Научная статья на тему 'Креативность и открытость публичного пространства Иркутска'

Креативность и открытость публичного пространства Иркутска Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полюшкевич О.А.

В статье дается анализ открытости развития публичного пространства. В основе анализа берется креативное пространство Иркутска как сфера моделирования социокультурного облика города, связывающего повседневное пространство с прошлым и будущим города. Отдельно рассматривается субъективное восприятие горожанами публичного пространства в аспектах креативного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность и открытость публичного пространства Иркутска»

Креативность и открытость публичного пространства Иркутска

Полюшкевич О.А.

В статье дается анализ открытости развития публичного пространства. В основе анализа берется креативное пространство Иркутска как сфера моделирования социокультурного облика города, связывающего повседневное пространство с прошлым и будущим города. Отдельно рассматривается субъективное восприятие горожанами публичного пространства в аспектах креативного развития. Ключевые слова: креативность, открытость, публичное пространство, социальная реальность, социальное развитие

Публичное управление городом становится все более актуальной темой для различных социальных групп. Вопросы развития гражданского общества и включенности граждан в управление городом выступает приоритетным направлением общественного воспроизводства. В современной России увеличиваются различные гражданские инициативы, направленные на изменение публичного пространства через креативные, творческие, инновационные и иные подходы.

Важно понимать, почему вырос интерес к городским измененьям и кто вовлекается в креативное конструирование города? Каковы социокультурные и экономико-политические изменения после реализации данных проектов?

В научных исследованиях, посвященных креативным индустри-ям, стало общим правилом то, что творчество во всех формах, смыслах и проявлениях позитивно влияет на все процессы (начиная от экономики, заканчивая производством, от политики до культуры, от государственного управления до гражданских инициатив) [3,4,7,8,9]. Это в общем приводит к развитию качественного и комфортного городского пространства.

В основе данной работы лежат 18 экспертных интервью, взятых у активных представителей креативного пространства Иркутска в 2019 году, которые реализовали и про-

должают реализовывать два и более креативных проекта в городе. Благодаря деятельности которых, формируются открытые креативные пространства, вырабатываются нормы и правила функционирования регионального сообщества, актуализируется интернет пространство (через блогерскую работу или иное участие в интернет-СМИ) благодаря чему трансформируется социальная реальность. Также были проанализированы городские сайты, отражающие работу городских инициатив.

Для анализа материалов применялся социально-сетевой анализ информационных систем, который позволил выявить условия отношения к городу как социальному пространству, его жителям как носителей определенных ценностей, социальной и личной ответственности за прошлое, настоящее и будущее в этом городе.

Применительно к городскому пространству, креативность часто трактуется как брендинг или маркетинг места. Креативность городского пространства зачастую трактуется как условие и место того, где вы сможете начать творить - в бизнесе, досуге, общении или как-то ином формате. Креативность как способность к инновациям, позволяющая решать свои задачи нетривиальными решениями и неочевидными путями. При этом сами процессы должны и могут влиять на качество жизни в конкретном городе [1,2,10,11].

Как выяснилось в процессе интервью, мотивами для занятия креативными индустриями выступают две установки: 1) креативное пространство это способ изменения (чаще улучшения) общества; 2)

креативное пространство это способ само-РР продвижение собственных инициатив и проектов [12]. И для первых, и для вторых само креативное пространство запускает сетевое взаимодействие (знакомство всех со всеми), позволяющее формировать профессиональные сети, творческое имя и профессиональную репутацию. Все вместе это формирует закон спроса и предложения на креативную индустрию, рождает различные формы поддержки и обмен опытом [5,6,13,14]. Профессиональная сеть креативной индустрии становится главной опорой развития городского пространства креативности. Она выступает инструментом мобилизации ресурсов и инициатив, способных влиять на креативное пространство города.

Уникальность креативного городского пространства в том, что тут начинают взаимодействовать три социальных института ранее фактически не пересекающихся (искусство, наука и социальный активизм). Как правило, представители каждого из этих институтов, имеют собственные представления о том, как должен и может развиваться город. И соединение их в одном пространстве, в одни проекты рождает совершенно уникальный творческий продукт, рождающий новое лицо города, заново интерпретирующий прошлое этого города (например, 130 квартал Иркутска или проект А. Петрова «Прогулки по старому Иркутску», реализующийся уже шестой год) и рождающий новые идеи и инициативы, пространства и формы развития в будущем (например, Точка кипения 21 апреля 2019 года - она функционирует год; иные коворкин-

пространства города: ¡пЬвгтопШ, йрожжи, открытое пространство Черный квадрат, галерея Rвvoлю-ция и прочие, которые формируют среду для развития креатива среди различных социальных групп).

Организаторы и участники различных публичных пространств, объясняя свое участие в них, все чаще применяют термин введенный А. Лефевром в 1996 году «право на город», в различных контекстах. Гражданские инициативы становятся инструментом воздействия на муниципальное управление (противодействие решениям власти), на противостояние с крупным бизнесом и т.д. И для активных горожан, открытое креативное пространство выступает местом высказывания своих интересов, отстаивания прав и воздействия на управленческие решения. Иными словами, гражданами используется право на мобилизацию в рамках общественных инициатив.

Право на город - это не индивидуальная возможность, это коллективная стратегия воздействия на городское управление, это наша возможность менять пространство города (А.С., 39 лет, бизнесмен, руководитель общественной организации).

Право на город - есть у каждого человека, проживающего в городе. Влиять на свою жизнь, ее менять к лучшему, не быть безразличным - это залог нашего процветания (Ю.К., 64 год, руководитель Благотворительного Фонда.

Право на город есть не только у тех, кто наделен официальной властью или деньгами, но и тех, кто участвует в повседневных практиках обычной жизни, кто организует праздник или творче-

ский процесс в обыденных вещах, это право есть у тех кому не все равно как он живет и как живут его близкие (В.Л., 38 лет, руководитель частного театра танца).

Люди, участвующие в креативных индустриях - меняют пространство под свои ценности и взгляды, свои идеалы и представления не только через сам творческий процесс (создания спектаклей, благотворительных аукционов, открытых выставок и проч.), но и через вовлечение в эти процессы общественности, людей далеких от профессиональной сферы креативных индустрий, но вовлекающихся в ее в процессе повседневной жизнедеятельности. Этот факт сам по себе меняет повседневную реальность города, менталитет его жителей.

Стоит понимать, что их взгляд, «профессионально деформирован», далеко не все идеи и проекты можно воплотить. Но само наличие альтернатив, расширяет схемы и стратегии управления городом. Креативность и готовность чутко реагировать на изменения, адаптироваться к любым условиям делает эту группу одним из ключевых институтов по трансформации облика города.

Любая креативная среда - это «пространство возможностей» (А. Лефевр), которые структурируют город в определенном ритме, пространстве и форме. В этом «пространстве возможностей» реализуется «право на город» у тех, кто создает и участвует в нем. Когда заканчиваются формальные нормы - начинаются реальные творческие инициативы, которые предлагают и формируют альтернативные модели и стили жизни, по-новому изоб-

ретающие повседневные практики, предлагающие иначе смотреть на городские пространства, которые из заброшенных цехов заводов или иных помещений трансформируются в творческие пространства (например, лофт4 проект АРТ Барахолка в IVENT HOLL, по адресу Иркутск, Гаврилова 16 - пространство для тех, кто делает что-либо своими руками, начиная от картин и варенья, заканчивая бижутерией, керамическими поделками и музыкальными произведениями); или где бетонные заборы выступают полотном для граффити-проектов и т.д. Своего рода, это создание города в городе, наполненного альтернативными смыслами и символами, связывающими людей в единое творческое движение. Это пространство не просто изобретения нового, но и нового видения старого, возможность разрушения шаблонных представлений о каким-либо городском объекте, улице или фасаде здания и формирование нового пространства его жизни.

Для участников этих проектов важно быть принятыми и услышанными не только своим сообществом, но и услышанными теми, кто потребляет их продукцию случайно или не являясь «производителем» альтернативных моделей такой продукции. Направленность деятельности креативных проектов имеет цель либо само актуализации, либо политизации тех инициатив, которые они запускают.

Признаками политизации могут выступать представления об об-

4 От англ. loft «чердак»: мультифункцио-нальные пространства, совмещающие выставочную, лекционную, ивент-деятельность, а также образовательную деятельность

щем благе и формирование общественного мнения в отношении какого-либо вопроса.

Я полагаю, что для творческого развития горожан, нашего общего душевного блага - творческие мастерские, проводимые в 130-ом квартале и на других площадках Иркутска - дают возможность иркутянам стать более творческими, духовными людьми (С.Н., 42 года, руководитель гончарной мастерской).

Наши креативные проекты, реализуемые в пространстве 130-го квартала, формируют общественные установки иркутян в отношении прошлых традиций и будущих инноваций, важности сохранения истории и альтернативных творческих практиках, для людей разных возрастов (А.П., 43 года, руководитель информационного электронного вестника Иркутска).

Сегодня, политические задачи чаще реализуются через повседневное сопротивление, политическое действие напрямую не связанное с властью, но обозначающее инициативы в креативном пространстве. Поэтому, уличное искусство зачастую выступает как сопротивление контролю власти. Повседневное несогласие через творческие проекты выступает «ползучим сопротивлением» прогресса.

Мотивами участия в креативных проектах выступают рациональные инициативы собственного продвижения и рекламы и творческой реализации, новым вызовам. Примером первого направления могут стать следующие моменты интервью:

Чем более ты известен, больше работаешь, тем легче мо-

жешь управлять тем, где и как ты выступаешь, кто тебя приглашает, как продаются твои работы (Н.Н., 49 лет, художник, руководитель галереи),

Я далек от политики, но именно политические карикатуры или иные сюжеты дают максимум денег и славы - поэтому хочешь не хочешь, а начнешь разбираться (Л.Ю., 23 года, граффити-художник).

Арт-инсталяции становятся доступны для тех, кто входит в эту тусовку, имеет какое-то имя и может продвигать и отстаивать свои идеи (Д.Ю., 41 год, свободный художник, владелец галереи).

Примером второго выступают такие цитаты интервью:

Меня вдохновляет сам процесс вовлечения множества людей в творческий проект, своего рода флеш-моб, но на стенах и дорогах нашего города, который более долго будет влиять на идентичность горожан, восприятие города приезжими и т.д. (Т.А., 25 лет, граффити-художник).

Для меня - уличное искусство -это возможность жить и реали-зовываться по максимуму, быть тем, кем должен стать по жизни (А.М., 19 лет, граффити-художник.

Будущее не за галереями, а за реальной жизнью в городской среде, за возможностью творить и тут же реализовывать свои произведения, выходить на новые круги, видеть и узнавать новых людей... (С.В., 44 года, свободный фотограф).

Открытые пространства, нетипичные зоны для творчества используются как первой, так и второй группой, но для первой - это

инструмент (для реализации материальных задач), для второй - это мотивация и стимул, вдохновение и прорыв (для понимания социальности и социетальности среды). И не важно насколько подготовлена и может профессионально оценить эффект публика, важен сам процесс работы, который имеет различные последствия для реальных акторов креативного пространства города.

Для реализации креативных ин-дустрий в городе необходимо изменить сам подход к понимаю этих процессов. Для реализации большинства креативных проектов необходимо развивать коммуникации, вне зависимости от того это проект арт-искусства, граффити, образовательного лофта, творческой мастерской или чего-то еще. Причем коммуникации как внутри сети профессионалов в данной области, так и коммуникация с широкой публикой - это своего рода социальный капитал креативного города. В этом ключе медийные ресурсы выступают основным источником распространения информации о креативных проектах и перспективах роста. «Выход в народ» выступает инструментом продвижения креативных идей в городском пространстве.

«Выход в город» для креативных творческих проектов - это способ изменения лица этого города, поэтому перспективы Иркутска, как других городов России достаточно многообразны [8]. Креативная культурная среда развивается неоднозначно и многолико. Поэтому сложно обозначить единый вектор развития креативных индустрий городского пространства, но можно выявить основные мотивы и формы

147

Fl

развития креативности в изменении облика городов. Трансформация городского пространства зачастую видится не за городскими властями или бизнесом, а креативным классом, через реализацию своего творческого потенциала в повседневных практиках.

Литература

1. Беспалова А.А. Ключевые акторы конструирования рекреационного пространства крупного российского города: потенциал креативности // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 21. № 5. С. 189-198.

2. Борисова Ю.В., Попова М.В. Введение в маркетинг территории: учебное пособие. Иркутск, 2017. 121 с.

3. Городские движения России в 2009-2012 годах: на пути к политическому / Под ред. К. Клеман. М: НЛО, 2013. 360 с.

4. Желина А.А. Креативность в городе: реинтерпритация публичного пространства // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т.18. №2. С. 45-59.

5. Журавлева И.А. «Умные города»: ожидания и страхи горожан // Социология. 2019. №1. С. 124-130.

6. Журавлева И.А. Программа «безопасный город» в современном муниципальном управлении // Урбанистика. 2018. № 4. С. 55-62.

7. Журавлева И.А. Город будущего: знания, привычки и креативность в повседневном пространстве // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона : материалы Второй регион. науч.-практ. конф. Иркутск. - Иркутск : Репро-центр А1, 2019. С. 103-107.

8. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика-XXI, 2006. 399 с.

9. Малых С.В. Сотворчество университета в креативном городе // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона : материалы Второй регион. науч.-практ. конф. Иркутск. - Иркутск : Репроцентр А1, 2019. С. 161-164.

10. Полюшкевич О.А. Креативная культурная среда современных городов Сибири // Креативные индустрии в региональном пространстве социальных услуг и бизнеса Материалы Первой региональной научно-практической конференции, Иркутск, Репроцентр А1, 2018. С. 52-56.

11. Полюшкевич О.А. Креативное измерение публичного пространства Иркутска // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона : материалы Второй регион. науч.-практ. конф. Иркутск. - Иркутск : Репроцентр А1, 2019. С. 154-161

12. Полюшкевич О.А. Публичное пространство Иркутска: повседневность и социальная активность горожан // ExLegis. 2019. №3.

13. Полюшкевич О.А. Креативный город: условия развития (случай Иркутска) // Управление городом: теория и практика. 2019. №2 (33). С. 3-8.

14. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2005. 432 с.

Creativity and openness of the public space

of Irkutsk Polyushkevich O.A.

Irkutsk State University

The article analyzes the openness of the development of public space. The analysis is based on the creative space of Irkutsk as a

sphere of modeling the socio-cultural image of the city, linking everyday space with the past and future of the city. Separately considered is the subjective perception by the citizens of the public space in the aspects of creative development. Key words: creativity, openness, public space,

social reality, social development References

1. Bespalova A.A. Key actors in constructing the recreational space of a large Russian city: creativity potential // Humanitarian of the South of Russia. 2016.Vol. 21. No. 5. P. 189-198.

2. Borisova Yu.V., Popova M.V. An Introduction

to Territory Marketing: A Study Guide. Irkutsk, 2017.121 s.

3. Urban movements of Russia in 2009-2012:

on the way to the political / Ed. K. Clement. M: UFO, 2013.360 s.

4. Zhelina A.A. Creativity in the city: reinterpretation of public space // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2015.V. 18. No. 2. S. 45-59.

5. Zhuravleva I.A. "Smart cities": expectations

and fears of citizens // Sociology. 2019. №1. S. 124-130.

6. Zhuravleva I.A. The Safe City Program in

Modern Municipal Management // Urban Studies. 2018. No. 4. P. 55-62.

7. Zhuravleva I.A. City of the future: knowledge,

habits and creativity in everyday space // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region: materials of the Second region. scientific-practical conf. Irkutsk - Irkutsk: Reprocentre A1, 2019.S. 103-107.

8. Landry C. Creative city. M .: Classic-XXI, 2006.399 p.

9. Malykh S.V. University co-creation in a crea-

tive city // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of a region: materials of the Second Region. scientific-practical conf. Irkutsk - Irkutsk: Reprocentre A1, 2019.S. 161-164.

10. Polyushkevich O.A. The Creative Cultural Environment of Modern Siberian Cities // Creative Industries in the Regional Space of Social Services and Business Materials of the First Regional Scientific and Practical Conference, Irkutsk, Reprocentre A1, 2018.P. 52-56.

11. Polyushkevich O.A. The creative dimension of the public space of Irkutsk // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region: materials of the Second region. scientific-practical conf. Irkutsk - Irkutsk: Reprocentre A1, 2019.S. 154-161

12. Polyushkevich O.A. Public space of Irkutsk: everyday life and social activity of citizens // ExLegis. 2019. №3.

13. Polyushkevich O.A. Creative city: development conditions (case of Irkutsk) // City management: theory and practice. 2019.No 2 (33). S. 3-8.

14. Florida R. Creative class: people who change the future. M .: Classic XXI, 2005.432 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.