Научная статья на тему 'Влияние социальных интернет-сетей на социализацию молодежи'

Влияние социальных интернет-сетей на социализацию молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
социализация / молодое поколение / Интернет / риск / socialization / young generation / Internet / risk

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каратабан И.А.

В последние годы социальные сети стали неотъемлемой частью современного общества, а в особенности молодого поколения. С начала XXI века стремительными темпами увеличилось количество медиаустройств, также расширилось присутствие молодежи в Интернете. И, наряду с возможностями общаться со сверстниками, заводить знакомства и находить новую информацию, использование социальных платформ в Интернете может быть связано с рядом негативных последствий для молодого поколения в части их включения в полноценную жизнь в обществе. В данном контексте статья посвящена рассмотрению влияния социальных интернет-сетей на социализацию молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of social internet networks on the socialization of young people

In recent years, social media has become an integral part of modern society, and especially of the younger generation. Over the past few years, the number of media devices has increased rapidly, as has the presence of young people on the Internet. And along with the opportunities to communicate with peers, make acquaintances and find new information, the use of social platforms on the Internet can be associated with some negative consequences for the younger generation. In this context, the article deals with the impact of social Internet networks on the socialization of young people.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных интернет-сетей на социализацию молодежи»

Каратабан И.А.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики, факультет экономики и управления, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп.

Влияние социальных интернет-сетей на социализацию молодежи*

Аннотация. В последние годы социальные сети стали неотъемлемой частью современного общества, а в особенности молодого поколения. с начала XXI века стремительными темпами увеличилось количество медиаустройств, также расширилось присутствие молодежи в интернете. и, наряду с возможностями общаться со сверстниками, заводить знакомства и находить новую информацию, использование социальных платформ в интернете может быть связано с рядом негативных последствий для молодого поколения в части их включения в полноценную жизнь в обществе. В данном контексте статья посвящена рассмотрению влияния социальных интернет-сетей на социализацию молодежи.

Ключевые слова: социализация, молодое поколение, интернет, риск.

Karataban I.A.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy, Faculty of Economics and Management, Federal State Budget Education Establishment of Higher Professional Education Maykop State Technological University.

The influence of social internet networks on the socialization of young people

Abstract. In recent years, social media has become an integral part of modern society, and especially of the younger generation. Over the past few years, the number of media devices has increased rapidly, as has the presence of young people on the Internet. And along with the opportunities to communicate with peers, make acquaintances and find new information, the use of social platforms on the Internet can be associated with some negative consequences for the younger generation. In this context, the article deals with the impact of social Internet networks on the socialization of young people.

Key words: socialization, young generation, Internet, risk.

Прогресс современной цивилизации реализуется в траектории развития цифрового общества, в котором транс-

формируются социальные отношения, общение, образование, досуг и работа. Цифровые технологии, повсеместное

* © Каратабан и.А., 2024.

Влияние социальных интернет-сетей на социализацию молодежи

распространение интернета оказали огромное влияние на мир в последние годы, меняя привычный образ жизни людей [1]. не подлежит сомнению тот факт, что цифровизация отражается на жизненных установках индивидуумов, их автономии и благополучии. стремительное проникновение технологий во все сферы жизнедеятельности оказывает кардинальное воздействие на развитие молодежи, открывая ей доступ к таким возможностям, о которых многие представители старшего поколения могли только мечтать.

Взаимодействие молодых людей в интернете растет из года в год, при этом социальные сети играют ключевую роль в их личных и профессиональных контактах. Цифровые технологии полностью изменили способы обучения и проведения свободного времени. Такие платформы, как Facebook, Twitter, Instagram и Snapchat, открыли подрастающему поколению возможность общаться гораздо больше, чем людям старшего возраста. Такие сферы взаимодействия, как ки-берспорт и социальные игры, помогают наладить дружеские отношения на основе общих интересов и создать социальную культуру, которую принимает молодежь во всем мире. По данным Unicef, люди в возрасте 15-24 лет являются самой подключенной возрастной группой во всем мире: почти три четверти этой группы находятся в сети по сравнению с примерно половиной населения Земли в целом. новые поколения, которые интенсивно используют технологии, зачастую называют цифровыми аборигенами, и поэтому цифровые компетенции играют ключевую роль в их благополучии [2].

однако споры о влиянии цифровых технологий не утихают: одни видят в них платформу для неограниченных

возможностей развития, другие с подозрением относятся к тому, что они могут негативно повлиять на весь образ жизни и социализацию молодежи. и у этого беспокойства есть все основания. например, в ходе опроса, проведенного Королевским обществом общественного здравоохранения, у подростков 14-24 лет в Великобритании спрашивали, как платформы социальных сетей влияют на их здоровье и благополучие. Результаты опроса показали, что Snapchat, Facebook, Twitter и Instagram приводят к усилению чувства депрессии, тревоги, формированию неприятия своего тела и одиночеству [3].

В данном контексте, очевидно, что для анализа различных измерений социализации, таких как освоение окружающей среды, позитивный жизненный настрой, налаживание контактов со сверстниками необходимо учитывать технологическую среду и то, как молодые люди участвуют, учатся и взаимодействуют в социальных сетях.

Таким образом, обозначенные обстоятельства обуславливают выбор темы данной статьи, а также свидетельствуют о ее высокой теоретической и практической ценности.

Теоретические подходы к проблемам социализации молодого поколения в условиях виртуальной информационной среды разрабатываются Химченко с.Е., николаевым В.В., самыгиным с.и., James, Anthony G.; Lester, Ashlie M.; Brooks, Greg; Taft, Jessica K.; Gordon, Hava R.

Контексты цифровой социализации подростков в социальных сетях описывают в своих трудах Тулохонова и.с., отбоева с.Д., Борисова Т.с., сартако-ва Е.Е., Grills, Cheryl; Cooke, Deanna; Douglas, Jason.

Проблемы справедливости и ин-

теграции молодых людей в общество, технологическая зависимость, негативное влияние интернета на обучение и академические результаты детально изучаются Черниковой Е.Г., Пташко Т.Г., сивриковой н.В., Lachmann N.; Wang Y.; Subica, Andrew; Villanueva, Sandra.

несмотря на наличие значительного количества научных исследований и публикаций в исследуемой предметной сфере, ряд вопросов остается открытым и требует более детальной проработки. отдельного внимания заслуживают проблемы формирования и соблюдения цифровой ответственности молодежью в процессе взаимодействия в социальных сетях. Также в смысловом наполнении нуждается понятие «социализация молодежи в цифровую эпоху».

Таким образом, цель статьи заключается в рассмотрении особенностей влияния социальных интернет-сетей на социализацию молодежи.

социализация является «интерактивным явлением» и контекстуализи-руется в динамичном процессе переплетения макро- и микроструктурных факторов, опосредуемых социальным взаимодействием между людьми и конкретным социальным контекстом их повседневной жизни.

Проблема социализации молодежи в цифровой век и, в частности, через призму присутствия ее в социальных сетях, охватывает значительный круг вопросов, касающихся того, как молодые люди используют и на что влияют многочисленные формы цифровой коммуникации. Это, все более проникающее в жизнь молодых явление, стало общепризнанным, но на сегодняшний день можно констатировать дефицит исследований о том, что именно делают подростки, когда они находятся в сети, с кем и почему - и, более того, как эти

аспекты использования цифровых технологий могут быть связаны с благополучием и развитием молодых людей.

В данном контексте примечательным является тот факт, что подрастающее поколение использует социальные сети таким образом, что зачастую превосходит возможности взрослых как в плане когнитивного, так и социального развития, поскольку у него под рукой находится очень много информации.

современные исследования показывают, что молодые люди используют социальные сети для формирования мировоззрения, налаживания контактов со сверстниками и друзьями, а также для работы со своим «я» [4]. Как агенты символов и значений, социальные платформы в интернете предлагают ориентацию и потенциал для идентификации, а сама всемирная паутина открывает особенно широкий спектр возможностей для самопрезентации. сайты социальных сетей позволяют молодым людям решать многие он-лайн-задачи, которые имеют отношение к их жизни в автономном режиме: лгать о друзьях и семье, заводить новых знакомых, обмениваться фотографиями и делиться идеями.

В научной литературе сегодня достигнут определенный консенсус относительно того, что влияние онлайн-об-щения на успех социализации молодых людей зависит от цели каждого пользователя, характера коммуникационного обмена и близости между участниками. Активное присутствие молодежи в социальных сетях породило возникновение такого понятия как технологическая социализация. фокина Е.с. отметила, что технологическая социализация в значительной степени осуществляется через личный опыт, особенно когда присоединение к сетевому общению специфично и используется,

например, для развлечения, получения новых эмоций или поиска информации [5]. Это новая форма социализации реализуется уникальным образом, поскольку информация демократизирована, и молодежь имеет гораздо больше влияния на то, чему она будет обучаться.

В последнее время молодые люди в социальных сетях идентифицируются не только как получатели медиакон-тента, но и как потребители, а также как коммуникаторы и производители в сети. Кибербуллинг, интернет-зависимость или игровая зависимость, снижение концентрации внимания и соответствующий рост синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а также вторжение в частную жизнь с помощью цифровых технологий воспринимаются как основные поведенческие риски для молодых людей, выступающих в качестве онлайн-агентов.

Рассмотрим более подробно положительное и отрицательное влияние социальных интернет-сетей на социализацию молодого поколения.

Положительное влияние социальных сетей.

Во-первых, главные преимущества общения и взаимодействия с помощью интернета и технологий для молодого поколения связаны с доступностью и возможностью знакомства с разнообразным кругом людей и социальных ситуаций. До того, как социальные сети стали привычным делом, молодежь общались со своими сверстниками в учреждениях образования или на внеклассных занятиях, а также с соседями в своем районе. сегодня молодые люди благодаря социальным сетям могут найти знакомства с людьми по всему миру из разных географических регионов, культур, рас, религий и социально-экономического положения.

Такое общение может усилить силу социализации различными способами. оно может научить терпимости и сочувствию, а также способствовать более широкому пониманию мира и человеческого поведения.

Во-вторых, социальные сети также позволяют молодым людям, которые испытывают трудности с социальным взаимодействием, завести друзей и испытать многие из тех же вещей, что и их сверстники, с большей степенью комфорта. Это также полезно для тех, кто может стать объектом издевательств при личной встрече. Это не означает, что кибербуллинг не является серьезной проблемой. интернет и технические средства коммуникации просто предоставляют еще один путь для позитивного опыта [6].

В-третьих, молодые люди могут узнать и оценить различные точки зрения и мировоззрения, чтобы лучше понять окружающий мир и расширить свои знания по целому ряду тем. Благодаря большому количеству идей, распространяемых через различные социальные платформы, они могут обнаружить интересующие их области и использовать платформы в образовательных целях.

В-пятых, поскольку социальные сети стали частью повседневной жизни, подросткам важно научиться общаться в интернете, чтобы подготовить их к будущим возможностям на рабочем месте и поддержать их в общении с друзьями и семьей. использование платформ социальных сетей может помочь им развить цифровую грамотность в различных областях.

Негативное влияние социальных сетей

Кибербуллинг, к сожалению, является довольно распространенным явлением и может оказать серьезное

социальное воздействие на молодое поколение. исследования показывают, что негативные социальные привычки усугубляются, если люди проводят больше времени за мобильными устройствами и интернетом. Время, проведенное за экраном, также связано с чувством одиночества или разобщенности. Возможность общаться с разными типами людей может привести к тому, что некоторые из них будут чувствовать себя более обделенными, чем раньше.

Во-вторых, по данным различных исследований, увеличение времени, которое проводится в социальных сетях, и зависимость от технологий могут привести к снижению концентрации внимания, снижению уровня приватности [7]. Это в свою очередь способно повлечь за собой нереалистичные ожидания близости или дружбы в интернете, зависимое поведение, которое мешает обучению, работе или другим здоровым занятиям, а также общую неспособность взаимодействовать с людьми вживую. По мере того, как молодежь привыкает общаться практически анонимно, используя экран в качестве буфера, она может испытывать все больший дискомфорт при непосредственном общении. Это также может снизить способность человека понимать невербальные сигналы, такие как язык тела и выражение лица.

В рамках проводимого исследования, интересным является также мнение самих молодых людей о воздействии социальных сетей на их умение приспосабливаться к группе (или обществу) и вести себя так, как это одобряет социум.

Так, социологический опрос, проведенный в странах Европы, показал, что если говорить о более широком от-

ношении к технологиям, то подростки, которые почти постоянно выходят в интернет, видят более широкий спектр положительных эффектов от социальных сетей, чем их сверстники, которые пользуются интернетом реже. например, они значительно чаще отмечают, что социальные сети помогают им чувствовать себя более связанными с жизнью своих друзей и что у них есть люди, которые могут поддержать их в трудную минуту.

В то же время, для некоторых представителей молодого поколения эта повышенная привязанность может обойтись дорого. Те, кто постоянно находится в сети, примерно в два раза чаще, чем другие, сообщают, что испытывают сильное давление, которое находит свое проявление в том, что они вынуждены размещать в социальных сетях только тот контент, который позволяет им выглядеть хорошо в глазах других, или размещать контент, который получит комментарии и лайки. Подростки, которые находятся в сети практически постоянно, также чаще сообщают о том, что чаще сталкивались с преследованиями и кибербул-лингом, чем те, которые выходят в сеть реже [5].

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

В современном динамичной мире цифровых преобразований технологии не стоят на месте, и в будущем они будут продолжать доминировать в сфере развлечений и общения молодых людей. Хотя социальные сети, интернет и другие технологические возможности предлагают много преимуществ, важно понимать их влияние на социализацию и с негативной точки зрения. Чрезмерное или неправильное использование социальных платформ в интернете может быть фактором риска для психи-

ческого здоровья, включая депрессию, тревогу и зависимость.

При правильном использовании социальные сети способны радикально изменить процесс развития, становления и интеграции в общество молодежи. Если родители и педагоги будут принимать активное участие в приобщении молодежи к социальным платформам в интернете, контролировать этот процесс, это может открыть перед молодыми людьми такие возможности, которых не было у многих поколений, живших до них.

Для того, чтобы реализовать на практике эти возможности и предупредить факторы негативного влияния необходимо повысить осведомленность общественности, родителей и участников системы образования по этой теме и найти новые меры профилактики. семьи должны быть информированы об опасностях и проблемах, связанных с общением детей и подростков в интернете.

* деятельность организации Meta Platforms Inc, ее продуктов Instagram и Facebook запрещена в Российской Федерации.

References

[1] Khimchenko S.E., Nikolaev V.V., Samygin S.I. The role of the Internet as an agent and environment for the socialization of youth // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2022. № 1. P. 66-69.

[2] Yuryeva O.V. Internet and socialization of youth

// Formation of a humanitarian environment at a university: innovative educational technologies. Competence-based approach. 2021. Vol. 1. P. 152-158.

[3] Grishai E.V., Shubakin A.A. Radicalization of youth through the influence of destructive content on the Internet // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2021. № 6. P. 24-27.

[4] Mukholzoeva B.B. Features of socialization of stu-

dent youth via the Internet // Colloquium-Journal. 2020. № 2-7 (54). P. 25-27.

[5] Nikitina D.O. Socialization of youth in a digi-

tal society // Russian Economic Bulletin. 2020. Vol. 3. № 5. P. 264-269.

[6] Fokina E.S. Socialization of youth in the context of social networks // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2021. № 10. P. 92-94.

[7] Pachina N.N. The influence of Internet technologies on the political socialization of youth // Modern science and innovation. 2022. № 4 (40). P. 143-158.

Список литературы

[1] Химченко С.Е., Николаев В.В., Самыгин С.И. Роль сети интернет как агента и среды социализации молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 1. С. 66-69.

[2] Юрьева О.В. Интернет и социализация моло-

дёжи // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2021. Т. 1. С. 152-158.

[3] Гришай Е.В., Шубакин А.А. Радикализация молодежи по средствам влияния деструктивного контента сети «Интернет» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 6. С. 24-27.

[4] Мухолзоева Б.Б. Особенности социализации студенческой молодежи средствами сети Интернет // Colloquium-Journal. 2020. № 2-7 (54). С. 25-27.

[5] Никитина Д.О. Социализация молодежи в условиях цифрового общества // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 5. С. 264-269.

[6] Фокина Е.С. Социализация молодежи в условиях деятельности социальных сетей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 10. С. 92-94.

[7] Пачина Н.Н. Влияние интернет-технологий на политическую социализацию молодежи // Современная наука и инновации. 2022. № 4 (40). С. 143-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.