Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ЛЕГИТИМАЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

МОДЕЛИ ЛЕГИТИМАЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭМПАТИЯ / ДОВЕРИЕ / МЕЖСЕКТОРНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пружинин Александр Николаевич, Поджидаева Анастасия Юрьевна

В статье проводится анализ фокус-группового качественного исследования, проведенного в семи городах Сибири на тему возникновения, развития и использования разных моделей развития человеческого капитала и человеческих ресурсов в некоммерческих организациях. В результате исследования показан принцип внедрения и развития модели легитимности развития человеческих ресурсов в рамках модели рыночных отношений, модели социальных изменений и модели противостояния. Каждая из выделенных моделей имеет свою траекторию и качества закрепления в общественном сознании, через увеличение уровня доверия и узнаваемости, эмоционально включенности в работу некоммерческих организаций, а также опирается на условия и механизмы межсекторного партнерства с бизнесом и властью, выступая в этом взаимодействии либо связующим элементом между всеми участниками, либо тем, кто выполняет всю работу в качестве подрядчика. Проведенный анализ является ключевым в построении и новом моделировании социальной политики и политики развития третьего сектора в условиях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF LEGITIMIZING THE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

The article analyzes a focus group qualitative study conducted in seven cities of Siberia on the emergence, development and use of different models for the development of human capital and human resources in non-profit organizations. As a result of the study, the principle of implementation and development of the model of the legitimacy of human resource development within the framework of the model of market relations, the model of social change and the model of confrontation is shown. Each of the selected models has its own trajectory and quality of consolidation in the public consciousness, through an increase in the level of trust and recognition, emotional involvement in the work of non-profit organizations, and also relies on the conditions and mechanisms of intersectoral partnership with business and government, acting in this interaction or a connecting element between all participants, or those who do all the work as a contractor. The performed analysis is the key one in the construction and new modeling of social policy and development policy of the third sector in the conditions of Russia.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ЛЕГИТИМАЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Модели легитимации развития человеческих ресурсов некоммерческих организаций

Пружинин Александр Николаевич,

ассистент преподавателя на кафедре «Государственное и муниципальное управление» Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: alex.pruzhin@gmail.com

Поджидаева Анастасия Юрьевна,

студент Института социальных наук, Иркутского государственного университета E-mail: sei135@mail.ru

В статье проводится анализ фокус-группового качественного исследования, проведенного в семи городах Сибири на тему возникновения, развития и использования разных моделей развития человеческого капитала и человеческих ресурсов в некоммерческих организациях. В результате исследования показан принцип внедрения и развития модели легитимности развития человеческих ресурсов в рамках модели рыночных отношений, модели социальных изменений и модели противостояния. Каждая из выделенных моделей имеет свою траекторию и качества закрепления в общественном сознании, через увеличение уровня доверия и узнаваемости, эмоционально включенности в работу некоммерческих организаций, а также опирается на условия и механизмы межсекторного партнерства с бизнесом и властью, выступая в этом взаимодействии либо связующим элементом между всеми участниками, либо тем, кто выполняет всю работу в качестве подрядчика. Проведенный анализ является ключевым в построении и новом моделировании социальной политики и политики развития третьего сектора в условиях России.

Ключевые слова: легитимность, человеческие ресурсы, некоммерческие организации, эмпатия, доверие, межсекторное партнерство.

В современном обществе некоммерческие организации приобретают особый статус, обладают своеобразным социальным капиталом, который базируется на человеческих ресурсах. На тех, кто приходит в некоммерческий сектор, регулирует социальные связи и формы взаимодействия в социальном контексте. При этом, условия пандемии создали особые рамки (чаще ограничивающие) для того, чтобы создавать условия и реализовывать проекты, поэтому новые формы социального взаимодействия еще более четко и комплексно стали использовать и развивать модели развития человеческих ресурсов некоммерческих организаций, так как именно на них строится весь социальный каркас гражданского общества и социальной активности некоммерческого сектора.

Любая социальная модель, особенно если она касается человеческих ресурсов опирается на легитимные рамки и условия воспроизводства. По М. Ве-беру, легитимность может трактоваться либо как условность, которая не может нарушаться, в противном случае она осуждается, либо как право, которое поддерживается санкциями за его несоблюдение. Гарантией легитимности выступает вера в непреложность данного порядка и эмоциональная привязка к существующему порядку.

Парсонс смог внести еще более точную формулировку, что легитимность достигается через ценностный консенсус. В процессе легитимации социальных практик формируются символические коммуникативные коды, которые дают возможность узнавать, признавать и апробировать новые условия интерпретации легитимности (Н. Луман).

Доверие, умение находить общий язык, выстраивание коммуникации на основе эмпатии - выступают предпосылками легитимации. Они строятся на социальных стереотипах и устойчи-

144

вых формах интерпретации поведения, а также на социальных практиках, которые регулируют социальное взаимодействие. Результатом этого становится модель легитимации развития человеческих ресурсов.

Нами для анализа взяты некоммерческие организации, так как они выступают наиболее гибкими акторами способными выстроить модель социальной коммуникации в рамках разных моделей и тем самым способствовать в целом развитию институтов гражданского общества. Данные формы социальной активности предполагают устойчивость к реализации выбранной модели и гибкость при выстраивании и отстаивании своего места на рынке услуг гражданского общества.

Мы полагаем, что в России развивается институциональная логика развития НКО, так как она опирается на правовые нормы и при этом дорабатывает те сферы социальной политики РФ, что не затронуты работой государственных структур. При этом, развитие модели легитимации развития человеческих ресурсов базируется на рыночных механизмах, институциональных рамках, условиях развития социального капитала и критических моделях осмысления социальных практик.

В качестве теоретико-

методологической базы нашей работы выступали исследования, посвященные гражданской активности и гражданским инициативам в отдельных регионах (С.С. Аносов [1-3], Р.В. Иванов [4]), работе конкретных некоммерческих организаций (О.А. Полюшкевич [5-8], П.А. Трескин [11-15], Е.Р. Ярская-Смирнова и О.А. Бодрова [16]), функционированию институтов гражданского общества (М.В. Попова [9], А.Н. Пружи-нин [10]).

Методология и логика исследования.

Исследование строилось через системную методологию анализа работы некоммерческих организаций со своим человеческим капиталом. Мы провели фокус-групповое исследование руководителей и ведущих специалистов некоммерческо-

го сектора, занятых рекрутированием сотрудников и волонтеров для реализации своих социальных проектов. Всего проведено 7 фокус групп, в которых приняло участие 62 человека, в возрасте от 25 до 70 лет, имеющих опыт работы в некоммерческом секторе более 2-х лет. Фокус-группы проводились в таких городах как Иркутск, Красноярск, Тюмень, Новосибирск, Омск, Томск, Улан-Уде.

К участию в фокус-группах приглашались только те руководители и ведущие специалисты НКО, чьи организации достаточно широко освещены в СМИ, имеют свой сайт и страницы в социальных сетях, опыт оказания некоммерческих услуг более пяти лет, количество сотрудников и волонтеров выше 25 человек. Данные квоты нами были сформулированы потому, что мы отбирали организации, уже работающие по какой-либо модели, усиливающие свои социальные и рыночные позиции при внедрении в практику того или иного элемента модели человеческих ресурсов.

Также нами анализировались сайты некоммерческих организаций, где размещалась информация о сотрудниках, стратегиях привлечения и развития основных сотрудников и привлекаемых волонтеров. Человеческие ресурсы некоммерческого сектора - это мобильная социальная общность, при этом она обладает основным стержнем (на основании его ведется ключевой подбор кадров) и развивается в разные формы (зависит от внешней конъюнктуры рынка и внутренних условий социального воспроизводства).

Анализ и интерпретация результатов исследования

Человеческий капитал НКО в рамках модели рыночных отношений строится на взаимодействии некоммерческий организации и других участников гражданского общества (бизнеса, власти, СМИ, общественности). Эта модель имеет максимальное распространение среди общественного сектора (51%) организаций работает в ней и это объясняет большую изученность данной модели. Множество

145

исследований межсекторного партнерства, взаимодействия социальных институтов между собой, способствующих или мешающих развитию третьего сектора приводят к распространенности и очевидности ее развития и распространения в сообществе [1,2,8,13].

Ключевым аргументом развития данной модели выступает то, что третий сектор, наряду с другими институтами гражданского общества, восполняет проблемы государственной неэффективности в тех или иных сферах. Этот проблем могут восполнить бизнес структуры (чаще в виде социального предпринимательства) или развитие некоммерческих организаций, выступающих подрядчиками, выполняющими условия власти (грантодающих организаций) на организацию услуг. Легитимация в данном случае проявляется в максимальном соблюдении условий использования гранта, открытой отчетности и публичности реализации проектов.

Сегодня появляются коммерческие дома престарелых. Это социальная услуга, которая хорошо оплачивается родственниками клиентов данных социальных учреждений. И в этом нет ничего плохого - они выполняют работу за деньги. Некоммерческие организации могут делать это не хуже, при условии получения субсидий, обеспечивающих их всем необходимым и позволяющим заботиться о данной группе людей. (Т.Д., руководитель волонтерского центра для пожилых людей и ветеранов, Красноярск).

Многие проекты некоммерческих организаций зависят от различных фондов. Особенно от фонда Президентских грантов для НКО, фондов местных сообществ, например Грантов Губернского собрания Иркутской области. Так как благодаря финансам, получаемым оттуда - они могут осуществлять свои услуги, да в рамках заявленных проектов, но они меняют жизнь той целевой группы, с которой работают по проекту, который сами же написали, заложили средства что им необходимы и могут быть полезны. Минус этой рабо-

ты в том, что она длиться год, а не следующий год - новый проект, не факт, что он пройдет конкурс. И не факт, что будут поддерживать ту же тематику, что и в прошлом году, а оказание услуг (инвалидам, ветеранам, подросткам в трудной ситуации, женщинам, испытавшим насилие, неизлечимо больным детям и т.д.), как правило, необходимо регулярное. (С.В., руководитель кризисного центра для женщин, Иркутск).

Эта модель некоммерческих организаций, помимо активного финансового потока, получаемого через гранты, привлекает ресурс волонтеров и поддержку частных фондов. Это ее выгодно отличает от других моделей. Это объясняется отчасти большей публичностью и более высоким уровнем доверия той организации, что вы играла федеральный или региональный грант для реализации своих проектов. Это привлекает к ней добровольцев и спонсоров.

Конечно, выигрыш в конкурсе грантов президента позволил нам привлечь в три раза больше волонтеров, иначе мы бы не смогли осуществить задуманное. А на следующий год пришло два частных инвестора - существенно помогающих в осуществлении наших задач и помогающих продолжать проект. Инвесторы и волонтеры не пришли бы - если бы не было того выигрыша. (О.В., руководитель молодежного волонтерского центра, Новосибирск).

Мы подхватили инициативу по донорству крови - за другими регионами России и подав заявку на грант Президента - выиграли. Автоматически количество членов нашей организации выросло в 6 раз. После завершения проекта, у нас сформировался пул активистов, которые могли и хотели участвовать в других проектах нашего центра, и мы уже на автомате влились в работу по новым проектам, выигравшим в новых конкурсах, плюс пришли с инициативной предприниматели и администрация - я прямо физически стал чувствовать, как мы стали связующим звеном между разными институтами гражданского общества. (Э.Ю., руко-

146

водитель молодежного волонтерского центра, Улан-Удэ).

Во всех фокус-группах, где мы выявили данную модель развития некоммерческих организаций,звучала мысль о том, что они уже стали лидерами социальных изменений, они уже стали новаторами в своей нишей, они уже стали теми, кто использует передовые практики и может этому обучить другие организации третьего сектора из своего региона или соседних.

Рыночная модель предполагает активное сетевое взаимодействие, где каждый игрок, обладая своим потенциалом, может выступить фарватером новых перемен социального развития. В таких организациях третьего сектора нуждается власть, так как они доводят до конца и реализуют задачи, которые не могут выполнить органы власти; нуждается бизнес, так как они предлагают рабочие схемы эффективного партнерства, которые в будущем могут коммерцеонализироваться. Последнее, не часто, но уже присутствует в разных сферах социального партнерства. Эти НКО обладают новым мышлением руководителей, они выстраивают систему взаимодействия по-новом принципам. Эффективность их обусловлена имеющимся социальным доверием к некоммерческим организациям, открытой отчетности и прозрачности трат.

Человеческий капитал НКО в рамках модели социальных изменений строится по принципу свободы объединений и конструирования либерально-демократических ценностей в обществе (44%). Люди объединяются в группы и сообщества на основе своих интересов, что приводит к большей сплоченности сообществ. Легитимность их функционирования определяется социальным капиталом, который сплачивает их внутри и позволяет действовать во вне единым фронтом. Общие идеи этой модели сформулированы еще Р. Патнэмом и нашли развитие в работах современников [4,10, 12,16].

Социальный капитал этих сообществ интересен власти так как представляет консолидированный между

собой электорат, с понятными ценностями и прогнозируемым поведением. Также он интересен бизнесу так как может быть подготовленной группой для потребления определенных товаров и услуг.

Эта модель предполагает горизонтальные консолидации различных сообществ. Некоммерческий сектор в данной сфере выступает формой консолидации разных членов общества в одно сообщество по интересам, которое может быть значительно более солидарным, нежели чем профессиональные, территориальные идеологические или какие-то другие формы интеграции.

Вопросы объединения людей по интересам - значительно сильнее мотивируют, нежели чем объединение по необходимости. Это может создать политическую коалицию или выгодную бизнес-группу поддержки предпринимателей при лоббировании интересов при взаимодействии с властью или общественностью. Это неформальное объединение может стать общественной инициативой, которая меняет социальную политику и общественные настроения - в зависимости от того, кто в ее входит. (О.П., руководитель некоммерческой организации поддержки мигрантов, Новосибирск).

Важным моментом в данной модели выступает уровень доверия населения общественным организациям. И если он не будет расти, то эффективность модели будет локализована грап-пами интересов и не распространяться на все общество.

В обществе полно стереотипов о том, что если мы получили грант, то кучу денег тратим на себя. Но ведь это не так! Статья расходов на зарплату как правило минимальна, а то и вовсе отсутствует - так как куда важнее закупить инвентарь, материалы, чтобы, когда закончится финансирование по гранту, мы могли также продолжать осуществлять свою работу. А у большей части населения нет этого понимания. Если получил деньги- то их чуть ли не себе в карман кладешь. Это очень раздражает. (О.Л., руководитель

147

некоммерческой организации поддержки инвалидов, Омск).

Уровень доверия населения к НКО катастрофически низок, хотя изменения начинаются, но они слишком медленные, чтобы были столь значимые, чтобы мы могли работать и не оправдываться на пустом месте - куда и на что мы тратим деньги. Итак, все достаточно открыто и прозрачно. Но мнение тех, кто далеко от некоммерческой работы - сложно изменить одними словами, их мнение меняется, когда они сами касаются этой работы. (А.А., руководитель центра помощи ветеранов разведки спецназа, Иркутск).

Одним из персептивных направлений работы данных организаций выступает просветительская работа среди населения, так как без их одобрения и внимания, готовности разделять ценности и реальные действия в сфере работы некоммерческой организации у них не будет будущего.

Демонополизация социальных услуг на государственном уровне также способствует развитию данной модели третьего сектора, но не выступает гарантом стабильности, а лишь готовить почву для развития, где сами некоммерческие организации должны и могут закатывать свой социальный капитал и позитивный общественный имидж.

Задача многих НКО формировать позитивную среду заботы и внимания в общественном развитии, да иногда через сопротивление стереотипам, да через противление чиновников -но без этой работы институт гражданского общества не станет практической реальностью, а останется лишь как теоретический конструкт. (С.В., руководитель центра помощи для женщин, подвергшихся насилию, Омск).

Процесс легитимации от этого только усилиться и позволит некоммерческим организациям более стабильно, эффективно и комплексно работать в своей нише социального обслуживания. Легитимность права на работу -нужно заслужить через доверие, которое формируется в рамках просвеще-

ния и реальной помощи конкретным сообществам.

Доверие, в свою очередь, строится на эмоциональном взаимодействии, через истории и кейсы помощи конкретным людям, изменения конкретной ситуации в регионе и т.д. При этом, этот опыт должен быть отрефлексирован и оформлен в социальных сетях, сайтах некоммерческих организаций, ютуб-ка-налах и т.д., иными словами, быть в постоянном доступе для общественности, органов власти и бизнеса.

В нашем городе, буквально каждый знал истории тех семей, кому мы помогли с благоустройством дома для инвалидов. Эта работа осуществлялась по Гоанту Президента - нам надо было отчитываться, все фиксировали на фото и видео публиковали в СМИ и на Сайте. И это стал прецедент - когда, создав условия для семьи инвалидов, по сути, дальше требуется только общее сопровождение, они сами начали бизнес, ведут свои сети. Помощь нескольким семьям - трансформировалась в целое движение реализации в виртуальном мире инвалидов. (Т.А., руководитель центра помощи инвалидов, Красноярск).

Личные истории всегда цепляют за душу, а истории, которые заканчиваются хорошо, потому что волонтеры некоммерческой организации хорошо и слаженно сработали - еще лучше. В центр помощи жертв домашнего насилия попадают женщины и дети в сложных условиях, их жизненный опыт может вынести не каждый, но зная его -другие обретают надежду, что молчать нельзя, надо отстаивать свою безопасность и безопасность ребенка. На сайте нашей организации множество историй женщин, чьи судьбы поменялись после того, как они попали в наш центр - многие переехали, развелись, кто-то счастливо вышел замуж еще раз, родили еще детей и живут радостно, а их опыт, лишь на страницах сайта является ориентиром для тех, кто сегодня в аналогичной ситуации. (А.В., руководитель центра помощи для женщин и детей, испытавших насилие в семье, Иркутск).

148

Социальная реклама также помогает, способствуя большей эмпатии и социальному соучастию. А также формированию толерантного и доверительного отношения к третьему сектору.

В нашем городе при поддержке администрации были проведены курсы для общественных организаций для ведения коммуникаций с общественностью, из Москвы спикеры прилетали. На самом деле очень полезная штука. Уже после этого информационные кампании разных некоммерческих организаций качественно усилились и эффектом этих мероприятий стало увеличение количества волонтеров, спонсоров в их проектах, уровень узнаваемости и самое главное доверия общественности значительно повысился. (С.В., Президент регионального союза женщин, Иркутск).

Социальная реклама, конечно, доступна боле федеральным некоммерческим объединениям, но ее отголоски касаются и местных общественных объединений, так как проще провести аналогии и сделать выводы в пользу значимости роли той или иной организации в решении проблем. (П.А., руководитель экологического центра волонтеров, Новосибирск).

Таким образом, социальные изменения, что кроются внутри процессов развития и адаптации практик третьего сектора в регионах РФ - меняет соци-етальную ткань общественного воспроизводства. Человеческие ресурсы в них опираются на социальные стратегии, устраивающие власть, бизнес и общественность для достижения одинаково важных для всех результатов.

Человеческий капитал НКО в рамках модели противостояния формируется как антитеза защиты прав заведомо угнетаемых категорий граждан (5%). Некоммерческие организации, которые относятся к данной модели борются за права заключенных, мигрантов, беженцев, ветеранов войн, для них важны принципы равенства и равного доступа к благам, разнообразия и множества против монотонности и одно полярности. Легитимность этих организаций

строится не на правовых нормах и условиях адаптации к имеющимся в регионе или стране условиям, а опирается на универсальные ценности блага, гарантии, которые защищаются не одним государством, а могут быть применимы ко всему миру. Они не вписываются в общие реестры поставщиков социальных услуг, так как могут действовать в обход законодательства, но помогать локально, отдельным людям или сообществам.

Конечно, возникает вопрос, насколько такие НКО могут быть независимы от власти. И хоть их количество не столь высоко, но они есть.

Экология - это та сфера, которая не имеет национальных или государственных интересов. Поэтому сохранять природные ресурсы необходимо не для какой-то страны в отдельности, а для всего мира. И для этого мы и работаем и отчитываться какому-либо государству не собираемся, наша задача нести ответственность перед грядущими поколениями. (П.С., региональный руководитель международной некоммерческой экологической организации, Тюмень).

Вопросами торговлю людей занимаются очень немногие общественные организации, не хватает ресурсов, связей, возможностей. Да, требуется настойчивость в работе по профилактике подобных ситуация и снятия напряжения в социальной среде после его осуществления. Социальной рекламой тут не обойдёшься. Но этим надо заниматься и быть информированным, так как работая в обществе - не замечая проблем, не значит, что их не будет. (Л.В., руководитель межрегиональной общественной организации против работорговли, Томск).

В фокус-группах данная модель развития некоммерческих организаций имела неоднозначную оценку, так как их деятельность не прозрачна, не очевидна, может идти на грани закона или законов разных государств. Безусловно, она не приемлема к большему числу организаций, но характеризует специфический спектр проблем, кото-

149

рые выступает своего рода табу в третьем секторе, да и в обществе в целом. И тема легитимности в данной модели выступает камнем преткновения. Данное направление требует, безусловно, отдельного внимания и исследования и не может быть раскрыта в этой статье в виду ограниченности объема.

Выводы

Легитимность - это социальное конструируемое понятие. Оно опирается на людей, которые заняты определенными действиями и имеют некие убеждения и цели, а также встраивается в существующие рамки дозволенного поведения, регламентируемые официальными нормами права и неформальными практиками социального взаимодействия (реализуемыми через социальный капитал руководителей третьего сектора, их личные коммуникативные навыки и т.д.). Также опирается на уровень доверия общественности третьему сектору (начиная от социальных стереотипов и представлений, заканчивая тем, что они думают - зачем вообще существуют некоммерческие организации).

Формальная сторона легитимизации НКО строится на вхождении в реестр общественных организаций выполняющих общественно полезные услуги (Федеральный закон № 166-ФЗ 2020 от 15.09.2020). Неформальная строится на личном имидже руководителя, иных проектах в которых участвует организация, что находит отражение на страницах СМИ и сети Интернет (в т.ч. социальных сетях).

Более того, важным аспектом реализации своей работы выступает уровень доверия общественности к НКО и качества эмоциональных связей, солидарности и соучастия с конкретными персонажами, кому была оказана помощь некоммерческими организациями, и чья жизнь после этого качественно изменилась. Эти истории выступают залогом повышения доверия общественности. Но это возможно при условии высокой осведомленности и публичности изложения данных историй, формирующих эмпатические свя-

зи в обществе, давая установку на заведомо положительное принятие представителей третьего сектора в среде сообществ в конкретном регионе.

Легитимация развития человечески ресурсов любой некоммерческой организации строится через наиболее адаптированную к их деятельности и реальным людям, осуществляющим эту деятельность в ней. Эта модель развития может иметь зачаточные формы или уже развиться в самостоятельную, независимую структуру, которая работает автоматически, включая в свое функционирование новых членов, встраивая в себя ключевые проекты, которыми они занимаются. И итогом этого становится уникальный вклад в общественное воспроизводство, где человеческий капитал выступает двигателем и одновременно целью развития любой некоммерческой организации.

Легитимация в рамках рыночной модели строится на межсекторном взаимодействии, которое создает динамику и социальную наполненность новыми смыслами и формами взаимодействия, приводит к партнёрству и реализации новых проектов. Легитимация в рамках модели социальных изменений строится на работе с общественностью, увеличения уровня доверия к некоммерческим организациям, а также формирования новых сообществ по интересам, не вопреки, а благодаря желанию что-то изменить в той среде, где они живут и работают. Объединение через желание изменений и повышение значимости включенности в определённые сообщества.

Легитимация в рамках модели противостояния строится на работе в табу-ированных темах для третьего сектора и общества в целом, так как строится на грани закона, а порой и не вписывается в нормативные рамки российского законодательства, поэтому организации, работающие по данной модели опираются на нормы легитимности международного порядка, не всегда согласованные с отечественным законодательством, что делает их persona non

grata. Среди всего объема некоммерческих организаций они занимают минимальную долю, но своим присутствием вносят разнообразие в общий профиль легитимности развития человеческих ресурсов общественным сектором.

Можно заключить, что вопросы легитимности использования различных моделей развития человеческого капитала в третьем секторе строятся на специфике работы самой организации и возможностей опоры на органы власти и бизнеса для поставленных задач, ежели те не в силах решить возникающие вопросы, то принцип легитимности выносится за уровень государства и находится в международном правовом поле легитимности. Стоит заметить, что там присутствуют другие модели развития человеческого капитала. Но на данный момент изучение данного вопроса имеет ряд трудностей формального и личного характера, так как большая часть информации выступает засекреченной и не находится в общем доступе. Вместе с тем, это видится одним из перспективных направлений изучения данного вопроса.

Литература

1. Аносов С.С. Особенности гражданских инициатив в городах Иркутской области // Урбанистика. 2017. № 4. С. 63-69.

2. Аносов С.С. Проблемные зоны гражданской активности в современной России // Социология. 2020. № 4. С. 4-21.

3. Аносов С.С. Региональные условия социальной активности гражданских инициатив // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2018. Т. 23. С. 47-54.

4. Иванов Р.В. Гражданская активность населения в публичном пространстве Иркутска // Социология. 2020. № 5. С. 145-151.

5. Полюшкевич О.А. Женские НКО в условиях реформ государственного управления некоммерческим сектором // Социология. 2019. № 5. С.179-188.

6. Полюшкевич О.А. Просоциальное поведение в межсекторном взаимодействии (на примере женских социозащитных организаций) // Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов. Материалы Всероссийской конференции. под науч. ред. А.П. Суходоло-ва, И.С. Карпиковой. Иркутск, БГУ, 2019. С. 114-119.

7. Полюшкевич О.А. Социальная адаптация женских НКО в условиях изменения государственного управления некоммерческих организаций // Трансформация социального мира в современную эпоху. Сборник научных трудов. Научный редактор Т.И. Грабельных. Иркутск, ИГУ, 2019. С. 128-134.

8. Полюшкевич О.А. Условия взаимодействия: межсекторное партнёрство женских НКО // Женское движение в России в XXI веке: уроки и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иваново, ИГУ, 2021. С. 64-73.

9. Попова М.В. Гражданское общество: основные подходы // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Иркутский государственный университет. 2017. С.126-129.

10. Пружинин А.Н. Управление институтами гражданского общества через призму человеческого капитала // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 137-141.

11. Трескин П.А. Некоммерческие организации как ресурсы социального развития регионов // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2021. С. 147-151.

12. Трескин П.А. Стратегии развития фондов местных сообществ как

151

источников поддержки некоммерческого сектора: анализ мирового опыта // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2021. С. 244-250.

13. Трескин П.А. Факторы организации межсекторного взаимодействия некоммерческих организаций // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 317-322.

14. Трескин П.А. Цифровое взаимодействие органов власти и некоммерческих организаций // Трансформация государственного и муниципального управления в парадигме цифровизации. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.А. Журавлевой, О.А. Полюшкевич, В.Ю. Митусова. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 134-137.

15. Трескин П.А. Цифровые коммуникации НКО: трансформация парадигм управления // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2021. С. 194196.

16. Ярская-Смирнова Е.Р., Бодрова О.А. Модели легитимации некоммерческих организаций как поставщиков социальных услуг // Журнал социологии и социальной антропологии, 2021. № 24(1): 45-78.

MODELS OF LEGITIMIZING THE

DEVELOPMENT OF HUMAN

RESOURCES OF NON-PROFIT

ORGANIZATIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pruzhinin A.N., Podzhidaeva A. Yu.

Irkutsk State University

The article analyzes a focus group qualitative study conducted in seven cities of Siberia on the emergence, development and use of different models for the development of human capital and human resources in non-profit organizations. As a result of the study, the principle of implementation and development of the model of the legitimacy of human resource development within the framework of the model of market relations, the model of social change and the model of confrontation is shown. Each of the selected models has its own trajectory and quality of consolidation in the public consciousness, through an increase in the level of trust and recognition, emotional involvement in the work of non-profit organizations, and also relies on the conditions and mechanisms of intersec-toral partnership with business and government, acting in this interaction or a connecting element between all participants, or those who do all the work as a contractor. The performed analysis is the key one in the construction and new modeling of social policy and development policy of the third sector in the conditions of Russia.

Keywords: legitimacy, human resources, non-profit organizations, empathy, trust, inter-sectoral partnership.

References

1. Anosov S.S. Features of civil initiatives in the cities of the Irkutsk region // Urbanistics. 2017. No. 4. S. 63-69.

2. Anosov S.S. Problem areas of civil activity in modern Russia // Sociology. 2020. No. 4. S. 4-21.

3. Anosov S.S. Regional conditions of social activity of civil initiatives // News of the Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies. 2018. V. 23. S. 4754.

4. Ivanov R.V. Civil activity of the population in the public space of Irkutsk // Sociology. 2020. No. 5. P. 145-151.

5. Polyushkevich O.A. Women's NGOs in the context of reforms in public administration of the non-profit sector // Sociology. 2019. No. 5. S. 179-188.

6. Polyushkevich O.A. Prosocial behavior in intersectoral interaction (on the example of women's social protection organizations) // New trends in the activities of social protection institutions. Materials of the All-Russian Conference. under scientific ed. A.P. Sukh-odolova, I.S. Karpikova. Irkutsk, BGU, 2019. S. 114-119.

152

7. Polyushkevich O.A. Social adaptation of women's NGOs in the context of changing public administration of non-profit organizations // Transformation of the social world in the modern era. Collection of scientific papers. Scientific editor T.I. Rake. Irkutsk, IGU, 2019, pp. 128-134.

8. Polyushkevich O.A. Terms of interaction: in-tersectoral partnership of women's NGOs // Women's movement in Russia in the XXI century: lessons and prospects. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Ivanovo, IGU, 2021, pp. 64-73.

9. Popova M.V. Civil Society: Basic Approaches // Social Consolidation and Social Reproduction of Modern Russian Society: Resources, Problems, and Prospects. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk State University. 2017. S. 126-129.

10. Pruzhinin A.N. Management of civil society institutions through the prism of human capital // In Search of Social Truth. materials of the III International scientific-practical conference. Irkutsk, 2021, pp. 137-141.

11. Treskin P.A. Non-profit organizations as resources for the social development of regions // In Search of Social Truth. materials of the III International scientific-practical conference. Irkutsk, IGU, 2021, pp. 147-151.

12. Treskin P.A. Strategies for the development of local community foundations as sources of support for the non-profit sector: an anal-

ysis of world experience // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. materials of the VII International scientific-practical conference. Irkutsk, IGU, 2021. S. 244-250.

13. Treskin P.A. Factors of organization of in-tersectoral interaction of non-profit organizations // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems and prospects. Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, IGU, 2020. S. 317322.

14. Treskin P.A. Digital interaction of authorities and non-profit organizations // Transformation of state and municipal government in the digitalization paradigm. Materials of the International scientific-practical conference. Under the general editorship of I.A. Zhurav-leva, O.A. Polyushkevich, V. Yu. Mitusov. Irkutsk, IGU, 2020, pp. 134-137.

15. Treskin P.A. Digital Communications of NGOs: Transformation of Management Paradigms // Social Reality of Virtual Space. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, IGU, 2021, pp. 194-196.

16. Yarskaya-Smirnova E.R., Bodro-va O.A. Models of legitimation of non-profit organizations as providers of social services // Journal of Sociology and Social Anthropology, 2021. No. 24(1): 45-78.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.