Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КОММУНИКАЦИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслодудова Наталья Владимировна, Титова Ольга Ивановна

В работе проводится гендерный анализ специфики выстраивания коммуникаций в виртуальном мире. Приводятся результаты исследования, построенного по авторской методике и методике смысложизненных ориентация Д. А. Леонтьева, на основе которой выявляется гендерный портрет участника виртуальных коммуникаций современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF COMMUNICATIONS IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

The paper provides a gender analysis of the specifics of building communications in the virtual world. The results of a study built according to the author’s methodology and the methodology of life-meaning orientations of D. A. Leontiev, on the basis of which the gender portrait of a participant in virtual communications of modern society is revealed.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Гендерные особенности коммуникаций в виртуальной среде

Маслодудова Наталья Владимировна,

доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГКОУ «Сибирский юридический институт МВД России» E-mail: nata.maslodudova@yandex.ru

Титова Ольга Ивановна,

доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин; ФГКОУ «Сибирский юридический институт МВД России»; доцент кафедры психологии; ФГБОУ «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» E-mail: 944058@mail.ru

В работе проводится тендерный анализ специфики выстраивания коммуникаций в виртуальном мире. Приводятся результаты исследования, построенного по авторской методике и методике смысложизненных ориентация Д.А. Леонтьева, на основе которой выявляется тендерный портрет участника виртуальных коммуникаций современного общества.

Ключевые слова: гендерные особенности, коммуникации, виртуальная среда, социальное взаимодействие, мотивы общения.

Сегодня виртуальное пространство развивается масштабно и активно. Если ранее, коммуникации в виртуальном мире считались прерогативой мужчин, то сегодня гендерное распределение выровнялось. Общение в виртуальной среде становится нормой. Общение в цифровом мире уже давно не только профессиональное, сколько личное. И этот факт меняет особенности мышления и сознания людей, создавая новые условия, формируя альтернативные механизмы и возможные варианты развития взаимодействия.

По нашему мнению, общение более широкое понятие, недели чем коммуникация. Общение предполагает намеренное взаимодействие с целью получения определенных результатов и удовлетворения потребностей, может быть выгодно только одной из сторон взаимодействия; коммуникация же - взаимовыгодное взаимодействие, нацеленное на обоюдное удовлетворение потребностей и интересов в получении когнитивных, аффективных и поведенческих изменений (т.е. символически-смысловой аспект взаимодействия).

В процессе коммуникации важны информационные потоки (ради чего происходит взаимодействие), эмоции (что испытывают все стороны взаимодействия) и социальные ожидания и роли (добровольно или принудительно выбранные роли), которые выполняют участники взаимодействия, а также важна обратная связь (в виртуальном пространстве, возможно, отложенная по времени, если говорить об общении в чате или форуме). Также виртуальные коммуникации строятся по принципу сокращенного варианта (использование смайлов для выражения эмоций и отношения, сокращений слов, формирование нового языка -приводит к развитию нового формата взаимодействия).

Мы живем во время дефицита времени, поэтому дружеские длинные беседы

71

не имеют смысла и реальных возможностей. Коммуникации в виртуальной среде ограничены местом количества знаков в сообщении, формой выражения состояний, глубиной погружения и т.д. Это происходит потому, что количество потоков информации растет, не поддаваясь контролю, она также быстро устаревает и появляются новые технологии, увеличивающие скорость передачи информации. Это приводит к тому, что процесс коммуникации становится поверхностным.

В процессе коммуникации выделяются гендерные стратегии взаимодействия. Традиционно, если женская стратегия предполагает беседу, построенную на взаимопонимании, то мужская -на информационно-рациональную. Отличие в стратегиях строится на обратной связи (женщины ее предполагают, мужчины могут и ее не ожидать и не воспринимать). В рамках метода Осгуда, существует такое понимание, что мужчины делят мир с позиции справедливости или не справедливости, а женщины с позиции удовлетворения желаний всех сторон. Это влияет на выстраивание тендерных особенностей коммуникации.

Сама коммуникация в виртуальной среде может осуществляться с компьютера или с телефона. Это расширяет время, возможности и формат выстраивания коммуникаций. Коммуникация в цифровом мире может быть анонимной или персональной, с реальной личной странице или выдуманной. Поэтому уровень реальности и достоверности осуществляемых коммуникаций может стоять под вопросом. Возможность варьирования степени анонимности является притягательным условием коммуникации в виртуальной среде. Часто меняют пол, возраст, социальное положение, могут менять факты биографии, знания, умения, навыки и т.д. Могут описываться не реальные пристрастия или качества, а то, что ожидает услышать собеседник или члены сообщества. А также скрывать какие-то личные черты или болезни, менять внешность (вплоть до указания внешности другого человека). Если допустимую грань общения превы-

шают, то данную коммуникацию можно прервать в одностороннем порядке. Это выгоды социального взаимодействия в виртуальном пространстве.

В виртуальном мире можно общаться с людьми, находящимися в разных географически местах в разных временных поясах. Это грань пространства и времени стирается, что дает возможность быть не привязанным к конкретным реалиям времени места для взаимодействия.

Еще одной особенностью общения в виртуальном мире выступает психологическая безопасность, готовность общаться на любые темы, проявлять себя. Это следствие анонимности. В цифровом пространстве человек обладает большей свободой, и может переходить грань вплоть до оскорблений и преследования, т.к. чувствует ту же анонимность и вседозволенность.

При этом, виртуальное взаимодействие строится на добровольной коммуникации. Как и в реальной жизни, в виртуальном мире человек принимает на себя роли и следует им. За единственной разницей, в случае если ему что-то не нравится - он может выйти из процесса коммуникации в одностороннем порядке. Особенностью виртуальной коммуникации выступает физическая непредставленность. Но это не означает, что не может быть реальных последствий для взаимодействия в реальном мире (как позитивных, так и негативных). Хотя те, кто ведут себя агрессивно - могут найти пользователя, даже если он скрывается за анонимными ярлыками и тогда виртуальное преследование выходит на новый негативный уровень и называется кибербуллинг [10].

То, что в современном обществе мы говорим о новой волне интереса к интернет-коммуникациям - вызвано виртуализацией новых смысложизнен-ных ориентаций (Р.Г. Ардашев [1-9]), а также нового формата социальных отношений (Н.В. Маслодудова [11,12]) и формирования виртуальной идентичности, со своими особенностями проявления гендерных ролей (О.А. Полюшкевич [13-18], Ю.В. Головкова Е.С. Лалети-

72

на, О.И. Титова [19-21]). Данные процессы стали точкой отсчета для проведения собственного исследования и формирования новых механизмов социальных коммуникаций в цифровой среде.

Особенности проведения и организации исследования

В исследовании приняли участие 1200 человек, все пользователи интернета, в возрасте от 18 до 65 лет, 50% мужчин и 50% женщин, жители разных регионов России. Помимо авторского опросника, мы использовали методику смысложиз-ненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

При обработке данных использовалась программа SPSS.

Анализ и интерпретация результатов исследования

При анализе ответов выявили, что женщины более высоко оценивают свой субъективный навык выстраивания коммуникаций в виртуальной среде (44,5% женщины и 32,2% мужчины); низкий уровень, наоборот, более высокий у мужчин (7,1% женщины и 15,5% мужчины); средний примерно одинаков (45,6% женщины и 49,9% мужчины) - см. таблицу 1.

Таблица 1. Субъективная оценка выстраивания коммуникаций в виртуальном пространстве

(в %)

Окончание

Уровень субъективного навыка коммуникаций Мужчины Женщины

Высокий - позволяет легко находить тех, кто необходим для взаимодействия, состоят в нескольких сообществах, активно вовлечены в жизнь и работу разных сообществ; могут взаимодействовать с незнакомыми людьми 32,2 44,5

Средний - устанавливают связи только с избранными кругами, могут взаимодействовать с теми, с кем лично знаком;опираются на личные интересы (хобби), а также рабочую необходимость при взаимодействии 49,9 45,6

Низкий - слабо настроены на коммуникации, взаимодействуют в основном в рамках профессиональных интересов 15,5 7,1

Уровень субъективного навыка коммуникаций Мужчины Женщины

Затруднились с ответом - не смогли определить, к какому уровню себя отнести 2,4 2,8

Гендерные отличия в процессе выстраивания коммуникаций в виртуальном мире весьма интересны. Расширение круга общения для женщин в два раза важнее, чем для мужчин (45,4 и 22,2% соответственно), также как и сексуальные проблемы в отношениях у женщин встречаются чаще, и они их решают через коммуникации в виртуальном пространстве (41,1 и 24,7% соответственно). Виртуальную среду рассматривают как возможность дополнительного заработка 44,3% мужчин и 46,3% женщин, как место для развития и предъявления своего хобби 52,2% мужчин и 56,6% женщин. Остальные показатели не столь сильно противопоставлены друг другу (см. таблицу 2).

Таблица 2. Гендерные отличия в процессе выстраивания коммуникаций в виртуальном мире (в%)*

Особенности коммуникаций Мужчины Женщины

Расширение круга общения 22,2 45,4

Развитие профессиональных компетенций, знаний, навыков 25,6 20,1

Расширение кругозора 15,4 21,2

Комплексы внешнего вида или личностных качеств 26,3 39,9

Сексуальные проблемы в реальных отношениях 24,7 41,1

Выстраивание интересного досуга 27,8 22,3

Возможность дополнительного заработка 44,3 46,3

Хобби 52,2 56,6

Другое 6,8 8,9

*Можно было указывать несколько вариантов ответа, поэтому сумма выше 100%

При этом, женщины в три раза чаще находятся в большем количестве разных сообществ для коммуникации, чем

73

мужчины. И в два раза больше тратят на это времени. Причем, как правило, 1-3 сообщества - это родственники, коллеги, общедомовые сообщества или школьные (если есть дети); при появлении постоянных коммуникаций в более чем 4 сообществах - можно говорить

о личных интересах, хобби, работе, досуге и т.д. Иными словами, чем больше количество сообществ и больше количество часов в день тратит на них человек, тем больше процессов виртуальной коммуникации у него осуществляется (см. таблицу 3).

Таблица 3. Количество постоянных сообществ, в которых происходит виртуальное взаимодействие и время на них затраченное (в %)

Количество сообществ 1-2 часа в день 3-4 часов в день Более 5 часов в день

М Ж М Ж М Ж

1-3 сообщества 61,2 33,3 22,4 42,2 16,6 24,5

4-7 сообществ 67,7 36,8 18,8 36,7 13,5 26,5

8-12 сообществ 77,6 53,3 12,2 24,5 10,2 22,2

13 и более сообществ 84,6 67,8 8,7 19,9 6,7 12,3

Д.А. Леонтьевым выделены три основные смыложизненные ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (ло-кус контроля-Я и локус контроля-жизнь), которые отличаются в процессе выстраивания коммуникаций в виртуальном мире у мужчин и женщин (см. таблицу 4).

Таблица 4. Гендерные отличия смысложизненных ориентаций

Субшкалы Мужчины Женщины

Цели в жизни 25,88 +- 1,25 29,87+-2,4

Процесс жизни 24,97 +- 3,8 28,75+-4,1

Результативность жизни 26,55+- 2,1 25,55+-3,2

Локус контроля - Я 20,33+-2,1 22,44+-2,4

Локус контроля -Жизнь 26,41+-2,2 27,3+-2,7

Общий показатель Осмысленности Жизни 86,24+-12,2 92,5+-4,8

При низких показателях осмысленности жизни - в основном при общении в сети интернет вспоминают о прошлом, о былых заслугах, каких-то событиях, не ценят события настоящего, не удовлетворены ими, или замалчивают то, что сейчас происходит, или выдумывают то,

чего нет, нет целей и задач в жизни, отсутствуют планы и мечты. Чаще низкий уровень осмысленности жизни встречается среди респондентов старше 45 лет.

При средних показателях осмысленности жизни - при коммуникациях в сети интернет идет ориентир на поиск партнера (по бизнесу или личного партнера), делается акцент на настоящее и желаемое будущее, прошлые события упоминаются вскользь, взаимодействие встраивается с позиции взаимной выгоды. В данной группе присутствуют представители всех возрастов, но немного больше тех, кому от 36 до 55 лет.

При высоких показателях уровня осмысленности жизни - при социальном взаимодействии в виртуальном мире происходит акцент на удовлетворенность настоящим и желание качественно изменить будущее, для этого нужен партнер, единый по духу, по сути, по чувствам. Чаще данный уровень осмысленности встречается у людей в возрасте от 25 до 45 лет (см. таблицу 5).

Субъективная оценка уровня удовлетворенности коммуникацией в виртуальном пространстве (таблица 6) показывает на то, насколько респонденты удовлетворены социальным взаимодействием и могут выстроить свои интересы в цифровом пространстве, где и как проходят их личные границы

74

и как они их готовы или не готовы отстаивать. Это показатель мотивов выстраивания социальных коммуникаций в будущем и на основе его можно судить о перспективах развития виртуального взаимодействия мужчин и женщин. В целом, мужчины больше удовлетво-

рены уровнем коммуникаций в виртуальном пространстве (высокий уровень 45,6%, средний 42,1%), тогда как у женщин высокий уровень у 36,7% и средний у 40,7%. Низкий уровень у женщин в два раза выше, чем у мужчин (18,8% и 8,9% соответственно).

Таблица 5. Средние значения показателей по уровню выраженности осмысленности жизни (ОЖ) по субшкалам у мужчин и женщин, в%

Субшкалы Низкий уровень осмысленности жизни Средний уровень осмысленности жизни Высокий уровень осмысленности жизни

М Ж М Ж М Ж

Цели в жизни 52,3 46,5 58,7 62,3 74,3 72,2

Процесс жизни 44,3 48,6 46,8 48,4 62,3 60,9

Результативность жизни 42,2 43,5 44,7 47,6 65,4 61,5

Локус контроля - Я 54,3 52,3 58,9 56,8 62,2 64,4

Локус контроля - Жизнь 46,7 44,5 49,9 47,3 66,6 63,1

Общий показатель Осмысленности Жизни 51,3 48,7 53,4 54,6 63,4 62,3

Таблица 6. Субъективная оценка уровня удовлетворенности коммуникацией в виртуальном пространстве (в %)

Уровень удовлетворенности коммуникациями Мужчины Женщины

Высокий - позволяет получать от взаимодействия то, что желает, как правило, задает контекст и формат коммуникаций 45,6 36,7

Средний - устанавливает рамки и выбирает характер коммуникаций, при этом настроены на диалог 42,1 40,7

Низкий - подчиняется инициативе другого партнера коммуникации, подчиняется заданным правилам, не говорит о том, что что-то не устраивает 8,9 18,8

Затруднились с ответом -не смогли определить, к какому уровню себя отнести 3,4 3,8

Таким образом, проведенное исследование показывает неоднородность протекания коммуникаций в виртуальном мире у мужчин и женщин. Многое

зависит от уровня осмысленности жизни жизненных целей, социальных условий и возможностей личной и профессиональной реализации.

То, что в будущем, виртуальные коммуникации станут более приоритетными и распространенными -не вызывает сомнений, так как прогресс растет и реальное присутствие не надо, чтобы получить то, что хочешь от другого человека или группы людей. Социальный контекст, требования от работодателей, возможности общения между членами семьи - все становится объектом для выстраивания коммуникаций и проявления личности и ее отдельных черт, характеристик и ролей в новом формате, не привычном для традиционного общества, но необходимом для глобализированного цифрового мира.

Регулярный мониторинг гендерных отличий виртуальных коммуникаций позволит лучше моделировать инструменты для взаимодействия и более точно понимать, кто, когда и как предпочитает виртуальное взаимодействие, реальному. И какими социальными последстви-

75

ями это обернется для общественного

развития.

Литература

1. Ардашев Р.Г. Виртуализация в новых смысложизненных ориентациях россиян // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ. сборник научных трудов. Иркутск, 2021. С. 130-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ардашев Р. Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.

3. Ардашев Р.Г. Кино как источник формирования иррационального сознания россиян // Социальная реальность виртуального пространства. материалы IV Международной научной конференции. Иркутск, 2022. С. 197-201.

4. Ардашев Р.Г. Метаморфозы сознания: образы идентичности в виртуальном пространстве // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 25-28.

5. Ардашев Р.Г. Новые смыслы в сознании молодежи: влияние виртуальности // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 152-156.

6. Ардашев Р.Г. Особенности сознания и психологического здоровья в условиях виртуализации // Гуманистические и экологические ресурсы Байкала в укреплении социального здоровья и межнационального согласия в молодежной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: тематический сборник статей. Иркутск, 2021. С. 141-144.

7. Ардашев Р.Г. Трансформация сознания молодежи в эпоху виртуальности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 5. С. 31-34.

8. Ардашев Р.Г. Трансформация сознания после пандемии:новые грани виртуальности // Социальная реальность виртуального пространства.

материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 56-63.

9. Ардашев Р.Г. Феноменология рационального и иррационального мышления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. С. 120-124.

10. Ардашев Р.Г. Киберсуицид и кибер-буллинг в современном обществе // Социология. 2022. № 6. С. 32-38.

11. Маслодудова Н.В. Влияние информационного общества на социальные отношения // Социология. 2022. № 6. С. 74-82.

12. Маслодудова Н.В. Социальные риски современной цифровой реальности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 220-224.

13. Полюшкевич О.А. Виртуальная самопрезентация в период пандемии COVID-19 и после ее // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Грозный - Махачкала, 2020. С. 303-307.

14. Полюшкевич О.А. Иррациональные основы формирования социальной идентичности под влиянием виртуальности // Социология. 2020. № 5. С.163-176.

15. Полюшкевич О.А. Виртуальная составляющая социальной идентичности // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 10-25.

16. Полюшкевич О.А. Место тендерных исследований в формировании нового мировоззрения // STUDIUM V. Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и соискателей. Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного университета. 2004. С.125-126.

17. Полюшкевич О.А. Роль эмпатии и социального капитала в процессах

76

консолидации: гендерные аспекты // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе. материалы V Всероссийской научной Интернет-конференции. Под общей редакцией О.А. Кармадонова, О.А. Полюшкевич. 2013. С. 210-223.

18. Полюшкевич О.А. Основы анализа гендерной специфики социальных представлений. Учебное пособие, Иркутск, ИГУ, 2009. 149 с.

19. Титова О.И., Лалетина Е. С. Взаимосвязь гендерных норм и отношения к социальному взаимодействию в контексте психологического здоровья старших подростков // Гуманистические и экологические ресурсы Байкала в укреплении социального здоровья и межнационального согласия в молодежной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: тематический сборник статей. Иркутск, 2021. С. 135-141

20. Титова О.И. Взаимосвязь гендера и жизнестойкости в социальном взаимодействии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 2. С. 111-126.

21. Титова О.И., Головкова Ю.В. Гендерные стереотипы: топ-10 качеств мужчин и женщин в социальном взаимодействии // Психология в системе социально-производственных отношений. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 99-103.

GENDER FEATURES OF COMMUNICATIONS IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

Maslodudova N.V., Titova O.I.

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The paper provides a gender analysis of the specifics of building communications in the virtual world. The results of a study built according to the author's methodology and the methodology of life-meaning orientations of D.A. Leontiev, on

the basis of which the gender portrait of a participant in virtual communications of modern society is revealed.

Keywords: gender characteristics, communications, virtual environment, social interaction, communication motives.

References

1. Ardashev R.G. Virtualization in the new meaningful life orientations of Russians // Global and regional influences in the system of modern societies. collection of scientific papers. Irkutsk, 2021, pp. 130-134.

2. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. S. 53-61.

3. Ardashev R.G. Cinema as a source of the formation of the irrational consciousness of Russians // Social reality of virtual space. materials of the IV International scientific conference. Irkutsk, 2022. S. 197-201.

4. Ardashev R.G. Metamorphoses of Consciousness: Images of Identity in Virtual Space // Social Reality of Virtual Space. materials of the II International scientific-practical conference. Irkutsk, 2020. S. 2528.

5. Ardashev R.G. New meanings in the minds of young people: the influence of virtuality // In search of social truth. materials of the III International scientific-practical conference. Irkutsk, 2021, pp. 152-156.

6. Ardashev R.G. Features of consciousness and psychological health in the conditions of virtualization // Humanistic and ecological resources of Baikal in strengthening social health and interethnic harmony among the youth. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation: thematic collection of articles. Irkutsk, 2021, pp. 141-144.

7. Ardashev R.G. Transformation of youth consciousness in the era of virtuality // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2021. No. 5. S. 31-34.

8. Ardashev R.G. Transformation of consciousness after the pandemic: new facets of virtuality // Social reality of virtual space. materials of the II International scientific-practical conference. Irkutsk, 2020. S. 5663.

9. Ardashev R.G. Phenomenology of rational and irrational thinking // Bulletin of the Saratov University. New episode. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2021. V. 21. No. 2. S. 120-124.

77

10. Ardashev R.G. Cybersuicide and cyberbul-lying in modern society // Sociology. 2022. No. 6. S. 32-38.

11. Maslodudova N.V. The influence of the information society on social relations // Sociology. 2022. № 6. pp. 74-82.

12. Maslodudova N.V. Social risks of modern digital reality // State and municipal management. Scientific notes. 2021. No. 4. S. 220224.

13. Polyushkevich O.A. Virtual self-presentation during the COVID-19 pandemic and after it // Humanitarian knowledge and spiritual security. Collection of materials of the VII International scientific-practical conference. Grozny - Makhachkala, 2020, pp. 303-307.

14. Polyushkevich O.A. Irrational foundations of the formation of social identity under the influence of virtuality // Sociology. 2020. No. 5. S. 163-176.

15. Polyushkevich O.A. Virtual component of social identity // Social reality of virtual space. materials of the II International scientific-practical conference. Irkutsk, 2020. S. 10-25.

16. Polyushkevich O.A. The place of gender studies in the formation of a new world-view // STUDIUM V. Proceedings of the annual scientific-practical conference of students, graduate students and applicants. Published by decision of the editorial and publishing council of Irkutsk State University. 2004, pp. 125-126.

17. Polyushkevich O.A. The role of empathy and social capital in the processes of con-

solidation: gender aspects // Culture and explosion: social meanings in a transforming society. materials of the V All-Russian Scientific Internet Conference. Under the general editorship of O.A. Karmadonov, O.A. Polyushkevich. 2013. S. 210-223.

18. Polyushkevich O.A. Fundamentals of the analysis of gender specificity of social representations. Textbook, Irkutsk, IGU, 2009. 149 p.

19. Titova O.I., Laletina E.S. The relationship of gender norms and attitudes towards social interaction in the context of the psychological health of older adolescents // Humanistic and environmental resources of Baikal in strengthening social health and intereth-nic harmony in the youth environment. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation: thematic collection of articles. Irkutsk, 2021, pp. 135-141

20. Titova O.I. Relationship between gender and resilience in social interaction. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences. 2021. No. 2. S. 111-126.

21. Titova O.I., Golovkova Yu.V. Gender stereotypes: top 10 qualities of men and women in social interaction // Psychology in the system of social and industrial relations. Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Krasnoyarsk, 2021. S. 99-103.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.