Социальная активность молодежи в условиях неопределенности
Маслодудова Наталья Владимировна,
доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СибЮИ МВД России E-mail: maslodudova77@mail.ru
В статье проводится анализ социальных практик молодежи, вовлеченных в процесс социальной активности в условиях неопределенности. Приводятся результаты количественного (n=1200) и качественного исследований (n=56), позволившим выявить основные сферы реализации социальной активности и процессы увеличения уверенности в себе и завтрашнем дне.
Ключевые слова: социальная активность, молодежь, условия неопределенности, сила разума, эмпатия, волонтеры.
Условия неопределенности рождают новые стратегии поведения, формируют новые пространства реализации и социального моделирования общественного развития. В это время рождаются и апробируются новые модели социального развития и внутренней динамики, которая в будущем может перерасти в основной вектор развития или же стать нежизнеспособным вариантом социального воспроизводства общества.
Механизмы, условия и возможности социальной активности молодежи в условиях неопределенности, вызванной экономическими санкциями, СВО, цифровизацией и т.д. качественно меняются. С одной стороны, социальная активность стала более ограниченной из-за указанных внешних процессов, с другой - появились новые возможности для реализации социальной активности в цифровом пространстве и новых практиках активности в реальном взаимодействии.
Условия неопределенности создают дополнительную психологическую нагрузку для молодых людей, заставляя отдаляться от привычного круга взаимодействия. Позитивный аспект этого то, что из-за поиска новых ориентиров формируются новые онлайн и офлайн взаимосвязи, новые контакты и коммуникации. Негативный аспект этого то, что повышается уровень тревожности и неопределенности, неуверенности в себе и своем будущем. Понижается уровень социального благополучия.
Помимо этого, происходит усиление эмоционального взаимодействия в кругу семьи (как негативного, так и позитивного характера). Молодые люди более активно проявляют себя в виртуальном мире (не просто общаются в социальных сетях, играют в сетевые игры, смотрят фильмы и слушают музыку, но стараются зарабатывать, участья новым навыкам, которые в будущем становятся их социальным или материальным капиталом).
110
Условия неопределенность понижают уровень физической активности (молодежь больше сидит дома и находится в виртуальном мире, чем раньше). Результатом этого становится более длительный сон и более поздний отход ко сну, что изменяет и нарушает биологические ритмы.
Молодые люди становятся более чувствительными, склонными к депрессии и апатии если не находят для себя социальной отдушины, проявления социальной активности в любом варианте. Направление этой энергии в сферу про-социальных практик (Р.В. Иванов [9-16], О.А. Полюшкевич [17-22], П.А. Трескин [23-25]), позволяет найти для себя разнообразные ниши социального служения (волонтерская и добровольческая деятельность). Если же данная реализация по каким-то причинам не произошла, мы можем фиксировать процессы фрустрации, которые приводят к протестному самовыражению, зачастую основанному на иррациональных мотивах и суждениях (Р.Г. Ардашев [1-5], И.А. Журавлева [6-8]).
Умение адаптироваться к новым, постоянно меняющимся условиям становится ресурсом молодых людей или приводит к стагнации тех, кто цепляется за прошлое, уже не работающие схемы социального взаимодействия и социальной коммуникации. Условия неопределенности - для одних это старт, для других социальный и личностный ступор развития. Изучение данных процессов стало мотивом для проведения нашего исследования.
Особенности исследования
Исследование проводилось в 2022 году через онлайн платформу опросов, в нем приняли участие 1200 молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет, 55% женщин и 45% мужчин; 55% имеют высшее образование, 30% незаконченное высшее, 10% средне-специальное и 5% среднее образование. Состоят в браке 35%, 15% в разводе, остальные 50% никогда не состояли в официальном браке. 72% респондентов проживают в городах и 28% в селах.
Выборка многоступенчатая - по полу, возрасту, социальной активности (вовлеченность в общественную работу, волонтерское или добровольческое движение или самостоятельные инициативы социальной активности).
Из статистических методов использовали t-критерий Стьюдента, данные обрабатывались стандартным пакетом SPSS.
Также мы провели 4 фокус-группы с представителями основных выделенных нами групп молодежи, в них приняло участие 35 человек, из них 60% девушек и 40% юношей в возрасте от 18 до 35 лет.
Анализ результатов исследования
Изучая социальную активность молодежи, мы просили участников исследования оценить социальную активность до наступления ситуации неопределенности (респонденты самостоятельно определялись - когда этот момент для них лично наступил) и сейчас, когда мы в ней находимся (т.е. выступает субъективным показателем).
Формы и выраженность социальной активности существенно не изменились, но внутри самого процесса, проявления и акценты, а также формы социальной активности молодых людей перестроились. Что им кажется важным и значимым, имеющим перспективы в будущем или сиюминутным. Это позволяет говорить о трансформации мировоззренческих установок и как следствие жизненных ориентиров и жизненных траекторий (см. таблицу).
Социальная активность помогает в трех направлениях.
Первое - чувствовать себя нужным. Это включается социально-психологический фактор. До времени неопределённости это направление было актуально для 32% молодых людей, после для 49%.
Занимаешься социальной активностью, и понимаешь, что не все так плохо - у других гораздо хуже. Главное помогать там, где самому интересно, а не где заставляют. (Д.Н., 21 год, студент специальности юриспруденция).
111
Быть полезным, нужным - это основа уверенности в себе и социальной реализации. Так можно избежать одиночества
и пустоты, безысходности и безрадостности дней. (Н.Г., 22 года, студент специальности социология).
Таблица 1. Социальная активность молодежи до и во время социальной нестабильности
Формы социальной активности Выраженность социальной активности
До ситуации неопределенности Во время ситуации неопределенности ^критерий Стьюдента
Образовательная (самим учиться) 3,4 3,3 -0,8
Образовательная (учить других) 3,2 3,9 -0,9
Досугово-воспитательная 2,9 3,3 5,8*
Религиозная 2,1 2,5 4,6*
Просветительская 3,1 3,9 -0,5
Экологическая 3,3 3,5 -0,7
Социально-политическая 3,2 3,4 -0,7
Национально-культурная 2,8 3,2 6,6*
Бытовая (помощь другим в быту) 2,6 3,8 5,7*
Протестная 2,4 2,5 -0,3
Виртуальная 2,3 4,2 -0,9
Финансовая(перечисление средств) 2,7 3,2 -0,6
' Р<0,001
Второе - заниматься полезным для общества делом (проявлять социальную эмпатию и вовлеченность). До времени неопределённости это направление было актуально для 38% молодых людей, после для 25%.
Быть полезным членом коллектива или общества - это цель моей жизни, так как без этого смысла не представляю, что я из себя могу представлять? (Ю.Д., 20 лет, студент специальности филология).
Приносить благо в мир, приносить в мир красоту - через занятия тем, что самого увлекают, это и есть настоящее счастье. (В.В., 21 год, студентка специальности социально-культурная деятельность).
Третье - заниматься полезным для себя делом (формирование социального капитала, способного улучшить качество жизни в будущем). До времени неопределённости это направление было актуально для 30% молодых людей, после для 26%.
Любая социальная активность - это вложение в самого себя. Новые знакомства, связи, коллаборации дают то, что не даст ни одно официальное сотрудничество и партнерство. Совместная социальная активность в сфере волонтерства рождает более крепкие социальные связи и перспективные знакомства. (Т.А., 24 года, студент специальности политология).
Социальные связи, возникшие через волонтерскую деятельность, дают больше эффекта и социальных последствий для карьеры и личных связей, вхождения в новые круги, чем самая лучшая спортивная или научная работа в университете. Социальный активизм - залог социального благополучия в будущем. (М.Ю., 23 года, студент специальности государственное и муниципальное управление).
Таким образом, ситуация нестабильности и неопределенности приводит к тому, что на социально-психологическом уровне молодым людям требуется больше включенности в происходящие про-
112
цессы, чтобы не оставаться наедине со своим беспокойством и тревогой. Социальная активность выступает спасающим механизмом адаптации и социализации в непростых условиях.
Это не одно и тоже с тем, что молодые люди занимаются социальной активностью для построения социальных лифтов, карьеры, социальных связей, так как формирование социального капитала через четкий расчет - это рационализация любого действия, которое выводит на новый уровень социальные коммуникации и перспективы взаимодействия. Прагматичность - как черта четверти молодых людей вступает одним из показателей современной молодежи
Безусловно, служение социальным интересам само по себе ориентирует молодых людей на процессы консолидации и социальной встроенности в общественные процессы, но не является
гарантом социального благополучия и качества жизни. Проявление альтруизма может быть формой проявления морали и морального поведения, а также конструирования социально приемлемого поведения, для развития социальной идентичности и солидарности сообществ (О.А. Полюшкевич [22]).
По формальным показателям, социальная активность молодежи остается. Но качественное содержание и смыслы социальной активности существенно сместились. Некоторые формы социальной активности перенеслись из реального пространства в виртуальное (например, досугово-воспитательная, образовательная (учим других), просветительская. Виртуальная сама по себе возросла в два раза. Это все влечет за собой изменение социально-психологического самочувствия молодых людей. Данные зависимости отражены в таблице 2.
Таблица 2. Зависимость между социальной активностью и формой социально-психологического самочувствия
Формы социальной активности Социально-психологические характеристики
Компенсаторные форы активности Фрустрация Личные ресурсы
виртуальная активность замещение активности диссимуляция активности эмоциональное напряжение тревожность, де-прессивность фиксация негатива и проблем готовность к новому вовлеченность в процесс жизни готовность играть в жизнь
Образовательная (самим учиться) 0,15 0,42 0,53 0,47 0,43 0,42 0,41 0,43 0,44
Образовательная (учить других) 0,23 0,37 0,52 0,49 0,44 0,41 0,42 0,42 0,42
Досугово-воспитательная 0,53 0,42 0,47 0,38 0,41 0,38 0,39 0,41 0,42
Религиозная 0,23 0,33 0,41 0,36 0,38 0,37 0,42 0,41 0,38
Просветительская 0,53 0,28 0,38 0,41 0,42 0,39 0,41 0,45 0,41
Экологическая 0,43 0,26 0,44 0,42 0,44 0,42 0,44 0,46 0,43
Социально-политическая 0,36 0,37 0,41 0,38 0,39 0,37 0,43 0,42 0,44
Национально-культурная 0,27 0,53 0,36 0,37 0,41 0,39 0,37 0,38 0,37
Бытовая (помощь другим в быту) 0,54 0,42 0,39 0,44 0,42 0,37 0,39 0,39 0,39
Протестная 0,53 0,39 0,38 0,36 0,44 0,42 0,37 0,37 0,38
Виртуальная 0,36 0,47 0,42 0,39 0,39 0,44 0,41 0,39 0,41
Финансовая (перечисление средств) 0,44 0,41 0,43 0,42 0,42 0,41 0,42 0,41 0,38
113
Полученная регрессионная модель позволила объяснить 65% вариаций зависимой переменной и сделать вывод о глубинных трансформациях установок молодых людей. Ситуация нестабильности весьма существенно поменяла структуру жизненных ориентиров и выборов современной молодежи, определила ее новые формы реализации и социализации, показала внутреннюю наполненность смыслами, далекими от молодежи, жившей в период до социальных трансформаций. Время перемен накладывает свой отпечаток от социальной наполненности жизни людей, живущих во время его расцвета. Распределение между компенсаторными и личными ресурсами, а также фрустрацией примерно равны (33,5%, 35,2% и 31,3% соответственно).
Образовательная (самим учиться) -формирует ориентиры того, чему можно научиться и где себя реализовать в будущем. Ориентир на формирование долгосрочных планов и формирование жизненных перспектив с учетом новых условий неопределенности.
В наше время всегда надо учиться, без этого нельзя оставаться востребованным, так как слишком быстро меняется мир и если мы не будем осваивать новое, то останемся на его задворках. (Н.Н., 21 год, студент специальности социология).
Все знать невозможно, но можно учиться всю жизнь. Сегодня внедряется программа - «образование через всю жизнь», она показывает, что уже недостаточно раз получить знания и жить за их счет все время, сегодня важно постоянно совершенствоваться, учиться, стремиться, только тогда можно быть на своем месте. (О.Г., 24 года, студент специальности философия).
Образовательная (учить других) - это инструмент формирования уверенности в себе, способ получения социальной и частично финансовой независимости.
Я собираю группы, и сама учу тому, что хорошо умею - плести браслеты из бисера, у меня есть несколько учеников и в социальных сетях провожу мастер классы. Это не большие деньги,
но на карманные расходы мне хватает. (Е.Н., 18 лет, студентка специальности социальная работа).
Я провожу мастер-классы по ораторскому мастерству, делаю это и бесплатно, и платно - это сфера, где я реализую себя, помогаю другим поверить в себя и нахожу новые интересные знакомства. (О.П., 24 года, студент специальности журналистика).
Досугово-воспитательная - позволяет занять свободное время и сформировать мировоззрение и убеждения, определить морально-этические рамки развития личности.
Помогая тем, кому тяжело, например подросткам в тяжелой жизненной ситуации, я как волонтер помогаю им наполнить свою жизнь теплом и светом несмотря на то, что вокруг тяжелые условия для выживания. (М.А., 25 лет, студент специальности психология).
Воспитывая ценности созидания и любви - мы раскрываем грани своей личности, помогая тем, кому нужна сейчас помощь - мы делаем этот мир лучше. И не важно кто это: люди, животные или природа. Главное, чтобы твоя деятельность откладывалась в душе каждого. (Л.Л., 22 года, студент специальности социальна работа).
Религиозная - формирует духовные и мировозренческие ориентиры, опирающиеся на религиозные нормы.
Вера в душе - это надежда на лучший мир и лучшую жизнь для всех живых. Если с этой мыслью помогать другим, то все будет получаться и лучше, и быстрее. Я помогаю при Михайло Архангельском храме и вижу, как благодаря моим усилиям жизнь тех, с кем я работаю - улучшается. (Т.А., 25 лет, студент специальности социальная работа).
Ценности, которые есть в религиозных книгах, раскрываются потенциалом в душе - даруют надежду и веру в лучшее. Надо принимать то, что есть и стремиться к лучшему. Я помогаю при Кришнаитском храме и еще никогда не видела, что усилия тех, кто искренне просит и тех, кто искренне помогает не оправдывались и мольбы не были услыша-
114
ны. Служение у всех свое. (М.О., 25 лет, студент специальности культурология)
Просветительская - ориентирована на просвещение широких масс населения о самом широком спектре вопросов: от культурно-исторического наследия до инновационных технологических прорывов, от морально-этического воспитания до выживания в экстремальных условиях и т.д.
Рассказывая о том, как выжить в лесу - я не только делюсь своими знаниями и опытом, я реально даю шанс людям выжить, я им служу через те знания и опыт, что у меня есть, а у них пока нет. (Д.Д., 25 лет, студент специальности государственное и муниципальное управление).
Я провожу культурные прогулки по нашему городу. Делаю экскурсии для всех желающих. Это наш опыт, наша история, наша жизнь и ее надо знать. (С.А., 25 лет, студент специальности история).
Экологическая - направлена на сохранение и охрану экологического пространства региона или планеты.
Моя социальная активность предполагает вовлеченность в процессы природоохранной деятельности, сбор средств на акции, организацию людей. Я - волонтер эко организации и еще ни разу не пожалела, что тут работаю. (Г.Д., 30 лет, специалист экологической организации).
Сохранение эко-баланса - условие выживания человечества. Моя миссия -стоять на страже природы, гармонизации мира. (О.П., 32 года, специалист экологической организации).
Социально-политическая - предполагает социальную вовлеченность молодых людей в политические процессы города и региона, а также страны.
Быть не безразличным гражданином - это задача любого молодого человека. Проявляя инициативы и активность, я знакомлюсь с теми, кто мне поможет выстроить в будущем карьеру, а также делаю процесс принятия политический решений более прозрачным и легитимным. (О.Н., 30 лет, помощник депутата законодательного собрания).
Социальная ответственность предполагает гражданскую инициативу и ответственность. Я это не забываю никогда и любой мой шаг подчинен этому принципу. Я знаю свои права и обязанности, но и могу и хочу проявлять инициативу для изменения социально-политического пространства моего муниципалитета (О.Г., 29 лет, государственный служащий).
Национально-культурная - позволяет сохранять традиции и опыт предков в памяти народа и конкретных отдельных его представителей.
Знать традиции своего народа - это основа личностного развития, передавая этот опыт другим - мы расширяем возможности духовного возрождения среди жителей России. (Ф.А., 28 лет, преподаватель в университете).
Культурный потенциал любого сообщества таит в себе возможность идентичности и разотождествления, солидарности и дезинтеграции - вопрос только в векторе применении силы и потенциале дальнейшего развития. (С.С., 27 лет, аналитик).
Бытовая (помощь другим в быту) -ориентирована на помощь отдельным социальным группам, обделенным в быту.
Во время пандемии я была волонтером и помогал покупать и приносить продукты пенсионерам. Сейчас продолжаю это делать. Втянулся. И не могу представить своей жизни без этого. (Г.Г., 34 года, экономист).
Жить в условиях социальной изоляции трудно и я начала помогать людям еще во время пандемии. А сейчас пришло время на проверку - насколько это надо им, насколько я реально им помогаю или же не будет меня и все порушится? (Л.Н., 35 лет, специалист банка).
Протестная - ориентирована на недовольство властью, бизнесом,образованием и любыми другими социальными институтами.
Если человек не может найти дело по душе, то он начинает винить в этом других. Прежде всего власть, бизнес, родню. И эта социальная неустроенность рождает протесты, которые мало к че-
115
му приводят, но являются частью жизни многих людей. (Н.Н., 26 лет, студент специальности маркетинг).
Быть всегда против - это своего рода философия, которая задает рамки и определяет формы и перспективы социального развития. (А.В., 35 лет, врач).
Виртуальная - предполагает развитие социальной активности в цифровом мире.
Виртуальность входит в нашу жизнь семимильными шагами, поэтому надо там находить новые формы, условия и схемы социального развития. (Р.А., 30 лет, юрист).
Виртуализация жизни рождает новые смыслы в повседневности и дает социальный контекст общественного развития. (А.А., 22 года, студент специальности юриспруденция).
Финансовая (перечисление средств) - предполагает пассивное участие в социальны акциях, но предполагает перечисление средств для работы НКО в городе или регионе.
Сбор средств для волонтеров и среди волонтеров - это вторя по численности деятельность молодых людей, связанных с волонтерским движением или работой общественной организации. (А.А., 19 лет, студент специальности журналистика).
Получение финансового подкрепления становится основой социального развития мира и личности, что этот сбор средств организовала. Дьявол кроется в деталях и если мы хотим изменить мир, то стоит начинать с себя».
Таким образом, социальная активность молодежи в условиях неопределенности обладает не ясной структурой, противоречащими убеждениями, размыванием традиционных схем и формированием новых механизмов социального моделирования общественного развития. Каждая из выделенных нами сфер социальной активности обладает потенциальным механизмом развития и требует комплексной и всесторонней поддержки (финансовой, ресурсной, информационной, рекламной и проч.). Более того, эта сфера социальной активности молодежи может претендовать на то,
чтобы с ней проводили мониторинг, каждые полгода - представители других социальных институтов, что позволит выйти на новый уровень и социально активно и благополучно развить в себе.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Новые жизненные миры россиян после COVID-19 // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности. XV Международная научная конференция «Сорокинские чте-ния-2021». Москва, 2021. С. 23-26.
2. Ардашев Р.Г. Особенности развития сознания горожан в пандемическом обществе // Социология. 2022. № 1. С. 79-86.
3. Ардашев Р.Г. Сознание горожан в постпандемическом обществе // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона. материалы Третьей региональной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 125-128.
4. Ардашев Р.Г. Виртуализация в новых смысложизненных ориентациях россиян // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ. сборник научных трудов. Иркутск, 2021. С. 130-134.
5. Ардашев Р.Г. Изменение сознания в эпоху постпандемического общества // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. материалы VI международной научно-практической интернет-конференции: в 2 ч.. Вологодский научный центр Российской академии наук. Вологда, 2021. С. 76-79.
6. Журавлева И.А. Оценка развития государственной образовательной политики (экспертный анализ) // Социология. 2021. № 4. С. 63-74.
7. Журавлева И.А. Социальные проблемы реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования // Социология. 2023. № 1. С. 5-20.
8. Журавлева И.А. Проблемы российской системы высшего образования:
116
качественный анализ // Социология. 2022. № 2. С. 134-142.
9. Иванов Р.В. Активизация участия молодежи в волонтерской деятельно- 18. сти // Социология. 2022. № 1. С. 101122.
10. Иванов Р. В. Виртуальная социализация молодежи: социально-философский анализ // Социальная реальность виртуального пространства. материалы IV Международной научной конференции. Иркутск, 2022. 19. С. 36-41.
11. Иванов Р.В. Гражданская активность населения в публичном пространстве Иркутска // Социология. 2020. № 5.
С. 145-151. 20.
12. Иванов Р.В. Индивидуальный терроризм в России на основе анализа терактов 2018-2021 гг. // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 216218.
13. Иванов Р.В. Мобилизационная солидарность во время пандемии // 21. Социология. 2021. № 4. С. 92-105.
14. Иванов Р.В. Направления реализации государственных проектов по развитию патриотического воспитания в региональных образовательных учреждениях // В поисках социальной истины. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2022.
С. 209-213. 22.
15. Иванов Р.В. Региональная молодежная политика: экспертный анализ // Социология. 2021. № 1. С. 93-102.
16. Иванов Р.В. Трансформация иден- 23. тичности в процессе социализации молодежи // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 8. С. 38-42.
17. Ким А.С., Полюшкевич О.А. Социальная солидарность через просо-циальные практики гражданских 24. активистов и волонтеров // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, 25. и перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической
117
конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2022. С. 65-68.
Полюшкевич О.А. Просоциальное поведение в постпандемическом обществе // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы VI международной научно-практической интернет-конференции. В 2-х частях. Вологда, 2021. С. 20-23. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики в провинциальном городе: креативность и профанность публичного пространства // Социология. 2021. № 4. С. 129-135. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики волонтеров общественных организаций // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы VII международной научно-практической интернет-конференции. Вологда, 2022. С. 675678.
Полюшкевич О.А. Просоциальные практики экологического активизма // Гуманистические и экологические ресурсы Байкала в укреплении социального здоровья и межнационального согласия в молодежной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: тематический сборник статей. Иркутск,
2021. С. 199-203.
Полюшкевич О.А. Мораль и социальная идентичность в просоциальных практиках // Социология. 2023. № 1. С. 79-85.
Трескин П.А. Социальное самочувствие участников общественных организаций // Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск,
2022. С. 98-104.
Трескин П.А. Участие общественных организаций в регулировании общественных отношений в регионе // Социология. 2020. № 1. С. 352-357. Трескин П.А. Молодежные некоммерческие организации как современный социальный лифт // Вестник Нижего-
родского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 3 (67). С. 154-158.
SOCIAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY
Maslodudova N.V.
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The article analyzes the social practices of young people involved in the process of social activity in conditions of uncertainty. The results of quantitative (n=1200) and qualitative studies (n=56) are presented, which made it possible to identify the main areas of social activity and the processes of increasing self-confidence and the future.
Keywords: social activity, youth, conditions of uncertainty, power of mind, empathy, volunteers.
References
1. Ardashev R.G. New life worlds of Russians after COVID-19 // Modern Society in the Conditions of Socio-Economic Uncertainty. XV International Scientific Conference "So-rokin Readings-2021". Moscow, 2021. S. 23-26.
2. Ardashev R.G. Features of the development of the consciousness of citizens in a pandemic society // Sociology. 2022. No. 1. S. 79-86.
3. Ardashev R.G. Consciousness of citizens in a post-pandemic society // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. materials of the Third regional scientific-practical conference. Irkutsk, 2021, pp. 125-128.
4. Ardashev R.G. Virtualization in the new meaningful life orientations of Russians // Global and regional influences in the system of modern societies. collection of scientific papers. Irkutsk, 2021, pp. 130-134.
5. Ardashev R.G. Change of consciousness in the era of post-pandemic society // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. materials of the VI international scientific and practical Internet conference: at 2 o'clock. Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Vologda, 2021, pp. 76-79.
6. Zhuravleva I.A. Evaluation of the development of state educational policy (expert analysis) // Sociology. 2021. No. 4. S. 6374.
7. Zhuravleva I.A. Social problems of the implementation of state policy in the field of secondary vocational education // Sociology. 2023. No. 1. S. 5-20.
8. Zhuravleva I.A. Problems of the Russian system of higher education: a qualitative analysis // Sociology. 2022. No. 2. S. 134142.
9. Ivanov R.V. Activation of youth participation in volunteer activities // Sociology. 2022. No. 1. P. 101-122.
10. Ivanov R.V. Virtual socialization of youth: socio-philosophical analysis // Social reality of virtual space. materials of the IV International scientific conference. Irkutsk, 2022, pp. 36-41.
11. Ivanov R.V. Civil activity of the population in the public space of Irkutsk // Sociology. 2020. No. 5. P. 145-151.
12. Ivanov R.V. Individual terrorism in Russia based on the analysis of terrorist attacks in 2018-2021 // In search of social truth. materials of the III International scientific-practical conference. Irkutsk, 2021. S. 216-218.
13. Ivanov R.V. Mobilization solidarity during a pandemic // Sociology. 2021. No. 4. S. 92-105.
14. Ivanov R.V. Directions for the implementation of state projects for the development of patriotic education in regional educational institutions // In Search of Social Truth. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2022, pp. 209-213.
15. Ivanov R.V. Regional youth policy: expert analysis // Sociology. 2021. No. 1. S. 93102.
16. Ivanov R.V. Transformation of identity in the process of socialization of youth // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2022. No. 8. S. 38-42.
17. Kim A.S., Polyushkevich O.A. Social solidarity through pro-social practices of civil activists and volunteers // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2022, pp. 65-68.
18. Polyushkevich O.A. Prosocial behavior in a post-pandemic society // Global challeng-
118
es and regional development in the mirror of sociological measurements. Materials of the VI International Scientific and Practical Internet Conference. In 2 parts. Vologda, 2021. S. 20-23.
19. Polyushkevich O.A. Pro-social practices in a provincial town: creativity and profanity of public space // Sociology. 2021. No. 4. S. 129-135.
20. Polyushkevich O.A. Prosocial practices of volunteers of public organizations // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. Materials of the VII International Scientific and Practical Internet Conference. Vologda, 2022, pp. 675-678.
21. Polyushkevich O.A. Prosocial practices of environmental activism // Humanistic and environmental resources of Baikal in strengthening social health and interethnic harmony among the youth. Materials of the
All-Russian scientific-practical conference with international participation: thematic collection of articles. Irkutsk, 2021. S. 199-203.
22. Polyushkevich O.A. Moral and social identity in pro-social practices // Sociology. 2023. No. 1. S. 79-85.
23. Treskin P.A. Social well-being of participants in public organizations // Philosophy of health: an integral approach. Interuniver-sity collection of scientific papers. Irkutsk, 2022, pp. 98-104.
24. Treskin P.A. Participation of public organizations in the regulation of public relations in the region // Sociology. 2020. No. 1. S. 352-357.
25. Treskin P.A. Youth non-profit organizations as a modern social lift // Bulletin of the Nizh-ny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2022. No. 3 (67). pp. 154-158.
119