Формирование виртуальной идентичности университетской молодежи
Малых Светлана Владимировна
кандидат исторических наук, доцент, кафедра русского языка и общего языкознания, Институт филологии иностранных языков и медиа коммуникаций Иркутского государственного университета, [email protected]
В статье приводятся результаты исследования студенческой молодежи в области формирования виртуальной идентичности. Анализируется роль университетской среды в становлении идентичности и детально анализируются формы социального моделирования своего образа в молодежной среде. Ключевые слова: виртуальная идентичность, молодежь, университет, студенчество
В современном мире социальные сети играют большую роль. Особенно это актуально для молодого поколения. «Просматривание» и «лайканье» друзей в социальных сетях становится своего рода социальным ресурсом, новой формой социального взаимодействия. Визуальный контакт становится атрибутом социального взаимодействия. И соответственно, те, кто выставляют фотографии - формируют свою собственную визуальную идентичность, т.е. фотографии выступают опросредственным способом представления себя в обществе. Фотографии подбираются для конструирования определенного образа, обусловленного некой саморефлексивностью и самопрезентацией.
Подобная тематика затрагивалась в ряде работ зарубежных авторов (A. Dahlgren [7], P. Uimonen [8], C. Balleys [6]), среди отечественных авторов М.А. Ерофеева [2], В.Н. Киселев, А.М. Сосновская, А.А. Старцев [3], Т.С. Паниотова, М.В. Митрохина [4], О.А. Полюшкевич [5].
В данной работе мы применяли метод антропологического наблюдения, используя «профильные» фотографии списка друзей автора, в количестве 847 человек (профилей). Цифровая антропология становится одним из перспективных форм изучения новых форм идентичности в виртуальном мире. Целью нашей работы было выявление визуальных форм коммуникации у
молодежи от 18 до 35 лет. С некоторыми из них были проведены индивидуальные интервью (17 человек).
Для понимания того, насколько полученные результаты можно применять ко всем пользователям социальных сетей, необходимо проводить более масштабные исследования, но полученные данные позволяют выявить и характеризовать определенные модели поведения, которые могут найти отражение и в других социальных мирах и социальных средах наших современников.
Мы предполагали, что выбор тех или иных фотографий формирует некий образ, инсценировку он-лайн конструирования образа Я. Более того, количество «лайков» и «просмотров» фотографий друзей человека представленного в социальной сети формирует его социальный имидж, социальный капитал, также дает возможность автора отслеживать количество просмотров и лайков и тем самым становится инструментом рефлексивности. В этой связи, идеи В. Тёрнера становятся более применимы в контексте того, что рефлексивность может быть индивидуальной (формой оценки себя, своего образа), и коллективной (социальной), когда мы конструируем и подкрепляем свои миры. Представления своего Я, через фотографии в социальных сетях позволяют проследить рефлексивность и интерактивность Я, что является основой визуальной коммуникации.
Рассматривая результаты анализа полученных данных, мы можем заключить, что чем младше человек, имеющий свой социальный профиль в социальной сети vkontakte, тем больше и чаще он
пользуется данной сетью, что говорит о возрастание популярности данной социальной сетью.
По статистике вконтакте пользуется 83% населения [1]. В постах на своих страницах процентное соотношение текстовых сообщений и визуальных неравномерно (1 к 10). И из текстовых сообщений достаточно редко бывают собственные мысли и идеи, чаще цитирование «умных» мыслей или идей известными мыслителями, публичными людьми (актерами, политиками, бизнес-лидерами) и т.д.
Из всего пула фотографий в профиле автора доминируют портреты (18%), фотографии на фоне административных, культурных, религиозных зданий (университетов, церквей, музеев, театров - зачастую не из тех городов, откуда сам владелец профиля) 29%, фотографий с мест отдых (с видами моря, гор, пляжей) - 32%, фотографий с друзьями или известными личностями (политиками, актерами, певцами) -14%, другие фотографии - 7%.
Через фотографии молодые люди выстраивают коммуникацию: 1. Они показывают то, что они Есть; 2. что их жизнь наполнена событиями и интересными встречами и местами (замена фотографий в профиле автора); 3. Происходит соприсуствие в друзьях у кого-либо, что позволяет отмечать в комментариях и оценках свою вовлеченность в жизнь Другого (присутствие в отсутствии).
Замена фотографий в своем профиле для большей части тех, кто принимал участие в интервью выступает способом отражения тех жизненных изменений, которые происходили с ними.
Я разместил свою фотографию на фоне Ермака, когда впервые приехал в Иркутск, став студентом ИГУ, потом конечно фотографии на странице поменялись - выставил свою фотографию с Губернатором, а затем, когда был в Москве на конференции - выставил свое фото на Воробьевых горах, перед МГУ, ну и сейчас у меня фотография с концерта БИ-2. Я там размещаю далеко не все, что у меня происходит - но самое важное. По моим фотографиям - можно проследить - где я бываю, что делаю, с кем общаюсь, что мне интересно (Кирилл, 19 лет, 2 курс, государственное и муниципальное управление).
Я зарегистрирована в контакте еще с 14 лет и размещаю только те фотографии, которые показывают моли изменения во внешности: когда из брюнетки, я стала блондинкой и моя фотография поразила всех моих друзей; когда я с родителями ездила в Тайланд и загорала на пляже и купалась в океане и моя фигура просто изумительно смотрелась на этом фоне; или же когда я ходила на показ мод в Иркутске, где мне предложили принять участие с следующем показе. Это мой имидж -который определяет мою жизнь и отражен на страницах социальных сетей (Руслана, 21 год, 4 курс, история).
Респонденты подтверждают вывод автора о том, что через фотографии происходит управление впечатлениями. Фотография фиксирует значимый образ идентичности, который позволяет создать игровое пространство для самопрезентации. Социальные сети тем самым выступают способом игрализации идентичности в виртуальном мире.
Другим примером работы с визуальным профилем может стать самопрезентация себя не только через фотографии в социальных сетях, но ведение собственного блога, где они презентуют себя, отражая боле развёрнуто свои мысли, идеи и формы работы, усложняя форму коммуникации.
Я помимо собственной странички, где размещаю свои фото, веду страничку по научной работе студентов Института, иногда дублирую информацию, размещаю интересные материалы, что могут помочь студентам в написании научных и исследовательских работ, развить навыки коммуникации и всего того, что может им помочь реализоваться (Александр, 20 лет, 4 курс, государственное и муниципальное управление).
Я размещаю фотографии и информацию о всех проводимых в университете творческих мероприятиях, сама участвую в организации многих из них, а также отдельно веду записи по культурной жизни университета, пишу отзывы и комментарии, аннотации и рекомендации к посещению тех или иных мест, отмечаю тех, кто был на этих мероприятиях через теги имен (Ярослава, 20 лет, 3 курс, психология).
Благодаря данной коммуникации происходит не только констатирование того, кем являются те, кто размещает свои фото, но и конструирование того, кем они могли бы быть, если бы принимали участие в подобных мероприятиях. Это то, что влияет на формирование представления о человеке, закрепление мнения о его убеждениях и ценностях в глазах Друзей, что отмечают и оценивают его фотографии.
Более того, имя, вписанное в фотографию создает дополнительное подкрепление у тех, кто ведет свои страницы (так как у них это отражается), подтверждая их принадлежность к определённой группе, расширение круга Своих. Фотографии с мест событий позволяют говорить о инсценировке подлинности и насыщенности жизни. В социальных сетях соединятся формы индивидуальной и социальной жизни, зачастую эти границы стираются или по крайней мере размываются. Также через фотографии профилей передаются жизненные смыслы -конструирующие как форму, так и содержание образа человека, внешнего и внутреннего нарратива.
Отдельным пунктом в социальных сетях состоит вовлеченность в те или иные личные отношения с представителями противоположного пола. Такие фотографии выступают доказательством наличия отношений и характеристикой их качества.
Для моего окружения важно знать, что я не одна и у меня есть молодой человек, с которым могут быть боле серьёзные отношения. Поэтому, всякий раз, когда мы встречаемся - я делаю фото того как мы ходим в кино, кафе или просто гуляем и потом я это выкладываю в социальную сеть (Альбина, 20 лет, 3 курс, политология).
Это достаточно важный момент в моих отношениях с девушкой - если я не буду выкладывать наши фото - она меня не поймет и я потеряю авторитет в глазах своих друзей (Михаил, 20 лет, 3 курс, геолог).
Схожим мотивом выступает выставление фотографий с друзьями,
где совместные фотографии выступают доказательством дружбы, вовлеченности в совместные события и готовности их транслировать во вне.
Мои друзья - это мой капитал. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Это про меня. Все наши встречи показывают нашу активную, интересную жизнь, а те кто не с нами - пусть завидуют нам. Так как мы - настоящие пацаны! (Артем, 21 год, 4 курс, физик).
Мои подруги дают мне поводы для самосовершенствования и наши фотографии - это показатели того как я работаю с собой, сколько усилий прикладываю, насколько успешно и эффективно взаимодействую со своим окружением (Алена, 24 года, выпускница социальной работы).
Иными словами, не столько важно обладать социальным капиталом, сколько его визуально презентовать в социальных сетях. Идентичность молодых людей в социальных сетях выступает формой показать КТО Я, с КЕМ общаюсь, с КЕМ работаю и ГДЕ и КАК отдыхаю, это определяет его образ. В конструирование его вовлечены все: и те, кто выкладывает фотографии, и те, кто их оценивает. Это пространство виртуальной социальной коммуникации социальных сетей.
Социальная коммуникация в социальных сетях позволяет зримо воплотить символический капитал, найти элементы и формы его презентующие; визуально представить формы и типы социальной идентичности молодежи; подчеркнуть принадлежность к определённым группам (выделив своих и чужих); постоянно регулировать и подкреплять визуальную презентацию активной
жизни; актуализировать значимость личных отношений.
Литература
1. Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России [электронный ресурс] URL: https://www.web-
canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата доступа 1б.12.2019)
2. Ерофеева M.A. Репрезентация гендерных образов современных студентов в социальных сетях (на примере социальной сети «вкон-такте») // Человеческий капитал. 2018. - № 11-2 (119). - С. б6-61.
3. Киселев В.Н., Сосновская A.M., Старцев A.A. Эффективная коммуникация в медиасфере: построение культурной идентичности // Управленческое консультирование. 2016. - № б (89). - С. 120-128.
4. Паниотова Т.С., Mитрохина M.B. Феномен мобилографии как новая форма репрезентации идентичности // Знание. Понимание. Умение. 2016. - № 1. - С. 146-1б6.
б. Полюшкевич O.A. Конструирование идентичности молодежи: визуальная презентация в социальных сетях // Социальная реальность виртуального пространства. Mате-риалы I Mеждународной научно-практической конференции. Иркутский государственный университет; Под общей редакцией О. A. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. 2019. - С. 139-143.
6. Balleys C. Gestion de l'intimité et affichage d'un territoire sentimental entre adolescents sur Internet // Agora débats / jeunesses. - P., 2016. - Vol. 72, N 1. - P. 7-19.
7. Dahlgren A. Dated photographs: The personal photo
album as visual and textual medium // Photography a. culture. - Oxford, 2010. - Vol. 3, N 2. - P. 175-194.
8. Uimonen P. Visual identity in Facebook // Visual studies. - Oxford, 2013. - Vol. 28, N 2. - P. 122-135.
The formation of the virtual identity of
university youth Malykh S.V.
Irkutsk State University
The article presents the results of a study of student youth in the field of virtual identity formation. The role of the university environment in the formation of identity is analyzed and the forms of social modeling of their image in the youth environment are analyzed in detail. Key words: virtual identity, youth, university,
students References
1. All Internet statistics for 2019 - in the world
and in Russia [electronic resource] URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire- iv-rossii / (access date 12/15/2019)
2. Erofeeva M.A. Representation of gender images of modern students in social networks (for example, the social network "VKontakte") // Human capital. 2018 .-- No. 11-2 (119). - S. 56-61.
3. Kiselev V.N., Sosnovskaya A.M., Startsev A.A. Effective communication in the media sphere: building a cultural identity // Management Consulting. 2016. - No. 5 (89). - S. 120-128.
4. Paniotova TS, Mitrokhina M.V. The phenomenon of mobilography as a new form of representation of identity // Knowledge. Understanding. Skill. 2016. -No. 1. - S. 146-156.
5. Polyushkevich O.A. The construction of youth
identity: visual presentation in social networks // Social reality of virtual space. Materials of the I International scientific-practical conference. Irkutsk State University; Under the general editorship of O. A. Polyushkevich, G. V. Druzhinin. 2019 .-- S. 139-143.
6. Balleys C. Gestion de l'intimité et affichage
d'un territoire sentimental entre adolescents sur Internet // Agora débats / jeunesses. - P., 2016 .-- Vol. 72, N 1. - P. 7-19.
7. Dahlgren A. Dated photographs: The personal photo album as visual and textual medium // Photography a. culture. - Oxford, 2010 .-- Vol. 3, N 2. - P. 175-194.
8. Uimonen P. Visual identity in Facebook // Visual studies. - Oxford, 2013 .-- Vol. 28, No. 2. - R. 122-135.