2018.04.009. БАЛЛЕЙ К. УПРАВЛЕНИЕ БЛИЗКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ И ОБОЗНАЧЕНИЕ СЕНТИМЕНТАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПОДРОСТКАМИ В ИНТЕРНЕТЕ.
BALLEYS C. Gestion de l'intimité et affichage d'un territoire sentimental entre adolescents sur Internet // Agora débats / jeunesses. -P., 2016. - Vol. 72, N 1. - P. 7-19.
Ключевые слова: подростки; общение; социальные связи; Интернет; социальные сети.
Статья канадской исследовательницы Клэр Баллей (Национальный научно-исследовательский институт (INRS), г. Квебек, Канада) посвящена практикам выстраивания отношений в группах подростков с использованием интернет-технологий. Она опирается на данные этнографического полевого исследования в соцсети Фейсбук (метод наблюдения); рассматривались профили пользователей мужского и женского пола в возрасте 14-17 лет.
Основным вызовом при вступлении в подростковый возраст становится обозначение своего отличия как от «детей», так и от «взрослых». При этом стремление стать «большим» проявляется прежде всего через способность выстроить сильные (т.е. близкие и эксклюзивные) дружеские и любовные связи со сверстниками, причем происходит это как при реальном общении в школе, так и в соцсетях. Подобное умение свидетельствует, с одной стороны, о зрелости, а с другой - о высоком социальном статусе в среде подростков. Быть в курсе актуальной информации об отношениях между одноклассниками является залогом престижа. Сюда включаются сведения о том, кто с кем дружит, кто в кого влюблен и кто с кем образует пару, кто с кем порвал и что одни думают о других. Умение должным образом преподнести близость своих отношений с другим или свою осведомленность о чужих отношениях увеличивает значимость подростка в коллективе, т. е. становится способом самоутверждения. Близкие отношения, дружеские или любовные, представляют, по мнению автора, символический ресурс. При этом подлинность дружбы, серьезность любовных отношений, состав круга друзей оцениваются коллективом в зависимости от умения подростка продемонстрировать свою вовлеченность в отношения. Таким образом, с точки зрения социума, необходимо не только обладать символическим капиталом, но и обозначать его, чтобы свер-
стники знали о нем и легитимизировали его. Те, кто лишен подобного ресурса или не демонстрирует его в соцсетях, не могут присутствовать на «рынке обмена близкими отношениями»1. Иерархический статус в группе сверстников, получаемый в результате вовлеченности в близкие связи, имеет «рыночную коннотацию». Что вписывается, как считает автор, в логику управления своей личной жизнью в современных западных обществах. Социолог Ева Иллуз обознает ее как капиталистическую логику чувств: «в культуре эмоционального капитализма эмоции стали единицами, подлежащими оценке, изучению, обсуждению, измерению и коммер-2
циализации» .
В Фейсбуке подростки оставляют свидетельства существующих между ними связей. Выкладывание фотографий в приложениях Instagram и WhatsApp - еще одна практика, характеризующая медиатизацию общения. Другим механизмом в процессе коллективного управления социальными связями подростков являются скриншоты, которые делаются с экрана при личной переписке и выставляются в Фейсбук на обозрение всего сообщества.
При формировании новой пары в подростковом сообществе она должна стать «видимой» в медийном пространстве. Делается это либо посредством изменения официального статуса с «одинокий» на «состоит в отношениях», либо с помощью публикации фото пары в обнимку. В ответ члены сообщества неизменно отправляют паре поздравления, а те благодарят за поздравления. То есть имеет место условный обмен любезностями, связанный с признанием сообществом новой пары как статусного образования. Проявления дружеских отношений также следуют определенным правилам: постоянно оставлять свидетельства дружеской привязанности, публиковать комментарии к постам и фотографиям лучшей подруги, ставить «лайки». Подобные отношения чаще всего наблюдаются между девушками. Включение других в список друзей и его опубликование позволяют подросткам показать друзьям их особый статус, а также представить эти отношения на одобрение группы сверстников. Фейсбук, таким образом, являет собой виртуальное пространство для самопрезентации и выстраивания социальных
1 Sennett R. Les tyrannies de l'intimité. - P.: Le Seuil, 1979. - P. 19.
2 Illouz E. Les sentiments du capitalisme. - P.: Le Seuil, 2006. - P. 193.
отношений, где соблюдение условностей следует строго определенным правилам.
Таким образом, социальные сети являются платформой для формирования социальных связей и одновременно для исключения тех, кто не участвует в этих процессах. Отсутствие друзей или «следов» дружбы в социальных сетях у подростка воспринимается сообществом как отклонение от нормы и осуждается; такой человек превращается в изгоя. Поскольку социальный престиж подростков обеспечивается главным образом наличием капитала в виде близких связей со сверстниками, страх потерять подругу или бойф-ренда велик, особенно среди девушек, что находит отражение в Фейсбуке. Это может проявляться, например, в послании, содержащем угрозу потенциальным соперницам, или в возмущении от «предательства» подруги. Автор не согласна с тезисом, что появление социальных сетей спровоцировало конец приватности личной жизни в среде подростков. Ее наблюдения показали, что отдельные подростки могут переходить в систему мгновенного обмена сообщениями для обмена информацией, не предназначенной всему сообществу. Перечисленные действия направлены на обозначение и охрану «сентиментальной территории, для которой социальные сети и платформы предоставляют ранее не существовавшую и крайне эффективную основу» [с. 13].
Большой объем наблюдавшегося в соцсетях материала относится к такому крайне важному для подростков феномену, связанному с идентификацией и отношениями, как женская дружба. Автор отмечает, что эксклюзивный характер дружбы между девушками порождает частые конфликты, вызванные страхом быть оставленной подругами. Соответственно, Фейсбук предстает как пространство, где конфликт материализуется и разворачивается на глазах у всех.
Наблюдения автора приводят ее к мысли, что общение подростков подчинено двум задачам. Во-первых, потребности продемонстрировать свой социальный капитал, состоящий из отношений с близкими друзьями и любовными партнерами, что свойственно обоим полам. Во-вторых, потребности защищать свою сентиментальную территорию, образованную близкими друзьями, с которыми связывают эксклюзивные отношения, что является в большей степени женским способом управления близкими отношениями.
В заключение автор приходит к ряду выводов. Для объяснения большего распространения среди девушек, чем среди молодых людей, практики формирования, демонстрации и защиты своей сентиментальной территории, в частности с помощью интернет-технологий, она выдвигает гипотезу, что девушки более ориентированы на выстраивание межличностных отношений, в том числе близких. Притом что у мальчиков присутствует та же потребность обладать символическим капиталом (сильными связями) и подчеркивать его, одновременно, парадоксальным образом, они подчиняются потребности избегать или не углублять сильных связей, соответствующей меньшему значению, которое для них имеют эмоциональные отношения.
Выставление себя напоказ в практиках общения подростков в Сети представляет собой прежде всего демонстрацию своих социальных связей, т. е. символического капитала, состоящего из близких отношений. При этом ценность такого капитала измеряется не только количественно (число дружеских контактов и любовных «побед»), но и качественно (подтверждение подлинности этих связей и их эксклюзивности).
Притом что изгои всегда существовали в подростковых коллективах, социальные сети и платформы предоставили эффективный инструментарий для механизмов социальной стигматизации; в частности, речь идет о возможности «включить / не включить в число друзей». Интернет-технологии позволяют: 1) дать зримое воплощение символического капитала либо его отсутствия или слабости; 2) сделать наглядными процессы социальной интеграции либо социального исключения для зрителей-участников, членов соцсети; 3) обеспечивать постоянное осуществление этих процессов. Таким образом, социальные сети показали себя платформой, предоставляющей действенные механизмы для управления близкими отношениями в подростковых коллективах и выстраивания сентиментальных территорий.
Е.Л. Ушкова