Изменение места и роли некоммерческих организаций в цифровую эпоху
Трескин П.А.
В работе рассматриваются условия развития некоммерческих организаций в цифровом обществе. Анализируются механизмы конструирования функций, задач и способов их реализации в виртуальном пространстве. В работе приводятся результаты качественного исследования оценки роли некоммерческих организаций в современном виртуальном обществе.
Ключевые слова: цифровое общество, виртуальные сообщества, публичность пространства, некоммерческие организации, новые технологии.
Интернет меняет наш мир. Виртуальное общество существенно расширяет границы и представления о нормах, формах и механизмах работы некоммерческих организаций. Некоммерческий сектор перестает быть замкнутым пространством. Более актуально говорить о потоке социальных, экономических, политических и иных технологий и инструментов, формирующих микс социальных технологий работы некоммерческого сектора в современной России. Формируются новые рамки публичности социально-активного пространства, имеющего аналог в виртуальном пространстве. Более того, само виртуальное пространство изменяет контекст работы некоммерческих организаций в России.
В виртуальном пространстве дополнительно стираются национально-религиозные, финансово-прагматические, культурно-политические и другие особенности участников различных сообществ, так же как и границы людей и сообществ, государств и ценностей [1,3]. Формируются новые смысловые контексты, опирающиеся не на ценности традиционных культурных практик и норм, привычных стратегий социального обслуживания некоммерческих организаций, а новые условия жизни и социализации в глобализирующемся обществе. Цифровые медиа стерли существующие границы социально-реабилитационных, терапевтических, социозащитных и иных ареалов работы некоммерческих организаций. В связи с этим, публичная сфе-
ра становится местом соединения виртуального и реального пространства.
Виртуальные публичные пространства создают новые условия и формы для развития некоммерческих организаций. Так как оно уже выступает жизненным пространством для многих людей и организаций [2]. И соответственно, реализация и удовлетворение своих социальных и личных потребностей через работу третьего сектора также будет расширяться. В работах автора уже проводился анализ деятельности некоммерческих организаций байкальского региона [4,5,6]. Данная работа направлена на представление более широкой сферы исследования некоммерческих организаций в рамках цифровизации общества.
В результате проведенного нами в 2019 году исследования, среди руководителей и сотрудников некоммерческих организаций Сибирского федерального округа (Иркутская область, Красноярский край, Республика Хакасия, Алтайский край) и Дальневосточного Федерального округа (Республика Бурятия, Забайкальский край, Хабаровский край, Приморский край) в количестве 128 человек, мы выяснили изменения в оценке и применении виртуальных возможностей сети Интернет в работе некоммерческих организаций.
Уже сегодня социально ориентированные некоммерческие организации трансформируют характер и род своей деятельности в сфере распространения информации (34%), характера и формы проведения мероприятий (32%), способа поиска участников, сотрудников (21%) и даже финансов (9%) для собственного функционирования.
Говоря о распространении информации, руководители неком-
мерческих организаций указывают на разные аспекты: от рекламы собственной организации, до актуальных проблем, решаемых в результате ее деятельности.
Сегодня социальные сети являются самым широким пространством для информирования населения о предстоящих мероприятиях, возможна подписка, предварительный список участников, создание мотивационного письма или же наоборот - распространение важной информации, которая может заинтересовать потенциального участника того или иного события (М.Н., Красноярский край, руководитель правозащитной организации).
Экологические некоммерческие организации сегодня достаточно активно работают в сети Интернет, все мероприятия отражаются на новостных лентах вещих как региональных, так и всероссийских СМИ, а актуализацию данной информации обеспечивают экологические некоммерческие организации. Информирование населения по экологической обстановке, вне зависимости - горят ли леса Сибири и Дальнего востока или наводнения сносят целые города (например, Тулун, летом 2019 года) или же загрязнение Байкала выбросами с БЦБК - полностью лежит на нас (Л.Н., Иркутская область, руководитель экологической организации).
Сегодня без информационной поддержки в сети Интернет, считай что и не было самого мероприятия. Как власть, так и фонды - реагируют только на публичное обсуждение в Интернете того или иного мероприятий, и чем больше обсуждений -тем лучше. Поэтому, нынче любое, даже самое маленькое событие - является поводом для информационного сообщения на
сайте, в социальных сетях, и если повезет на сайте Администрации (Д.Ю., Забайкальский край, руководитель корейской диаспоры).
Указывая на характер и формы проведения мероприятий, руководители НКО также указывали как о рекламно-информационной составляющей (т.е. Интернет выступает пространством распространения информации), так и о проведении мероприятий только в он-лайн формате (от консультаций, до акций, подписей прочего).
Создание виртуальных площадок для проведения экскурсий в музеях города или открытых музеях - это форма развития просвещения и проведения социокультурных мероприятий не привязаны к месту и времени. Некоммерческие организации продвигают подобные технологии, адаптируя и применяя в локальных рамках, потом они становятся механизмом работы государственных и коммерческих организаций. Мы - пионеры развития! (О.О., Хабаровский край, руководитель национально-культурного центра).
Сегодня практически все правозащитные и социозащитные некоммерческие организации проводят он-лайн консультации по защите прав человека, информируют о той или иной опасности, ведут открытые чаты или форумы, где видна динамика диалога и есть возможность всем принять участие в обсуждении (Н.Д., Республика Бурятия, руководитель национально-религиозной правозащитной организации).
Открытый диалог сегодня возможен благодаря социальным сетям, которые позволяют без оговорок принять участие в обсуждении любого вопроса и найти тех, кто может дать реальный совет (М.Н., Приморский край, ру-
ководитель военно-патриотической некоммерческой организации).
Способ поиска участников проектов, добровольцев и сотрудников некоммерческих организаций в сети Интернет выступает как форма максимального освещения потребности и привлечения внимания большого количества людей, так и инструмент при минимуме усилий -получить максимум эффекта (за-мотивированных волонтеров или активных сотрудников).
Освещение в Интернете всех мероприятий нашей организации показывает ее высокую активность в региональном сообществе, что повышает интерес к ней как со стороны органов власти, так и со стороны общественности, что увеличивает количество волонтеров и повышает мотивацию сотрудников (П.А., Алтайский край, руководитель некоммерческой организации инвалидов).
Волонтеров всегда проще найти, когда организация на слуху. Поэтому, всегда начинаем заранее ПР-ить наши мероприятия, чтобы привлечь внимание общественности и найти волонтеров (М.А., Иркутская область, руководитель образовательной некоммерческой организации).
Активные, интересные, креативные сотрудники приходят в том числе и после информации в сети Интернет о ранее проведенных мероприятиях или предстоящих. «Нужные люди» - это редкость, но Интернет расширяет возможности по их поиску (Е.Н., Республика Хакасия, руководитель национально-культурного центра).
Поиск финансирования через Интернет осуществляется как через он-лайн переписку, так и через различные франчайзинговые технологии формирования пула по-
тенциальных спонсоров или меценатов проектов и мероприятий.
Интернет с одной стороны обеспечивает информационное присутствие некоммерческой организации в регионе, что называется, позволяет ей быть «на слуху», с другой, «известным» организациям с большим доверием дают деньги меценаты, чем малопоблич-ным. Так что - хочешь получить финансирование - пиарься, где только можно (Р.Д., Красноярский край, руководитель службы социальной реабилитации онкобольных).
Для получения гранта Губернатора или Президента надо быть известным в регионе, иметь упоминания на разных сайтах и СМИ. Поэтому, работать оп-тихому как раньше, не получается. Выигрывает тот, кто имеет больше событий, о ком больше говорят, о ком больше информации в сети Интернет (М.О., Приморский край, руководитель религиозного центра).
Франчайзинг работает. Интернет активно этому способствует. Наша организация только через социальные сети привлекает благотворительную помощь для помощи погорельцам уже пятый год подряд (Р.Г., Иркутская область, руководитель волонтерской организации помощи погорельцам).
Большая часть руководителей (67%) полагают, что виртуальное пространство расширяет уже имеющуюся деятельность работы некоммерческих организаций. 23% говорят о том, что виртуальное пространство заменяет одну деятельность на совершенно другую. 10% говорят что, виртуальное пространство негативно влияет на деятельность некоммерческой организации, так как заставляет сотрудников заниматься новыми
формами работы, не влияющими на качество самой работы НКО.
Также 94% руководителей НКО указывают на то, что надо повышать свой уровень знаний и навыков в умении себя позиционировать в сети Интернет, так как имеются отличия он-лайн и офф-лайн продвижения некоммерческой организации. Понимание данного сектора и данной формы деятельности по новым правилам не всегда сразу понималось и принималось руководителями НКО, что приводило к провалу отдельных мероприятий или в целом работе по проектам или направлениям деятельности.
Да мы пока разобрались, как лучше информировать население о наших событиях через социальные сети, то потеряли половину клиентов, благодаря активности конкурентов. Поэтому, мы уже ученые, пришлось найти специалиста, способного объяснить, как это лучше делать (А.Ш., Иркутская область, руководитель женской некоммерческой организации).
Если мы говорим о развитии любой некоммерческой организации, то работа в сети Интернет -это залог ее будущего (Р.А., Красноярский край, руководитель организации инвалидов-спортсменов).
Таким образом, сеть Интернет трансформирует работу некоммерческих организаций, она вносит разнообразие в модели и механизмы работы, оказывает влияние на характер и формы проведения мероприятий, способы поиска участников, сотрудников и денег для работы НКО. Поэтому можно с уверенностью сказать, что виртуальное пространство изменило условия, характер и будущее некоммерческих организаций у нас в стране.
Литература
1. Завьялов А.В. Социокультурные проекты национально-культурных организаций Иркутской области // Социокультурная динамика Иркутской области в ХХ - начале XXI века материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск. ИГУ. 2017. С. 28-32.
2. Ким А.С., Полюшкевич О.А. Консолидация и дезорганизация национальных некоммерческих организаций в регионах России // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы материалы IV Всероссийской научной конференции. Иркутск. ИГУ. 2018. С. 86-91.
3. Полюшкевич О.А. Межсекторное взаимодействие женских некоммерческих организаций Сибирского федерального округа // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 70. С. 246-263.
4. Трескин П.А. Уровень доверия населения Байкальского региона к деятельности общественных организаций // Социология. 2019. № 1. С. 163-166.
5. Трескин П.А. Роль некоммерческих организаций в социально-политическом пространстве Байкальского региона // Социология. 2018. № 2. С. 131-137.
6. Трескин П.А. Межсекторное взаимодействие некоммерческих организаций Байкальского региона // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 4 (47). С. 345-354.
7. Enterprise foreign economic activity subject-object relations providing for integration into the world
economy / Sazanov O.V., Martynenko N.K., Kireev V.S., Sulimova E.A., Sokolinskaya N.E. // Espacios. 2018. T. 39. № 31.
Changing the Place and Role of Nonprofits
in the Digital Age Treskin P.A.
Irkutsk State University
The paper discusses the conditions for the development of non-profit organizations in the digital society. The mechanisms of constructing functions, tasks and methods for their implementation in virtual space are analyzed. The paper presents the results of a qualitative study evaluating the role of nonprofit organizations in modern virtual society. Key words: digital society, virtual communities, publicity of space, non-profit organizations, new technologies. Refefences
1. Zavyalov A.V. Sociocultural projects of na-
tional-cultural organizations of the Irkutsk region // Sociocultural dynamics of the Irkutsk region in the XX - early XXI century materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Irkutsk ISU. 2017.S. 28-32.
2. Kim A.S., Polyushkevich O.A. Consolidation
and disorganization of national non-profit organizations in the regions of Russia // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, prospects, materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk ISU. 2018.S. 86-91.
3. Polyushkevich O.A. Intersectoral interaction
of women's non-profit organizations of the Siberian Federal District // Public Administration. Electronic bulletin. 2018. No. 70.P. 246-263.
4. Treskin P.A. The level of confidence of the
population of the Baikal region in the activities of public organizations // Sociology. 2019.No 1. S. 163-166.
5. Treskin P.A. The role of non-profit organizations
in the socio-political space of the Baikal region // Sociology. 2018. No. 2. P. 131-137.
6. Treskin P.A. Intersectoral interaction of non-
profit organizations of the Baikal region // Bulletin of the Pacific State University.
2017. No. 4 (47). S. 345-354.
7. Enterprise foreign economic activity subject-
object relations providing for integration into the world economy / Sazanov O.V., Martynenko N.K., Kireev V.S., Sulimova E.A., Sokolinskaya N.E. // Espacios.
2018.Vol. 39. No. 31.