Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИРКУТСКА'

ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИРКУТСКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГОРОДСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ / PUBLIC SPACE / CIVIC ACTIVISM / URBAN IDENTITY / LEGAL REGULATION / AREAS OF IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Роман Викторович

В статье анализируются результаты исследования городского публичного пространства Иркутска и роли в этом пространстве молодежи. Рассматриваются характеристики оценки публичного пространства, которые выделены автором в результате анализа экспертного интервью и опроса населения (имидж публичного пространства, социальная ориентация, удовольствие от взаимодействия, возможность наблюдать за другими, возможность участвовать во взаимодействии, карнавальность, безопасность и комфортность, системность). В статье используются материалы исследования «Публичное пространство Иркутска», проводимого под руководством О.А. Полюшкевич в 2019 году. Исследование проходило в виде опроса и экспертного интервью. В опросе приняло участие 2400 жителей Иркутска в возрасте от 18 до 65 лет, 60% женщин и 40% мужчин. В экспертном опросе приняло участие 14 человек, выступающих экспертами в той или иной сфере публичной жизни Иркутска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL ACTIVITY OF THE POPULATION IN THE PUBLIC SPACE OF IRKUTSK

The article analyzes the results of a study of the urban public space of Irkutsk and the role of youth in this space. The author considers the characteristics of the public space assessment, which were identified by the author as a result of the analysis of expert interviews and population surveys (public image, social orientation, pleasure from interaction, the ability to observe others, the opportunity to participate in interaction, carnival, safety and comfort, systematicity).

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИРКУТСКА»

Гражданская активность населения в публичном пространстве Иркутска

Иванов Роман Викторович

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Институт социальных наук, Иркутский государственный университет. dorwardrw@list.ru

В статье анализируются результаты исследования городского публичного пространства Иркутска и роли в этом пространстве молодежи. Рассматриваются характеристики оценки публичного пространства, которые выделены автором в результате анализа экспертного интервью и опроса населения (имидж публичного пространства, социальная ориентация, удовольствие от взаимодействия, возможность наблюдать за другими, возможность участвовать во взаимодействии, карнавальность, безопасность и комфортность, системность). В статье используются материалы исследования «Публичное пространство Иркутска», проводимого под руководством О.А. Полюшкевич в 2019 году. Исследование проходило в виде опроса и экспертного интервью. В опросе приняло участие 2400 жителей Иркутска в возрасте от 18 до 65 лет, 60% женщин и 40% мужчин. В экспертном опросе приняло участие 14 человек, выступающих экспертами в той или иной сфере публичной жизни Иркутска.

Ключевые слова: публичное пространство, гражданская активность, городская идентичность, правовое регулирование, сферы реализации.

В последние десятилетия в области гуманитарного знания все активнее обсуждают проблему публичного; в социальной философии она стала одной из самых актуальных. Проблема эта, впрочем, не с меньшим вниманием обсуждается в европейской литературе; ряд интересных работ посвящен ей и в российских научных публикациях.

Чем же вызван такой глубокий интерес к теме публичного? Прежде всего, надо сказать, что вопрос о ее значимости - не чисто теоретический, а более чем практический. Публичное пространство города - это общественная территория; его ключевое значение выражает идея общности, стимулируя развитие политических, правовых, экономических, культурных и иных смыслов социального взаимодействия. И актуальность вызвана возрастающим беспокойством о прогрессирующей приватизации различных типов городских общественных пространств, не говоря уже о дальнейших перспективах расширения того, что связывается с пониманием области частного. Кризисы, порожденные глобальными процессами, и больше всего дерегуляция и реформирование отношений между государством, частной и общественной сферой, - вот, что в конечном итоге стоит за столь широким интересом к теме публичного.

Впрочем, не только сегодня, но и в историческом прошлом интеллектуальной мысли публичное было предметом осмысления Платона, Аристотеля, Аль-берти, А.Фергюсона, И.Е.Забелина, В.Ф.Одоевского, М.Вебера, П.Сорокина, Х.Арендт, Ю.Хабермаса и других.

Во многом именно эти исследователи определили тот угол зрения, под которым тема публичного обсуждается и в настоящее время, а именно как вопрос об организующем принципе общественной жизни, действий и отношения человека к городу, государству и себе подобным, как гражданам. Однако сегодня обсуждение проблемы публичного имеет свою специфику: оно сместилось в сферу социальной философии, что,

разумеется, не могло не привнести новых важных акцентов в характер и способы ее изучения.

Не будет большим преувеличением сказать, что в середине ХХ столетия критика пространственной организации и распределения территориального ресурса города не находила своих приверженцев среди тех, кто обосновывал эффективность системного метода или искал основания достоверности в методиках инвайронментального подхода.

Город выступал как площадка для решений политических, экономических и культурных задач национальных государств [17].

Город третьего тысячелетия вовлечен в поле сложных глобальных проблем, обусловленных ролью новых коммуникационных технологий, усилением межнациональной и транслокалистской динамики социальных и межличностных связей, возросшей значимостью мировых (глобальных) городов. Повсюду каждый из этих процессов прослеживается в фактуре быстро меняющейся городской жизни, будь то в сторону улучшения, либо, наоборот, в направлении спада и ухудшения.

Не случайно в социальной философии последнего периода сложилось критическое отношение к политике глобального рынка, влияние которого так неравноценно и несправедливо отражается на жизни горожан. Гуманитарно-общественная критика варьируется от суждений об избыточном индивидуализме до минимальной социализации, от атрофии политического интереса до ощущений тотального риска, от «приватизации жизни» до ее «опубличивания» и т.п.

Более того, проблема публичного широко проговаривается в волитической риторике, в речи общественных деятелей, аналитиков и журналистов, в которых она актуализируется в масштабе государственных институтов и капиталистической экономики, в круге гражданских, художественных, научных, культурных вопросов. К тому же, сама постановка вопросов по линии качества публичных дебатов, их значения и сферы влияния на общественное мнение, на отстаивание прав или институциональных реформ приобрела сегодня значение чрезвычайной важности и потому не позволяет закончить дискуссии на все эти темы.

Социальная теория XVIII- начала XIX столетия уже намечает модус традиционной общины в ее разнообразных формах

- родовой, крестьянского товарищества, рабочей артели, христианской общины и т.п. Община рассматривается под давлением двух впечатлений, с одной стороны, в качестве социально-политического идеала (гражданское общество), а с другой -в ней усматривается наметившаяся склонность к распаду. Дальнейшее теоретизирование направлено на констатацию утраты человечеством общинной формы жизни и разложение ее на классы, идентичности, независимых индивидов, причина которых объясняется ростом организованности и бюрократизации общества.

В сказанном выше следует, конечно, учитывать позиции, которые наметили движение возврата к идее соучастия. Основы и методики общественной интеграции были представлены в виде, например, социальной группы интеллектуальной публики (Г.Тард), городских коммю-нити (Р.Парк), теоретического возрождения и идеализациипубличного пространства греческой демократии (Х.Арендт), «публичной сферы» (Ю.Хабермас), средневековых общностей (Х.Патнэм) и т.п.

В последние десятилетия ХХ века понятие «публичное пространство» продолжает развиваться и углубляться, прежде всего, в рамках теории общества сетевых структур, урбанизма и проектов организации городской среды. Требование глобальности выводит пространство публичного за пределы локального плана; оно формируется в системе глобальных СМИ, относится к восприятию и к действию, осуществляемому публикой, и направлено на то, чтобы привлечь к участию в дискурсе каждого во всей своей сложной индивидуальности.

Такое публичное пространство плюралистично, динамично и воплощает неотъемлемый компонент (норму и принцип) «свободной демократии».

Об Иркутске можно говорить как о городе с активно развивающимся публичным пространством, где реализуется гражданская активность молодежи. Иркутск это город где зарождаются и работают частные галереи, арт-классы, творческие кофейни и новые музеи. Это город где молодежь находит свое место для реализации не только своих творческих способностей, но и гражданских прав, через работу открытых дискуссионных площадок, коворкинг-центров и иных открытых пространств для диалога (!пЛермонтов, Точка кипения и прочее).

Формирование малого и среднего бизнеса, а также социального предпринимательства в сфере создания среды для социально активного взаимодействия. Самореализация и реализация личных интересов выступает ключевым моментом для укрепления публичного пространства. Старинные улицы и современные парки, набережные и скверы выступают платформой для самовыражения и коммуникации граждан. Публичное пространство выступает инструментом развития города и одновременно развития его жителей.

Важным моментом выступает в данном вопросе пространство легитимности реализации социальных проектов, творческих акций, публичных выступления, собраний горожан и прочих социальных действий, влекущих за собой изменение социального самочувствия и социальной активности населения. Одним из нормативных актов, регулирующих данные процессы, выступает фЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1]. Но он далеко не все процессы и сферы развития и активизации городского публичного пространства затрагивает и это позволяет говорить об ограниченности правового обеспечения данной сферы общественной жизни общества.

Публичность предполагает открытость, доступность для других, для выстраивания коммуникации незнакомцев и совместной социализации, решении творческих и насущных задач. Это может происходить на основе совместных действий (пространство как место действия - трактовка в стиле Х. Арендт [2]) или на основе обмена мнений, обмена информацией (пространство как место информационной коммуникации - трактовка в стиле Ю. Хабермаса [16]). И первый, и второй подход позволяет переносить и формировать новые смыслы жизни города и его жителей, определять их идентичность и совместные установки и представления о себе, о своем городе, о прошлом, настоящем и будущем города. Взаимосвязь социальной идентичности иркутян и городской топонимики представлена в работах О. А. Полюшкевич [5,6,7,8] и М. В. Поповой [9], влиянии городской среды на психоэмоциональное состояние в работах В. А. Скуденкова [12,13,14,15]. Вопросы публичности городского пространства также рассматривались в работах О. А. Полюш-

кевич [10,11]. Например, уличные граффити могут стать примером как реальных действий (протеста против каких-либо решений власти или рекламирование продуктов или же творческая реализация отдельных групп молодежи), что продемонстрировано в работах А.В. Завьялова [3] и С.В. Малых [4]. Среди ответов наших респондентов можно обозначить следующие, наиболее ярко иллюстрирующие данные выводы.

Реализуя какие-либо социальные проекты на публичных площадках Иркутска, я понимаю, что делаю наш город лучше. Я действую во благо горожан. И от этого чувствую, что живу не зря, так как мои проекты цепляют душу и меняют мировоззрение, поведение, мысли тех, кто в них участвует или за ними наблюдает (А.П., общественный деятель, 43 года).

Я провожу бесплатные мастер-классы и публичные лекции, я делаю что-то важное и нужное для города, я помогаю людям поверить в себя, найти внутренние ресурсы для реализации. Я верю в то, что это по-настоящему меняет лицо нашего города (Н.Н., публицист, психолог, 38 лет).

Можно выделить несколько характеристик оценки публичного пространства, которые сформировались в результате анализа экспертного интервью и нашли подтверждение при опросе населения (имидж публичного пространства - 21%, социальная ориентация - 17%, удовольствие от взаимодействия - 15%, возможность наблюдать за другими 12%, возможность участвовать во взаимодействии - 12%, карнавальность - 10%, безопасность и комфортность - 8%, системность 5%).

Имидж публичного пространства. Без знаковости места или персоны, на которую придут - публичное пространство безлико. Оно оживает новыми смыслами и знаками тогда, когда продуцирует условия для коммуникации (Ю. Хабермас) или возможность для действий (Х. Арендт). Иными словами, важным моментом выступает сфера и идеология деятельности.

Бывая на публичных мероприятиях, лекциях, ворк-шопах, мастер-классах я приобретаю новый круг знакомых, контактов и возможностей. Даже фиксация на фотографиях того или иного места - формирует мой имидж, размещая это у себя в социальных сетях - я фор-

мирую свой незримый социальный капитал, который позволит реализоваться мне в новом качестве, неожиданных проектах (М.А., журналист, блогер, 29 лет).

Некоторые события в публичных пространствах города просто обязывают тебя быть там. Это нужно для того, чтобы действовать. Обозначить то, что ты есть, готов работать, включаться в процессы, быть активным актором любой коммуникации. Это нужно для тебя самого, для твоих друзей, для города. Это имидж человека и гражданина (С.В., психолог, коуч, 42 года).

Социальная ориентация. Проекты, реализуемые в публичных пространствах, имеют социальную ориентацию, вне зависимости от того - реализация личного потенциала человека или какой-то социальной группы. Итоговый результат - социальная трансформация общества в позитивном направлении.

Социальные проекты, в которых я участвую или организую - всегда нацелены на развитие горожан, на улучшение имиджа города, на укрепление идентичности и солидарности граждан. Это творческая реконструкция исторических событий в виде ролевых игр, позволяет крепить коллективную память о прошлом, реализовать творческий потенциал в пошиве исторически соответствующих костюмов, заучивании аутентичных песен, вовлечении населения в совместную работу по реконструкции событий прошлого на улицах Иркутска (С.Ю., преподаватель истории, реставратор, 49 лет).

Важно делать не только то что тебе нравится (хотя и это важно), но и то, что полезно для города, для его жителей, что позволяет им узнавать что-то новое из прошлого города, узнавать что-то новое о себе (внутренние качества, навыки, способности). Именно этот потенциал позволяет нам верить в себя, надеяться на лучшее и идти вперед (Т.И., бизнес-тренер, 44 года).

Удовольствие от взаимодействия. Если вам не нравится то, что вы делаете, то это будет сделано плохо. Если вас заставляют что-то делать, а вы этого не хотите, то это также будет сделано плохо. Только процесс внутреннего удовлетворения и удовольствия от собственной деятельности позволяет развиваться публичному пространству, вовлекать в него новых людей, привлекать новые идеи и реализовывать интересные проекты.

Я могу заниматься своим делом в любое время дня и ночи, без денег и с деньгами. Мне это нравится, это мое хобби, мое увлечение, моя жизнь. Без рисования - я никто. Поэтому, когда я выиграл грант Губернского собрания Иркутской области, я был рад реализовать проект по обучению живописи всех желающих. Но до этого - я также проводил занятия для желающих и делал то же самое. Я не могу без этого жить (М.С., художник, фотограф 39 лет).

Я поучаю такое удовольствие от того что делаю, что даже не могу представить свою жизнь без этого. Ко мне часто приходят дети - лепить игрушки из глины, опираясь на традиционные старинные рецепты. Хотелось бы чаще видеть их родителей, но они значительно реже остаются. Но это не значит, что я делаю что-то не так. Это всего лишь возможность для моей удовлетворенности жизнью и я ей активно пользуюсь! (С.В., мастер по глине, архитектор, 31 год).

Возможность наблюдать за другими. / Возможность участвовать во взаимодействии. Эти два пункта в опросе населения заняли одинаковое количество процентов и, по сути, говорят о двух сторонах одного процесса. Возможности наблюдать за теми, кто что-то делает и самим участвовать в этом действии. Это реализация психологических особенностей человека.

Я стараюсь присутствовать на общегородских публичных мероприятиях -это позволяет чувствовать сопричастность с городом и горожанами. Наблюдая за концертами, участвуя в выставках или присутствуя на мастер-классах мы формируем единое пространство для развития города. В этом и есть наша солидарность, которая проявляется на повседневном уровне взаимодействия (А.В., юрист, 34 года).

Мне нравится наблюдать за теми, ко участвует в акциях, флеш-мобах и других проектах в публичных проектах в городе. Это вызывает удивление и искренний интерес к людям и их жизни, мотивам их поступков и готовности что-то делать. Когда я их вижу, во мне просыпается ученый-исследователь (С.В., переводчик, аниматор, 26 лет).

Карнавальность (возможность включения в игру). Фестивали, постановки, флеш-мобы способствуют развитию твор-

ческой импровизации и ощущения со-участия в публичном пространстве со множеством незнакомцев. Возможность примерить новые маски и роли, расширить поле идентичности. Карнавальные шествия, балы-маскарады, тематические исторические балы стали модными в Иркутске за последние 10 лет, что выступает сигналом к формированию нового типа идентичности - горожанина развлекающегося, карнавальность как признак нового мира.

Карнавалы - это возможность соприкоснуться с другим временем, с историей, с иной жизнью. Я работаю в Сбербанке и уже несколько лет подряд специально с коллегами готовимся к городскому карнавалу - шьем костюмы, готовим номера с выступлениями. Это возможность соприкоснуться с новыми гранями жизни (А.Ю., ведущий экономист, 37 лет).

Организация развлекательного досуга - мечта моей жизни. Пока я участвую и помогаю в организации развлекательных, досуговых городских мероприятий на день города и на другие знаковые события. Это позволяет мне раскрыться и увидеть бесконечное количество возможностей для самореализации и способов украсить, улучшить наш город (М.С., студентка, 19 лет).

Безопасность и комфортность. Публичное пространство должно создавать рамки, позволяющие любому человеку чувствовать себя в безопасности и комфорте, пребывая в этом пространстве.

Публичное пространство будет привлекать молодежь тогда, когда оно будет безопасно и будет позволять творчески реализовываться (С.В., архитектор, 25 лет).

Комфортная городская среда, удобные и красивые публичные места города сами по себе создают ауру привлекательности и располагают к творческой реализации тех, кто там находится. Задача властей, бизнеса -создать эту среду и тогда молодежь станет прорывным инструментом развития городской среды (С.В., помощник депутата, 30 лет).

Сложность в том, что правовым обеспечением безопасности в городском пространстве по факту никто не занимается. Полиция регулирует уже свершившиеся нарушения общественного порядка или преступления, но не занима-

ется их предотвращением. Другие правовые институты также не задействованы в данном вопросе (К.Ю., руководитель благотворительного фонда, 62 года).

Системность. Публичное пространство развивается только тогда когда оно изменяется, постоянно прирастает новыми формами, идеями, проектами через тех, кто организует и участвует в мероприятиях, проводимых в этих местах. Системно развивающаяся среда - это условие развития города и горожан. Во всех этих сферах - основное действующее лицо - это молодежь. Новые лики и формы, ракурсы и грани жизни молодежи задают условия для реализации в городских публичных пространствах. Даже в проектах, где основными участниками выступают пенсионеры или инвалиды, молодежь присутствует в виде волонтеров, организаторов и иных активных лидеров, способных реализовать пространственную сферу города. На данный момент есть понимание системности в идеях и проектах, но их правовом обеспечении представления и реальные действия отсутствуют.

Системность, которая соединяет в себе комфорт и безопасность, модность и актуальность, удобство и возможность вовлеченности в разные процессы позволяет всем кто может и готов реализовать свой потенциал. Развивая только одно направление - в результате мы угробим все. Необходимо постепенно выходить на новый уровень (М.С., директор кинотеатра, 42 года).

Системная работа публичного пространства строится на прозрачности и правовом регулировании всех процессов - данная сфера в Иркутске совсем не развита. И мы можем говорить о социальной активности, но говорить о безопасности или правовой защищенности социальных инициативы - увы, не можем (А.Е., правозащитник, 31 год).

Таким образом, развитие публичного пространства Иркутска становится неотъемлемой частью городского развития. Участие молодежи в этом процессе и закономерно и необходимо, так как именно она выступает носителем идей и главным действующим лицом в их реализации в городском пространстве. Для того чтобы городское публичное пространство развивалось более интенсивно стоит активизировать работу в области:

• Разработки и реализации муниципальных программ поддержки молодежных проектов.

ц Гп::а 1

• Проведения мониторинга социального самочувствия молодежи.

• Координация работы молодежных объединений в городе.

• Системное проведение молодежных мероприятий.

• Информационная и финансовая поддержка молодежных проектов в рамках публичного пространства Иркутска.

• Правовое сопровождение реализации проектов в публичных пространствах города (как для организаторов, так и для участников).

Возможность раскрытия потенциала молодежи в развитии публичного пространства Иркутска возможно при взаимодействии органов муниципальной власти и социальной ответственности бизнеса в рамках создания условий для развития социального предпринимательства и креативного потенциала развития города.

Город вобрал в себя все, чем богат мир, он призван творить эту вечно живую реальность, эту бесконечно разнообразную, бесконечно сложную жизнь; он обречен созидать все, что нужно для этой жизни. В процессах исторического становления городские структуры фиксируют моменты постоянства и изменчивости. Что же изменяется и что остается неизменным? Как город отвечает на вызовы времени? По-разному, но всегда голосом живущих в нем людей. Изменения порождают как противоречия, так и согласие, они ужасают и дарят счастье, вызывают протест и творчески переосмысливаются [17]. Так или иначе, перемены связаны с мечтой о том, что нужно для достижения лучшей жизни.

В стремлении к этой цели все пути ведут в город, вернее, к сообществу людей, к их способности интегрировать свои интересы и действия. И в этом аспекте много неясности. Способны ли, разрозненные по жизненным принципам и установкам сообщества объединить усилия для общего дела? Не будут ли политические институты работать на партикулярные интересы так, как это происходит на сегодняшний день? Что, в конечном счете, нас ждет в пункте системной бифуркации? Видимо, в эпоху нестабильности устойчивым является лишь факт исторической миссии города - быть центром судьбоносных решений. И это уже не только философский и социальный вопрос, но духовный. Публичное пространство остается напоминанием и ключом к решению многочисленных во-

просов и проблем, которые неизменно порождает сотворенный человеческой общностью мир города.

Литература

1. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003. (ред. 01.05.2019) // Консуль-тантПлюс [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_44571/ (дата доступа 28.05.2019)

2. Арендт Х. Vita activa, или о деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.

3. Завьялов А.В. Новое лицо города: граффити в Иркутске // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе. Материалы всероссийской научной интернет-конференции, Иркутск. 2010. С. 228-232.

4. Малых С.В. Граффити-реклама как часть визуального пространства города // Креативные индустрии в региональном пространстве социальных услуг и бизнеса Материалы Первой региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ИГУ. Иркутск. 2018. С. 153-156

5. Полюшкевич О.А. Место топонимики в социокультурном воспроизводстве Иркутска // Социология. 2018. № 4. С. 3945.

6. Полюшкевич О.А. Образ исторического города: топонимические проблемы // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе Материалы X Всероссийской научной интернет-конференции. 2018. С. 231-240.

7. Полюшкевич О.А. Топонимика Иркутска в оценках его жителей // Урбанистика. 2018. № 2. С. 12-22

8. Полюшкевич О. А. Символическое конструирование территориальной идентичности (на примере топонимики Иркутска) // Управленческое консультирование. 2017. - № 11 (107). - С. 80-94.

9. Полюшкевич О.А., Попова М.В. Влияние топонимики на идентичность жителей города (по материалам Иркутска) // Социодинамика. 2018. № 9. С. 86-97.

10. Полюшкевич О.А. Поствиртуальность повседневного публичного пространства города // Управление городом: теория и практика. 2019. № 3 (34). С. 3-10.

11. Полюшкевич О.А. Креативность и открытость публичного пространства Иркутска // Социология. 2019. № 4. С. 143-149.

12. Скуденков В.А. Психогеография городского пространства // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Сборник научных трудов. ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под общ. ред. В.А. Решетникова,

0.А. Полюшкевич. Иркутск, 2019. С. 119122.

13. Скуденков В.А. Психогеография в фокусе социальных притязаний горожан // DIXI - 2019 : идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2019. С. 117-124.

14. Скуденков В.А. Психогеографические притязания жителей Иркутска // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегио-нальной идентичности и позитивного образа малой родины. Материалы Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. Ответственные редакторы А.Д. Карнышев, В.А. Решетников. 2019. С. 197-204.

15. Скуденков В.А. Психогеография города: от архитектуры к социально-психологическому самочувствию // Философия здоровья: интегральный подход Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск, 2019. С. 69-79.

16. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. 418 с.

17. Филимонова О.Ф. Публичное пространство города: Монография - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2017 - 185 с.

Civil activity of the population in the public space

of Irkutsk Ivanov R.V.

Irkutsk State University

The article analyzes the results of a study of the urban public space of Irkutsk and the role of youth in this space. The author considers the characteristics of the public space assessment, which were identified by the author as a result of the analysis of expert interviews and population surveys (public image, social orientation, pleasure from interaction, the ability to observe others, the opportunity to participate in interaction, carnival, safety and comfort, systematicity). Key words: public space, civic activism, urban identity,

legal regulation, areas of implementation References

1. ""On the general principles of the organization of local

self-government in the Russian Federation" No. 131-FZ dated 06.10.2003. (revised 05/01/2019) // ConsultantPlus [electronic resource] URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_44571/ (access date 05/28/2019)

2. Arendt H. Vita activa, or about active life / Per. with

him. and English. V.V. Bibikhin. Saint Petersburg: Aleteya, 2000.437 p.

3. Zavyalov A.V. The new face of the city: graffiti in

Irkutsk // Culture and explosion: social meanings in a transforming society. Materials of the All-Russian Scientific Internet Conference, Irkutsk. 2010.S. 228-232.

4. Malykh S.V. Graffiti advertising as part of the visual

space of the city // Creative industries in the regional space of social services and business Materials of the First Regional Scientific and Practical Conference dedicated to the 100th anniversary of ISU. Irkutsk. 2018.S. 153-156

5. Polyushkevich O.A. Place of toponymy in the

sociocultural reproduction of Irkutsk // Sociology. 2018.No. 4.P. 39-45.

6. Polyushkevich O.A. The image of a historical city:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

toponymic problems // Culture and explosion: social meanings in a transforming society Materials of the X All-Russian Scientific Internet Conference. 2018.S. 231-240.

7. Polyushkevich O.A. Toponymy of Irkutsk in the

assessments of its inhabitants // Urban Studies. 2018. No. 2. P. 12-22

8. Polyushkevich OA Symbolic construction of territorial identity (on the example of Irkutsk toponymy) // Management consulting. 2017. - No. 11 (107). - S. 80-94.

9. Polyushkevich O.A., Popova M.V. Influence of

toponymy on the identity of city residents (based on materials from Irkutsk) // Sociodynamics. 2018.No. 9.P. 86-97.

10. Polyushkevich O.A. Postvirtuality of the everyday public space of the city // City management: theory and practice. 2019. No. 3 (34). S. 3-10.

11. Polyushkevich O.A. Creativity and openness of the public space of Irkutsk // Sociology. 2019.No. 4.P. 143-149.

12. Skudenkov V.A. Psychogeography of urban space // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Collection of scientific papers. FSBEI VO "ISU"; under total. ed. V.A. Reshetnikova, O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2019.S. 119-122.

13. Skudenkov V.A. Psychogeography in the Focus of Social Claims of Citizens // DIXI - 2019: Ideas, Hypotheses, Discoveries in Social and Humanitarian Research, Collection of Scientific Papers. Khabarovsk State University of Economics and Law. Khabarovsk, 2019.S. 117-124.

14. Skudenkov V.A. Psychogeographic claims of Irkutsk residents // Interdisciplinary resources of economic psychology in the formation of ethnoregional identity and a positive image of a small homeland. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Responsible editors A.D. Karnyshev, V.A. Reshetnikov. 2019.S. 197-204.

15. Skudenkov V.A. Psychogeography of the city: from architecture to social and psychological well-being // Philosophy of health: an integral approach. Interuniversity collection of scientific papers. Irkutsk, 2019.S. 69-79.

16. Habermas Y. Involvement of the other. Essays on political theory. Saint Petersburg: Nauka, 2001.418 p.

17. Filimonova O.F. Public space of the city: Monograph - Saratov: Publishing house "Saratov source", 2017 - 185 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.