Социология №5 2022
Экономические притязания в условиях мобилизации
Скуденков Владимир Алексеевич,
соискатель кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются современные условия мобилизации, провоцирующие россиян на изменение экономических притязаний. Автором объясняется с позиции экономической социологии как работают эффекты нового финансового мышления в условиях нестабильности и общего уровня тревожности. Приводятся результаты эмпирического исследования (n=1150) изменения финансового мышления и новых форм экономических притязаний в новых рамках внешнего давления.
Ключевые слова: экономические притязания, мобилизация, россияне, экономический кризис, экономические санкции, социальные возможности, социальные притязания, экономическая социология.
В обычных условиях люди потребляют то, что есть в их повседневных представлениях, что определено как ценность или благо для их социальной группы, то, что соответствует их представлениям о том уровне и качестве жизни, которую они ведут. Но когда происходят серьезные перемены в общественном укладе - экономические санкции, политические кризисы, частичная мобилизация - акценты смещаются и потребление становится менее рациональным. Во время усиления внешнего давления, сложных политических решений и экономической неопределенности принимать решения не просто. Поэтому люди интуитивно понимают, что старые смыслы и стратегии поведения не работают, надо что-то менять, но выбирают далеко не всегда продуманную и эффективную стратегию социального взаимодействия. Это приводит к личным кризисам и социальному разобщению и дезинтеграции.
За историю ХХ и начала XXI века неоднократно было зафиксировано, что во время кризисов - рождаются новые миллионеры и уходят с открытого рынка старые, люди совершают необдуманные покупки, берут больше кредитов, больше подвержены иррациональным стратегиям поведения, больше верят в теории заговоров и это все накладывает свой отпечаток на экономические притязания. Значительная часть населения добровольно вгоняет себя в социальную и экономическую кабалу - зависимости от банков и кредитных организаций. Современный этап развития России не является исключением - сейчас время формирования новых экономических притязаний, начала новых стартапов и очередных пирамид, быстрых взлетов новых предпринимателей и оглушительного краха старых бизнес-моделей формируются новые модели экономического поведения, отрабатываются новые способы конструирования, закрепления и развития экономических притязаний.
По данным Левада-Центра, в августе 30% россиян считали, что их доход
80
превышает необходимый прожиточный минимум. Происходит адаптация доходных притязаний к новым экономическим условиям1. Сокращение дистанции между субъективными оценками доходов и реальными денежными поступлениями указывает на адаптационную линию поведению, которая усиливается в кризисные периоды последних лет - если считать таковыми предыдущую фазу военного конфликта с Украиной и Западом в 2014-2015 годах, объявление пенсионной реформы в 2018 году, пандемию и происходящую военную операцию. Предыдущие исследования указывают на то, что нынешний этап приспособления россиян к меняющимся условиям жизни скорее стимулирует пассивную, выжидательную позицию.
Это может говорит о двух возможных тенденциях. С одной стороны, заметен рост неопределенности в том, что считать минимально необходимым уровнем дохода. С другой стороны, среди наименее обеспеченных групп населения, могущих позволить себе лишь продукты питания и одежду, оценки прожиточного минимума продолжили расти, как это наблюдалось в прошлые годы исследования. При этом относительно обеспеченные россияне практически не изменили свои оценки, что также может говорить о включении механизма понижающей адаптации. Важно отметить, что разница между группами сохраняется в ответах на вопрос о «нормальном» уровне дохода.
Это социальные показатели перестройки всего общества, которые касаются базовых вещей - экономической безопасности и стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Особенно, когда этой уверенности нет и безопасность и стабильность эфемерны. Этим переменам способствуют изменения в общей ситуации в стране. Ученые с разных сторон занимаются данным вопросом. В работах Р.Г. Ардашева показано как усиливается иррациональность сознания [1-7, 10], Р.В. Иванов подчеркнул изменения конъюнктуры социальной солидарности в условиях мобилизации [8,9], О.А. По-
1 Оценки уровня дохода [электронный ресурс] URL: Левада-Центр: Оценки уровня дохода (levada.ru)
люшкевич рассмотрела перспективы трансформации просоциального поведения в современных условиях [11-15]. В работах автора уделяется особое внимание изменению экономических притязаний в меняющихся условиях [16-22].
Опираясь на различные теоретические концепции и модели,мы выработали свой подход к анализу экономических притязаний и новых финансовых стратегий поведения россиян.
Структурно-функциональный подход, он предполагает выстраивание новых объяснительных моделей поведения в меняющихся условиях, где каждый социальный институт, сообщество и отдельный человек выполняет свою функцию для поддержания всей системы.
Системно-символический подход, позволяет выявить символы, консолидирующие смыслы и ассоциации у россиян, возникающие в период внешнего давления, вызванного мобилизацией и экономическим кризисом. Данные символы выступают результатом внутреннего осмысления происходящих событий и одновременно реакцией на них.
Деятельностный подход, предполагает выработку новых стилей жизни, жизненных путей современников, с учетом мобилизации и экономического кризиса, которые меняют поведение на обыденном повседневном уровне и на уровне мировоззрения. Результатом этого становятся новые формы финансового поведения, новые критерии социальной и экономической успешности, нашедшие свое отражение в экономических притязаниях.
Общий уровень социального напряжения и тревожности, неясности перспектив развития приводит к качественным сдвигам в установках разных социальных групп. Целью нашего исследования было выявление новых форм экономических притязаний, возникших под влиянием мобилизации. В нем приняли участие 1150 человек в возрасте от 18 до 75 лет, проживающие в разных регионах РФ, 56% женщин и 44% мужчин, разны социально-экономических групп. Исследование проводилось на онлайн платформе опросов www.google.
81
ги. В основной опросник были включены вопросы шкалы тревожности Спилберга-Ханина, позволившие выявить уровень тревожности россиян и проследить его влияние на формирование новых моделей экономического потребления.
В результате исследования мы выявили несколько общих условий изменения экономических притязаний у россиян.
Ориентация на внешнюю оценку. И ориентир на иллюзию стабильности. Около 70% опрошенных сегодня совершают покупки для того, чтобы их окружение оценило то, что они могут это сделать, из желания показать свою состоятельность, стабильность, уверенность в себе и завтрашнем дне. Для них на психологическом уровне - потребление выступает защитой от неуверенности в себе и страхе (34%), который наполняет их повседневность. Страхе за близких, что мобилизуют мужа, сына, брата или отца (39%). Страхе не справиться с экономическим обязательствами перед банками (33%), но при этом ничего для того, чтобы себя экономически обезопасить большей частью опрошенных не делается (только 31% говорит о новых способах заработка, новых точках опоры). И то, это больше свойственно более молодым респондентам (от 18 до 35 лет), чем старше, тем меньше готовы осваивать новое, чтобы быть более уверенными в себе и своем будущем. Но больше готовы потреблять, чтобы создать иллюзию стабильности.
Ориентация на надежду на то, что случится что-то хорошее в будущем. Настоящее пугает (мобилизация, экономическая нестабильность, неясные перспективы) - 88%. И это приводит к нежеланию опираться на реальность, на объективные факты - россияне надеяться на то, что все само образуется, станет лучше (63%). И изменится к лучшему без их личного участия, без их воли и действий.
Нежелание показывать собственный страх. У 64% нет готовность говорить о своих страхах, нет желания показывать свой страх и поэтому они создают иллюзию стабильности, уверенности и на-
личия хороших перспектив, готовы тратить больше, чем зарабатывают, активно берут кредиты, входят в сомнительные предприятия и стартапы, опираются на чужие пустые слова и обещания. Делают в два раза больше покупок более высокого социального класса, нежели тот, к которому они сами принадлежат.
Неготовность признавать неэффективность старых моделей экономических притязаний и экономического поведения. Чем младше респонденты, тем больше они допускают то, что необходимы новые модели экономического поведения (18-35 лет - 49%, 35-55 лет - 32%, 56 лет и старше - 19%). Но при этом они же в обыденной практике действуют так, как поступали их родители, т.е. придерживаются старых моделей экономического поведения. Это также является косвенным показателем внутренней напряженности, неготовности решать актуальные задачи и желание спрятаться.
Шкала тревожности Спилберга-Ханина позволила выявить высокий уровень ситуативной или реактивной тревожности (33%), средний у 43%, низкий у 24%; тогда как личная тревожность значительно реже встречается и высокий ее уровень имеется только у 8% респондентов, средний у 12%, низкий у 80%.
Таблица 1. Причины в изменениях финансового и экономического поведения
(в %)
Причины Мужчины Женщины
Мобилизация 31 29
Экономический кризис 22 26
Личные желания 18 8
Уровень образования 6 7
Возможные перспективы 14 20
Реальные возможности 4 5
Поддержка родственников 5 5
Отвечая на вопрос, что способствовало изменению финансового поведения и экономических притязаний мужчины и женщины, отвечали не одинаково,
Гз
I и!
82
но были солидарны только в вопросах мобилизации (31% мужчины и 29% женщины) и экономического кризиса (22% мужчины и 26% женщины) (см. таблицу 1).
При анализе изменения экономического поведения и экономических притязаний под влиянием уровня тревожности, вызванной мобилизацией нами выявляется несколько групп факторов, определяющих формы и векторы развития экономического сознания россиян, при описании 77,4% общей дисперсии (таблица 2).
Таблица 2. Факторный анализ изменения экономического поведения и экономических притязаний под влиянием уровня тревожности, вызванной мобилизацией
Фактор Переменные Коэффициент
Военная операция Вес фактора -17,7. Объяснительная дисперсия -23,2% Защита российских границ 0,746
Защита россиян на других территориях 0,732
Активная защита государственных интересов 0,712
Идеологический Вес фактора -15,2. Объяснительная дисперсия -21,5% Интересы Родины 0,726
Защита прав человека 0,711
Гуманизм для россиян 0,689
Социально-экономический Вес фактора -12,8. Объяснительная дисперсия -17,1% Экономические ограничения 0,698
Импортозамещение 0,654
Новые модели экономического развития 0,623
Социально-психологический Вес фактора -9,2. Объяснительная дисперсия -15,6% Психологическая уверенность 0,631
Социальное моделирование будущего 0,622
Личная опора на будущие перспективы 0,587
Фактор «военной операции» больше всего распространен среди представителей среднего возраста (36-55 лет) -47%, так как для них он выступает угрозой разрушения их привычного мира. Это касается как их самих, так и членов их семьи - детей. Поэтому уровень тре-
вожности и фактор ответственности достаточно высоко нагнетается. Военная операция вызывает тревогу так как там возможна реальная гибель, и аргументы патриотизма и выполнения долга срабатывают далеко не для всех.
На экономическом поведении это отражается в виде необдуманных трат, новых кредитов и надежде на выплаты от государства.
Фактор «идеологический» наиболее распространен среди молодежи (1835 лет) - 38%, немного меньше у представителей среднего возраста (3655 лет) - 33%. Но он активен у тех, кто активно поддерживает политику власти, разделяет ценности и убеждения, формат коммуникаций с внешним миром. По нашему мнению, на эту группу можно опираться при консолидации патриотического сообщества, способного сформировать новую идеологию для России.
На экономическом поведении это отражается в виде потребления военной амуниции, готовности помогать военнослужащим - посылая вещи и отправляя деньги для закупки всего необходимого. Вектор смещения ценностей находится в стороне милитаристского восприятия реальности и поддержания данного формата коммуникации.
Фактор «социально-экономический» наиболее распространен среди всех групп населения, так как начал активно менять стандарты и формы финансового мышления россиян задолго до мобилизации (среди младшей группы - 32%, среднего возраста - 35%, старшего возраста - 33%). Это усиленная модель общества потребления (чем больше вещей - тем больше уверенности в себе и завтрашнем дне).
В экономическом поведении он опирается на стратегии запасаться «проза-пас», оберегать себя от лишних волнений и беспокойства путем замещения чувства тревоги новыми вещами, услугами (чаще всего купленными в рассрочку или в кредит).
Фактор «социально-психологический» также присутствует во всех рассматриваемых группах (среди младшей группы - 38%, среднего возраста - 34%,
83
старшего возраста - 28%). Он консолидирует страхи и тревожности, опирается на неосознаваемые и осознаваемые угрозы из психологических защит в виде нежелания замечать проблемы, не желания адекватно оценивать себя, свое поведение и т.д.
В экономическом поведении он выражается формулой: казаться, а не быть, пускать песок в глаза и формировать образ успешных и привлекательных людей за счет «красивой жизни» и постоянного потребления.
Таким образом, выявленные нами изменения экономических притязаний россиян в условиях пандемии опираются на желание получить положительную внешнюю оценку (даже если для ее нет реальных оснований), надежда на то, что случится что-то хорошее в будущем (нет желания опираться на то, что есть сейчас), нежелание показывать собственный страх, неготовность признавать неэффективность старых моделей экономических притязаний и экономического поведения. Это те процессы, которые подняла в общественном сознании мобилизация. Тревога и страх за будущее не дает рационально и трезво оценивать настоящее (у большей части респондентов ситуативная или реактивная тревожность). Этим пользуются маркетологи - предлагая товары по завышенным ценам, давая надежду на получение уверенности и стабильности через пользование определенными товарами или услугами. По истечении времени переоценка данных притязаний и трат приведет к адекватному их переосмысливанию, но в настоящий момент новые ценности потребления выступают спасительным кругом для многих россиян разных социальных групп.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Аффект через призму общественных настроений // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2021. № 12. С. 85-90.
2. Ардашев Р.Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного
сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.
3. Ардашев Р.Г. Городское сознание как показатель эфемерности // Циви-лизационные сдвиги в развитии современного города. Сборник научных трудов. Научный редактор Т.И. Грабельных. Иркутск, 2021. С. 193-197.
4. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного сознания: анализ повседневных практик // В поисках социальной истины. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. 2020. С. 112-115.
5. Ардашев Р.Г. Конфликт иррациональности сознания современного человека // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке. Сборник материалов XIV Международная научная конференция «Со-рокинские чтения - 2020». Москва, 2020. С. 13-15.
6. Ардашев Р. Г. Сознание горожан в постпандемическом обществе // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона. материалы Третьей региональной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 125-128.
7. Ардашев Р.Г. Феноменология рационального и иррационального мышления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. С. 120-124.
8. Иванов Р.В. Иррациональность общественного сознания россиян: реальность постпандемического общества // Социология. 2021. № 3. С.148-149.
9. Иванов Р.В. Мобилизационная солидарность во время пандемии // Социология. 2021. № 4. С. 92-105.
10. Кармадонов О.А., Ардашев Р.Г. Социальное бессознательное как условие и фактор социальной конъюнкции // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46. № 3. С. 605-609.
84
11. Полюшкевич О.А. Просоциальное поведение в постпандемическом обществе // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы VI международной научно-практической интернет-конференции. В 2-х частях. Вологда, 2021. С. 20-23.
12. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики в провинциальном городе: креативность и профанность публичного пространства // Социология.
2021. № 4. С. 129-135.
13. Полюшкевич О.А. Трансформация публичного пространства в городской среде после пандемии // Циви-лизационные сдвиги в развитии современного города. Сборник научных трудов. Научный редактор Т.И. Грабельных. Иркутск, 2021. С. 177-180.
14. Полюшкевич О.А. Управление конфликтами через просоциальные практики // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ. сборник научных трудов. Иркутск, 2021. С. 265-267.
15. Полюшкевич О. А. Формы просо-циальных практик в виртуальном мире // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2021. С. 121-123.
16. Скуденков В.А. Динамика экономических притязаний в условиях пандемии // Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск,
2022. С. 90-97.
17. Скуденков В.А. Экономические и социальные притязания в условиях виртуализации образа жизни молодежи // Социальная реальность виртуального пространства. материалы IV Международной научной конференции. Иркутск, 2022. С. 168-173.
18. Скуденков В.А. Экономические притязания в период социального напряжения (на примере пандемии COVID-19) // Пространства социальной напряженности и стратегические консенсусные взаимодействия
в XXI веке. сборник научных трудов. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет. 2020. С. 316-318.
19. Скуденков В.А. Экономические притязания: эффекты трансформаций в современном обществе // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2022. С. 104-109.
20. Скуденков В.А. Экономические притязания в городской среде (на примере Иркутска) // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы XVI Всероссийской научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. 2018. С. 165-170.
21. Скуденков В.А. Экономические притязания в кризисном обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы XV Межрегиональной научной конференции молодых ученых. 2017. С. 171-173.
22. Скуденков В.А. Особенности формирования социально-экономических притязаний в условиях социальной дезинтеграции // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе. Материалы X Всероссийской научной интернет-конференции. 2018. С. 31-40.
ECONOMIC CLAIMS IN THE CONTEXT OF MOBILIZATION
Skudenkov V.A.
Irkutsk State University
The article examines the current conditions of mobilization, provoking Russians to change their economic aspirations. The author explains from the position of economic sociology how the effects of new financial thinking work in conditions of instability and the general level of anxiety. The results of an empirical study (n=1150) of
85
changes in financial thinking and new forms of economic claims in the new framework of external pressure are presented.
Keywords: economic aspirations, mobilization, Russians, economic crisis, economic sanctions, social opportunities, social aspirations, economic sociology.
References
1. Ardashev R.G. Affect through the prism of public moods // The problem of the correlation between the natural and the social in society and man. 2021. No. 12. S. 85-90.
2. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. S. 53-61.
3. Ardashev R.G. Urban consciousness as an indicator of ephemerality // Civilizational shifts in the development of a modern city. Collection of scientific papers. Scientific editor T.I. Rake. Irkutsk, 2021. S. 193-197.
4. Ardashev R.G. The irrationality of public consciousness: an analysis of everyday practices // In search of social truth. Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinin. 2020. S. 112-115.
5. Ardashev R.G. The conflict of the irrationality of the consciousness of modern man // Traditional and new social conflicts in the XXI century. Collection of materials XIV International Scientific Conference "Sorokin Readings - 2020". Moscow, 2020. S. 1315.
6. Ardashev R.G. Consciousness of citizens in a post-pandemic society // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. materials of the Third regional scientific-practical conference. Irkutsk, 2021, pp. 125-128.
7. Ardashev R.G. Phenomenology of rational and irrational thinking // Bulletin of the Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2021. V. 21. No. 2. S. 120-124.
8. Ivanov R.V. The irrationality of the public consciousness of Russians: the reality of a post-pandemic society // Sociology. 2021. No. 3. S. 148-149.
9. Ivanov R.V. Mobilization solidarity during a pandemic // Sociology. 2021. No. 4. S. 92-105.
10. Karmadonov O.A., Ardashev R.G. Social unconscious as a condition and factor of
social conjunction // Nomothetika: Philosophy. Sociology. Right. 2021. V. 46. No. 3. S. 605-609.
11. Polyushkevich O.A. Prosocial behavior in a post-pandemic society // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. Materials of the VI International Scientific and Practical Internet Conference. In 2 parts. Vologda, 2021. S. 20-23.
12. Polyushkevich O.A. Pro-social practices in a provincial town: creativity and profanity of public space // Sociology. 2021. No. 4. S. 129-135.
13. Polyushkevich O.A. Transformation of public space in the urban environment after the pandemic // Civilizational shifts in the development of a modern city. Collection of scientific papers. Scientific editor T.I. Rake. Irkutsk, 2021. S. 177-180.
14. Polyushkevich O.A. Conflict management through pro-social practices // Global and regional influences in the system of modern societies. collection of scientific papers. Irkutsk, 2021. S. 265-267.
15. Polyushkevich O.A. Forms of prosocial practices in the virtual world // Social reality of virtual space. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2021, pp. 121-123.
16. Skudenkov V.A. Dynamics of economic claims in a pandemic // Health Philosophy: an integral approach. Interuniversity collection of scientific papers. Irkutsk, 2022. S. 90-97.
17. Skudenkov V.A. Economic and social claims in the context of youth lifestyle visualization // Social reality of virtual space. materials of the IV International scientific conference. Irkutsk, 2022, pp. 168-173.
18. Skudenkov V.A. Economic claims in a period of social tension (on the example of the COVID-19 pandemic) // Spaces of social tension and strategic consensus interactions in the XXI century. collection of scientific papers. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Irkutsk State University. 2020. S. 316-318.
19. Skudenkov V.A. Economic claims: the effects of transformations in modern society // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of
86
O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2022, pp. 104109.
20. Skudenkov V.A. Economic claims in the urban environment (on the example of Irkutsk) // Actual problems of humanitarian and social research. Proceedings of the XVI All-Russian scientific conference of young scientists in the field of humanities and social sciences. 2018. S. 165-170.
21. Skudenkov V.A. Economic claims in a crisis society // Actual problems of humanitarian
and social research. Materials of the XV Interregional scientific conference of young scientists. 2017. S. 171-173.
22. Skudenkov V.A. Features of the formation of socio-economic claims in the conditions of social disintegration // Culture and Explosion: Social Meanings in a Transforming Society. Materials of the X All-Russian Scientific Internet Conference. 2018. S. 31-40.
87
■J