Влияние информационного общества на социальные отношения
Маслодудова Наталья Владимировна,
доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СибЮИ МВД России E-mail: [email protected]
В статье анализируются теоретические основы развития информационного общества (концепции Г. Маклюэна, Э. Тоффлера, Э. Кастельса) через практические условия и механизмы развития социальных отношений. Выстраивается пространство социальных коммуникаций в информационном обществе. На основе проведенного исследования выявляется динамика и ключевые характеристики воздействия информационного общества на социальные отношения различных социальных групп.
Ключевые слова: информационное общество, социальные отношения, социальная динамика, прогресс, виртуализация, цифровизация, социальные коммуникации
Информационное общество достаточно давно стало объектом исследования. Информация как потоковая структура стала точкой изменения социального развития с периода научно-технического прорыва в сфере коммуникаций. Новые технические возможности, стали основанием для изменения коммуникационных практик (в связи с изменением роли и места знаний и информации) представителей разных социальных групп, классов, профессий, пола и возраста. И это в первую очередь повлияло на социальные отношения (на социетальную ткань общественного взаимодействия).
Благодаря социальным отношениям выстраивается информационное пространство взаимодействия или дезинтеграции различных социальных групп, т.е. происходит консолидация сообществ или их разобщение. Социальные отношения вступают формой и критерием оценки социальной динамики, позволяют выявлять ключевые черты современного этапа коммуникации и формировать приоритетные перспективы будущего развития.
Одним из классиков теории информационного общества является Г. Ма-клюэн, он сформулировал теорию, согласно которой, все качественные прорывы, новые повороты развития общества связаны с появлением новых средств коммуникации. И интенсивное развитие информационных технологий через дистанционное обучение и удаленную работу после COVID-19 стали практическим подтверждением данного автора в сфере работы, досуга, образа жизни.
Другой теоретик информационного общества Э. Тоффлер сформулировал теорию «постиндустриального общества», где помимо экономического и политического прорывов происходит культурное изменение общества, через новые информационные потоки
74
(информационный взрыв), развитие клип-культуры (основанной на осколках впечатлений), в рамках которой не нужна рефлексия и осмысление, глубокие переживания и личный опыт, а необходимо только легкое касание, умение показать внешний образ, без сути и содержания. Тут важен тип подачи информации - кусками или клипами, а также отказа от предыдущего опыта восприятия и переработки информации. Прошлый опыт не может быть ни опорой, ни ориентиром развития, в условиях быстро меняющегося мира необходима постоянная мобильность и готовность меняться.
Еще один знаковый автор, работающий над вопросами информационного общества - это Э. Кастельс. Для него культура информационного общества это культура реальной виртуальности. Примером выступает Интернет - имеющий собственным пространством (ки-берпространством) и «вневременным временем». Принципиально новый опыт использования знаний и информации дает возможность оптимизировать ранее разработанные формы и схемы работы.
Мы можем уверенно определить ключевые характеристики формирования социальных отношений в информационном обществе, которые начались через развитие новых технологий и средств коммуникации (Маклюэн), увеличение информационных потоков и клипового сознания (Тофлер), нового формата мышления в информационной среде Кастельс) [8] и привели к новому типу мышления (Р.Г. Ардашев [1-7], О.А. Полюшкевич [9-12]), альтернативным вариантам социализации и общественного прогресса. Новое мышление опирается на оценку ситуации здесь и сейчас, быстрое принятие решений, опора на визуальный ряд и визуальную картинку, включенность иррациональных форм и стратегий оценок общественного развития; готовность использовать современные информационные технологии для обучения, работы и досуга.
В связи с изучением особого развития теории информационного общества - встает закономерный вопрос:
особенностей выстраивания социальных отношений в информационном обществе. Социальные отношения - это отношения с группой людей, возникающие по разным мотивам и с разными целями. Результатом социальных отношений выступает формирование и подкрепление социальной идентичности и солидарности с определённым сообществом.
В работе мы использовали следующую типологию социальных отношений:
- Близкий круг (друзья, интимные партнеры (не всегда семья);
- Родственный круг (родители, братья, сестры, дети, тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д.);
- Коллеги;
- Соседи;
- Жители одного города / села;
- Представители одной со мной национальности / разных национальностей; религии / разных религий; культуры / разных культур);
- Мужчины / женщины;
- Профессиональные сообщества;
- Сообщества по интересам (хобби) и т.д.
Информационные системы создают новые условия и механизмы осуществления коммуникаций с разными группами социальных отношений.
Это стало темой нашего исследования, часть результатов которого отражена в данной работе. Исследование проводилось через онлайн опрос на платформе google.ru, в котором приняло участие 875 человек в возрасте от 18 до 65 лет, 56% женщин и 44% мужчин; 57% имеют высшее образование, 34% средне-специальное, 9% среднее; все проживают в разных регионах Российской Федерации.
В таблице 1 представлены сферы и формы воздействия информационных технологий и особенностей коммуникации в информационном обществе в разных социальных отношениях, где прослеживаются общие закономерности и специфические процессы проявления и реализации уникальных тенденций взаимодействия.
75
Таблица 1. Информационно-технические особенности социальных коммуникаций в информационном обществе представителями разных социальных сообществ
Группы социальных отношений Технические инструменты и формат их использования Для чего используется
Близкий круг(друзья, интимные партнеры (не всегда семья) Телефон, компьютер - установленные в них программы социальных коммуникаций (\whatsApp, viber, scype и т.д.) Для понимания того где и чем занят человек, для доверительного общения, для постоянного желания «быть на связи»
Родственный круг (родители, братья, сестры, дети, тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д.) Программы для социальных коммуникаций, установленные на телефоне (\whatsApp, viber, scype и т.д.) Для социального контроля поведения, отслеживания родственного контроля (оценка поведения через нормы морали, нравственности, закона)
Коллеги Как правило, общая группа компании в социальных сетях или на сайте компании. А также чат для общения среди коллег в одном из мессенджеров (\whatsApp, viber, scype и т.д.) Для поднятия командного духа, корпоративной культуры, профессионального единства (если инициируется руководством). Для неформального взаимодействия и сбор неофициальной информации (сплетни) (если инициируется самими сотрудниками)
Соседи Чат для общения среди жильцов одного дома (соседей) в одном из мессенджеров (\whatsApp, viber, scype и т.д.) Для быстрой коммуникации с соседями для решения оперативных задач по эксплуатации жилого и не жилого пространства многоквартирных домов.
Жители одного города / села; Общение на официальном сайте города или на площадках неофициальных страниц города; социальных сетях Для социальных контактов жителей города, усиления территориальной идентичности, реализация желаний в плане социального благоустройства и социальной активности жителей того или иного города или села.
Представители одной со мной национальности / разных национальностей; религии / разных религий; культуры / разных культур) Общение в общем чате на странице социальных сетей или сайте Для укрепления национальной, культурной, религиозной идентичности и социальной поддержки в принимающем обществе. Укрепления национально-культурного взаимодействия и духа народа .
Мужчины / женщины Регистрация на специализированных сайтах по интересам Для усиления и развития качеств мужчины или женщины в себе. Самоидентификация в тендерной роли и предъявление себя.
Профессиональные сообщества Регистрация на специализированных сайтах по профессиональным интересам, в профессиональных и экспертных сообществах в социальных сетях Для заявления о себе в профессиональном кругу, для развития необходимости знать ключевые профессиональные тенденции и представителей уже сложившейся бизнес-элиты.
Сообщества по интересам (хобби) и т.д. Регистрация на специализированных сайтах по интересам, в профессиональных и экспертных сообществах в социальных сетях Для того, чтобы поделиться своим опытом, узнать опыт других и использовать его для совершенствования своих знаний.
Взаимодействие с близкими друзьями и интимными партнерами становится ориентиром доверительного общения. Чем младше респонденты, тем больше они готовы публично обсуждать особенности социальных отношений с данной группой (в общественном транспорте по телефону, в социальных сетях, фиксируя на фото и видео носители информацию, доказывающую те или иные аспекты их контактов и т.д.), чем старше поколение, тем более закрыто оно для пу-
бличного освещения близких контактов (табл. 2).
Иными словами, информационное общество делает более молодое поколение более свободным от ограничивающих норм морали, не ставит во главу угла «социальные приличия», одобряемые или не одобряемые формы и стратегии поведения; фиксирует внимание на индивидуальных желаниях и стратегиях поведения, без учета интересов общественности.
Таблица 2. Особенности взаимодействия с близкими друзьями и интимными партнерами через новые информационные технологии (в %)
Критерий Младшее поколение (18-35 лет) Среднее поколение (36-55 лет) Старшее поколение (56 лет и старше)
Сближает и создает интимную закрытую обстановку 13,7 32,1 54,2
Позволяет быть более внимательным и чутким к близким людям 24,6 39,7 35,7
Делает ближе друг к другу и позволяет не обращать внимания ни на кого вокруг 58,7 31,2 10,1
Общение с родственным кругом людей (члены семьи с разной степенью открытости и частотой взаимодействия) не однородно для разных поколений. Для молодых людей является данью традиции и коммуникации осуществляются «по привычке», «так принято» или из желания избежать негативных оценок и комментариев со стороны родственников и окружения старшего возраста. Для людей среднего возраста выступает формой социального контроля младшего поколения (детей) и заботы о стар-
шем поколении (родители) и вызвана беспокойством за жизнь и социальные контакты первых и вторых. Не всегда представители среднего возраста испытывают удовлетворение от такого положения вещей, так как это требует постоянного контроля и оценки происходящих событий, что далеко не всегда удается. Для людей старшего возраста общение с младшими членами семьи выступает формой заботы и внимания, позволяет им поддерживать связь с внешним миром (табл. 3).
Таблица 3. Особенности взаимодействия с родственным кругом людей через новые информационные технологии (в %)
Критерий Младшее поколение (18-35 лет) Среднее поколение (36-55 лет) Старшее поколение (56 лет и старше)
Общение с родственниками - это дань традиции и принятым культурным связям и отношениям 73,2 22,1 4,7
Общение с родственниками - это форма реализации своей социальной роли 26,8 49,9 23,3
Общение с родственниками - это забота и внимание к близким и инструмент поддержаний социальных связей с внешним миром 14,5 37,9 47,6
Информационные технологии в данных социальных отношениях выступают инструментом, облегчающим социальные контакты. Позволяют реализо-вывать социальные роли, обеспечивать социальный статус и форму социальных коммуникаций.
Взаимодействие с коллегами через новые информационные технологии осуществляется по мере необходимости и выполнения производственных задач, для оптимальной связи по ра-
бочим моментам (младшее и среднее поколение), среди представителей старшего поколения, кто работает -это в большей степени неформальные связи с коллегами, а рабочие моменты чаще обсуждаются лично (это как фиксация особенностей коммуникации представителей разных поколений; табл. 4).
Информационные средства связи в данной социальной коммуникации выступают акцентом внимания важности
77
формата взаимодействия и использо- удовлетворения собственных задач и по-вания коммуникационных функций для требностей.
Таблица 4. Особенности взаимодействия с коллегами через новые информационные технологии
(в %)
Критерий Младшее поколение (18-35 лет) Среднее поколение (36-55 лет) Старшее поколение (56 лет и старше)
Взаимодействие только по рабочим моментам для оперативного решения задач 62,5 31,2 6,3
Решение актуальных рабочих моментов, отслеживание общего состояния в коллективе 39,4 47,8 13,7
Взаимодействие по личным и социальным моментам для поддержания хороших личных отношений и психологического климата в организации, снятия конфликтов и эмоционального напряжения 12,3 33,1 54,6
Общение с соседями для младших поколений - инструмент взаимодействия для решения актуальных задач без траты времени на личные встречи, а для
старшего поколения - это форм общения, социальной активности и включенности в общественную жизнь малого сообщества дома или двора (табл. 5).
Таблица 5. Особенности взаимодействия с соседями через новые информационные технологии
(в %)
Критерий Младшее поколение (18-35 лет) Среднее поколение (36-55 лет) Старшее поколение (56 лет и старше)
Форма экономии личного времени для решения актуальных задач 42,4 55,5 2,1
Пространство удаленного решения актуальных вопросов 36,9 52,2 10,9
Способ дополнительного присутствия и важности в социальном сообществе 6,5 34,2 59,3
Информационные технологи выступают инструментом связи, для одних быстрого и не затратного по времени, месту и иным ресурсам каналу, для других форма присутствия в общественной жизни (могут срабатывать мотивы от избегания одиночества и ощущения чувства нужности до реализации социальных притязаний, публичности и известности в узких кругах).
Взаимодействие с жителями одного города или села формирует территориальную идентичность, социальную солидарность или разобщенность жителей одного пространства. Для представителей разных поколений, данная форма социального взаимодействия через информационные технологии и социаль-
ные коммуникации позволяет решать важные территориальные вопросы (как негативного характера, так и направленные на развитие патриотизма и любви к малой Родине; табл. 6).
Информационные технологии в социальных отношениях с данной группой выступают инструментом фиксирующим сообщества «своих» и «чужих», понимание на когнитивном, аффективном и деятельностном уровне что и как объединяет, а что разобщает жителей определенной территории. Представителей данной группы социальных отношений легко спровоцировать на какие-то действия в онлайн или офлайн форматах, так как они высоко замотивированы на социальное развитие.
Таблица 6. Особенности взаимодействия с жителями одного города или села через новые информационные технологии (в %)
Критерий Младшее поколение (18-35 лет) Среднее поколение (36-55 лет) Старшее поколение (56 лет и старше)
Позволяет узнавать о достижениях и проблемах нашей территории оперативно 34,6 36,7 28,7
Формирует круг небезразличных, патриотичных и социально активных граждан 35,9 42,2 21,9
Определяет особенные черты менталитета, характерные для жителей города / села или региона или страны в целом 33,7 38,6 27,6
Взаимодействие с представителями одной со мной национальности / разных национальностей; религии / разных религий; культуры / разных культур) формирует внутреннее единство, связь по-
колений и возможности сохранения своей культуры в новой социальной среде. Это социальное взаимодействие также достаточно равнозначно распределено по разным поколениям (табл. 7).
Таблица 7. Особенности взаимодействия с представителями одной со мной национальности / разных национальностей; религии / разных религий; культуры / разных культур) через новые информационные технологии (в %)
Критерий Младшее поколение (18-35 лет) Среднее поколение (36-55 лет) Старшее поколение (56 лет и старше)
Информационные технологии позволяют всегда быть вместе, даже если далеко друг от друга, поддержать и помочь при необходимости 24,7 38,8 36,5
Информационные технологии позволяют контролировать отдельных представителей национальных, культурных, религиозных сообществ 26,4 33,7 39,9
Информационные технологии позволяют пресекать конфликты и сглаживать острые углы социальных коммуникаций 27,8 38,9 33,3
Инструментом социальных взаимодействий выступают именно новые социальные технологии, позволяя всегда быть «на связи» с представителями «своих» сообществ, для оперативного решения личных, социальных, профессиональных и иных задач социальной коммуникации.
Информационные технологии для выстраивания социального взаимодействия мужчин и женщин позволяет говорить о не одинаковом использовании современных средств социальных коммуникаций. Для женщин они имеют значение в личной реализации и выстраивании личных связей (больше личного общения с родственниками, друзьями, коллегами, соседями), для мужчин бо-
лее отстраненное формальное взаимодействие, хотя в формате досуга и отдыха более разнообразно и неоднозначно (табл. 8).
Инструментом, которым наиболее часто пользуются мужчины и женщины выступают различные социальные сети и мессенджеры для общения, сайты знакомств и проч. Объясняют это удобствам, быстротой и оперативностью получения обратной связи и более уверенного самочувствия при осуществлении социальных контактов, хотя содержание такого взаимодействия надолго не остается в памяти, так как чаще посвящено не значимым темам, т.е. поверхностное не глубокое взаимодействие, не имеющие серьезных последствий.
79
Таблица 8. Особенности взаимодействия мужчин и женщин через новые информационные технологии (в %)
Критерий Младшее поколение (18-35 лет) Среднее поколение (36-55 лет) Старшее поколение (56 лет и старше)
Быстрота и оперативность знакомства и решения необходимых задач и потребностей 47,6 37,8 14,6
Постоянно быть на связи и включенным в социальные коммуникации 42,1 42,3 15,6
Не желание разбираться в причинах,устранение внешних последствий и социальных ориентиров притягательного поведения и позиционирования 46,2 40,4 13,4
Достаточно близки по особенностям использования информационных достижений и выстраивания социального взаимодействия в профессиональных сообществах и сообществах по интересам. Более младшее поколение имеет больше увлечений, поэтому более выра-
жена значимость данного критерия, чем у старших поколений. Оценки профессионализма более важны среди представителей среднего поколения - так как приоритет социальных связей изначально определен через профессиональную реализацию (табл. 9).
Таблица 9. Особенности взаимодействия в профессиональных сообществах и сообществах по интересам через новые информационные технологии (в %)
Критерий Младшее поколение (1835 лет) Среднее поколение (36-55 лет) Старшее поколение (56 лет и старше)
Профессиональные Хобби Профессиональные Хобби Профессиональные Хобби
Погружение в профессиональную среду своей специальности или хобби 8,9 23,3 66,7 43,6 24,4 33,1
Знакомство с профессионалами / экспертами в интересуемой сфере и области знаний 42,3 39,8 47,8 51,1 9,9 9,1
Личные ориентиры (примеры)развития 40,6 41,3 38,9 42,2 17,2 16,5
Инструментами социальных связей для профессиональных сообществ и социального взаимодействия в рамках хобби выступают форумы, мессенджеры, социальные сети и профильные сайты. Информационные достижения как технического, так и коммуникационного плана позволяют облегчить установление контактов и вывести на новый уровень социального взаимодействия.
Итак, социальные отношения в современном обществе зависят от развития технических и коммуникационных
форм развития информационных технологий, позволяют определить основные приоритеты и форматы социально-коммуникационного взаимодействия представителей различных сообществ.
Более того, социальные отношения в информационном обществе все больше и больше переносятся в виртуальное пространство. Это не только знакомство, но и реальное общение близких людей, которое осуществляется в цифровом мире. Это касается как реальных родственников, так и сообщества друзей, профес-
80
сиональные сообщества и сообщества по интересам, а также взаимодействие по принципу культурных, национальных и религиозных связей.
Профессионализм выстраивается, в том числе и в виртуальном мире, что усиливает связи в социальных отношениях в цифровом пространстве, позволяет расширять возможности развития профессионализма и экстренности, новых форматов взаимодействия с коллегами, конкурентами и клиентами.
Досуг в информационной среде и выстраиваемые социальные отношения также зависят от виртуального общения. Это сказывается на взаимоотношениях в семье и круге друзей, соседей и коллег в гендерном разобщении и солидарности в тематических сообществах.
Литература
1. Ардашев Р. Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.
2. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного сознания: анализ повседневных практик // В поисках социальной истины. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. 2020. С. 112-115.
3. Ардашев Р.Г. Конфликт иррациональности сознания современного человека // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке. Сборник материалов XIV Международная научная конференция «Со-рокинские чтения - 2020». Москва, 2020. С. 13-15.
4. Ардашев Р.Г. Метаморфозы сознания: образы идентичности в виртуальном пространстве // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 25-28.
5. Ардашев Р.Г. Новые смыслы в сознании молодежи: влияние виртуальности // В поисках социальной истины. материалы III Международной
научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 152-156.
6. Ардашев Р.Г. Особенности сознания россиян: стратегии восприятия будущего // Социология. 2021. № 2. С. 60-67.
7. Ардашев Р.Г. Трансформация сознания молодежи в эпоху виртуальности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 5. С. 31-34.
8. Иванов Д.В., Асочаков Ю.В., Богомяг-кова Е.С. Включенность в интернет-коммуникации и креативность в социальных сетях как показатели социального развития // Журнал социологии и социальной антропологии, 2021. № 24(2), С. 56-80. https://doi. org/10.31119/jssa.2021.24.2.3
9. Полюшкевич О.А. Виртуальная самопрезентация в период пандемии COVID-19 и после ее // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Грозный - Махачкала, 2020. С. 303-307.
10. Полюшкевич О.А. Виртуальная составляющая социальной идентичности // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 10-25.
11. Полюшкевич О.А. Иррациональные основы формирования социальной идентичности под влиянием виртуальности // Социология. 2020. № 5. С.163-176.
12. Полюшкевич О.А. Поствиртуальность повседневного публичного пространства города // Управление городом: теория и практика. 2019. № 3 (34). С. 3-10.
THE INFLUENCE OF THE
INFORMATION SOCIETY ON SOCIAL
RELATIONS
Maslodudova N.V.
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs
of Russia
The article analyzes the theoretical foundations
for the development of the information society
81
(the concepts of G. McLuhan, E. Toffler, E. Cas-tells) through the practical conditions and mechanisms for the development of social relations. The space of social communications in the information society is being built. On the basis of the study, the dynamics and key characteristics of the impact of the information society on the social relations of various social groups are revealed.
Keywords: information society, social relations, social dynamics, progress, virtualization, digital-ization, social communications.
References
1. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. S. 53-61.
2. Ardashev R.G. The irrationality of public consciousness: an analysis of everyday practices // In search of social truth. Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinin. 2020. S. 112-115.
3. Ardashev R.G. The conflict of the irrationality of the consciousness of modern man // Traditional and new social conflicts in the XXI century. Collection of materials XIV International Scientific Conference "Sorokin Readings - 2020". Moscow, 2020. S. 1315.
4. Ardashev R.G. Metamorphoses of Consciousness: Images of Identity in Virtual Space // Social Reality of Virtual Space. materials of the II International scientific-practical conference. Irkutsk, 2020. S. 2528.
5. Ardashev R.G. New meanings in the minds of young people: the influence of virtuality // In search of social truth. materials of the III International scientific-practical conference. Irkutsk, 2021, pp. 152-156.
6. Ardashev R.G. Peculiarities of Russian Consciousness: Strategies for Perceiving the Future // Sociology. 2021. No. 2. S. 6067.
7. Ardashev R.G. Transformation of youth consciousness in the era of virtuality // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2021. No. 5. S. 31-34.
8. Ivanov D.V., Asochakov Yu.V., Bogomyag-kova E.S. Inclusion in Internet communications and creativity in social networks as indicators of social development // Journal of Sociology and Social Anthropology, 2021. No. 24(2), pp. 56-80. https://doi. org/10.31119/jssa.2021.24.2.3
9. Polyushkevich O.A. Virtual self-presentation during the COVID-19 pandemic and after it // Humanitarian knowledge and spiritual security. Collection of materials of the VII International scientific-practical conference. Grozny - Makhachkala, 2020, pp. 303-307.
10. Polyushkevich O.A. Virtual component of social identity // Social reality of virtual space. materials of the II International scientific-practical conference. Irkutsk, 2020. S. 10-25.
11. Polyushkevich O.A. Irrational foundations of the formation of social identity under the influence of virtuality // Sociology. 2020. No. 5. S. 163-176.
12. Polyushkevich O.A. Post-virtuality of everyday public space of the city // City management: theory and practice. 2019. No. 3 (34). pp. 3-10.
82