Взятка как социальное действие (на основе системной теории Т. Парсонса)
Туркова Валентина Николаевна,
старший преподаватель кафедры юриспруденции, Института экономики, управления и права, Иркутского национального исследовательского технического университета E-mail: [email protected]
В статье анализируются возможности использования теории Токота Парсонса к такому явлению общественной жизни как взятка. В работе взятка рассматривается как социальное действие, предполагающее выполнение социальных ролей акторами, соблюдения морально-этического взаимодействия, ценностного и мировоззренческого контекста социальной коммуникации. Также приводятся результаты массового опроса об отношении россиян к взяткам.
Ключевые слова: взятка, социальное действие, системная теория, Парсонс, социальное моделирование, социальное явление.
Взятка как социальное явление существует достаточно давно. Это форма даров, которая существенно трансформировалась в современном мире [13]. При этом большое количество служб контроля, общественных дружинников и иных социальных институтов пытается контролировать взяточничество как социальное явление. Но пока данные процессы приносят мало результата, так как форма социального контроля достаточно многолико выстраивает необходимость подчинения старому, готовому и активному.
Взятка - это форма решения любых вопросов, которые либо сложно, либо невозможно решить официальным путем. Взятки могут быть разнообразны -это неофициальных платежей до подарков и подношений, от финансирования партий до включения в социальные и коммерческие проекты и т.д. Взятки в России имеют глобальный характер.
Традиционно, взятки рассматривают как экономический или юридический аспект дисфункции развития государства. Мы полагаем, что взятки имеют более глубокую социальную природу, нежели чем просто несовершенство законов или несостоятельность экономики в каких-то вопросах. Более того, исторический опыт как России, так и других стран показывает, что принимаемые экономические санкции и правовые наказания за взятки не искореняются в обществе, если не изменяются социальные рычаги работы с данным явлением.
Взятки могут быть обусловлены формальными и неформальными, социальными и информационными факторами.
Информационные факторы заключаются в непрозрачности государственного механизма, в информационной асимметрии, отсутствии реальной свободы слова и печати, наличии оффшорных зон, отсутствии исследований проблемы коррупции. Информационные факторы опираются на систему официально-
65
го и неофициального информирования о действиях взяточников и взяткодателей.
Группа социальных факторов включает клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатацию «дружеских связей», блат, традицию «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования [10].
К культурно-историческим факторам, воспроизводящим коррупцию, относятся сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения нравственным понятиям честности и чести [6].
Теоретические рамки и методологические фокусы исследования
Рассматривая причины и условия развития взяток мы не можем не сказать о взяточничестве как эффекте общественного сознания, эффекте социального развития общества в особых условиях (Р.Г. Ардашев [1-8], И.М. Силиве-ев [14]), о стратегиях противодействия коррупции (Р.В. Иванов [9], О.А. Полюшкевич, И.А. Журавлева, Г.В. Дружинин [12]), об отношении россиян к коррупции (А.А. Максименко, О.С. Дейнека, Д.В. Крылова, Л.Н. Духанина [10]), о готовности нарушать закон и экономических притязаниях (В.А. Скуденков [1518]).
Становится не только теоретически востребовано, но и практически необходимо социально-управленческое понимание взятки как социального явления. Это поможет разработать комплексную систему противодействия взяточничеству основанную на превентивных, а не репрессивных мерах.
Если смотреть на взятку через призму социальных отношений, то это процесс конкуренции за получение ресурса, когда легитимные формы получения желаемого не работают и рычагом удовлетворения интересов выступают нелегитимные формы в виде взятки (В. Волков, Э. Панеях). Также взятки можно рассма-
тривать в рамках институционального подхода, где последние выступают частью социальных институтов, но способствуют формированию, развитию и укреплению неформальных правил или развивают деформализационные процессы в обществе (В. Радаев, М. Павенкова).
Мы полагаем, что взятки можно рассматривать социальное действие. И в этом случае стоит рассматривать родоначальника данной теории Т. Парсон-са. Он рассматривал различные формы и аспекты социального действия и взаимодействия в современных обществах, где нормы и требования могут быть размыты, ценности и мотивы неочевидны, где личность, как и все общество достаточно противоречива и многовекторна в проявлении мотив своих действий. Стоит отдельно указать, что в теории Т. Парсонса, социальные действия направлены на самоорганизацию и самовосстановление социальной системы.
Методологическим следствием этого станет то, что мы не будем говорить, как взятка классически рассматривается с позиции социологии управления: «проблема взяточничества», «управление коррупцией», «борьба с коррупцией». Основным фокусом нашего исследования станет «социальное действие», «мотив», «социальная роль», «отклонение» и т.д. Безусловно, они не определяют весь набор предлагаемый Парсонсом для рассмотрения социальных действий, но они выстраивают нашу собственную стратегию изучения взятки как социального действия и позволяет охарактеризовать различные управленческие решения для противодействия взяточничеству.
«Идеальная модель» на основе ценностей, норм и ролевых предписаний в теории Парсонса
Опираясь на идеи Т. Парсонса, взятку мы рассматриваем как социальное действие, т.е. «целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное» поведение в конкретной ситуации [11; с. 76], которое по особым формам объединяет социально-исторические условия, социокультурные предпосылки и по-
66
литические особенности, отразившиеся на уровне общества и отдельной личности в особый социальный контекст, выстраивающий жизненный сценарий человека и целых социальных групп. При этом, чтобы общество функционировало, необходимо чтобы различные акторы участвовали в поддержании социальной системы, были замотивированы и выполняли предписанные своим социальным статусом роли.
Иными словами, у каждого актора своя, своя предписанная модель поведения, основанная на его социальном статусе и ролевой поведенческой модели, которая строится на ценностях и смыслах характерных для общества и индивида. Взятка может рассматриваться не только как деструктивный формат социальной коммуникации, но как способ связи между акторами, между акторами и социальной системой, как условие и форма решения необходимых вопросов и задач. Ценностно-нормативные стандарты формируются как отклик на результаты взаимодействия в социальной системе. Одни могут одобряться и приниматься, другие осуждаться, а третьи - осуждаться, но приниматься, так как выступают способом приемлемой коммуникации, решающей нужные вопросы.
Если большая часть сообщества опирается на третий вариант - то такая социальная система близка к разрушению. Либо данный вариант становится нормой, взятка может стать инструментом регулирования отношений между акторами и институтами. Первый уровень реализации этой установки можно обнаружить через установки и представления населения. Например, в отношении ассоциаций к взяткам, что сотрудники уголовно-исполнительной системы, полицейские и педагоги берут взятки1 и т.д. На обыденном уровне это не воспринимается как нарушение нормы, является самой нормой, что косвенно указывает на то, что новый формат соци-
1 Стало известно, кто чаще всего берёт взятки в России [электронный ресурс] URL: Стало известно, кто чаще всего берёт взятки в России - Секрет фирмы (secretmag.ru)
ального действия уже начинает активно работать.
Через общественное мнение отражаются установки, что человек в определенной социальной роли определенным образом предполагает ее исполнение. Это может быть «выполнение должностных инструкций», «работа с населением», «работа с бизнесом», «работа с детьми», но равно вероятно «получение взятки» или «давание взятки» данному лицу. Т.е. социально предписанная роль - где заведомо отведено место взятке. В любой социальной роли есть ожидаемое (читай правильное) понимание поведения. Впрочем, это справедливо для всех сфер отношений, не только правовых экономических, но и культурных, религиозных и проч.
Институциональные роли тех, кто получает взятки и может решить вопросы в ту или иную пользу также определяет социальные действия, направленные на создание условий получения взятки (иначе не будет работать система). На сегодняшний день, в нашем обществе реализуется определенный тип модальной личности, способной брать и давать взятки и судящий о других с таких же позиций. Практически половина россиян лояльно относится к взяткам, 21% не осуждают тех, кто берет и кто дает вятки, 37% критично относятся к взяткам2. Взятка становится «обязательным» элементом конкретных социально-ролевых стандартов.
Поэтому, можно говорить о девальвации нормативных ценностей, соблюдения рамок и форм должного поведения без отклонения поведения. Результатом этого становится противоречивость ролевых ожиданий и действий, а также сложности в описании эгоистического интереса человека.
Почему такое возможно? Потому что для одних, взятка - это нарушение норм и правил, а для других необходимость, способная активировать решения во-
2 Около половины россиян лояльно относятся к даче взяток - Коммерсантъ Нижний Новгород (kommersant.ru) [электронный ресурс] URL: Около половины нижегородцев лояльно относятся к даче взяток - Коммерсантъ Нижний Новгород (kommersant.ru)
67
просов, развивать эффективные коммуникации, выстраивать новую иерархию и проч. Для третьих - это форма оптимизации затрат времени и усилий для решения насущных задач. Изменение норм и ценностей, произошедшее на фоне экономических и политических перемен
В результате нашего исследования, проведенного в 2022 году (n=1200), среди жителей России (опрос проводился через онлайн платформу опросов www. google.ru, из них 56% женщины и 44% мужчины в возрасте от 18 до 75 лет, занимающие разные социально-экономические ниши и статусы, мы выяснили, что 76% россиян предпочитают нормы обычного права, а не декларативного, «буква закона» важна в профессиональной деятельности, а при решении обычных задач важна скорость и простота решения актуальных вопросов. Частные интересы доминируют над общественными.
При этом, практически половина (47%) россиян когда-либо давали взятки и треть (32%) указала, что брала взятки когда-либо в жизни. В целом, как к явлению взяточничества они относятся негативно (63%), но признают, что это порой самый оптимальный способ решения вопроса (48%). Тех, кто осуждает - 41%, тех кто не видит ничего плохого - 39%.
Люди среднего возраста в два раза чаще давали взятку, чем люди старшего возраста и в три раза чаще, чем младшего возраста. У кого доходы выше среднего в два раза чаще чем те, у кого средний или низкий доход давали или брали взятки. У людей с высшим образованием также в два раза чаще отмечается более терпимое отношение к взяткам, чем тем, у кого среднее или средне-специальное образование.
На провокационный вопрос, взяли бы они взятку прямо сейчас - 86% ответили положительно. Иными словами, взятка как социальное действие становится не просто одобряемым, но и ожидаемым стандартом поведения. Подкрепляется нормами и ценностями и социальной динамикой общественного развития, подтверждающей «правильность» выбора такой стратегии поведения.
Полагаем, что стремление подтвердить существующие в обществе потребления маркеры благополучия, осуществляются на повседневном уровне в виде взяток (справедливо как для тех, кто дает и кто берет взятки). Парсонс, в связи с этим указывал на такое явление как «эгоистический интерес», то, что заставляет действовать акторов в угоду личных интересов, а не общественных благ, использования взятки для личных преференций. Эгоистический интерес помогает сохранить себя как личность, как независимого человека, способного обеспечить себя и удовлетворить свои потребности различными доступными способами. Также он его называет «удовлетворение», которое связано с самоудовлетворением, выполнением профессиональной и социальной ролей, а также «свое» место в шкале социальной стратификации.
По мнению опрошенных россиян, то, что ты берешь взятку дает право говорить о том, что растет твой неформальный социальный капитал (если к тебе обращаются за помощью в решении актуальных задач не по официальной линии, а через взятку) - 34%. Также это косвенный показатель уважения (уважения со стороны референтной группы) - 21%. При этом, удовлетворение выступает косвенным показателем ближайшего достижения цели и эмоциональным удовлетворением своих личных (эгоистических) потребностей, а также фиксирует отношение других к тебе и ебя к другим на когнитивном и эмоциональном уровне.
Если допустить верность таких рассуждений, то становится понятно, что репрессивные меры, разрабатываемые представителями различных институтов против взяточничества, не имеют успеха (они противоречат эгоистическим ценностям, доминирующим в обществе). Для проработки продуманной политики реального противодействия взяточничества - стоит отойти от репрессивного подхода в сторону понимания мотивов и установок граждан, т.е. превентивного и реабилитирующего характера.
Итак, в обществе существуют не только нормативные социальные
68
роли, предполагающие определенные условия и рамки социального поведения, но и различные формы отклоняющегося (девиантного) поведения. Эти отклонения по мнению Парсонса в целом естественны и существуют в любой системе. Важным вопросом выступает то, чтобы это отклонение не стало нормой - в этом случае социальная среда начинает себя разрушать. Конкретное действие, связанное со взяткой, может рассматриваться как способ пересмотра модальных характеристик, предполагающих знание социально одобряемых форм, норм и стандартов поведения, во-вторых - ориентир на альтернативные индивидуальные и групповые ценности и стандарты социальных коммуникаций.
Взятка россиянами чаще рассматривается в компульсивном контексте (вынужденная форма коммуникации, молчаливое согласие с тем, что такая практика есть) - 65%, частная инициатива (дать взятку) или личное желание (взять взятку) также определяет формат и характер действия - 35%. Иными словами, в современном обществе недостаточно будет не давать и не брать взяток. Важно понимать, что взятка - это отклоняющееся девиантное поведение, которое разрушает и личность, и общество.
Механизмами превентивного характера, помогающими уменьшить уровень взяток, выступает социализация и социальный контроль. И каждый может быть механизмом социального моделирования общественного развития или в рамках социологии управления - моделирования развития социальных систем через управленческие стратегии. В процессе ресоциализации любая организация, сообщество предъявляет требования к актору и социальному институт для соответствия ожиданий и норм в конструировании социального образа.
Вопросы социального контроля активизируются при осознании собственных мотивов и выполнению ролевых ожиданий. По Парсонсу, элементами социального контроля выступают процессы социальной солидарности и социальной идентичности сообществ, через кото-
рые можно задавать формат и вектор социальных коммуникаций. Социальный контроль выступает одной эффективных форм противодействия взяткам. Наши респонденты указывали, что СМИ выступает первым врагом взяточников, тем, кто информацию о взятке может раздуть до неимоверных объемов.
Безусловно, не стоит забывать о легитимных правилах решения вопросов, о возможном публичном просвещении населения в вопросах взяточничества, в уверенности в себе и в завтрашнем дне и готовности сделать свой вклад в развитие общества.
Выводы
Использование теории Парсонса, позволило выявить факторы социального порядка, способные проанализировать развитие взяток на уровне социальных институтов. Без инструментов социологии управления и социального моделирования, в развитии социальных институтов, противостоящих взяточничеству, начнут доминировать попустительские или репрессивные меры, что маловероятно приведет к положительным результатам и уменьшению уровня взяток.
Социально-управленческий анализ дает более емкое понимание взятки как социального явления, а не только как юридического или экономического. Понимание взятки как компульсивного акта, как девиантного акта как значимой роли современника, человека, решающего вопросы и проблемы, а не ждущего этого от государства в целом или отдельных социальных институтов в частности.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Иррациональные представления молодежи об антикоррупционной культуре в России // Антикоррупционная культура и молодежь в России и Китае: современное государство, бизнес, общество. Сборник статей. Под редакцией А.В. Петрова, О.П. Горьковой, Инь Шаша, Ян Юнь-кэ. Санкт-Петербург, 2020. С. 44-49.
2. Ардашев Р.Г. Конфликт иррациональности сознания современного человека // Традиционные и новые
69
социальные конфликты в XXI веке. Сборник материалов XIV Международная научная конференция «Со-рокинские чтения - 2о2о». Москва, 2020. С. 13-15.
3. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного сознания: анализ повседневных практик // В поисках социальной истины. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. 2020. С. 112-115.
4. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного мнения: страхи взаимодействия с представителями органов власти // Миссия конфессий. 2020. Т. 9. № 3 (44). С. 340-344.
5. Ардашев Р.Г. Иррациональное пространство правовых представлений россиян // Миссия конфессий. 2020. Т. 9. № 2 (43). С. 255-258.
6. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного сознания // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15. № 2. С. 76-84.
7. Ардашев Р.Г. Иррациональность правового сознания россиян // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. 2020. С. 58-64.
8. Ардашев Р.Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.
9. Иванов Р.В. Противодействие коррупции: стратегии и модели на муниципальном уровне // Антикоррупционная культура и молодежь в России и Китае: современное государство, бизнес, общество. Сборник статей. Под редакцией А.В. Петрова, О.П. Горьковой, Инь Шаша, Ян Юнь-кэ. Санкт-Петербург, 2020. С. 106110.
10. Максименко А. А., Дейнека О. С., Крылова Д.В., Духанина Л.Н. Отношение россиян к коррупции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2021. 13(4), С. 407-428.
11. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.
12. Полюшкевич О.А., Журавлева И.А., Дружинин Г.В. Этические основы противодействия коррупции. Учебное пособие. Иркутск, ИГУ, 2019. 192 с.
13. Полюшкевич О.А. Просоциальное поведение: подарки в современном мире // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2021. № 12. С. 119-126.
14. Силивеев И.М. Оценка влияния роли масс-медиа в формировании представлений о коррупции и антикоррупционной культуре среди различных поколений // Антикоррупционная культура и молодежь в России и Китае: современное государство, бизнес, общество. Сборник статей. Под редакцией А.В. Петрова, О.П. Горьковой, Инь Шаша, Ян Юнькэ. Санкт-Петербург, 2020. С.114-119.
15. Скуденков В.А. Влияние экономического кризиса на готовность населения нарушать закон // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. 2020. С. 104-108.
16. Скуденков В.А. Динамика экономических притязаний в условиях пандемии // Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск, 2022. С. 90-97.
17. Скуденков В.А. Мифы о социальном и экономическом капитале в процессах формирования гражданского общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Иркутский государственный университет. 2017. С. 94-100.
18. Скуденков В.А. Трансформация жизненных целей молодежи под влиянием экономических санкций против России // Социология. 2020. № 1. С. 341-344.
70
BRIBE AS A SOCIAL ACTION (BASED ON THE SYSTEM THEORY OF T. PARSONS)
Turkova V.N.
Irkutsk National Research Technical University The article analyzes the possibilities of using the theory of Tokot Parsons to such a phenomenon of public life as a bribe. In the work, a bribe is considered as a social action that involves the fulfillment of social roles by actors, the observance of moral and ethical interaction, the value and worldview context of social communication. The results of a mass survey on the attitude of Russians to bribes are also given.
Keywords: bribe, social action, systems theory, Parsons, social modeling, social phenomenon.
References
1. Ardashev R.G. Irrational ideas of youth about anti-corruption culture in Russia // Anti-corruption culture and youth in Russia and China: modern state, business, society. Digest of articles. Edited by A.V. Petro-va, O.P. Gorkova, Yin Shasha, Yang Yunke. St. Petersburg, 2020, pp. 44-49.
2. Ardashev R.G. The conflict of the irrationality of the consciousness of modern man // Traditional and new social conflicts in the XXI century. Collection of materials XIV International Scientific Conference "Sorokin Readings - 2020". Moscow, 2020. S. 13-15.
3. Ardashev R.G. The irrationality of public consciousness: an analysis of everyday practices // In search of social truth. Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinin. 2020. S. 112-115.
4. Ardashev R.G. The irrationality of public opinion: fears of interaction with representatives of authorities // Mission of confessions. 2020. V. 9. No. 3 (44). pp. 340-344.
5. Ardashev R.G. Irrational space of legal ideas of Russians // Mission of confessions. 2020. V. 9. No. 2 (43). pp. 255-258.
6. Ardashev R.G. Irrationality of public consciousness // Humanitarian vector. 2020. V. 15. No. 2. S. 76-84.
7. Ardashev R.G. The irrationality of the legal consciousness of Russians // Social institutions in the legal dimension: theory and practice. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. FGBOU VO "ISU"; under the general editorship of O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinina. 2020. S. 58-64.
8. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. S. 53-61.
9. Ivanov R.V. Anti-Corruption: Strategies and Models at the Municipal Level // AntiCorruption Culture and Youth in Russia and China: Modern State, Business, Society. Digest of articles. Edited by A.V. Petrova, O.P. Gorkova, Yin Shasha, Yang Yunke. St. Petersburg, 2020, pp. 106-110.
10. Maksimenko A. A., Deineka O.S., Krylova D.V., Dukhanina L.N. Attitude of Russians towards corruption // Bulletin of St. Petersburg University. Sociology, 2021. 13(4), pp. 407-428.
11. Parsons T. On social systems. M.: Academic project, 2002.
12. Polyushkevich O.A., Zhuravleva I.A., Druzhinin G.V. Ethical foundations for combating corruption. Tutorial. Irkutsk, IGU, 2019. 192 p.
13. Polyushkevich O.A. Prosocial Behavior: Gifts in the Modern World // The Problem of the Correlation between the Natural and the Social in Society and Man. 2021. No. 12. P. 119-126.
14. Siliveev I.M. Assessing the influence of the role of mass media in shaping ideas about corruption and anti-corruption culture among different generations // Anti-corruption culture and youth in Russia and China: modern state, business, society. Digest of articles. Edited by A.V. Petrova, O.P. Gorkova, Yin Shasha, Yang Yunke. St. Petersburg, 2020, pp. 114-119.
15. Skudenkov V.A. The impact of the economic crisis on the willingness of the population to break the law // Social institutions in the legal dimension: theory and practice. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. FGBOU VO "ISU"; under the general editorship of O.A. Polyush-kevich, G.V. Druzhinina. 2020. S. 104-108.
16. Skudenkov V.A. Dynamics of economic claims in a pandemic // Health Philosophy: an integral approach. Interuniversity collection of scientific papers. Irkutsk, 2022. S. 90-97.
17. Skudenkov V.A. Myths about social and economic capital in the processes of formation of civil society // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk State University. 2017. S. 94-100.
18. Skudenkov V.A. Transformation of life goals of youth under the influence of economic sanctions against Russia // Sociology. 2020. No. 1. S. 341-344.
71