Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ: СОЦИАЛЬНЫЙ КЕЙС'

УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ: СОЦИАЛЬНЫЙ КЕЙС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ КЕЙС / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аргучинцев Александр Валерьевич, Малых Светлана Владимировна

В статье приводятся результаты исследования особенностей, задач и форм развития научно-исследовательской деятельности студентов. Анализируется эффективность дополнительного программного обеспечения научно-исследовательской и проектной деятельностью, которая осуществлялась целенаправленно, для реализации социального эксперимента по повышению активности студентов магистрантов в указанных сферах деятельности. Результаты исследования доказывают положительную динамику и возможность применения разработанной программы работы со студентами для развития научных и проектных навыков магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF STUDENT RESEARCH ACTIVITIES: SOCIAL CASE

The article presents the results of a study of the features, tasks and forms of development of students’ research activities. The effectiveness of additional software for research and project activities, which was carried out purposefully, for the implementation of a social experiment to increase the activity of undergraduate students in these areas of activity, is analyzed. The results of the study prove the positive dynamics and the possibility of using the developed program of work with students to develop the scientific and design skills of undergraduates.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ: СОЦИАЛЬНЫЙ КЕЙС»

Управление научно-исследовательской деятельностью студентов: социальный кейс

Аргучинцев Александр Валерьевич,

профессор, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой вычислительной математики и оптимизации Института математики и информационных технологий Иркутского государственного университета E-mail: arguch@list.ru

Малых Светлана Владимировна,

доцент, кандидат исторических наук, кафедра русского языка и общего языкознания, Институт филологии иностранных языков и медиа коммуникаций Иркутского государственного университета E-mail: lana.malyx@bk.ru

В статье приводятся результаты исследования особенностей, задач и форм развития научно-исследовательской деятельности студентов. Анализируется эффективность дополнительного программного обеспечения научно-исследовательской и проектной деятельностью, которая осуществлялась целенаправленно, для реализации социального эксперимента по повышению активности студентов магистрантов в указанных сферах деятельности. Результаты исследования доказывают положительную динамику и возможность применения разработанной программы работы со студентами для развития научных и проектных навыков магистрантов.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, студенты, социальный кейс, социология управления, социальное моделирование, научное творчество.

Говоря о развитии научно-исследовательской деятельности студентов, обычно указывают на проектные навыки, навыки проведения исследований и умении их предъявлять в научном сообществе. Научная деятельность студентам важна для того, чтобы полученные знания в университете они могли творчески переосмысливать, развивать и в результате этого, собственно, и получается научный прогресс. Научный поиск, исследовательский опыт -это то, что начинается после получения необходимых знаний, опыта и навыков, чтобы развиваться дальше надо расширять границы своего сознания, получать новый опыт, осмысление и инсайты.

Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, студенты самостоятельно работают со специализированной литературой, выходящей за круг обязательной в рамках учебного процесса. Это позволяет расширять кругозор и представления по своей специальности и выходить за ее в сферу междисциплинарных исследований.

Также, полученные знания можно применять на практике, применяя к поставленным задачам, моделировать инструментарий, подходы и методы. Это то, расширяет сознание, дает возможность нестандартно мыслить и пробовать новые идеи в известных истинах. Это то, что называется прогрессом и проверкой истинности старых аксиом.

Умение научно мыслить не рождается в одночасье, это процесс последовательного осмысления, рефлексии и развития. Он происходит через планомерное и постепенное применение на практике тех знаний, что уже получены, их критическое осмысление и конструирование нового.

С позиции социологии управления и социального моделирования через использование научно-исследовательской деятельности происходит специальное создание условий для развития

103

критического мышления и формирования условий для развития научного творческого потенциала, позволяющего студенту выходить за свои собственные рамки мышления, а при регулярной научно-исследовательской работе -выходить за рамки мышления и других ученых. Понимая научный язык, условия и механизмы работы внутри данного сообщества - студенты приобщаются к культуре научного диалога, научной дискуссии, которая формирует научный стиль мышления и готовность отстаивать свои убеждения на практике.

Существуют формальные научно-метрические показатели вовлеченности и развитости научно-исследовательской деятельности студентов (количество публикаций в РИНЦ, ВАК, индекс Хирша и т.д.), а также субъективные показатели, которые строятся на уровне собственной удовлетворенности, интересе к тематике исследований и их последующей апробации. Некоторые ученые говорят о необходимости учета образовательного потенциала молодежи, вовлекаемой в научно-исследовательскую деятельность (И.А. Журавлева [6,7], О.А. Полюшкевич [11,12]) или же роли дистанционного образования в развитии научно-исследовательских навыков студентов (Р.В. Иванов [8], С.В. Малых [9,10]), о внешних условиях, влияющих на сознание современников (Р.Г. Арда-шев [1-5]), собственно в развитии исследовательских навыков студентов (А.Н. Пружинин [13]) но все они сходятся во мнении, что онлайн и оффлайн формат обучения, личные и социальные установки, доминирующие в обществе выступают лишь основой для социального развития научного творчества студентов.

Сама по себе научная работа студентов может находить реализацию в классическом варианте в виде написания курсовых и дипломных работ, а также подготовка к семинарам и лекториям, лабораторным работам и научным конференциям, участие в олимпиадах и научно-исследовательских кружках, также как и прохождение практики в зависимости от специальности).

Особенности организации исследовательского кейса

В рамках грантовой программы Фонда Потанина в 2020-2021 годах нами была реализована программа для развития по управлению научной и проектной деятельностью студентов. Дополнительная работа со студентами велась через организационную, методическую, регулятивную составляющие, которые оформились в лекционные занятия раз в неделю и индивидуальные и групповые консультации по индивидуальным исследованиям и проектам также раз в неделю.

Организационная выразилась в техническом сопровождении, организации информационно-просветительских курсов и лекций по развитию научных и проектных стратегий мышления и организации работы.

Методическая нашла свое отражение в построении логики научно-исследовательской и проектной работ, которые соответствуют теоретико-методологической основе того подхода, который приземлим к теме исследования.

Регулятивная составляющая отразилась в научном диалоге между преподавателем и студентами, позволившая выработать интерес, навык и логику построение исследования и последующей ее апробации.

Исследование проводилось среди магистрантов - на входе при начале обучения в магистратуре и на выходе (по ее окончании). В рамках программы осуществлялась дополнительная работа по просвещению и кураторству студентов по освоению научной и проектной работы. В исследовании приняло участие 160 человек в возрасте 22-25 лет, 60% девушек и 40% юношей. Исследование проходило в виде полуструктурированного анкетирования (практически на каждый вопрос, помимо предлагаемых вариантов ответов необходимо было дать свой развернутый комментарий по сути вопроса). Это позволило использовать при анализе качественную методологию, зафиксировавшую символические

104

смыслы изменений в оценках научно-исследовательской деятельности, а результат реализации данного проекта может считаться кейсом.

Результаты реализации проекта

На начальном этапе исследования, у большей части опрошенных был минимальный опыт научно-исследовательской деятельности, сводимы к обязательным по программе написанию рефератов и курсовых работ (75%). Некоторые результаты были только у 15% опрошенных (в виде участия в коллоквиумах, научных дискуссиях, с последующей публикацией материалов) и только у 10% были научные результаты в виде опубликованных статей в рецензируемых журналах и материалах конференции.

После завершения работы по программе, у 75% опрошенных были научные статьи в разного уровня изданиях (причем, половина из них в России, а вторая - за рубежом), некоторые результаты, в виде участия в лекториях и на дискуссионных площадках у 25%. Иными словами, все студенты качественно повисли свой уровень включенности в научную и проектную работу, так как не было ни одно, у кого остался бы только минимальный формализированный уровень научно-исследовательской деятельности (эссе, рефераты, курсовые и дипломные работы), все студенты смотрели и смотрят значительно шире и глубже на данную сферу деятельности.

В проектной деятельности до начала реализации гранта участвовало 10% опрошенных, 15% являлись участниками проектов других ученых и только 2% (один человек) был руководителем своего гранта. После его завершения, в проектную деятельность вошло 55% опрошенных, участниками проектов других ученых стали 33%, руководителями собственных проектов стали 12%.

Интересным фактом стало то, что знакомство с возможностями научной библиотеки ИГУ стало также более полномасштабным и глубоким во время реализации проекта. До начала реализации проекта треть студентов (32%)

абсолютно не знало о ее возможностях, после реализации таких вообще не было, поверхностно были знакомы, но не работали в ней более половины (52%), работали с электронными ресурсами лишь 14%, активно работали, имели читательский билет 12%. После реализации проекта, регулярно работать с электронными ресурсами стали 96% респондентов, и все завели читательский билет и регулярно посещают ее (100%).

Знакомство с электронными библиотечными системами (ЭБС) и информационно-математическими системами также стало весьма красноречивым показателем качества реализации проекта. До проекта, абсолютно не знакомых с электронными библиотечными системами было 30% и хорошо с ними было знакомо 20%, остальные же 50% были поверхностно знакомы. После реализации все опрошенные отмечают свой хороший уровень работы в электронных библиотечных системах.

До проекта абсолютно не знакомых с системами цитирования не было. По крайней мере, слышали о них все. Но хорошо знало только 25%, а 75% имели лишь поверхностное знакомство. После реализации проекта все 100% респондентов отметили хорошее знание систем цитирования.

Знакомство с проектным управлением (Классическое проектное управление, Методы Agile, Lean, Six Sigma (Шесть сигм), Kanban) также показало существенную качественную динамику. Абсолютно не были знакомы ни с какими проектными системами треть студентов (30%), после реализации таких не осталось. Практически все были поверхностно знакомы 70%, хорошо знакомых с этим видом деятельности не было. После реализации картина изменилась: поверхностно знакомых осталось 20%, а 80% стали хорошо быть знакомы.

Знакомство с программным обеспечением для управления проектами (MS Project, OpenProj, FreeMind, ABC Roster) выявило ту же тенденцию. Абсолютно не знакомых с программным

105

обеспечением была четверть (25%), поверхностно знакомы 70%, хорошо знакомы только 5%. После реализации программы, поверхностно знакомых осталось 10%, 90% указали, что хорошо разбираются с программным обеспечением для управления проектами.

Знакомство с языками программирования (Python, JavaScript, C, С++, Visual Basic, Встроенный язык 1С, Встроенный язык системы MATLAB) показало чуть более лучшую картину перед началом проекта: абсолютно не знакомых было 10%, поверхностно знакомы 85%, и 5% хорошо знакомы. После реализации проекта, не знакомых с языками программирования не осталось, 12% поверхностно знакомы и 88% хорошо знакомы.

Знакомство с методами обработки данных (Microsoft SQL Server, MicrosoftAccess, Oracle Database, ERWin Data Modeler) выявило достаточно печальные результаты. Абсолютно не знакомы 65%, поверхностно знакомы 35%. После проекта, поверхностно знакомы 30%, хорошо знакомы 70%.

Весьма показательным является желание участвовать в научной работе, выходящей за рамки обязательных требований для магистрантов, под руководством преподавателей ИГУ. Если до проекта такое желание было лишь у четверти студентов (25%), то после у 75%. Увеличение количества желающих в три раза, на наш взгляд, выступает основным показателем успешности внедрения и развития научно-исследовательской и проектной деятельности среди студентов магистрантов.

Обсуждение результатов социального кейса

Количественные данные показывают на положительные трансформации среди студентов-магистрантов в сфере занятий научно-исследовательской и проектной деятельностью. Изменился как их показатель научной активности в параметрах количественных данных (количество публикаций, индекс Хирша), так и качественных - существенно возрос

уровень осознанности и понимания для чего нужна научно-исследовательская и проектная деятельность, как их правильно проводить, направлять и формировать, и получать ожидаемые результаты.

Анализируя комментарии участников исследования, успех их научных и проектных данных вызван не только информационно-просветительской составляющей (32%), но личностью и харизмой куратора данного проекта (42%), а также примерами других педагогов, кто является ориентиром для студентов (26%).

Конечно, такая плотная целенаправленная работа по формированию у нас конкретных знаний, как, почему и для чего необходимо заниматься научной и проектной работой не могла остаться без достойного результата. Но и личность того, кто это вел - имела не последнее значение. Его авторитет и уровень цитирования его работ внушает уважение. Не только общероссийская, но и мировая известность создают безусловный уровень доверия и ориентир личного и профессионального роста. (И.Б., 23 года).

Посещая занятия в рамках данного проекта, я смогла прямо иначе посмотреть на научную деятельность, более того, я себя смогла увидеть в новом свете - увидела не просто возможности, но и хорошие шансы для научного и социального признания, как это сделали другие педагоги или наш куратор по проекту. Сухие факты и цифры важны, но когда видишь реальных людей, которые смогли эти цифры сделать факторами личного признания, славы и уважения, то невольно получаешь точный ориентир того - а куда мне надо стремиться. Это не просто научный проект и способ лучше освоить проектную и научную деятельность, этот проект нацелен на формирование четких жизненных целей, которые касаются научной и проектной работы. (М.А., 24 года).

Учебный, а затем и научный диалог, который смогли построить организатор и кураторы проекта стали основой для создания особой атмосферы, в рамках

106

которой научно-исследовательская и проектная деятельность перестали быть формальными сухими цифрами, а стали пространством реализации личных и социальных возможностей, интересов и амбициозных задач не только именитыми профессорами, но теми, кто стоит в начале своего научного пути - студентами - магистрантами.

У меня и ранее вели разные предметы те, кто вел наш проект по развитию научной и проектной деятельности. Но только на этих занятиях я смог увидеть всю суть научного поиска, формирование научного диалога с незримыми оппонентами, с теми, кто может что-то противопоставить твоим идеям и доказать обратную точку зрения. Это как игра в шахматы, где победа конечно важна, но не менее ценен и процесс. Хорошая партия - это та партия, где интересно играть, а не только побеждать. Вот так и с научной деятельностью -сейчас для меня важно играть, потому что-мне помогли встать на позицию диалога. И не важно, какой темой или тематикой я буду заниматься, важно то -что мне это интересно, а все недостающие знания можно получить, был бы интерес. (Н.А., 25 лет).

Умение вести научный диалог стало основой моего интереса и к предмету, и к кураторам и организатору данного проекта. Это тот пример, когда идея одного стала смыслом для многих, и жизнь всех изменилась. Умение заразить навыком научно-исследовательской и проектной деятельности - это как найти способ второго рождения. Для меня научная работа стала открытием, и я серьезно думаю о продолжении научной карьеры. (В.В., 25 лет).

Итак, начатая работа в рамках проекта Фонда Потанина позволила на методологическом уровне заново посмотреть на внедрение научно-исследовательских и проектных навыков в учебный процесс, позволить студентам иначе смотреть на научную и проектную работу, видеть для себя в ней новые возможности и перспективы (от финансовых, до карьерных,

лично-амбициозных и социально одобряемых), а не то, что ограничивает и отягощает время обучения в вузе. Этот выбор фокуса внимания для многих студентов стал открытием и позволяет выходить на новый уровень методического и методологического освоения современных методов научно-исследовательской и проектной деятельности.

Выводы

Таким образом, дополнительные занятия по проектной и научной деятельности в рамках гранта Фонда Потанина показали хорошие результаты в виде увеличения формальных и неформальных показателей научно-исследовательской деятельности студентов. Реализация подобных программ может стать основой для социального моделирования научно-исследовательских навыков студентов.

Внешние условия меняют условия жизни студентов, научная работа при этом может стать основой для успешной социализации, развития мышления и новых навыков исследовательской работы. Приведенные положительные результаты могут стать социальным кейсом развития научного потенциала университетского сообщества.

Результаты реализованного проекта указывают на существенный рост в количественных и качественных показателях студентов-магистрантов в научно-исследовательской и проектной деятельности. А также их личные трансформации, связанные с переоценкой и переосмыслением научной и проектной деятельности, которые связаны с личными примерами и харизмой преподавателей-участников данного проекта и их личной заинтересованностью и успешностью ведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Результатом этого стал пересмотр личных профессиональных и социальных планов магистрантов, которые для себя увидели серьезные перспективы в сфере занятий научной и проектной работой.

107

Литература

1. Ардашев Р.Г. Феноменология рационального и иррационального мышления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. С. 120-124.

2. Ардашев Р.Г. Трансформация сознания молодежи в эпоху виртуальности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 5. С. 31-34.

3. Ардашев Р.Г. Новые смыслы в сознании молодежи: влияние виртуальности // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 152-156.

4. Ардашев Р.Г. Виртуализация в новых смысложизненных ориентациях россиян // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ. сборник научных трудов. Иркутск, 2021. С. 130-134.

5. Ардашев Р.Г. Влияние пандемии коронавируса на особенности мышления россиян // Вестник развития науки и образования. 2020. № 1. С. 46-55.

6. Журавлева И.А. Ресурсно-образовательный потенциал современной молодежи // Социология. 2020. № 1. С. 279-286.

7. Журавлёва И.А. Социальные рамки образовательных и трудовых перспектив российской молодежи // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2019. № 10. С. 264-274.

8. Иванов Р.В. Дистанционное высшее образование: роль виртуальных составляющих // Роль социального образования в развитии института общественного мнения в условиях глобальных вызовов. Научно-методические материалы. Иркутск, ИГУ, 2016. С. 107-109.

9. Малых С.В. Проблемы дополнительного образования // Телекоммуникационные технологии: Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных

кадров в современных условиях. Хабаровск, 2020. С. 974-980.

10. Малых С.В. Цифровизация обучения в университете: социальные эффекты и риски // Философия и культура информационного общества. Восьмая международная научно-практическая конференция. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. Санкт-Петербург, 2020. С. 412-413.

11. Полюшкевич О.А. Освоение качественной методологии в процессе научно-исследовательской деятельности студентов // Научно-исследовательская деятельность студентов как эффективный механизм профессионализации и адаптации к рынку труда. Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2015. С. 142-147.

12. Полюшкевич О.А. Социологическое воображение в научно-исследовательской работе // Перспективы изучения социальной реальности. Сборник научных статей. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, О.А. Эдельштейн, Г.В. Логуновой. Иркутск, ИГУ, 2021. С. 7-10.

13. Пружинин А.Н. Развитие исследовательских навыков студентов // Перспективы изучения социальной реальности. Сборник научных статей. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, О.А. Эдельштейн, Г.В. Логуновой. Иркутск, ИГУ, 2021. С. 19-25.

MANAGEMENT OF STUDENT RESEARCH ACTIVITIES: SOCIAL CASE

Arguchintsev A.V., Malykh S.V.

Irkutsk State University

The article presents the results of a study of the features, tasks and forms of development of students' research activities. The effectiveness of additional software for research and project activities, which was carried out purposefully, for the implementation of a social experiment to increase the activity of undergraduate students in these areas of activity, is analyzed. The results

I ■ ul

10S

of the study prove the positive dynamics and the possibility of using the developed program of work with students to develop the scientific and design skills of undergraduates.

Keywords: research activity, students, social case, sociology of management, social modeling, scientific creativity.

References

1. Ardashev R.G. Phenomenology of rational and irrational thinking // Bulletin of the Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2021. V. 21. No. 2. S. 120-124.

2. Ardashev R.G. Transformation of youth consciousness in the era of virtuality // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2021. No. 5. S. 31-34.

3. Ardashev R.G. New meanings in the minds of young people: the influence of virtuality // In search of social truth. materials of the III International scientific-practical conference. Irkutsk, 2021, pp. 152-156.

4. Ardashev R.G. Virtualization in the new meaningful life orientations of Russians // Global and regional influences in the system of modern societies. collection of scientific papers. Irkutsk, 2021, pp. 130-134.

5. Ardashev R.G. Influence of the coronavirus pandemic on the peculiarities of the thinking of Russians // Bulletin of the development of science and education. 2020. No. 1. S. 4655.

6. Zhuravleva I.A. Resource and educational potential of modern youth // Sociology. 2020. No. 1. S. 279-286.

7. Zhuravleva I.A. Social Framework of Educational and Labor Perspectives of the Rus-

sian Youth // The Problem of Correlation between the Natural and the Social in Society and Man. 2019. No. 10. S. 264-274.

8. Ivanov R.V. Distance higher education: the role of virtual components // The role of social education in the development of the institute of public opinion in the context of global challenges. Scientific and methodical materials. Irkutsk, IGU, 2016, pp. 107-109.

9. Malykh S.V. Problems of additional education // Telecommunication technologies: Actualization and solution of the problems of training highly qualified personnel in modern conditions. Khabarovsk, 2020. S. 974-980.

10. Malykh S.V. Digitalization of education at the university: social effects and risks // Philosophy and culture of the information society. Eighth International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation. St. Petersburg, 2020, pp. 412-413.

11. Polyushkevich O.A. Mastering Qualitative Methodology in the Process of Students' Research Activity // Student Research Activity as an Effective Mechanism of Profession-alization and Adaptation to the Labor Market. Materials of the interuniversity scientific-practical conference. 2015. S. 142-147.

12. Polyushkevich O.A. Sociological imagination in research work // Prospects for the study of social reality. Collection of scientific articles. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich, O.A. Edelstein, G.V. Logunova. Irkutsk, IGU, 2021. S. 7-10.

13. Pruzhinin A.N. Development of research skills of students // Prospects for the study of social reality. Collection of scientific articles. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich, O.A. Edelstein, G.V. Logunova. Irkutsk, IGU, 2021, pp. 19-25.

109

r*i

fa BnCtt.B

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.