СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
УДК 378.4 DOI 10.12737/16701
Получено 02.10.2015 Одобрено 10.10.2015 Опубликовано 18.12.2015
Белоножко М.Л.
Д-р социол. наук, профессор ФГБОУ ВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», Тюмень
e-mail: [email protected]
Силин А.Н.
Д-р социол. наук, профессор ФГБОУ ВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», Тюмень
e-mail: [email protected]
Фролов С.Ю.
Аспирант ФГБОУ ВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», Тюмень e-mail: [email protected]
Качество образования и удовлетворенность процессом обучения в вузах нефтегазового профиля1
Аннотация
Статья посвящена проблеме повышения качества высшего образования и необходимости учета в этом процессе субъектов образовательного пространства: студентов, преподавателей, работодателей. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к проблеме оценки качества и выбран системно-социальный, позволяющий включить в число критериев этой оценки удовлетворенность как обучаемых, так и преподавателей разными аспектами жизнедеятельности вуза. Опираясь на такой подход, разработана методология и проведено социологическое исследование на материалах нефтегазовых вузов России, осуществляющих подготовку профессионалов для наиболее значимой отрасли российской экономики.
В результате выявлены взаимосвязи качества получаемого образования и удовлетворенности студентов и преподавателей учебным процессом в целом и отдельными его элементами. Представлена оценка работодателями поступающих к ним выпускников вузов, рекомендации по повышению качества подготовки по отдельным направлениям, направленные на реализацию пра-ктико-ориентированного подхода к обучению.
Проведено сравнение ситуации как в разных вузах, так и между студентами, обучающимися по техническим и управленческим специальностям.
Особое внимание уделено разработке на основе результатов проведенного исследования модели развития регионального вуза нефтегазового профиля в условиях модернизации системы высшего образования, учитывающей взаимодействие всех заинтересованных сторон (предприятий реального сектора экономики, властных структур, гражданского общества).
Предложен также механизм реализации развития нефтегазового вуза, с системных позиций рассматривающий все виды деятельности учебного заведения (образовательную, научно-инновационную, социокультурную), позволяющей ему стать успешным на международном рынке образовательных услуг в сфере нефтегазовой отрасли.
Ключевые слова:
качество образования, удовлетворенность обучением, нефтегазовые вузы, компетентность выпускников.
Belonozhko M.L.
Doctor of Sociology, Professor, Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen
e-mail: [email protected]
Silin A.N.
Doctor of Sociology, Professor, Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen
e-mail: [email protected]
Frolov S.Yu.
Postgraduate Student, Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen
e-mail: [email protected]
Education Quality and Learning Process Satisfaction in the Oil and Gas Profile High Educational Institutions
Abstract
The paper is devoted to the problem of higher education quality improving, and to the necessity of taking into account in this process the educational space subjects: students, teachers and employers. Theoretical and methodological approaches to quality assessment problem have been considered, and system-social approach has been selected, which allow include the satisfaction both of students and teachers with different aspects of high educational institution life into this assessment criteria.
Based on such approach a methodology has been developed, and a sociological research on materials of Russian oil and gas high educational institutions, training professionals for the Russian economy's most significant sector, has been carried out.
As a result, the relationships of education quality and satisfaction both of students and educators with the educational process as a whole and its individual elements have been revealed.
The assessment of high educational institutions' graduates made by their employers, as well as recommendations on quality improving in some training directions, aimed at implementation of practice-oriented approach to training, have been presented.
A comparison of the situation both in different high educational institutions and between students studying on technical and managerial specialties has been carried out.
Particular attention has been paid to the development based on this research's results of regional oil and gas higher educational institution model in the conditions of higher education modernization, taking into account the interaction of all stakeholders (real economy enterprises, government structures, civil society). Also an oil and gas higher educational institution development realization mechanism has been proposed, considering all the activities of the educational institution (the education, research and innovation, socio-cultural ones) with a system approach, allowing it to become successful in the international market of educational services in the oil and gas industry
Keywords:
education quality, satisfaction with training, oil and gas higher educational institutions, competence of graduates.
1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Грант № 15-03-00367а). 84
В системе экономической безопасности России значимое место, как известно, занимает нефтегазовая отрасль. Поэтому проблемы подготовки квалифицированных кадров для нее, повышения качества образования в нефтегазовых вузах представляется авторам весьма актуальной задачей.
Говоря о качестве образования как о многоаспектном явлении, необходимо учитывать и ожидания всех субъектов образовательного пространства. Так, Г. Бордовский считает, что качество не может сводиться к определению отдельных характеристик и свойств и должно характеризоваться как фактор, обеспечивающий процесс профессиональной социализации личности [1].
Категория «качество образования», подходы и критерии его оценки остаются к настоящему времени предметом острых дискуссий, разброс мнений здесь весьма обширен. Так, широко известны работы Л. Власеану, Д. Вестерхейдена и др. [2, 3]. Авторы придерживаются системно-социального подхода, развитого в работах В.И. Звонникова, И. Савина, М.Б. Челышковой, М. Фрезер и др. и включающего в число критериев и удовлетворенность студентов организацией обучения, квалификацией преподавателей, взаимодействием внутри студенческой группы, бытовыми условиями и т.д., и удовлетворенность преподавателей условиями труда, в том числе состоянием материально-технической базы вуза, учебно-методическим обеспечением и т.д. [4—8].
Так, М. Фрезер в своей работе «Качество высшего образования: международный аспект», анализируя качество образования как комплексную категорию, включает в рассмотрение не только совокупность
Удовлетворенность
стандартов, но и оценку самого процесса, компетентность выпускников и др. [8]. Авторами, опираясь на такой концептуальный подход, проведено исследование как в ряде евразийских университетов [9], так и в вузах нефтегазового профиля [Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ)], Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ), Ухтинском государственном техническом университете (УГТУ), наиболее значимые результаты которого представлены ниже. Отдельные результаты предыдущих исследований публиковались авторами ранее [10, 11].
При этом целью исследования стало выявить мотивы выбора студентом вуза и направления подготовки, оценку качество основных элементов образовательного процесса и социального самочувствия студентов. Информация была получена в 2014—2015 гг. в результате анкетного опроса 379 студентов трех вузов по репрезентативной выборке. Генеральная совокупность составляла 29 484 человека, выборочная в ТюмГНГУ — 121 человек, УГНТУ — 217 человек, УГТУ — 41 человек.
В этот же период проведен опрос 338 преподавателей этих вузов, генеральная совокупность которых составляла 2770 человек.
Опрос показал, что большая часть респондентов вполне удовлетворена своей студенческой жизнью (см. таблицу 1).
Из мотивов выбора именно этого вуза превалирует мнение, что он дает хорошее образование, затем идут желание посвятить себя работе в нефтегазовой отрасли и другие мотивы (см. таблицу 2).
Таблица 1
й жизнью (в % от опрошенных)
Оценка ТюмГНГУ УГНТУ УГТУ
Полностью удовлетворен 37,4 26,7 22,1
Скорее удовлетворен 36,9 48,5 56,3
Не очень удовлетворен 16,2 14,9 14,7
Совсем не удовлетворен 3,9 4,0 3,5
Затрудняюсь ответить 5,6 5,9 3,4
Таблица 2
Мотивы выбора вуза (в % от опрошенных)
Мотив ТюмГНГУ УГНТУ УГТУ
Дают хорошее образование 25,5 17,6 17,5
Ближе других расположен к дому 11,1 4,5 6,5
Знакомые посоветовали 10,6 4,1 3,2
Учатся знакомые, родственники 8,2 3,6 3,7
Слышал о нем много хорошего 11,4 9,5 9,2
Хочу посвятить себя работе в этой отрасли 22,6 15,3 13,8
Другое 10,6 45,4 46,1
Большинство респондентов считают, что учиться в выбранном ими вузе престижно. При этом в разрезе направлений подготовки наиболее высоко престиж вуза оценили респонденты, обучающиеся на технических направлениях подготовки, — 78,3% (см. таблицу 3).
Качество образования и удовлетворенность студентов обучением во многом зависят от технической оснащенности учебного процесса и применения интерактивных форм обучения. Во всех трех вузах они используются, но, видимо, недостаточно (см. таблицу 4).
Как выяснилось, активные формы обучения (кейс-стади и др.) чаще используют преподаватели экономического и управленческого профилей, зато на технических специальностях более активно применяют технические средства — виртуальные тренажеры, интернет-технологии и др.
Оценка уровня социального самочувствия студентов проводилась через определение наиболее насущных проблем, которые волнуют студентов. Основную тревогу у студентов вызвали проблемы, связанные с трудоустройством. На первое место они поставили трудоустройство по специальности после окончания вуза; на второе — возможность трудоустройства во время учебы в вузе и на третье — возможность временной подработки. Наличие у студентов опасений о невозможности будущего трудоустройства, скорее всего, вызвано не отсутствием у них соответствующих требований, устанавливаемых потенциальным работодателем, а сложной экономической обстановкой в стране и нефтегазовой отрасли в частности.
Оценивая социальную среду вуза, студенты называют ее основные проблемные места, среди ко-
торых в качестве основного отмечают высокий уровень цен в студенческих пунктах питания, а также высокую стоимость проживания в общежитиях. В целом можно констатировать, что студенты позитивно относятся к обучению в своих вузах, их ожидания в отношении результатов своей профессиональной подготовки в основном оправданны.
Результаты опроса студентов сравнивались с оценками преподавателей. Среди наиболее существенных требований, предъявляемых к своей работе, большинство респондентов наряду с материальным благосостоянием отметили содержательность и разносторонность работы, возможность творческой самореализации, общения с людьми. Ранжирование их ответов, проведенное по результатам средних значений показателей выборки, выглядит следующим образом: материальное благосостояние (90,4%), содержательность и разносторонность работы (90,4%), творческая самореализация (86,9%), возможность общения с людьми (79,6%), наличие достаточного времени для других дел (72,2%), перспективы профессионального и карьерного роста (65,3%). Эти результаты позволяют считать, что преобладающими мотивами выбора преподавателей работы в этих вузах являются предрасположенность к преподавательской деятельности, стремление к самосовершенствованию.
Вместе с тем, оценивая образовательные реформы, проходящие в высшей школе в течение последних лет, более половины опрошенных считают, что их проведение негативно влияет на качество подготовки профессионалов для нефтегазовой отрасли.
Осознание того, что основная цель современного высшего образования, по мнению большинства преподавателей, заключается в стремлении готовить не
Таблица 3
Оценка престижности вуза в зависимости от направления подготовки (в % от опрошенных)
Оценка престижности УГТУ УГНТУ ТюмГНГУ
Экономика и менеджмент Технические специальности Экономика и менеджмент Технические специальности Экономика и менеджмент Технические специальности
Да 32,0 65,3 87,0 92,3 59,5 78,8
Нет 12,0 1,4 4,3 1,3 8,2 1,4
Затрудняюсь ответить 56,0 33,3 8,7 6,4 32,4 19,9
Инновационная технология ТюмГНГУ УГНТУ УГТУ
Рейтинговая система оценки успеваемости (аттестация) 66,8 81,2 75,3
Активные формы проведения занятий (диалоговые лекции, деловые игры, дискуссии и др.) 40,3 36,6 48,6
Технические средства обучения (учебное телевидение, Интернет и др.) 35,2 31,7 35,1
Другие формы 17,1 13,5 1,9
Таблица 4
Использование инновационных технологий при реализации образовательного процесса
(в % от опрошенных)
просто профессионалов в своей сфере деятельности, а формировать целостную личность, с активной гражданской позицией и высоким уровнем полученных общекультурных компетенций, коррелирует с тем фактом, что большинство респондентов подчеркивают необходимость взаимодействия вузов с региональным сообществом. Такое взаимодействие, на их взгляд, сегодня реализуется недостаточно.
Результаты проведенного социологического опроса преподавателей позволяют сделать вывод о том, что вузы располагают мощным интеллектуальным потенциалом в лице профессорско-преподавательского состава, обладающего профессионально-ориентированной мотивацией, осознающего свою социальную роль и ответственность за подготовку высокопрофессиональных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Кроме студентов и преподавателей, нами был проведен экспертный опрос работодателей — 175 руководителей разного уровня, представляющих неф-
тегазовые компании Тюменского региона. Эксперты достаточно высоко оценили имидж всех трех вузов, ведущих подготовку для нефтегазового комплекса, однако и высказали достаточно серьезные претензии к качеству подготовки. Так, в качестве наиболее слабого элемента оказалось знание иностранных языков. Кроме того, по мнению экспертов, следует обратить внимание на умение обучаться после окончания университета, анализировать реальные события, находить решения и нести за них ответственность, работать на общий результат, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, нестандартно мыслить.
Проведенное исследование позволило разработать модель развития регионального вуза нефтегазового профиля в условиях модернизации системы высшего образования, учитывающей взаимодействие всех заинтересованных сторон (см. рисунок 1).
Являясь интеллектуальным центром, оказывающим влияние на развитие социально-экономической
Рис. 1. Модель регионального вуза нефтегазового профиля в условиях модернизации системы
высшего образования
системы региона, региональный вуз должен в числе своих приоритетов оставить взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики, региональными органами власти, осуществляя подготовку кадров для региона, а также реализуя общественные потребности путем подготовки социализированной личности с высоким уровнем интеллекта, культуры, гражданской позиции.
К числу приоритетов регионального вуза необходимо отнести его научную и международную составляющие, позволяющие готовить конкурентоспособных специалистов не только для российского, но и для международного рынка труда в нефтегазовой сфере.
Реализация этих составляющих даст возможность региональному вузу не только выжить в условиях модернизации системы высшего образования, но и стать успешным на рынке образовательных услуг (см. рисунок 2).
Следовательно, условия развития регионального вуза на современном этапе определяются следующими тремя составляющими: глобализационны-ми проявлениями, проявляющимися в необходи-
мости реализации деятельности как образовательной, так и научно-инновационной, с учетом лучших мировых и отечественных практик; модернизацией системы высшего образования, выражающейся, с одной стороны, в практике ужесточения требований, предъявляемых к вузам, с другой — дающей возможность наиболее успешным вузам получить государственную поддержку для реализации своих проектов в рамках участия в федеральных программах и конкурсах, объявляемых учредителем; спецификой регионального образования, заключающейся, прежде всего, в диверсификации портфеля научно-образовательных услуг, реализуемых вузом с учетом политики социально-экономического развития региона, его профильности.
Результатом же интеграции регионального вуза в мировое образовательное пространство, способствующей укреплению собственного потенциала через изучение мирового опыта и заимствования лучших практик, чему способствует реализуемая в стране реформа системы высшего образования, а также взаимовыгодная интеграция с компаниями нефтегазового региона, является продукт деятель-
Рис. 2. Механизм реализации развития регионального вуза нефтегазового профиля в условиях модернизации системы высшего образования
ности регионального вуза: конкурентоспособные кадры, владеющие высоким уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, востребованных как на отечественном, так и на международном рынке труда; уникальные продукты и инновационные технологии; совершенствование производственной и социальной инфраструктуры региона и, как следствие, повышение уровня качества жизни проживающих на его территории; повышение
интеллектуального потенциала региона; реализация проектов Программы социально-экономического развития региона; формирование имиджа вуза и региона как в стране, так и за рубежом.
Учет полученных результатов социологического исследования позволяет конкретизировать работу по повышению качества подготовки профессионалов для нефтегазового комплекса, формируемого в арктическом регионе России.
Литература
1. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса [Текст] / Г.А. Бордовский. — СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. — 34 с.
2. Vlasceanu L. Quality Assurance and Accreditation: A.Glossary of Basic Terms and Definition ^ext] / L. Vlasceanu, L. Grunberg, D. Parlea. — Bucharest, 2007. — 152 p.
3. Westerheijden D.F. Pers, performance and power: quality assessment in the Netherfands ^ext] //D.F. Westerheijden / Peer review and performance indicatiors quality assessment in British and Dutsh higher education / eds: Leo C.J. Geodrgeduure, Prtre A.M. Maassen. Don F. Westerheijden Utreoht: Lemma. — Р. 183-207.
4. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации (компетентностный подход) [Текст] / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. — М.: Университетская книга, 2009. — 272 с.
5. Савин И. Управление университетом: социологическое измерение качества образования [Текст] / И. Савин // Социально-экономические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного. — СПб., 2007. — С. 249-253.
6. Силин А.Н. Управление качеством образовательной деятельности: содержание и инновационные подходы [Текст] // Педагогический вестник Казахстана. — 2005. — № 2. — С. 26-30.
7. Силин А.Н. Концепция развития профессионального образования в Тюменском регионе: оценка траекторий будущего [Текст] / А.Н. Силин // Вестник Алтайской академии экономики и права. — Барнаул, 2010. — № 18. — С. 193, 194.
8. Frazer M. Assuring Quality in Higher Education: A. Blueprint for Future ^ext] / M. Frazer // Higher Education Supplement Quality debate conference, 1993. — Р. 43.
9. Белоножко М.Л. Качество подготовки в Евразийских университетах глазами студентов, преподавателей и работодателей [Электронный ресурс] / М.Л. Белоножко, А.Н. Силин, Н.Б. Рудица // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — URL: http: //www.science-education.ru1120-15833 (дата обращения: 10.12.2014).
10. Белоножко М.Л. Качество подготовки выпускников университета для нефтегазового комплекса России [Электронный ресурс] / М.Л. Белоножко, О.М. Барбаков, С.Ю. Фролов // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — URL: http://www.science -education.ru/113-11186 (дата обращения: 18.12.2013).
11. Фролов С.Ю. Оценка качества образования глазами студентов [Текст] / С.Ю. Фролов // Теория и практика общественного развития. — 2015 . — № 4. — С. 31-33.
References
1. Bordovskiy G.A. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo protsessa [Quality management of educational process]. St. Petersburg, RSPU. Herzen Publ., 2001. 34 p.
2. Vlasceanu L. Quality Assurance and Accreditation: A Glossary of Basic Terms and Definition. Bucharest, 2007. 152 p.
3. Westerheij den D.F. Pers, performance and power: quality assessment in the Netherfands. Peer review and performance indicatiors quality assessment in British and Dutsh higher education Westerheijden Utreoht: Lemma, pp. 183—207.
4. Zvonnikov V.I. Kontrol' kachestva obucheniyapri attestatsii (kompetentnostnyy podkhod) [Quality control training for certification (competence approach)]. Moscow, University Book Publ., 2009. 272 p.
5. Savin I. Upravlenie universitetom: sotsiologicheskoe izmere-nie kachestva obrazovaniya [University management: sociological dimension of the quality of education]. Sotsi-al'no-ekonomicheskie problemy razvitiya Rossii i protsessy globalizatsii: potentsial vozmozhnogo [Socio-economic problems of Russia's development and the processes of globalization: the potential of the possible]. St. Petersburg, 2007, pp. 249-253. (in Russian)
6. Silin A.N. Upravlenie kachestvom obrazovatel'noy deya-tel'nosti: soderzhanie i innovatsionnye podkhody [Quality management of educational activities: content and innovative approaches]. Pedagogicheskiy vestnikKazakhstana [Herald of Education ofKazakhstan]. 2005, I. 2, pp. 26-30. (in Russian)
7. Silin A.N. Kontseptsiya razvitiya professional'nogo obra-zovaniya v Tyumenskom regione: otsenka traektoriy budu-shchego [The concept development of vocational education in Tyumen region: assessment of the future paths]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. Barnaul. 2010, I. 18, pp. 193, 194. (in Russian)
8. Frazer M. Assuring Quality in Higher Education: A.Blue-print for Future. Higher Education Supplement Quality debate conference. 1993, p. 43.
9. Belonozhko M.L. Kachestvo podgotovki v Evraziyskikh uni-versitetakh glazami studentov, prepodavateley i rabotodateley [The quality of training in the eyes ofthe Eurasian University students, faculty and employers]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education].
2014, I. 6. Available at: http: // www.science-education. ru1120-15833 (accessed 10 December 2014). (in Russian)
10. Belonozhko M.L. Kachestvo podgotovki vypusknikov uni-versiteta dlya neftegazovogo kompleksa Rossii [The quality of training university graduates for oil and gas complex of Russia]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2013, I. 6. Available at: http://www.science-education.ru/113-11186 (accessed 18 December 2013) (in Russian)
11. Frolov S.Y. Otsenka kachestva obrazovaniya glazami studentov [Assessment of the quality of education through the eyes of students]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Community Development].
2015, I. 4, pp. 31-33. (in Russian)