Особенности развития сознания горожан в пандемическом обществе
Ардашев Роман Георгиевич,
кандидат юридических наук, старший преподаватель-методист отдела организации учебного процесса управления учебно-методической работы Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются процессы развития сознания горожан в условиях пандемии. Анализируются объективные факты и субъективные переживания процессов трансформации сознания. На материалах количественного и качественного исследований, проведенных в 2019 и 2021 годах, рассматриваются условия социальной динамики населения, трансформации мировоззренческих смыслов и реальных социальных практик повседневного взаимодействия.
Ключевые слова: сознание горожан, пандемия, пандемическое общество, представления, убеждения, город, городское пространство.
Пандемия стала точкой отсчета новой реальности, новых форм и смыслов социального взаимодействия и общественного воспроизводства. Сознание горожан формируется под влиянием социальной среды, условий взаимодействия и существующих стратегий адаптации и встраивания в существующие реалии. Городская среда обладает внутренней динамикой и структурностью, она несет в себе образцы нового образа и стиля жизни.
Поэтому, сознание людей, проживающих в городской среде существенно более разнообразное и многовариантное, нежели чем у жителей сел. Городская среда объединяет множество сообществ, которые при всем своем разнообразии формируют симфонию единства городской среды.
Развитие сознания горожан длительный процесс. Сознание горожан формируется под влиянием тех условий, в которые мы помещены, когда реализуем свои задачи. Условия определяются социально-политическими, культурно-экономическими, религиозно-идеологическими и другими факторами, определяющими рамки и условия для социализации и развития индивидов в социальной среде.
В нем смешиваются исторические и социокультурные реалии, экономические и политические процессы, социально-демографический и социально-экономический уровень горожан рождает определенную социальную группу, которая совместно начинает реагировать на внешние угрозы. Одной из таких угроз выступает пандемия. Благодаря пандемии изменился повседневный уклад, быт, формы и смыслы коммуникации и социального взаимодействия многих социальных групп.
Общественное сознание горожан формируется под влиянием качественных пиковых трансформаций, а также под влиянием рутинного повседневного
79
уклада жизни. Пандемия стала тем событием, что поменяла условия и форму социального развития (вывела на новый уровень форму и формат работы -в виде удаленной занятости и удаленного обучения, выявила новые приоритеты в профессиях будущего, расширила виртуальные возможности досуга, показала новые формы коммуникации и т.д.). Эти перемены стали знаковыми для целого мира. При этом, на повседневном уровне также произошли перемены - люди больше взаимодействуют через гаджеты, чем лично, настроены на удаленное взаимодействие, а не личный контакт. Все больше совершают покупок в интернет-магазинах, а не лично ходят туда, все больше заказывают доставку еды на дом, а не сами готовят. Из всех этих мелочей формируется новое сознание жителей современного мегаполиса.
В работах А.В. Деменчук [4] и Р.В. Иванова [6-8], В.А. Скуденко-ва [12-14] показаны сферы трансформации психогеографии пространства на общественное сознание, а также на личностную трансформацию отдельных граждан. Сознание горожан формируется под влиянием психогеоографии города. В работах О.А. Полюшкевич [911] прослеживается влияние пандемии на трансформацию сознания людей, начиная от психологических аспектов, заканчивая экономическими и культурными формами социальной адаптации.
Методика исследования
Мы провели исследование при помощи платформы опросов www.google. com в разных городах России. В исследовании приняли участие 1600 человек в возрасте от 18 до 75 лет, занимающие разное социально-профессиональное положение, живущие в разных городах РФ, 65% женщин и 45% мужчин. Аналогичное исследование нами было проведено в конце 2019 года, где приняло участие 1580 человек в том же возрасте и тех же социально-профессиональных сферах, 63% мужчин и 47% женщин. Также мы провели экспертное интервью 19 человек по тем же вопросам.
И в первом, и во втором случае нами отбирались жители только крупных городов России, проживающие в городе более 5 лет, имеющие постоянную работу и постоянный доход. Эти квоты помогли нам сделать точку фиксации - горожан адаптирующихся к новым условиях жизни в период пандемии (2021 г.) и до ее (2019 г.).
В данной работе отражен только ряд вопросов, касающихся особенности формирования сознания в городской среде и конструирования эфемерных форм и образов в городском ландшафте.
Анализ результатов исследования
Сознание горожан меняется. Если до пандемии, россияне боле готовы были экспериментировать и импровизировать, то после их активность снизилась в два раза (57,8% и 62,2% соответственно в 2019 году и 28,4% и 30,1% в 2021 году). Это в большей мере характерно для людей старшего возраста (88,1% у женщин и 78,9% у мужчин). Тогда как среди молодежи иначе: у девушек 43,2%, у юношей 41,4%).
Я понимаю, что пандемия заставила подумать о себе самом в новом ключе, понять, что ты по-настоящему можешь и хочешь, что позволяет тебе быть самим собой, если ты перестал делать привычные вещи, а возможно и престал зарабатывать привычным способом, отдыхать и учиться как раньше. Конечно, это страшно - входить в новое пространство и начинать что-то принципиально иное, особенно когда тебе на 18 лет, а как мне уже 36, но я надеюсь на лучшее, хотя страшно до жути. (М.А., арт-директор галереи, 36 лет).
Раньше я готов был вписаться в любые авантюры, то сейчас 10 раз подумаю - ситуация в экономике не стабильна из-за переделывания всего из-за пандемии. Но с другой стороны -я готов попробовать себя в инфобизнесе. Раньше такие мысли мне даже не приходили в голову, а теперь вполне логичны и естественны. Правда, включается эффект самозванца и немного тормозит - все-таки боюсь провала. (А.А., бизнес-консультант, 42 года).
80
Желание не высовываться, оставаться там, где есть сейчас существенно возросло (23,6% и 22,5% соответственно в 2019 году и 44,7% и 48,1% в 2021 году). Среди мужчин данная тенденция встречается в три раза чаще, чем среди женщин. Особенно с возрастом (чем старше, тем выше вероятность) (рис. 1).
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 2021г ■ 2019 г
Рис. 1. Готовность к экспериментам, импровизации и ничего не делания(сравнение 2019 и 2021 гг.)
Пока не понятно как все будет дальше - лучше подождать, определиться что и как будет развиваться, чтобы не рисковать на пустом месте. Сегодня, итак, бизнес трещит по швам, а если начинать что-то свое - то легко можно не вписаться в новые тренды, хотя толком никто и не скажет - какие они - новые тренды. (Т.А., психолог, 35 лет).
Импровизация - мой конек и хотелось бы дать себе волю, но неопределенность в условиях пандемии, отсутствие гарантий и понимания - очень ограничивает, не позволяет реализовать свой потенциал и желание двигаться в перед. Идеи есть, но страх перемен тормозит. Даже не сам страх перемен, а страх внешних ограничений и условий, которые накладывает пандемия. (О.О., юрист, 33 года).
Более усилились социальные страхи: заразиться и заболеть через присутствие в публичных местах (17,3% в 2019 и 62,9% в 2021 годах); подвергнуться публичному осмеянию (23,4% в 2019 и 33,1% ы 2021 году); стать жертвой преступления (24,9% в 2019 и 36,6% в 2021 году); потерять работу (32,2% в 2019 и 62,3% в 2021 году) (рис. 2).
Сегодня не безопасно куда-то ходить. Можно заразиться. Много непо-
нятного. ТВ хоть вовсе не слушай. Поэтому и приходится все чаще бывать дома, в замкнутом пространстве. Внешний мир стал слишком опасен. И только в наших силах себя обезопасить. (Л.В., статист, 54 года).
63,30%
Жертва преступления
Присутсвие в публи
0,00°% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 2021г ■ 2019 г
Рис. 2. Социальные страхи
Где бы мы ни были - везде есть угроза заболеть коронавирусом. Это страх современного мира. И есть опасность умереть, что столько негативной информации по ТВ и Интернет, что невольно лишний раз не идешь на улицу- здоровее будешь. (О.С., пенсионер, 70 лет).
Эти данные говорят о повышении социального напряжения. Пандемия идет на спад, разработаны вакцины. Но на уровне общественного сознания процессы еще не завершились и последствия пандемии еще долго будут влиять на сознание горожан, создавая рамки ограничений, тревоги и безысходности.
Также стоит отметить, увеличение иррациональности в поведении и мышлении горожан. Люди чаще стали опираться на суеверия (22,1% в 2019 и 45,6% в 2021 году), астрологические прогнозы (24,5% в 2019 и 56,7% в 2021 году), гадания (23,3% в 2019 и 49,8% в 2021 году). Иными словами, в общественном сознании происходит пересмотр базовых установок - население уходит от рациональных, объективных суждений в сторону иррациональности, так как последняя дает больше туманности и надежды, а рациональность ставит жёсткие рамки и полную безысходность, неверие в то, что можно что-либо изменить (рис. 3).
81
Щ 23,30
49,80
Щ 24,50%
56,70%
ше тех, кто хотел бы перемен как в 2019, так и в 2021 году, а среди женщин только в 2021 году больше тех, кто предпочел бы ничего не менять, в 2019 году их было в два раза меньше (рис. 4).
Рис. 3. Иррациональность сознания
Астрологические прогнозы сулят нам выход из пандемии, улучшение ситуации - после того, как закончится негативное влияние Сатурна и Плутона. Я очень жду этого момента и после 2023 года строю планы на свою жизнь, а до этого - чем спокойнее буду - тем легче и лучше все пройдет для меня и моих близких. (О.Ю., бухгалтер, 37 лет).
Стараюсь не думать о том, что несет пандемия, все эти ужасы. Надеюсь на свою звезд удачи - чаще стала слушать гороскопы, и они сбываются! И стали работать приметы - так что -в моей жизни точно появились не только страхи, но и надежда на высшие силы, которые нам помогут выжить эти перемены. (И.М., домработница, 42 года).
В современном городе смешиваются социальные страхи, вызванные пандемий, иррациональные установки индивидов и целых социальных групп, что в целом формирует особый тип сознания. Он укрепляет иррациональные основы социального воспроизводства, строится на интуитивном, а не рациональном, субъективном, а не объективном опыте и именно он определит будущее развитие нашей страны. Об этих явлениях уже говорилось в более ранних работах автора [1-4].
Важным моментом социального развития в период пандемии выступает готовность к переменам или желание оставить все как есть, некоторая ригидность и страх перемен.
Если в 2019 году готовы к переменам были 57,5%, то в 2021 году таких 38,8%, не желание перемен в 2019 году свойственно 42,5%, в 2021 году 61,2%. Причем среди мужчин в два раза боль-
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% Не желание перемен ■ Готовность к переменам
Рис. 4. Готовность к переменам или желание ничего не менять
Да перемены сейчас неясно к чему приведут, лучше уж бы все было стабильно и понятно. Главное - предсказуемо. А сегодня не ясно - заболеешь ты или нет и какие последствия есть. Вон сколько умирают. А жить то хочется. (О.Ю., пенсионерка, 58 лет).
Важно встроиться в новую реальность, быть открытым переменам и двигаться на пути реализации новых условий и возможностей, жить полной грудью и активно осваивать все то новое, что ворвалось в нашу жизнь и позволило ей быть такой переменчивой и многоликой. (О.А., студент, 22 года).
При анализе особенностей развития общественного сознания в пандемическом обществе нами выявляется несколько групп факторов, определяющих формы и векторы развития сознания, при описании 92,2% общей дисперсии (табл. 1).
Мифологический фактор - концентрирует на себе символическое соединение идеализации прошлого или мифического прошлого с переносом отдельных элементов в настоящее. Этот фактор начинает работать тогда, когда целе-рациональное поведение не объясняет всей системы мотивов, поведения, не дает объяснения происходящему, тогда люди начинают искать тот смысл, которого нет.
Я ношу обереги и молитвенник всегда, как пандемия началась. Не верб
Гадания
суеверия
2021 г
2019 г
2019 г
ни в какие лекарства и прививку не бу- святых и свою веру. (О.Р. пенсионерка, ду ставить до последнего - от лукаво- 59 лет). го все. Надеяться можно только на силу
Таблица 1. Факторный анализ иррациональности общественного сознания в пандемическом обществе
Фактор Переменные Коэффициент
Мифологический Вес фактора - 22,1. Объяснительная дисперсия - 31,3% Сохранение традиций строится на следовании законов предков 0,821
Символы защиты либо уберегают тебя от болезней, либо к ним приводят (если не свои используешь) 0,809
Сила испытаний наложена на все человечество - как пройдем этот период, то и определит наше будущее 0,766
Психологический Вес фактора - 16,4. Объяснительная дисперсия - 24,5% Страшно пробовать что-то новое, идти вперед 0,793
Ситуация вокруг скорее пугает и настораживает, не дает вздохнуть полной грудью и расслоиться 0,723
Сегодня страшно жить, из-за болезней и смертей 0,688
Социально-образовательный Вес фактора - 14,3. Объяснительная дисперсия - 21,2% Послушаешь всех по ТВ и жить не хочется 0,687
Умные люди такие страсти говорят, что больше и слушать их не захочешь 0,633
Понимать то что происходит вокруг - одной головы не хватит 0,612
Идеолого-мировоззренческий Вес фактора - 13,9. Объяснительная дисперсия - 15,2% Власть создала условия оберега, но не для всех он работает 0,593
Идеология защиты срабатывает 0,567
Сложно показывать силу, так чтобы ее уважали. 0,531
Пандемия пришла в мир из-за греховности людей - как испытание-очищение. Многие уйдут сразу, другие переболеют, но меньше проживут и мир отчистится от всего, что мешало жить в радости и гармонии. (Л.Ю., домохозяйка, 34 года).
Психологические фактор акцентирует внимание на тревожных социально-психологических характеристиках, определяющих развития общества и каждого человека в отдельности. Также указывает на уровень тревожности и социального напряжения, существующий в обществе.
Да сегодня сложно думать о том, что будет потом - вдруг не доживешь, так что нет смысла трать свое время на пустые раздумья. Есть только настоящее, что нами управляет и что нас определяет. (Р.В., аналитик, 30 лет).
Что ни день, то какая-то напасть происходит. Нет надежды на будущее. Я даже не хочу думать о том, что ждет моих детей. Фильмы-апокалипсисы во-
площаются с наглядной простотой и быстротой. Заброшенные помещения, пустынные улицы, люди в масках - тотальное одиночество и разобщенность. (С.И., менеджер, 43 года).
Социально-образовательный фактор показывает наглядно как недостаток знаний и понимания создает ошибочные мнения и стратегия не замечания проблем, вместо того чтобы проблемы решались. Он как прожектор высвечивает недостаток образовательной культуры наших сограждан, а пандемия выступает той средой, что спровоцировала этот фокус внимания.
Послушаешь то, что говорят по телевидению так и жить не захочешь. Много страхов, проблем, бедствий. оглянеш-ся - и видишь всю эту разруху. И какая тут надежда? А нет ее! Никакой! (А.Н., экономист, 49 лет).
Общество еле выживает, по телевидению только страхи транслируют. Не знаю кому и в кого верить. Есть ли у нас вообще надежда на что-то или
83
на кого-то. Может чудо произойдет и все будет хорошо. Но я в это не верю. (Л.А., юрист, 53 года).
Идеолого-мировоззренческий фактор показывает на зависимость от власти, от того какие ОНА принимает решения и как ОСТАЛЬНЫЕ им подчиняются.
Власть защищает свои интересы, потому что иначе она не сможет требовать от своих граждан подчинения и платы налогов. Это вопрос выживания и закрепления на Олимпе власти. (С.Ю., политолог, 41 год).
Мы строим общество для того, чтобы представители власти нами управляли и направляли нас туда, где им кажется, что нам будет хорошо. Мы давно не принимаем решения, пандемия показала это наглядно. Мы все винтики в большом механизме разрушения мира. (Г.Г., музыкант, 36 лет).
Факторный анализ показал доминирование различных факторов четко прописывающих поведение людей в определенных границах и рамках. Взаимодействие на каждом уровне под влиянием выделенных нами факторов определяет контекст и стратегию социальной адаптации в период пандемии. Сила социального взаимодействия строится во взаимном обмене установками на коммуникацию и социальное партнёрство, что влечет уровень доверия и расширения возможностей просо-циальных практик.
Таким образом, городская среда стала пространством увеличения иррациональности сознания горожан. Все большее количество уходит от рационального мировоззрения в сторону иррациональных форм, которые сопровождаются нарастающими страхами, тревожностью и депрессией. Пандемия 2020-2021 годах существенно трансформировала мышление современников, поставив их перед непростым выбором социальной эволюции: развития мистического иррационального сознания или же формирования рационального, научного мировоззрения. Выбор нужно делать нашим современникам уже сегодня, так как наше завтра уже предопределено.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Иррациональное мышление: роль астропрогноза в жизни современных студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. С. 41-45.
2. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного сознания // Гуманитарный вектор. 2020. № 15. № 2. C. 76-84.
3. Ардашев Р.Г. Иррациональность сознания: суеверия в жизни студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 4. С. 38-41.
4. Ардашев Р.Г. Роль пралогическо-го мышления в современных представлениях о нетрадиционных методах лечения // Социология. 2020. № 1. С.273-279
5. Деменчук А.В., Иванов Р.В. Психогеография современного города в работах Ги Дебора // Вестник Иркутского университета. 2019. № 22. С. 80-81.
6. Иванов Р.В. Влияние пандемии COVID-19 на социальное напряжение // Пространства социальной напряженности и стратегические консенсусные взаимодействия в XXI веке. сборник научных трудов. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет. 2020. С. 311-313.
7. Иванов Р.В. Мобилизационная солидарность во время пандемии // Социология. 2021. № 4. С. 92-105.
8. Иванов Р.В. Стратегии социально-психологической адаптации в условиях пандемии // Философия здоровья: интегральный подход. Межвуз. сборник научных трудов. Иркутск, 2021. С. 70-73.
9. Полюшкевич О.А. Просоциаль-ное поведение в постпандемическом обществе // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы VI международной научно-практической интернет-конференции. В 2-х частях. Вологда, 2021. С. 20-23.
10. Полюшкевич О.А. Социальная напряженность до и после пандемии // Влияние качества жизни на формирование ценностной структуры населения России. Всероссийская научная конференция с международным участием: сборник материалов. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2020. С. 119-120.
11. Полюшкевич О.А. Социально-психологические последствия пандемии // Социальная динамика населения и устойчивое развитие. Сборник тезисов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией А.И. Антонова. Москва, 2020. С.169-171.
12. Скуденков В.А. Психогеография в фокусе социальных притязаний горожан // DIXI - 2019: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях. Сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2019. С. 117-124.
13. Скуденков В.А. Психогеография города: от архитектуры к социально-психологическому самочувствию // Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск, 2019. С. 69-79.
14. Скуденков В.А. Психогеография городского пространства // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. сборник научных трудов. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред. В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2019. С.119-122.
FEATURES OF THE DEVELOPMENT
OF THE CONSCIOUSNESS OF
TOWNSPEOPLE IN A PANDEMIC
SOCIETY
Ardashev R.G.
Academy of Management of the Ministry of Internai
Affairs of Russia
The article examines the processes of development of the consciousness of townspeople in a pandemic. The objective facts and subjective experiences of the processes of transformation of consciousness are analyzed. Based on the materials of quantitative and qualitative research conducted in 2019 and 2021, the conditions of social dynamics of the population, the transformation of worldview meanings and real social practices of everyday interaction are considered.
Keywords: consciousness of citizens, pandemic, pandemic society, perceptions, beliefs, city, urban space.
References
1. Ardashev R.G. Irrational thinking: the role of astroprognosis in the life of modern students // Alma mater (Vestnik vysshei shko-ly). 2020. № 6. pp. 41-45.
2. Ardashev R.G. Irrationality of public consciousness // Humanitarian vector. 2020. No. 15. No. 2. C. 76-84.
3. Ardashev R.G. Irrationality of Consciousness: Superstitions in the Life of Students // Alma mater (Bulletin of Higher School). 2020. № 4. pp. 38-41.
4. Ardashev R.G. The role of pralogical thinking in modern ideas about non-traditional methods of treatment // Sociology. 2020. № 1. pp. 273-279
5. Demenchuk A.V., Ivanov R.V. Psychogeog-raphy of the modern city in the works of Guy Debord // Bulletin of the Irkutsk University. 2019. No. 22. S. 80-81.
6. Ivanov R.V. Impact of the COVID-19 pandemic on social tension // Spaces of social tension and strategic consensus interactions in the 21st century. collection of scientific papers. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Irkutsk State University. 2020, pp. 311-313.
7. Ivanov R.V. Mobilization solidarity during a pandemic // Sociology. 2021. No. 4. S. 92105.
8. Ivanov R.V. Strategies for socio-psychological adaptation in a pandemic // Health Philosophy: an integral approach. In-teruniversity. collection of scientific papers. Irkutsk, 2021. S. 70-73.
9. Polyushkevich O.A. Prosocial behavior in a post-pandemic society // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. Materials of the VI International Scientific and Practical Inter-
85
net Conference. In 2 parts. Vologda, 2021. S. 20-23.
10. Polyushkevich O.A. Social tension before and after the pandemic // Influence of the quality of life on the formation of the value structure of the population of Russia. All-Russian scientific conference with international participation: collection of materials. Moscow State University M.V. Lomonosov. Moscow, 2020. S. 119-120.
11. Polyushkevich O.A. Socio-psychological consequences of the pandemic // Social dynamics of the population and sustainable development. Collection of abstracts of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation. Under the general editorship of A.I. Antonova. Moscow, 2020, pp. 169-171.
12. Skudenkov V.A. Psychogeography in the focus of social claims of citizens // DIXI -
2019: ideas, hypotheses, discoveries in social and humanitarian research. Collection of scientific papers. Khabarovsk State University of Economics and Law. Khabarovsk, 2019. S. 117-124.
13. Skudenkov V.A. Psychogeography of the city: from architecture to socio-psychological well-being // Philosophy of health: an integral approach. Interuniversity collection of scientific papers. Irkutsk, 2019. S. 69-79.
14. Skudenkov V.A. Psychogeography of urban space // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. collection of scientific papers. FGBOU VO "ISU"; under total ed. V.A. Reshetnikova, O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2019. S. 119122.
86