Научная статья на тему 'Интернет как фактор социализации молодежи'

Интернет как фактор социализации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
интернет / социализация молодежь / ценности / смыслы жизни / новые ориентиры / Internet / socialization of youth / values / meanings of life / new guidelines

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Александровна

В статье рассмотрены роль и влияние информационно-коммуникационной сети интернет на адаптацию и процессы интеграции молодёжи в социум посредством усвоения ими общепринятых общественных ценностей, этических норм, социальных правил и требований, а также приобретения навыков с целью успешного функционирования в этом обществе. Также выделены основные аспекты влияния интернета, связанные с формированием социальных навыков, особенностями жизнедеятельности и социальными рисками. Выявлены типы молодежи, использующие интернет как инструмент социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET AS A FACTOR IN THE SOCIALIZATION OF YOUTH

The article examines the role and influence of the Internet information and communication network on the adaptation and processes of integration of young people into society through their assimilation of generally accepted social values, ethical norms, social rules and requirements, as well as the acquisition of skills for the purpose of successful functioning in this society. The main aspects of the influence of the Internet related to the formation of social skills, life characteristics and social risks are also highlighted. The types of youth who use the Internet as a tool of socialization have been identified.

Текст научной работы на тему «Интернет как фактор социализации молодежи»

Социология №6 2023

Интернет как фактор социализации молодежи

Кузнецова Екатерина Александровна,

преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса» (ГАПОУ БТОТиС) E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены роль и влияние информационно-коммуникационной сети интернет на адаптацию и процессы интеграции молодёжи в социум посредством усвоения ими общепринятых общественных ценностей, этических норм, социальных правил и требований, а также приобретения навыков с целью успешного функционирования в этом обществе. Также выделены основные аспекты влияния интернета, связанные с формированием социальных навыков, особенностями жизнедеятельности и социальными рисками. Выявлены типы молодежи, использующие интернет как инструмент социализации.

Ключевые слова: интернет, социализация молодежь, ценности, смыслы жизни, новые ориентиры.

Влияние сети интернет на социализацию молодёжи нельзя преуменьшить ввиду особых воздействующих факторов, которые так или иначе помогают ещё не окрепшим умам молодёжи формировать либо видоизменять определённые представления о ценностях социума, его структуре и правилах функционирования, что определённо точно находит отражение как в статистических данных, так и во взглядах населения.

Исходя из особенностей адаптации представителей молодёжи к социальной среде, частоты использования интернета для удовлетворения личных потребностей и получения новых знаний, формирования социальных норм и ценностей, неотъемлемой взаимосвязи онлайн-социализации и участия в реальной жизни, а также относительно положительных и негативных аспектов социализации через интернет можно подвести к умозаключению, что в реалиях современного цивилизованного мира, где каждый имеет доступ к открытым материалам в интернете, влияние интернета очевидно прослеживается. Поэтому, мы можем говорить о том, что интернет выступает социализирующим фактором для молодого поколения.

Интернет как фактор социализации позволяет:

- расширить пространство коммуникации и тем самым взаимодействовать с теми, кто может что-то дать, с кем есть что обсудить;

- научиться тому, что интересно и востребовано;

- выбирать свое время, темп и формат усвоения и освоения знаний, коммуникаций, опыта всевозможных интеракций;

- получать неограниченное количество информации - способной изменить представления и нормы, ориентиры в жизни;

- моделировать свое социальное окружение;

19

- выстраивать под реальным или выдуманным псевдонимом свое общение и т.д.

Данные исследователей указывают на разнообразные стороны воздействия сети Интернет на личность молодого человека. В исследованиях Р.Г. Ардаше-ва [1-7] прослеживается анализ трансформации сознания, иррационализации многих процессов, состояния здоровья и виртуальной агрессии в виде кибер-суицида и кибербуллинга. Различные аспекты цифровой социализации рассмотрены в работах М.А. Головчина [8,9], О.В. Дудиной [12], Р.В. Ершовой

[13], В.С. Собкин и А.В. Федотовой [24], Г.У. Солдатовой [25] и Е. А. Кузнецовой [15], вопросы цифровой идентичности прослеживаются в исследованиях Н.А. Голубевой [10] и О.А. Полюшкевич [16-20], образовательные аспекты цифровой среды анализируются в работах Г.Я. Гревцевой [11] и И.А. Журавлевой

[14], вопросы трансформации экономических притязаний и выбора профессий отражены в работах В.А. Скуденкова [21-23] и других.

Особенности исследования

Целью данного исследования было изучение воздействия факторов информационно-коммуникационной сети интернет не только на приспособление молодёжи к жизни в обществе и окружающей среде, но и на её самоопределение и активное участие в общественной деятельности. А также прослеживалось влияние того, как интернет воздействует на формирование самооценки и уверенности в себе, как помогает поддерживать (либо, наоборот, разрушать) устоявшиеся ценности целевой группы и какое количество времени представители современной молодёжи затрачивают на развлечение и образование посредством использования интернета.

В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет в количестве 890 человек; 65% девушек и 45% юношей; проживающие в разных регионах РФ, имеют высшее ученую степень - 20%, образование - 42%, средне-специальное - 31%, среднее - 12%;

опрос проводился через онлайн опросник www.google.com.

Анализ результатов исследования

Молодые люди в 42% предпочитают очную встречу интернет-взаимодействию, 48% считают, что в их жизни приоритет имеет общение через интернет и социальные сети, а оставшиеся 10% респондентов не дали однозначного ответа. Сторонники очного формата предпочитают лично видеть настрой, психофизиологическое состояние собеседника, а также желают при необходимости взаимодействовать физически, передавать свои эмоции и получать достоверную обратную связь. А респонденты, определившие для себя приоритет сети, считают, что общение через интернет и социальные сети позволяет, не выходя из дома, вести полноценный диалог, планировать ответ и откладывать его, а также так есть возможность совмещать общение и иную деятельность. Те, кто не смог дать однозначный ответ, прибегают к интернету в результате крайней необходимости, которая возникает совершенно произвольно.

Большая часть молодежи проводит значимую часть времени в сети Интернет. Из опрошенных 60% тратят более 5-6 часов в день на нахождение в сети Интернет, 20% тратят 3-4 часа, еще 20% тратят 1-2 часа. Иными словами, повседневное пространство структурировано тем, что потребляют молодые люди в сети Интернет.

Вне зависимости от рода деятельности, социального статуса респонденты помимо выполнения личных задач используют интернет для самообразования. Более половины времени тех, кто тратит более 5-6 часов в день на интернет занято именно им; на втором месте -поиск новостей и на третьем общение с друзьями. Среди тех, кто тратит 3-4 часа - также половина времени уходит на самообразование, а вторая половина на общение с друзьями. Те, кто тратит 1 -2 часа - их внимание уделяется только коммуникациям с друзьями.

Около 62% респондентов считают, что использование интернета способ-

Ь* вдск-И

20

ствует расширению круга их общения и приобретению новых знакомств путём взаимодействия на различных сайтах и площадках. Отсюда можно определить, что это активные, открытые и готовые к совершению коммуникаций люди, в связи с этим их можно отнести к одной категорий молодёжи, которые представлены в заключение, а именно -молодёжи социального характера. Однако, 32% убеждены, что интернет никак не способствует приобретению контактов. Судя по всему, здесь представлен тип граждан, которые используют интернет строго для получения информации и, в отдельных случаях, удовлетворения потребностей.

Из опрошенных 65% придерживаются позиции, что время, потраченное и проведённое в интернете, сказывается на последующем очном взаимодействии. По мнению некоторых из них, это проявляется в том, что интернет часто предлагает упрощенные и неконструктивные способы общения, основанные на текстовых сообщениях или эмодзи, которые могут снизить уровень навыков устной коммуникации, степень уверенности в себе также уменьшается. Другие же считают, что благодаря потраченному с пользой в интернете времени они приобрели новые умения, улучшили свои навыки коммуникации, научились общаться с людьми, не стесняясь разговора на личные темы. 35% респондентов уверены, что использование интернета никак не сказывается на их очном общении.

Респонденты в ответах придерживались своего жизненного опыта и опыта близких. Поэтому, говоря о том, к каким последствиям привело время, проведенное в интернете - указывали не только положительные (78%), но и отрицательные качества (22%). Среди положительных качеств выделяли: приобретение новых навыков, способствующих личной и профессиональной реализации (24%), расширению коммуникативных навыков и круга знакомых (20%); умению легко находить нужную информацию (18%), адаптироваться к новым условиям и требованиям (16%). Среди отрицательных

качеств выделяли: ухудшение речевых функций (12%), страх реальных знакомств (10%).

На самоидентичность и самоопределение влияет интернет - так считают 56% респондентов, 44% полагают, что интернет вторичен - сначала происходит формирование интереса, а затем он находит реализацию в информационных пространствах всемирной сети. Полагаем, тут зарождается извечный вопрос -что первично: курица или яйцо.

В условиях современного цивилизованного мира и достойного социально-экономического развития нашей страны каждый человек имеет доступ в интернет и его открытой базе данных. В этой стези, у более 87% респондентов, интернет вошёл в жизненный обиход, и он так или иначе помог или помогает им в настоящем времени находить себя в социуме и выражать своё мнение, что безусловно сказывается на их самоопределении. Однако, можно предположить, что люди, отрицающие влияние сети, привыкли использовать её лишь в качестве инструментария для достижения поставленных целей. В остальных случаях интернет не оказал на них никакого воздействия.

Говоря о возможностях адаптации молодёжи к обществу, которые способен предоставить интернет, респондентами были даны разнообразные ответы, которые можно условно типологизировать.

1) Установление новых связей и знакомство с потенциальным другом (партнёром);

2) Социализация и обучение в комфортной интернет-среде путём участия в вебинарах, тренингах и иных дистанционных мероприятиях;

3) Общение и оперативность коммуникации;

4) Развитие кругозора, приобретение новых знаний (в том числе, исследование опыта на чужих ошибках), приобщение к современным трендам и тенденциям или их изучение;

5) Интернет в качестве средства, помогающего общаться людям с ОВЗ. Кроме вышеперечисленного, некоторые опрошенные высказали мнение

21

о том, что интернет не способен дать 100% результат адаптации к современному социуму в связи с тем, что далеко не вся информация является верифицированной и достоверной, и она своим воздействием на социализацию способна привести к негативным последствиям. Также в ответах сквозила мысль о том, что «Молодёжь не нужно адаптировать к обществу, это общество нужно готовить к молодёжи».

Также мы уточняли возможности приобретения, либо развитие уже имеющихся навыков посредством информационных технологий и интернета. 38% опрошенных солидарны в том, что благодаря интернету приобрели навыки работы с массивом информации, научились анализировать её, выделять основное из текста. Кроме того, дополнительно были развиты навыки письма и общий уровень грамматики. 32% респондентов освоили совершенно новые для себя умения: освоение иностранного языка, умение играть на гитаре, изучение истории и т.п. 14% развили коммуникативные навыки. Оставшиеся 16% респондентов ответили, что в целом научились более рационально распределять своё время и приобрели некоторые технические навыки, например, работу в определённого рода приложениях и медиа.

Иными словами, мы можем зафиксировать положительное влияние сети интернет на социализацию граждан. Несмотря на разнообразие ответов о приобретении и развитии навыков, прослеживается 100% уверенность каждого респондента в познании чего-либо нового и совершенствовании уже имеющихся индикаторов. Нет ни единого респондента, выразившего мнение, что в процессе использования интернета он не узнал новое, не освоил умения или навыки.

Но, говоря о негативном воздействии интернета на социализацию молодежи, 58% респондентов говорило, что негативное воздействие на психику и мысли, образ жизни - может конструироваться через интернет среду. Для 30% неоспоримым является тот факт, что интернет приводит к деградации речи, а по мнению 12% интернет выступает фактором

нерационального распределения времени и мотивирует пользователей реже покидать зону комфорта.

Таким образом, каждый респондент осознаёт и видит проблематику постоянного взаимодействия с интернет-средой. Она, например, может заключаться не только в понижении уровня качественного социального взаимодействия с людьми (неуверенность в себе, страх, слабый мыслительный процесс, сложность формулировки слов) в реальной жизни, но и в открытой либо завуалированной пропаганде табака, курения, алкоголя, психотропных веществ, порнографического контента, суицида и др.

Социальные сети являются неотъемлемой частью жизни опрошенных, согласно 67% опрошенных. Социальные сети не столь значимы для 33% опрошенных.

В интернете легче, чем в условиях реальной жизни, избегать общения с неприятными людьми или разговоров на неприятные темы, согласны 62% респондентов. Частично согласны 38%. Из опрошенных, 90% предпочитают избегать возникающие конфликты либо решать их миролюбивым способом, а в интернете, по их мнению, это делать гораздо легче, поскольку не только конфликт, но и любое общение зависит строго от того, как собеседники излагают свои мысли и чего желают достичь. Кроме того, нельзя отрицать факт вынужденного игнорирования собеседника с целью ухода от нарастающего конфликта.

Типология молодежи, использующая интернет как инструмент социализации

На основании анализа результатов исследования можно сформировать поведенческую классификацию и типологию по деятельности молодёжи, активно использующей интернет в своей жизнедеятельности. Исходя из результатов, полученных в ходе опроса, была выявлена следующая классификация молодёжи, основанная на принципе определения ориентации своей деятельности молодёжью с учётом личных интересов:

22

1) образованная молодёжь - молодёжь использует интернет для обучения и получения новых знаний. Они посещают дистанционные образовательные тренинги, изучают иностранные языки, ищут информацию по интересующим их вопросам, а также применяют сетевые платформы для повышения своей квалификации и профессионального роста;

2) творческая молодёжь - данная группа активно использует интернет для развития своих творческих способностей, например, с целью поддержания своего бренда и его продвижения в социальных сетях посредством создания медиаконтента, художественных работ и др.;

3) молодёжь с активной гражданской позицией - представители молодёжи используют возможности, предоставляемые интернетом, для самовыражения и участия в социальных, политических или экологических движениях, например, они публикуют посты в социальных сетях в соответствии со своей точкой зрения;

4) молодёжь социального характера -активно используют социальные сети с целью знакомства, а также поддержания связи с друзьями, знакомыми и семьёй. Зачастую они открыто публикуют медиаконтент о себе, участвуют в сообществах и обмениваются информацией по интересам;

5) молодёжь, увлекающаяся киберспор-тивными дисциплинами - они активно взаимодействуют друг с другом в процессе онлайн-игр и иных мероприятий, направленных на популяризацию киберспорта и видеоигровой индустрии;

6) асоциальная молодёжь - предпочитают интернет исключительно для одиночного времяпрепровождения, одиночных развлечений и саморазвития. Они, зачастую, не знакомятся в социальных сетях и поддерживают связь только с уже знакомыми в реальной жизни людьми. В жизни они чаще застенчивые и необщительные. Приведённые категории не являются

взаимоисключающими, в связи с этим

представители молодёжи перенимают опыт из различных сфер деятельности.

Более половины опрошенных уверены, что интернет позитивно сказывается на приобретении новых контактов и последующем общении с ними. Также было выявлено, что представители молодёжи осознают все возникающие риски и готовы с ними бороться для того, чтобы социализация проходила успешно без неблагоприятных последствий. По мнению большинства респондентов, интернет способствует формированию общепринятых ценностей и предоставляет множество возможностей для личностного и профессионального развития.

Заключение

Интернет, безусловно, является частью жизни современного человека. Без его влияния невозможно представить жизнь современников. Особенно это актуально для молодого поколения, так как именно оно вовлечено в новые форматы интерактивного взаимодействия в интернет-пространстве. Проведенное исследование фиксирует социальные условия и перспективы развития интернет-социализации, так как в будущем этот формат социального взаимодействия будет приоритетным для большей части жителей России. И чем больше мы будем знать о его особенностях и условиях, тем легче будет проводить исследования, анализировать полученные результаты и в целом - понимать молодежь, получившую основные навыки социализации не в традиционных условиях первичных и вторичных социальных групп, а через цифровое информационное пространство сети интернет.

Полагаем, что интернет как институт социализации молодежи станет приоритетной темой исследований для ученых из разных отраслей знаний(от социологии и психологии до экономики и политики, от культурологии и антропологии до лингвистики и журналистики). Поэтому, важно поставить точки отсчета для мониторинга данного пространства и форм, сфер и механизмов его влияния на социальное моделирование об-

23

щественного развития отдельных сообществ и групп молодежи.

Литература

1. Ардашев Р.Г. Киберсуицид и кибер-буллинг в современном обществе // Социология. 2022. № 6. С. 32-38.

2. Ардашев Р.Г. Метаморфозы сознания: образы идентичности в виртуальном пространстве // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 25-28.

3. Ардашев Р.Г. Новые смыслы в сознании молодежи: влияние виртуальности // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2021. С. 152-156.

4. Ардашев Р.Г. Особенности сознания и психологического здоровья в условиях виртуализации // Гуманистические и экологические ресурсы Байкала в укреплении социального здоровья и межнационального согласия в молодежной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: тематический сборник статей. Иркутск, ИГУ, 2021. С. 141-144.

5. Ардашев Р.Г. Трансформация сознания молодежи в эпоху виртуальности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 5. С. 31-34.

6. Ардашев Р.Г. Трансформация сознания после пандемии:новые грани виртуальности // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 56-63.

7. Ардашев Р.Г. Феноменология рационального и иррационального мышления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. С. 120-124.

8. Головчин М.А. Влияние интернет-активности на жизнь в эпоху циф-ровизации общества и экономики: на данных регионального исследования // Актуальные проблемы эко-

номики и права. 2019. Т. 13. № 3. С. 1356-1369. DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.3.1356-1369

9. Головчин М.А. Проявления цифровой социализации в молодежной среде: на данных пилотного опроса старшеклассников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 5. С. 237-256. DOI: 10.15838/esc.2022.5.83.13

10. Голубева Н.А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 1. С. 130-150.

11. Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. № 1. С. 40-49.

12. Дудина О.В. К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте современного образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2021. № 3 (112). С. 161-166.

13. Ершова Р.В. Цифровая социализация личности в эпоху глобальных перемен // Прикладная психология на службе развивающейся личности. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет. 2019. С. 49-54

14. Журавлева И.А. Восприятие студентами удаленного обучения в университете // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 8. С. 12-15.

15. Кузнецова Е.А. Цифровая социализация молодежи // Социология. 2023. № 3. С. 59-66.

16. Полюшкевич О.А. Виртуальная самопрезентация в период пандемии COVID-19 и после ее // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Грозный - Махачкала, 2020. С. 303-307.

17. Полюшкевич О.А. Виртуальная составляющая социальной идентичности // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-

24

практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2020. С.10-25.

18. Полюшкевич О.А. Иррациональные основы формирования социальной идентичности под влиянием виртуальности // Социология. 2020. № 5. С.163-176.

19. Полюшкевич О.А. Социальные коммуникации и просоциальные практики в цифровом мире // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2023. С. 41-44.

20. Полюшкевич О.А. Формы просо-циальных практик в виртуальном мире // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2021. С. 121-123.

21. Скуденков В.А. Влияние виртуальности на экономические притязания граждан России // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 181-183.

22. Скуденков В.А. Экономические и социальные притязания в условиях виртуализации образа жизни молодежи // Социальная реальность виртуального пространства. материалы IV Международной научной конференции. Иркутск, 2022. С. 168-173.

23. Скуденков В.А. Экономические притязания и социальные статусы в выборе виртуальных профессий в цифровом мире // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2021. С. 302-306.

24. Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 119-137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308

25. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической

парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71-80. DOI: 10.17759/ sps.2018090308

INTERNET AS A FACTOR IN THE SOCIALIZATION OF YOUTH

Kuznetsova E.A.

Baikal College of Industrial Technologies and Services

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article examines the role and influence of the Internet information and communication network on the adaptation and processes of integration of young people into society through their assimilation of generally accepted social values, ethical norms, social rules and requirements, as well as the acquisition of skills for the purpose of successful functioning in this society. The main aspects of the influence of the Internet related to the formation of social skills, life characteristics and social risks are also highlighted. The types of youth who use the Internet as a tool of socialization have been identified.

Keywords: Internet, socialization of youth, values, meanings of life, new guidelines.

References

1. Ardashev R.G. Cybersuicide and cyberbul-lying in modern society // Sociology. 2022. No. 6. P. 32-38.

2. Ardashev R.G. Metamorphoses of consciousness: images of identity in virtual space // Social reality of virtual space. materials of the II International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2020. pp. 25-28.

3. Ardashev R.G. New meanings in the minds of young people: the influence of virtuality // In search of social truth. materials of the III International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2021. pp. 152-156.

4. Ardashev R.G. Features of consciousness and psychological health in the conditions of virtualization // Humanistic and environmental resources of Baikal in strengthening social health and interethnic harmony among youth. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation: thematic collection of articles. Irkutsk, ISU, 2021. pp. 141-144.

5. Ardashev R.G. Transformation of youth consciousness in the era of virtuality // Alma Mater (Bulletin of Higher School). 2021. No. 5. pp. 31-34.

25

6. Ardashev R.G. Transformation of consciousness after the pandemic: new facets of virtuality // Social reality of virtual space. materials of the II International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, 2020. pp. 5663.

7. Ardashev R.G. Phenomenology of rational and irrational thinking // News of Saratov University. New episode. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2021. T. 21. No. 2. P. 120-124.

8. Golovchin M.A. The influence of Internet activity on life in the era of digitalization of society and the economy: based on regional research data // Current problems of economics and law. 2019. Vol. 13. No. 3. pp. 1356-1369. DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.3.1356-1369

9. Golovchin M.A. Manifestations of digital socialization among youth: based on data from a pilot survey of high school students // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2022. T. 15. No. 5. pp. 237-256. DOI: 10.15838/esc.2022.5.83.13

10. Golubeva N.A. Features of digital identity of adolescents and youth in modern technological society // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series "Psychology. Pedagogy. Education". 2020. No. 1. P. 130-150.

11. Grevtseva G. Ya. Digital socialization of personality in the educational environment // Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences. 2022. No. 1. P. 40-49.

12. Dudina O.V. On the question of the structure of digital socialization in the context of modern education // Bulletin of ChSPU im. AND I. Yakovleva. 2021. No. 3 (112). pp. 161-166.

13. Ershova R.V. Digital socialization of the individual in the era of global change // Applied psychology in the service of the developing personality. Kolomna: State Social and Humanitarian University. 2019. pp. 49-54

14. Zhuravleva I.A. Students' perception of remote learning at the university // Alma Mater (Bulletin of Higher School). 2020. No. 8. pp. 12-15.

15. Kuznetsova E.A. Digital socialization of youth // Sociology. 2023. No. 3. pp. 59-66.

16. Polyushkevich O.A. Virtual self-presentation during the COVID-19 pandemic and after it // Humanitarian knowledge and spiritual security. Collection of materials of the VII In-

ternational Scientific and Practical Conference. Grozny - Makhachkala, 2020. pp. 303-307.

17. Polyushkevich O.A. Virtual component of social identity // Social reality of virtual space. materials of the II International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2020. pp. 10-25.

18. Polyushkevich O.A. Irrational foundations of the formation of social identity under the influence of virtuality // Sociology. 2020. No. 5. pp. 163-176.

19. Polyushkevich O.A. Social communications and prosocial practices in the digital world // Social reality of virtual space. Materials of the V International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2023. pp. 4144.

20. Polyushkevich O.A. Forms of prosocial practices in the virtual world // Social reality of virtual space. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2021. pp. 121-123.

21. Skudenkov V.A. The influence of virtuality on the economic claims of Russian citizens // In search of social truth. materials of the III International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, 2021. pp. 181-183.

22. Skudenkov V.A. Economic and social claims in the context of virtualization of the lifestyle of young people // Social reality of virtual space. materials of the IV International Scientific Conference. Irkutsk, 2022. pp. 168-173.

23. Skudenkov V.A. Economic claims and social statuses in the choice of virtual professions in the digital world // Social reality of virtual space. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyush-kevich. Irkutsk, 2021. pp. 302-306.

24. Sobkin V.S., Fedotova A.V. The network as a space for socialization of a modern teenager // Consultative psychology and psychotherapy. 2019. T. 27. No. 3. pp. 119137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308

25. Soldatova G.U. Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world // Social psychology and society. 2018. Vol. 9. No. 3. pp. 7180. DOI: 10.17759/sps.2018090308

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.