Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ: РЕЛИГИОЗНОСТЬ ОНЛАЙН'

РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ: РЕЛИГИОЗНОСТЬ ОНЛАЙН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Ключевые слова
КИБЕРРЕЛИГИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ОНЛАЙН-БОГОСЛУЖЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ / ЛЮТЕРАНЕ / КАТОЛИКИ / РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ / CYBER-RELIGION / VIRTUAL RELIGIOSITY / ONLINE SERVICE / PANDEMIC / LUTHERANS / CATHOLICS / RUSSIAN GERMANS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киссер Татьяна Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению влияния интернета на мировые религии и новым виртуальным формам верований (кибер-религии). Предмет данной статьи относится к числу базовых потребностей людей, при этом он требует особенно деликатного обращения, ведь речь идет о религии, во все времена вырабатывавшей собственные нормы и каноны, а сегодня вынужденной адаптироваться к правилам веб-коммуникации. Особое внимание кибер-религия привлекла к себе во время пандемии коронавируса (COVID-19) и режима изоляции, который был объявлен едва ли не во всем мире. Эти события привели к окончательной победе цифровой культуры над аналоговой. Публичная религиозная жизнь в мире перешла в теле- и радиоэфир, и особенно интенсивно - в интернет. Рассматривая влияние пандемии на кибер-религию, мы более пристально остановимся на одном кейсе - этническом сообществе российских немцев, члены которого исповедуют три основных направления в христианстве: протестантизм (лютеранство), католицизм и (в меньшей степени) православие. Посредством «включенного онлайн-наблюдения» мы в течение полугода вели мониторинг лютеранских и католических сообществ российских немцев, участвовали в специальных WhatsApp-группах. Кроме того, источниками исследования стали веб-интервью с лидерами религиозных общин, прихожанами, подписчиками социальных сетей, пользователями WhatsApp и Telegram. Опыт российских немцев показал пример активации религиозности в онлайне. Люди не могли свободно посещать церковные службы, поэтому стали популярны онлайн-богослужения. Кроме того, произошел всплеск онлайн-просьб о молитве, потому что возможность молиться в храмах была ограничена. Традиционные религиозные праздники под внешним воздействием трансформировались и приобрели новые онлайн-формы. Возможно, практика праздников в онлайн-режиме сохранится и дальше, а кибер-религия станет еще более востребованной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN GERMANS: RELIGION ONLINE

The article deals with the influence of the Internet on the world religions and the new virtual forms of religious practices (cyber-religion). The subject of this article relates to the basic needs category, however, it requires a particularly delicate treatment, since it involves a religion, which throughout its entire history developed its own specific norms and canons, and today has to adapt to the new rules of web-communication. Cyber religion has become particularly attractive during the coronavirus (COVID-19) pandemic and the subsequent world-wide isolation. One of its effects was the final victory of the digital culture over the analogue version. The global public religious life moved to the television and radio broadcasts, and, most of all, to the Internet platforms. To get a closer look at the impact of the pandemic on cyber-religion, we will focus on the ethnic community of the Russian Germans the members of which mostly belong to the three main denominations of Christianity - Protestantism (Lutheran church), Catholicism and, to a lesser extent, Russian Orthodoxy. The authors have been monitoring the Russian Germans’ Lutheran and Catholic communities by means of the “online involved observation” technique and the participation in the WhatsApp groups for a six months period. Additional sources for the study were the web-interviews of the religious communities’ leaders, the church members, the subscribers of social networks, WhatsАpp and Telegram messengers. The study of the Russian Germans has demonstrated a growth of religious activity in online media. The people unable to attend the real-life church services shifted their attention to the online services. In addition, there was a surge of online requests for prayer as a consequence of restrictions limiting the opportunities to pray in church. The traditional religious holidays also suffered a transformation under the effect of the circumstances and acquired new online forms. It is quite possible that the practice of online holidays will be maintained in future, and the cyber religion will become even more popular.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ: РЕЛИГИОЗНОСТЬ ОНЛАЙН»

DOI 10.31250/2618-8600-2020-3(9)403-123 УДК 004.9:39

Музей антропологии и этнографии Т. С. Киссер им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: tkisser@bk.ru

I Российские немцы: религиозность онлайн*

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению влияния интернета на мировые религии и новым виртуальным формам верований (кибер-религии). Предмет данной статьи относится к числу базовых потребностей людей, при этом он требует особенно деликатного обращения, ведь речь идет о религии, во все времена вырабатывавшей собственные нормы и каноны, а сегодня вынужденной адаптироваться к правилам веб-коммуникации. Особое внимание кибер-религия привлекла к себе во время пандемии коронавируса (COVID-19) и режима изоляции, который был объявлен едва ли не во всем мире. Эти события привели к окончательной победе цифровой культуры над аналоговой. Публичная религиозная жизнь в мире перешла в теле- и радиоэфир, и особенно интенсивно — в интернет. Рассматривая влияние пандемии на кибер-религию, мы более пристально остановимся на одном кейсе — этническом сообществе российских немцев, члены которого исповедуют три основных направления в христианстве: протестантизм (лютеранство), католицизм и (в меньшей степени) православие. Посредством «включенного онлайн-наблюдения» мы в течение полугода вели мониторинг лютеранских и католических сообществ российских немцев, участвовали в специальных WhatsApp-группах. Кроме того, источниками исследования стали веб-интервью с лидерами религиозных общин, прихожанами, подписчиками социальных сетей, пользователями WhatsApp и Telegram. Опыт российских немцев показал пример активации религиозности в онлайне. Люди не могли свободно посещать церковные службы, поэтому стали популярны онлайн-богослужения. Кроме того, произошел всплеск онлайн-просьб о молитве, потому что возможность молиться в храмах была ограничена. Традиционные религиозные праздники под внешним воздействием трансформировались и приобрели новые онлайн-формы. Возможно, практика праздников в онлайн-режиме сохранится и дальше, а кибер-религия станет еще более востребованной.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

кибер-религия, виртуальная религиозность, Киссер Т. С. Российские немцы: религиозность

онлайн-богослужения, пандемия, онлайн. Этнография. 2020. 3 (9): 103-123.

лютеране, католики, российские немцы doi 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-103-123

* Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 18-78-10077 «Виртуальная этничность и кибер-этнография: новация на фоне традиции».

Peter the Great Museum of Anthropology T. Kisser and Ethnography (Kunstkamera)

of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: tkisser@bk.ru

I The Russian Germans: religion online

ABSTRACT. The article deals with the influence of the Internet on the world religions and the new virtual forms of religious practices (cyber-religion). The subject of this article relates to the basic needs category, however, it requires a particularly delicate treatment, since it involves a religion, which throughout its entire history developed its own specific norms and canons, and today has to adapt to the new rules of web-communication. Cyber religion has become particularly attractive during the coronavirus (COVID-19) pandemic and the subsequent worldwide isolation. One of its effects was the final victory of the digital culture over the analogue version. The global public religious life moved to the television and radio broadcasts, and, most of all, to the Internet platforms. To get a closer look at the impact of the pandemic on cyberreligion, we will focus on the ethnic community of the Russian Germans the members of which mostly belong to the three main denominations of Christianity — Protestantism (Lutheran church), Catholicism and, to a lesser extent, Russian Orthodoxy. The authors have been monitoring the Russian Germans' Lutheran and Catholic communities by means of the "online involved observation" technique and the participation in the WhatsApp groups for a six months period. Additional sources for the study were the web-interviews of the religious communities' leaders, the church members, the subscribers of social networks, WhatsApp and Telegram messengers. The study of the Russian Germans has demonstrated a growth of religious activity in online media. The people unable to attend the real-life church services shifted their attention to the online services. In addition, there was a surge of online requests for prayer as a consequence of restrictions limiting the opportunities to pray in church. The traditional religious holidays also suffered a transformation under the effect of the circumstances and acquired new online forms. It is quite possible that the practice of online holidays will be maintained in future, and the cyber religion will become even more popular.

KEYWORDS: FOR CITATION:

cyber-religion, virtual religiosity, Kisser T. The Russian Germans: religion online.

online service, pandemic, Lutherans, Etnografia. 2020. 3 (9): 103-123. (In Russ.).

Catholics, Russian Germans doi 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-103-123

Сегодня безусловным преимуществом интернета является способность к постоянному, адаптивному и интерактивному взаимодействию. В виртуальном мире формируются новые идентичности (Giddens 1991; Turkle 1995; Holeton 1998; Lovheim 2004a, 2004b), через которые человек начинает иначе осмыслять реальную жизнь, нередко заменяя ее

виртуальной. Киберпространство позволяет реализовать многие основные потребности — социальные (общение в чатах и на форумах, виртуальные друзья), персональные (блоги, личные страницы, селфи), удовлетворить потребность в безопасности (кибербезопасность, анонимность, «черный список», «бан») или духовные нужды (кибер-религия/виртуаль-ная религия). Предмет данной статьи входит в число духовных потребностей людей, а потому здесь необходимо особенно деликатное обращение, ведь мы говорим о религии, во все времена вырабатывавшей собственные нормы и каноны, а сегодня вынужденной адаптироваться к правилам веб-коммуникации. Речь идет о кибер-религии (cyber-religion), влиянии интернета на мировые религии и новых виртуальных формах верований.

В качестве самостоятельного понятия кибер-религия появляется в академических исследованиях в середине 1990-х годов и служит для обозначения отношений между религией и киберпространством. Некоторые ученые называли так любые религиозные формы, опосредованные интернетом. Примером такого подхода является определение Б. Брашер, по которому «кибер-религия связана с присутствием религиозных организаций и религиозной деятельности в киберпростран-стве» (Brasher 2001: 29). Другие исследователи, например Л. Л. Доусон (Dawson 2000: 29), используют его только по отношению к религиозным организациям или группам, которые существуют исключительно в киберпространстве.

Социолог М. Т. Хойсгард считает, что кибер-религия по своей сути сосредоточена в основном в киберпространстве, ее содержание отражает базовые черты постмодернистской киберкультуры. По его мнению, кибер-религиозное поле характеризуется такими явлениями, как ролевые игры, индивидуальные конструкции, культурная адаптивность, увлечение технологиями и саркастическим подходом к конформистской религиозности. При этом кибер-религия ставит под сомнение привычные представления о реальных и установленных различиях между религией и наукой (H0jsgaard 2005: 57).

А. Карафлоджка пишет: «Уже несколько лет институционализован-ные религии, церкви, храмы и новые религиозные движения стремятся как можно скорее разместить свои страницы на веб-сайтах. Большие области оперативных информационных служб — таких как AOL и Yahoo — посвящены религии, начиная от групп, изучающих Библию в лоне традиционного христианства, и до неоязыческих ритуалов, проводимых в виртуальных чат-форумах» (Karaflogka 2002: 279).

M. Левхайм и A. Линдерман отмечают ключевую роль интернета в формировании религиозной идентичности (Lövheim, Linderman 2005: 129). Одно из наиболее важных отличий интернета от предшествующих ему средств массовой информации — огромный ресурс интерактивности. В интернете сообщение, отправленное одним человеком, может

спровоцировать ответы от одного или нескольких человек в реальном времени или с небольшой задержкой. Именно возможность интерактивности побуждает религиозные течения переходить в онлайн (Slevin 2000: 70, 78).

В настоящее время появляются первые типологии религиозных объединений в интернете. Если определять взаимоотношения религии и киберпространства в целом, то для религии оно является в первую очередь средой существования. При этом исследователи выделяют два типа форм существования религии в Сети. Первый тип образован религиозными электронными ресурсами, возникшими вне киберпространства, они выступают виртуальным отражением реальной религиозной жизни различных конфессий. Отнесение подобных форм цифровых ресурсов к новым формам кибер-религии представляется не совсем корректным, поскольку там не формируется новое вероучение или культ, не возникает новый религиозный социальный институт. Это не новая религия, а скорее новая форма презентации (самопозиционирования) существующей религии, для которой интернет выступает дополнительным видом коммуникации. Другой тип религиозности представляют вероучения, созданные и существующие только в киберпространстве. С позиции этих учений компьютерные технологии наделяются свойствами священных объектов или божественных сущностей. Особенностью кибер-религии как самостоятельной религиозной формы является то, что виртуальная реальность в интернете рассматривается как высшая реальность, доминирующая над обыденным существованием (Karaflogka 2002; Прытина 2008). К. Хелланд в качестве методологического приема в исследовании взаимодействия религии и интернета отделяет «религию онлайн» (religion online) от «онлайн-религии» (online religion) (Helland 2002, 2005). Первая представляет собой информацию, а вторая — возможность участвовать в религиозной деятельности онлайн. Он полагает, что в случае «религии онлайн» мы имеем дело с религией, практики и структуры которой по большей части существуют за пределами интернета. Таковы, например, официальные сайты мировых религий. В отличие от нее, «онлайн-ре-лигия» буквально осуществляется и «проживается» ее приверженцами в Сети. Что касается кибер-ритуалов, то исследователи выделяют два типа: 1) ритуалы институционализированных религий, которые в основном описательны и текстуальны; 2) ритуалы, которые могут быть определены как языческие или нью-эйдж (Karaflogka 2002: 284).

Точкой отсчета для развития кибер-религии принято считать 1997 г., когда в интернете распространился «Манифест кибер-веры», в котором был провозглашен новый «Кибер Бог»: «Боги древних — это в основном боги плодородия и боги войны. Потом люди стали поклоняться Богу Любви. Кибер Бог — это Бог познания. Возможности, которые дает для познания киберпространство, неограниченны, как неограниченно и само это пространство. Более того, о киберпространстве можно говорить как

о "последнем бастионе бога", потому что, в отличие от космоса, человек никогда не сможет в него проникнуть в своей физической форме. <.. .> Оставьте свой след в киберпространстве — и вы будете одарены вечной виртуальной жизнью» (Манифест кибер-веры...). Этот манифест был принят на так называемом Виртуальном Вселенском Соборе, на котором виртуально присутствовало 18 делегатов (из России, Украины, США, Германии и Израиля) (Виртуальный Вселенский Собор.).

Сторонники кибер-религии подчеркивают онтологический статус киберпространства. Они обосновывают объективное существование виртуальной реальности (а не в сознании человека или в компьютере), где компьютеры являются лишь средством проникновения в это пространство (Минченко 2012: 149, 150). К. МакГиллион высказывает опасения, что интернет «побуждает людей отказаться от вида плоти и крови, которые являются обязательным условием общего религиозного значения, религия может отделиться от реальных мест, реальных людей и реального чувства общего времени и культурной памяти». И далее: «Перемещение религии в киберпространство может побудить разочарование и секуляризацию мира» (McGillion 2000).

Особое внимание кибер-религия привлекла к себе во время пандемии коронавируса (COVID-19) и режима изоляции, который был введен практически во всем мире. Эти события привели к окончательной победе цифровой культуры над аналоговой. Публичная религиозная жизнь в мире перешла в теле- и радиоэфир, и особенно интенсивно — в интернет. Рассматривая влияние пандемии на кибер-религию, мы обратимся к одному кейсу — этническому сообществу российских немцев, участники которого исповедуют три основных направления в христианстве: протестантизм (лютеранство), католицизм и (в меньшей степени) православие (Головнёв, Белоруссова, Киссер 2018: 106). Посредством включенного онлайн-наблюдения мы в течение полугода вели мониторинг лютеранских и католических сообществ российских немцев, были участниками соответствующих WhatsApp-групп. Кроме того, источниками исследования стали веб-интервью с лидерами религиозных общин, прихожанами, подписчиками социальных сетей, а также пользователями мессен-джеров WhatsApp и Telegram.

В России насчитывается около 430 общин евангелическо-люте-ранской церкви, в которых среди прихожан более 80 % — российские немцы. Наиболее крупные общины действуют в Санкт-Петербурге, Москве, Калининграде, Челябинске, Омске и Томске. Российские немцы-лютеране многочисленнее немцев, исповедующих католичество или православие; они активнее позиционируют себя в виртуальном пространстве. В популярных социальных сетях «Вконтакте» и Instagram у них около 35 групп — это официальные аккаунты общин, личные страницы

пасторов и проповедников, тематические и другие группы. У лютеранской общины России с 2007 г. действует официальный сайт.

Томская лютеранская община в 2017 г. одной из первых создала свою страницу в Instagram по инициативе проповедника Виталия Шмидта1. Несмотря на солидный возраст (общине уже более 250 лет), она активно заявляет о себе на современных цифровых платформах. Первый пост был опубликован 22 октября 2017 г. Сначала аккаунт был популярен только у прихожан, публикации были нечастыми, в основном это были фотографии кирхи, членов общины, фото со служб. В первое время фотографии не имели подписей вовсе или были подписаны очень коротко, с общими хештегами (#лютеранство, #российскиенемцы#томск). Автор страницы отмечает, что «идея создать аккаунт появилась внезапно, сначала не было никакой стратегии ведения блога, но со временем стали присоединяться люди, появилась обратная связь» (КПМА 2022, Виталий Шмидт). Сейчас община для идентификации себя в социальных сетях, в том числе в Instagram, использует хештег #elo_tomsk (т. е. евангелическо-лютеран-ская община Томска. — Т. К.). Сегодня на ее странице 194 публикации — это не только фотографии и истории о жизни общины, но и посты на христианские темы, выдержки из Библии, рассказы о таинствах, поздравления с церковными праздниками (рис. 1, 2).

Другой пример влияния интернета на религию дает созданная в 2013 г. группа католиков «Просьбы о молитве»2 в сети «Вконтакте». В ней состоит порядка 1 900 чел., и любой подписчик может попросить помолиться за него или за его родных. Если человек ставит «лайк» к записи с просьбой, значит он отреагировал и помолился («Мы надеемся, что каждый "лайк" (мне нравится) под интенцией будет значить

0 молитве»). Всего в группе 3 350 таких сообщений. Администраторы отмечают, что во время изоляции и в пик пандемии количество обращений в группу увеличилось в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На главной странице создатели группы обращаются к пользователям:

Ежедневно возникают ситуации, когда нам нужна молитвенная поддержка. Иногда и мы имеем желание помочь кому-то, но не знаем как. В сообществе «Просьбы о молитве» мы попытаемся объединить тех, кто просит о молитве, и тех, кто хочет посвятить немного своего времени, вспомнив в нашем обращении к Господу тех, кто нуждается. Не бойтесь обращаться к другим людям с просьбой, ведь сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (КПМА, 2020) (рис. 3, 4).

1 Лютеранская община г. Томска. URL: https://www.instagram.com/elo_tomsk/ (дата обращения: 10.07.2020).

2 Просьбы о молитве. Группа в «Вконтакте». URL: https://vk.com/imolitva (дата обращения: 10.07.2020).

Рис. 1, 2. Лютеранская община г. Томска. Страница в Instagram Fig. 1, 2. Lutheran community of Tomsk. Instagram page

Исследования показывают, что основным мотивом ведения блогов у христиан выступает стремление создать место, где они могут рассказать о своей духовной жизни и ежедневных практиках (Cheong et al. 2009). Подобные публичные страницы / аккаунты являются своего рода самопрезентацией религиозной общины. Е. И. Гришаева и В. А. Шумакова отмечают, что самопрезентация, например, православных приходов онлайн возникает как результат взаимодействия религиозных и медийных требований и норм. Другими словами, выражение религиозной идентичности в онлайн является презентацией религиозной принадлежности в офлайн, которая опосредована медиатизированным характером коммуникации и возможностями, которые предоставляет интернет-среда (Гришаева, Шумакова 2019: 40, 41).

Во время самоизоляции многие пасторы и проповедники были вынуждены перейти в онлайн-формат. Для одних это был новый вызов, возможность реализовать то, что давно было задумано (прогрессивная

Рис. 3, 4. Просьбы о молитве. Группа в «Вконтакте» Fig. 3, 4. Prayer requests. A group in Vkontakte network

группа). Для других это было испытание, вынужденная мера (консервативная группа). К прогрессивным лидерам лютеранской общины можно отнести пастора Александра Шрайнера и пропста Вальдемара Йессе из Челябинска, оба уже несколько лет ведут YouTube-каналы3, где размещают онлайн-проповеди, песни, стихи, а также видео о жизни общины. Для них вынужденный онлайн-режим был скорее толчком к реализации старых планов, а не вызовом. Основную аудиторию их подписчиков составляли люди, которые по какой-то причине не могли приходить на богослужения. Александр создал свой канал еще в 2007 г. Он размещал здесь песни в собственном исполнении и проповеди, чтобы заявить о себе и отчасти ради эксперимента. Согласно рейтингу просмотров, его видео собирает значительно большую аудиторию, чем реальная служба в церкви.

3 YouTube-каналы лютеранских лидеров: Alex & Elena Schreiner. URL: https://www.youtube.eom/c/ AlexSchreiner/videos; Waldemar Jesse. URL: https://www.youtube.eom/e/WaldemarJesse/videos (дата обращения: 10.07.2020).

На данный момент распространение христианского контента в интернете — это тот метод евангелизации, который сейчас актуален. Проповедь, которая готовится часами с молитвой и усердием, достигает большего количества людей, и ее можно посмотреть еще раз. Также и самому можно послушать и работать над собой. Лютеранских русскоязычных проповедников в интернете очень мало, и, думаю, это положение дел нужно менять. Онлайн-проповеди — это хорошо, но нельзя забывать искать источник жизни и в самостоятельном изучении Библии. Да благословит, даст мудрости и укрепит Вас наш Господь Иисус Христос! (Александр Шрайнер, пастор, г. Челябинск, КПМА, 2020).

Помимо подготовки и публикации ежедневных онлайн-пропове-дей, Александр с 1 марта 2020 г. ведет у себя на канале проект «Слово Божье на каждый день». Как правило, это короткие пятиминутные аудио-ролики с проповедью. Они записаны разными пасторами и проповедниками из многих городов России и Германии. У каждого ролика около сотни просмотров. Вальдемар Йессе ведет другую необычную рубрику — «Караоке», где четыре человека (один из них пастор А. Шрайнер) исполняют духовные песни под аккомпанемент фортепиано и гитары, это исполнение сопровождается титрами с текстом песни (отсюда и название). Любой желающий может исполнить песню вместе с мини-хором.

У онлайн-богослужений большой охват, они доступны для просмотра в любое время. Можно достичь проповедью тех, кто чисто физически недоступен. Но в онлайн нет возможности совместно праздновать таинства и просто петь. Также возникает опасность, что люди могут перестать ходить на службу. К сожалению, мы как церковь очень часто не используем те возможности и инструменты, которые существуют в современном мире для распространения Евангелия. Лишь пандемия заставила нас задуматься об онлайн-служении. (Вальдемар Йессе, пропст, г. Челябинск, КПМА, 2020) (рис. 5, 6).

Пастор омской лютеранской общины Евгений Филиппов считает, что Covid-19 стал главным фактором в переходе к онлайн-богослуже-нию. Главной трудностью было психологически настроиться вести службу онлайн, не хватало визуального контакта и живого общения. Однако благодаря такой форме он узнал о новых способах взаимодействия с прихожанами:

Когда заканчиваются наши богослужения, то прихожане могут поделиться своими эмоциями друг с другом или высказать их пастору. Всё, что связано с онлайн-богослужениями, выглядит иначе. И поэтому все «лайки», «репо-сты», комментарии, а также телефонные звонки пришли на смену живому

ГЛАВНАЯ ВИДЕО ПЛЕИЛИСТЫ КАНАЛЫ ОБСУЖДЕНИЕ О КАНАЛЕ

I 12.5.20

5:26 I ЗЦар 3,5.9

Слово Божье на каждый день

Слово Божье на каждый день

Слово Божье на каждый день

Слово Божье на каждый день

17.5.20 (Ш)) 16.5.20

ЗЦар.8,58\§5 6:1 о Лк.21,3;

15.5.20 (Ш) 14.5.20

4:54 Лк.18,7 5:32 Иов.13.9 4:51

Слово Божье на каждый день

ШР 4:51

17.5.20 Слово Божье на каждый день ЗЦар.8,58

40 просмотров •

Слово Божье на каждый день

Слово Божье на каждый день

1°-5-20 |Щ)

2Тим.2,7

Слово Божье на каждый дет

Слово Божье на каждый день

8.5.20 III

5:30 м« 1.30-31 5:!

Слово Божье на каждый день

Слово Божье на каждый день

16.5.20 I

5:41 I Пук 1.78-79

Рис. 5. YouTube-канал пастора лютеранской общины г. Челябинска

Александра Шрайнера Fig. 5. YouTube-channel of a Lutheran community pastor in Chelyabinsk Alexander Shriner

обмену эмоциями — ведь это всё тоже мнения и чувства людей. Для пастора важно, как он сам относится к этим вещам. Важно ли само наличие «лайков» или «репостов», или он что-то почерпнет для себя из всего этого, чтобы взять в свой будущий багаж знаний и опыта (Евгений Филиппов, пастор, г. Омск, КПМА, 2020).

Пастор лютеранской общины г. Краснотурьинска, напротив, более консервативно настроен по отношению к религиозной жизни в онлайне. Он отмечает: несмотря на то, что богослужения посмотрели многие люди из разных городов и стран, его не услышали свои же прихожане, поскольку это люди старшего поколения, которые до сих пор имеют только кнопочные телефоны, не готовы осваивать Zoom или WhatsApp. Он считает, что лучше собрать 70 человек в церковном зале, чем 300 просмотров в интернете:

Я приемлю онлайн-формат для небольших заметок, чтений на каждый день, но я не представляю в таком виде большие богослужения с Крещением и Причастием, похороны и венчания. На данный момент, как я уже говорил, онлайн-богослужение — это вынужденная мера, и в дальнейшем надеюсь, что мы вернемся к традиционным собраниям. Не хочу, чтобы мы приучали людей к интернету. В жизни современного человека и без того много виртуальной реальности (Евгений Лукинов, пастор, г. Краснотурьинск, КПМА, 2020).

Рис. 6. YouTube-канал пропета лютеранской общины г. Челябинска

Вальдемара Йессе Fig. 6. YouTube-channel of a Lutheran community pastor in Chelyabinsk Waldemar Jesse

Во время изоляции многие конфессии перешли на онлайн-бого-служения, этот тренд продолжает сохраняться и сегодня. Некоторые общины после снятия ограничений продолжают подобную практику. Еще одним способом поддержания коммуникации стали WhatsApp-группы, которые создавались как территориальные сообщества для обсуждения повседневных задач и как лютеранские / католические конфессиональные группы, объединявшие прихожан из разных городов. У российских немцев две такие группы — «Лютеранское общение» и «Молитва — это сила». Через них рассылаются приглашения на общие богослужения в Zoom (рис 7, 8).

В Германии онлайн-формат религиозной жизни лютеран отличается большей консервативностью. Так, официальная церковь не создавала WhatsApp-группы и не использовала социальные сети для организации общения между прихожанами, так как в Германии строго соблюдают закон о персональных данных, и церковь общается с паствой через официальные письма и почту. Каждая община имеет свой сайт, на котором ежедневно публикуются видеообращения руководителей, подкасты, тексты молитв и проповедей4. Онлайн-богослужения в Германии проводятся в телеэфире, утром на центральных каналах каждый может посмотреть службу из главных католических и лютеранских церквей в прямом эфире:

4 Например, лютеранская община Св. Якоба в г. Райне: https://jakobi-rheine.ekvw.de/sonstiges/#c1255344 (дата обращения: 16.07.2020).

Жизнь общины не прекратилась из-за отсутствия физической возможности проводить богослужения. Современные технологии позволили продолжать духовное общение. Ежедневно колокол звонил ровно в семь утра и в полдень, приглашал молиться, каждый делал это у себя дома. На сайте общины выставляли регулярно молитвы и тексты проповедей на соответствующее воскресенье, их даже присылали обычным письмом. Оставались на связи пасторы и сотрудники общины, с которыми можно было поговорить по телефону и при острой необходимости даже лично встретиться. На центральных каналах ежедневно в 9.00 включали богослужения, и семьи могли молиться (КПМА, 2020, Виталий Шмидт, член лютеранской общины Св. Якоба в Райне, Германия).

На время самоизоляции пришелся один из главных весенних праздников — Пасха, которую из-за пандемии отпраздновали преимущественно в онлайн-формате. В преддверии праздника в интернете инициировались различные сетевые акции. Например, редакция православного журнала «Фома» стала инициатором акции «Окна Пасхи» (хештег #окнаПасхи), призвав россиян в пасхальную ночь зажечь дома свечу или лампаду и поставить ее на окно. Акцию запустили в соцсетях Instagram, «Вконтакте», Facebook, «Одноклассники», а также в мессенджере Telegram. В ней приняли участие несколько тысяч человек. В Facebook более 1,5 тыс. человек сделали публикации с хештегом #окнаПасхи, в «ВRонтакте» —3 тыс., в Instagram —5 тыс. (рис. 9).

Российские немцы организовали свою интернет-акцию «Пасхальный марафон». Участники ежедневно знакомились с историей и символами Пасхи, выполняли задания, мастерили поделки, готовили пасхальные блюда и выставляли свои публикации под хештегом #пасхальныймара-фонрн. Мастер-классы, посвященные кухне российских немцев, проводили авторы кулинарного YouTube-канала «EckArtRezept» Ирина и Андрей Скворцовы (Эккерт). Организатором марафона был Международный союз немецкой культуры:

В этот раз мы отмечаем Пасху не как обычно — в немецких центрах встреч или в церковных приходах. Мы все остаемся дома с теплыми мыслями о близких: друзьях, родных, семье. Несмотря на ограничения нашей обычной жизни, мы вместе прославляем Христа и жизнь! Благодаря современным средствам коммуникации я получаю пасхальные сообщения отовсюду и рада каждому из них. Родители, дети, бабушки и дедушки с энтузиазмом участвуют в нашем Пасхальном марафоне и делятся этой радостью в социальных сетях (КПМА, 2020, Ольга Мартенс).

В силу сложившейся ситуации прежние наши форматы проведения мероприятий, связанных с Пасхой, невозможны. Поэтому мы решили перевести

14,97 КБ/с isü S "^BS 1

217 Б/с ® TIM3 1

Лютеранское общение

Ардак, Владимир, Maxim, Наталья,...

00:00

_00:00 у

Maxim Schecker Большое спасибо за такое свидетельство, - это действительно чудо Божье ! оо:ю

Maxim Schecker

00:10

+7 900 678-93-78 -Лидия Единому БОГУ слава! Д Д,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 07:39

© ^ведите текст % О

Лютеранское общение

Ардак, Владимир, Maxim, Наталья,...

Здоровья на долгие года!*

+7 902 604-44-00 ~waldemarjesse

Дорогие братья и сёстры. Сердечно благодарю вас за ваши поздравления. Я рад, что окружен такими внимательными и добрыми людьми.

+7 904 580-58-39 -oiga vinograd..

Пусть Бог всегда с

.тобою будет, Пусть Он везде тебя хранит, Пусть жизнь*

твоя в Христе пребудет, Пусть Бог тебя Благословит...

Ос/Щ^/ггг ''

(

© Введите текст

Рис. 7, 8. Созданная во время пандемии WhatsApp-rpynna «Лютеранское общение»

Fig. 7, 8. WhatsApp-group "Lutheran communication" created during the pandemic

их в онлайн. Мы так же рассказываем о традициях, даем рекомендации, как приготовить традиционные блюда пасхального стола, проводим мастер-классы по изготовлению пасхальных сувениров. Вся эта информация, размещенная на сайте RusDeutsch на русском и немецком языках, доступна широкому кругу людей не только в России, но и в Германии. И такой формат нам позволил более детально рассказать о традициях российских немцев, связанных со светлым праздником Пасхи (КПМА, 2020, Татьяна Франк) (рис. 10, 11)

Марафон длился шесть дней. Первый день был посвящен Великому посту. В этот день рассказывали также о традиции красить яйца на Пасху и о том, как изготовить сувенирные пасхальные яйца из бумаги. Во второй день участники марафона узнали о символе праздника Osterhase

Светлана Губанова с Михаилом Дементьевым и ещё 62.

18 апреля • 0

#ОКНАПАСХИ Л Сердцем вместе!

^ т \ J , 1 j ,7 И Р

Ш т V HR

_~ ~

* * О 49 Комментарии: 9 Поделились: 1

¿Ь Нравится Q Комментировать £> Поделиться

Рис. 9. Сетевая акция «Окна Пасхи» (#окнаПасхи) Fig. 9. Network action #Easter windows

(пасхальный заяц), приготовили традиционный куриный суп-лапшу (Nudel) и смастерили пасхального зайчика из фетра: «Мы с удовольствием участвовали в пасхальном марафоне, делали зайчиков из разных материалов, а еще рисовали на компьютере, к нам на Пасху приходил виртуальный зайчик» (КПМА, 2020, Мария Шнек). Третий день был посвящен таким символам праздника, как Osterstrauß (пасхальный букет) и Osterkranz (пасхальный венок). Участники готовили традиционный пирог российских немцев Riewelkuchen и мастерили из бумаги пасхальный колокольчик-нарцисс. Четвертый день был посвящен знакомству с традициями Зеленого четверга (Gründonnerstag), участники марафона узнали также рецепт сдобных кренделей с начинкой. В пятый день рассказывали о традициях Страстной пятницы. Мастер-класс, посвященный кухне российских немцев, был в этот день о приготовлении булочек из дрожжевого теста с пудингом и апельсиновым соком. В заключительный

Valeria Ustinova ► Краевая национально - культурная автономия немцев Алтая

^^ \ 12 апреля • 0 Heute ist Ostern! }£:[-Nehmt Euch die Zeit zum Eiersuchen, backt Euch einen Osterkuchen, genießt die Feiertage voll, Ostern wird dann sicher toll!

Семья Хаустовых поздравляет всех со светлой Пасхой и желает мира и добра в каждый дом! %

#российскиенемцы #russlanddeutsche #немцыАлтая #Пасха #ПасхальныйМарафонРН

• 5 Комментарии: 2 Поделились: 2 Просмотрено: 41

Valeria Ustinova ► Краевая национально - культурная автономия немцев Алтая 1м

^^ ^ 11 апреля • 0

Ostern steht vor der Tür und es gibt eine Menge zu tun: Osterhasen basteln. Eier dekorieren oder bemalen geschenke selber machen Ost er de ko basteln und vieles mehr. Сегодня мастер-класс подготовила вторая семья - семья Мильхиных. Доминик и Елисей вместе с мамой сделали пасхальные поделки - подставку для яиц открытку с зайчиком, а еще украсили яйца.

Готовьтесь к Пасхе с нами и выставляйте фотографии с хэилегами ;ителиАктивны #OstemmitFamilieDA

Wir wünschen euch ein lustiges Basteln mit euren Kindern!

#poccniicKneHeMUbi #russlanddeutsche #HeMUbiAman #nacxa #nacxaflbHbiiiMapa<$>OHPH

Рис. 10, 11. Пасхальный марафон российских немцев Fig. 10, 11 — Easter marathon of the Russian Germans

III О < III ü <

Рис. 12, 13. Поздравления российских немцев в личных аккаунтах

в Instagram с Пасхой Fig. 12, 13. Easter greeting of the Russian Germans in their personal Instagram accounts

шестой день участники марафона узнали о традициях и символах Страстной субботы и Светлого воскресенья и готовили пасхальные кексы в яичной скорлупе: «В нашей семье в последнее время полюбили готовить кухню российских немцев, благодаря каналу на Youtube, где омская семья выкладывает видео-рецепты. Во время пасхального марафона мы ежедневного проводили свои дни на кухне с компьютером за готовкой новых немецких блюд» (КПМА, 2020, Анна Фукс).

Накануне праздника российские немцы публиковали посты и заметки о том, как изменились их семейные традиции празднования Пасхи в связи с пандемией и изоляцией. Многие сосредоточились на доме, как и прежде готовили подарки для детей (которые, как считается, приносит зайчик), красили яйца, службу смотрели по телевизору или онлайн

III О < III о <

Рис. 14, 15. Поздравления российских немцев в личных аккаунтах

в Instagram с Пасхой Fig. 14, 15. Easter greeting of the Russian Germans in their personal Instagram accounts

(Празднику быть! Пандемии не удастся испортить Пасху. Московская немецкая газета. 2020: 6). Из-за того, что многие не могли встречаться с друзьями и родными, WhatsApp стал частым каналом общения и видеосвязи. В Пасху некоторые «бились яйцами» через WhatsApp, посылали друг другу виртуальные поздравления и открытки. В день Пасхи Instagram был переполнен stories российских немцев с поздравлениями и фотографиями, рассказывающими о том, как в семье отмечают Пасху:

Конечно, в Пасху мы покрасим яйца и что-нибудь вместе семьей испечем — в «мамской» группе в «WhatsApp» уже распространяют рецепт самодельных дрожжей, потому что из всех магазинов они пропали. Оттуда же — идея раскрашивать окна, используя пасхальные мотивы, которые

будут видны не только нам самим внутри дома, но и снаружи. (КПМА, 2020, Екатерина Келлер, прихожанка католической общины Св. Таддеуса в Аугсбурге, Германия).

В Вербное воскресенье, Страстную пятницу и Пасхальное воскресенье запускали видеотрансляции богослужений. К празднику все прихожане получили по почте новый выпуск церковного издания Neuesaus Jakobi... В этом году к нам опять приходил Osterhase (пасхальный заяц) и спрятал подарки, и мы с детьми их искали. Мы покрасили яйца, приготовили пасхальную выпечку и оставили небольшие угощения под дверями соседей, а потом собирались семьей за праздничным столом. Конечно, мы не смогли многих поздравить лично, поэтому поздравлялись онлайн, звонили по видео, выставляли в Instagram посты и сториз, их просмотрело много людей, и нас в ответ поздравили даже те, с кем мы не были раннее знакомы (КПМА, 2020, Виталий Шмидт, член лютеранской общины Св. Якоба в Райне, Германия) (рис. 12-15).

***

Какие выводы мы можем сделать из этого небольшого обзора религиозного опыта в киберпространстве? Во-первых, интернет не генерирует и не создает религию сам по себе; это делают люди, но они используют новые технологии, актуализируя интересующие их социальные, политические и культурные темы. В некоторых случаях коммуникативные возможности и условия интернета оказали влияние на религиозное строительство, обозначив новый тип религиозности — кибер-религию. Во-вторых, из доступных исследований виртуальной религиозности понятно, что киберпространство в отдельных (в том числе кризисных) случаях может лучше, чем реальная обстановка, соответствовать потребностям и ориентациям религиозной жизни. В-третьих, некоторые формы виртуальности в религии могут свидетельствовать об изменении понятий «профанный» и «сакральный».

В свою очередь «онлайн-религия», обеспечивая пользователей интерактивной средой, предлагает им такую форму коммуникации, когда человек может взаимодействовать как с религиозной организацией, так и с другими прихожанами-пользователями Сети. Это обеспечивает высокий уровень сопричастия людей и создает благоприятную среду для образования виртуальных сообществ и коммуникации. Кроме того, подобная модель заключает в себе не только информационный, интеллектуальный аспект религии, но и ее акциональную функцию, позволяя общаться и осуществлять ритуалы, молиться, совершать паломничества и т. п. Каждый человек, находясь в любой точке мира и имея выход в интернет, может

в нужный момент получить доступ к записи религиозного ритуала и присоединиться к молитвенной или иной религиозной практике.

Опыт российских немцев показал, что виртуальная религиозность активируется в момент кризиса или нестандартной ситуации, такой, например, как пандемия и изоляция. Люди не могли свободно посещать церковные службы, поэтому стали популярны онлайн-богослужения; возможность молиться была ограничена — произошел всплеск онлайн-просьб о молитве; традиционные религиозные праздники под внешним воздействием трансформировались и приобрели новые формы. Возможно, практика онлайн-праздников сохранится и в будущем, а кибер-религия станет еще более востребованной.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Киберполевые материалы автора (КПМА), 2020.

YouTube-каналы лютеранских лидеров: Alex&ElenaSchreiner. URL: https://www.you-tubexom/c/AlexSchreiner/videos (дата обращения: 10.07.2020); WaldemarJesse. URL: https://www.youtube.eom/c/WaldemarJesse/videos (дата обращения: 10.07.2020).

Лютеранская община Св. Якоба в г. Райне. URL: https://jakobi-rheine.ekvw.de/sons-tiges/#c1255344 (дата обращения: 16.07.2020).

Просьбы о молитве. Группа в «Вконтакте». URL: https://vk.com/imolitva (дата обращения: 10.07.2020).

Лютеранская община г. Томска. URL: https://www.instagram.com/elo_tomsk/(дата обращения: 10.07.2020).

Виртуальный Вселенский Собор. URL: http://www.kulichki.com/XpomoiAngel/doski/ sobor.htm (дата обращения: 15.07.2020).

Манифест кибер-веры // Виртуальный Вселенский Собор. 2007. URL: http://www. kulichki.com/XromoiAngel/source/manifest.htm (дата обращения: 15.07.2020).

Празднику быть! Пандемии не удастся испортить Пасху // Московская немецкая газета. 2020. Апрель. № 7 (518). С. 6.

ГоловнёвА. В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100-108.

Гришаева Е. И., Бусыгин А. Г. Интернет в православном приходе: особенности взаимодействия // Научный результат. Социология и управление. 2020. № 1 (6). С. 3-15.

Гришаева Е. И., Шумкова В. А. Самопрезентация православных общин в социальной сети Вконтакте. Теоретические основания исследования // Социология религии в обществе позднего модерна. 2019. Т. 8. С. 35-40.

Минченко Т. П. Свобода совести и новые технологии в постсекулярном мире // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 321. № 6. С. 147-151.

Прытина Д. А. Кибер-религия: проблемы интерпретации // Религиоведение. 2008. № 4. С. 104-117.

Прытина Д. А. Проблема интерпретации кибер-религии: зарубежный опыт // Кибер-религия: наука как фактор религиозных трансформаций. Благовещенск, 2012. С. 69-89.

BrasherB. Give Me That Online Religion. San Francisco: Jossey-Bass, 2001. 208 p.

CheongP.H., Poon J. P., Huang Sh., Casas I. The Internet Highway and Religious Communities: Mapping and Contesting Spaces in Religion-Online // The Information Society, 2009 . № 25:5. Pp. 291-302.

Dawson L. L. Researching Religion in Cyberspace: Issues and Strategies // Religion on the Internet: Prospects and Promises. Amsterdam; London; New York: Elsevier Science, 2000. Pp. 25-54.

Dawson Lorne L. The mediation of religious experience in cyberspace // Religion and cyberspace. New York: Routledge, 2005. Pp. 15-34.

Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1991. 256 p.

Helland Ch. Online Religion as Lived Religion. Methodological Issues in the Study of Religious Participation on the Internet // Online — Heidelberg Journal of Religions on the Internet. Vol. 01.1 Special Issue on Theory and Methodology, ed. by Oliver Krüger, 2005. Pp. 16-26.

Helland Ch. Surfing for Salvation // Religion. 2002. № 32. Pp.293-303.

H0jsgaard Morten T. On the cutting edge between the virtual and the real // Religion and cyberspace. New York: Routledge, 2005. Pp. 50-62.

Holeton R. Composing Cyberspace: Identity, Community, and Knowledge in the Electronic Age, Boston: McGraw-Hill, 1998. 450 p.

Karaflogka A. Religious Discourse and Cyberspace // Religion. 2002. № 32. Pp. 279-291.

Lövheim M. Intersecting Identities: Young People, Religion, and Interaction on the Internet. PhD. Thesis, Uppsala: Uppsala University, Department of Theology, 2004a.

Lövheim M. Young People, Religious Identity, and the Internet // Religion Online: Finding Faith on the Internet. New York: Routledge, 2004b. Pp. 59-74.

McGillion C. Web of Disbelief: Religion Has Staked a Big Claim in Cyberspace, but Has It Done a Faustian deal? // Sydney Morning Herald, 23 December. Retrieved from the World Religion News Service, 22 December 2000.

Slevin J. The Internet and Society. Cambridge: Polity Press, 2000. 266 p.

Turkle S. Life on the Screen. Identity in the Age of the Internet. New York: Simon and Schuster, 1995. 347 p.

REFERENCES

Brasher B. Give Me That Online Religion. San Francisco: Jossey-Bass, 2001. 208 p. (In English).

Cheong P. H., Poon J. P., Huang Sh., Casas I. The Internet Highway and Religious Communities: Mapping and Contesting Spaces in Religion-Online. The Information Society, 2009, no. 25:5, pp. 291-302. (In English).

Dawson L. L. Researching Religion in Cyberspace: Issues and Strategies. Religion on the Internet: Prospects and Promises. Amsterdam, London, New York: Elsevier Science, 2000, pp. 25-54. (In English).

Dawson Lorne L. The mediation of religious experience in cyberspace. Religion and cyberspace. New York: Routledge, 2005, pp. 15-34. (In English).

Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1991. 256 p. (In English).

Golovnev A. V., Belorussova S. Yu., Kisser T. S. [Web ethnography and cyber-ethnicity]. Ural'-skij istoricheskij vestnik [Ural historical journal], 2018, no. 1 (58), pp. 100-108. (In Russian).

Grishaeva E. I., Shumkova V. A. [Self-presentation of Orthodox communities on the Vkontakte social network. Theoretical foundations of the research]. Sociologiya religii v obshchestvepozd-nego moderna [Sociology of religion in the society of late modernity], 2019, vol. 8, pp. 35-40. (In Russian).

Grishaeva E. I., Busygin A. G. [Internet in an Orthodox parish: peculiarities of interaction]. Nauchnyj rezul'tat. Sociologiya i upravlenie [Scientific result. Sociology and management], 2020, no. 1 (6). Pp. 3-15. (In Russian).

Minchenko T. P. [Freedom of conscience and new technologies in the post-secular world]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University], 2012, vol. 321, no. 6, pp. 147-151. (In Russian).

Prytina D.A. [Cyber religion: problems of interpretation]. Religiovedenie [Religious Studies], 2008, no. 4, pp. 104-117. (In Russian).

Prytina D.A. [The problem of interpreting cyber religion: foreign experience]. Kiber-religiya: nauka kakfaktor religioznyh transformacij [Cyber religion: science as a factor in religious transformations]. Blagoveshchensk, 2012, pp. 69-89. (In Russian).

Helland Ch. Online Religion as Lived Religion. Methodological Issues in the Study of Religious Participation on the Internet. Online — Heidelberg Journal of Religions on the Internet Volume 01.1: Special Issue on Theory and Methodology, 2005, pp. 16-26. (In English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Helland Ch. Surfing for Salvation. Religion, 2002, no. 32, pp. 293-303. (In English).

H0jsgaard Morten T. On the cutting edge between the virtual and the real. Religion and cyberspace. New York: Routledge, 2005, pp. 50-62. (In English).

Holeton R. Composing Cyberspace: Identity, Community, and Knowledge in the Electronic Age. Boston: McGraw-Hill, 1998. 450 p. (In English).

Karaflogka A. Religious Discourse and Cyberspace. Religion, 2002, no. 32, pp. 279-291. (In English).

Lovheim M. Intersecting Identities: Young People, Religion, and Interaction on the Internet: PhD. Thesis. Uppsala: Uppsala University, Department of Theology, 2004a. (In English).

Lovheim M. Young People, Religious Identity, and the Internet. Religion Online: Finding Faith on the Internet. New York: Routledge, 2004b, pp. 59-74. (In English).

McGillion C. Web of Disbelief: Religion Has Staked a Big Claim in Cyberspace, but Has It Done a Faustian deal? Sydney Morning Herald, 23 December. Retrieved from the World Religion News Service, 22 December 2000. (In English).

Slevin J. The Internet and Society. Cambridge: Polity Press, 2000. 266 p. (In English).

Turkle S. Life on the Screen. Identity in the Age of the Internet. New York: Simon and Schuster, 1995. 347 p. (In English).

Submitted: 07.07.2020 Accepted: 19.08.2020 Article is published: 01.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.