Научная статья на тему 'ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ: КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОФАННОСТЬ ПУБЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ: КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОФАННОСТЬ ПУБЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ГОРОДА / КРЕАТИВНОСТЬ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / КАЧЕСТВА ПУБЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЛИДАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полюшкевич Оксана Александровна

В статье рассматриваются особенности формирования публичного пространства в провинциальных городах. Выявляется взаимосвязь креативного и профанного как формы развития публичных мест. Пространство провинциальных городов анализируется как место взаимодействия креативного и профанного в развитии социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSOCIAL PRACTICES IN A PROVINCIAL CITY: CREATIVITY AND PROFANE PUBLIC SPACE

The article examines the features of the formation of public space in provincial cities. The interrelation of the creative and the profane as a form of development of public places is revealed. The space of provincial cities is analyzed as a place of interaction between the creative and the profane in the development of social interaction.

Текст научной работы на тему «ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ: КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОФАННОСТЬ ПУБЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА»

Просоциальные практики в провинциальном городе: креативность и профанность публичного пространства

Полюшкевич Оксана Александровна,

доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности формирования публичного пространства в провинциальных городах. Выявляется взаимосвязь креативного и профанного как формы развития публичных мест. Пространство провинциальных городов анализируется как место взаимодействия креативного и профанного в развитии социального взаимодействия.

Ключевые слова: публичное пространство, провинциальные города, креативность, экспертный опрос, качества публичного пространства, просоциальное поведение, просоциальные практики, солидарность.

Креативное и профанное в городском пространстве выступают антиномиями социокультурного развития. О креативности городской среды можно говорить тогда, когда есть соответствующая инфраструктура: новые интерактивные музеи, медиа и арт - центры, креативные творческие пространства, публичные пространства перфоманса для вовлеченных в культурные индустрии людей. При этом, развитие малого и среднего бизнеса должно быть также включено в это феерическое действие в виде создания обслуживания тематических кафе и антикафе, ресторанов, гостиниц и других публичных мест, где люди, которые воплощают в жизнь креативные проекты могли бы поддерживать свое комфортное пребывание.

Профанное в публичных местах выступает пространном обыденности, повседневной рутинности, когда жители города, находясь в определённых местах не замечают их уникальности и ценности из-за увлечения своими процессами и делами. Профанное становится заной «невнимания» и нивелирования в общественном сознании. Только человек из другого города - может увидеть уникальность, ин-тересность, неповторимость публичных пространств города. Или же человек, который изначально выделяет определенные публичные места как места для просоциальных практик поведения.

Публичное пространство, формируемой архитектурой и дизайном городской среды, обустройством, красотой и удобством улиц, скверов и площадей, лофтов и других пространств выступает фактическим местом реализации, воплощения креативности в жизнь. Сюда могут входить, как и культурно-исторические памятники, так и заброшенные здания заводов [2]. Главное условие - заполняемость людьми, несущими дополнительные смыслы в любое пространство. Пространство, где

129

возможна коммуникация незнакомцев, которые вместе могут со-творить новое креативное пространство или новый креативный продукт.

Для всего этого необходима инновационная экономика и экономика услуг. Эти экономические условия являются основой для развития креативности городского публичного пространства. Места, где возможна социальная коммуникация, диалог и действие, приводящие к новым символам, процессам и продуктам. Публичные места конструируются просоциальными практиками и в целом просоциальным поведением граждан, вовлеченных в процессы социальной интеграции.

Благодаря городским креативным публичным пространствам происходит оживление городской среды, наполнение ее новыми смыслами и задачами, создание микросообществ из просоци-ально ориентированных людей. И в этом смысле креативное публичное пространство оздоравливает город, давая новые смыслы и символы для дальнейшего развития. Публичное креативное пространство - то место, которое объединяет людей и формирует новые сообщества по интересам, реализуя возможности для конструирвоания их просоци-аьного поведения. В некоторых работах автора уже об этом говорится более подробно, на примере Иркутска и других городов России [3-6]. Профанными становятся публичные места тогда, когда не воспринимаются как знаковыми, особыми ространствами, способными внести особый колорит в жизненный мир и жизненные цели жителей городов.

Лофланд Л. Предложила использовать определенные характеристики, для анализа публичного пространства городов: удобство и приятный имидж, разнообразие использования пространства и занятий, социальность, удовольствие от взаимодействия, публичное одиночество и наблюдение за людьми, «карна-вальность» - возможность игры, фестиваля, избавления от своей истинной идентичности, приобретение новых масок [1].

Эти критерии мы взяли в основу для проведения собственного исследова-

ния по оценке креативности публичного пространства провинциальных городов. В анализе участвовали такие города как: Иркутск, Красноярск, Улан-Удэ, Хабаровск, Чита. К опросу привлекались эксперты, проживающие в данных городах и имеющие отношение либо к администрации города или министерства культуры, которая организует условия для функционирования публичного пространства, представители креативных индустрий (руководители музеев, арт-выставок, галерей, коворкинг-центров и проч.). Всего в опросе приняло участие 55 человек, в возрасте от 24 до 65 лет, 53% женщин и 47% мужчин. Все они заняты в процессах организации креативных публичных пространств от 3 до 30 лет, с разных сторон и в разном качестве. Интервью бралось через scape или zoom и длилось от 1,5 до 2 часов.

Мы просили оценить, предложенные Лофланд критерии применительно к анализируемым городам (по 10-ти бальной шкале, где 10 - максимально развито и 1 - минимально) и вывели средние показатели в таблице 1 и далее прокомментировать свои ответы.

Как видно из таблицы, Красноярск практически по всем показателям лидирует, только в видах деятельности отдавая первенство Иркутску. А Чита по всем показателем отстает. Иркутск стабильно на вторых позициях, хотя достаточно близок Красноярску.

Также из ответов и оценок экспертов следует, что ключевой момент реализации креативности публичного пространства - это человеческий и социальный капитал. Человеческий капитал зависит от личности тех, кто организует ту или иную информационно-креативную площадку в городе, а социальный зависит от того, кто ему в этом помогает (уровень и качество включенности администрации города, бизнеса, некоммерческих организаций и проч.). Эффективность реализации креативных публичных пространств зависит от собственной инициативы и готовности ее воплотить в жизнь и умения «открывать закрытые двери» и договариваться с разными людьми.

130

Таблица 1. Средние показатели оценки креативности публичного пространства, предложенные Л. Лофланд

Показатели Иркутск Красноярск Улан-Удэ Хабаровск Чита

Удобство 6,5 7,8 6,9 6 4,2

Приятный имидж 6,8 7,5 7,5 7,5 3,2

Разнообразные пространства 7,7 7,9 6,2 5,8 3,3

Разнообразные виды деятельности 8,9 8,8 6,4 7,7 5,4

Социальность 8,5 8,5 7,1 6,6 4,3

Удовольствие от взаимодействия 7,1 7,6 7,7 7,2 3,3

Публичное одиночество и наблюдение за людьми 7,5 7,6 6,2 7,4 4,4

Карнавальность 7,2 7,4 6,7 6,6 4,1

Те, кто приходят с инициативной и готовы ее реализовать - ценятся везде. Идей множество, но вот воплотить их могут единицы, лишь те, кто по-настоящему горит своей идеей. Только от человека, готового включиться в процесс -зависит конечный результат. (Д.А., 43 года, руководитель креативного отдела Администрации г. Красноярска).

Социальный капитал при реализации создает гарантии, но человеческий капитал - обеспечивает успех или провал реализации любого публичного проекта или мероприятия. Тут важно понимать, что связи и ресурсы материальные далеко не все, чтобы реализовать творческие идеи в новом формате. (Л.О., 49 лет, руководитель программ городского развития г. Хабаровск).

Важным элементом выступает уверенность людей в том, что они делают, насколько инициативны и продуманны их идеи и мысли по реализации креативного публичного пространства города (личностный фактор).

Без огонька в глазах тех, кто организует проекты - не будет успеха ни в чем. Нужны люди, способные горы свернуть лишь бы их мысли и идеи воплотились. Мы работаем над этими идеями, всячески поддерживаем людей, которые приходят с инициативами. Наверное поэтому, наша креативная галерея успешна. (И.Ч., 30 лет, руководитель галереи, г. Иркутск).

Все определяется личностью человека. Ни деньги, ни связи не могут

выдать продукта - только человеческая уникальная мысль. Мы работаем с инициативами молодежи, рассматриваем любые предложения на мозговых штурмах. Это классная работа, которая позволяет нам двигаться вперед. (А.В., 33 года, руководитель коворкинг-центра, г. Иркутск).

Публичное пространство - это точка роста и развития города. И если сюда не приходит молодежь, то оно не может назваться креативным. Так как для большинства публичных мест, именно молодежь выступает главным действующим лицом. И креативное публичное пространство - это зеркало развития культуры молодежи. Одним из элементов оценки будущего развития городов может служить как раз уровень креативности молодёжи городов, уровень их включенности в функционирование городских публичных креативных мест.

Основной двигатель креативности -это молодежь. Они участники наших мероприятий на 80%. Поэтому без их интереса - мы не выживем. Нам нужны их идеи и мечты для того, чтобы сделать их реальностью, и чтобы они хотели жить в нашем городе и развивать его. (А.П., 40 лет, руководитель музея, г. Улан-Удэ).

Молодежная активность - потенциал развития креативности любого города. Если молодые люди не интересуются тем, что мы предлагаем, значит мы плохо работаем, так как не доходим до своих конечных потребителей. Ми-

131

нистерство по молодежной политике должно создавать все условия для развития и реализации молодежи нашего города, чтобы она развивалась и реа-лизовывала свой потенциал на благо нашей городской среды. (М.Ц., 28 лет, руководитель Министерства по молодежной политике, г. Иркутск).

Также эксперты отмечают и то, что сами горожане не всегда понимают значимость наполняемости новыми символами ставших уже традиционными скверов и площадей. Так как может приобретать символы элементы современного искусства (стрит-арт или граффити), что может не одобряться и не приниматься разными социальными группами.

Не все наши инициативы были поняты и поддержаны горожанами. На нас писали даже заявления в полицию и в прокуратуру, когда мы организовывали флеш-моб на улицах Читы. Это говорит о том, что граждане не готовы. (Р.А., 42 года, руководитель отдела по молодежной политике г. Чита).

Вовлечение молодежи в публичные пространства - приоритетная задача развития любого бизнеса. Для общепита - меню это пол дела, важна атмосфера, программа и то, что происходит за кулисами, некая фееричность, игра, возможность быть кем-то другим. Без этого, креативность молодежи будет затухать, ей нужна среда для реализации. (О.А., 33 года, директор антикафе, г. Иркутск).

Но креативное публичное пространство выступает местом получения социального опыта. Опыта, который включен в новые сети социального взаимодействия, опирается на новые ресурсы инновационного развития. Благодаря нахождению в этих местах люди обучаются новому, наблюдают за опытом и поведением других, перенимают этот опыт, и он становится нормой для целых поколений или отдельных социальных групп. Креативное публичное пространство может стать инструментом социализации.

В публичных местах все участники получают новый опыт, новые усло-

вия и ресурсы для развития. Это то место, где они могут развиваться, получая те знания и опыт, который поможет им дальше реализовать сой потенциал. (Л.А., 37 лет, руководитель арт-галереи, г. Хабаровск).

В публичных местах происходит социализация, включение в новый опыт, который нас двигает, развивает как отдельного человека, так и сообщество, в которое он включен. С личностью развивается среда, так и наоборот: благодаря развитой среде, формируется более полноценная и разноплановая личность. Этот взаимодополняемый процесс приводит ко всеобщему развитию и благу. (Д.Д., 36 лет, руководитель креативной студии развития молодежи, г. Улан-Удэ).

Также важным моментом выступает создание безопасного креативного публичного пространства. Безопасного как физически: безопасное перемещение по городу, выстроенная логистика, так и психологически: свободное взаимодействие с представителями разных социальных групп.

Важно говорить о безопасности: психологической, физической. Далеко не каждый сможет прийти туда, где будет ему или его детям может грозить опасность. Поэтому, задача администрации города наладить инфраструктуру для развития креативных индустрий в публичных местах городов. (Т.Т., 40 лет, руководитель отдела инфраструктурной политики, г. Хабаровск).

Безопасная городская среда - федеральная программа, она дает многое для любого города. Но когда мы говорим о культурных индустриях, о публичных местах, не вписывающихся в приоритеты данной программы, то тут необходимо уметь выстраивать диалог между бизнесом и властью, где каждый заинтересован в своей стороне реализации и развития публичного пространства города, где безопасность граждан является гарантом участия многих и активного их вовлечения в социальное развитие города. (О.Л., 43 года, руководитель отдела по работе с предпринимателями г. Красноярск).

132

Помимо этого, креативное публичное пространство города формирует толерантную среду социального взаимодействия, формируя самобытную среду самореализации горожан, развивая особое ментальное единство. Это важный элемент формирования общегородской культурной среды, который определяет перспективы развития общества.

Благодаря публичным пространствам соединяются люди, принадлежащие к разным религиям и народам. Это дает возможность быть терпимее друг к другу, узнавать друг друга лучше и формировать межкультурный диалог и более благоприятную социокультурную среду в городе. (А.А., 40 лет, руководитель национально-культурного центра, г. Улан-Удэ).

Межэтническое взаимодействие выступает приоритетом социального развития. Креативная культурная среда в публичных пространствах города выступает ресурсом развития, толчком социального моделирования общественного воспроизводства. (Д.Ю., 43 года, руководитель творческой галереи, г. Хабаровск).

В ходе исследования, мы выяснили, что помимо критериев Лофланд, есть два условия развития публичного пространства это креативность и профан-ность, а также механизм активизации просоциальных практик. Без этих условий уже современное городское пространство не может быть местом реализации нового потенциала для личности и сообщества. Креативное публичное пространство обладает просоциальным потенциалом, создавая условия для просоциальных практик.

Качество жизни определяется тем, насколько обыденна или эффектна, качественно наполнена жизнь жителей города, в каких проектах и мероприятиях они могут принять участия, через что могут выразить свой потенциал. (Л.К., 52 года, зам. руководителя Художественного Музея, г. Красноярск).

Ориентация на других людей, так же, как и на сам город - то место, где живем, какие есть там возможно-

сти для собственного роста, развития креативности, трансформации своей повседневно рутинной жизни - дает понимание перспектив социального развития. (О.А., 40 лет, руководитель творческой мастерской, г. Иркутск).

Развитие креативного публичного пространства является приоритетной задачей развития любого города. Без этого процесса и воплощения в реальных формах пространства нет будущего у городов, поэтому необходимо всем участникам двигаться в направлении консолидации сообществ, объединения личных и социальных ресурсов для создания совместного креативного публичного пространства.

Чем больше будут наполнятся публичные места городов профанны-ми символами, тем меньше у жителей этих городов будет желания участвовать в социальном взаимодействии, замечать и активизировать ресурсы личного развития и социального признания, влияющие на общее социальное самочувствие горожан. Профан-ность уничтожает внутренний импульс к активности, социальной реализации, так как в одних случаях обесценивает, а в других нивелирует значимость пространственно-географической представленности личности и социальной группы. В данном смысле, психогеография городской среды [7-9] выступает точкой привлечения и закрепления социальных связей и возможностей горожан.

Просоциальные практики поведения в публичных местах города активизируют процессы социальной интеграции и взаимодействия, усилия консоли-дационный потенциал общественного воспроизводства. Регулирование и конструирование новых условий и возможностей реализации просоциальных практик поведения в публичных местах может стать стимулом для закрепления молодежи на местах, уменьшения количества тех, кто хотел бы мигрировать в более западные районы страны. Так как именно в этих практиках в публичных местах города закладывается человеческий и социальный капитал реали-

133

зации собственных мотивов и устремлений представителей разных групп

молодежи.

Литература

1. Лофланд Л.А. Сфера публичности. Нью-Йорк, 1998. С. 40.

2. Лэндри Ч. Креативный город. М., 2006. С. 187.

3. Полюшкевич О.А. Креативная культурная среда современных городов Сибири // Креативные индустрии в региональном пространстве социальных услуг и бизнеса. Материалы Первой региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Иркутского государственного университета и 20-летию Института социальных наук. 2018. С. 52-56.

4. Полюшкевич О.А. Креативность и открытость публичного пространства Иркутска // Социология. 2019. № 4. С. 143-149.

5. Полюшкевич О.А. Креативное измерение публичного пространства Иркутска // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона. материалы Второй региональной научно-практической конференции. 2019. С. 154-160.

6. Полюшкевич О.А. Креативный город: условия развития (случай Иркутска) // Управление городом: теория и практика. 2019. № 2 (33). С. 3-8.

7. Скуденков В.А. Психогеография в фокусе социальных притязаний горожан // DIXI - 2019: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях. Сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2019. С.117-124.

8. Скуденков В.А. Психогеография города: от архитектуры к социально-психологическому самочувствию // Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сбор-

ник научных трудов. Иркутск, 2019. С. 69-79.

9. Скуденков В.А. Психогеография городского пространства // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. сборник научных трудов. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред. В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2019. С. 119-122.

PROSOCIAL PRACTICES IN A PROVINCIAL CITY: CREATIVITY AND PROFANE PUBLIC SPACE

Polyushkevich O.A.

Irkutsk State University

The article examines the features of the formation of public space in provincial cities. The interrelation of the creative and the profane as a form of development of public places is revealed. The space of provincial cities is analyzed as a place of interaction between the creative and the profane in the development of social interaction.

Keywords: public space, provincial cities, creativity, expert survey, quality of public space, pro-social behavior, pro-social practices, solidarity.

References

1. Lofland L.A. Sphere of publicity. New York, 1998.S. 40.

2. Landry C. Creative city. M., 2006.S. 187.

3. Polyushkevich O.A. Creative cultural environment of modern Siberian cities // Creative industries in the regional space of social services and business. Materials of the First Regional Scientific and Practical Conference dedicated to the 100th anniversary of Irkutsk State University and the 20th anniversary of the Institute of Social Sciences. 2018. S. 52-56.

4. Polyushkevich O.A. Creativity and openness of the public space of Irkutsk // Sociology. 2019. No. 4. P. 143-149.

5. Polyushkevich O.A. The creative dimension of the public space of Irkutsk // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. materials of the Second Regional Scientific and Practical Conference. 2019. S. 154-160.

134

6. Polyushkevich O.A. Creative city: conditions for development (the case of Irkutsk) // City management: theory and practice. 2019. No. 2 (33). S. 3-8.

7. Skudenkov V.A. Psychogeography in the Focus of Social Claims of Citizens // DIXI -2019: Ideas, Hypotheses, Discoveries in Social and Humanitarian Research. Collection of scientific papers. Khabarovsk State University of Economics and Law. Khabarovsk, 2019. S. 117-124.

8. Skudenkov V.A. Psychogeography of the city: from architecture to social and psycho-

logical well-being // Philosophy of health: an integral approach. Interuniversity collection of scientific papers. Irkutsk, 2019.S. 69-79.

9. Skudenkov V.A. Psychogeography of Urban Space // Social Consolidation and Social Reproduction of Modern Russian Society: Resources, Problems, and Prospects. collection of scientific papers. FGBOU VO "ISU"; under total. ed. V.A. Reshetnikova, O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2019. S. 119122.

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.