Научная статья на тему 'ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВИРТУАЛЬНОСТИ'

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВИРТУАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ МИРА / SOCIAL IDENTITY / VIRTUAL REALITY / SOCIALIZATION / RESEARCH / DIGITALIZATION OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полюшкевич Оксана Александровна

В статье рассматриваются особенности конструирования социальной идентичности в виртуальном пространстве. Приводятся результаты исследований иррациональных основ формирования социальной идентичности в виртуальном пространстве. Анализируются формы развития виртуальной социальной идентичности человека будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRRATIONAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF SOCIAL IDENTITY UNDER THE INFLUENCE OF VIRTUALITY

The article discusses the features of the construction of social identity in the virtual space. The results of research on the irrational foundations of the formation of social identity in the virtual space are presented. The forms of development of the virtual social identity of the person of the future are analyzed.

Текст научной работы на тему «ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВИРТУАЛЬНОСТИ»

Иррациональные основы формирования социальной идентичности под влиянием виртуальности

Полюшкевич Оксана Александровна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета. [email protected]

В статье рассматриваются особенности конструирования социальной идентичности в виртуальном пространстве. Приводятся результаты исследований иррациональных основ формирования социальной идентичности в виртуальном пространстве. Анализируются формы развития виртуальной социальной идентичности человека будущего. Ключевые слова: социальная идентичность, виртуальная реальность, социализация, исследование, цифровизация мира

Современное общество все больше пронизывается влиянием сети Интернет. Виртуальность становится частью жизни любого человека. Это не может не влиять на социальную идентичность наших сограждан, создавая новые или воспроизводя уже известные социальные практики воспроизводства условий конструирования социальной идентичности человека.

Виртуальное пространство из иллюзорного мира становится реальным артефактом реального мира, оно создает пространства для учебы, работы, досуга, позволяет не только играть, но и зарабатывать, не только расслабляться, но и строить карьеру, не только придумывать миры, но и вовлекать в свои фантазии других. Виртуальная реальность - это новый мир проектирования будущего человечества. Поэтому, важным моментом ее изучения является тот факт, каким образом конструируется, развивается и моделируется социальная идентичность участников виртуального взаимодействия. Насколько важны, в этом процессе, реальный статус, возраст, пол, реальный жизненный опыт или что то еще? И каким образом данную реальность будут использовать в будущем для формирования человека нового виртуального мира?

Теоретические истоки социологической трактовки социальной идентичности

Начиная с 40-50-х годов ХХ века, благодаря трудам Э. Г. Эриксона, термин идентичность вошел в научные круги и повседневное пространство обывателя [11]. Вплоть до настоящего времени, как в отечественной, так и за-

рубежной науке данный термин применялся в различных ситуациях, что привело к некоторому размыванию понимания, что же такое идентичность.

В классической психологической трактовке - идентичность это целый ряд феноменов индивидуального сознания и характеристик социальных общностей; оно объясняет единство индивидуально-психологических и социокультурных условий жизнедеятельности индивида.

В социологическом дискурсе встречается понятие социальной идентичности, где понимается отнесение человека к различным социально-демографическим категориям: полу, возрасту, классу, расе, национальности и т.д. Изначально, идентичность характеризовала личность как субъекта действия, то теперь эти трактовки значительно шире и многообразней (например, групповая идентичность, связанная с самосознанием и социальным поведением). В рамках понимания социальной идентичности формируется постоянный диалог - где идет постоянный диалог с самим собой, на тему Кто Я, какой Я, с кем Я и т.д. Она дает субъективное понимание своей целостности и самотождественности, возникающее в процессе идентификации с различными социальными категориями: статусом, полом, возрастом, нормами, ролями, культурой, религией, территорией и т.д. В большинстве случаев идентичность складывается к концу подросткового периода, в результате его социализации. Личность формируется благодаря идентичности. Социальная идентичность формируется всю жизнь и по мере изменения круга общения, условий и уровня жизни, наполняется новыми смыслами и социальная идентичность. И такое явление как кризис идентичности - вполне нормальный процесс становления и развития социальной идентичности.

Социальная идентичность формируется под влиянием среды, учитывая характер и особенности различных сообществ. Социальная идентичность вы-

ступает стратегией адаптации к внешним условиям и понимания своего места в них. На социальную идентичность влияет «национальный характер» (М. Мид), «модальная личность» (К. Дюбуа), «статусная личность» (Р. Линтон), «социальный характер» и «персональная идентичность» (Э. Фромм).

Дж. Г. Мида считают родоначальником социологической интерпретации идентичности человека. По его мнению, способность человека воспринимать свое поведение как включенное в социальные связи других, в общее целое со-циетальной ткани общества формирует уникальную структуру социальной идентичности. П. Бергер и Т. Лукман социальную идентичность рассматривали с позиции конструирования реальности [6]. Они полагали, что социальная идентичность всегда раскрывается в условиях конкретного общества, социально-исторического момента, обладает уникальными чертами и характеристиками, способными адаптироваться именно к этому моменту исторического развития, про изменении ситуации необходимо изменение социальной идентичности человека и сообщества, если это не происходит - то начинаются деструктивные аномальные процессы в жизни человека или целых социальных групп. Убедительность данных аргументов подтверждает практика, когда после перестройки СССР в 90-91 годах ХХ века далеко не все смогли изменить свою социальную идентичность и оказались выброшены на обочины жизни.

Для адаптации, Бергер и Лукман выделяют основной элемент - социальную социализацию, которая у каждого человека длится всю жизнь, но у одних более мобильна и активна, у других ригидная. Именно этот факт позволяет первым встроиться в новые социальные реалии, а вторым быть вне новых условий. По нашему мнению, современная ситуация, вызванная пандемией коро-навируса во всем мире - привносит и еще привнесет новые рамки и условия жизни, что изменит стратегии социальной идентичности. В этих условиях одни

смогут найти себе место и их социальная идентичность обогатиться новыми социальными практиками, другие более инертные останутся в рамках старых норм и практик, что не позволит им идти в ногу со временем. Основной сферой изменений социальной идентичности нам видится виртуализация жизни: начиная от работы или образования (все больше имеющими форматы удаленного взаимодействия), заканчивая реальными условиями досуга, общения, покупок.

Говоря языком Бергера и Лукмана, изменяется возможность участвовать в определенном социальном порядке, то есть занимать определенный социальный статус в обществе, выполнять определенные социальные роли, сохранять и презентовать во вне свою индивидуальность, так как социальное участие тогда удовлетворяет человека, когда признается другими. Виртуальное пространство меняет эти условия и формы кардинально - давая возможность через социальные сети предъявлять себя, конструируя и доигрывая образы (дорисовывая и доделывая себя в определенных программах). Сбывается пророчество Э. Фромма - все больше людей старается иметь что-то, а не быть кем-то (казаться, а не быть -счастливым, успешным, креативным, активным, умным и т.д.) [9]. В рамках идей И. Гофмана раскрывается суть социальной идентичности в условиях множественности социальных ролей («масок», которые определяют особенности поведения, рамки, стратегии адаптации и формы реализации своих целей).

Большинство актуальных на сегодняшний день теорий социальной идентичности говорят о ее сконструирован-ности и динамичности, постоянно меняющемся процессе в личности человека и целых сообществ. З. Бауман определил современное состояние общества как «текучую современность» [4], что позволяет наиболее близко понять особенности формирования изменчивости социальной идентичности, в том числе

и в условиях цифрового изменения нашей жизни.

Формирование виртуальной идентичности происходит за счет переноса либо реальной социальной идентичности в Интернет, либо через создание там личности, которая ведет активную деятельность по отстаиванию своих интересов в сети Интернет.

Особенности проведения исследования и интерпретация результатов

Вслед за Э. Эриксоном и его последователями (Е. П. Белинская, О. А. Ти-хомандрицкая [5], А. Е. Жичкина [7], А. С. Ким [8], О. А. Полюшкевич [9] и др.) мы проследили, как формируется личная и социальная идентичность наших современников, дополнив классические трактовки идентичности современными интерпретациями и сделав особый акцент на роли виртуального мира в процессе конструирования социальной идентичности. Но в современном мире усиливается тенденция иррационализа-ции представлений о самом себе под влиянием виртуальности [1,2,3].

Для этого в 2019-2020 годах в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Исследование проводилось в различных группах респондентов: менеджеры, рабочие, неработающие пенсионеры, работники образования, студенты, безработные, мигранты (п-1500). Коэффициент погрешности не превышал 3%. Помимо этого, мы провели экспертное интервью (п-30) среди основных групп респондентов (квота осуществлялась по следующим критериям: по возрасту (старшее (старше 56 лет), среднее (31-55 лет) и младшее (18-30 лет) поколение); по полу (мужчины и женщины); социально-профессиональному статусу (указанные выше группы). Это позволило выявить более точные социально-символические структуры формирования социальной идентичности в современных условиях.

В табл. 1 представлены основные условия конструирования социальной и личной идентичности современников.

Респондентам предлагался ряд параметров из списка, где они могли выбрать наиболее значимые для них. В ходе экспертного интервью, задавался тот же вопрос, но с просьбой уточнения более развернутого ответа.

В параметры мы включили такие категории как:

1. Осознание своей индивидуальности - понимание себя самого, в чем ценность и уникальность себя и в чем схожесть с другими людьми. Позволяет выявить универсальные черты, объединяющие с другими и уникальные, делающее человека неповторимым.

2. Целостность личности - принятие своего жизненного опыта, планирование жизненного пути, позволяет определить включенность в привычные и / или распространенные практики в данном сообществе или следование индивидуальными, нетипичными путями, поиска и самореализации себя.

3. Принадлежность к различным социальным группам - присвоение индивидуального и социального опыта, разделение ценностей и убеждений с другими участниками сообщества. Указывает на тех, кого респонденты считают своими, кто для них выступает опорой и поддержкой в любой ситуации.

4. Выделение ведущих характеристик личности, влияющих на идентичность -например, профессиональная идентичность или статусно-ролевая идентичность (мама, жена, дочь / отец, муж, сын).

5. Способность размышлять о личности, человеке и обществе - умение видеть себя и других со стороны, возможность рационально и субъективно оценивать свой и социальный опыт -показывать возможность развития рефлексивности, повышения самооценки и оценки других, возможности вхождения в другие группы.

Осознание своей индивидуальности - понимание себя самого, в чем ценность и уникальность себя и в чем схожесть с другими людьми.

Молодые люди чаще говорят о том, что они себя не знают, но при этом от-

стаивают свою независимость и индивидуальность. Два противоречивых состояния. Которые показывают неоднородность данной группы и готовность меняться. Данном случае, их социальная идентичность подвержена большим личностным переосмыслениям, влияния социального опыта и принятия новых социальных реалий.

Таблица 1

Социальная и личная идентичность современников (в %)

Осознание своей индивиду-аль-ности

Целостность личности

Параметр ы

При-надл ежно сть к раз-личным соци-аль-ным группам

Выделение ведущих ха-рак-тери-стик личности

Способность раз-мыш-лять о

лично-сти, человеке и обще-стве

Старшее поколение (56 лет и старше)

Общее

37,4

23,6

19,1

14,7

16,9

М

54,3

55,4

37,7

55,9

54,7

Ж

45,7

44,6

62,3

44,1

45,3

Среднее поколение (31-55 лет)

Общее

35,3

36,5

28,6

33,2

29,7

М

62,4

43,4

42,1

58,7

56,7

Ж

37,6

56,6

57,9

41,3

43,3

Младшее поколение (18-30 лет)

Общее

27,3

39,$

52,3

52,1

53,4

М

49,8

54,2

55,5

49,9

44,2

Ж

50,2

45,8

44,5

50,1

55,8

Я не могу сказать, что я полностью себя знаю и понимаю. Иногда как сделаю что-нибудь, так сам потом ужасаюсь, как же так вышло? Но когда мне родители навязывают, как надо делать, постоянно поучают и ограничивают - я сразу вижу, где мои границы, где моя идентичность. Я ее буквально кожей чувствую (С. П., студент, 18 лет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я уже взрослая, чтобы стремиться самовыразиться, оставить свой след. Хотя, конечно завишу от родителей, они снимают мне жилье, дают денег на еду, одежду, развлечения и оплачивают мое обучение. Но если я не смогу найти себя, то я не смогу реализоваться. (А. Ю., студентка, 21 год).

Насторожённость взывает тот факт, что люди среднего возраста также не осознают свою индивидуальность. Это может быть симптомом пролонгированной молодости, взрослыми не желающими взрослеть (кидалты) или же невозможностью найти себя, принять себя. Возможно из-за постоянной изменчивости внешней среды, или же из-за психологической неготовности постоянно подстраиваться под обстоятельства. Данное явление более проявлено среди мужчин. Возможно потому, что среди мужчин больше тех, кто не справляется с несоответствием традиционным гендерным ролям на работе, семье и в результате теряет свою идентичность, как личную, так и социальную.

Я живу как все. Я не чувствую что нашел себя. Делаю что надо, что ожидает жена, теща, друзья, родители. Но радости это не приносит. Учиться пошел в тот вуз, где были бюджетные места, а не куда хотел. Женился на девочке из класса, а не на той о которой мечтал, так как побоялся, что откажет и посмеется. Живем с тещей, потому что так выгоднее. Да и все так живут. Ответить - кто я, я не могу (В. В., инженер, 43 года).

Я не чувствую своих лет. Моей дочери уже 17, а я спокойно могу ее одежду носить, слушать ее музыку,

всегда нахожу общий язык с ее друзьями - я всегда на позитиве и на молодежной волне. Люблю все яркое, броское - прямо как я сама. Не люблю вести хозяйство, этим моя мама занимается - очень степенная женщина, деньги зарабатывает муж. А я с дочкой: развлекаемся, учимся, саморазвиваемся... (С. В., фрилансер дизайнер, 39 лет).

Даже среди представителей старшей возрастной группы - данные тенденции достаточно проявлены, хотя и в значительно меньшей доле, чем в более младших группах.

Да, большую часть жизни прожил, а сказать, что знаю, кто я - не могу. Всегда выполнял свой долг, делал что надо. А радости нет. Вот только как на пенсию вышел, задумался над тем, а кому это надо было? Да и зачем? Кому я сейчас нужен - больной пенсионер? (С. А., пенсионер, военный в отставке, 63 года).

Я знаю, кем я был, и кто я есть сейчас. Возможно, можно было бы и иначе прожить жизнь. Но я не жалею о своих выборах, решениях. Я несу за них ответственность и принимаю (А. А., пенсионер, охранник, 60 лет).

Целостность личности - принятие своего жизненного опыта, планирование жизненного пути также достаточно противоречиво воспринимаются респондентами.

Молодые люди более оптимистичны. И это одна из черт, что в принципе присуща молодежи любого времени - смотреть на себя и мир с большими надеждами и планами.

У меня все распланировано. Я знаю, что буду делать после завершения университета, где буду работать, куда поеду отдыхать. Я знаю, где хочу жить, и полагаю, смогу реализовать свои планы. Все говорят - кризис в стране, а я четко понимаю, что для меня точно найдется место под солнцем (В. С., студент, 22 года).

У меня грандиозные планы еще со школы, воз дал мне новые возможности самоутвердиться, если раньше я

был только в городском школьном парламенте, то теперь и в молодежный вошел, познакомился с депутатами и министрами, мэром и губернатором. Я вижу свое будущее в сфере политики или государственной службы как минимум. Я только в этом себя видел еще с пятого класса (А. К., студент, 23 года).

Чем старше наши респонденты, тем более они пессимистичны или же реалистичны. Настораживает тот факт, что представители среднего возраста все чаще не принимают и не признают свой жизненный опыт, и также как и представители старшего возраста не планируют жизненные события. Но если для старшей возрастной группы - это условно можно объяснить ограниченными возможностями жизни, реализации каких-то событий из-за проблем со здоровьем, финансовыми возможностями и так далее.

Я прожил жизнь. Какие-то мои планы реализовались, еще больше -остались мечтами. Сейчас их реализо-вывать - смысла нет: нет здоровья, сил, да и необходимости. Все надо делать в свое время. Мое время прошло, а то, что осталось - уже на исходе. (М. М., пенсионер, 75 лет).

Я о многом в юности мечтала, но моим планам не суждено было сбыться. Надо было выживать, потом семью содержать, детей учить, потом внуков. Вот так времени до себя не хватало. А сейчас уже и сил на свои юношеские мечты нет, да и деньгами стараюсь внукам помогать, их цели важнее моих. Есть только тень сожаления о том, что что-то я все-таки упустила... (А. Е., пенсионерка, 74 года).

В среднем возрасте - сказывается скорее психологическая усталость и зависимость от внешних обстоятельств, невозможность что-то изменить. Полагаем, что не хватает внутренних ресурсов для сопротивления внешнему давлению, желания реализовать и реализоваться, во что бы то ни стало. Постоянный день сурка ограничивает на духовном, социальном и материальном

уровне большую часть представителей среднего поколения. На духовном не позволяет найти высшие смыслы своей деятельности или даже смыслы жизни, присутствует определенная депрессив-ность и отчаяние, бессмысленность и пустота. На социальном уровне - восприятие того что делаешь, как живешь, с кем и где живешь воспринимается как неизбежность. Нет надежд юности - поменять мир и даже более локально - изменить что-то в своей жизни. На материальном уровне - смирение с тем, что мало что есть, и никогда уже не будет большего. Зависть и раздражение к тем, у кого есть больше материальных символов успеха. Раздражение и недовольство ограничивающими моментами собственной жизни (например, ипотека, потребительские кредиты и проч.).

Ох, да у меня каждый день похож на предыдущий. Главное чтобы ничего не поменялось. Хотя на выходных тоже ничего не хочется - только спать, уткнувшись в стенку. Но тут родственники требуют - делай то, делай се, то дача, то гараж. А мне это не надо. Но делаю, так как лучше, чтоб оставили, чем это все выслушивать. Вот летом поеду на рыбалку с другом, где никого нет. Правда рыбы как обычно мало поймаем, и жена все равно ругать будет. Но там тишина да друг мой - вот нам хорошо там... (А. Д., слесарь, 38 лет).

Работаю в офисе - работа стабильная, понятная, одинаковая. Могу с закрытыми глазами делать то, что надо систематизировать. Компьютер раздражает своим видом. В молодости мечтала путешествовать - сейчас отпуск только на даче провожу. А в течение года куда-то уехать нет ни времени, ни денег. Два кредита и ипотека связали меня с мужем на двадцать лет, а то бы и с ним развелась. (О. Ю., менеджер по рекламе, 35 лет).

Да какие у меня могут быть цели? Ипотеку выплатить, да не помереть до этого. И все, можно сказать - жизнь прожил не зря. А на большее то и денег особо не хватает. Все что в фильмах

показывают - это точно не для нас. Не наша жизнь. Да и я не один так живу. Мои друзья, соседи, коллеги - все в одной кабале. У кого-то больше, у кого-то меньше. (Д. А., работник почты, 45 лет).

Принадлежность к различным социальным группам - присвоение индивидуального и социального опыта, разделение ценностей и убеждений с другими участниками сообщества также выступает важным фактором и условием формирования социальной идентичности.

Среди молодых людей значительно больше тех, кто состоит в разных группах и тем самым их идентичность более разноплановая. С возрастом у большей части населения, отпадает часть социальных контактов, и принадлежность к группе становится условной или концентрируется вокруг семьи, работы, дачи и т.д.

Я учусь в университете, состою в активе профкома, пою в хоре и занимаюсь фитнесом. Раньше ходила в музыкальную школу. С начальной школы и до сих пор хожу в бассейн. И везде меня окружают очень разные люди, с которыми я дружу или поддерживаю приятельские отношения. В социальных сетях у меня более трех тысяч подписчиков и друзей. Я очень коммуникабельна. Нет места в нашем городе, куда бы я ни пришла и кого-нибудь не встретила из своих знакомых. Думаю, по моим друзьям обо мне нельзя судить, так как их слишком много и они очень разные. Но они мне нужны - общаясь с каждым из них - я совсем другая становлюсь. (А. М., студентка, 20 лет).

У меня есть двое школьных друзей, с кем я поддерживаю отношения, на работе с коллегами скорее официальные отношения, хобби мои касаются и школьных друзей, так что круг достаточно ограничен. Из членов семьи мы особо ни с кем не общаемся - семья, да двое детей. С тетей пару раз в год созваниваемся на дни рождения, да на Но-

вый год, но уже лет десять не встречались, хотя живем в соседних городах - Иркутск-Ангарск (Л. Л., инженер, 39 лет).

Да я общаюсь только с дачниками-пенсионерами, да с соседями-пенсионерами, кроме моей семьи мало с кем взаимодействую, да и с теми ругаемся часто - не уделяют внимания внукам, не правильно питаются, одеваются в рваные джинсы и внуков также одевают - словом, поводов для расстройства хватает. В собес разве что хожу, чтобы поругаться. Но так это же не общение, это решение проблем. (А. А., пенсионерка, 69 лет).

Сужение круга общения не говорит об утрате социальной идентичности, но указывает на изменение приоритетности внутренней структуры и социальных ориентиров, точек внимания респондентов. Если не входить в какую-то группу достаточно долго, то ее воздействие на личность будет уменьшаться. И соответственно, возрастет значимость тех групп, что остались. И не будет иметь значения, какое взаимодействие в них (положительное или отрицательное) оно будет обладать особой ценностью -в силу отсутствия других социальных групп.

Да мне не с кем общаться так-то кроме родственников, да коллег. И те и другие вынуждены взаимодействовать со мной. Порой мне кажется, что если бы у них были возможности, то они бы и этого не делали. Я стараюсь подстроиться под их ожидания, так проще - не вызывать лишнего внимания к себе. (П. Ю., экономист, 42 года).

В университете я учусь ради родителей, мне не интересна специальность, на которой я учусь и тем более не интересно общаться с одногрупп-никами, одни только и разговоры что о шмотках, да парнях. Мой круг друзей в интернете - я играю в сетевые игры и по-настоящему понимаю тех, кто со мной играет, но живет в других городах, и даже странах. (Р. Н., студентка, 19 лет).

Выделение ведущих характеристик личности, влияющих на идентичность. Среди более молодых респондентов доминируют оценки учебно-профессиональных статусов и гендерные характеристики, тогда как с возрастом семейные и социально-профессиональные статусы (хобби) набирают значимость.

Я - студентка, а также продавец-консультант в магазине. Когда закончу - хочу работать по специальности - и быть хорошим маркетологом. Еще я хорошая подруга и девушка классного парня. (С. О., студентка, 21 год).

Я мать, жена, ценный сотрудник. Еще я дочь, возможно, не самая лучшая. Я хороший учитель, садовод. (М. О., учитель химии в школе, 38 лет).

Я пенсионер, я был лучшим специалистом на авиазаводе, я дед, я дачник. (Д. А., ветеран, 75 лет).

На значимость реализации в профессиональной деятельности показывает то, что во всех возрастах только к этой деятельности добавляется оценочная характеристика (в младшей группе - «быть хорошим маркетологом», в средней группе - «я хороший учитель», в старшей -«был лучшим специалистом». Это позволяет нам выделить особо важную значимость данной статусной-ролевой позиции. В младшем возрасте - выделяется значимость (подключается эмоциональная сценичность) гендерных и дружеских отношений («хорошая подруга» и «девушка классного парня»), а в среднем возрасте - негативная оценка семейных связей «не самая лучшая дочь». По нашему мнению, оценочно выделяется наиболее важная для респондента сфера или характеристика во взаимодействии с кем-то, которая влияет на его самооценку и идентичность.

Способность размышлять о личности, человеке и обществе - раскрывает контекст социальной и личной ответственности, включенности в социальные процессы общественного воспроизводства и личного развития.

В молодом возрасте высокая самооценка, возможно, переоцененные соб-

ственные интеллектуальные или внешние данные. С возрастом оценка становится более рациональной, а в ряде случаем и откровенно негативной и пессимистичной. Традиционно, принято считать, что с возрастом люди мудрее, думают о социальном развитии, месте личности в обществе. Опираясь на наши данные, мы не может этого утверждать. Скорее наоборот - интересы общества отходят на второй план, личность человека мало волнует, в приоритете остаются только личные интересы, и если есть амбиции, то для реализации детей и внуков. Данный перекос выступает, по нашему мнению, одним из симптомов времени.

Я знаю, сколько стою, у меня много идей, которые я могу реализовать. Мой потенциал может многих заинтересовать. Я хочу и могу помогать таким же активным и интересным людям - вместе мы изменим мир. И это классно (Л. О., студент, 22 года).

О развитии общества пусть думают сильные мира сего, мои рассуждения о том, что хорошо, а что плохо никому не нужны. Но мне не все равно где я буду спать, что буду есть и какое образование смогу дать своим детям. (С. А., юрист, 45 лет).

Да о человеке и обществе только философы думают. Нам, обычным людям это не нужно. Всех волнует, как жить, где хлеб брать, а не о пустом размышлять. (Л. Д., пенсионер, 70 лет).

Таким образом, социальная и личная идентичность современников достаточно противоречива. Традиционные формы становятся, во многом уже не актуальны, а современные особенности далеко не всегда полностью принимаются и одобряются. Это говорит об изменении социальных рамок и условий общественного воспроизводства. И не последнюю роль в этом процессе сыграла виртуализация нашего общества.

Говоря о виртуальной составляющей современной жизни и изменения особенностей социальной и личной идентичности можно выделить ряд основных черт (см. табл. 2). Данные черты

нами были выделены после того как в ходе анкетирования респондентам предлагалось выбрать наиболее подходящие для них черты, определяющие отношение к виртуальному пространству и свое восприятие в виртуальном пространстве. В ходе экспертного интервью, мы также попросили экспертов дать более развёрнуые ответы на данный вопрос.

В ходе анализа, к чертам социальной идентичности в виртуальном пространстве мы отнесли следующие:

1. Реальность иллюзорного мира -процессы происходящие в виртуальном пространстве могут быть более значимы и важны, чем события в реальной жизни, влияя на эмоции и чувства, физические и психические состояния человека.

2. Нивелируются социальные, национальные, культурные, пространственные, гендерные и любые иные противоречия, что позволяет выйти на

новый уровень коммуникации, новые смыслы взаимодействия, новые формы и условия консолидации в виртуальной среде.

3. Создание новой личности - позволяет быть не тем, кто ты есть в реальном мире; позволяет не привязываться к реальным условиям и рамкам (пол, возраст, социальный статус, место жительства), а вести себя в виртуальном пространстве так, как всегда хотелось, но не было возможности.

4. Свобода без моральных и социальных обязательств - снимает ограничения и позволяет раскрыть истинные мотивы и побуждения, позволяет проявить свое истинное лицо.

5. Дополнение и / или замена реального мира - полное погружение в значимость процессов в цифровом пространстве и обесценивание или игнорирование событий в реальной жизни.

Таблица 2

Роль виртуальности в конструировании социальной и личной идентичности (в %)

Черты социальной Старшее поколение (56 лет и старше) Среднее поколение (31-55 лет) Младшее поколение (18-30 лет)

идентично- Общее М Ж Общее М Ж Общее М Ж

сти в вирту-

альном про-

странстве

Реальность 21,2 45,7 54,3 32,1 48,9 51,1 46,7 53,4 46,6

иллюзорного

мира

Нивелирование любых 23,6 49,2 50,8 37,9 55,4 44,6 38,5 57,8 42,2

противоре-

чий

Создание 12,8 53,2 46,8 43,1 59,8 40,2 44,1 62,1 37,9

новой лично-

сти

Свобода без 0 0 0 44,6 61,1 38,9 55,4 63,3 36,7

моральных и

социальных обяза-

тельств

Дополнение 4,6 47,8 52,2 37,5 62,2 37,8 57,9 55,4 44,6

и / или за-

мена реаль-

ного мира

Эти данные были получены еще до начала пандемии, на сегодняшний день можно констатировать усиление указанных фактов и тенденций в разы, а также

увеличение роли цифрового пространства в конструировании личной и социальной идентичности индивидов в разных сообществах.

Реальность иллюзорного мира (компьютерные игры и виртуальное взаимодействие становится более значимым, чем взаимодействие в обычном повседневном мире). Для представителей старшей и средней групп - это символы социальных связей с людьми, которые были значимы когда-то, но в силу разных причин (переезда, работы) - не имеющих возможность иначе контактировать с респондентами.

Да конечно - надо идти в ногу со временем, я по Боурв общаюсь с детьми и внуками, которые живут за границей. Играю с невесткой в онлайн-игру «<Ферма». У нас появилось больше поводов для общения - о достижениях, конкуренции. Правда все меньше говорим о том, что там волнует детей. Кроме как дела и все ли нормально? Они не посвящают меня в свою жизнь, а совместная игра позволяет мне себя чувствовать не брошенной. (О. О., пенсионерка, 63 года).

Сегодня так много надо успеть на работе, полная загрузка, что для меня вспомнить мою молодость - поиграть в какую-нибудь «<стрелялку» с друзьями -становится отдушиной. Да и все чаще мы в У1Ьвг и WhotsApp переписываемся, чем по телефону звоним. А лично встречаться можем вообще только на Новый год, да и то не все. А вот поиграть в сетевую игру, каждый из своей точки (работа или дом) - могут значительно больше. (С. С. Экономист, 42 года).

Для представителей младшей группы - реальность виртуальности становится еще более осязаемой. Если старшие поколения компенсируют досуг и возможность социальных контактов с родственниками через цифровое пространство. То младшее поколение -строит отношения через виртуальное взаимодействие (создает семьи, работает, отдыхает). Находит единомышленников и их идентичность становится там (в виртуальном мире) более реальной, нежели социальная идентичность в реальном мире. У существенной части молодых людей реального взаимодействия не происходит. Они живут только

в виртуальных событиях и процессах. С реальностью их связывает - удовлетворение базовых потребностей, но не более.

Я по-настоящему живу в виртуальном мире. У меня есть свой дом, друзья и даже семья, моя жена живет в Австралии, но в нашем мире - мы вместе - у нас есть две собаки, табун лошадей. Мы создаем экскурсионные туры по Дикому Западу США времен Золотой лихорадки. Разные ситуации происходят, все как в жизни. Да сейчас я уже не знаю, где по-настоящему моя жизнь протекает. Там она насыщена, интересна, разнообразна. Да и за то, что я получаю там удовольствие, я еще и деньги получают разработчиков. Мне хватает, чтобы здесь обезопасить себя. (С. В., программист, 29 лет).

Эта реальность прямо обуза для меня. Я мечтаю о том, чтобы можно было не отрываться от виртуальной реальности и просто там жить. Там есть все, что мне нужно - я такая как хочу быть, достигаю своих целей, меня окружают те, кто со мной на одной волне. И я чувствую единство и по-настоящему близость с ними. Такого никогда не было в реальном мире. (А. В., студентка, 21 год).

Нивелируются социальные, национальные, культурные, пространственные, гендерные и любые иные противоречия. Отношения строятся на основе общих ценностей и убеждений.

Конечно, я общаюсь со своими одноклассниками, которые разъехались по всему миру после 90-х годов ХХ века. Это позволяет нам держать связь друг с другом - прошлое нас объединяет. (Д. Д., военный в отставке, пенсионер, 61 год).

Моя сестра вышла замуж за турка, познакомившись с ним в интернете, сейчас живет в Турции, планируют переезжать во Францию. Да и я сейчас и мои родители - общаемся с ней и с ее дочкой - только через социальные сети. Для моей сестры не было преградой, что ее будущий муж жил на

другом конце земли, говорил на языке, которого она не знала, и верил в другого Бога. Интернет позволил им встретиться - родить дочурку, а скоро будет еще и сынишка. (А. А., бухгалтер, 40 лет).

В виртуальной реальности не имеет значения мужчина я или женщина, где живу, на каком языке говорю - стираются все различия, остается только интерес к взаимодействию в развлекательной игре ли, стратегии или интеллектуальном соревновании, гонках или где-то еще. (Л. О., студент, 22 года).

В виртуальном пространстве можно создать новый облик, тип личности (начиная от нового тела через аватарки (можно иметь несколько «ников», несколько личностей и по разному себя вести, в зависимости от того, кто ты сегодня), заканчивая особенностями и манерой общения, отстаивания своих убеждений и проч.). «Другие личности», которые себе присваивают участники цифрового взаимодействия не меньше, а порой и значительно сильнее, влияют на их социальную идентичность, нежели их взаимодействие в различных группах реального мира.

В Интернете ты можешь быть собой, а можешь и быть анонимом. Это так здорово, когда никто тебя не узнает, и ты можешь побывать там, куда под своим реальным именем точно не пошел из-за страха осуждения, порицания или еще чего-то. (а. А., пенсионер, охранник, 60 лет).

С теми, кто меня знает в реальной жизни, я общаюсь под своим реальным именем. Но на некоторых сайтах -знакомств или там футурологов я нахожусь под никами, которые ближе к моему внутреннему Я, к моей душе. Я по настоящему близок с теми личностями, что на себя одеваю, когда захожу в то или иное виртуальное пространство, где я могу быть абсолютно разным. (П. Ю., экономист, 42 года).

В виртуальном мире - я повелитель воды и могу вертеть мирами как

хочу. Я очень сильный маг с большим количеством артефактов. Ко мне приносят дары и обращаются с мольбами. Я чувствую власть и ее бремя, силу, которая она мне дает. Ничто в реальном мире не может даже близко походить на эти ощущения. А порой мне кажется, что в реальном мире я как в тюрьме, в которую меня посадил мой враг - маг земли. И я лишь в виртуальном мире возвращаюсь к своей реальной жизни, своему предназначению. (А. К., системный администратор, 25 лет).

Чем больше «ник» или «аватар» не схож с идентичностью человека из реального мира, тем больше виртуальная идентичность не совпадает с реальной.

В виртуальном мире, человек реализует свои фантазии, надежды, реализует придуманную личность, делает индивида и отдельные сообщества людей более свободными, не неся моральных и социальных последствий от слов и действий в цифровом пространстве. Но данная сфера наиболее проявлена у младшего и среднего поколения, среди представителей старшего поколения -подобных ответов и оценок нет, ни в опросе, ни во время интервью. Но через несколько лет, когда среднее поколение станет старшим - ситуация изменится и все участники виртуального взаимодействия будут опровергать моральные устои общества, возможно, разрушая границы между виртуальным и реальным миром, что приведет к волнам новых актов массового насилия в обществе.

Я могу убивать, побеждать, захватывать целые миры - это моя реальность, я там царь и Бог и никто не может меня осудить. Я тот, кто создает закон и правила этого мира. Другие могут прописать свои условия и жить в своем мире. Это очень заводит и заставляет постоянно быть на адреналине. В реальности я не испытывал таких эмоций, да и наверное, мне этого не разрешат - осудят, не поймут. А мне по-настоящему хорошо и свободно только там. (С. А., ассистент руководителя, 37 лет).

В реальном мире много ограничивающих тебя рамок - нормы морали, законы, а в виртуальном мире этого ничего нет. Ты сам творишь то, что хочется, никто не может тебя ограничить. И это дает такое потрясающее чувство всевозможности, вседоступ-ности. Это то, что меня цепляет в виртуальном мире. Я не могу от этого отказаться. Это часть меня. И те, кто входят со мной в одну игру - подчиняются мне или враждуют и тем самым мы отстаиваем свои интересы, это увлекательно и не позволяет расслабиться. В обычной жизни - все достаточно прозаично - институт, дом, задания, сон. А там - постоянно новый опыт, новые люди, новые сражения. Да и деньги своими победами я зарабатываю не только виртуальные, но и реальные. Уже два года как не беру ничего у родителей. (А. А., студент, 20 лет).

В отдельных случаях анонимность может формировать предпосылки к вседозволенности и безнаказанности, что расширяет приемлемые социальные идентичности. Это формирует так называемый сетевой индивидуализм, отчуждающий человека от любых сообществ и социальной ответственности. Данное явление возникает из-за псевдо-без-опасности - ощущения, что человек в любой момент может прервать связь с интернетом, если ему что-то не понравится. Анонимность в социальных сетях и других мессенджерах дает возможность для открытой трансляции своих эмоций и состояний, мнений и суждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цифровое пространство выступает новой средой для жизни, работы, отдыха для многих социальных групп, восполняя и дополняя, а порой и заменяя реальное пространство.

Я не только общаюсь с друзьями в сети Интернет, мы там учимся - заходя в облачные технологии с преподавателями, я там работаю - выполняя небольшие заказы. Интернет для меня - это пространство учебы, работы, досуга. После универа, думаю,

дальше будет также. (Л. Д., студент, 21 год).

В реальности так не переключишься, как это можно сделать в виртуальном мире. Там больше ощущений, возможностей и форм для качественного отдыха, эффективной работы и классного общения (О. Ю., менеджер по рекламе, 35 лет).

Мне многое в реальном мире уже недоступно. Поэтому виртуальный мир становится моим окном в настоящую жизнь. Я пробую делать то, что никогда не могла делать из-за того что не было сил, денег, здоровья. А сейчас я себя чувствую свободной и готовой к новым свершениям, несмотря на то, что из своей квартиры я не выхожу. Что надо мне доставляют домой, платежи за коммуналку я провожу онлайн. Общаюсь с родственниками через Интернет. Так что моя жизнь только сейчас стала такой, о какой я мечтала с юности. (Р. В., пенсионерка, домохозяйка, 57 лет).

Таким образом, социальная идентичность россиян под влиянием цифрового пространства получает новые очертания. Она позволяет находить альтернативные стратегии социализации и реализации, воспроизводя различные стороны социального воспроизводства как индивидуальной, так и социальной эволюции, затрагивая как материальные стороны (позволяя зарабатывать деньги, выстраивать работу), социальные стороны (затрагивая сферу отношений, коммуникаций, общения, досуга), так и духовные стороны (придавая смысл жизни, деятельности в виртуальном мире).

Заключение

Можно уверенно говорить о том, что социальная идентичность наших современников меняется. И не последнюю роль в этом процессе занимает виртуальная составляющая. Цифровое пространство вносит новые морально-этические, социально-психологические, социально-правовые рамки и условия. Это позволяет находить себя, своих

единомышленников без привязки к месту, времени, языку, вере, полу или каким-то другим социальным, культурным, экономическим и прочим факторам. Виртуальность во многом заменяет, а порой и замещает реальную жизнь у представителей разных поколений.

Виртуальная идентичность чаще связана с масками, которые надевает на себя человек. Реальная социальная идентичность более аутентична, но не всегда может устраивать человека из-за своей ограниченности. Скрытие или приукрашивание данных о себе (пол, возраст, социальный статус, данные биографии и прочее) позволяет создать более идеальный образ Я, идеальный образ идентичности того, кем хотелось бы быть, но в силу разных причин не получается.

Виртуальная социальная идентичность является способом бегства от самого себя в реальном мире. Это позволяет формировать новую идентичность, обладающую идеальными чертами. Она создается на основе разрозненных элементов идентичности других людей, поэтому она вторична. Личность и социальная идентичность в виртуальном пространстве - это другая личность, другая идентичность. Нельзя ставить знак равенства, хотя и воздействия одной на другую исключать нельзя. И в дальнейшем, это влияние будет только усиливаться.

Литература

1. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного сознания // Гуманитарный вектор . 2020. Т. 15. № 2. С. 76-84.

2. Ардашев Р.Г. Формы иррациональности общественного сознания // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 40-48.

3. Ардашев Р.Г. Иррационализация истины как атрибут эпохи перемен // В

поисках социальной истины. Материалы I Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В. А. Решетникова, О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. 2019. С. 25-27.

4. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.240 с.

5. Белинская Е. П., Тихомандриц-кая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 52-54.

6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. 323 с.

7. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 431-460.

8. Ким А. С., Полюшкевич О. А. Идентичность как способ восприятия чужих и своих // DIXI - 2019 : идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2019. С. 94-100.

9. Полюшкевич О. А. Конструирование идентичности молодежи: визуальная презентация в социальных сетях // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы I международной научно-практической конференции. Иркутск: ИГУ, 2019. С. 139-143.

10. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 179 с.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

Irrational foundations of the formation of social

identity under the influence of virtuality Polyushkevich O.A.

Irkutsk State University

The article discusses the features of the construction of social identity in the virtual space. The results of research on the irrational foundations of the formation of social identity in the virtual space are presented. The forms of development of the virtual social identity of the person of the future are analyzed.

Keywords: social identity, virtual reality, socialization, research, digitalization of the world

References

1. Ardashev R.G. Irrationality of public consciousness

// Humanitarian vector. 2020.Vol. 15.No. 2.P. 7684.

2. Ardashev R.G. Forms of irrationality of public

consciousness // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems and prospects. Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. 2020.S. 40-48.

3. Ardashev R.G. Irrationalization of truth as an

attribute of the era of change // In search of social truth. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of V. A. Reshetnikov, O. A. Polyushkevich, G. V. Druzhinin. 2019.S. 25-27.

4. Bauman Z. Fluid modernity. SPb .: Peter, 2008, 240 p.

5. Belinskaya EP, Tikhomandritskaya OA Social psychology of personality: Textbook for universities. M .: Aspect Press, 2001.S. 52-54.

6. Berger P., Lukman T. Social construction of reality:

A treatise on the sociology of knowledge. M .: Academia-Center; Medium, 1995.323 p.

7. Zhichkina AE, Belinskaya EP Self-presentation in

virtual reality and identity features of a teenagerInternet user // Education and information culture. Moscow: Center for Sociology of Education, Russian Academy of Education, 2000. S. 431460.

8. Kim A. S., Polyushkevich O. A. Identity as a way of

perceiving strangers and friends // DIXI - 2019: ideas, hypotheses, discoveries in social and humanitarian research, collection of scientific papers. Khabarovsk State University of Economics and Law. Khabarovsk, 2019.S. 94100.

9. Polyushkevich OA Construction of youth identity:

visual presentation in social networks // Social reality of virtual space. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. Irkutsk: ISU, 2019.S. 139-143.

10. Fromm E. Psychoanalysis and ethics. Moscow: Respublika, 1993.179 p.

11. Erickson E. Identity: youth and crisis. Moscow: Progress, 1996.344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.