СОЦИОЛОГИЯ
80С10Ь0СУ
УДК 316
ао1: 10.21685/2072-3016-2023-3-1
Интернет в жизни российской молодежи Н. В. Розенберг1, Л. В. Рожкова2
1,2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1 rozenbergnv@gmail. сот, 2татаеуа_1у@та11. ги
Аннотация. Актуальность и цели. Активное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к тому, что Интернет занял важное место в повседневной жизни современного человека. Сегодня нет такой сферы жизнедеятельности людей, где не используются возможности сети Интернет. Особое значение он играет в жизни молодежи, во многом заменив собой традиционные социальные институты -семью, школу, став основным институтом социализации и способом накопления социального капитала. Использование сети Интернет существенно облегчает жизнь и предоставляет возможности быстрого получения информация и знаний. Он стал образовательной и досуговой платформой, однако использование Интернета зависит от индивидуальных требований и целей. В этой связи исследовательский интерес представляет анализ влияния Интернета на повседневную жизнь молодых людей. Материалы и методы. С целью изучения роли Интернета в эпоху цифровых технологий, анализа поведения интернет-пользователей, в первую очередь молодого поколения, использовались данные авторского исследования, проведенного в 2022 г., вторичный анализ социологических исследований. Среди теоретических методов были применены системный и сравнительный анализ. Результаты. Рассмотрены основные направления исследований в рамках анализа влияния Интернета на жизнь индивидов. На основе статистических данных и материалов социологических исследований проведен анализ поведения молодежи в сети Интернет. Выявлены положительные и отрицательные факторы влияния сети Интернет на жизнь и коммуникативные практики современной молодежи. Выводы. Для современной молодежи Интернет стал новой возможностью в получении образования и поиске работы, изменил структуру досуга и развлечений, но в то же время принес новые проблемы и угрозы. Молодое поколение демонстрирует высокую степень вовлеченности в интернет-пространство. В связи с этим молодые люди сегодня нуждаются в создании безопасной, но в то же время интересной и стимулирующей киберсреды, в которой потенциальные риски должны уравновешиваться с возможностями.
© Розерберг Н. В., Рожкова Л. В., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Ключевые слова: молодежь, студенческая молодежь, информационные технологии, Интернет, социальные сети, мессенджеры
Для цитирования: Розенберг Н. В., Рожкова Л. В. Интернет в жизни российской молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 3. С. 5-19. doi: 10.21685/2072-3016-2023-3-1
Internet in the life of Russian youth N.V. Rozenberg1, L.V. Rozhkova2
1,2Penza State University, Penza, Russia 1 rozenbergnv@gmail. com 2mamaeva_lv@mail. ru
Abstract. Background. The active development of information and communication technologies has led to the fact that the Internet has taken an important place in the daily life of a modern person. Today there is no such area of life of people where the capabilities of the Internet are not used. It plays a special role in the life of young people, largely replacing traditional social institutions - family, school, becoming, the main institution of socialization and the way to accumulate social capital. The use of the Internet greatly facilitates life and provides opportunities for quick acquisition of information and knowledge. It has become an educational and leisure platform, but the use of the Internet depends on individual requirements and goals. The purpose of the study is to analyze the influence of the Internet on the daily life of young people. Materials and methods. In order to study the role of the Internet in the era of digital technologies, to analyze the behavior of Internet users, primarily young people, we used the data of the author's study conducted in 2022, a secondary analysis of sociological studies. Among the theoretical methods, systematic and comparative analysis were applied. Results. The main research directions in the framework of the analysis of the Internet impact on the lives of individuals are considered. On the basis of statistical data and materials of sociological research, an analysis was made of the behavior of Russians and young people on the Internet. The positive and negative factors of the influence of the Internet on the life and communication practices of modern youth are revealed. Conclusions. The article shows that for today's youth, the Internet has become a new opportunity for education and job search, has changed the structure of leisure and entertainment, but at the same time has brought new problems and threats. The younger generation demonstrates a high degree of involvement in the Internet space. In this regard, young people today need to create a safe, but at the same time interesting and stimulating cyber environment, in which potential risks must be balanced with opportunities.
Keywords: youth, student youth, information technology, Internet, social networks, instant messengers
For citation: Rozenberg N.V., Rozhkova L.V. Internet in the life of Russian youth. Izvesti-ya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(3):5-19. (In Russ.). doi: 10.21685/20723016-2023-3-1
Введение
В информационном обществе перспектива развития человека в первую очередь связана с потреблением информации. Сегодня Интернет превратился в один из основных ее источников, составляя конкуренцию книгам, журналам,
телевидению, предоставляя пользователям огромные возможности и делая жизнь людей без Интернета практически немыслимой.
Развитие Интернета оказало значительное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, формирование, становление личности и жизненные стратегии. Интернет становится невероятно популярным, обеспечивая легкий доступ к разнообразной информации. Однако возможности, которые предоставляет Интернет, имеют как положительные, так и отрицательные черты. Так, с одной стороны, Интернет, выступая в качестве средства коммуникации, объединил людей в различные виртуальные сообщества, стал основой для развития разного рода телекоммуникационных проектов (образовательных, социальных и др.). С другой стороны, в числе негативных влияний Интернета следует выделить сокращение живого общения между людьми, появление интернет-зависимости, доступность неограниченному кругу лиц в коммуникативном пространстве негативной, деструктивной информации. Чрезмерное использование Интернета становится одним из наиболее негативных аспектов онлайн-деятельности молодых людей. Среди молодежи Интернет стал незаменимой потребностью; цели, мотивы развития, методы самореализации молодежи под влиянием информации из сети Интернет видоизменяются, что в некоторых случаях может приводить к негативным последствиям, например к росту агрессии [1, с. 133-134]. Молодежи, как и представителям других социальных групп, достаточно сложно ориентироваться в безграничном мире информации: недостоверную информацию часто бывает сложно отличить, а она, принятая за «чистую монету», может формировать ошибочные взгляды, оценки, нежелательное в обществе поведение.
Различные аспекты влияния Интернета на жизнь современного человека становятся сегодня предметом многочисленных исследований; достаточно популярно изучение частоты его использования, мотивации пользователей, характера влияния на взгляды социальных акторов, их поведение и др. Большое внимание исследователи уделяют проблемам, связанным с интернет-потреблением. Так, например, чрезмерное пользование Интернетом может привести к интернет-зависимости, которая рассматривается как навязчивое стремление и избыточное пользование Интернетом, неспособность отключиться от него [2, с. 995]. Это приводит к уходу от реального общения, снижению эффективности деятельности в разных жизненных сферах, в том числе в учебе, повышению утомляемости и пр. Интернет-зависимость негативно влияет на успеваемость, отношения в семье (необходимость скрывать от родителей чрезмерное использование Интернета), физическое здоровье (депри-вация сна из-за многочасового использования Интернета), психическое здоровье (депрессия) и даже личные финансы (интернет-расходы). Особую озабоченность вызывает пристрастие молодежи к онлайн-играм, которые являются растущей отраслью с оборотом в миллиарды долларов. Кроме того, была обнаружена отрицательная связь между частотой веб-серфинга и удовлетворенностью жизнью. Так, например, интересны данные исследования, проведенного Daria J. Kuss, Mark D. Griffiths, Jens F. Binder (2013 г.), о взаимосвязи личностных особенностей с интернет-активностью и зависимостью:
использование Интернета для покупок и высокий уровень нейротизма снижает риск зависимости, а открытость новому опыту и увлечение онлайн-играми -повышают [3, с. 47]. Однако, несмотря на все риски, Интернет также может быть полезным инструментом для обучения молодых людей, а также для расширения их прав и возможностей. Имеются данные о том, что использование компьютера и Интернета улучшает результаты тестов, изучение хронологии истории и мотивацию к обучению. В числе основных мотивов использования Интернета - общение, взаимодействие, развлечение, психологический комфорт, развитие различных навыков и др. [3, с. 48].
В России сегодня отмечается рост интереса молодежи к использованию Интернета, социальных сетей. Они все больше поглощают сознание молодого человека, перенося его в виртуальную жизнь, заменяя реальную [4]. Рассматривая влияние Интернета на жизнь современных молодых людей, следует выделить и еще такое важное направление исследования, как изучение взаимосвязи Интернета и обучения. Так, например, неудачи в учебе вызывают неприятные переживания, которые способствуют росту зависимости от Интернета (что в свою очередь приводит к снижению успеваемости) [3, с. 48]. Вместе с тем использование Интернета предоставляет невероятные возможности для обучения, социальных связей, индивидуальных развлечений и совершенствования в самых разнообразных формах. Много положительных моментов Интернет имеет в образовании: поиск необходимых ресурсов, быстрое взаимодействие, получение дополнительной профессиональной подготовки и др. Для большей части студентов Интернет - неотъемлемая часть жизни, что обусловлено основными причинами: использование для учебной деятельности, познавательной мотивации, удовлетворение потребности в общении, разнообразие и доступность необходимых ресурсов; наличие некоторых психологических проблем [5, с. 233]. Поскольку он все активнее проникает в жизнь молодых людей, их деятельность и взаимодействие в Сети стали предметом многочисленных исследований. Основная цель статьи - анализ влияния Интернета на повседневную жизнь современной молодежи, в том числе студенческой молодежи.
Материалы и методы
С целью анализа роли Интернета в жизни современной молодежи было проведено авторское социологическое исследование - опрос студенческой молодежи Пензенского государственного университета (ПГУ) «Интернет и социальные сети в жизни молодежи» (2022 г., п = 200). В статье используются ряд материалов всероссийских опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), исследовательской компанией Ме&а8соре, материалы социологического исследования медиапо-требления под руководством И. А. Полуэхтовой (2021 г.). Результаты авторских исследований сопоставлялись с материалами других социологических исследований по сходной проблематике (материалы исследований, проведенных Комитетом по делам молодежи мэрии г. Новосибирска, исследователями
В. А. Дудиной, Д. В. Джулай, В. В. Ивановой, А. В. Шишкиным). Среди теоретических методов были применены сравнительный анализ, анализ данных социологического опроса.
Результаты
Развитие цифровых технологий изменило природу медиа, люди стали более вовлеченными и активными их пользователями. Использование Интернета стало повсеместной распространенной социальной практикой. По данным Mediascope, в апреле 2022 г. Интернетом пользовалось 97,5 млн россиян, что составляет 80 % населения в возрасте старше 12 лет; среднее время, которое пользователи данной возрастной группы ежедневно проводят в Сети, составляет 3 часа 40 минут, при этом основная доля времени интернет-потребления приходится на мобильные устройства. Наблюдается отрицательная корреляция между количеством времени, проведенного в Сети, и возрастом аудитории. Так, максимальное время интернет-потребления -до 6 часов в день - фиксируется в самой младшей возрастной группе, от 12 до 17 лет (рис. 1). И напротив, пользователи старшей возрастной группы (65+ лет) проводят в Интернете существенно меньше времени, в среднем 1 час 14 минут ежедневно [6].
6:00 -
4:48 -
3:36 -2:24 -1:12 -
0:00 .........
12-17лет 18-24 года 25-34 35-44 45-54 55-64 65+
Рис. 1. Среднесуточное время, проведенное в Интернете в день, население России (составлено по данным Mediascope [7])
Данные авторского исследования, проведенного среди студенческой молодежи ПГУ в 2022 г., показали, что современный студент проводит в сети Интернет значительную долю своего полезного времени. 68 % респондентов по будням проводят в Интернете более 5 часов в день. Почти 20 % студентов указали, что ежедневно проводят в Сети более 7 часов в сутки. Более того, интернет-потребление студентов увеличивается в выходные дни: до 10 часов в день проводят в Интернете в субботу и воскресенье более 30 % респондентов.
Аналогичные результаты демонстрирует исследование, проведенное среди студентов Гомельского государственного университета: в среднем
студенты проводят в социальных сетях около 4,5 часов ежедневно (до 1 часа -7,79 %, 1-4 часа - 54,54 %, 5 и более часов - 37,67 % студентов) [8]. Таким образом, можно сделать вывод о наличии у большинства студентов той или иной степени зависимости от Интернета (зависимыми не считаются те, кто проводит в сети менее 1 часа в день).
По исследованиям ВЦИОМ, 73 % россиян пользуются Интернетом ежедневно - за 15 лет этот показатель вырос почти в пять раз. И если старшее поколение еще использует другие каналы для получения информации и общения, то молодежь в подавляющем большинстве предпочитает именно Интернет [9]. Сегодня вполне очевидно, что в медиапотреблении современного общества цифровые медиа занимают лидирующие позиции.
Что касается молодежи (представителей возрастной группы от 15 до 34 лет), здесь цифры использования сети Интернет и медиапотребления отличаются от среднего значения потребления интернет-ресурсов среди населения России в целом и особенно медиапотребления старшего поколения.
По результатам исследования под руководством И. А. Полуэхтовой, проведенного среди населения России, выявлено, что в практиках использования традиционных и новых (цифровых) медиа отчетливо проявляется поколенческий цифровой разрыв [10]. На рис. 2 представлен анализ еженедельного потребления традиционных СМИ разными возрастными группами населения России. Данные показывают нисходящий интерес к традиционным медиа в зависимости от возраста респондентов. Тем не менее интерес к телевидению остается на довольно высокой позиции среди всех возрастных групп.
Рис. 2. Использование традиционных медиа не реже раза в неделю, по возрастным группам, процент (составлен по [10])
Постоянное развитие и обновление медиатехнологий, появление планшетов и смартфонов, увеличение скорости Интернета привело к тому, что использование онлайн-коммуникаций и количество регулярных его пользователей росло последние десятилетия небывалыми темпами. На первом месте в медиапрактиках молодежи стоят социальные сети: 92 % молодежи обращается к ним как минимум раз в неделю; второе место (77 %) в интернет-потреблении занимают онлайн-музыка и подкасты. Кроме того, большой процент молодежи проводит в Сети время за просмотром видеоконтента (видео по запросу - 73 % и интернет-видео - 69 %). Несколько меньшую популярность демонстрируют онлайн-СМИ - 63 % и онлайн-игры - 40 % (рис. 3).
Соц н ^тм Ит"ернет" (>н1а11н-1. г: ^ьп л vOD 11нтернет- I ог.тьютерные
СМИ под|;<ктм ьмдео игры
Рис. 3. Использование цифровых медиа не реже раза в неделю, по возрастным группам, процент (составлен по [10])
Исследование ВЦИОМ, проведенное в 2018 г., показало следующие результаты: наиболее часто россияне проводят время в Сети для целей работы или учебы (такой ответ дали 44 % респондентов), при этом чаще 18-24-летние - 68 %, высокообразованные - 56 %. На втором месте - потребление развлекательного контента: музыки, фильмов и книг (42 %). Замыкает топ-3 наиболее популярных видов активности в Интернете использование электронной почты (37 %). 36 % пользователей ежедневно посвящают время в Интернете расширению своего кругозора (рост с 28 % в 2014 г. до 36 % в 2018 г.), а 35 % жителей России пользуются Интернетом, чтобы получать свежую информацию о событиях в стране и мире [11].
Таким образом, Интернет служит россиянам, особенно молодежи, средством удовлетворения широкого спектра потребностей: общения, развлечений, обучения и т.д. (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы совершаете следующие действия
в сети Интернет?» (процент от тех, кто пользуется Интернетом, представлены ответы респондентов, кто совершает действия в Интернете практически ежедневно)
Цели использования Интернета ВЦИОМ, 2018 г.1 Авторское исследование, 2022 г.
Использую Интернет для работы/учебы 44 89
Слушаю музыку, смотрю фильмы, читаю 42 94
книги и пр.
Пользуюсь электронной почтой, веду 37 76
переписку
Ищу необходимую информацию, расширяю 36 74
кругозор
Слежу за новостями, событиями в мире 35 62
и стране
Общаюсь с другими пользователями в чатах,
на форумах, в социальных сетях, с помощью 28 92
«Скайпа» и т.д.
Играю в игры 9 39
Ищу друзей, людей, близких по интересам 4 22
Совершаю покупки онлайн 2 16
Ищу и скачиваю программное обеспечение 1 8
Веду интернет-дневник (блог) 1 21
Молодые люди в основном отождествляют Сеть с пространством, открывающим доступ к культуре и развлечениям, а также предоставляющим возможность для реализации в социальной жизни, создания собственного имиджа или поиска идентичности. Это подтверждается данными авторского исследования, которые демонстрируют высокую степень вовлеченности респондентов в общение с друзьями и семьей в социальных сетях посредством разнообразных мессенджеров и чатов (92 %), а также большую популярность таких видов интернет-активности, как просмотр фильмов и сериалов, прослушивание музыки (94 %), работа, учеба, выполнение домашних заданий и пр. (89 %), расширение знаний в интересующих областях (74 %) и онлайн-игры (39 %). Обобщая данные ВЦИОМ и результаты авторского исследования, можно сделать вывод о том, что в современном мире Интернет является ценным ресурсом. Находить знания, совершать покупки и общаться с людьми -все это возможно в виртуальном мире. Россияне в целом и молодежь в частности используют Интернет для реализации своих многочисленных потребностей и интересов. Необходимо отметить, что с изменением геополитической обстановки и началом специальной военной операции значительно усилился интерес к чтению новостей. По данным Mediascope, с февраля 2022 г. и по настоящее время отмечается двукратное увеличение интереса к просмотру новостей в лентах Интернета [7].
1 Составлено на основе данных, полученных в результате проведения исследований «Просторы интернета: для работы или развлечений», сентябрь 2018 г., ВЦИОМ.
Больше половины времени интернет-потребления пользователи тратят на три крупнейших жанра: социальные сети, видео, мессенджеры (рис. 4).
Рис. 4. Потребление контента в сети Интернет, население России (составлен по данным Mediascope [7])
Сегодня более 90 % общественных коммуникаций у молодежи происходит посредством Интернета - мессенджеров и социальных сетей. Популярность социальных сетей, таких как «ВКонтакте», TikTok, Telegram, Whatsapp, «Одноклассники», Instagram,1 Facebook2, подпитывается легким доступом к Интернету и использованием смартфонов. Как показывают многочисленные исследования, Итернетом молодые люди пользуются в основном на мобильных устройствах. Благодаря большому количеству преимуществ онлайн-общения молодые люди используют социальные сети и мессенджеры ежедневно. С одной стороны, такой способ взаимодействия может иметь определяющее значение для установления близких отношений со сверстниками и поиска общего языка с родителями, на этапе взросления молодые люди используют онлайн-контакты, чтобы узнать друг друга. 68 % опрошенных студентов ПГУ утверждают, что Интернет помог им раскрыть свою личность и углубить отношения. Интернет-общение в современном социуме становится очень популярным, помогает в развитии уверенности в себе и социальных компетенций; не случайно подавляющее большинство молодых людей используют его для формирования социальных связей и общения с друзьями. С другой стороны, становятся все более очевидными негативные результаты этого вида социальной коммуникации. По утверждению 32 % опрошенных студентов, использование Интернета в основном ограничивается общением с друзьями и незнакомцами, обменом повседневными проблемами и сплетнями, репостами смешных картинок и видеороликов. Ежедневное использование данной формы общения может привести к аддиктивному поведению, которое связано с зависимостью от социальных сетей и смартфонов и их патологическим использованием [12, 13].
1 Принадлежит компании META (признана экстремистской и запрещена в РФ).
2 Принадлежит компании META (признана экстремистской и запрещена в РФ).
Коммуникация и контакт с другими социальными акторами являются наиболее важными аспектами этих технологий, но результатом их необдуманного использования все чаще становятся социальные и психологические нарушения, недомогание и деградация межличностных отношений.
Кроме социальных сетей и мессенджеров наиболее востребованный тип контента у молодых медиапотребителей - это видео. Преобладание видео в медиапореблении отмечается практически во всех развитых цифровых обществах [10, с. 96]. Благодаря своим возможностям Интернет во много раз увеличил объем и многообразие видеоконтента, в Сети профессиональный видеоконтент соседствует с любительским и доступен в любое время суток, вне расписания телевидения и кинотеатров на большом количестве платформ и сервисов. Несмотря на то что многие стриминговые площадки с началом специальной военной операции ушли из России, их остается вполне достаточное для того, чтобы удовлетворить спрос молодежи и подростков.
Существует достаточно четкое разделение в том, как молодые люди пользуются Интернетом. В верхней части списка приоритетов неизменно находятся общение, создание имиджа, а также развлечение и образование.
Студенческая молодежь (87 %, по результатам авторского исследования) использует Интернет для работы и учебы. Учебные интернет-практики реализуются прежде всего посредством посещения сайтов университета и электронной информационной образовательной среды. Электронная среда ПГУ устроена таким образом, что без ее использования студент, независимо от формы обучения, не сможет встроиться в учебный процесс. Несмотря на большое количество контента в электронной информационной образовательной среде, наличие в ней разработанных преподавателями онлайн-курсов, студенты отмечают, что при подготовке к учебным занятиям, а также зачетам и экзаменам используют поисковые системы и социальные сети (96 % респондентов). Кроме того, в социальных сетях и мессенджерах происходит взаимодействие студентов и преподавателей (89 % опрошенных). Подобные данные приводят в своем исследовании В. В. Иванова и А. В. Шишкин [14, с. 196]. Студенты рассматривают Интернет в качестве полезного источника для чтения научной литературы, подготовки домашних заданий и написания научных работ. При этом студенты считают Интернет единственным инструментом, с помощью которого они могут находить интересующую их информацию и получать необходимые знания. Примечательно, что более 50 % респондентов не видят необходимости в поиске подтверждения фактов, найденных ими в Интернете. Благодаря легкому доступу Интернет практически полностью вытеснил все прочие виды получения информации при подготовке к занятиям, написании курсовых и дипломных работ.
К сожалению, образовательная функция Интернета зачастую подменяется информационной, результатом чего является наличие у студентов фрагментарного мышления и отсутствие целостного восприятия предмета. Кроме того, чрезвычайная легкость получения информации не способствует формированию устойчивой системы знаний.
Чаще всего основным фактором риска негативных последствий интернет-потребления называют интенсивность использования социальных сетей. Посредством использования мобильных устройств молодые люди постоянно остаются на связи друг с другом и с цифровой средой. Очевидно, что переход значительного количества активностей молодых людей в цифровую среду отражается существенными изменениями в их реальной жизни. Более того, в условиях неограниченного доступа к виртуальному миру и разнообразия доступных видов деятельности в Сети, особенно после появления мобильных технологий, возникает необходимость оценки воздействия данной меняющейся среды и на психическое состояние молодежи. Интернет превратился в место, где молодые люди могут развиваться самостоятельно, но возникает вопрос о траектории этого развития. Использование одновременно большого количества социальных сетей повышает самооценку и желание быть в центре взаимосвязей. Однако чувство принадлежности может оказаться ложным и мимолетным. Также вызывает сомнение и то, что социальные сети позволяют использовать различные формы социального взаимодействия и творчества, которые приносят пользу молодежи в целом. Так, Д. Н. Карпова выделяет четыре вида деформаций от постоянного пребывания онлайн. Во-первых, это определенная утрата связи с реальным миром; во-вторых, деформация межличностной коммуникации с членами семьи и сверстниками; в-третьих, это деформация когнитивной сферы, выражающаяся в формировании фрагментарных знаний и «клипового» мышления; и в-четвертых, это деформация процесса социализации детей и молодежи: основная функция социализации теперь принадлежит Интернету, что приводит к снижению значимости роли семьи и школы в этом процессе [15, с. 209-210].
Таким образом, учеными подчеркиваются негативные аспекты использования Интернета молодежью, выражающиеся в его дисфункциональном влиянии на психическое здоровье, образ жизни и социальные качества молодых людей. Например, Т. В. Кондратьева в своем исследовании о воздействии искусственного интеллекта на личность отмечает, что молодые люди испытывают психологический дискомфорт, или «компьютерный голод», при отсутствии доступа к компьютеру в течение хотя бы одного дня [16, с. 101].
Студентам ПГУ в рамках авторского исследования 2022 г. был задан вопрос «На какой срок Вы могли бы отказаться от использования интернета и социальных сетей?»; практически все респонденты (98 %) ответили, что не смогли бы прожить без социальных сетей и мессенджеров (а значит, и без интернета) ни одного дня. В то же время студенческая молодежь не отрицает существование интернет-зависимости (так считают 68 % респондентов). Сегодня Всемирная организация здравоохранения признает болезнью только зависимость от компьютерных игр, а интернет-зависимость психологическим заболеванием не является, но то, что большинство молодых людей не может прожить без Интернета даже небольшой промежуток времени, не может не вызывать обеспокоенности.
Подобные результаты получены и в рамках других исследований. Так, по данным опроса об интернет-зависимости, проведенного среди молодежи
Новосибирска в 2017 г., более трети молодежи (35 %) ответили утвердительно; в молодежной выборке среди студентов оказалось больше всего интернет-зависимых (45 % студентов и 28 % школьников); девушки чаще, чем юноши, относят себя к зависимым от Интернета [17].
Интересно, что, по данным исследования Д. В. Джулай, на вопрос «На что бы тратили время, если бы не сидели в Интернете?» были получены следующие ответы от студентов Самарского государственного экономического университета: 15 % использовали бы время для занятия спортом, 16 % - для учебы, 21 % - для творчества, а 48 % - на иные цели [18, с. 52].
Тем не менее многие исследования показывают, что прямая эмоциональная поддержка, основанная на эмпатии, полученная через Интернет, помогает людям преодолеть социальные барьеры, препятствующие выстраиванию социальных коммуникаций, приобретению новых друзей, раскрытию творческого потенциала и реализации общественной активности.
Заключение
Большая часть студенческой молодежи считает, что Интернет оказывает положительное влияние на современную жизнь молодых людей. Действительно, невозможно не отметить большое количество преимуществ его использования: Интернет служит молодежи не только источником развлечений, но и ценным инструментом для обмена идеями и опытом, поиска информации, доступа к знаниям и распространения культуры. Высокая скорость обмена информацией позволяет использовать Интернет и в качестве образовательного инструмента. В киберпространстве сегодня реализуются процессы преподавания и обучения молодых людей. Авторское исследование, как и другие многочисленные исследования, показало, что одной из наиболее распространенных целей использования Интернета студенческой молодежью является обучение и получение знаний.
Вместе с тем, признавая положительные стороны использования сети Интернет, следует выделить и ее отрицательные стороны, в частности риск формирования интернет-зависимости, которая может привести к негативным последствиям на уровне личности.
В заключение необходимо отметить, что именно молодежь является социальной группой, наиболее активно использующей самые разнообразные возможности, предлагаемые новыми технологиями и Интернетом, начиная с общения в социальных сетях и онлайн-игр и заканчивая получением образования. Широкое использование мобильных приложений, применение искусственного интеллекта, а также дополненной и виртуальной реальности оказывают значительное влияние на образ жизни молодых людей в современном мире, в том числе и на способы их социального взаимодействия. В то же время это представляет опасность для молодых людей, формирующих собственную идентичность.
Сейчас как никогда молодые люди должны развиваться как этичные и эффективные цифровые граждане, способные позитивно участвовать в он-лайн-контексте, в то же время имея возможность идентифицировать вредоносный контент, который несет в себе угрозу разрушения структуры нашего
общества. В связи с этим молодые люди сегодня нуждаются в создании безопасной, но в то же время интересной и стимулирующей киберсреды, в которой потенциальные риски уравновешиваются с возможностями. Именно это является ключом к минимизации негативных последствий использования Интернета молодыми людьми и способствует формированию их социального капитала.
Список литературы
1. Данилова Н. И. Роль Интернета в развитии современной молодежи // Медиасреда.
2020. № 1. С. 131-135. doi: 10.24411/2070-0717-2020-10128
2. Багаева Е., Мылтасова О. Интернет в жизни современной молодежи: проблемы и перспективы // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : сб. материалов XIX Междунар. конф. (г. Екатеринбург, 17-18 марта 2016 г.). Екатеринбург, 2016. С. 994-1003.
3. Сорокина А. Б. Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 45-64.
4. Заплатникова К. В. Интернет как часть повседневной жизни современного молодого человека // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 546-548.
5. Ларионова С. О., Дегтерев А. С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 232-239.
6. Mediascope: интернетом в России пользуются 80 % населения старше 12 лет // Медиаскоп. URL: https://mediascope.net/news/1460058/ (дата обращения: 20.04.2023).
7. Медиапотребление 2022 // Медиаскоп. URL: https://mediascope.net/upload/ iblock/fd8/RIF_mediapotreblenie.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
8. Дудина В. А., Азявчикова A. И., Вороненко А. И., Азявчикова Т. В. Оценка влияния социальных сетей и других факторов на успеваемость студентов биологического факультета // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 438-440.
9. Актуальность, искренность и вовлечение: триада эффективного молодежного контента // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/expertise/aktualnost-iskrennost-i-vovlechenie-triada-ehffektivnogomo-lodezhnogo-kontenta (дата обращения: 12.04.2023).
10. Полуэхтова И. А. Практики медиапотребления российской молодежи в цифровом обществе (по результатам эмпирического исследования) // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 3. С. 90-107.
11. Просторы интернета: для работы или развлечений // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/prostory-interneta-dlya-raboty-ili-razvlechenij (дата обращения: 12.04.2023).
12. Andreassen C. S., Pallesen S. Social network site addiction: a comprehensive review // Current Pharmaceutical Design. 2014. № 20. Р. 4053-4061.
13. Griffiths M. D., Kuss D. J., Demetrovics Z. Social networking addiction: an overview of preliminary findings // Behavioral Addictions / ed. by K. Feder, P. Rosenberg, L. Curtiss. San Diego : Academic Press, 2014. Р. 119-141.
14. Иванова В. В., Шишкин А. В. Изменение интернет-практик городской молодежи в условиях пандемии (на примере Новосибирска) // Мир экономики и управления.
2021. Т. 21, № 4. С. 187-204.
15. Карпова Д. Н. Интернет-коммуникация: новые вызовы для молодежи // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 5 (32). С. 208-212. URL: https://doi.org/10.24833/ 2071-8160-2013-5-32-208-212
16. Кондратьева Т. В. Воздействие искусственного интеллекта на личность // Человек в системе социокультурных отношений : сб. науч. ст. М. : Фонд Новое тысячелетие, 2000. Вып. 3. С. 101-112.
17. Информационная справка о результатах социологического опроса «Интернет в жизни современной молодежи». Новосибирск, 2017. URL: https://timolod.ru/ upload/iblock/471/47100a07bde601715c48087992c15d19.pdf
18. Джулай Д. В., Паклина В. В., Бондарев С. И. Анализ влияния Интернета на современную молодежь // Известия Института систем управления СГЭУ. 2015. № 2 (12). С. 51-54.
References
1. Danilova N.I. The role of the Internet in the development of modern youth. Mediasreda = Media environment. 2020;(1):131-135. (In Russ.). doi: 10.24411/2070-0717-202010128
2. Bagaeva E., Myltasova O. Internet in the life of modern youth: problems and prospects. Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt em-piricheskogo issledovaniya: sb. materialov XIX Mezhdunar. konf. (g. Ekaterinburg, 17-18 marta 2016 g.) = Culture, personality, society in the modern world: methodology, experience of empirical research: proceedings of the 19th International conference (Ekaterinburg, March 17-18, 2016). Ekaterinburg, 2016:994-1003. (In Russ.)
3. Sorokina A.B. Internet in the lives of modern children and adolescents: problem and resource. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Modern foreign psychology. 2015;4(1):45-64. (In Russ.)
4. Zaplatnikova K.V. The Internet as part of the daily life of a modern young man. Mo-lodoy uchenyy = Young scientist. 2020;(49):546-548. (In Russ.)
5. Larionova S.O., Degterev A.S. Internet addiction among students: issues of prevention. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Education of teachers in Russia. 2013;(2):232-239. (In Russ.)
6. Mediascope: 80 % of the population over 12 years old use the Internet in Russia. Medi-askop = Mediascope. (In Russ.). Available at: https://mediascope.net/news/ 1460058/ (accessed 20.04.2023).
7. Media consumption 2022. Mediaskop = Mediascope. (In Russ.). Available at: https://mediascope.net/upload/iblock/fd8/RIF_mediapotreblenie.pdf (accessed 20.04.2023).
8. Dudina V.A., Azyavchikova A.I., Voronenko A.I., Azyavchikova T.V. Assessing the influence of social networks and other factors on the academic performance of biology students. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2019;(48):438-440. (In Russ.)
9. Relevance, authenticity and engagement: the triad of effective youth content. Vse-rossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya = Russian Public Opinion Research Center. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/expertise/aktualnost-iskrennost-i-vovlechenie-triada-ehffektivnogomo-lodezhnogo-kontenta (accessed 12.04.2023).
10. Poluekhtova I. A. Media consumption practices of Russian youth in the digital society (based on the results of an empirical study). Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Abilit. 2022;(3):90-107. (In Russ.)
11. Internet spaces: for work or entertainment. Vserossiyskiy tsentr izucheniya ob-shchestvennogo mneniya = Russian Public Opinion Research Center. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/prostory-interneta-dlya-raboty-ili-razvlechenij (accessed 12.04.2023).
12. Andreassen C.S., Pallesen S. Social network site addiction: a comprehensive review. Current Pharmaceutical Design. 2014;(20):4053-4061.
13. Griffiths M.D., Kuss D.J., Demetrovics Z. Social networking addiction: an overview of preliminary findings. Behavioral Addictions. San Diego: Academic Press, 2014: 119-141.
14. Ivanova V.V., Shishkin A.V. Changing Internet practices of urban youth during a pandemic (by the example of Novosibirsk). Mir ekonomiki i upravleniya = World of economics and management. 2021;21(4):187-204. (In Russ.)
15. Karpova D.N. Internet communication: new challenges for youth. Vestnik MGIMO-Universiteta = Bulletin of MGIMO University. 2013;(5):208-212. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-5-32-208-212
16. Kondrat'eva T.V. The impact of artificial intelligence on personality. Chelovek v sisteme sotsiokul'turnykh otnosheniy: sb. nauch. st. = A person in the system of sociocultural relations: collected articles. Moscow: Fond Novoe tysyachele-tie, 2000;(3):101-112. (In Russ.)
17. Informatsionnaya spravka o rezul'tatakh sotsiologicheskogo oprosa «Internet v zhizni sovremennoy molodezhi» = Information certificate on the results of the sociological survey "Internet in the life of modern youth". Novosibirsk, 2017. (In Russ.). Available at: https://timolod.ru/upload/iblock/471/47100a07bde601715c48087992c15d19.pdf
18. Dzhulay D.V., Paklina V.V., Bondarev S.I. Analysis of the influence of the Internet on modern youth. Izvestiya Instituta sistem upravleniya SGEU = Proceeding of Institute of Management Systems of Samara State Economic University. 2015;(2):51-54. (In Russ.)
Информация об авторах I Information about the authors
Наталья Владимировна Розенберг доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Natal'ya V. Rozenberg Doctor of philosophical sciences, associate professor, head of the sub-department of philosophy and social communications, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Лилия Валерьевна Рожкова доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Liliya V. Rozhkova Doctor of sociological sciences, professor, head of the sub-department of economic theory and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 31.07.2023
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 25.08.2023 Принята к публикации / Accepted 10.09.2023