Гражданская активность некоммерческих организаций, работающих с молодежью в Сибирском Федеральном округе
Аносов Сергей Сергеевич,
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» E-mail: [email protected]
В статье приводятся результаты качественного исследования, направленного на анализ реализации гражданских инициатив некоммерческими организациями, работающими с молодежью в Сибирском федеральном округе. В качестве методов исследования выступало экспертное интервью руководителей НКО, работающих с молодежью, а также проводился контент-анализ и символический анализ сайтов некоммерческих организаций, публикаций в СМИ и социальных сетях рассматриваемых НКО. В результате исследования выявлено, что на сегодняшний день функционируют уже не работающие схемы старого социального межсекторного взаимодействия; что были актуальны до пандемии и виртуализации; на работу некоммерческого сектора влияет инертность власти и неготовность менять формат и форму взаимодействия, так же как и органы власти в некосмическом секторе видят больше повод для формирования своего имиджа, а не реального решения проблем молодежи, результатом этого выступает сегментированная работа с отдельными группами молодежи, при игнорировании других социальных сообществ молодежи (не столь выгодных или благополучных), а также фиксация трансформации условий и особенностей работы некоммерческих организаций с молодежью из реальной в виртуальную сферу.
Ключевые слова: гражданская активность, некоммерческие организации, молодежь, социальное взаимодействие, межсекторное взаимодействие, виртуализация услуг, цифровизация коммуникации, Сибирский Федеральный округ.
На сегодняшний день в России около 220 тысяч НКО, при этом только 20% активно работают и вовлечены в социально значимые проекты на разном уровне [17]. При этом, некоммерческому сектору принадлежит существенная доля реализации социальных проектов, направленных на разные сферы деятельности общественного воспроизводства. Частично это объясняется несостоятельностью работы государственного аппарата, частично больше мобильности некоммерческих организаций в отличие от ригидных официальных структур, а отчасти и большей мобильностью, и готовностью подстраиваться под новые внешние условия и самих членов некоммерческих организаций.
Результатом этого становится достаточно значимый показатель гражданских инициатив, которые реализуются в рамках работы некоммерческих организаций. Социальное развитие опирается на социальную структуру, формируемую некоммерческим сектором. Поэтому, можно утверждать, что гражданская активность различных субъектов общественного воспроизводства выступает залогом интенсивного развития системы. Об этом мы находим размышления в Р.В. Иванова [3,4], о работе институтов гражданского общества в исследования М.В. Поповой [9] и А.Н. Пружинина [10] и частично в исследованиях автора [1,2] о механизмах работы некоммерческих организаций в исследованиях О.А. Полюшкевич [5-8], П.А. Трескина [11-16] и других.
Особое место в работе гражданских инициатив принадлежит НКО, занимающимся молодежью. Практически любая некоммерческая организация может работать с молодежью как социальной группой, но мы рассматривали только те, кто работает только с молодежью. Это важно, потому что опре-
70
деляет основой спектр тех вопросов, что актуальны для современных молодых людей, так как благодаря участию в проектах НКО молодежь получает реализацию и признание, проявляет социальную и гражданскую активность и формирует социально ответственный слой общества.
Гражданские инициативы, проявленные в виде разнообразных форм гражданской активности, показывают ценностно-смысловые и формальнологические области реализации молодых людей в современном обществе. Гражданская активность при этом выступает критерием включенности и социальной актуальности той или иной сферы.
Методология исследования
Исследование осуществлено при помощи качественной методологии. Основой стали материалы экспертного интервью, руководителей некоммерческих организаций из разных регионов РФ (18 человек), контент-анализа и символического анализа материалов сайтов НКО (46 сайтов). Интервью брались лично или через веб-трансляции платформ zoom и skype.
В анализе присутствовали некоммерческие организации, работающие с молодёжью в сфере патриотического, военного и спортивного воспитания (16%), работающие в сфере политической активности, правового просвещения и гражданской ответственности (12%), ЗОЖ и здоровья (8%), образования (25%), культурного просвещения и сохранения национально-культурного и религиозного наследия (22%), молодежные волонтерские центры (17%).
Анализ материалов сайтов позволил сформировать базу гражданской активности некоммерческого сектора в СФО, занимающихся молодежью. А также анализировались сайты и издания присутствующие в регионе, освещающие те же события, что отражены на сайтах и социальных сетях общественных организаций. Анализ экспертного интервью выявил типы и формы гражданской активности некоммерческих организаций, работающих с молодежью.
Критериями выбора некоммерческих организаций, работающих с молодежью, были следующие:
1) Известность в регионе (освещение работы в материалах СМИ, участие в организации и проведении симпозиумов, тиражировании информации);
2) Опыт организации (существование более трех лет);
3) Стабильное финансовое положение (привлечение государственных и частных инвестиций в проекты);
4) Победа в конкурсах грантов (как федерального значения (конкурс Президентских грантов для НКО), так и регионального (Гранты Губернского собрания, гранты муниципалитетов и проч.).
5) Регулярно существующие (на постоянной основе) проекты работы с молодежью.
6) Наличие сайта и представленность в социальных сетях (Instagram, Facebook, Vkontakte).
Анализ результатов исследования
В ходе анализа данных установлено, что многие существующие муниципальные и региональные конкурсы, программы и проекты, направленные на работу с молодежью, были инициированы и проведены некоммерческим организациями. Наиболее успешные из них органы власти, в лице министерств по молодежной политике или муниципальных отделов или управлений по работе с молодежью брали под свое покровительство (иными словами, включали в план своих мероприятий) и получали высокие показатели статистики и эффективности собственной работы, при этом, не выполняя никакую работу.
Да все общественные организации находятся в тисках органов власти: с одной стороны самостоятельно ничего не сделаешь и вынужден к ним обращаться за разрешением, с другой, они в организации мероприятий ничего не делают, но отчитываются и в СМИ выставляют себя чуть ли не единоличными организаторами. Изменить ситуацию не знаю как можно, но это ставит
71
всех общественников зависимую позицию и связывает им руки. (Т.Ю., руководитель молодежного волонтерского центра, 25 лет, Красноярск).
Если бы органы власти выступали равноправными партнерами - то это было бы просто здорово, так они же только бюрократии и официоза напустят, а потом еще и себя во главу угла во всех СМИ поставят, очень обесценивают труд общественников этим. (С.В., руководитель молодежного креативного центра, 29 лет, Омск).
При анализе сайтов некоммерческих организаций - информация о социальном партнерстве с органами власти освещается нейтрально и более формально, тогда как на сайте администрации и в иных СМИ - вклад органов власти в три раза чаще выделяется как ключевой и значимый, в отличие от работы самой некоммерческой организации, инициатива которой реализовалась в конкретном населенном пункте.
Достаточно редко некоммерческие организации, работающие с молодежью, организовывают мероприятия на своей территории, из-за ограниченности площадей, малого вмещения количества людей и т.д. И мероприятия вынуждены проводить на публичных городских / сельских территориях, где включается в их работу местная администрация или руководство коворкинг-центров, а следом и бизнес структуры. Эта территориально-пространственная ограниченность НКО приводит к зависимости от власти и бизнеса.
Большинство гражданских инициатив проходит на территории сторонних организаций, так как они имеют либо очень маленькие площади, либо сами проекты и мероприятия обладают масштабностью и необходимы специальные пространства (залы, спортивные клуби и т.д.). И тут без партнерства не обойтись. Но вот партнерство на равных условиях мало кому удается соблюсти. Представители бизнеса, предоставляя свои помещения, занимаются социальной рекламой и строят длинные имиджевые программы социальной представленности в регионах пребыва-
ния. Представители власти не упускать возможности превознести свой вклад в развитие региона. И мы становимся заложниками чужих условий. (Т.А., руководитель молодежного центра патриотического воспитания, 29 лет, Новосибирск).
Качество работы некоммерческих организаций зависит от того, что и где они проводят. Я не знаю ни одного предприятия, что могло бы провести значимое крупное мероприятие у себя на территории. И решить этот вопрос путем взятия в безвозмездную аренд у КУМИ мало реален, так как это помещение еще надо содержать, а на это также нудны средства. К тому же некоммерческим организациям предлагают не очень благоустроенные и отремонтированные помещения. Результатом этого становится невыгодное партнерство с той же властью и бизнесом по арендуемым территориям для проведения мероприятий. (Р.А., руководитель молодежного центра для инвалидов, 32 года, Красноярск).
Вопросы проблем с площадью проведения мероприятий практически не освещаются ни на сайтах НКО, ни на страницах СМИ и сети интернет, но выступают проблемой для организаторов. Тут сказывается недостаток опыта и социально открытости для привлечения общественности к решению актуальных проблем. А также перенос акцентов важности: для руководства НКО важнее само мероприятие, а не то, где оно проведено и кто какие преференции в результате получает или не получает. Эффект ложной скромности негативно сказывается на представителях НКО.
Продвижение идей развития молодежи, переключения внимания молодежи на социально значимые сферы и области общественной жизни являются приоритетной сферой для многих организаций. Тут же важным аспектом выступает привлечение волонтеров среди молодежи для участия в молодежные проекты и инициатив в разных сферах. Иными словами, это сфера деятельности, которая повышает известность, ак-
72
туальность и модность участия в общественных инициативах молодежи и для молодежи. Благодаря этому формируется социально активной слой внутри молодежи как социальной группы, который может выступать драйвером трансформаций и перемен.
Работа всех некоммерческих организаций направлена на повышение компетентности и грамотности разных социальных групп в отдельных сферах. Особо это касается молодежи: начиная от активизации ее усилий и представлений о социальной активности и во-лонтерстве, заканчивая не безучастностью к важным событиям и процессом общества, готовностью быть на передовой социальных взаимодействий. Это, наверное, относится к миссии любой общественной организации, которая реализуется через конкретную работу НКО. (О.А., молодежный центр защиты экологии, 30 лет, Иркутск).
Развитие готовности молодежи принимать участие в общественной жизни выступает основной задачей для многих общественных организаций. Социально активная молодежь готовая принимать участие в различных гражданских инициативах - вот залог нашего будущего. И работа общественной организации, работающей с молодежью начиная от политики, заканчивая экологией, начиная от волонтерства заканчивая образованием, начиная от религии и заканчивая правом имеет одну цель -социальная активность молодежи и ее включенность и не безразличность в социальной среде. (Т.А., молодежный центр правовых консультаций, 33 года, Новосибирск).
Осуществление конкретной помощи молодежи какой-то группы. Например, молодых инвалидов или талантливой, спортивной, креативной молодежи, молодежного шахматного клуба или молодых представителей паркур и т.д. Это фиксация внимания (публикации в СМИ, социальных сетях, обсуждение в органах власти и бизнеса) возможности поддержки и создания условий для реализации талантов и способностей данной группы. Чаще это направление
выступает через социальное партнерство с другими институтами гражданского общества (властью и бизнесом), так как нужно либо административное выделение локаций (например, для занятий паркур или граффити), либо дополнительное финансирование (для покупки спортивного снаряжения или организации турне с концертами).
Работать с конкретной группой молодежи всегда легче, чем со всеми сразу. И каждое НКО выбирает свою специализацию, под которую и затачивает все мероприятия. Конечно, остаются те группы молодежи, что требуют большего внимания. Но одному охватить все невозможно, поэтому каждый решает те вопросы, что может. (П.А., центр помощи детям и молодёжи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, 31 год, Омск).
Фиксация своих возможностей и целей на одной группе - усиливает эффект работы и конечно, уменьшает воздействие на другие группы молодежи. Это естественно и наверное, позволяет выжить современным НКО в меняющемся мире. (Р.Р., реабилитационный центр помощи наркоманам, 33 года, Красноярск).
Эта сфера деятельности наиболее выгодна для других институтов гражданского общества так как подчеркивает их активность, открытость, публичность, готовность к диалогу и взаимодействию. Но и выборочность участия в проектах тоже имеет место быть, так как бизнесу выгодно поддержать конкурс или фестиваль (разовый или регулярный, но раз в год - выделив единожды средства, а власти приняв участие, отчитаться заведомо позитивными мероприятиями и событиями, недели чем поддержка неизлечимо больных молодых людей или инвалидов, которым постоянно необходимо медицинское сопровождение). Положительного эффекта здесь нет, формировать имидж на чужой боли не все согласятся и в глазах общественности не всегда можно это представлять как положительное влияние на всю молодежь. Поэтому, одни гражданские инициати-
73
вы направленную на работу с молодежью активно поддерживаются и развиваются, а другие вынуждены постоянно ходить с протянутой рукой. Издержки рынка, имиджа и отчетности негативно сказываются на функционировании гражданских инициатив.
На сайтах НКО, работающих с молодежью, имеется адресная информация о работе с конкретными группами молодежи (99%), в СМИ и сети интернет - значительно шире круг проблем разных групп молодежи, но если говорить о мероприятиях, реализуемых для конкретных групп - то это ограниченный спектр, чаще встречаются публикации о проблемности, нежели чем решении этих проблем через конкретные мероприятия. Это одна из социальных дилемм общества: с кем, как и когда работать и кто от этого будет получать свои социальные эффекты.
В условиях пандемии изменился характер и формы работы НКО с молодежью. Появились виртуальные службы помощи (как при работающих общественных организуя, так и как формы социальной активности и гражданских инициатив в новых условиях). Если раньше, виртуальное взаимодействие, цифровые коммуникации были сопутствующим элементом, далеко не всегда обязательным для реализации гражданских инициатив, то сегодня это чуть ли не основное условие успешности мероприятия, направленного на реализацию гражданских инициатив. Конечно, это новые условия диктуют формат и форму, но все же внутренняя готовность НКО работать в виртуальном пространстве дает им возможность выходить на новый уровень социальных коммуникаций.
Современный мир диктует новые условия: необходимость работы в режиме онлайн и те, кто адаптировался и подстроился к этим условиям - сегодня в более выгодном положении, а кто не смог - либо закрылся, либо на грани того, чтобы закрыться. Будущее за теми, кто работает в цифровом мире. (А.Е., руководитель молодежного экологического отряда, 33 года, Иркутск).
Сила и ресурсность любых общественных организаций в использовании социальных сетей и сети интернет для того, чтобы развивать свой спектр услуг, максимально привлекать молодежь для социальной включенности и активности, чтобы их гражданские инициативы имели своего адресата и имели положительные последствия для молодежи как социальной группы. Это перспективы нашего развития. (Т.А., руководитель кризисного центра для подростков, 390 лет, Томск).
За два года количество мероприятий НКО, работающих с молодежью, выросло в четыре раза в сети интернет, и уменьшилось в реальном формате в два раза. Это официальная статистика отчетности проведенных мероприятий, рассматриваемых нами молодежных общественных организаций.
Таким образом, результаты исследования выявили неоднозначность реализации гражданских инициатив некоммерческих общественных организаций, работающих с молодежью. Причины этому:
1) Уже не работающие схемы старого социального межсекторного взаимодействия, что были актуальны до пандемии и виртуализации;
2) Отголоски инертного участия органов власти в гражданских инициативах, направленных на молодежь;
3) Заинтересованность бизнеса не столько в поддержке молодежи через некоммерческий сектор, сколько конструировании своего позитивного имиджа;
4) Выборочная работа с конкретным сегментом молодежи, а не всей социальной группой;
5) Переключение реального включения в социальные проекты и акции в виртуальные (как дань современному этапу общественного развития и одновременно его характеристика).
Выводы
Гражданская активность некоммерческих организаций, работающих с молодёжью не всегда заметна в качестве про-
екта гражданской активности НКО, так как органы власти, отвечающие за работу с молодежью, успешные проекты и идеи берут под свое руководство и в СМИ, и в общественном мнении они позиционируются как инициативы органов власти, а не НКО. Участники некоммерческих организаций вынуждены на это соглашаться, так как проекты их реализуются, но общественность не может оценить значимость и весомость вклада самих НКО в инициации и развитии данных направлений работы.
Из-за того, что на своих территориях лишь единичные НКО могут провести мероприятия для молодежи, они вынуждены вступать в партнерство органами власти и бизнеса, что формирует заведомо ведомую их позицию. И делает не равноправным партнером межсекторного взаимодействия, а партнером, который осуществляет всю работу, а бонусы от ее получают другие социальные акторы взаимодействия.
Помимо этого, деятельность НКО, работающих с молодежью направлена на расширение публичности, известности и социальной узнаваемости различных общественных инициатив. Тем самым создается модность и востребованность участия молодежи в гражданских проектах и коллаборациях.
Максимальное освещение в СМИ и интернет-ресурсах находится в рамках помощи какой-то конкретной социальной группе, так она осуществляется через социальное партнерство с бизнесом и властью. Эти проекты локальны, ограничены временем и событиями, поэтому найти тех, кто поможет в их осуществлении проще, нежели тогда, когда помощь какой-то конкретной группе молодежи требуется всегда. Например, найти средства и возможности для проведения фестиваля талантливой, спортивной и т.д. молодежи проще, чем на организацию помощи неизлечимо больным молодым людям. Это издержки формирования гражданских инициатив и помощи молодежным НКО, работающим с молодежью.
Организация работы некоммерческих организаций с молодежью доста-
точно сложный и многоаспектный процесс социальной гибкости, мобильности, умения видеть конъюнкту общей ситуации и умения под ее подстраиваться. Далеко не всегда некоммерческие организации остаются в выигрыше, при реализации своих идей и проектов, помимо организации самого события, есть множество условий его осуществления и последствий для существования, а также информационной открытости и достоверности предоставляемой информации всеми акторами социального взаимодействия, где сми гражданские инициативы и формы активности, направленные на работу с молодежью могут иметь второстепенное значение. Особенно остро это можно видеть в период предвыборной ситуации в регионе, социальных трансформаций в условиях пандемии, новых форм работы в условиях виртуализации социального взаимодействия и т.д.
Цифровизация работы НКО изменила структуру и формат для многих общественных инициатив, трансформировала контексты и условия реализации гражданской активности. И вместе с этим, стала проверкой на выживание тех организаций, что смогли влиться в виртуальное пространство и организовывать не только офф-лайн, но и онлайн мероприятия не в ущерб себе. Очевидно, что именно это направление станет в будущем основным ресурсом для работы некоммерческих организаций с молодежью.
Публикации в СМИ, на сайтах общественных организаций и иных сатах достаточно резко отличаются. На сайтах самих НКО рассматриваются и освещаются вопросы межсекторного партнерства на равных, осуществляется анализ проблем молодежи и то, как эти проблемы решает то или иное НКО. На сайтах органов власти и иных изданий работа НКО занимает значительно менее значимое место, чем работа органов власти или бизнеса, что указывает на перекос информационной осведомленности и социальной активности всех участников взаимодействия.
75
Таким образом, гражданские инициативы в работе с молодежью среди некоммерческих организаций подвергаются как внутренним, так и внешним трансформациям. Результатом этого станет новый характер, форма и условия работы НКО с молодежью. И следствием этого, сама молодежь будет иначе само идентифицировать себя, воспринимать, оценивать и развиваться. В результате изменится не только сама молодежь, но и все общество. Поэтому, важно проводить мониторинг и отслеживать социальные трансформации молодежи и некоммерческих организаций, работающих с молодежью, так как именно они стоят на тонкой грани взаимодействия с этой группой и от качества этой коммуникации будет зависеть то, насколько адекватно и точно мы будем понимать молодежь.
Литература
1. Аносов С.С. Формы развития гражданских инициатив (на примере Иркутской области) // Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен. материалы IX Всероссийской научной интернет-конференции. Иркутск, ИГУ, 2017. С. 22-29.
2. Аносов С.С. Оценка развития гражданского общества в культуре политического консенсуса // Политический консенсус в XXI веке: противодействие идеологии терроризма и обеспечение безопасности. сборник научных трудов. Иркутск, ИГУ, 2017. С. 237-242.
3. Иванов Р.В. Мобилизационная солидарность во время пандемии // Социология. 2021. № 4. С. 92-105.
4. Иванов Р.В. Гражданская активность населения в публичном пространстве Иркутска // Социология. 2020. № 5. С. 145-151.
5. Полюшкевич О.А. Женские НКО в условиях реформ государственного управления некоммерческим сектором // Социология. 2019. № 5. С.179-188.
6. Полюшкевич О.А. Просоциальное поведение в межсекторном взаи-
модействии (на примере женских социозащитных организаций) // Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов. Материалы Всероссийской конференции. под науч. ред. А.П. Суходоло-ва, И.С. Карпиковой. Иркутск, БГУ, 2019. С. 114-119.
7. Полюшкевич О.А. Социальная адаптация женских НКО в условиях изменения государственного управления некоммерческих организаций // Трансформация социального мира в современную эпоху. Сборник научных трудов. Научный редактор Т.И. Грабельных. Иркутск, 2019. С.128-134.
8. Полюшкевич О.А. Условия взаимодействия: межсекторное партнёрство женских НКО // Женское движение в России в XXI веке: уроки и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иваново, ИГУ, 2021. С. 6473.
9. Попова М.В. Гражданское общество: основные подходы // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Иркутский государственный университет. 2017. С.126-129.
10. Пружинин А.Н. Управление институтами гражданского общества через призму человеческого капитала // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2021. С. 137-141.
11. Трескин П.А. Влияние некоммерческих организаций иркутской области на социальное самочувствие населения // DIXI - 2019: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях. сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2019. С.125-128.
12. Трескин П.А. Некоммерческие организации в сетевом взаимодействии // В поисках социальной истины. Материалы I Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск, ИГУ, 2019. С. 115— 122.
13. Трескин П.А. Системное воздействие некоммерческих организаций на социальные настроения в Иркутской области // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. сборник научных трудов. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред.
B.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2019. С. 163-166.
14. Трескин П.А. Социально-психологические условия формирования мотивации сотрудников общественных организаций // Философия здоровья: интегральный подход. Меж-вуз. сборник научных трудов. Иркутск, ИГМУ, 2021. С. 74-78.
15. Трескин П.А. Территориальное развитие: взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями // Молодые ученые - экономике региона. Сборник материалов XVIII международной научно-практической конференции. 2019.
C. 177-181.
16. Трескин П.А. Участие общественных организаций в регулировании общественных отношений в регионе // Социология. 2020. № 1. С. 352-357.
17. Третий сектор: динамика развития, экономический потенциал, общественное восприятие [электронный ресурс] URL: https://report2017.oprf. ru/2.html (дата доступа 07.01.22)
CIVIC ACTIVITY OF NON-PROFIT
ORGANIZATIONS WORKING WITH
YOUTH IN THE SIBERIAN FEDERAL
DISTRICT
Anosov S.S.
Irkutsk National Research Technical University
The article presents the results of a qualitative study aimed at analyzing the implementation of civic initiatives by non-profit organizations working with young people in the Siberian Federal District. The research methods were expert interviews with heads of NGOs working with youth, as well as content analysis and symbolic analysis of the websites of non-profit organizations, publications in the media and social networks of the NGOs under consideration. As a result of the study, it was revealed that today there are no longer working schemes of the old social intersectoral interaction, which were relevant before the pandemic and virtualization; the work of the non-profit sector is influenced by the inertia of the authorities and the unwillingness to change the format and form of interaction, just as the authorities in the non-space sector see more a reason to form their image, and not a real solution to the problems of youth, the result of this is segmented work with certain groups of young people, with ignoring other social communities of young people (not so profitable or prosperous), as well as fixing the transformation of the conditions and characteristics of the work of non-profit organizations with young people from the real to the virtual sphere.
Keywords: civic engagement, non-profit organizations, youth, social interaction, intersectoral interaction, virtualization of services, digitaliza-tion of communication, Siberian Federal District.
References
1. Anosov S.S. Forms of development of civil initiatives (on the example of the Irkutsk region) // Culture and explosion: social meanings in an era of change. materials of the IX All-Russian Scientific Internet Conference. Irkutsk, IGU, 2017. S. 22-29.
2. Anosov S.S. Assessment of the development of civil society in the culture of political consensus // Political consensus in the XXI century: countering the ideology of terrorism and ensuring security. collection of scientific papers. Irkutsk, IGU, 2017. S. 237-242.
3. Ivanov R.V. Mobilization solidarity during a pandemic // Sociology. 2021. No. 4. S. 92105.
4. Ivanov R.V. Civil activity of the population in the public space of Irkutsk // Sociology. 2020. No. 5. P. 145-151.
5. Polyushkevich O.A. Women's NGOs in the context of reforms in public administration of the non-profit sector // Sociology. 2019. No. 5. S. 179-188.
77
6. Polyushkevich O.A. Prosocial behavior in intersectoral interaction (on the example of women's social protection organizations) // New trends in the activities of social protection institutions. Materials of the All-Russian Conference. under scientific ed. A.P. Sukh-odolova, I.S. Karpikova. Irkutsk, BGU, 2019. S. 114-119.
7. Polyushkevich O.A. Social adaptation of women's NGOs in the context of changing public administration of non-profit organizations // Transformation of the social world in the modern era. Collection of scientific papers. Scientific editor T.I. Rake. Irkutsk, 2019. S. 128-134.
8. Polyushkevich O.A. Terms of interaction: in-tersectoral partnership of women's NGOs // Women's movement in Russia in the XXI century: lessons and prospects. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Ivanovo, IGU, 2021, pp. 64-73.
9. Popova M.V. Civil Society: Basic Approaches // Social Consolidation and Social Reproduction of Modern Russian Society: Resources, Problems, and Prospects. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk State University. 2017. S. 126-129.
10. Pruzhinin A.N. Management of civil society institutions through the prism of human capital // In Search of Social Truth. materials of the III International scientific-practical conference. Irkutsk, IGU, 2021, pp. 137-141.
11. Treskin P.A. The influence of non-profit organizations of the Irkutsk region on the social well-being of the population // DIXI -2019: ideas, hypotheses, discoveries in social and humanitarian research. collection
of scientific papers. Khabarovsk State University of Economics and Law. Khabarovsk, 2019. S. 125-128.
12. Treskin P.A. Non-profit organizations in network interaction // In Search of Social Truth. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of V.A. Reshetnikov, O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinina. Irkutsk, IGU, 2019, pp. 115-122.
13. Treskin P.A. Systemic impact of non-profit organizations on social moods in the Irkutsk region // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. collection of scientific papers. FGBOU VO "ISU"; under total ed. V.A. Reshetnikova, O.A. Polyushkevich. Irkutsk, IGU, 2019, pp. 163-166.
14. Treskin P.A. Socio-psychological conditions for the formation of motivation of employees of public organizations // Health Philosophy: an integral approach. Interuniversity. collection of scientific papers. Irkutsk, IGMU, 2021. S. 74-78.
15. Treskin P.A. Territorial development: interaction of authorities with non-profit organizations // Young scientists - the economy of the region. Collection of materials of the XVIII international scientific-practical conference. 2019. S. 177-181.
16. Treskin P.A. Participation of public organizations in the regulation of public relations in the region // Sociology. 2020. No. 1. S. 352357.
17. Third sector: development dynamics, economic potential, public perception [electronic resource] URL: https://report2017.oprf. ru/2.html (accessed 01/07/22)
78