. Yu. Titova, A. V. Sereda

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The results of the analysis of the sites of Russian universities on the subject of providing educational work with students with regulatory documents, the analysis of the most common

models of the educational work, student self-government, including the student associations and communities are presented. The main directions of student communities in universities are highlighted, their specificity in pedagogical universities, related to their orientation to practical professional and pedagogical activity are defined. Deficiencies in the functioning of models of the educational work with students at the faculty level are indicated. The 10-year experience in organizing the educational work and after-hour activities with students of the Pedagogical Faculty of Tomsk State Pedagogical University by including future social educators in student communities is generalized. The organization schemes of student self-government at the level of the academic group, faculty level, interaction of student communities of the faculty with other subjects of the educational work of the faculty and the university as a whole are presented. The examples of possible student communities at the faculty are given. Using the example of comparing labor activities of a social pedagogue and the activities of the student group curator, a conclusion is drawn on the resource development of students' readiness to perform the above types of professional activity when they are included in any student community in accordance with their interests. The conditions for increasing the level of readiness of students of the university for the solution of the tasks of professional activity through the construction of the educational work at the faculty on the basis of modeling the activities of student communities are substantiated.

Key words: educational work, extracurricular activities, student communities, professional competencies, the inclusion of future social teachers in faculty students' communities.

References

1. Rekomendatsii po organizatsii vospitatel'nogo protsessa v vuse: prilozheniye k pis'mu Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2006 g. No. 06-197 [Recommendations on the organization of the educational process in the university: appendix to the letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2006, No. 06-197]. URL: http:// voronezharts.ru/content/xposts/123/original/6__2202_2006_06197.pdf (accessed 14 November 2017).

2. Bogdanova R. U. Vospitatel'nyy aspekt realizatsii novykh federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya [Educational aspect of the implementation of the new federal state educational standards of higher professional education]. Izvestiya Rossiyskoy akademii obrazovaniya, 2011, no. 2 (18), pp. 71-86 (in Russian).

3. Bogdanova R. U., Kolchina A. A. Vospitaniye studencheskoy molodezhi v vuze: sovremennyye kontseptual'nyye podkhody: uchebno-metodicheskoye posobiye no. 5 [The education of student youth in the university: modern conceptual approaches: educational-methodical guide no. 5]. Saint Petersburg, Tsentr informatizatsii obrazovaniya Publ., 2009. 103 p. (in Russian).

4. Kolchina A. A. Vovlecheniye studentov v deyatel'nost' sozidatel'nykh soobshchestv v vuze [Involvement of students in the activities of creative communities at the university]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science, 2015, no. 178, pp. 166-171 (in Russian).

5. Nauchnaya biblioteka RGUim. S. A. Esenina: Rol'studencheskikh obshchestvennykh ob"yedineniy v vospitatel'nom protsesse vuza [Scientific library of RSU named after S. A. Yesenin: The role of student public associations in the educational process of the university]. URL: http://library.rsu.edu.ru/p7407/ (accessed 3 February 2016).

6. Tsentr pri Ministerstve obrazovaniya i nauki RF "Rossiyskiy studencheskiy tsentr "Rosstudenchestvo": programma razvitiya deyatel'nosti studentcheskikh ob'yedineniy [The Centre under the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "Russian Student Center "Rosstudenchestvo": program for the development of student associations] (in Russian). URL: http:// rosstudtsentr.ru (accessed 20 April 2017).

7. Baydasheva E. N., Savinykh V. L., Tomochkin V. N. Problema professional'nogo vospitaniya studentov vuza v sovremennykh usloviyakh [The problem of professional education of university students in modern conditions]. Filosofskiye nauki -Philosophical Sciences, 2007, no. 11, pp. 143-150 (in Russian).

8. Titova G. Yu. Rol' kuratora studencheskoy gruppy v organizatsii vospitatel'noy raboty v vuze [The role of students group mentor in organization of educational work in higher school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2011, vol. 10 (112), pp. 82-84 (in Russian).

9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 "Psikhologo-pedagogicheskoye obrazovaniye": Prikaz ot 22 marta 2010 g. no. 200 Ob utverzhdenii i vvedenii v deystviye federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400"psikhologo-pedagogicheskoye obrazovaniye" [Federal State Educational Standard of higher professional education in the direction of preparation 050400 Psychological and Pedagogical Education: Order of March 22, 2010 no. 200 On approval and implementation of the Federal State Educational Standard of higher ducation in the direction of preparation 050400 Psychological and Pedagogical Education] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/5/20111115121912.pdf (accessed 17 April 2017).

10. Titova G. Yu. K voprosu o podgotovke sotsial'nykh pedagogov v vuze [On the issue of the training of social pedagogues in the university]. Sovremennyeproblemyproblemy teoriiipraktikisotsial'noypedagogiki: materialy vseros. nauch.-prakt. konferentsii /Modern problems of theory and practice of social pedagogy: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. 2012. Pp. 11-15 (in Russian).

11. Sereda A. V., Titova G. Yu. Kuratorskaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya professional'noy kompetentnosti studentov pedvuza [Curatorial activity as a means of development of professional competence of the teacher training university students]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol. 2 (12), pp. 84-91 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Sereda A. V., Titova G.Yu. Studencheskoye samoupravleniye: kurator akademicheskoy gruppy: metodicheskoye posobiye [Student self-government: curator of the academic group: methodical manual]. Tomsk, TSPU Publ., 2017. 36 p. Seriya "Vospitatel'naya rabora v vuze" (Series "Educational work in higher education") (in Russian).

13. Sereda A. V., Titova G. Yu., Vavrin V. I. Studencheskoye samoupravleniye: fizorg akademicheskoy gruppy: metodicheskoye posobiye [Student self-government: fizorg of the academic group: methodical manual]. Tomsk, TSPU Publ., 2017. 32 p. Seriya "Vospitatel'naya rabora v vuze" (Series "Educational work in higher education") (in Russian).

14. Titova G. Yu. Sotsial'no-pedagogicheskiye zadachi kak sredstvo professional'nogo problemorazresheniya v sostave professioanl'noy kompetentnosti [Socio-pedagogical problems as a means of professional problem solving as a part of professional competence]. Kompetentnostnoye obnovleniye na raznykh stupenyakh obrazovaniya [Competent update at different levels of education]. Tomsk, 2010. Pp. 145-154 (in Russian).

Titova G. Yu., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russian Federation, 634041). E-mail: titova_g@mail.ru

Sereda A. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russian Federation, 634041). E-mail: sereda0892@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.