Научная статья на тему 'МОБИЛИЗАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА'

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОБИЛИЗАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / АКТИВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ АКТИВИЗМ / ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аносов Сергей Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы развития гражданской активности молодежи в условиях социальных перемен. Показывается непродуманность государственной молодежной политики. На основе собственного исследования выявляются проблемы и противоречия молодежных инициатив, социальной активности молодежи и существующих государственных программ поддержки молодежных инициатив. Дается оценка перспектив развития гражданского общества при такой же линии государства и при изменении основных форм поддержки государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILIZATION ACTIVITY OF YOUTH AND STATE YOUTH POLICY

The article deals with the problems of development of youth civic activity in the conditions of social changes. The lack of thoughtfulness of the state youth policy is shown. Based on their own research, the problems and contradictions of youth initiatives, the social activity of young people and existing state programs to support youth initiatives are revealed. An assessment is given of the prospects for the development of civil society with the same line of the state and with a change in the main forms of support for state youth policy.

Текст научной работы на тему «МОБИЛИЗАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА»

Мобилизационная активность молодежи и государственная молодежная политика

Аносов Сергей Сергеевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы развития гражданской активности молодежи в условиях социальных перемен. Показывается непродуманность государственной молодежной политики. На основе собственного исследования выявляются проблемы и противоречия молодежных инициатив, социальной активности молодежи и существующих государственных программ поддержки молодежных инициатив. Дается оценка перспектив развития гражданского общества при такой же линии государства и при изменении основных форм поддержки государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, мобилизационная активность, молодежная политика, гражданская активность, активная молодежь, государство, гражданское общество, социальный активизм, поддержка.

Говорить о социальном развитии можно лишь тогда, когда есть социальная активность молодежи. Общество перемен не дает стабильного видения будущего развития, поэтому формы гражданской активности могут отличаться. Государственная политика стимулирует и направляет развития активизма молодых людей, но этого недостаточно чтобы кардинально изменилась ситуация в понимании того, на что можно опираться сейчас и что станет приоритетом развития в будущем.

Молодежь - это основа становления гражданского общества, инновационной социально ответственной экономики будущего. Поэтому формы гражданской активности молодежи, распространённые в настоящий момент могут стать основой для понимания будущего развития государства. Использование идей и возможностей молодежи становится ресурсом формирования общества нового типа.

На сегодняшний день наблюдаются трудности в совмещении и совместном развитии молодежных инициатив и государственной политики:

- слабой представленности преемственности политики федерального, регионального и муниципального уровня, направленной на реализацию потенциала молодежи;

- недостаточное горизонтальное взаимодействие молодежи и молодежной политики в части организации межрегиональных и межфедеральных мероприятий;

- финансирование работы с молодежной активностью по остаточному принципу;

- малом количестве программ, в которых можно получить финансирование на реализацию молодежью своих идей, способных укрепить гражданское общество (гранты, субсидии);

- волюнтаризм власти становится преградой для тесного взаимодействия с молодежью.

37

Надо признать, что после экстремистских и террористических акций с участием молодежи, акцент на работу с молодежными объедениями увеличился, после пандемии COVID-19 увеличилось внимание к добровольцам и поддержка их инициатив. Но для комплексной идеологической и в том числе патриотической подготовки молодого поколения этого недостаточно (Р.В. Иванов [9-16], Р.Г. Ардашев [1-5]). Развитие гражданской идентичности и социальной ответственности требует не разовых акций, а целенаправленной политики, формирующей общую линию социального взаимодействия молодежи и органов власти, совместно формирующих общее будущее (И.А. Журавлева [6-8]).

Гражданская активность молодежи и государственная молодежная политика в условиях социальных перемен на сегодняшний день мало связаны между собой. Это произошло потому, что есть разрыв между видением развития сверху и возможностей развития снизу. Молодежная активность состоит из автономной активности (когда отдельный человек или группа людей проявляет инициативу и делает что-либо для изменения ситуации) и мобилизационной активности (сформированной в виде политизации и решения поставленных органами власти задач, через официальные институты (школы, университеты, муниципальные центры дополнительного обучения и т.д.). Мобилизационная активность молодежи, безусловно более фундаментальный каркас для развития патриотизма и гражданской идентичности, так как может быть более регулярной по организации и финансированию мероприятий.

Гражданская активность - это и свойство личности, и показатель деятельности, она предполагает практики просоциального поведения (А.С. Ким [17], О. А. Полюшкевич [18-21]), которые регулируют уровень социального активизма в регионе. Они могут выражаться в трудовой, познавательной, социально-политической, экологической, социозащитной и любой другой деятельности.

Если говорить о мобилизационной активности, то необходимо развивать ценности и мировоззрение, направленное на развитие интересов государства, социально-политических интересов развития страны,инновационного развития общества. Социальная активность - это социальное действие, это просоциаль-ная активность, которая меняет общественную ситуацию в отдельных вопросах или в целом в обществе. Гражданская активность - реализуется через выполнение обязанностей гражданина в различных сферах жизни. Социальная и гражданская активность соединяются в раскрытии потенциала мобилизационной активности.

В решающие моменты истории во всем мире именно социально активной и граждански активной молодежи принадлежала ключевая роль в изменении социального порядка, поэтому необходимо заниматься мобилизационной активностью молодого поколения для усиления качественных показателей развития и общей динамики общественного прогресса, социальных трансформаций и общественного воспроизводства. На наш взгляд необходимо учитывать и социально-психологические возможности и состояния современной российской молодежи. Процессы циф-ровизации и качественных трансформаций социальных условий жизни приводят к новым моделям социальной активности, что также должно находить подтверждение и поддержание в государственной молодежной политике.

Полагаем, наиболее гибким и активным оператором реализации новых условий реализации государственной молодежной политики могут быть молодежные некоммерческие организации, которые отражая интересы государства, максимально близко находятся к молодежи и могут «держать руку на пульсе» при малейших изменениях социального положения (П.А. Трескин [22-27]). Необходим дополнительный импульс к социальной вовлеченности и инициативности данных организаций по регулированию мобилизационной активности молодежи.

38

Особенности исследования

Для выявления условий реализации мобилизационной активности молодежи мы провели шесть фокус-групп (п=48), где участвовали молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, учащиеся в вузах или работающие, 55% женщин и 45% мужчин. Фокус-групповое интервью проходило в формате полуструктурированных блоков, которые могли уточняться и дополняться, в зависимости от хода разворачивания беседы.

Анализ и интерпретация результатов исследования

Молодежь активная и пассивная. Участники исследования указывали на то, что сейчас разная молодежь в России, есть и активные, и пассивные. Но если для активной молодежи необходимо формировать направления, общие ориентиры развития в виде государственной молодежной политики, то для пассивной молодежи, посредством тех же самих социальных активистов создавать яркие примеры, способные увлечь и повести за собой, способные расшевелить и направить. И тут громоздкая государственная политика не справится, необходима координированная работа на местах и без локаций и реализации глобальных и локальных задач некоммерческих организаций, привлекаемых ими волонтеров для реализации своей деятельности, не обойтись.

Государственная политика не может быть хорошей для всех хотя бы потому, что мы все разные. Одни - инициативные, активные, другие - инертные и пассивные. Одним только покажи флажок, и они землю перевернут, чтобы его добыть, а другим горы золотые посули, ну или поездку в «Артек» или «Океан» и ничего не увидишь в ответ. Поэтому нужен адресный подход ко всем и это надо учитывать в реализации программ государственной молодежной политики. (Марина, 26 лет, специалист отдела по связям с общественность. Министерства по молодежной политике Иркутской области).

Универсального рецепта «хорошей молодежной государственной политики»

нет. Есть понимание того, что разным сообществам молодежи необходимы разные подходы и формы активизации их деятельности. Ведь социальная активность, участие в различных проектах -это всегда личная инициатива, которая может найти поддержку со стороны власти и это уже станет целым организованным и контролируемым движением, или же разрозненной инициативой, которая через несколько дней, недель или месяцев забудется навсегда. Это тонкая грань соблюдения интересов государства и поддержания социально и граждански активных молодых людей. (Михаил, 24 года, руководитель молодежного регионального отделения Единой России).

Мотивы социальной, гражданской и мобилизационной активности молодежи. Выделенные участниками исследования мотивы многогранны, зависят от множества условий и не поддаются одному формату объяснения: от романтически-идеализированных до прагматично-объективных форм. Респонденты выделили такие мотивы как: желание изменить мир и готовность лично в этом участвовать; желание разнообразить и сделать социально полезным свой досуг; желание получить новые знакомства, которые в будущем позволят построить карьеру или реализовать более значимые социальные проекты; желание развивать свой личный социальный капитал, который в будущем позволит войти в новый социальный класс, получить более высокую расплату и т.д.

Участие в социальных акциях и проектах мы активизируем свой социальный капитал, который даст нам новые возможности чтобы о себя заявить, чтобы лучше и легче выстроить карьеру, получить высокую зарплату, войти в новый круг людей. Социальная активность - это ресурс нашего времени и кто из молодых людей думает наперед, обязательно ее использует. (Мирослава, 28 лет, программно-целевой аналитик публичного пространства Точка кипения-Иркутск).

Одни идут в гражданские активисты для того, чтобы изменить мир, другие для

39

того, чтобы обеспечить себе стабильную социальную карьеру, социальный лифт. Это не важно, так как благодаря просо-циальной активности и первых и вторых мир действительно меняется, с маленьких шагов, с локальных трансформаций - мир становится другим, решаются нерешаемые десятилетиями задачи, сдвигаются с мертвой точки вопросы. И это результат усилий отдельных социально активных личностей, которые имеют разные мотивы, но результат их усилий один - наше общество меняется. (Нина, 21 год, студентка специальности социология, волонтер некоммерческой организации Ирида).

Преграды реализации государственной молодежной политики. Преградами для реализации государственной молодежной политики участники исследования назвали бюрократизм и формализация работы, невозможность понять, что решение каких-то отдельных вопросов зависит не от статьи расходов, а от реальной возможности что-то сделать, и ситуация измениться. Следование правилам не всегда дает результат. А также

Чтобы разобраться в том, что именно надо сделать, чтобы войти в программу, подать заявку - надо провести не один мозговой штурм, а если это касается не подготовленных людей, пусть входящих в инициативную группу какой-то некоммерческой организации, то результата не будет никакого. Разное мышление у чиновников (кто пишет условия для участия в программах поддержки молодежи) и тех, кто реально что-то делает для молодежи. Нужны люди, которые могут перевести одним требования других и потом отчеты одних на формальные критерии отчетности - других. Правда позволить таких людей могут далеко не все. (Стас, 29 лет, аналитик общественной палаты Иркутской области).

Бюрократический язык, официозный стиль отталкивали многих грантополуча-телей даже на этапе написания и подачи заявки. И это показатель социальной и личной ограниченности, не готовности взаимодействовать с официальными структурами. Это минус для всех общественников, кто не обладает должной

гибкостью и лояльностью. Но результатом этого становится формальное отсечение от возможного участия всех, кто вовлечен в процесс инициации и реализации просоциальных практик. (Диана, руководитель социальных инициатив центра мой-бизнес Иркутск).

Приоритеты и перспективы реализации государственной молодежной политики. Потенциальные возможности, которые находятся в государственной молодежной политике находятся в увеличении возможностей получения поддержки инициатив, через работу некоммерческих организаций, так как они непосредственно могут и формально обеспечить функционирование проектов и акций и неформально координировать работу многих волонтеров, добровольцев, социальны и гражданских активистов, что в целом усиливает их мобилизационный потенциал. Более того, необходимо государственно поддерживаемая социальная реклама как некоммерческих организаций, так и непосредственно социально и граждански активной деятельности, мобилизационной внутренней работы в каждом регионе страны.

Молодежь разная и у ее не хватает информации о том, с кем у кого и как можно реализовать свои идеи. Некоммерческим организациям не хватает рекламы, т.к. просто денег на это нет, поэтому только государство может взять на себя активную пропаганду мобилизационной активности молодежи, где их просоциальная деятельность найдет поддержку, известность и славу. (Вероника, 22 года, студентка специальности государственное и муниципальное управление).

Перспективой развития государственной молодежной политики становится ее доступность и известность. Доступность - в том, чтобы любой молодой человек знал, что ему нужно сделать, с кем взаимодействовать чтобы реализовать свои идеи. А известность предполагает социальную рекламу, способную активизировать гражданскую позицию, усиливать идеи патриотизма, навыки социальной активности в любых социальных условиях в любом регионе страны.

40

(Тарас, 33 года, директор национально-культурного центра народов Сибири).

Мир поменять или дать возможность реализации. Это дилемма всех проведенных нами фокус-групп. С одной стороны, мобилизационная активности молодежи направлена на изменение ситуации в каких-то точечных вопросах экологии, социальной политики, культуры, религии и т.д., а с другой дает возможность проявить себя социальному активисту. Ответы участников разделились поровну и поэтому, можно утверждать, что государственная молодежная политика в части активизации социальной активности молодежи должна опираться на реальные факторы и сферы, требующие проработки, с другой давать простор для реализации личного видения и перспектив развития, так как только в этом случае можно говорить о социальной динамике и воспроизводстве общества.

Благодаря реализации социальных инициатив - меняется мир. И задача государственной молодежной политики с локальной поддержки инициатив молодёжи найти те механизмы, которые трансформирует социальное пространство и среду развития. (Татьяна 20 лет, студентка, специальности политология).

Чтобы молодежь продолжала творить, создавать проекты, давать новые инициативные начинания необходимо их поддерживать и давать новые возможности для реализации. Инициатива должна находить поддержку и воплощение на практике, только тогда слова, написанные на бумаге, в программах по молодежной политике найдут реального благодарного адресата, и ситуация будет меняться. (Ольга, 29 лет, специалист отдела по работе с молодежью Администрации г. Иркутск).

Таким образом, проведенный анализ существующей государственной молодежной политики и инициатив активной молодежи выявил как разное понимание сути поддержки просоциальных практик молодых людей, разные мотивы и механизмы осуществления данного взаимодействия. Без серьезных трансформаций социальной молодежной политики

нельзя говорить о развитии молодежи молодежных инициатив и тем более о мобилизационной активности молодых людей, способной консолидировать общество, усилить уровень гражданской осознанности и активности и сформировать новый уровень и качество жизни для всех россиян.

Литература

1. Ардашев Р.Г. Виртуализация в новых смысложизненных ориентациях россиян // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ. сборник научных трудов. Иркутск, 2021. С. 130-134.

2. Ардашев Р.Г. Изменение сознания в эпоху постпандемического общества // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. материалы VI международной научно-практической интернет-конференции: в 2 ч.. Вологодский научный центр Российской академии наук. Вологда, 2021. С. 76-79.

3. Ардашев Р.Г. Новые жизненные миры россиян после COVID-19 // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности. XV Международная научная конференция «Сорокинские чте-ния-2021». Москва, 2021. С. 23-26.

4. Ардашев Р.Г. Особенности развития сознания горожан в пандемическом обществе // Социология. 2022. № 1. С. 79-86.

5. Ардашев Р.Г. Сознание горожан в постпандемическом обществе // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона. материалы Третьей региональной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 125-128.

6. Журавлева И.А. Оценка развития государственной образовательной политики (экспертный анализ) // Социология. 2021. № 4. С. 63-74.

7. Журавлева И.А. Перспективы образования и занятости молодежи // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современ-

41

ного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2022. С. 275-279.

8. Журавлева И.А. Проблемы российской системы высшего образования: качественный анализ // Социология. 2022. № 2. С. 134-142.

9. Иванов Р.В. Активизация участия молодежи в волонтерской деятельности // Социология. 2022. № 1. С. 101-122.

10. Иванов Р. В. Виртуальная социализация молодежи: социально-философский анализ // Социальная реальность виртуального пространства. материалы IV Международной научной конференции. Иркутск, 2022. С. 36-41.

11. Иванов Р.В. Гражданская активность населения в публичном пространстве Иркутска // Социология. 2020. № 5. С. 145-151.

12. Иванов Р.В. Индивидуальный терроризм в россии на основе анализа терактов 2018-2021 гг. // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 216218.

13. Иванов Р.В. Мобилизационная солидарность во время пандемии // Социология. 2021. № 4. С. 92-105.

14. Иванов Р.В. Направления реализации государственных проектов по развитию патриотического воспитания в региональных образовательных учреждениях // В поисках социальной истины. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2022. С. 209-213.

15. Иванов Р.В. Региональная молодежная политика: экспертный анализ // Социология. 2021. № 1. С. 93-102.

16. Иванов Р.В. Трансформация идентичности в процессе социализации молодежи // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 8. С. 38-42.

17. Ким А.С., Полюшкевич О.А. Социальная солидарность через просо-

циальные практики гражданских активистов и волонтеров // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2022. С. 65-68.

18. Полюшкевич О.А. Просоциальное поведение в постпандемическом обществе // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы VI международной научно-практической интернет-конференции. В 2-х частях. Вологда, 2021. С. 20-23.

19. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики в провинциальном городе: креативность и профанность публичного пространства // Социология. 2021. № 4. С. 129-135.

20. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики волонтеров общественных оргинизаций // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы VII международной научно-практической интернет-конференции. Вологда, 2022. С. 675678.

21. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики экологического активизма // Гуманистические и экологические ресурсы Байкала в укреплении социального здоровья и межнационального согласия в молодежной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: тематический сборник статей. Иркутск, 2021. С. 199-203.

22. Трескин П.А. Молодежные некоммерческие организации как современный социальный лифт // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 3 (67). С. 154-158.

23. Трескин П.А. Социальное самочувствие участников общественных организаций // Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский

42

сборник научных трудов. Иркутск, 2022. С. 98-104.

24. Трескин П.А. Некоммерческие организации как ресурсы социального развития регионов // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 147-151.

25. Трескин П.А. Участие общественных организаций в регулировании общественных отношений в регионе // Социология. 2020. № 1. С. 352-357.

26. Трескин П.А. Территориальное развитие: взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями // Молодые ученые - экономике региона. Сборник материалов XVIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 177-181.

27. Трескин П.А. Влияние некоммерческих организаций Иркутской области на социальное самочувствие населения // DIXI - 2019: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях. сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2019. С. 125-128.

MOBILIZATION ACTIVITY OF YOUTH AND STATE YOUTH POLICY

Anosov S.S.

Irkutsk National Research Technical University

The article deals with the problems of development of youth civic activity in the conditions of social changes. The lack of thoughtfulness of the state youth policy is shown. Based on their own research, the problems and contradictions of youth initiatives, the social activity of young people and existing state programs to support youth initiatives are revealed. An assessment is given of the prospects for the development of civil society with the same line of the state and with a change in the main forms of support for state youth policy.

Keywords: youth, mobilization activity, youth policy, civic activity, active youth, state, civil society, social activism, support

References

1. Ardashev R.G. Virtualization in the new meaningful life orientations of Russians //

Global and regional influences in the system of modern societies. collection of scientific papers. Irkutsk, 2021, pp. 130-134.

2. Ardashev R.G. Change of consciousness in the era of post-pandemic society // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. materials of the VI international scientific and practical Internet conference: at 2 o'clock. Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Vologda, 2021, pp. 76-79.

3. Ardashev R.G. New life worlds of Russians after COVID-19 // Modern Society in the Conditions of Socio-Economic Uncertainty. XV International Scientific Conference "Sorokin Readings-2021". Moscow, 2021. S. 23-26.

4. Ardashev R.G. Features of the development of the consciousness of citizens in a pandemic society // Sociology. 2022. No. 1. S. 79-86.

5. Ardashev R.G. Consciousness of citizens in a post-pandemic society // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. materials of the Third regional scientific-practical conference. Irkutsk, 2021, pp. 125128.

6. Zhuravleva I.A. Evaluation of the development of state educational policy (expert analysis) // Sociology. 2021. No. 4. S. 6374.

7. Zhuravleva I.A. Prospects for Education and Employment of Youth // Social Consolidation and Social Reproduction of Modern Russian Society: Resources, Problems, and Prospects. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyush-kevich. Irkutsk, 2022. S. 275-279.

8. Zhuravleva I.A. Problems of the Russian system of higher education: a qualitative analysis // Sociology. 2022. No. 2. S. 134142.

9. Ivanov R.V. Activation of youth participation in volunteer activities // Sociology. 2022. No. 1. P. 101-122.

10. Ivanov R.V. Virtual socialization of youth: socio-philosophical analysis // Social reality of virtual space. materials of the IV International scientific conference. Irkutsk, 2022, pp. 36-41.

11. Ivanov R.V. Civil activity of the population in the public space of Irkutsk // Sociology. 2020. No. 5. P. 145-151.

43

12. Ivanov R.V. Individual terrorism in Russia based on the analysis of terrorist attacks in 2018-2021 // In search of social truth. materials of the III International scientific-practical conference. Irkutsk, 2021. S. 216-218.

13. Ivanov R.V. Mobilization solidarity during a pandemic // Sociology. 2021. No. 4. S. 92-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ivanov R.V. Directions for the implementation of state projects for the development of patriotic education in regional educational institutions // In Search of Social Truth. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2022, pp. 209-213.

15. Ivanov R.V. Regional youth policy: expert analysis // Sociology. 2021. No. 1. S. 93102.

16. Ivanov R.V. Transformation of identity in the process of socialization of youth // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2022. No. 8. S. 38-42.

17. Kim A.S., Polyushkevich O.A. Social solidarity through pro-social practices of civil activists and volunteers // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2022, pp. 65-68.

18. Polyushkevich O.A. Prosocial behavior in a post-pandemic society // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. Materials of the VI International Scientific and Practical Internet Conference. In 2 parts. Vologda, 2021. S. 20-23.

19. Polyushkevich O.A. Pro-social practices in a provincial town: creativity and profanity of public space // Sociology. 2021. No. 4. S. 129-135.

20. Polyushkevich O.A. Prosocial practices of volunteers of public organizations // Global challenges and regional development in

the mirror of sociological measurements. Materials of the VII International Scientific and Practical Internet Conference. Vologda, 2022, pp. 675-678.

21. Polyushkevich O.A. Prosocial practices of environmental activism // Humanistic and environmental resources of Baikal in strengthening social health and interethnic harmony among the youth. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation: thematic collection of articles. Irkutsk, 2021. S. 199-203.

22. Treskin P.A. Youth non-profit organizations as a modern social lift // Bulletin of the Nizh-ny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2022. No. 3 (67). pp. 154-158.

23. Treskin P.A. Social well-being of participants in public organizations // Philosophy of health: an integral approach. Interuniver-sity collection of scientific papers. Irkutsk, 2022, pp. 98-104.

24. Treskin P.A. Non-profit organizations as resources for the social development of regions // In Search of Social Truth. materials of the III International scientific-practical conference. Irkutsk, 2021, pp. 147-151.

25. Treskin P.A. Participation of public organizations in the regulation of public relations in the region // Sociology. 2020. No. 1. S. 352357.

26. Treskin P.A. Territorial development: interaction of authorities with non-profit organizations // Young scientists to the economy of the region. Collection of materials of the XVIII international scientific-practical conference. 2019. S. 177-181.

27. Treskin P.A. The influence of non-profit organizations of the Irkutsk region on the social well-being of the population // DIXI -2019: ideas, hypotheses, discoveries in social and humanitarian research. collection of scientific papers. Khabarovsk State University of Economics and Law. Khabarovsk, 2019. S. 125-128.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.