Научная статья на тему 'Виртуальные университеты будущего'

Виртуальные университеты будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ БУДУЩЕГО / ВИРТУАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / UNIVERSITIES OF THE FUTURE / VIRTUAL UNIVERSITIES / QUALITY OF EDUCATION / MOBILITY / ACCESSIBILITY / LOYALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малых С.В.

В статье приводятся результаты качественного эмпирического исследования оценки и перспектив развития университетов в виртуальном пространстве. Виртуальные университеты университеты будущего. Выделяются основные сферы развития виртуального образования и форматы реализации их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual Universities of the Future

The article presents the results of a qualitative empirical study of assessment and prospects for the development of universities in the virtual space. Virtual universities are universities of the future. The main areas of development of virtual education and formats for their implementation are highlighted

Текст научной работы на тему «Виртуальные университеты будущего»

Виртуальные университеты будущего

Малых С.В.

В статье приводятся результаты качественного эмпирического исследования оценки и перспектив развития университетов в виртуальном пространстве. Виртуальные университеты - университеты будущего. Выделяются основные сферы развития виртуального образования и форматы реализации их. Ключевые слова: университеты будущего, виртуальные университеты, качество образования, мобильность, доступность, лояльность

В последнее десятилетие в значительной степени выросла конкуренция в научно-образовательной области. При этом данная конкуренция охватывает как национальные образовательные системы в целом, так и отдельные научно-образовательные центры. Правительства многих стран стремятся повысить качество системы высшего образования в стране.

Создание виртуальных университетов позволяет выйти на новый уровень во многих областях жизни:

- сконцентрировать высококачественные технические и кадровые ресурсы;

- сосредоточить усилия виртуального университета на насущных потребностях рынка труда или системы образования;

- использовать и развивать существующую инфраструктуру Интернет-технологий;

- поддерживать развитие электронного обучения в традиционных образовательных организациях;

- обеспечивать преимущества национальным программам электронного обучения перед зарубежными;

- экспортировать образовательные программы электронного обучения в другие страны на национальных языках, что может возместить часть расходов на создание этих программ [1].

В России работает Университет Национальной технологической инициативы «20.35» для подготовки специалистов для цифровой экономики. Университет Национальной технологической инициативы

«20.35» является виртуальным, функционирует в рамках сетевого взаимодействия российских вузов: ИТМО, СПбПУ Петра Великого, МФТИ, НГУ, ТГУ, ДВФУ, а также бизнес структур. Для каждого обучающегося предполагается формирование цифрового профиля компетенций в рамках образования в течение всей жизни (1 млрд цифровых профилей компетенций). Но он еще не столь популярен и известен среди населения.

При этом виртуальные университеты обеспечивают большую мобильность и качество обучения, дают больше возможностей для расширения спектра компетенций и перспектив личного роста (об этом более подробно изложено в других работах автора [2,3,4,5]), а также благодаря виртуальному обучению усиливаются механизмы и инструменты воздействия корпоративной культуры и социальной ответственности университетов перед обществом [6,7].

Полагаю, что в будущем нас ожидает расширение спектра различных виртуальных университетов и реализуемых ими образовательных программ, возможностям привлечения большего количества обучающихся, а также с тем фактом, что виртуальные университеты ограничены лишь культурными и языковыми барьерами, такие университеты не нуждаются в аудиториях и зданиях, а благодаря современным инструментам электронного обуче-

ния виртуальные университеты относительно несложно и недорого могут осуществлять реализацию своих курсов в сети Интернет.

С целью изучения активности развития виртуального университета, в 2019 году мы провели качественное исследование, нацеленное на изучение потребности и актуальности виртуального высшего образования, пожизненного виртуального образования и так далее среди руководителей образовательных учреждений, представителей органов власти и бизнеса, участвующих в различных программах обучения и переобучения себя и своих сотрудников (проректора вузов, высшие руководители в министерствах, руководители крупного и среднего бизнеса (банки, нефтяные и газовые компании, ресурсодобывающие, высокотехнологичные компании) и др. Всего в экспертном интервью приняло участие 22 человека, в 6 фокус-группах приняло участие 56 человек.

Около 80% экспертов говорят о том, что за виртуальными университетами - будущее образования. Причем из основных достоинств выделяют разные критерии: часть из них указывает на «доступность» виртуального пространства (32%), часть на мобильность (возможность быть там, где хочешь, а не там где надо, чтобы учиться) (27%), третья группа указывает на «лояльность» (возможность пройти курс повторно, пересдать и т.д.) (22%) и четвертая часть указывает на «качество», так как виртуальные курсы готовят лучшие специалисты, профессионалы своего дела (19%).

Оставшаяся часть 20% настаивают на традиционных формах обучения, предполагающего личный

контакт и готовность тет-а-тет решать поставленные вопросы.

Доступность - это фактор, стирающий границы между участниками образовательного пространства. В современном глобализирующемся мире - это ресурс и точка роста как для человека и его семьи, так и для организации и общества в целом.

Благодаря виртуальным стратегиям обучения - оно престаёт быть элитной прерогативой (по семейному или финансовому ресурсу), а становится общедоступным способом улучшения качества своей жизни. Вне зависимости от места проживания и уровня жизни - каждый может быть супер-профессионалом, благодаря обучению в виртуальном вузе (А.А., управляющий менеджер Альфа-банк в регионах, 42 года).

Виртуальное обучение - делает доступным возможность повышения квалификации, расширения компетенций, развития хобби и навыков, которые не всегда могут быть связаны с вашей непосредственной профессией, но в целом могут расширять интеллектуальные, эмоциональные, психологические, аналитические или какие-то другие способности и навыки, что в конечном счете повышает ваш рейтинг как сотрудника, так как вы становитесь более эффективны и развивает ваши личные качества, что делает вас незаменимым не просто профессионалом, но и человеком (Л.Ю., руководитель высшего звена региональной нефтяной компании, 49 лет).

Мобильность также выступает чертой современности. Это условие личного и социального продвижения. Нахождение в жестких рамках

«надо», присутствия на работе, наличия именно определенной корочки диплома, становится элементом прошлого. И со временем совсем отживет. Мобильность - это черта специалиста будущего.

Меня всегда останавливало то, что получая образование, получая навыки, ты вынужден ограничивать себя в других сферах - в возможности присутствия на рабочем месте или на отдыхе, с кем и когда ты общаешься. Виртуальное образование в этом плане становится палочкой выручалочкой, так как позволяет не менять своих планов, при этом узнавать то, что надо. Более того, применять полученную информацию сразу на практике (Л.О., руководитель программ корпоративного обучения ОАО Сбербанк, 37 лет).

Виртуальное образование обладает мобильностью, оно е ограничивает время, пространство, людей, как это делает классическое образование. Оно наоборот - благодаря мобильности расширяет и твои возможности и возможности педагогов донести наиболее доступно и открыто то, что важно понимать (С.В., руководитель регионального отделения газовой компании, 41 год).

Лояльность виртуального обучения прослеживается в возможностях неоднократного повторения и закрепления курсов, возможности возвращаться к тому или иному материалу, без административных, стрессовых и иных затрат.

Лояльность в виртуальном обучении - ключ к успеху. Я сам несколько раз проходил один и тот же курс, так как в первый раз не успех выполнить задания, во второй раз - не смог адаптировать

материал к своему делу и пришлось изучать - где мой промах. Но именно это позволило мне досконально разобраться в вопросе и увеличить прибыль в два раза за несколько месяцев, что я не мог сделать за несколько лет. Лояльность в виртуальном обучении стала для меня толчком к росту и развитию моего бизнеса (Н.Е., управляющий речного пароходства, 52 года).

Лояльность к студентам получающим виртуальное обучение не граничит с пофигизмом, а наоборот - с желанием создания максимальных условий для реализации потенциала студента в процессе обучения и реального применения полученных навыков в его деятельности. Лояльность - это показатель заинтересованность в успехах студентов (М.М., руководитель дистанционных программ обучения ДВФУ).

«Качество» как показатель и критерий полученных знаний в процессе обучения является внешним условием оценки данных программ. Крупные компании не старались бы обучать своих сотрудников через виртуальные программы, если бы они не давали реального эффекта в качестве работы.

Наша компания убедилась в качестве полученных знаний в виртуальном обучении тех университетов, с которыми мы сотрудничаем. Улучшились показатели работы, повысился мотивационный уровень сотрудников. Это косвенные показатели высокого качества виртуального обучения. Поэтому, мы планируем расширение сферы виртуального обучения разного персонала (О.П., руководитель

проектной строительной компании, 59 лет).

Виртуальное обучение не столь распространено, поэтому университеты пытаясь закрепить данные виды услуг - стараются предлагать максимально качественные образовательные услуги. Это в итоге сказывается на удовлетворенности работодателей, чьи сотрудники прошли обучение, переобучение или повышение квалификации в таких университетах по виртуальным программам обучения (Р.Р., руководитель отдела корпоративных программ обучения, ТГУ, 53 года).

По мнению респондентов необходимо осуществлять массовое просвещение граждан в области достоинств виртуального обучения, делать его не элитной прерогативой, а массовой возможностью. Тогда и получаемые услуги и эффекты будут в разы выше и сказываться на показателях экономики и в целом развития регионов.

Традиционное образование, получаемое в специальных аудиториях, в отведенном месте - уйдет в прошлое. Будущее нашего мира - в виртуальном обучении (М.С., руководитель страховой компании, 52 года).

Будущее общества нашими экспертами видится в виртуальном пространстве, в соединении реального и виртуального миров, что уже сегодня называют временем поствиртуальности. Виртуальным университетам там отводится основная роль в процессе социализации и адаптации людей к новым условиям жизни.

Литература

1. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Виртуальные университеты:

факторы успеха и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. - Т. 15. № 1. - С. 7-17

2. Малых С.В. «Справедливое образование»: современные реалии отечественных университетов // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира. Сборник материалов. М.: Аспект-ПРЕСС,

2018. - С. 1233-1234.

3. Малых С.В. Академическая мобильность как ресурс интернационализации университетов // Социология. 2018. - № 3. - С. 222-226.

4. Малых С.В. Стратегии продвижения университета в виртуальном пространстве // Социология.

2019. - № 1. - С. 70-78

5. Малых С.В., Полюшкевич О.А. Основы продвижения университета: учеб. пособие. Иркутск. Изд-во ИГУ, 2018. - 121 с.

6. Полюшкевич О. А. Корпоративная солидарность университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. - № 12. - С. 68-72.

7. Полюшкевич О. А. Социальная ответственность университетов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. - № 11. - С. 26-29.

Virtual Universities of the Future Malykh S.V.

Irkutsk State University

The article presents the results of a qualitative empirical study of assessment and prospects for the development of universities in the virtual space. Virtual universities are universities of the future. The main areas of development of virtual education and formats for their implementation are highlighted. Keywords: universities of the future, virtual universities, quality of education, mobility, accessibility, loyalty References

1. Grinshkun V.V., Krasnova G.A. Virtual universities: success factors and development prospects // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education. 2018. -T. 15. No. 1. - S. 7-17

2. Malykh S.V. "Fair education": modern realities

of domestic universities // Social injustice in the sociological dimension: challenges of the modern world. Collection of materials. M .: Aspect-PRESS, 2018 .-- S. 1233-1234.

3. Malykh S.V. Academic mobility as a resource

for the internationalization of universities // Sociology. 2018. - No. 3. - S. 222-226.

4. Malykh S.V. Strategies for promoting a university in virtual space // Sociology. 2019. - No. 1. - S. 70-78

5. Malykh SV, Polyushkevich OA Fundamentals of

university promotion: textbook. allowance. Irkutsk ISU Publishing House, 2018 .-- 121 p.

6. Polyushkevich O. A. Corporate solidarity of the

university // Alma mater (Bulletin of higher education). 2016. - No. 12. - S. 68-72.

7. Polyushkevich O. A. Social responsibility of

universities // Alma mater (Bulletin of higher education). 2012. - No. 11. - S. 26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.