Социальное и личное пространство поколений
Полюшкевич Оксана Александровна
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления института социальных наук Иркутского государственного университета, [email protected]
В статье рассматриваются теоретические вопросы изучения роли и места в жизни человека, выявляются социокультурные и исторические предпосылки социально-психологического восприятия пространства. Анализируются результаты эмпирического исследования субъективного восприятия пространства представителями различных поколений.
Ключевые слова: социальное пространство, личное пространство, поколения, ресурсы, социальные отношения, представления
Пространственно-временная тематика активно изучается в переходный период представителями разных наук: от философов до историков, от культурологов до социологов, от демографов до психологов. Национально-культурные особенности пространственно-временного восприятия отражены в работах таких ученых, как Ф. Бродель, Д. С. Лихачев, Г. Д. Гачев, Г. Кушнер, Е. В. Петровская, А. Н. Мещеряков. Актуальность изучения пространственно-временного восприятия вызвана ускорением субъективного времени, увеличением плотности времени, расширением возможностей виртуальной реальности и многих других процессов, ставших обыденной реальностью современного мира.
Ф. Бродель в своих работах разделял три вида времени: «время большой протяженности», в котором представлено «царство обычая»; «время средней протяженности», в котором представлено «царство рынка»; «краткое» время, в котором представлено «царство политики» [21]. Фактически мы видим трансформацию от времени большой протяженности к краткому времени, что является важным для рассматриваемого вопроса в контексте солидарности поколений. Во времена большой протяженности закладываются обычаи и ритуалы, символизирующие народ, эпоху, этап развития. Во времена средней протяженности формируются локальные законы сосуществования государств, производства и сбыта, рынка и конкуренции. В краткое время выдвигаются одиозные фигуры, реформаторы и стабилизаторы социально-политического развития, те, кто формирует социокультурную статику или динамику.
Интересна позиция М. М. Бахтина о том, что у человека в сознании есть два
будущих: временного и смыслового, они взаимовлияют друг на друга и определяют друг друга. Близок позиции М. М. Бахтина и М. Р. Гинзбург; его теория посвящена временной определенности человека, зависящей от внутренних установок восприятия внешних процессов [8]. По мнению М. Р. Гинзбурга, прошлое выступает итогом реализации возрастных задач человеком, психологическое настоящее - как самопознание и самореализация, психологическое будущее - как обеспечение смысловой и временной перспективы.
Работы Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, С. Л. Рубинштейна говорят примерно о том же: человек является двойственным, духовно-материальным, бесконечно-конечным, вневременно-вре-менным существом. Особенности самовосприятия человека зависят от уровня осознанности и уровня адаптации к внешним условиям. И вопрос времени и пространства в жизни человека всегда рассматривался в контексте его «жизненного пути» - субъективной оценки важных этапов (или периодов), вызванных личностными кризисами, периодами развития и стагнации, осознания и преодоления внутренних (личностных) и внешних (социальных) препятствий. В большинстве работ прослеживается акцент на объективно происходящих и осознаваемых процессах. Мы же полагаем, что и субъективно переживаемые процессы могут определять особенности пространственно-временного ориентирования, проецирования своей жизни в будущее и прошлое.
Восприятие времени человеком определяет его место в микромире и макромире, позволяет отвечать на вопросы «Кто он?», «Где он?» и «Когда он?».
Интересные данные получила в своих исследованиях Е. П. Белинская. По ее мнению, реализация того или иного желания у человека формирует его идентичность, постоянно возникающие желания провоцируют развитие идентичности, и в то же время развитие
идентичности человека влечет возникновение новых желаний на новом уровне развития [4].
Если ставить вопрос о пространственно-временных перспективах поколения, то также стоит учитывать факторы конструирования социальной идентичности разными группами, принадлежащими к одному поколению. Исследования Дж. Фрейзера [22] показывают, что культура определяет особенности группового или индивидуального времени. Так, причины победы христианства над язычеством Фрейзер связывал с преобладанием в первом «вектора будущего» - вера в «светлое завтра» загробного мира оказалась сильнее языческого «культа предков».
В исследованиях Т. Н. Муладжано-вой выявлено что, у людей, подверженных депрессии и стрессу, восприятие временной перспективы ограничивается настоящим [13]. В исследованиях Ю. А. Васильевой показано, что лица с социально-неадаптивными формами поведения имеют аморфную временную перспективу, в основном доминируют ориентация на прошлое, центрированность на настоящем и практически полное отсутствие будущего по сравнению со своими сверстниками [6]. Следовательно, помимо культурных особенностей, на пространственно-временное восприятие влияет индивидуальное развитие человека. При этом внешние социальные катаклизмы приводят к переоценке пространственно-временных ориентиров.
К. А. Абульханова-Славская предложила несколько стратегий рациональной организации пространства и времени - стратегии «активного учета» социальных нормативов времени и стратегии «пассивного приноравливания» к внешним временным требованиям [2]. Понятие «своевременность» является критерием личной организации времени и пространства. Своевременность - это способ согласования социального и личного времени и социального и личного пространства, способ соотнесения
и согласования внутренних и внешних условий жизни.
Она выделила различные стили, или стратегии, жизни в их связи с осознанием времени. Например, типы личности, более включенные в социальную динамику, находятся в более прямых, жестких временных связях с социальными условиями. Они живут преимущественно в сфере общественно необходимого времени, от них требуется определенная производительность труда, определенная скорость. Одновременно они пользуются всеми ценностями общественного времени, они в меньшей степени являются субъектами собственной жизни, распределителями ее времени. Типы личности, слабо включенные в социальные процессы, не осознающие свободное время как ценность, как правило, наиболее статичны, поскольку не знают, чем это время заполнить [1].
Восприятие личного и социального пространства оценивается теми же критериями. Принадлежность к некому пространству или обладание неким пространством (квартира, машина, дача) может стать способом не только личного самоутверждения, но и конструированием социальной идентичности.
Таким образом, регуляция времени жизни определяется соотношением общественной и социальной жизни.
Ключевым механизмом в данном процессе выступает индивидуальная пространственно-временная перспектива. Она строится на позиции настоящего, оценивая и придавая смыслы прошлому и будущему (как во времени, так и в пространстве). Пространственно-временная перспектива - это и социальный, и личностный конструкт. Обществом он строится через призму «должного», а личностью - через призму «желаемого» (стоит учитывать, что желаемое может формироваться через социальное и личное).
В. И. Ковалев, оценивая характер и направленность жизнедеятельности человека, выделил четыре основных типа
личностной организации времени и пространства и отношения к нему: обыденный, функционально-действенный, созерцательно-рефлексивный и созидательно-преобразующий [10].
Так, люди, ведущие обыденный способ жизни, характеризуются социальной пассивностью, ситуативной зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей, поверхностным, статичным, стереотипным, односторонним, неосознаваемым характером отражения действительности, суженностью пространственно-временного кругозора. Представители функционально-действенного способа жизни - энергичные натуры с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым, рассудочным, прагматическим стилем мышления. Пространственно-временной кругозор узок, ограничен и свернут. По существу, такие люди живут в основном заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а их более отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер. Людям созерцательно-рефлексивного способа жизни свойственно обостренное восприятие и тонкое осознание огромной сложности, противоречивости и изменчивости процессов жизни в природе, других людях, их общностях, в самих себе. Внешней активности они предпочитают углубленное размышление и рефлексию. Для таких личностей социальная ситуация в настоящем нередко теряет свою значимость. В их перспективе на равных правах представлено личное и культурно-историческое прошлое и будущее. Высший по уровню тип личностной организации представлен, по мнению Ковалева, гуманистическим созидательно-преобразующим отношением ко времени и пространству, которое выражается в соответствующем способе жизни. Его отличительные особенности: глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных и противоречивых процессов жизни, раз-
витое чувство текущего времени и пространства, созидательно-преобразующая активность в процессе осуществления собственной жизнедеятельности, ее продуктивность и плодотворность, одним из условий которой является оптимальное распределение и использование времени для различных дел, широкая временная трансспектива [10, с. 229].
Пространственно-временная ориентация формирует стабильную идентичность. Именно в этом ее основная задача. Важным вопросом тут выступает исследование того, как нормы, стереотипы, представления, традиции заставляют человека выбирать ту или иную пространственно-временную ориентацию. На обыденном уровне это может проявляться в вере в то, что человек может все изменить, стоит только захотеть, либо же - все предначертано и ничего изменить нельзя. Подобные установки, применимые к целым поколениям, позволяют говорить о сплоченности или разобщенности общества, его социальном самочувствии, жизненных ценностях и перспективах. Ценности и мотивы поведения, отношение к себе и к миру (уверенность в себе или безверие, враждебность или доброжелательность) определяют временную перспективу человека. Уверенные в себе, ставящие долгосрочные цели люди обладают большим временным объемом в будущее (могут планировать и управлять своим и чужим временем), те, кто не уверен в себе, боится перемен, считает, что он ничего не может изменить, - ориентирован на прошлое, которое уже известно, стабильно и понятно. Та же тенденция прослеживается и на уровне поколений. Как правило, более старшие поколения ориентированы на прошлое, более молодые - на буду-щее[14].
Таким образом, в процессе социокультурных изменений трансформируются актуальные категории в системе значений образов времени (прошлого, настоящего, будущего) и пространства (социального и личного).
Различные поколения имеют ориентацию на прошлое, ориентацию на настоящее и ориентацию на будущее и имеют либо пассивную, либо активную временную перспективы.
Пространственно-временной континуум, в который погружен человек или поколение, определяет его бытийную деятельность, его мировоззрение, представления, чувства и эмоции. Исследования М. Хейдментса показали влияние пространственных условий на деятельность человека [23]. При этом, существует влияние оценки пространственно-временных отношений с позиции культурных установок (И. Т. Холл, А. Альтман и др.). Уже является аксиомой тот факт, что изменения форм коммуникации (благодаря сети интернет) приводят к трансформации традиционных для разных культур пространственно-временных представлений.
Социокультурные изменения общества, смена эпох, духовные кризисы общества приводят к изменению пространственно-временного образа мира целых поколений. А это означает, что поколения строят новую систему координат, со своими точками отсчета времени и пространства, имеющими свои особенности. В связи с этим меняется социальное и личное время, меняется идентичность личности и поколения. В такие периоды может наблюдаться инверсия восприятия времени; так, пенсионеры в будущем видят прошлое, а молодежь в настоящее «упаковывает» будущее.
Иными словами, в периоды перемен у поколений сжимаются временные рамки (давление общества), но растет их плотность; благодаря виртуализации общества расширяются представления и перспективы пространства, но в реальном мире увеличивается дистанция между людьми.
Процессы глобализации и виртуализации уже изменили мир. Новые условия жизни, новое качество жизни раздвигают границы обывательского представления о том, как и где можно общаться, проводить время, развиваться
или отдыхать, учиться или работать. Изменения коснулись отдельных людей и целых поколений. Далее мы рассмотрим, как социальное и личное время разворачивается в сознании трех условных поколений, живущих на территории России сегодня.
Пространство - сложная философская проблема. Мы остановим свое внимание на социальном и личном пространстве поколений, из чего оно формируется, как конструируется, что на это влияет. Или как опыт восприятия, оценки и проживания пространства влияет на поколенческое единство [15].
Например, сегодня и во времена СССР восприятие пространства кардинально отличается. Изменение политического режима, уничтожение «железного занавеса» изменили преставление о пространстве. Как уже говорилось выше, возможность свободных путешествий за границу расширила представления наших соотечественников о пространстве мира. Но вместе с формальными изменениями произошли качественные, связанные с содержанием и идеологической наполненностью своего и чужого пространства.
Безусловно, в российском менталитете лежит базовая установка, что «там хорошо, где нас нет». И на уровне подсознания заложено, что надо куда-нибудь переехать, где было бы лучше, чем тут. Власть во времена СССР значительно изменила эту предрасположенность, нацелив основную массу населения на то, что надо сделать так, чтобы тут было хорошо (в будущем). И в том числе и поэтому можно было говорить за большую часть населения СССР: «Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес Советский Союз». Сегодня, говоря о месте жительства, россияне называют конкретный город, улицу, дом, не воспринимая все пространство Российской Федерации своим домом. И еще более усилилась тенденция восприятия того, что «там» («за границей», «в Москве» или где-то еще) лучше, чем «тут».
По данным исследования Левада-центра, проводимом в 2013 г. [25], 22 % россиян хотели бы уехать из России и около 45 % из них студенты. Это как раз тот самый сегмент общества, который и обеспечивает будущее страны. Не кадровый резерв президента или его премьер-министра, а именно та самая студенческая молодежь, которая сегодня учится, а завтра будет здесь работать. В итоге, если почти половина из числа опрошенных студентов готова поехать работать и вообще на постоянное место жительства уехать из России, это колоссальные цифры, это настоящий культурный шок. Мотивами переезда являются желание устроить свое будущее и понимание, что то будущее, которое они хотят, они не могут реализовать здесь. Политические причины на последнем месте. Главное - это комфорт, больше возможностей планировать свое будущее. То есть понятно, что будет завтра, послезавтра, послепослезавтра, а не так, что за день, за месяц может все измениться.
Это позволяет нам говорить, что пространство - это не только географическая мера, но и социальная, культурная, экономическая и т. д. Пространство - это мера сознания. То, насколько пространство схоже в среде различных поколений, настолько они объединены социокультурно [16].
В рамках общественных наук социальное и личное пространство определяется территориальностью и социальными статусами, возникающими в меняющемся мире. Например, Э. Т. Холл исследовал дистанции, возникающие в пространствах общения людей, благодаря уровню образования, месту проживания, принадлежности к религиозной группе и т. д. [26].
Ф. Теннис развил эту идею до такого понимания, что все отношения между людьми или группами обуславливаются субъективным положением во времени и пространстве [20].
П. Сорокин выделял горизонтальное и вертикальное социальное простран-
ство, в которые также включено и личное пространство. Вертикальное пространство связано со стратификационными и экономическими критериями, которые изменчивы и непостоянны и определяются социальной мобильностью. Горизонтальное более стабильно и в большей степени зависит от личного пространства [19].
Э. Гидденс показал, что социальное пространство формируется через взаимовлияние социальных структур и социальных агентов, помещенных во времени и пространстве [7]. П. Бурдье, говоря о социальном пространстве, показал, что оно формируется через различные более мелкие социальные поля (пространства). При этом он раскрыл наличие реальности первого и второго порядка. Реальность первого порядка -это физическое пространство и распределение материальных ресурсов. Реальность второго порядка - это реальность, существующая в сознании людей, обусловленная мировоззрением и особенностями сознания, при этом она зависит от времени проживания жизни [5]. Социальное пространство зависит от экономического, политического, культурного положения участников этого пространства.
Г. Зиммель в работе «Социология пространства» подчеркивает, что «социальное пространство - это бездейственная форма, существующая лишь благодаря энергии деятельности субъектов» [9].
П. Штомпка также показал, что социальные структуры формируются благодаря коллективному и индивидуальному взаимодействию во времени и пространстве различных субъектов [24].
При этом все исследователи сходятся на том, что существует субъективный и объективный отсчет времени как в социальном, так и в личном пространстве. Более углубленно этот вопрос исследовал в своей теории психологического поля К. Левин. Он исходил из того, что личность формируется в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет
определенный заряд (валентность). Для каждого человека или группы валентность не одинакова и обусловлена прошлым и будущим опытом, но при этом есть предметы, обладающие общими притягательными или отталкивающими силами. Поведение личности или группы является компромиссом между притяжением поля (условиями, которое выдает социальное пространство) и различными личными или групповыми потребностями [11].
В любом случае социальное пространство определяется отношениями, складывающими внутри и вне его. Личное пространство определяется действиями личности в отношении себя самого вне внешнего влияния. В то же время значения и смыслы зарождаются в процессе отношений с миром и создают личное пространство человека, его идентичность, мировоззрение и представления.
Анализ теоретических подходов позволяет говорить, что социальное и личностное пространства - это взаимосвязанные элементы, включающие как субъективные, так и объективные составляющие.
К реальному социальному пространству относятся физическое, географическое и климатическое пространства, определяющие внешние условия нахождения индивида или группы (табл. 1).
Экономическое, политическое и культурное пространства - это также внешние условия, но не физического, а социального характера. Далеко не все и не всегда могут поменять финансовое положение, политические взгляды или культурные особенности того региона, где они проживают. Но при этом это факторы, влияющие на пространственное положение индивида или группы.
Отдельно выделено социальное пространство как таковое. Если в предыдущих пространствах оно является системообразующим, то само по себе оно является мыслимым конструктом, в котором осуществляются соци-
альные отношения людей (по полу, возрасту, статусу, профессии) вне культурного, политического или экономического контекстов. Например, вне идеологической составляющей, определяющей политическое положение в стране, люди, умеющие строить корабли или же лечить, будут востребованы. Данное направление развития социального пространства определяется нацией, языком общения и т. д.
Таблица 1
Составляющие социального и личного пространства __
о ш о X (С Физическое Религиозное
Географическое Личность Моральное
ср о о Климатическое или Группа Ценностное
с ф о Экономиче- Мировоззрен-
ское ческое
.0 Политиче- Психологиче-
(С ское ское
и о Культурное
о Социальное
Социальное пространство является условием формирования личного пространства. Наличие последнего позволяет говорить о религиозном, моральном, ценностном, мировоззренческом, психологическом пространствах личности или группы. На рис. 1 изображено соотношение личного и социального пространства и времени.
I
II I I
\т\ I I
II !■!
Рис. 1. Соотношение личного и социального пространства и времени
Пересечение разных областей - пересечение полей. Как уже говорилось выше, существуют не вещи, явления, события сами по себе, существует наше отношение или наши представления о
них (о профессии, статусе, времени, пространстве, прошлом-настоящем-будущем, себе, других, стране, истории, бедности и богатстве, квартире, машине и мн. др.).
Сами по себе эти вещи, явления, состояния не существуют. Есть только наша оценка их. Наиболее доступно это можно показать на примере народных пословиц («сколько не имей денег - все равно будет мало» или «там хорошо, где нас нет»).
Объективные процессы строятся на субъективном их восприятии как отдельной личностью, так и целыми группами.
Социальное пространство задается извне, личное пространство формируется благодаря взаимодействию двух начал - желания эмоциональной безопасности, зоны комфорта и индивидуальной интерпретации внешних социальных пространств [17].
Исследование Т. Д. Марцинковской показало высокую роль переживаний в структурировании социального пространства. Автор выявила, что «положительные социальные переживания (отношение к нормам, правилам, эталонам, значимым для социального окружения) не только раздвигают рамки социального пространства, но и стимулируют появление положительных индивидуальных переживаний, способствующих расширению границ личностного пространства.
Отрицательные социальные переживания, хотя и не имеют такого же значения в определении социальных границ, играют не меньшую роль в сужении границ личностного пространства» [12]. Это можно объяснить вытеснением негативных представлений о себе в бессознательное и уменьшением количества параметров, по которым люди оценивают себя негативно или критично.
Изменение (расширение) социального пространства приводит и к изменению рамок личностного пространства, представлений о себе, и временных границ, причем эта взаимосвязь тем выше, чем выше средний уровень интеллекта
ги^1--—
как детей, так и уже взрослых людей. Чем больше человек путешествует, осваивает новые виды деятельности, получает новый опыт (интеллектуальный, эмоциональный, тактильный и проч.), тем больше развивается его личное пространство. Меняется пространственно-временное представление о себе или о своей группе. Это позволяет понять не только другие способы жизни, мышления, общения, но и принять себя и поставить новые ориентиры своего будущего.
Представления о пространстве так же отличаются у представителей различных поколений, как и представления
о времени. Переосмысление пространственного сознания позволяет нам также говорить о скрытых механизмах консолидации общества.
В исследовании преследовалась задача выявить особенности осознания людьми своего социального и личного пространств, их качественных пространственных и временных характеристик1. В табл. 2 представлена типология пространства как явления, составленная на основе ответов респондентов.
Достаточно схожи представления о пространстве и в близком круге респондентов, что позволяет говорить о том, что если время люди разделяют в оценке - «как я думаю, и как думает кто-то еще», то пространство - более гомогенная область в определении понятий (табл. 3).
Таблица 3
Высказывания о пространстве в близком круге__
Поколение Высказывания
Условно младшее Пространство - это то, где ты бываешь, с кем и что там делаешь
Условно среднее Пространство - это то, где тебе хорошо
Условно старшее Пространство - это то, что ты можешь назвать своим
Интересен тот факт, что для условно младшего поколения доминирующим фактом является географическая характеристика, для условно среднего поколения - психологическое состояние комфорта и безопасности, для условно старшего поколения - это зона «безопасного обладания».
Это можно объяснить тем, что младшее поколение социализируется в эпоху глобализации и виртуализации, мобильность является эквивалентом успеха. Чем больше пространств ты освоил, тем ты более успешен и больше вероятность быть «своим» в разных группах. Для среднего поколения дина-
Таблица 2
Пространство - это...
Пространство как явление Пример
1 Личное явление Это мой дом. Это моя квартира. Это моя земля
2 Физическое явление Это способ измерения территории. Это отрезок земли или воды, принадлежащий кому-то. Это Вселенная
3 Социально-культурное Явление Это территория, за которую я несу ответственность. Это место, где я родился. Это место, где мне хотелось бы жить
4 Историческое явление Это территория, принадлежащая тому или иному государству в разные исторические периоды
5 Географическое явление Территория, где я живу. Территория, где я бываю. Это территория, имеющая естественные границы в виде лесов, полей, рек, морей и т. д.
6 Политическое явление Это моя страна. Это моя Родина. Это мое государство
7 Психологическое явление Это мое сознание. Это мое тело. Это моя душа
1 Исследование состояло из опроса (640 анкет) и полуструктурированного нарративного интервью (78 человек) и анкетирования (640 анкет).
При обработке данных использовался контент-и дискурс-анализ.
139
ГЧ
мизм мира чрезмерен, так как их детство и юность пришлись еще на другие темпы социального динамизма, ускорение времени их выматывает и делает беззащитными, менее устойчивыми к переменам, что и заставляет их искать берега стабильности. Среди представителей старшего поколения еще живы те, кто в свою юность и в зрелом возрасте был уверен в своем будущем, но политико-экономические перемены в нашей стране разрушили эту иллюзию. Отсюда тяга к безопасной зоне комфорта (на пространственном уровне), где будут гарантии их благополучия и комфорта в преклонном возрасте. Г.М. Андреева пишет о феномене разрушения средовой идентичности, когда человек не хочет принимать новые территориальные изменения [3]. Территориальность связана и со статусом субъекта. Поскольку статус пожилых людей в обществе на сегодня несколько ниже, чем молодежи, то территориальная ограниченность пенсионеров будет выше.
Весьма показательны высказывания о социальном и личном пространстве (см. табл. 4; 5).
Таблица 4
Поколение Высказывания
Условно младшее Социальное пространство - это то, что считают общественным. Социальное пространство - это где я могу реализовать себя. Социальное пространство - это то место, где надо соблюдать правила
Условно среднее Социальное пространство - это круг старых друзей. Социальное пространство - это работа, профессиональная принадлежность. Социальное пространство - это семейные обязательства
Условно старшее Социальное пространство - это то, что дает нам государство. Социальное пространство - это то, что мы можем сделать для своей семьи. Социальное пространство - это то, что мы еще можем сделать
Данные таблицы показывают, что для условно младшего поколения социальное пространство - это предписанное пространство должного поведения, где человек может найти «свое место под солнцем» либо быть, как все. Социальное пространство для этого поколения - это сфера возможностей, и основная задача - как можно больше его освоить.
Для условно среднего поколения социальное пространство - это профессиональные и семейные роли, которые обозначены и понятны, и выполнение этих ролей может дать определенные гарантии в будущем (что не останутся одиноки, будут востребованы как специалисты или как друзья). Социальное пространство для среднего поколения -это возможность быть нужным.
Для условно старшего поколения социальное пространство - это готовность отдавать государству, семье, детям и внукам все силы и возможности, лишь бы не быть одинокими.
Таблица 5
Поколение Высказывания
Условно младшее Личное пространство - это и есть моя жизнь, это развлечения. Личное пространство - это общение с друзьями. Личное пространство - это пространство моей комнаты
Условно среднее Личное пространство - это пространство, когда ты наедине с собой. Личное пространство - это отдых. Личное пространство - это когда ты ничего никому не должен
Условно старшее Личное пространство - это пространство вне работы. Личное пространство - это нахождение дома. Личное пространство - это хобби
Встает вопрос - почему так происходит? Ответ на него можно увидеть в высказываниях респондентов о личном пространстве. В течение жизни человек редко находится в искреннем диалоге с самим собой. Редко не врет самому
себе, заменяя наполненность личного пространства мнимыми связями из социального пространства. Чем старше, тем больше иллюзий рушится, и тем больше человек убегает от самого себя.
Для условно младшего поколения личное пространство - это сфера, где его не контролируют старшие (родственники, учителя), и где можно самовыразиться.
Для условно среднего поколения личное пространство - это сфера отграничения от социального пространства, где есть обязательства и табу. Личное пространство - пространство внутренней свободы, причем желательно, чтобы никого физически рядом не было, даже членов семьи.
Для условно старшего поколения личное пространство - это также не социальное пространство, но при этом сюда входят члены семьи, дом как физическое и географическое место.
Эти данные показывают неодинаковые особенности восприятия личного пространства разными возрастными группами, вызванные прежде всего возрастными особенностями и опытом социализации.
В предыдущем параграфе было показано, как события влияют на восприятие времени, ниже показано, как события влияют на восприятие пространства.
В основном это приобретение материальных вещей (дом, квартира, дача, машина, гараж, лодка, скутер и проч.) - все то, что позволяет показать некий симулякр, значимый для внешнего социального мира, который является свидетельством социального статуса, экономического достатка, политической принадлежности и т. д.
В ответах респондентов практически не было «событий», указывающих на личное пространство. Хотя косвенно можно отнести к нему ответы, касающиеся «приобретения квартиры, чтобы быть независимым от родителей», «покупки машины для жены, чтобы не зависеть от ее расписания» и т. д.
Наличие своего жилья является критерием для всех поколений в обладании
своим пространством. Чем старше респондент, тем больше вероятность, что оно у него есть, поэтому как актуальное событие уже не воспринимается; чем моложе, тем больше вероятности, что будут приложены все силы для его приобретения.
Наличие машины как символа социального пространства и одновременно личного статуса - в два раза важнее для условно младшего и среднего поколений, для условно старшего поколения машина менее значима.
Дача как собственное пространство не актуальна для молодежи, но чем старше респондент, тем больше потребности в обладании данным пространством он испытывает.
Та же тенденция прослеживается и с гаражом.
Приобретение яхты как символа социального положения назвала небольшая часть младшего и среднего поколения, среди старшего поколения таких вообще не нашлось. Это можно объяснить данью моде, западными фильмами о респектабельной жизни. Яхта является символом успеха и социального признания на Западе, в нашей стране пока это не столь очевидно (возможно, из-за ограниченности ее использования из-за природных условий), но при этом как элемент успеха она уже появилась в сознании россиян.
Мотоцикл является личным пространством для небольшого количества молодежи и еще меньшего количества людей среднего возраста.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что реализация событий через приобретение своего пространства является значимым приоритетом в жизненных целях всех поколений. Возможность приобретения его дает шансы для интеграции общества. И усложнение системы получения материальных символов собственного личного и социального пространства, наоборот, разобщает социум, делает его разорванным и аморфным.
Это позволяет говорить о том, что пространство задает некие рамки реализации событий. Если время дает возможность их реализации, то пространство задает конкретные условия этой реализации.
Но стоит сразу оговориться, что если освоение пространства через приобретение материальных символов у условно старшего и среднего поколений происходило поэтапно, в течение всей жизни, то условно младшее поколение не хочет откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Потребительское кредитование, ипотека дали возможность приобретения квартир, машин и прочих вещей сейчас, тем самым нивелируя их ценность как цель, переводя их в ценность-средство или условие для жизни [18].
Интересным является анализ концептуальных метафор, которыми оперировали респонденты, давая характеристику пространства. Метафора - это способ познания мира. Метафорический образ -это система закодированных знаков, объединяющая каждое поколение. Концептуальная метафора способствует более полному уяснению сущности культурной модели, приводит к появлению логических следований и сложных умозаключений. Следует отметить, что концептуальные метафоры возникают в рамках общепринятой системы ценностей, опираются на традиционные для данного общества понятия и правила.
Сила концептуальных метафор заключается в их постоянном бессознательном использовании: «все, на чем
мы основываемся постоянно, неосознанно и автоматически, настолько сжилось с нами, стало частью нас самих, что мы не можем этому противостоять часто просто потому, что это проходит незамеченным». Характерной чертой метафор является то, что они не исчезают, но остаются в человеческом сознании. Логические следствия их действия проявляются в особенностях нашего понимания мира. Кроме того, концептуальные метафоры системны.
Согласно нашей точке зрения, актуальной и перспективной является моделирующая или схематизирующая функция метафоры (функция создания определенной картины мира), представляющая собой комплексное функциональное явление, в котором реализуются и когнитивная, и номинативная, и инструментальная, и прагматическая функции. Язык является инструментом концептуализации мира человеком. Сравнивая метафоры поколений наглядно видно символическую трансформацию мировоззрения.
При анализе концептуальных метафор пространства заметны отличия в их употреблении у разных поколений. Нами были выделены два типа - пространство как живое существо и пространство как неживое существо. Надо сказать, что количественно метафор второй группы было больше в 4 раза у всех поколений (2 502 метафоры), чем первой группы (717 метафор). На рис. 2 распределение ответов видно более наглядно.
Рис. 2. Восприятие пространства как живого и неживого объекта представителями трех условных поколений
Таблица 6
Концептуальные метафоры пространства в среде разных поколений
Условно младшее поколе- Условно среднее поколе- Условно старшее поколе-
ние ние ние
Пространство как живое существо (717 метафор)
Символиче- «Слышать про- «Пространство «Магнит простран-
ские мета- странство», «чув- 62 жизни» 32 ства горизонта» 36
форы ствовать пространство»
Простран- «Голос мира» 6 «Тело мира» 5 «Разум мира» 8
ство - выс-
шее суще-
ство
Простран- «Пространство ле- «Разрушать про- «Спасать про-
ство - участ- чит» 54 странство», 124 странство», 138
ник кон- «пространство «отстаивать про-
фликта разрушает» странство»
Простран- «Течение простран- «Терять контроль «Освоение про-
ство - дви- ства», «нить про- 62 над простран- 88 странства», 102
жущаяся странства» ством», «утрата простран-
сущность «изменение пространства» ства», «сжатие пространства»
Итого 184 249 284
Пространство как неживые объекты (2 502 метафоры)
Простран- «Пространство до- «Пространство от- «Рабочее про-
ство - сфера суга», «простран- дыха», «простран- странство»
ство развлечений», 233 ство релаксации» 175 134
«пространство кайфа»
Простран- «Пространство ма- «Пространство «Пространство
ство вещей шины», «простран- моего дома», моей квартиры»,
ство квартиры», 209 «пространство 186 «пространство 155
«пространство моей машины» моей дачи»
дачи», «простран-
ство одежды и ак-
сессуаров»
География «Пространство дру- «Пространство «Пространство
пространства гих стран» (Турции, Греции, Таиланда, Испании и проч.), «пространство интернета» 309 дома», «пространство страны», «пространство края» 176 государства», «пространство региона» 152
Идеология «Пространство ма- «Пространство «великая дер-
простран- шины», «простран- Родины», «про- жава», «великая
ства ство квартиры», «пространство досуга» 109 странство отчизны» 182 империя» 164
Психология «Пространство лич- «Пространство «Пространство
пространства ности», «мое пространство», «пространство друзей» 104 эмоций», «Пространство переживаний» 106 дома», «пространство близких людей» 108
Итого 964 1186 713
Как видно из рис. 2, условно среднее поколение, выросшее во времена атеизма и рационального восприятия жизни, пространство в большей мере воспринимает как неживой объект (практически в два раза чаще, чем условно старшее поколение). Интересным является тот факт, что пространство как живое существо в большей мере воспринимают представители условно старшего поколения, по убыванию - все остальные поколения. Вероятно, это объясняется переоценкой ценностей, своей жизни и восприятием того, что их ждет в будущем. В табл. 6 более подробно рассмотрены метафоры каждого поколения.
Рассмотрим оценки пространства как живого существа.
Символические метафоры преобладают у условно младшего поколения. У этого поколения они построены на интуитивном понимании и осознании пространства (его надо чувствовать, слышать, понимать). У условно среднего поколения символическое понимание пространства приобретает философ-ско-конкретный контекст (пространство жизни). Тогда как у условно старшего поколения символическое понимание пространства имеет четкие ориентиры (горизонт), возможно, это вызвано романтикой былой юности, когда покорение пространства связывалось с освоением новых земель, переездом на новые места.
Пространство как высшее существо всеми поколениями понимается приблизительно в одном ключе, как «голос мира», «тело мира», «разум мира», и наименее представлено в ответах респондентов. Данное понимание пространства оторвано от рационального и социально одобряемого восприятия окружающего мира; респонденты, осознавая это, нечасто давали подобные характеристики.
Пространство как участник конфликта наиболее часто упоминалось в контексте живого существа. Для условно старшего поколения пространство надо спасать и отстаивать -
накладывает отпечаток участие СССР и России в войнах ХХ в. Пространство -это то, за что ведется борьба. Для условно среднего поколения пространство как участника конфликта надо либо разрушать, либо оно само разрушает,
- так же видно влияние социально-политических изменений конца ХХ в. в России и странах СНГ. Для условно младшего поколения, пространство как участник конфликта трактуется наиболее миролюбиво - пространство лечит. Это можно объяснить тем, что молодые люди социализировались уже в новой стране, и для них последствия конфликта вылились в экономические трудности и восстановление, а не фактическое участие в борьбе за пространство. Мы можем говорить о том, что пространство как участник конфликта существенно изменили свой контекст от старшего к младшему поколению.
Пространство как движущаяся сущность рассматривается каждым поколением неодинаково. Для условно младшего поколения - это течение пространства, нить пространства, принятие или непринятие. Данное восприятие пространства наименее затрагивает экономико-политические реалии, в большей мере оно строится на интуитивно-личностном восприятии происходящих процессов. Для условно среднего поколения - это потеря контроля над пространством, изменение пространства - выражение страха и ужаса, распространяющегося на всю жизнь. Пространство - становится статусом, который мы можем предъявить, где мы были, что мы делали, что мы можем считать своим. Данный контекст еще более отчетливо будет прослежен в неживых характеристиках пространства, но уже тут четко видна зависимость личности от пространства и в связи с этим страх его потерять. Для условно старшего поколения движущаяся сущность пространства выражается в его освоении. Освоение пространства
- это тот лозунг, под которым прошло детство и юность нынешнего старшего поколения, для них пространство - это
сфера геройства и покорения, освоения и присвоения. Отсюда и страх утраты пространства, который связан с пониманием бессмысленности или ненужности того, чему была посвящена их жизнь. Он еще более резко проявляется у представителей этого поколения, нежели чем у представителей условно среднего поколения. Утрата смысла жизни, идеалов и идолов из-за изменения социально-политической ситуации способна уничтожить ценностные основы поколения и разобщить его как группу.
Пространство как неживой объект наиболее часто упоминалось нашими респондентами.
Пространство как сфера упоминалось достаточно часто. Для условно младшего поколения это пространство развлечений, досуга, кайфа, т. е. всего того, что они могут получить, уходя от контроля и запретов старших поколений. Это пространство для них до определенного времени было запретным, сейчас оно воспринимается как одна из самых важных сфер владения. Для условно среднего поколения, казалось бы, достаточно близкое понимание пространства как сферы, но при этом по смыслу чуть ли не прямо противоположное, чем у более молодого поколения, для них это пространство отдых и релаксации. Если молодое поколение досуг воспринимает как одно из обязательных условий жизни, то для условно среднего поколения это возможность переключения, возможность, которой они не всегда могут воспользоваться. Для этого поколения пространство как сфера отдыха - это награда, которую не все и не всегда могут получить. Для условно старшего поколения пространство как сфера трактуется как рабочее пространство. Другие поколения об этом даже не упоминали. Для старшего поколения в рабочем пространстве ты можешь быть кем-то, ты можешь просто БЫТЬ. Условно среднее и младшее поколения находят и другие сферы, где ты можешь БЫТЬ. Возможно, на данную оценку повлияла идеология советского
человека. Для чего рождается человек на свет? Для того чтобы служить Родине словом и делом. Старшее поколение живет в этом убеждении.
Пространство вещей также стало довольно символическим показателем восприятия пространства каждым поколением. Наиболее часто о пространстве в этом контексте говорило условно младшее поколение. Для них пространство формируется в квартире, машине, даче и иных материальных символах, но также они говорили и об одежде. Причем часто упоминали количественный эквивалент - «две машины», «две квартиры», «<два дома». Тогда как представители условно среднего поколения также часто говорили о пространстве дома, но он у них один, или о машине, которая также одна. Для условно среднего поколения важно наличие самой вещи, характеризующей пространство, с акцентом на собственную принадлежность («мое»), для условно младшего количество или регулярность обладания вещами показывает качество использования пространства. Для условно старшего поколения также важно наличие своего жилья, которое является формой независимости.
Философия потребительства перешла и в сферу пространства. Если для условно старшего и среднего поколений пространство вещей (квартир, машин) -это символ и способ себя обезопасить, то для условно младшего поколения -это символ о себе заявить, символ себя показать.
Также интересным является восприятие географии пространства. Если для условно старшего и среднего поколений - это пространство страны, государства, региона, края (ключевым является географический ориентир), то для условно младшего поколения география пространства расширяется до других стран либо пространства интернета, благодаря которому они также могут побывать где захотят. Более молодое поколение мыслит более глобально, и география пространства у них выходит за
обычные представления климатогео-графического восприятия. Это говорит об ином способе восприятия себя в пространстве, оценке других и перспективах развития.
Восприятие идеологии пространства также отличается у трех условных поколений. Для условно младшего поколения это конкретные символы, которые позволяют им самоутвердиться в своих глазах и глазах ближайшего окружения (пространство машины, квартиры, пространство досуга). Для условно среднего поколения идеология пространства выражается в патриотическом восприятии пространства Родины и Отчизны. Для условно старшего поколения идеология пространства выражается в высших ценностях, которые были в нашей стране когда-то и которые хотелось бы вновь возродить (великая держава, великая империя). Иными словами, для условно младшего поколения идеология пространства - это то, как ТЫ себя позиционируешь в пространстве, для условно среднего поколения - как относишься к Родине, для условно старшего поколения - как вернуть былую мощь государству, чтобы вновь его увидеть великим. Изменение смысла и содержания идеологии пространства меняет принципы консолидации разных поколений.
Не менее интересна оценка психологии пространства разными поколениями, так как это показывает, какие психоэмоциональные особенности связывают людей одного поколения. Для условно младшего поколения важны «пространство личности», «мое пространство», «пространство друзей» - то, где ты можешь быть собой, где есть люди, которые тебя понимают и принимают таким, какой ты есть. Для условно среднего поколения психология пространства выражается в «пространстве эмоций», «пространстве переживаний» - личном внутреннем мире, который для большинства людей закрыт. Для условно старшего поколения психология пространства - это
«пространство дома», «пространство близких людей» - т. е. та зона комфорта, в которую никого не пускают, где человек может себя чувствовать в безопасности.
Разные формы психологии пространства объединены в общий контекст страха окружающего мира. Некое свое пространство их защищает, для каждого поколения эта защита своя, но угроза общая. Страх перед неизвестностью выражается и в оценке пространства как сферы и области развития и самовыражения индивида и поколения.
Влияние пространства у трех условных поколений неодинаково. На макроуровне (исторические перипетии), на микроуровне (повседневный ритм) и на мезоуровне (внутреннее пространство) оно зависит от пересечения социального и личного пространства (табл. 7).
Таблица 7
Пространство и события в жизни человека
Уровни событий Сами события среди разных поколений
Условно младшее поколение Условно среднее поколение Условно старшее Поколение
Макроуровень Жить независимо от родителей Возможность заработать больше де-нег/постро-ить карьеру в другой стране Бегство от военных действий
Микроуровень Возможность путешествовать Возможность переехать в другой город Возможность вернуться на родину (зачастую страны СНГ)
Мезоуро-вень Открывать новые интересные места Найти «свое» пространство (страну, город, дом) Быть ближе к корням (родственникам)
Как видно из таблицы, основные важные события, связанные с изменением пространства, - это переезд в другую страну, город или квартиру, обобщая независимость от других членов семьи.
Можно сказать, что поколение, которому принадлежит будущее, стало индивидуалистично, старшее поколение,
которому были присущи коллективистские тенденции, уходит. В ближайшие 15-20 лет мы вернемся к родовым и индивидуальным успехам и нас меньше будет интересовать коллективные успехи. Хотя усилится важность принадлежности к корпорациям, и именно в этом будет проявляться национальный менталитет. На уровне пространственно-временной ориентации мы подойдем к управлению личностным и социальным временем с позиции важности и нужности корпорациям, а не самим людям или поколениям.
Литература
1. Абульханова К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психол. журн. 1999. № 5. С. 5-14.
2. Абульханова-Славская К. А. Состояние современной психологии: субъективная парадигма // Предмет и метод психологии: Антология / под ред. Е. Б. Старовойтенко. М. : Акад. проект : Гаудеамус, 2005. С. 428-450.
3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М. : Аспект Пресс. 2006. С. 204.
4. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40-46.
5. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб. : Алетейя, 2005. С. 103.
6. Васильева Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 2. С. 58-78.
7. Гидденс Э. Последствия современности. М. : Праксис, 2011. С. 89.
8. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
9. Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 1. Философия культуры. М. : Юрист, 1996. С. 90.
10. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материлистической диалектики
в психологии / под ред. Л. И. Анцыферо-вой. М. : Наука, 1988. С. 216-230.
11. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. М. : Смысл, 2001. С. 131.
12. Марцинковская Т. Д. Социальное пространство: теоретико-эмпирический анализ [Электронный ресурс] // Психол. исслед. 2013. Т. 6, № 30. С. 12. URL: http://psystudy.ru.
13. Муладжанова Т. Н., Николаева В.В. Изменение временной ориентации личности в ситуации хронического стресса, вызванного тяжелым заболеванием // Неврология и психиатрия. Киев: Здоровье. 1986. Вып. 15. С. 14-17.
14. Полюшкевич О. А. Солидарность поколений : монография . - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. 144 с.
15. Полюшкевич О. А. Социокультурная солидарность : монография. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. 221 с.
16. Полюшкевич О. А. Критерии взаимодействия жизненного мира и качества жизни // Социология. 2008. № 4. С. 208-221.
17. Полюшкевич О.А. Семейная история как социальная практика // Социология. 2019. № 3. С. 88-92.
18. Россияне предпочитают потреблять, а не накапливать [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/201302041 33252.shtml (дата обращения: 14.09.2014)
19. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общества. СПб. : Рус. христиан. гуманитар. институт, 2000. С. 56.
20. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб. : Владимир Даль, 2002. С. 134.
21. Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX). М. : Росспэн, 1996. С. 14.
22. Фрейзер Дж. Золотая ветвь. М. : АСТ, 1998. 782 с.
23. Хейдментс М. Обзор исследований о пространственном факторе в межличностных отношениях // Человек, среда, пространство: исследования по психологическим проблемам пространственно-предметной среды. Тарту : ТГУ, 1979. С. 129-161.
24. Штомпка П. Социология социальных изменений. М. : Аспект Пресс, 1996. С. 65.
25. Эмиграция путинской эпохи: от чего хотят бежать россияне? [Электронный ресурс] URL: http://www.levada.ru/10-06-2013/emigratsiya-putinskoi-epokhi-ot-chego-khotyat-bezhat-rossiyane.
26. Hall E. T. Hidden Differences: Studies in International Communication. Hamburg : Grunder & Jahr, 1985. Р. 102.
Generational social and personal space Polyushkevich O.A.
Irkutsk State University
The article discusses theoretical issues of studying the role and place in human life, reveals the socio-cultural and historical background of the socio-psychological perception of space. The results of an empirical study of subjective perception of space by representatives of various generations are analyzed. Keywords: social space, personal space, generations, resources, social relations, ideas References
1. Abulkhanova KA Russian problem of freedom, loneliness and humility // Psychol. zhurn. 1999. No. 5. P. 5-14.
2. Abulkhanova-Slavskaya KA State of modern
psychology: a subjective paradigm // Subject and method of psychology: Anthology / ed. E. B. Starovoitenko. M.: Acad. project: Gaudeamus, 2005. P. 428450.
3. Andreeva GM Psychology of social cognition.
M.: Aspect Press. 2006.S. 204.
4. Belinskaya EP Temporal aspects of the self-
concept and identity // World of psychology. 1999. No. 3. P. 40-46.
5. Bourdieu P. Social space: fields and practices. SPb. : Aleteya, 2005.S. 103.
6. Vasil'eva Yu. A. Features of the semantic
sphere of personality in violation of social regulation of behavior // Psikhol. zhurn. 1997. T. 18, No. 2. S. 58-78.
7. Giddens E. Consequences of modernity. M.:
Praxis, 2011.S. 89.
8. Ginzburg MR Psychological content of personal self-determination // Vopr. psychology. 1994. No. 3. S. 43-52.
9. Simmel G. Favorites. In 2 volumes. V. 1.
Philosophy of culture. M.: Jurist, 1996.S. 90.
10. Kovalev VI The category of time in psychology (personal aspect) // Categories of materialistic dialectics in psychology / ed. L. I. Antsyferova. Moscow: Nauka, 1988.S. 216-230.
11. Levin K. Dynamic psychology. Selected Works. M.: Smysl, 2001.S. 131.
12. Martsinkovskaya TD Social space: theoretical and empirical analysis [Electronic resource] // Psychol. issled. 2013. T. 6, No. 30. S. 12. URL: http://psystudy.ru.
13. Muladzhanova T.N., Nikolaeva V.V. Changing the temporal orientation of a person in a situation of chronic stress caused by a serious illness // Neurology and Psychiatry. Kiev: Health. 1986. Issue. 15, pp. 14-17.
14. Polyushkevich OA Solidarity of generations: monograph. - Irkutsk: Izd-vo ISU, 2014.144 p.
15. Polyushkevich OA Sociocultural solidarity: monograph. Irkutsk: Izd-vo ISU, 2011.221 p.
16. Polyushkevich OA Criteria for the interaction of the world of life and the quality of life // Sociology. 2008. No. 4. P. 208-221.
17. Polyushkevich O.A. Family history as a social practice // Sociology. 2019.No. 3.P. 88-92.
18. Russians prefer to consume rather than accumulate [Electronic resource] / VTsIOM. URL:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/2013020413 3252.shtml (date accessed: 14.09.2014)
19. Sorokin P. Social and cultural dynamics: a study of changes in large systems of art, truth, ethics, law and society. SPb. : Rus. Christian. humanitarian. Institute, 2000.S. 56.
20. Tennis F. Community and society. Basic concepts of pure sociology. SPb. : Vladimir Dal, 2002.S. 134.
21. Field D. History of mentality in foreign historical literature // Mentality and agrarian development of Russia (XIX - XX). M.: Rosspen, 1996.S. 14.
22. Fraser J. Golden Branch. M.: AST, 1998.782 p.
23. Haydments M. Review of research on the spatial factor in interpersonal relations // Man, environment, space: research on the psychological problems of the spatial-subject environment. Tartu: TSU, 1979. pp. 129-161.
24. Shtompka P. Sociology of social change. M.: Aspect Press, 1996.S. 65.
25. Emigration of the Putin era: what do Russians want to flee from? [Electronic resource] URL: http://www.levada.ru/10-06-2013/emigratsiya-putinskoi-epokhi-ot-chego-khotyat-bezhat-rossiyane.
26. Hall E. T. Hidden Differences: Studies in International Communication. Hamburg: Grunder & Jahr, 1985. P. 102.