Криминальный суицид в школах: социальное измерение
Ардашев Роман Георгиевич,
кандидат юридических наук, Сибирский юридический институт МВД России E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются оценки общественности в отношении криминального суицида, все чаще случающегося в современном обществе. Особое внимание уделяется массовому убийству школьников, совершенному их одноклассниками. На основе массового опроса (n=1250) рассматриваются позиции разных социальных групп в отношении причин и последствий данных событий на поведение россиян и социальное самочувствие российского общества в целом.
Ключевые слова: криминальный суицид, социальное измерение, убийство в школе, оценка общественности, социальные последствия, самоубийство.
Криминальный суицид - это такое самоубийство, причиной которого выступает внешнее негативное воздействие физического, психического или информационного характера, не исключающее возможности суициден-та осознавать фактический характер и значение совершаемых действий, их возможные последствия и руководить ими (в том числе отказаться от их осуществления).
Выделяют три основных подвида криминального суицида, которые существенно отличаются друг от друга по механизму осуществления, в связи с чем требуют специфических мер противодействия:
- индивидуальное воздействие на конкретное лицо в форме доведения до самоубийства, склонения к самоубийству или содействия самоубийству;
- криминальный киберсуицид (групповое информационное воздействие деструктивного характера на членов определённого неформального сообщества («клубы самоубийц», «группы смерти») или неопределённый круг лиц с целью побуждения их к индивидуальным или коллективным актам самоубийств, в том числе с использованием информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей);
- суицидальный терроризм (подготовка исполнителей террористических актов, предполагающих необходимость совершения самоубийства террористами-смертниками в ходе их осуществления).
В последнее время все чаще поступают сигналы о расстрелах школьников своих одноклассников с последующим самоубийством или убийством зачинщика этих событий. Примером может служить расстрел школьников и студентов
23
в Керчи1, в Казани2, в Усть-Куте3 и других городах.
Актуальность данной проблемы, ее высокий градус напряженности в общественном сознании, потребность изучать причины, способы профилактики и следствия выступают предметом исследований как теоретиков, так и практиков. Социальные причины и последствия расстрелов школьников занимают умы современных ученых (Д.Г. Давыдов, К.Д. Хломов [12], О.А. Полюшкевич, Р.В. Иванов, И.А. Журавлева, А.В. Завьялов [17,18]). Это также относится к криминальному суициду и выступает показателем социального напряжения в обществе (Р.Г. Ардашев [2-5], Х.И. Бердникова, О.В. Шумилова, Е.Э. Юшкова [8], Ю.В. Бурова, Л.Ф. Айзя-това [10], Е.Г. Камалян, Е.А. Кудрявцева [13], Е.Б. Любов, П.Б. Зотов, Б.С. Поло-жий [15], А.В. Мартыненко [16], С.Ж. Ры-спаева [19], Р.М. Садыков, Н.Л. Большакова [20], К.С. Соловьева [21], А.П. Суходолов, А.М. Бычкова [22], В.С. Тибирки-на, Г.М. Шигабетдинова [23], С.В. Хаша-ева, Ю.Н. Гриневич, И.С. Заводян [24]); социально-психологических особенностей подростков и молодежи (П.В. Ба-рышева, А.Ю. Чуракова, Д.Д. Николаева [7], Е.В. Борисоник [9], П.Ю. Горяева [11]); социально-правовых форм регулирования, табуирования и развития суицидального поведения (Р.Г. Ардашев [1,б], К.В. Корсаков [14]).
Таким образом, с позиции теоретической обусловленности, данная проблематика выступает разносторонне изучаемой проблемой. Но изучение и оценка общественного мнения в отношении криминального суицида и терактов в школах требует постоянного мониторинга, так как это один из ключевых показате-
1 Массовое убийство в Керченском политехническом колледже [электронный ресурс] URL: Массовое убийство в Керченском политехническом колледже - Википедия (wikipedia.org)
2 Массовое убийство в гимназии № 175 [электронный ресурс] URL: Массовое убийство в гимназии № 175 - Википедия (wikipedia.org)
3 В Усть-Куте сын депутата расстрелял троих семиклассников из травмата [электронный ресурс] URL: В Усть-Куте сын депутата расстрелял троих семиклассников из травмата - ИА REGNUM
леи социального самочувствия, уверенности в завтрашнем дне и готовности рисковать или сохранять социальные условия и реалии общественного воспроизводства.
Указанные авторы к социально-демографическим причинам, влияющим на уровень убийств и самоубийств в школе, относят:
1) семейно-бытовые конфликты. Согласно криминологическим исследованиям, лица, испытавшие жестокость и насилие в раннем детстве; чьи родители развелись; чьим воспитанием в детстве пренебрегали, чаще других, вырастая, становятся преступниками и обладают повышенным риском самоубийства. Недостаток внимания и заботы со стороны родных зачастую может привести к поиску третьих лиц, в том числе в сети Интернет, которые, как кажется подростку, их выслушают и поймут;
2) факторы окружающей среды, куда включают:
- социальную изоляцию, отчуждение, неприятие в коллективе;
- проблемы в школе (колледже, институте), на работе (буллинг, тяжелые и затяжные конфликты и т.д.);
- утрата значимых отношений (распад пары, ссора с близким другом, смерть близкого человека);
- переживания по поводу нетрадиционной сексуальной ориентации (боязнь признаться в этом), аутинг (публичное разглашение личной информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека против его желания и согласия). Повышенный риск самоубийства имеют гомосексуалисты, которые совершают попытки суицида от двух до шести раз чаще гетеросексуалов. Нравственно-мировоззренческие
причины. Уровень массовых убийств и самоубийств растет в годы идеологических кризисов. Как известно, суицид - это следствие отсутствия или утраты смысла жизниЗ. Криминологический анализ показывает, что современный человек при создавшейся иллюзии большей свободы выбора в действительности стал более зависим от окружающего
Fl
л
24
мира. При этом не обязательно рассматривать отношение всего общества, достаточно мнения какой-либо одной социальной группы (например, подростков). Более того, оно может быть не постоянным, а временным, так как это прослеживается сегодня: группы смерти привлекают внимание несовершеннолетних, у которых после присоединения к ним меняется мнение об акте самоубийства.
Массовая культура, СМИ навязывают обществу некий стандарт жизненного успеха, несоответствие которому воспринимается человеком как трагедия. Особенно разрушительно это действует на психику несовершеннолетних. По мнению специалистов, особую опасность вызывает такое социальное явление, как «эффект Вертера» (массовая волна подражающих самоубийств и подражающих массовых убийств в школах).
Это стало основой для проведения нами исследования. В онлайн опросе жителей России (n=1250), приняло участие 57% женщин и 43% мужчин в возрасте от 18 до 65 лет, занимающих различное социально-экономическое и территориально-стратификационное положение. Результаты исследования анализировались пакетом SPSS и открытые вопросы изучались при помощи транс-символического анализа.
По мнению россиян, массовые убийства в школах нельзя ничем оправдать (100%). Но причинами этих поступков только треть указывает на психологические проблемы школьников, ставших на путь преступления, а также на общество в целом, ситуация в экономике, политические проблемы, религиозные или мировоззренческие взгляды распределены не равномерно среди представителей разных возрастов. В таблице 1 представлено сравнение разных возрастных групп на оценку данного явления: экономические проблемы важны больше для представителей среднего возраста (36-55 лет), а политические для молодежи (18-35 лет), религиозные или мировоззренческие факторы наиболее значимы для опрошенных старшего возрасте (55 и старше).
Таблица 1. Взгляды представителей разных возрастов на школьные массовые убийства (в %)*
Причины массовых убийств 1835 лет 3655 лет 56 и старше
Психологические проблемы школьников 33,3 32,9 33,8
Общество в целом 34,4 33,2 32,4
Экономические проблемы 30,8 43,3 20,1
Политические проблемы 18,9 22,3 24,3
Религиозные или мировоззренческие взгляды 10,1 12,2 14,3
Другое 3,2 3,5 2,1
*можно было выбрать несколько вариантов ответов, поэтому сумма выше 100%
По мнению россиян, школьные массовые убийства свойственны демонстративному типу убийц и самоубийц - характеризуется стремлением показать реальность суицидальных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие (личные мотивы или социальные условия внешнего давления, с которым не справляется человек) -62%. Как правило, такие суицидальные попытки совершаются открыто, громко. Аффектному типу в два раза меньше -когда попытка убийства и самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания (чаще в результате травли одноклассниками, сокурсниками или педагогами) - 38%.
Ответственность за происходящие в школе массовые убийства по мнению россиян лежит на СМИ, родителях и школьных педагогах и психологах. СМИ - потому что транслируют сцены массового насилия в фильмах, героизируется образ подростка-террориста (среди старшего поколения таких в два раза больше, чем среди молодежи 46,6 и 20,8% соответственно). Родители - потому что на занимаются своим ребенком, дают ему самостоятельность или проявляют безучастность к его судьбе (среди молодежи в два раза больше таких, чем среди представителей старшего возраста - 46,7 и 19,1% соответственно). Школьные педагоги и психологи - не за-
25
мечают косвенных факторов (особенности поведения) и прямого давления (школьная травля одноклассниками), которые могут привести к выплеску неудовлетворенности в виде массового расстрела одноклассников (наибольшее количество ответов среди представителей среднего возраста - 44,3%, среди молодежи - 34,1%, среди старшего возраста - 21,6%). В таблице 2 представлено соотношение по возрастам данной оценки.
Таблица 2. Кто ответственен за школьные массовые убийства (в %)*
Причины массовых убийств 1835 лет 3655 лет 56 и старше
СМИ 20,8 32,6 46,6
Родители 46,7 34,2 19,1
Школьные педагоги и психологи 34,1 44,3 21,6
Другие 3,2 3,5 2,1
*можно было выбрать несколько вариантов ответов, поэтому сумма выше 100% Респонденты не одинаково оценивают последствия после массовых убийств в школе. Одни как повод для сплочения и солидарности, другие как повод к разобщению и дезинтеграции. Поводом для сплочения выступает то, что школьники чаще чувствуют себя в роли потенциальной жертвы, представители среднего и старшего возраста солидаризируются по поводу того, что не могут защитить своих детей и таже чувствуют себя жертвой. Критерием разобщенности выступает страх, не готовность вступать во взаимодействие из-за угрозы того, что самого школьника (среди молодежи), ребенка (среди представителей среднего и старшего возраста) могут вовлечь в деструктивное сообщество, которое может агрессивно по отношению к личности или отдельным социальным группам выражать агрессивное недовольство. Как видно в таблице 3, чем старше респондент, тем больше он готов консолидироваться, уровень разобщенности и дезинтеграции наиболее высок среди молодежи. Данные аспекты также
нашли подтверждение в исследовании О.А. Полюшкевич [17], что косвенно подтверждает наши данные.
Таблица 3. Социальные последствия после школьных массовых убийств (в %)*
Причины массовых убийств 1835 лет 3655 лет 56 и старше
Солидарность и сплочение 53,2 57,3 62,1
Разобщенность и дезинтеграция 45,6 40,5 36,1
Другое 1,2 2,2 1,8
Задавая вопрос о том, повлияли ли массовые убийства в школах на ваше личное поведение и поведение членов вашей семьи, мы получили однозначные ответы. Среди тех, у кого есть дети школьного и студенческого возраста - 96% ответили, что повлияли. У кого нет детей данного возраста - повлияло у 64%.
На уточнение - как именно повлияло, ответы и первой и второй группы сошлись: дети (друзья, сверстники) решили не уезжать далеко из дома учиться, носить с собой средства самозащиты (газовые баллончики), более внимательно относиться к «странным» одноклассникам и сокурсникам, информировать родителей, учителей, а также специалиста на горячей линии о своих подозрениях о возможной террористической угрозе. Вполне очевидно, что данные формы изменения поведения наиболее коснулись самой молодежи, так как именно она включена в группу риска в школьных и студенческих массовых убийствах (см. таблицу 4).
Социальные и индивидуальные последствия массовых школьных убийств могут стать поводом для стигматизации группы, испытывающей вину за происшествие или группы реально ставшей жертвой (причем не обязательно лично участвовать в данной трагедии, достаточно быть сопричастным по социальному статусу - «школьник», «студент» и т.д.). Указанные решения носят предупредительный характер, который ука-
26
зывает на общую тревожность в обществе, нервозность и напряжение. Рано или поздно это также должно найти свою разрядку, что может привести как к протестам, так и самосуду родственников преступников, виновных в массовых убийствах в школах (об этом свидетельствуют примеры в мировом сообществе, после аналогичных случаев).
Таблица 4. Индивидуальные последствия после школьных массовых убийств (в %)*
Решения после массовых убийств 1835 лет 3655 лет 56 и старше
Не уезжать далеко из дома учиться 28,5 24,1 22,4
Носить с собой средства самозащиты (газовые баллончики) 25,1 27,7 28,1
Внимательно относиться к «странным» одноклассникам и сокурсникам 23,7 25,6 26,9
Информировать родителей, учителей, а также специалиста на горячей линии о своих подозрениях о возможной террористической угрозе 21,4 20,8 20,4
Другие 1,3 1,8 2,2
Об этом же говорят примеры открытых ответов, полученные при помощи транс-символического анализа. Мы просили респондентов описать существительным (когнитивный уровень), прилагательным (аффективный уровень) и глаголом (деятельностный уровень) свою оценку массовых убийств в школах (результаты представлены в таблице 5).
Таким образом, транссимволический анализ показал, что в разных возрастах не одинаковая смысловая нагрузка оценки событий и последствий массовых убийств в школе. Среди ответов молодежи акцент на настоящем времени и подчеркивает, что именно сейчас происходит с молодежью как с группой потенциальных жертв: «страх мощный наполняет», «агрессия сильная губит».
Среди ответов представителей среднего возраста тревожная оценка настоящих и будущих последствий массовых убийств: «общество тревожное разрушается», «дети запуганные страдают». Среди ответов представителей старшего возраста доминируют оценочные суждения близкие к мировоззренческим инсайтам и характеристикам: «смерть бессмысленная тяготит», «негатив социальный разобщает».
Таблица 5. Транссимволический анализ открытых ответов по оценке массовых убийств в школах (в %)
Уровни 18-35 лет 36-55 лет 56 и старше
Когнитивный уровень страх (65,3) агрессия (62,7%) общество (67,3) дети (65,5) смерть (66,6) негатив (64,9)
Аффективный уровень мощный (63,1%) сильная (60,4%) тревожное (64,8) запуганные (64,2) бессмысленная (65,2) социальный (63,4)
Деятель-ностный уровень наполняет (61,6) губит (58,7) разрушается (63,1) страдают (62,6) тяготит (62,3) разобщает (62,7)
Это позволяет нам говорить о том, что на символическом уровне происходит подмена психологических, социальных, мировоззренческих, правовых и иных смыслов. Россияне могут неосознанно заменить объективные страхи субъективными переживаниями и оценками социальных последствий массовых убийств школах. Поэтому, данный вопрос видится нам одним из перспективных для мониторинга и социальной профилактики, а также моделирования оценки общественности социальных последствий данных явлений как на личном, так и на социальном уровне.
Проведенное исследование позволяет выявить неоднозначность существующих в обществе оценок причин и последствий актов массового убийства в школах. Чтобы можно было переоценить данные явления необходимо привлекать на регулярной основе специалистов раз-
27
ных сфера знания (криминалистики, психологии, социологии, философии и т.д.) с целью комплексного мониторинга исследований последствий данных явлений. Это может быть основой для регулярного социально-психологического, медицинского, правового и социально-философского мониторинга в будущем.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Вопросы теории и практики расследования убийств, сопряженных с посткриминальным суицидом правонарушителя: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Иркутск: Изд-во ИрНИТУ, 2015. 220 с.
2. Ардашев Р.Г. Аффект через призму общественных настроений // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке.
2021. № 12. С. 85-90.
3. Ардашев Р.Г. Иррациональные основы суицида // Гуманитарный вектор.
2022. Т. 17. № 2. С. 58-68.
4. Ардашев Р.Г. Иррациональные основы суицидального поведения молодежи // Социология. 2022. № 3. С. 39-46.
5. Ардашев Р.Г. Суицидальное поведение в молодежной среде: иррациональность восприятия // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 7. С. 41-45.
6. Ардашев Р.Г., Китаев Н.Н. Посткриминальный суицид убийц: криминалистическое обеспечение расследования: монография. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020. 216 с.
7. Барышева П.В., Чуракова А.Ю., Николаева Д.Д. Самоповреждение и суицид. эпидемиология, классификация и лечение // Молодой ученый. 2021. № 53 (395). С. 188-191.
8. Бердникова Х.И., Шумилова О.В., Юшкова Е.Э. Суицид как проблема современного общества // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 16-1. С. 161-163.
9. Борисоник Е.В. Завершенный суицид и суицидальная попытка близкого человека как ситуация экстремального стресса для ближайшего окружения //
Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 62-67.
10. Бурова Ю.В., Айзятова Л.Ф. Суицид как деструкция современного общества // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 8 (97). С. 66-70.
11. Горяева П.Ю. Суицид как экзистенциальный выбор // Reflexio. 2020. Т. 13. № 1.С. 148-161.
12. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 62-76.
13. Камалян Е.Г., Кудрявцева Е.А. Депрессия и суицид в представлении воронежской молодёжи // Гуманитарный трактат. 2020. № 80. С. 12-15.
14. Корсаков К.В. Суицид в фокусе криминологической науки // Психология и право. 2020. Т. 10. № 3. С. 108-119.
15. Любов Е.Б., Зотов П. Б., Поло-жий Б.С. Пандемии и суицид: идеальный шторм и момент истины // Суицидология. 2020. Т. 11. № 1 (38). С. 3-38.
16. Мартыненко А.В. Суицид в молодежной среде // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. С. 139-141.
17. Полюшкевич О.А. Нормы солидарности после массового насилия // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2019. № 10. С. 120-122.
18. Полюшкевич О.А., Иванов Р.В., Журавлева И.А., Завьялов А.В. Влияние теракта 17 октября 2018 г. в Керчи на ментальную экологию российского общества по данным массового опроса населения Иркутской области и контент-анализа интернет-ресурсов и СМИ // Экология человека. 2021. № 8. С. 42-49.
19. Рыспаева С.Ж. Суицид - экзистенциальный выбор (социологический анализ) // Проблемы науки. 2019. № 5 (41). С. 90-94.
20. Садыков Р.М., Большакова Н.Л. Суицид среди молодежи как социальная проблема в современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 9 (65). С. 37-43.
28
References
4.
7.
21. Соловьева К.С. Подростковый суицид как отражение реалий современного информационного общества // 3 Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 2-2.
С.458-469.
22. Суходолов А. П., Бычкова А.М. Ос вещение суицидальной тематики
в средствах массовой информации 5. в свете правовых ограничений и социальной значимости проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5, № 4. С. 588-606. DOI: 6. 10.17150/2308-6203.2016.5(4).588-606.
23. Тибиркина В.С., Шигабетдино-ва Г.М. Суицид и суицидальное поведение: исследование групп в социальных сетях // Студенческий вестник. 2019. № 24-1 (74). С. 46-47. 8.
24. Хашаева С.В., Гриневич Ю.Н., За-водян И.С. Подростковый суицид: социальные причины // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 4 (55). С. 206-208. 9.
CRIMINAL SUICIDE IN SCHOOLS: SOCIAL DIMENSION
Ardashev R.G. 10.
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The article discusses public assessments of criminal suicide, which is increasingly happening in modern society. Particular attention is paid to the mass murder of schoolchildren committed by their classmates. On the basis of a mass survey (n=1250), the positions of different social groups are considered in relation to the causes and consequences of these events on the behavior of Russians and the social well-being of Russian society as a whole.
Keywords: criminal suicide, social dimension, school murder, public assessment, social con- 14 sequences, suicide
11
12.
13.
15.
1. Ardashev R.G. Questions of theory and practice of investigation of murders associated with post-criminal suicide of the offend- 16. er: monograph. 2nd ed., revised. and additional Irkutsk: Izd-vo IrNITU, 2015. 220 p.
2. Ardashev R.G. Affect through the prism of 17. public moods // The problem of the corre-
lation between the natural and the social in society and man. 2021. No. 12. S. 85-90. Ardashev R.G. Irrational foundations of suicide // Humanitarian vector. 2022. V. 17. No. 2. S. 58-68.
Ardashev R.G. Irrational foundations of suicidal behavior of youth // Sociology. 2022. No. 3. S. 39-46.
Ardashev R.G. Suicidal behavior among young people: irrationality of perception // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2022. No. 7. S. 41-45.
Ardashev R.G., Kitaev N.N. Post-criminal suicide of murderers: forensic support of the investigation: monograph. Ulan-Ude: Buryat Publishing House. state un-ta, 2020. 216 p. Barysheva P.V., Churakova A. Yu., Nikolae-va D.D. Self harm and suicide. epidemiology, classification and treatment // Young scientist. 2021. No. 53 (395). pp. 188-191. Berdnikova Kh.I., Shumilova O.V., Yushk-ova E.E. Suicide as a problem of modern society // Student science and XXI century. 2018. No. 16-1. pp. 161-163. Borisonic E.V. Completed suicide and suicide attempt of a loved one as a situation of extreme stress for the immediate environment // Modern foreign psychology. 2020. V. 9. No. 1. S. 62-67.
Burova Yu.V., Aizyatova L.F. Suicide as a destruction of modern society // Society: politics, economics, law. 2021. No. 8 (97). pp. 66-70.
Goryaeva P. Yu. Suicide as an existential choice // Reflexio. 2020. V. 13. No. 1. S. 148-161.
Davydov D.G., Khlomov K.D. Mass killings in educational institutions: mechanisms, causes, prevention // National Psychological Journal. 2018. No. 4 (32). pp. 62-76. Kamalyan E.G., Kudryavtseva E.A. Depression and suicide in the view of the Voronezh youth // Humanitarian treatise. 2020. No. 80. S. 12-15.
Korsakov K.V. Suicide in the focus of crim-inological science // Psychology and Law. 2020. V. 10. No. 3. S. 108-119. Lyubov E.B., Zotov P.B., Polozhiy B.S. Pandemics and suicide: the perfect storm and the moment of truth // Suicidology. 2020. Vol. 11. No. 1 (38). pp. 3-38. Martynenko A.V. Suicide among the youth // Knowledge. Understanding. Skill. 2005. No. 1. S. 139-141.
Polyushkevich O.A. Norms of solidarity after mass violence // The problem of the correla-
29
tion of natural and social in society and man. 2019. No. 10. P. 120-122.
18. Polyushkevich O.A., Ivanov R.V., Zhuravle-va I.A., Zavyalov A.V. The impact of the terrorist attack on October 17, 2018 in Kerch on the mental ecology of Russian society according to a mass survey of the population of the Irkutsk region and content analysis of Internet resources and the media // Human Ecology. 2021. No. 8. S. 42-49.
19. Ryspaeva S. Zh. Suicide - an existential choice (sociological analysis) // Problems of Science. 2019. No. 5 (41). pp. 90-94.
20. Sadykov R.M., Bolshakova N.L. Suicide among youth as a social problem in modern Russia // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2019. No. 9 (65). pp. 37-43.
21. Solovieva K.S. Teenage suicide as a reflection of the realities of the modern information
society // Ideas and ideals. 2021. Vol. 13. No. 2-2. pp. 458-469.
22. Sukhodolov A. P., Bychkova A.M. Coverage of suicidal topics in the media in the light of legal restrictions and the social significance of the problem // Questions of theory and practice of journalism. 2016. V. 5, No. 4. S. 588-606. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(4).588-606.
23. Tibirkina V.S., Shigabetdinova G.M. Suicide and suicidal behavior: a study of groups in social networks // Student Bulletin. 2019. No. 24-1 (74). pp. 46-47.
24. Khashaeva S.V., Grinevich Yu.N., Za-vodyan I.S. Teenage suicide: social causes // Alley of Science. 2021. Vol. 1. No. 4 (55). pp. 206-208.
I ul
30