Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНОСТЬ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПАНДЕМИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ'

РЕЛИГИОЗНОСТЬ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПАНДЕМИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / ПАНДЕМИЯ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ардашев Роман Георгиевич

В статье рассматриваются особенности изменения религии и религиозности в виртуальном мире. Особое место уделяется особенностям сознания населения в условиях пандемии. В качестве основной идеи служит положение о том, что виртуальная идентичность порождает новый вид религиозности, конструирующийся в виртуальном, цифровом мире. Ситуация пандемии ускоряет все процессы работы сознания, предлагая новым формам религиозной идентичности и как таковой религиозности влиять на качество жизни, выбор и его последствия для всех членов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOSITY OF VIRTUAL SPACE IN A PANDEMIC SOCIETY: FEATURES OF CONSCIOUSNESS

The article examines the features of changing religion and religiosity in the virtual world. Special attention is paid to the peculiarities of the consciousness of the population in a pandemic. The main idea is the provision that virtual identity generates a new kind of religiosity, which is constructed in the virtual, digital world. The situation of a pandemic accelerates all processes of the work of consciousness, offering new forms of religious identity and, as such, religiosity to influence the quality of life, choice and its consequences for all members of society.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНОСТЬ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПАНДЕМИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ»

Религиозность виртуального пространства в пандемическом обществе: особенности сознания

Ардашев Роман Георгиевич,

кандидат юридических наук, старший преподаватель-методист отдела организации учебного процесса управления учебно-методической работы Академии управления МВД России E-mail: ardashevrg@bk.ru

В статье рассматриваются особенности изменения религии и религиозности в виртуальном мире. Особое место уделяется особенностям сознания населения в условиях пандемии. В качестве основной идеи служит положение о том, что виртуальная идентичность порождает новый вид религиозности, конструирующийся в виртуальном, цифровом мире. Ситуация пандемии ускоряет все процессы работы сознания, предлагая новым формам религиозной идентичности и как таковой религиозности влиять на качество жизни, выбор и его последствия для всех членов общества.

Ключевые слова: религиозность, виртуальность, пандемия, адаптация, социальное управление, со-

Современная ситуация в обществе достаточно противоречива. В связи с пандемией, увеличились процессы виртуализации повседневной жизни. Все больше сфер, пространств и реализаций находится не в среде реального, а в среде виртуального мира. Не обошла цифровизация и религиозность.

С одной стороны, виртуализация религиозности - это процесс формального воплощения виртуальных интенций, которые были всегда. И сеть интернет стала инструментом опредмечивания мира религиозности и религиозной идентичности. В пандемический период потребность в религиозности, вере, надежде на лучшую жизнь станет основным ориентиром ценностных и мировоззренческих поисков. И тем самым, виртуальная религиозность зафиксируется как закономерный процесс развития духовности. С другой стороны, виртуальность - меняет смыслы религиозности, предлагая альтернативы в духовном поиске и формах душевного самосовершенствования, формируя новые универсальные духовные учения, псевдорелигиозные течения, новые ритуалы и практики, формы коммуникации. Тем самым формируется новый опыт духовного переживания, принятия себя и мира, высшего духа, Бога или Богов. Издержками этих процессов выступают квазирелигиозные идеи, религиозные симуляции, понижающие уровень доверия к религии у населения и искажение религиозных норм и догм.

Современное общество создает новые условия для формирования идентичности, это вызвано как процессами глобализации, так и виртуализации. Пандемические условия жизни также накладывают свой отпечаток. Это касается и религиозной идентичности. На сегодняшний день не сформировалось единой религии (как прогнозировалось многими учеными и фантастами), но обострились конфликты на по-

20

чве религии и религиозности, гибридной идентичности и т.д. [4], также появляются исследования религиозных сообществ в виртуальном пространстве

[1,7].

Среди отечественных исследований религиозной идентичности доминируют работы, связанные с состоянием и конфессиональной идентичностью различных социально-религиозных групп России [3]. И лишь некоторые ученые задаются вопросом о трансформации религиозной идентичности под влиянием виртуальности [5,6].

Религиозная идентичность предполагает личный выбор принадлежности к той или иной религиозной группе, религиозному сообществу. С появлением виртуальности возможности религиозной идентичности расширяются [4], формирующейся в процессе осознания своей принадлежности к определенной, не всегда фиксируемой в реальном социуме виртуальной общности [1], обрести которую может любой пользователь.

Существует достаточно большой пласт исследований, рассматривающих представленность религиозных организаций, принадлежащих разным конфессиям в сети Интернет, но работ, посвященных непосредственно виртуальной религиозной идентичности, очень мало. Возможно, это связано с тем, что чаще всего под религиозным виртуальным пространством понимается «религия-онлайн», где Интернет используется преимущественно как инструмент менеджмента и связи с паствой. Но уже существование обозначенной К. Хел-ландом «он-лайн-религии» позволяет нам говорить о формировании новой виртуальной религиозной идентичности.

В смежных исследованиях встречаются термины касающиеся проявления идентичности в виртуальном пространстве: «киберидентичность», «сетевая идентичность», «идентичность в виртуальном пространстве», «мобильная идентичность», «электронная идентичность». Они используются как эки-валенты анализа связи индивида как

с определенным религиозным сообществом, так и локальных, а порой и индивидуальных ритуалов, норм и правил, формирующих идеи, ценности и мировоззрение различных сообществ, касающихся религии и религиозности и как следствия религиозной идентичности.

Виртуальная религиозная идентичность - изменчивый, синтетический продукт или результат, отражающий личностные мотивы и религиозные ценности конкретного пользователя, представляющего себя в виде различных комбинаторных конфигураций (авата-ров). Она может не иметь четкой фиксации, так как аватар (образ человека в Сети) направлен на создание эффекта подобия и вполне может рассматриваться как образ, в некоторых случаях лишенный сходства с реальностью. Появление виртуальной религиозной идентичности является показателем растущей трансгрессивности современного общества.

Эти размышления стали основой для нашего исследования, которое мы провели в 2021 году, через платформу опросов www.google.com, в исследовании приняли участие 1350 человек, в возрасте от 18 до 75 лет, проживающие в разных субъектах РФ и имеющие разнообразный социально-профессиональный и демографический статус. 57% женщин и 43% мужчин; 66% имеют высшее образование, 21% средне-специальное, 11% среднее. Отбор респондентов проходил по квотной выборке: пол, возраст, регион проживания, значимость религиозности в жизни респондента (это был вопрос фильтр, который позволял либо дальше отвечать на вопросы (в случае положительного ответа), либо опрос завершался.

На наш взгляд интересным является факт, кто зашел по ссылке опроса, но ответил отрицательно - что религиозность не значима для них - неожиданно невелика. Всего зашло 1565 человек из них 1350 ответили положительно (86%) и только 215 отрицательно (14%). Среди тех, кто ответил отрицательно 82% мужчины и 18% жен-

21

щины, 65% с высшим и 35% со средне-специальным образованием (рис. 1).

религиозность 14%

религиозность 86%

Рис. 1. Значимость или не значимость религиозности в жизни

Иными словами, на сегодняшний день, религиозность как форма организации сознания является действую-

щим механизмом и объяснительной парадигмой мира. Не смотря на научно-технический прогресс и научную картину мира, роль религии и религиозности как формы сознания остается важной формой организации личности, ее индивидуально-личностных мотивов и стратегий поведения в меняющемся мире. Религиозность вновь становится условием жизни.

Значимость религиозности определяется несколькими факторами: личностный опыт, социально-средовой опыт, социально-стратегический опыт. Данные индикаторы были выявлены в ходе факторного анализа результатов исследования значимости религиозности, при описании 74% общей дисперсии (таблица 1) и особенности формирования виртуальной религиозности, при описании 77,5% общей дисперсии (таблица 2).

Не значима

Таблица 1. Факторный анализ значимости религиозности

Фактор Переменные Коэффициент

Личностный опыт. Вес фактора - 17,8. Объяснительная дисперсия -27,7% Преодоление трудностей без Бога невозможно 0,787

Только Бог нас спасал и спасет в будущем 0,756

Вера в высшие силы позволяет жить 0,721

Социально-средовой опыт. Вес фактора - 14,6. Объяснительная дисперсия -24,4% Бог не дает тех испытаний, что нам не по плечам 0,743

Так жили наши предки - так живем и мы 0,732

Опираясь на знания и веру народа - можно жить достойно 0,711

Социально-стратегический опыт. Вес фактора - 12,2. Объяснительная дисперсия -21,9% Сегодня религиозность - это путь на верх. 0,725

Принадлежность к той или иной религии - открывает разные двери. 0,713

Религиозность - это способ объединения людей в сообщества, которые помогают своим и не мешают чужим. 0,687

Таблица 2. Факторный анализ значимости виртуальной религиозности

Фактор Переменные Коэффициент

Личностный опыт. Вес фактора - 18,7. Объяснительная дисперсия -32,9% Преодолевая трудности - их легче пережить зная, что ты не один, а в сети - всегда найдется тот, кто тебя понимает. 0,768

Виртуальная религиозность позволяет всегда быть с теми, кто верит в то, что и ты, а также позволяет мобильно получать поддержку в моменте здесь и сейчас 0,743

Виртуальная религия - это современный способ понимания того, что мы не одни в мире. 0,729

22

Окончание

Фактор Переменные Коэффициент

Социально-средовой опыт. Вес фактора - 16,3. Объяснительная дисперсия -14,1% Как жили наши предки - дает опору, но в новых условиях жизни, нужны новые духовные ориентиры. Их предаёт интернет. 0,122

Новая религиозность в виртуальном мире - дает не меньше сил, чем посещение церкви. 0,321

Среда виртуального сообщества зачастую может дать большую опору и поддержку, чем те, кто реально живет с с тобой в одной квартире. 0,234

Социально-стратегический опыт. Вес фактора - 11,4. Объяснительная дисперсия -30,5% Виртуальная религиозность дает опоры в том, что на этом можно заработать и получить признание. 0,876

Виртуальная религиозность дает социальный и финансовый капитал, который более защищен в нашем мире. 0,845

Виртуальная религиозность является инструментом развития личного бренда и своих индивидуальных ценностей, которые потом могут легко монетизироваться. 0,755

Фактор личностного опыта - индивидуальные переживания, связанные с травмирующими событиями в жизни, которые привели к необходимости обращения к религии и религиозность стала социально-терапевтическим инструментом последующей социальной адаптации.

Фактор социально-средового опыта - конструируется на основе среды социализации индивида, когда родственники и близкое окружение воцер-ковлены (вне зависимости от вероисповедания), ходят на службы, соблюдают обеты, праздники, посты и т.д. И социально-средовой фактор в результате социализации стал условием воспроизводства мира.

Социально-стратегический опыт -строится на основе понимания социального капитала принадлежности к религиозным кругам или той или иной конфессии, для достижения властных, экономических, социальных благ и ресурсов. Религиозность выступает социальным и человеческим капиталом социального развития.

Появление цифрового мира придает ей лишь новые очертания, дает дополнительные символы и знаки, но лишь по-новому заставляя укреплять иррациональную сторону личности, да и общества в целом. Виртуальная религиозность тем самым актуализирует и возрождает старые смыслы в новом времени и новой форме.

Появление виртуальной религиозности становится точкой переключения внимания, актуализации более значимых личностных, мировоззренческих мотивов для личного и социального развития. Респонденты указывают, что они более осознанно и вдумчиво подходят к тому, во что верят. Информация, которая приходит из сети Интернет, которая касается религии, религиозности - совпадает с их ценностями и убеждениями, поддерживая их веру в себя, понимание правильности собственной жизни, помогает найти главные ценности и осознание того, что они не одни в мире и могут рассчитывать на помощь высших сил при необходимости.

Как видно из таблицы 2, значимость социально-средового фактора существенно падает, когда мы акцентируем внимание на виртуальной религиозности. Это позволяет говорить о личной ответственности, более личном выборе виртуальной религиозности. Отличия только роются в мотивах - как личная стратегия переживания экзистенцио-нальных кризисов и смыслов или как инструмент достижения социального благополучия, статуса и уважения.

При факторе личностного опыта, в определении значимости религиозности соотношение мужчин и женщин примерно равно (53% женщин и 47% мужчин), то при выявлении значимости виртуальной религиозности количество

23

женщин возрастает на треть, а мужчин сокращается (72% женщин и 28% мужчин).

При социально-стратегическом факторе картина противоположная. Хотя, надо сказать, что при выявлении значимости религиозности как инструмента построения социальной и финансовой карьеры мужчин также больше, чем женщин (женщин 42%, мужчин 58%), но виртуальная религиозность еще больше увеличивает эту разницу (женщин 27%, мужчин 73%).

До появления цифрового мира, смена религиозной идентичности происходила чаще насильственным путем (в результате военных завоеваний, как спасение от гонений). Сегодня религиозная идентичность - это личный выбор человека и группы, не влияющий на его положение в государстве или мире. При этом, религиозная идентичность все также остается частью социальной идентичности, но она перестала рассматриваться как ее основа, хотя до сих пор является одним из узнаваемых маркеров чужести и поводом для крупных социальных конфликтов [3]. Изменчивость современного мира приводит к изменчивости и религиозной идентичности.

Появление виртуальной идентичности является следствием неудовлетворенности индивида реальной идентичностью, что также выступает результатом более глобального кризиса идентификации, самопринятия современного человека. Свойства виртуальной среды создают наиболее оптимальные условия для развития виртуальной религиозности. К ним относится: ее нематериальность (25,5%), относительная анонимность (21,1%), быстрота распространения информации (19,5%), ее «протестность», когда виртуальная среда может подстраиваться под нужды пользователя и меняться в зависимости от решаемых задач (18,3%), «открытость, усложненность и поиск альтернатив дальнейшего развития» (15,6%), что дает увеличение возможностей для самопознания и выбора ролей и смены идентичности (рис. 2).

Рис. 2. Влияние свойств виртуальной среды на развитие виртуальной религиозности

Виртуальная идентичность формируется, с одной стороны, когда пользователь начинает отождествлять себя с определенным реальным виртуальным сообществом, с другой стороны -фэнтезийным. Этот процесс начинается со входа в цифровую платформу. Каждая игровая платформа имеет свой вид цифрового тела со своими физическими характеристиками. Здесь можно создать персонажа реализации своей виртуальной идентичности: эльфа, человека, орка, демона преисподней, существа из других галактик и т.п. Можно моделировать свою внешность и физические данные. Такие широкие возможности гарантируют, что каждый сможет реализовать свои самые смелые фантазии, осуществить свою «мечту». Важно отметить, что виртуальная идентичность не является стабильной. Трансгрессии подвержена как она сама, так и возможность ее смены.

Религиозность виртуальной идентичности предполагает активизацию телесных и личностных условий, где человек чувствует себя присутствующим скорее в опосредованной виртуальной среде, чем в непосредственной физической реальности. Виртуальная реги-лигиозность позволяет всегда «быть на связи», стало быть, всегда быть приобщенным к большему и лучшему. В определенных случаях в виртуальном пространстве может создаваться оригинальная виртуальная идентичность, не тождественная реальной. Это связано, прежде всего, со сферой компьютерных игр, практикующих включение фэнтезийных, в том числе и религиозных, сообществ, где может формиро-

24

ваться, собственно, новая виртуальная религиозная идентичность. Виртуальная идентичность операционально рассматривается как расширение повседневной жизни и инструмент культурных изменений. Соответственно виртуальная религиозная идентичность становится полем расширения возможностей и в религиозной сфере.

Постоянную трансгрессивность виртуальной религиозной идентичности и сложность ее фиксации можно объяснить перманентной сменой мейнстрим-ных мировоззренческих трендов в виртуальном пространстве, оказывающих наибольшее влияние на молодое поколение, являющееся активным пользователем Глобальной сети и основным потребителем продуктов массовой культуры. Среди молодежи (18-35 лет, говорить о виртуальной религиозности можно в 97%, среди представителей среднего возраста (36-55 лет) - 61%, старшего возраста (56 лет и старше) -32,1%.

Особенно остро эти процессы происходят в пандемическом обществе, когда внешние условия пандемии COVID-19 заставили миллионы людей ограничить свое внешнее взаимодействие и выстраивать его через дистанционную работы в сети Интернет. Виртуальная религиозная идентичность именно в это время стала набирать наиболее сильную интенсивность в привлечении новых и новых адептов. Что и требует пристального изучения данного вопроса в новых условиях.

Таким образом, данное исследование является во многом пионерским и требует продолжения и расширения. Но можем предположить, что проведение мониторинга религиозности виртуального пространства и моделировании социального развития под влиянием виртуальной религиозности в ближайшей перспективе станет актуальным трендом развития многих социально-религиозных исследований будущего. В результате данного моделирования возможно создание модели личного и социального развития схем религиозности виртуального простран-

ства, которые позволят регулировать и прогнозировать поведение отдельных социальных групп, подверженных разным виртуально-религиозным процессам общественного воспроизводства и отслеживать процессы ценностно-мировозренческого и духовно-идеологического становления россиян в пандемическом обществе России.

Литература

1. Ардашев Р.Г. Иррациональность современных условий религиозной идентичности // Религиозная идентичность и межкультурные коммуникации: материалы Всероссийского научного семинара / отв. ред. и сост.: А.П. Романова, Д.А. Чер-ничкин. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2020. С. 126-132.

2. Ардашев Р.Г. Субъективное восприятие свободы воли и религиозного самоопределения в общественном сознании // Социология. 2020. № 6. С. 5-15.

3. Иванов Р.В. Новая религиозность и религиозная идентичность среди молодёжи // Религиозная идентичность и межкультурные коммуникации. Материалы Всероссийского научного семинара. Под общей редакцией А.П. Романовой, Д.А. Чер-ничкина. 2020. С. 137-143.

4. Летов Е.В. Сетевая идентичность в культуре современного информационного общества // Вестник МГУ-КИ. 2013. № 4 (54). С. 62-65.

5. Романова А.П., Черничкин Д.А. Проблемы виртуальной религиозной идентичности // Политическая наука. 2020. № 4. С. 59-73.

6. Романова А.П., Черничкин Д.А., Топчиев М.С. Факторы трансформации современной религиозной идентичности российской молодежи в виртуальном пространстве // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии) 2020. № 3 (13). http://filos. oreluniver.ru/abyss_issue/13/9

25

7. Трескин П.А. Иррационализация духовности: ресурсы региональных религиозных организаций // В поисках социальной истины. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. 2020. С. 263269.

RELIGIOSITY OF VIRTUAL SPACE IN A PANDEMIC SOCIETY: FEATURES OF CONSCIOUSNESS

Ardashev R.G.

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article examines the features of changing religion and religiosity in the virtual world. Special attention is paid to the peculiarities of the consciousness of the population in a pandemic. The main idea is the provision that virtual identity generates a new kind of religiosity, which is constructed in the virtual, digital world. The situation of a pandemic accelerates all processes of the work of consciousness, offering new forms of religious identity and, as such, religiosity to influence the quality of life, choice and its consequences for all members of society.

Keywords: religiosity, virtuality, pandemic, adaptation, social management, consciousness.

References

1. Ardashev R.G. Irrationality of modern conditions of religious identity // Religious identity and intercultural communication: materials of the All-Russian scientific seminar / otv. ed. and compiled by: A.P. Romanova, D.A. Chernichkin. Astrakhan: Astrakhan State University, Astrakhan University Publishing House, 2020. P. 126-132.

2. Ardashev R.G. Subjective perception of free will and religious self-determination in public consciousness // Sociology. 2020. No. 6. S. 5-15.

3. Ivanov R.V. New religiosity and religious identity among young people // Religious identity and intercultural communication. Materials of the All-Russian Scientific Seminar. Edited by A.P. Romanova, D.A. Cher-nichkina. 2020.S. 137-143.

4. Letov E.V. Network identity in the culture of the modern information society // Vestnik MGUKI. 2013. No. 4 (54). S. 62-65.

5. Romanova A.P., Chernichkin D.A. Problems of virtual religious identity // Political Science. 2020. No. 4. P. 59-73.

6. Romanova A.P., Chernichkin D.A., Top-chiev M.S. Factors of transformation of the modern religious identity of Russian youth in the virtual space // Abyss (Questions of philosophy, political science and social anthropology) 2020. No.3 (13). http://filos.orel-univer.ru/abyss_issue/13/9

7. Treskin P.A. Irrationalization of spirituality: resources of regional religious organizations // In search of social truth. Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Edited by O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinin. 2020.S. 263-269.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.