Основы и основания трансформации современного патриотизма
Иванов Роман Викторович,
доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные тенденции трансформации современного патриотизма. Выделяются базовые основы и перспективные основания патриотизма настоящего и будущего, выявляются факторы, провоцирующие социальную динамику и приводящие к стагнации и дезорганизации социальных процессов.
Ключевые слова: патриотизм, трансформация, мировоззрение, идеология, формы моделирования, Родина.
Патриотизм является важной составляющей культуры России. Он является элементом национальной идентичности народа и закреплен в Конституции РФ как одно из важных идеологических начал государства. Патриотизм в России проявляется в нескольких формах:
1. Любовь к Родине - патриотизм в России связан в первую очередь с любовью к Родине, к родным местам и культуре народа.
2. Сплочение вокруг общей идеи -патриотизм в России также означает сплочение вокруг общей идеи, которая имеет свою историческую и культурную значимость для россиян.
3. Ревностное отношение к государственности - патриоты в России отличаются ревностным отношением к государственности и законам страны.
4. Готовность защищать Родину - патриотизм в России также означает готовность защищать Родину, если потребуется [11].
В настоящее время в России проводятся различные инициативы, направленные на укрепление патриотических чувств в обществе. Например, проводятся праздники и мероприятия, посвященные значимым датам и событиям в истории России, повышающие интерес к культурному наследию страны. Также активно развивается военно-патриотическое движение, которое ставит своей целью пропаганду патриотизма и военной службы в России.
Основа российской идеи патриотизма является не только результатом развития русской цивилизации и народной веры, но также и итогом процесса национального возрождения отечественной культуры, религии и идеи централизованной власти. Изначально устойчивость и способность к воспроизводству русской национальной идеи напрямую связана с её естественной природой.
Депрессивный характер российского общества в целом является результа-
17
том влияния ряда факторов, таких как: экономические санкции с 2014 года, падение цен на нефтепродукты, снижение курса российской валюты и всеобщая эпидемиологическая опасность. Современное российское общество имеет совершенно нерешенные проблемы, негативно влияющие на условия формирования общественного сознания и определяющие высокий уровень воздействия внешних воздействий на основные элементы его структуры [12]. Названные факторы способствовали обострению серьёзных социально-экономических проблем: кризису российской экономики, постоянному удорожанию жизни в стране, повышению цен, падению уровня и качества жизни населения страны в целом.
Патриотизм - это чувство любви к стране нашего рождения - это самое глубокое и основополагающее чувство человека. Любовь рационально не оправдана, иначе это не любовь, люди не выбирают свои семьи и племена, которые предопределены свыше, поэтому со временем она стала напрямую связана с религией. В современной России еще есть что сохранить, а в русском обществе есть чем гордиться. Поэтому важно знать и помнить историю нашей страны. Патриотизм - неотъемлемая часть духовной жизни общества и главный симптом духовного целителя нации [13].
Патриотизм связан с инстинктом выживания, привязанностью к определенной территории, на которой человек питается и выживает, защищая ее от нападений иностранных племен, также патриотизм связан с накопленными духовными традициями предков.
Духовные традиции - самые передовые технологии в существовании рода, они не присущи только крови, основным условием существования рода является взаимодействие с землей в которой духовные привычки играют важную роль.
За прошедший период с 2014 до 2020 гг. в Российской Федерации сформирована функциональная система социального контроля, идеологически оформленная как консервативный
охранительный патриотизм, на основе создания административной системы федеральных органов власти.
Обращаясь к проблемам развития идей патриотизма в среде молодежи, выработки принципов и использования в управлении людьми объединяющих факторов, следует сказать о роли солидарности. Исследователь В.П. Бабин-цев, считает для современного российского общества характерно уничтожение общественных связей: «Отношение людей к социальным институтам стали чисто формальными, и граждане отказываются реагировать на проблемы, направленные на них от имени государства и общества, в то же время конструктивно сотрудничая друг с другом» [6, с. 120]. Говоря об оценке уровня единства в современной России, исследователь подчеркивает, что дискредитация идеи единства является чертой современного русского общества; необычное творение личного и социального сознания, в котором сосуществуют противоположные тенденции; социальная заброшенность; иррациональность и даже абсурдность социального мышления; негативная самооценка, неуважение к мировой истории, недовольство, неуверенность в себе, массовая общественная апатия и равнодушие.
В качестве источника формирования такой системы социального контроля на наш взгляд можно рассматривать государственную идею «охранительного имперского патриотизма», созданную в дореволюционной Российской империи. Идеи консерватизма на государственном уровне в России развивались с XVIII века: Н.М. Карамзин и Ф.В. Ростопчин поддерживали сохранение традиционной социальной иерархии, рассматривали дворянство как поддержку престола и государства; они были крайними противниками отмены тотальной администрации и считали ее предпосылкой крупной социально-политической катастрофы; любая реформа, которая подрывала революцию и традиции, была неприемлема. В 1812 г., административный опыт Ростопчина способствовал то-
18
му, что он приобрел репутацию патриота [цит. По 7.].
В современной России подобный образ ловкого и зарвавшегося патриота имеет свое продолжение в деятельности губернаторов и лидеров современных общественно-политических движений. Проявление консервативного патриотизма в современной России также связано с консервативным характером пенсионной, налоговой и конституционной реформ 2018-2020 годов.
В результате с 2018 года было много протестов, антиправительственных демонстраций и демонстраций, которые продолжаются регулярно и по сей день. Повышенная вероятность опасной ситуации в социально-политической и экономической системе современной России привела к реакции социальной и политической элиты, что привело к значительному повышению важности защитных концепций и идей и их практического применения в развитии страны [1-5].
Во все периоды, связанные в России с обострением социально-политической ситуации в русском обществе молодежь являлась движущей силой и так называемой лакмусовой бумагой в процессе реакции на решения государственной власти. Следует отметить, говоря о характеристике современного мировоззрения молодежи и уровне патриотизма, что большая часть молодежи достаточно инертна и не готова бороться за свои права в общественно-политических организациях. Они не готовы нарушать закон, но и активно отстаивать его интересы также не рвутся... Из допустимых методов политической борьбы все молодые люди указывали на словесные и легальные методы борьбы. Это указывает на их сложившуюся систему ценностей и мировоззрения [8,14].
Длительный период социальной нестабильности, связанный с переходным этапом построения общества и государства с начала 90-х годов в России, способствовал формированию неуверенности в завтрашнем дне среди большинства населения регионов России. Наличие страхов перед реальными или вероятными угрозами фиксируется
различными социальными исследованиями, в разной степени подчеркивающими значительную роль негативного восприятия реальности в этих процессах и серьезный груз ответственности за такое положение вещей, которую граждане возлагают на российскую власть.
Данное представление служит для многих социальных слоев психологическим механизмом своего рода негативной адаптации к изменившимся социальным условиям: ответственность за собственное неудовлетворительное социальное положение перекладывается на внешние обстоятельства, в частности на власть, не контролирующую ситуацию.
Также одним из факторов, влияющих на уровень развития патриотизма социальной интеграции, является феномен социального доверия. Доверие является способностью, которая характеризует социальную ткань общества. Элементы социального доверия всегда уникальны и определяют внутренние и внешние изменения в социальной системе. Недоверие, конечно, является признаком отсутствия поддержки институциональных и управленческих структур
Дополнительным фактором, препятствующим развитию идей патриотизма в молодежной среде, являются экстремистские идеи, укоренившись в сознании молодого человека, они могут способствовать совершению незаконной деятельности: от раскраски стен домов радикальными лозунгами, до действий против людей разных вероисповеданий и национальностей, а также негативного отношения к представителям любой социальной группы (инвалиды, ветераны, нетрадиционная сексуальная ориентация).
Направления социальной трансформации патриотизма в России
Влияние государственной власти на утверждение патриотизма в сознании граждан оценивается в последние годы самими представителями руководства страны. «В послании президента
19
РФ Федеральному собранию в 2016 году указано, что главные проблемы государственного строительства - «это низкая эффективность государственной власти и коррупция». Патриотизм, «ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, - подчеркнул Президент, - а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение» [6]. В послании президента подчеркивается важность открытости власти, её доступности для гражданского населения, как основы для укрепления общественной морали, консолидации и гражданского общества.
С точки зрения президента формирование механизмов прозрачности власти должно способствовать повышению авторитета государственной власти. Если рассматривать обращения президента к Федеральному собранию, Прямую линию с президентом и личное участие президента во всех социально значимых событиях в течение календарного года (праздниках, форумах и официальных ежегодных мероприятиях) в качестве действующих механизмов повышения уровня прозрачности власти. Так же можно сделать вывод о постоянном наращивании мер по искусственному стимулированию и развитию идеи патриотизма на государственной основе [15].
Охранительная направленность российской идеи патриотизма является его основной функцией, таким образом, сохранение статус-кво государственного политического режима является самоцелью функционирования властных структур. Любые несанкционированные социально значимые выступления расцениваются как прямой вызов власти, примерами, могут служить общественные выступления в августе 2019 года, а также протестное движение в 20112013 годах - все указанные общественные выступления подавлялись с привлечением силовых структур и длительным тюремным заключением для участников без предъявления обвинений.
Дискуссионность понятия «патриотизм» объясняется не только его слож-
ной природой, многообразием форм проявления, но и рассмотрением проблем патриотизма исследователями, опирающимися на постулаты разных политических культур и имеющими различные идейно-теоретические установки. Споры о полезности или деструктивно-сти патриотизма продолжаются и в наши дни, в том числе между российскими либералами, значительная часть которых придерживается некой «единой мировой культуры», и консерваторами, отстаивающими «исконно национальную независимость» государств и цивилизаций [8,16].
Каждая политическая культура включает как нормативные (обязательные-нормативные), так и реалистичные модели патриотического поведения идеальные модели часто продиктованы формальными идеологиями, они служат моделями патриотизма, а модели реального поведения, которые зависят от личной ценностной ориентации и индивидуального положения, способствуют разделению носителя патриотизма в основном, как норма и фактическая модель патриотического поведения принадлежат к группе зависимых переменных, поэтому дисперсия этого понятия с точки зрения социально-политического статуса.
Нельзя отрицать, что в каждом обществе нет моральной сущности самой по себе, что свидетельствует о сущности патриотизма, которая проявляется в применении эгоцентричного подхода, разделенного на универсальный и конкретный универсальный подход к патриотическому поведению - это любовь к ближним, уважение к старшим, соблюдение правил человеческого социального поведения, значительная часть которых имеет долгосрочное значение. Государство, судебная система и экономические отношения меняются из-за изменений в политических и культурных компонентах, включая политический и моральный материал общества, известный как политическая культура.
Сложность решения проблемы определения механизма превращения его в патриотический национализм заклю-
20
чается в том, что даже в его крайних проявлениях явления, которые кажутся полностью противоположными друг другу, основаны на схожих приоритетах, что объясняет такую устойчивую тенденцию, как возрождение национализма, уже обсуждаемого во всем мире.
В последнее время стало модно цитировать английского писателя Сэмюэля Джонсона, что патриотизм является последним убежищем негодяя. Эта модель возникла в связи с распадом Советского Союза, изменением его взглядов и отрицанием всех приоритетов, которые он выиграл. В советское время патриотизм означал приверженность идеологии социализма и коммунизма и, следовательно, организационным ценностям этой социальной структуры. Однако в знаменитых брошюрах Марка Твена, таких как «О патриотизме» и «О защите генерала Фанстона», уже возник вопрос о том, что любой извращенный или преступный поступок покрыт ложной моральной идеей патриотизма. В своей работе Твен осуждает использование патриотических лозунгов, а не для прикрытия действий и действий, противоречащих морали.
Вопреки разумной логике и универсальной морали удивительно, что миллионы людей в стране (например, Латвия, Эстония, а теперь и Украина) готовы воспринимать любое преступное деяние как выражение патриотизма. Например, в Латвии большинством голосов 3 октября 18 года первый день битвы на латвийской территории «Ваффен-СС», организованный личным приказом А. Гитлера, осужденного во всем мире, был объявлен государственным праздником; в Таллинне, 1999 г., 5 марта 19 года были торжественно похоронены останки бывшего командира 20-й дивизии альфонса Рабан. В 1998 году в редакционной статье Генриха Гиммлера книга антисемитская доктрина, опубликовано латвийскими фашистами в 1942 году, переиздан в Латвии. Как украинская народная РОА и Белорусский Народный фронт, в их рядах значительное количество единомышленников.
Сложная картина мира и его основная реальность приводит к новому ви-
дению мира, мировоззрению, взглядам и, в конечном итоге, истинно моральной потребности. Обращение к проблеме патриотизма, его сущности, содержания, механизма, выражения и условий изменений сделало это явление одной из самых насущных проблем нашего времени.
Глобальные кризисы, конфликты и локальные войны связаны с драматическими изменениями во всех сферах жизни современной цивилизации. Для развития высокого нравственного характера и общества очень важно создать внутреннее пространство, в котором особая атмосфера, эта атмосфера, стимулирует и стимулирует проявление творческого поведения и гуманистической деятельности. Это среда, которая мотивирует человека быть активным, успешным и, следовательно, развиваться и совершенствоваться.
Сегодня патриотизм в России растет как никогда, а национальные традиции активно возрождаются. Однако ценности некоторых СМИ несовместимы с ценностями и моралью общественности. И правительство, и оппозиционные СМИ переоценивают одни концепции и недооценивают важность других. Вопрос в том, что важнее для одних и других. Оппозиционные электронные издания, критикуя существующую систему, предлагают альтернативные проекты социального развития. Информационная политика такой газеты включает антиполитическую пропаганду и унижение представителей нынешнего правительства [17,18].
Политическая трансформация как процесс перехода от одного политического механизма к другому представляет собой объективный процесс, поскольку он не зависит от действий конкретных лиц. Но, говоря о процессе трансформации в постсоветских странах, то её осуществлением занимался конкретный круг лиц, значит, этот процесс становится субъективно зависимым [9,19].
Ценности политически вовлеченных публикаций несовместимы с ценностями оппозиционных публикаций, а некоторые материалы противоречат друг другу. В различных течениях российской прес-
21
сы нет областей общего значения. Таким образом, существует два основных направления журналистского мнения о патриотизме: первое - это отрицание понятия патриотизм и нелепое, агрессивное отношение к патриотическим ценностям в статьях оппозиции; во втором преобладает тема классического патриотизма - память, внимание к людям, ответственность, гордость людей, материнство и т.д.
В самом общем виде патриотов можно разделить на две группы: Радикальные и творческие. Первый довольно жесток, иногда слепо придерживается радикальной концепции государства и обычно основан на идее превосходства над другими людьми. Исторически консервативные и националистические идеи возникали на основе таких патриотических, тоталитарных и авторитарных режимов.
Творческий патриотизм основан на защите интересов Родины и людей, живущих на ее территории, любви и верности Родине. Он позволяет критиковать режимы, идеологии и способы достижения единства между людьми и часто предоставляет альтернативные варианты вербовки других граждан. Творческий патриотизм в чистом виде является основой и условием развития гражданского общества.
Современные экономические условия могут еще больше изолировать общество, объединяя его и создавая новые социальные мифы
Патриотизм может включать четыре уровня понимания социального воспроизводства [20,21].
1) когнитивный уровень - знание истории, культуры, географии, климата, демографии и других важных социальных характеристик страны.
2) эмоциональный уровень - эмоциональная оценка прошлых, настоящих и будущих событий, связанных с жизнью страны, сообщества или страны.
3) идеальный уровень - ценная идея истинных граждан, истинных патриотов страны, уровень, применяемый в повседневной жизни каждым жителем.
4) поведенческий уровень - прямые действия и действия, указывающие на уровень патриотизма гражданина, демонстрирующие самоуважение в структуре государственного патриотизма.
Зависимость от внешних условий и социально-экономических и политических условий страны влияет не на идеологический вклад партийного руководства, а на уровень патриотизма. Более того, общество объединяется не вокруг положительных явлений, которые могут объединить общество, а вокруг негативных и деструктивных процессов.
Наиболее развитым среди молодежи является только эмоциональный уровень патриотизма. Однако следует понимать, что без поддержки всех других уровней он скоро станет авторитарным, превратившись в привычку терять свое значение, поскольку когнитивный и поведенческий уровень формируется на основе идеальных идеалов и ценных идей. Невозможно создать единое общество, которое отрицает и отбрасывает патриотические ценности и любовь к Родине.
Культура не строго контролируется людьми; исчезновение универсальных ценностей, а также самого ответственного в культурном отношении человека -самая ужасная проблема нашего времени. Обращаясь к истории, мы видим, что люди прошлых веков держали свое поведение под постоянным контролем, сравнивая его с общепринятыми нормами и образцами [22].
На сегодняшний день очень быстро меняются социально-политические условия в стране, вследствие чего перед государством стоит не только проблема приспособления к изменяющейся ситуации, но и совершенствования организационной системы управления, увеличения своего потенциала [10].
В современном российском обществе активно ведется поиск новых национальных идей, которые возлагают большие надежды на возрождение России. Национальные идеи - это явления, которые включают не только сознательные мысли, значения, цели и задачи, но и отношение к достижению этих идей и целей, бессознательные мотивы действий.
22
Понятно, что новые национальные идеи должны работать, чтобы консолидировать и консолидировать общество, решать важнейшие проблемы, укреплять патриотизм и национальное достоинство русского народа. Другими словами, новая национальная идея должна выражать высшие духовные ценности и потребности в качестве приоритета; в упорядоченной системе интересов общие интересы должны быть поставлены выше эгоцентрических интересов групп и отдельных лиц, а не подавлять индивидуальность.
Существует общая потребность в новой национальной идее, которая может создать для каждого человека реальную возможность свободного и всеобъемлющего развития и обеспечить единство всех граждан в единой общественной цели. Благодаря этой идее человек приобретет систему ценностей, которая поможет создать новые руководящие принципы, идеи об обществе, в котором он живет, пути его развития, цели и идеи. Для общества это означает обретение смысла исторического существования.
Однако, к сожалению, сегодня, фактически, вместо национальной идеи объединения России существует конкуренция между некоторыми концепциями разделения российского общества. Таким образом, сторонники либерализма требуют быстрого создания экономических, социальных, политических, культурных и информационных систем, которые точно воспроизводят основные параметры западного общества. Эта концепция, на наш взгляд, сочетает в себе элементы утопий и разрушения. Утопизм не может точно повторить западные институты в России по нескольким причинам. При слепом копировании образец неэффективен и искажен. Реорганизация России по западным стандартам также невозможна, поскольку западные страны этого не хотят.
Таким образом, конкуренция альтернативных концепций отражает проблему развития интегральных идей, которые устраняют один аспект и ограничение существующих концепций. Мы считаем, что такая концепция может стать осно-
вой для консолидации российского общества и послужить идеологической основой для возрождения и процветания нашей страны. Для его развития необходимо полагаться на социокультурных захватчиков-духовность, сплоченность, суверенитет.
В последние годы в современном российском обществе растет интерес к патриотизму. Эта тенденция объясняется, во-первых, политическими изменениями, происходящими в стране и мире, а во-вторых, необходимостью выявления социальных и политических характеристик патриотизма. Следует отметить, что проблема патриотизма особенно заметна во времена радикальных структурных изменений в государственной политике, изменений в направлении социального развития, политических расколов, социально-экономических рецессий и рецессий. Все это является основой наличия явного неравенства среди граждан любой страны, в том числе Российской Федерации.
Глобальная тенденция глобальных политических изменений реализуется по-разному в зависимости от конкретной исторической ситуации каждой страны. В частности, процесс политической трансформации типичен для стран с постсоветской политической системой, таких как Россия. Одна из проблем патриотизма-политический плюрализм в процессе политических изменений.
В развитых странах принцип обеспечения политического плюрализма в процессе политических изменений был принят следующим образом: принцип общего права голоса; принцип равенства выборов; принцип тайного голосования; принцип прямых выборов.
В это трудное время государство обязано своевременно выявлять существующие проблемы, выявлять причины их возникновения и предпринимать ряд шагов для их эффективного устранения. Россия в настоящее время находится именно в этом положении, и страна с помощью своего аппарата должна умело координировать всю систему политических институтов страны для достижения своей долгосрочной цели, одной из ко-
23
торых является повышение роли патриотизма в обществе.
Это включает в себя развитие патриотических идей и использование стратегических методов управления, которые позволят стране достичь своих целей в постоянно меняющейся внешней среде. Еще одна проблема патриотизма в период политических перемен-определение роли государства в этом процессе.
Большинство авторов согласны с рядом позиций по этому вопросу, и одним из главных признаков государства в период политических изменений является:
- защита прав человека;
- установление правовых приоритетов, защита интересов, прав и свобод граждан;
- установление легитимности во всех видах отношений;
- единство прав и законов; декларация верховенства Конституции и ее прямых последствий;
- защита внутреннего и внешнего суверенитета;
- уважение легитимности Конституции;
- защита территориальной целостности;
- социальная, экономическая и политическая стабильность.
Выводы
На наш взгляд, особое внимание следует уделять патриотическому образованию, поскольку дух патриотизма дает новый импульс духовному возрождению молодежи и играет роль идеологического проводника сохранения культурных и национальных ценностей мира, хороших соседей, терпимости, межэтнических и межпоколенческих отношений. Реализация естественной потребности молодежи в патриотизме является предпосылкой для их духовного и материального развития, создания человеческого образа жизни, знания исторических, культурных, национальных и духовных аспектов, связанных с их родиной, понимания демократических перспектив ее развития в современном мире.
Сегодня как никогда необходимо создать реальный образ России как про-
цветающей, справедливой и уважаемой страны в мире.
Хотя патриотическое образование является довольно эффективным способом привить патриотизм и идеи населению, непоследовательность этой категории, включенной в влияние государства на общество, может привести к замене концепций и идеи патриотизма через призму отношения государства к власти.
Исторически реальный вклад населения в дела государства произошел во время мировых исторических изменений в этот период, роль патриотизма в обществе значительно возросла, и это может произойти даже сегодня в период политических изменений в России патриотизм, с одной стороны, является политической доктриной, одним из важнейших элементов политической жизни страны и существенным явлением в современном обществе.
Конечно, патриотизм более развит в некоторых социальных группах, например, в армии, в то время как семья играет большую роль в патриотическом образовании в мире, чем в государственных учреждениях сегодня, Россия находится на экономическом и политическом этапе перехода, когда важно развивать моральный потенциал общества и повышать роль национальных идей в общественном сознании.
Реализация и поддержка патриотизма, как и любой другой идеи, может столкнуться с рядом проблем, включая:
1. Неоднозначность идеи - патриотизм может иметь различные интерпретации, что может привести к неоднозначности его реализации. Некоторые подходы к патриотизму могут быть противоположны друг другу и создавать трения в обществе.
2. Излишний национализм - осуществление патриотических программ может создавать излишний национализм, что в свою очередь может породить различные формы дискриминации.
3. Опасность религиозного рассогласования - патриотические идеи могут также не совпадать с религиозной убежденностью людей, отчего в обществе мо-
24
гут возникнуть противоречия и религиозный рассогласование.
4. Необходимость пропаганды - реализация патриотических программ потребует организации пропаганды, чтобы информировать и привлекать людей к идее патриотизма, но именно этот фактор может породить дискуссии о том, насколько свободно должны быть распространяемы идеи патриотизма.
5. Претензии на исключительность -можно наблюдать одновременно и претензии на исключительность в рамках сильных проявлений патриотизма со стороны различных групп и стремление к глобализации и увеличению международной интеграции, что может столкнуться с противоречиями и негативными оценками конкретных стран.
6. Потенциально заострение международной напряженности - сильное ощущение гордости и традиционного подъема национальной идентичности, созданное в результате патриотических программ, может привести к заострению отношений с другими странами.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Аффект через призму общественных настроений // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2021. № 12. С. 85-90.
2. Ардашев Р. Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.
3. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного сознания россиян. Монография. М.: РГСУ, 2021. 184 с.
4. Ардашев Р.Г. Особенности сознания россиян: стратегии восприятия будущего // Социология. 2021. № 2. С. 60-67.
5. Ардашев Р.Г. Феноменология рационального и иррационального мышления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. С. 120-124.
6. Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф. Стратегия формирования солидарно-
го общества в регионе // Дискуссия. 2013. № 5-6. С. 121.
7. Иванов Р.В. Патриотическое сознание современной молодежи // Социология. 2023. № 1. С. 21-28.
8. Иванов Р.В. Изменение смыслов патриотизма в молодежной среде (2010 и 2017 гг.) // Социология. 2018. № 2. С. 108-112.
9. Иванов Р.В. Качество патриотизма в современной России // Социология. 2019. № 4. С. 21-26.
10. Иванов Р.В. Направления реализации государственных проектов по развитию патриотического воспитания в региональных образовательных учреждениях // В поисках социальной истины. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2022. С. 209-213.
11. Иванов Р.В. Толерантность, патриотизм и социальное неравенство // Социология. 2018. № 4. С. 20-22.
12. Иванов Р.В., Полюшкевич О.А. Патриотизм и идентичность в современных российских фильмах // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 18. С. 44-55.
13. Кармадонов О.А., Ардашев Р.Г. Социальное бессознательное как условие и фактор социальной конъюнкции // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46. № 3. С. 605-609.
14. Малых С.В. Культура патриотизма в университетской среде // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины. Материалы Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. Ответственные редакторы А.Д. Карнышев,
B.А. Решетников. Иркутск, ИГУ, 2019.
C.472-476.
15. Полюшкевич О.А. Новая идентичность в современном патриотическом кинематографе // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 2. С. 192-202.
25
16. Полюшкевич О.А. Духовная безопасность или провокация: анализ современных патриотических фильмов // Социальные проблемы и безопасность российских регионов. Материалы второго Байкальского научного социологического симпозиума. Иркутск, ИГУ, 2015. С.259-266.
17. Полюшкевич О.А. Духовно-идеологические основы формирования мировоззрения через патриотический кинематограф // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2022. С. 278-282.
18. Полюшкевич О.А. Патриотизм как форма просоциального поведения // Телекоммуникационные технологии: Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях. Хабаровск, ХГУКИ, 2020. С. 10371044.
19. Полюшкевич О.А. Экономический патриотизм в процессах социокультурной солидарности жителей Иркутской области // Социокультурная динамика Иркутской области в ХХ - начале XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, ИГУ, 2017. С. 112-114.
20. Скуденков В.А. Экономические притязания в структуре патриотизма студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 82-84.
21. Скуденков В.А. Экономический патриотизм и социальные притязания молодежи // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы. материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2018. С. 48-53.
22. Сташко Г.В. Патриотическое воспитание молодежи в Российской Федерации: проектирование и реализация // Апгрейд социальных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025. Материалы Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 279-283.
FOUNDATIONS AND GROUNDS FOR THE TRANSFORMATION OF MODERN PATRIOTISM
Ivanov R.V.
Irkutsk State University
The article discusses the main trends in the transformation of modern patriotism. The basic foundations and perspective foundations of patriotism of the present and the future are singled out, factors provoking social dynamics and leading to stagnation and disorganization of social processes are identified.
Keywords: patriotism, transformation, world-view, ideology, modeling forms, Motherland.
References
1. Ardashev R.G. Affect through the prism of public moods // The problem of the correlation between the natural and the social in society and man. 2021. No. 12. S. 85-90.
2. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. S. 53-61.
3. Ardashev R.G. The irrationality of the public consciousness of Russians. Monograph. M.: RGSU, 2021. 184 p.
4. Ardashev R.G. Peculiarities of Russian Consciousness: Strategies for Perceiving the Future // Sociology. 2021. No. 2. S. 6067.
5. Ardashev R.G. Phenomenology of rational and irrational thinking // Bulletin of the Saratov University. New episode. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2021. V. 21. No. 2. S. 120-124.
6. Babintsev V.P., Ushamirskaya G.F. Strategy for the formation of a solidary society in the region // Discussion. 2013. No. 5-6. C. 121.
7. Ivanov R.V. Patriotic consciousness of modern youth // Sociology. 2023. No. 1. S. 2128.
8. Ivanov R.V. Changing the meanings of patriotism in the youth environment (2010 and 2017) // Sociology. 2018. No. 2. S. 108-112.
9. Ivanov R.V. The quality of patriotism in modern Russia // Sociology. 2019. No. 4. S. 2126.
10. Ivanov R.V. Directions for the implementation of state projects for the development of
26
patriotic education in regional educational institutions // In Search of Social Truth. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2022, pp. 209-213.
11. Ivanov R.V. Tolerance, patriotism and social inequality // Sociology. 2018. No. 4. S. 2022.
12. Ivanov R.V., Polyushkevich O.A. Patriotism and identity in modern Russian films // Iz-vestia of the Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies. 2016. V. 18. S. 44-55.
13. Karmadonov O.A., Ardashev R.G. Social unconscious as a condition and factor of social conjunction // Nomothetika: Philosophy. Sociology. Right. 2021. V. 46. No. 3. S. 605-609.
14. Malykh S.V. Culture of patriotism in the university environment // Interdisciplinary resources of economic psychology in the formation of ethno-regional identity and a positive image of a small motherland. Materials of the All-Russian scientific - practical conference with international participation. Managing editors A.D. Karnyshev, V.A. Re-shetnikov. Irkutsk, IGU, 2019, pp. 472-476.
15. Polyushkevich O.A. New identity in modern patriotic cinema // Humanitarian vector. 2022. Vol. 17. No. 2. pp. 192-202.
16. Polyushkevich O.A. Spiritual security or provocation: analysis of modern patriotic films // Social problems and security of Russian regions. Materials of the second Baikal scientific sociological symposium. Irkutsk, IGU, 2015. S. 259-266.
17. Polyushkevich O.A. Spiritual and ideological foundations of the formation of a worldview
through patriotic cinema // Humanitarian knowledge and spiritual security. Collection of materials of the IX International Scientific and Practical Conference. Makhachkala, 2022, pp. 278-282.
18. Polyushkevich O.A. Patriotism as a form of prosocial behavior // Telecommunication technologies: Actualization and solution of the problems of training highly qualified personnel in modern conditions. Khabarovsk, KhGUKI, 2020. S. 1037-1044.
19. Polyushkevich O.A. Economic patriotism in the processes of sociocultural solidarity of the inhabitants of the Irkutsk region // So-ciocultural dynamics of the Irkutsk region in the XX - early XXI century. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Irkutsk, IGU, 2017, pp. 112-114.
20. Skudenkov V.A. Economic claims in the structure of student youth patriotism // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2018. No. 2. S. 82-84.
21. Skudenkov V.A. Economic patriotism and social claims of youth // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, prospects. materials of the IV All-Russian scientific-practical conference. Irkutsk, IGU, 2018, pp. 48-53.
22. Stashko G.V. Patriotic education of youth in the Russian Federation: design and implementation // Upgrade of social projects: startup stages. Update 2025. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. 2019. S. 279-283.
27