Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еремина Екатерина Витальевна, Луканина Юлия Рафаилиевна, Луканин Артем Викторович

Актуальность и цели. Современная молодежь проводит в социальных сетях большую часть своей жизни. Именно социальные сети как информационно-коммуникационное пространство во многом формирует установки и ценности молодых людей, определенную виртуальную идентичность во всех своих проявлениях и влияет на реальное поведение молодежи в социуме. Цель исследования - рассмотреть особенности восприятия современной молодежью образно-символического и культурно-эстетического контента социальных сетей. Материалы и методы. При реализации поставленных задач применялись методы научного анализа и обобщения периодической литературы, статистической информации по проблеме исследования, методы вторичного анализа различных социологических опросов по исследуемой теме. Основными методами эмпирического исследования были проведенные с участием авторов массовый анкетный опрос школьной и студенческой молодежи г. Москвы, Пензенской и Саратовской областей ( n = 1000), полуформализованное интервью со студентами пензенских вузов ( n = 50), а также анализ контента популярной среди молодежи социальной сети «ВКонтакте». Результаты. Проведенное авторами исследование дает представление о глубокой вовлеченности современной молодежи в виртуальное пространство посредством активного использования различных социальных сетей. Анализ анкетных опросов и интервью показывает структуру интересов молодых людей с преобладанием желания общаться и развлекаться, а также особенности влияния контентов используемых ими мессенджеров на культурно-личностную и гражданскую идентификацию молодежи. Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости использования потенциала образно-символического и социокультурного контента социальных сетей как важнейшего условия формирования государственно-гражданской идентичности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Еремина Екатерина Витальевна, Луканина Юлия Рафаилиевна, Луканин Артем Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGURATIVE AND SYMBOLIC CONTENT OF SOCIAL NETWORKS IN THE ASSESSMENT OF YOUTH

Background. Modern youth spends the most of their lives in social networks. Thus, it is social networks as an information and communication space that largely shape the attitudes and values of young people, a certain virtual identity in all its manifestations, and influence the real behavior of young people in society. The purpose of the study is to consider the figurative-symbolic and cultural-traditional aspects of the influence of social networks on modern youth. Materials and methods. When implementing the tasks set, methods of scientific analysis and generalization of periodicals, statistical information on the research problem, methods of secondary analysis of various sociological surveys on the topic under study were used. The main methods of empirical research were conducted with the participation of the authors a mass questionnaire survey of school and student youth in Moscow, Penza and Saratov regions ( n = 1000), a semi-formalized interview with students of Penza universities ( n = 50), as well as an analysis of the content of a social network “VKontakte” which is popular among young people. Results. The study conducted by the authors gives an idea of the deep involvement of modern youth in the virtual space through the active use of various social networks. The analysis of questionnaires and interviews shows the structure of the interests of young people with a predominance of the desire to communicate and have fun, as well as the peculiarities of the influence of the content of the messengers they use on the cultural, personal and civic identification of young people. Conclusions. The results of the study indicate the need to use the potential of the figurative-symbolic and socio-cultural content of social networks as the most important condition for the formation of the state-civil identity of young people.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ»

СОЦИОЛОГИЯ

SOCIOLOGY

УДК 316.346.32-053.6

doi: 10.21685/2072-3016-2022-2-1

Художественно-символическое наполнение контента социальных сетей в оценках молодежи

Е. В. Еремина1, Ю. Р. Луканина2, А. В. Луканин3

1,2,3Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

[email protected], [email protected], [email protected]

Аннотация. Актуальность и цели. Современная молодежь проводит в социальных сетях большую часть своей жизни. Именно социальные сети как информационно -коммуникационное пространство во многом формирует установки и ценности молодых людей, определенную виртуальную идентичность во всех своих проявлениях и влияет на реальное поведение молодежи в социуме. Цель исследования - рассмотреть особенности восприятия современной молодежью образно-символического и культурно-эстетического контента социальных сетей. Материалы и методы. При реализации поставленных задач применялись методы научного анализа и обобщения периодической литературы, статистической информации по проблеме исследования, методы вторичного анализа различных социологических опросов по исследуемой теме. Основными методами эмпирического исследования были проведенные с участием авторов массовый анкетный опрос школьной и студенческой молодежи г. Москвы, Пензенской и Саратовской областей (п = 1000), полуформализованное интервью со студентами пензенских вузов (п = 50), а также анализ контента популярной среди молодежи социальной сети «ВКонтакте». Результаты. Проведенное авторами исследование дает представление о глубокой вовлеченности современной молодежи в виртуальное пространство посредством активного использования различных социальных сетей. Анализ анкетных опросов и интервью показывает структуру интересов молодых людей с преобладанием желания общаться и развлекаться, а также особенности влияния контентов используемых ими мессенджеров на культурно-личностную и гражданскую идентификацию молодежи. Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости использования потенциала образно-символического и социокультурного контента социальных сетей как важнейшего условия формирования государственно-гражданской идентичности молодежи.

Ключевые слова: социальные сети, молодежь, цифровые коммуникации, образы и символы культуры, социализация, гражданская идентичность

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31769.

Для цитирования: Еремина Е. В., Луканина Ю. Р., Луканин А. В. Художественно -символическое наполнение контента социальных сетей в оценках молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 2. С. 5-17. doi:10.21685/2072-3016-2022-2-1

© Еремина Е. В., Луканина Ю. Р., Луканин А. В., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Figurative and symbolic content of social networks in the assessment of youth

E.V. Eremina1, Yu.R. Lukanina2, A.V. Lukanin3

1,2,3Penza State University, Penza, Russia [email protected], [email protected], [email protected]

Abstract. Background. Modern youth spends the most of their lives in social networks. Thus, it is social networks as an information and communication space that largely shape the attitudes and values of young people, a certain virtual identity in all its manifestations, and influence the real behavior of young people in society. The purpose of the study is to consider the figurative-symbolic and cultural-traditional aspects of the influence of social networks on modern youth. Materials and methods. When implementing the tasks set, methods of scientific analysis and generalization of periodicals, statistical information on the research problem, methods of secondary analysis of various sociological surveys on the topic under study were used. The main methods of empirical research were conducted with the participation of the authors a mass questionnaire survey of school and student youth in Moscow, Penza and Saratov regions (n = 1000), a semi-formalized interview with students of Penza universities (n = 50), as well as an analysis of the content of a social network "VKontakte" which is popular among young people. Results. The study conducted by the authors gives an idea of the deep involvement of modern youth in the virtual space through the active use of various social networks. The analysis of questionnaires and interviews shows the structure of the interests of young people with a predominance of the desire to communicate and have fun, as well as the peculiarities of the influence of the content of the messengers they use on the cultural, personal and civic identification of young people. Conclusions. The results of the study indicate the need to use the potential of the figurative-symbolic and socio-cultural content of social networks as the most important condition for the formation of the state-civil identity of young people.

Keywords: social networks, youth, digital communications, images and symbols of culture, socialization, civic identity

Acknowledgements: the research was financed by the RFBR and EISR within the research project No. 21-011-31769.

For citation: Eremina E.V., Lukanina Yu.R., Lukanin A.V. Figurative and symbolic content of social networks in the assessment of youth. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy.

Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(2):5-17. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-2-1

Жизнь современного человека сложно представить вне процессов виртуализации. Создатель концепции виртуального общества А. Бюль утверждал, что с развитием технологий виртуальной реальности компьютеры стали универсальными машинами по производству «зеркальных», «параллельных» миров. Вследствие этого реальное социальное пространство заменяется виртуальным, и данный процесс был назван Бюлем виртуализацией [1]. Посредством возможностей Интернета человек удовлетворяет свои самые разнообразные потребности.

Результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в феврале 2020 г., показывают, что Интернетом пользуются 81 % жителей нашей страны, при этом 69 % россиян используют его каждый день. Интересно, что 13 % пользователей вообще представляют свою жизнь без Интернета совсем другой. Как правило, так думают представители молодого поколения в возрасте от 18 до 24 лет (34 %) [2].

Безусловно, ситуация с пандемией коронавируса, охватившая все мировое сообщество в последние годы, углубила и усугубила масштабы виртуализации. Вынужденный переход миллионов людей во всем мире в онлайн заставил активно использовать различные социальные сети как для повседневного общения, удовлетворения бытовых потребностей, так и для бизнеса. Огромное значение в этих условиях социальные сети приобретают для молодого поколения, открывая безграничные возможности не только для общения, развлечения, но и для самоутверждения и творчества. Социальные сети, в которые каждый день погружаются молодые люди, формируют определенную объективную реальность, которая, в свою очередь, воздействует на сам процесс социализации молодежи.

Таким образом, влияние Интернета и социальных сетей на современную молодежь нельзя недооценивать. Многие исследователи отмечают неоднозначность такого влияния, и поэтому изучение приоритетных интересов молодых людей в социальных сетях в настоящее время особенно актуально [3-7].

Особый интерес, на наш взгляд, представляет исследование компли-ментарности социальных сетей по отношению к традиционной российской культурно-исторической традиции, а также влияния образно-символического и эстетического контента социальных сетей на культурно-личностную и гражданскую идентификацию молодежи.

Популярность социальных сетей среди молодого поколения подтверждают данные массового анкетного опроса школьной и студенческой молодежи г. Москвы, Пензенской и Саратовской областей, проведенного с участием авторов (тема опроса - «Влияние интернет-коммуникаций на ценностно-символические установки современной молодежи», квотная выборка, n = 1000). В ответах на вопрос «Чем Вы занимаетесь в Интернете?», подразумевающий многовариантные ответы, преобладает позиция «общение, обмен информацией (в том числе в социальных сетях, мессенджерах)» (82,9 %) (рис. 1).

Веду свой блок/канал/сайт/паблик

Просто «брожу» по Интернету

Общение, обмен информацией (в том числе в социальных сетях, мессенджерах)

Поиск интересной информации для саморазвития

Ищу информацию в целях подготовки к занятиям

Смотрю развлекательный контент (ТикТок, Инстаграм)

Смотрю фильмы, слушаю музыку Играю в игры Знакомлюсь Другое

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Чем Вы занимаетесь в Интернете?» (n = 1000; многовариантные ответы), в процентах

|3,4

0 20 40 60 80 100

Пандемия коронавируса в течение последних двух лет усилила трансформационные процессы в сфере социального взаимодействия. Число пользователей социальных сетей в мире растет. Так, в 2021 г. прирост составил более чем 10 % (4,55 млрд человек) по сравнению с 2020 г. [8]. Более половины населения планеты являются пользователями социальных сетей (57,6 %).

В нашей стране пользователями виртуальных социальных сетей являются 99 млн человек, что составляет около 68 % населения России. По сравнению с прошлым годом аудитория социальных сетей увеличилась на 5,1 % (или на 4,8 млн человек). Процентное соотношение популярности социальных сервисов среди пользователей Интернета нашей страны представлено на рис. 2 [9].

24,4

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Рис. 2. Популярность социальных сетей в России за 2021 г., в процентах

По данным опроса ВЦИОМ, в сентябре 2021 г. около трети (29 %) всех пользователей социальных сетей и мессенджеров в России посвящают им ежедневно больше 3 ч, 2-3 ч в день на это тратят 16 %, 1-2 ч - четверть всех пользователей (25 %), полчаса - 19 % и всего 9 % выделяют на социальные сети и мессенджеры менее получаса в день [10].

В 2021 г., также как и в 2020 г., социальная сеть «ВКонтакте» оставила за собой лидерство по количеству сообщений и публикаций - более 408 млн сообщений в месяц. Именно по причине популярности данной социальной сети среди молодежи авторами статьи было решено провести на ее примере анализ комплиментарности образно-символического и культурно-эстетического контента социальных сетей по отношению к традиционной российской культурно-исторической традиции.

Практически все социальные институты в современном обществе подвержены процессу виртуализации [11, с. 42]. Институты культуры и образования в лице различных учреждений и организаций имеют своих электронных двойников. Для поиска собственной аудитории и выхода в интерактивную форму данные организации имеют свои официальные и неофициальные сайты и ведут свои страницы в социальных сетях, привлекая тем самым пользователей социальных сетей к своим электронным ресурсам. Так, одним из наиболее полных и объединяющих информационные поля по российской культуре и историческим традициям является информационный ресурс

«Культура.РФ» (https://www.culture.ru). Данный информационный просветительский портал, созданный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, посвящен культурному наследию нашей страны, народным традициям России. Информация представляется в формате статей, заметок, интервью, новостей и в других современных интернет-форматах [12]. Этот ресурс имеет свою интерактивную страницу во всех популярных социальных сетях, в том числе и в социальной сети «ВКонтакте» - https://vk.com/cultrf.

На примере ресурса «Культура.РФ» путем количественных замеров с помощью сервиса аналитики соцсетей LiveDune [13] авторами статьи был проведен анализ востребованности среди молодежи в социальных сетях контента, посвященного российским традициям, культуре и истории.

Проведенный нами анализ показал, что страница «Культура.РФ» в социальной сети «ВКонтакте» на конец 2021 г. имела 404,362 тыс. подписчиков, из них 3,111 тыс. присоединились за 2021 г. Половозрастная структура подписчиков страницы «Культура.РФ» в социальной сети «ВКонтакте» представлена на рис. 3. Среди подписчиков преобладают женщины в возрасте от 25 до 34 лет.

Рис. 3. Демография страницы «Культура.РФ» в социальной сети «ВКонтакте» на конец 2021 г.

На странице «Культура.РФ» за год было опубликовано более 2 тыс. постов, из них 96 текстовых публикаций, 128 видео-постов, 2582 изображения. Отметим, что в виде изображений представлено 92,02 % постов. При этом интересна реакция людей, воспринимающих данные посты: количество положительных откликов (лайков), а также количество комментариев на текстовый контент и на изображения мало отличаются, но вот желание поделиться данной информацией (репосты) значительно преобладает при восприятии текстовой информации (рис. 4).

В целом сервис аналитики сетей LiveDune дает низкую оценку вовлеченности подписчиков страницы «Культура.РФ». Так, показатель ERViews (реакций / просмотров постов) имеет низкие значения по сравнению с популярными страницами социальной сети «ВКонтакте».

Рис. 4. Количество реакций на посты в зависимости от их типа (социальное сообщество «Культура.РФ» в социальной сети «ВКонтакте»)

На основе представленных данных можно сделать вывод, что в молодежной среде страница «Культура.РФ» как ресурс, объединяющий и содержащий наиболее полную информацию о культуре, традициях и истории России, не является популярной.

В связи с этим представляется интересным вопрос о том, какой контент интересует пользователей социальной сети «ВКонтакте». Для ответа на данный вопрос нами был проведен содержательный анализ контента топовых страниц по версии Brand Analytics (рис. 5).

Самое обсуждаемое

Медиаперсоны

Рейтинг медиа ресурсов

Рейтинг авторов и групп

Источник ВКонтакте

тип страницы группы

период декабрь 2021

№ Имя автора

1

Новинка Музыки 20221 Новая My...

2 Леонардо Длйвинчик

3 Ки нома ния Лучшие фильмы

4 КиноКайф - Лучшие фильмы

5 Киномания - Лучшие фильмы S ВКонтакте

7 MDK

а ПРИКОЛЫ | Смеяка

9 Смейся дослёэ

to HI

Профиль автора Аудитория I Коммент.

htlps ://vk.ccmfclub27895S31 15 772 248 23 929

htlps ://vk.ccmfclub910501B3 14007319 258 463

httpsJivk.com/club43215063 13 240 846 32 720

htlps /1Л com/club58170807 12 969557 57 084

hHps:rt«t.com/club22798006 12612323 42921

htlps J/uk eom/club22822305 12056 450 10 084

hHps:/M. torn idub57846937 11697 211 95630

htlps J/vk ccmidub45441631 11325555 22870

htfps:flvk.comfclgb26419239 11 268 846 14 976

htlps J/vk comiclub12382740 10 036118 1

Лайки Репосгы Вовлеченность

1160 576 441105

В 936442 517043 1540247 729120 13469 1793269 397720 303 685 1470 551

830 364 228109 536987 149 008 13864 1475780 238927 142894 698 400

1625610

10 025 269 777 В72 2534 318 921049 42417 3364 599 659517 461555 2168 952

Рис. 5. Топ-10 страниц/групп в социальной сети «ВКонтакте» по версии Brand Analytics [14]

Как выяснилось, наиболее популярные группы/страницы не содержат информацию, связанную с культурой, историей и традициями российского

общества. В группах, где обсуждаются новые кинофильмы, интерес участников сосредоточен исключительно на зарубежных (преимущественно голливудских) блокбастерах.

С целью выявления мнения молодежи об образно-символическом воздействии на них социальных сетей с участием авторов статьи было проведено полуформализованное интервью с представителями студенческой молодежи (тема интервью - «Образно-символическое воздействие цифровых коммуникаций на современную молодежь», п = 50).

В интервью приняли участие студенты пензенских вузов. Генеральная совокупность - студенческая молодежь г. Пензы. В интервью участвовало 50 человек (25 девушек и 25 юношей).

В интервью были включены вопросы о предпочтениях по социальным сетям, привлекательности социальных сетей, времени, проводимом в социальных сетях, о характере постов, публикуемых на своих страницах в социальных сетях. Особое внимание авторов исследования было уделено вопросам, связанным с отношением молодежи к информации о традициях и культуре России, образам и символам России и российского государства в социальных сетях.

Результаты интервью показали, что наиболее популярная социальная сеть среди студенческой молодежи - «ВКонтакте», так как все опрошенные молодые люди используют данную сеть. Именно поэтому для дальнейшего анализа была выбрана эта социальная сеть. На втором месте по популярности - Instagram, ее использует подавляющее большинство опрошенных студентов. Третье место занимает Youtube. Таким образом, в результате интервью были выявлены три основные наиболее предпочитаемые социальные сети.

В процессе исследования была проведена оценка времени, проводимого студентами в социальных сетях. Как выяснилось, пензенская молодежь проводит в социальных сетях большое количество времени - более половины опрошенных уделяют мессенджерам от 3 до 5 ч времени в день, остальные в подавляющем большинстве - от 1 до 3 ч. Из всех опрошенных только два человека указали, что в определенные дни (при загруженности) могут обходиться и без социальных сетей. Эти результаты согласуются с данными общероссийского опроса ВЦИОМ [10] и указывают на тот факт, что достаточно большая часть жизни современного молодого человека проходит в социальных сетях.

Все опрошенные студенты признали, что используют социальные сети для общения. Большинство опрошенных указали также на возможность посредством социальных сетей получать информацию, новости. Примерно треть используют мессенджеры для развлечения.

На вопрос «Какая информация, размещенная в социальных сетях, привлекает (интересует) вас больше всего?» многие студенты ответили, что их интересует информация о таких сферах жизни общества, как политика, культура, история, образование. Немало тех, кого интересуют знакомства, творчество и личностное развитие. Около трети опрошенных отметили интерес к развлечениям и отдыху, примерно стольких же интересует наука. Всего четыре человека указали важность для себя информации о рекламе купли-продажи товаров, услуг. Полученные данные демонстрируют разнообразие

интересов студенческой молодежи г. Пензы в социальных сетях. Безусловным приоритетом является общение, но интересно, что позиция «творчество, личностное развитие» называлась тоже очень часто.

Анализ ответов на вопрос «Если бы не было социальных сетей, в каком аспекте своей жизни вы почувствовали бы себя ущемленным?» показал, что большинство опрошенных воспринимают социальные сети не только как источник информации о своих интересах и способ общения с друзьями (приоритетные позиции большинства студентов), но и как площадку для самореализации (так считает примерно треть участников интервью). При этом интересно, что потребность в общении с друзьями посредством социальных сетей чаще демонстрируют девушки, а восприятие мессенджера как источника информации о своих интересах с небольшим перевесом чаще встречается среди юношей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особый интерес вызывают ответы на вопрос «Как вы считаете, достаточно ли в социальных сетях информации о традициях и культуре России?». Примерно половина опрошенных студентов отмечают наличие данной информации: «Подобной информации более чем достаточно» (жен., 21 год), «Если у человека есть желание найти эту информацию - он найдет ее» (муж., 21 год), «...в различных социальных сетях созданы группы, сообщества и личные блоги, размещающие информацию о традициях и культуре России. Однако, на мой взгляд, подавляющему большинству пользователей подобная информация не интересна. создается иллюзия отсутствия такого материала» (жен., 22 года) и т.п.

Вторая половина опрошенных разделяют другую позицию и признают недостаточность информации о традициях и культуре России: «Такая информация есть, но ее немного, так как социальные сети в настоящее время чаще всего носят более развлекательный характер. Необходимо говорить больше, так как молодые люди крайне мало знают о важных событиях, которые были, есть или будут в России» (жен., 21 год), «.большинство постов рассказывают о зарубежной культуре и многие русскоговорящие блогеры живут не в России» (муж., 22 года), «.в основном встречается информация о политической деятельности, о достижениях российских спортсменов и т.д., т.е. упор делается именно на это. А что касается традиций, то лично я такой информации практически не встречала» (жен., 22 года), «.возможно, существуют источники, в которых опубликованы материалы о традициях и культуре России, но они не столь распространены среди молодежи на данный момент» (муж., 20 лет) и т.п.

В ответах на вопрос «Насколько часто в социальных сетях вам встречаются образы и символы России и российского государства (флаг, герб, георгиевская лента, ландшафты, памятники, архитектурные сооружения, знаменитые российские спортсмены, писатели, поэты, художники, ученые; знаменитые личности и герои России и т.п.)?» мнения опрошенной студенческой молодежи также разделились практически поровну, но с небольшим перевесом в пользу позиции, что данные образы и символы встречаются достаточно часто: «В современном мире значительно возросло количество видеоматериалов, публикаций, репортажей, освещающих тему патриотического воспитания, зачастую в социальных сетях можно увидеть и символику российского государства» (муж., 21 год), «Ландшафты, архитектурные

сооружения, памятники (их фотографии и историю) я встречаю и сама нахожу постоянно, почти каждый день, так как это входит в мой круг интересов, я подписана на страницы российских путешественников, фотографов и т.п.» (жен., 22 года). Однако и тех, кто считает, что такой информации недостаточно, тоже немало - чуть менее половины опрошенных. Они говорят, что редко встречают информацию об образах и символах России и российского государства: «.немногие люди публикуют данные образы и символы России и российского государства на своих страницах в социальных сетях, и в основном данную информацию можно найти только по отдельному запросу в сети Internet. Иногда данная информация всплывает при опубликовании каких-то новостей (например, в праздник) в тематических или новостных сообществах, но, как правило, она не развернутая и содержит в основном картинки» (жен., 22 года), «В основном встречаются образы публичных личностей, звезд и т.д.» (муж., 21 год), «Такие публикации встречаются в группах, сообществах социальной сети, узконаправленных в данной тематике», «Подавляющее большинство аккаунтов в социальных сетях используют образы и символы российского государства, размещая материалы, связанные с государственными праздниками (День Победы, День России). Исключение составляют аккаунты органов государственной власти, новостные блоги либо страницы, публикующие образовательный контент» (муж., 22 года) и т.п.

Проведенный анализ ответов молодых людей на вопросы, связанные с достаточностью/недостаточностью информации в социальных сетях об образах и символах нашего государства, его культуре и истории, показал, что их мнения на этот счет разделились и нет основания говорить о существовании единой позиции молодежи по этому поводу. Нами замечена некоторая закономерность: такой информации, как правило, недостаточно для тех, кого социальные сети привлекают больше как способ общения, знакомства, развлечения, рекламы. И наоборот, студенты, интересующиеся культурой, образованием, наукой, историей нашей страны не испытывают недостатка в социальных сетях в образно-символическом и культурно-историческом контенте, связанном с российским государством. При этом сами опрошенные студенты объясняют, что «новостной поток в социальный сетях "фильтруется" на основе интересов пользователей, поэтому если конкретная тема, в данном случае традиции и культура России, неинтересна пользователю, то он либо не увидит контента с такой информацией, либо увидит и проигнорирует» (жен., 22 года).

И действительно, люди становятся заложниками так называемого «пузыря» фильтров: поисковики и социальные сети кропотливо отслеживают сетевую активность человека и предлагают ему только ту информацию, которая не только соответствует его интересам, но и согласуется с его точкой зрения. Об этом все чаще заявляют активисты Интернета. Человеку (особенно молодому) свойственно опираться лишь на свой собственный опыт и считать его универсальным для всех. Однако таким образом он только еще больше погружается в собственный «пузырь». К примеру, если человек чаще всего пользуется социальной сетью «ВКонтакте», он читает посты своих друзей по виртуальным сообществам, которые разделяют его взгляды и позиции. И в результате ему кажется, что большинство людей именно так и думают,

интересуются такой же информацией, а это, конечно, является заблуждением [15].

Для проверки достоверности полученных ответов в интервью с представителями студенческой молодежи был проведен анализ контента их страниц в социальной сети «ВКонтакте», которая была определена как наиболее популярная площадка среди студенческой молодежи. Анализу подверглись 50 открытых пользовательских страниц участников интервью.

Полученные данные подтверждают, что для студенческой молодежи социальная сеть является площадкой для неформального общения. Большинство пользователей (76 %) имеют подписки на сообщества развлекательного и юмористического содержания. У более чем половины респондентов (63 %) отмечен интерес к таким страницам, как купля-продажа, аренда, услуги. Хотя интервью показало, что этим вопросом в социальных сетях интересуется всего несколько человек (8 %). Возможно, в интервью некоторым студентам не хотелось подчеркивать свои меркантильные интересы.

Для половины участников интервью важной информацией является контент по личностному развитию, образовательным проектам и порталам (52 %), что подтверждает их ответы, данные в интервью. Прослеживается зависимость интересов пользователей от профессиональной направленности их образовательной программы. Студенты юридических направлений подписаны в большинстве случаев на сообщества правого и судебного характера; студенты педагогических направлений/специальностей - на группы педагогической направленности; студенты технических специальностей являются подписчиками таких групп, как «Наука и техника», «Инновации и разработки» и т.п.

Следует отметить, что позиция «творчество, самовыражение» посредством социальных сетей в интервью встречалась достаточно часто. Однако анализ контента аккаунтов показал, что под творчеством и самовыражением молодежь зачастую понимает виртуальную «самопрезентацию», а это, на наш взгляд, не одно и то же. Виртуальная самопрезентация - это демонстрация идеализированной внешней картинки, показывающей желаемый образ человека, часто оторванный от реальности. Что касается творческого самовыражения, то это процесс и результат раскрытия богатого и сложного внутреннего мира человека, демонстрация его способностей и талантов. Таким образом, творческое самовыражение в его подлинном смысле было обнаружено в профилях социальных сетей всего у нескольких пользователей (6 %).

Анализ пользовательских страниц в социальной сети «ВКонтакте» подтвердил, что почти половина опрашиваемых в интервью студентов (44 %) подписаны на сообщества, имеющие культурный, исторический, научный контент. Однако он имеет общемировой масштаб и чаще ориентирован на западные ценности и идеалы. К сожалению, как показал проведенный нами анализ, в аккаунтах студенческой молодежи практически отсутствует образно-символический и художественно-эстетический контент, связанный с историей, культурой и традициями российского общества.

Таким образом, мы сталкиваемся со сложной проблемой. С одной стороны, сами интересы молодого человека в социальных сетях формируют соответствующий контент, содержательное наполнение его аккаунта. И когда эти интересы не имеют социальной направленности и глубины, не касаются

истории, культуры, политики и т.д. своей страны, все это проходит мимо него и ему кажется, что подобной информации мало или ее совсем нет и она никого не интересует. Если же интересы молодого человека обширны и он в социальной сети подписан на различные сообщества, так или иначе популяризирующие культурные традиции и гражданские ценности российского государства, в его новостной ленте будет чаще встречаться подобная информация. С другой стороны, чтобы интересы молодых людей в социальных сетях не замыкались только на вопросах общения и развлечения (конечно, не исключая их), необходима определенная деятельность со стороны родителей, учителей, преподавателей, представителей власти, ответственных за молодежную политику в стране, и других агентов социализации по активизации этих интересов, по расширению и коррекции их содержания. К сожалению, многие современные молодые люди плохо знают историю и культуру своей страны, мало интересуются классической музыкой и литературой и т.п. И этим, на наш взгляд, осложняется их гражданская идентификация, поскольку она включает в себя в качестве когнитивного и аксиологического компонентов и знания о своей гражданской принадлежности, об истории, о культуре своей страны, ее государственно-политическом и правовом устройстве, и уважение к традициям и ценностям страны, интерес к ее истории, желание жить в своей стране.

Проведенное исследование показало, что социальные сети выступают мощнейшим фактором социализации молодых людей, так как они проводят в них огромное количество времени. Обнадеживает тот факт, что большая часть студентов встречают в своих сетях информацию о культурных символах России, ее традициях и истории, а значит, подписаны на соответствующие сетевые сообщества. Те же, кто не встречает подобную информацию или встречает редко, считают, что информации, рассказывающей и показывающей в образно-символическом аспекте культуру и историю нашей страны, недостаточно, об этом нужно говорить больше, приобщать к этим ценностям молодое поколение. У таких молодых людей по крайней мере есть мотивация и интерес к получению подобной информации. Отметим, что всего несколько человек указали, что социальные сети существуют для развлечения и информация об истории и культуре России здесь неуместна.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости использования различными агентами социализации молодежи потенциала образно-символического и социокультурного контента социальных сетей как важнейшего условия формирования государственно-гражданской идентичности молодежи.

Список литературы

1. Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft. Ukonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997. 400 s.

2. Цифровой детокс: зачем, как и почему? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2020. 4 февраля. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiti cheskii-obzor/czifrovoj-detoks-zachem-kak-i-pochemu (дата обращения: 21.01.2022).

3. Вараксин А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель XXI век. 2016. № 2. С. 205-212.

4. Лисенкова А. А., Мельникова А. Ю. Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи // Российский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 4. С. 322-329.

5. Чванова М. С., Анурьева М. С., Киселева И. А. Новые формы социализации студенческой молодежи в Интернет-пространстве // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, вып. 6 (170). С. 32-40.

6. Бортник А. Ф., Максимова В. В. Социальные сети и молодежь // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 39-42.

7. Рослякова Л. А. Роль социальных сетей в жизни молодежи // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 375-376. URL: https://moluch.ru/archive/241/55766/ (дата обращения: 28.01.2022).

8. Аудитория социальных сетей и мессенджеров в 2021 году // SkillFactory. Блог. URL: https://blog.skillfactory.ru/auditoriya-soczialnyh-setej-i-messendzherov-v-2021-godu/ (дата обращения: 24.01.2022).

9. Черный В. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2021 // Brand Analytics. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2021/ (дата обращения: 06.01.2022).

10. Медиапотребление и активность в Интернете // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2021. 20 сентября. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (дата обращения: 26.01.2022).

11. Луканин А. В., Еремина Е. В., Неделько С. И. Особенности виртуализации социальных институтов в информационном обществе // Власть. 2016. № 1. С. 41-46.

12. Портал «Культура.РФ». URL: www.culture.ru (дата обращения: 13.01.2022).

13. Сервис аналитики соцсетей LiveDune. URL: https://livedune.ru/ (дата обращения: 10.01.2022).

14. Рейтинг авторов и групп // Brand Analytics. URL: https://br-analytics.ru/mediatrends/ authors/vk/public/ (дата обращения: 08.01.2022).

15. Кривотулова К. Россия лайкающая. Что на самом деле смотрят и ищут россияне в Интернете // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2021/05/14/search/ (дата обращения: 28.01.2022).

References

1. Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft. Ukonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997:400.

2. Digital Detox: how, what for and why? All-Russian Center for the Study of Public Opinion. 2020, 4 February. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/czifrovoj -detoks-zachem-kak-i-pochemu (accessed 21.01.2022).

3. Varaksin A.V. The influence of social networks on the formation of value orientations of modern society. Prepodavatel' XXI vek = Teacher of the 21st century. 2016;(2): 205-212. (In Russ.)

4. Lisenkova A.A., Mel'nikova A.Yu. Social networks as a factor of active influence on the formation of youth values. Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal = Russian humanitarian journal. 2017;6(4):322-329. (In Russ.)

5. Chvanova M.S., Anur'eva M.S., Kiseleva I.A. New forms of student youth socialization in the Internet space. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki = Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. 2017;22(6):32-40. (In Russ.)

6. Bortnik A.F., Maksimova V.V. Social network and youth. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2020; (68-3):39-42. (In Russ.)

7. Roslyakova L.A. The role of social networks in the lives of young people. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2019;(3):375-376. (In Russ.). Available at: https://moluch. ru/archive/241/55766/ (accessed 28.01.2022).

8. The audience of social networks and instant messengers in 2021. SkillFactory. Blog. (In Russ.). Available at: https://blog.skillfactory.ru/auditoriya-soczialnyh-setej-i-messend zherov-v-2021 -godu/ (accessed 24.01.2022).

9. Chernyy V. Social networks in Russia: figures and trends, autumn 2021. Brand Analytics. (In Russ.). Available at: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2021/ (accessed 06.01.2022).

10. Media consumption and activity on the Internet. All-Russian Center for the Study of Public Opinion. 2021, 20 September. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (accessed 26.01.2022).

11. Lukanin A.V., Eremina E.V., Nedel'ko S.I. Features of the virtualization of social institutions in the information society. Vlast' = Authority. 2016;(1):41-46. (In Russ.)

12. "Kul'tura.RF". (In Russ.). Available at: www.culture.ru (accessed 13.01.2022).

13. Social media analytics service LiveDune. (In Russ.). Available at: https://livedune.ru/ (accessed 10.01.2022).

14. Rating of authors and groups. Brand Analytics. (In Russ.). Available at: https://br-analytics.ru/mediatrends/authors/vk/public/ (accessed 08.01.2022).

15. Krivotulova K. Russia is liking. What do Russians really watch and search for on the Internet? Lenta.ru. (In Russ.). Available at: https://lenta.ru/articles/2021/05/14/search/ (accessed 28.01.2022).

Информация об авторах / Information about the authors

Екатерина Витальевна Еремина

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Ekaterina V. Eremina Candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of public administration and sociology of the region, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Юлия Рафаилиевна Луканина

кандидат социологических наук, начальник научно -исследовательского отдела научно-инновационного управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Yulia R. Lukanina

Candidate of sociological sciences, head of the Research and Innovation Office, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Артем Викторович Луканин

кандидат социологических наук, преподаватель кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Artem V. Lukanin

Candidate of sociological sciences, lecturer of the sub-department of public administration and sociology of the region, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 14.01.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 02.02.2022 Принята к публикации / Accepted 10.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.