Цифровая социализация молодежи
Кузнецова Екатерина Александровна,
преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса» (ГАПОУ БТОТиС) E-mail: [email protected]
В статье показываются особенности цифровой социализации современной молодежи, рассматриваются социальные и личностные риски, выделяются особенности виртуального развития сознания молодого человека. Выделяются типы цифровой социализации и их воздействие на идентичности молодежи, а также на особенности формирования поведенческих повседневных, образовательных и профессиональных особенностей молодых людей.
Ключевые слова: социализация, цифровизация, молодежь, идентичность, информационная социализация, киберсоциализация, цифровая социализация.
В современном мире все больше и чаще социализация молодых людей происходит не в реальном режиме, а через различные виртуальные платформы. Молодые люди проводят время в цифровом мире - общаясь, обучаясь, работая, выстраивая личную жизнь, приобретая не реальные навыки, умения и опыт, а виртуальные, которые сами по себе отличаются, так как зависят от той среды, в которой возникли. Поэтому можно говорить о цифровой социализации современной молодежи.
Именно она формирует новый тип и структуру личности. И можно с уверенностью говорить, что через 20-30 лет мы будем наблюдать совершенно другого по представлениям, ценностям, мировоззрению, эмоциям и чувствам, поведенческим особенностям человека. Человека эпохи виртуальности. Новый антропологический тип эволюции homo sapiens.
Благодаря социализации человек усваивает ценности и нормы, приемлемые стандарты поведения, общественные представления и это позволяет ему вливаться в социум, соответствовать ему. Социализация происходит через соединение уникальных характеристик и черт личности, языковых, религиозных, территориальных, государственных и иных характеристик позволяющих встроить личность в социальную структуру, позволяя освоить социальные нормы и стандарты поведения.
Традиционно выделяют агентов первичной (родители, педагоги, воспитатели, наставники, тренеры) и вторичной социализации (руководители, чиновники, представители СМИ и шоу-бизнеса) и т.д. Последние тридцать лет, представители вторичной группы социализации все больше и больше влияют на сознание молодых людей. Так как последние все меньше взаимодействуют в реальном мире и все больше в виртуальном, ориентируются не на сверстников или реальный круг общения, а на блогеров шоу-звезд, популярных психологов, ко-
59
учей, бизнесменов и проч. Людей, которые показывают и рассказывают о своих успехах через и внутри виртуального пространства.
Эти действия приводят к формированию новых стратегий мышления среди молодежи. Для того, чтобы добиться успеха не обязательно учиться, получать образование, работать - достаточно вести модный блог, иметь своих подписчиков и зарабатывать на том, о чем говоришь. Это серьезное упрощение смыслов, значений и форм того, что делаешь, для чего и как.
Цифровизация стала серьезной альтернативой социализации семьи, школы и университета. Этот процесс нашел отражение в таких терминах как: информационная социализация, киберсоциа-лизация, цифровая социализация. Эти определения объединяет то, что человек получает опыт социального и ролевого взаимодействия не в реальном, а в виртуальном мире.
В литературе, вопросами социализации в цифровую эпоху занимались разные авторы. Например, Р.Г. Арда-шев [1-7] говорит об изменении сознания в эпоху виртуальности; Н.А. Голу-бева [10] и О.А. Полюшкевич [15-17] о становлении виртуальной идентичности. Процессы осуществления цифровой социализации освещены в работах М.А. Головчина [8,9], Г.Я. Гревцевой [11], О.В. Дудиной [12], Р.В. Ершовой [13] и других. Типология пользователей сети представлены, а работе А. Морозовой [14], сеть как пространство социализации в исследовании В.С. Собкина и А.В. Федотовой [18], цифровая социализация в культурно-исторической парадигме в работе Г.У. Солдатовой [19].
Социальный опыт цифрового взаимодействия обладает своими характеристиками и чертами. К основным из них можно отнести следующее:
• особыми личностными установками, позволяющими взаимодействовать внутри цифровой среды;
• специфическими внешними условиями социальной коммуникации, опосредованными своим языком и символами (смайлы, сокращения, новые слова);
• особыми поведенческими стратегиями поведения, обусловленными характеристиками виртуальной среды (отсутствия территориальных и языковых границ, новых социальных практик виртуального взаимодействия, особых правил и норм коммуникации).
В цифровой социализации выделяется четыре процессных компонента (по О.В. Дудиной [12]):
• цифровая культура (идеологические и организационные ценности);
• цифровое обучение (цифровые грамотность и навыки);
• цифровое развитие личности (цифровая личность, цифровая репутация);
• цифровое воспитание. Благодаря цифровой социализации
формируется новый стиль коммуникации, опирающийся на автономность и независимость, открытость и иннова-тивность. Более того, благодаря цифровой социализации формируется новый тип виртуальной идентичности и новая форма проявления индивидуальности. Благодаря воздействию виртуальной среды проявляются такие характеристики личности как персонализация и гей-мификация. Это ключевые смыслы социального моделирования общественного развития.
Цифровая социализация выступает основой для формирования цифровой личности, которая конструируется и проявляется в процессе виртуального общения, самостоятельно и индивидуально выстраивает цифровые коммуникации, постоянно находится в интерактивном режиме (имеет возможность быть на связи «здесь и сейчас» большую часть времени), формирует желаемый (часто идеализированый) образ себя самой (не совпадающий с реальным полом, возрастом, внешностью, профессией, местом жительства и проч.).
К негативным чертам цифровой социализации можно отнести постоянное нахождение в придуманном мире, анонимном общении, снижении когнитивной нагрузки, клиповости мышления, посещение деструктивных и асоциальных сайтов, способных нанести вред психике
60
молодого человека. Помимо этого, происходит обесценивание всех источников информации кроме цифровой среды. А также формируются негативные и деструктивные настроения в молодежной среде.
Особенности проведения и анализ результатов исследования
Мы провели опрос россиян на платформе www.google.ru в возрасте от 18 до 35 лет, проживающих в разных регионах РФ. Всего приняло участие 55% женщин и 45% мужчин. Выборка квотная, многоступенчатая (пол, возраст, регион проживания, участие в цифровом взаимодействии).
Молодые люди должны были участвовать в виртуальных интеракциях не менее 6 часов каждый день в любой сфере и нише коммуникаций. Это мог быть досуг, обучение, работа или что-то
Таблица 1. Типы цифровой социали зации
еще. Данный пункт указывали сами респонденты при начале исследования.
Гипотезой исследования выступало то, что в процессе цифровой социализации формируются различные типы стратегии осуществления данного механизма, так как разные условия и внутренние предпосылки способствуют тому, чтобы молодые люди активно вовлекались в цифровое взаимодействие и тем самым развивали и опосредовали цифровую социализацию.
Анализ результатов исследования
На основе проведенного исследования мы выделили несколько типов цифровой социализации на сегодняшний день, существующих в виртуальном пространстве, которые определяются детерминантой поведения, обусловлены поведенческими характеристиками и особенностями условий возникновения (см. таблицу 1).
Условия возникновения Поведенческая характеристика Восприятие цифрового пространства (сети)
Желание заявить о себе, подчеркнуть свою значимость и уникальность(гедонизм) Постоянно делает и выкладывает собственные селфи. Рассказывает о себе реальные и выдуманные истории. Фиксирует ежеминутно свои действия у себя на странице (от фото еды, до интимных сцен) Сеть - это место, где можно придумать себя
Желание общаться и интересно проводить время (играть) с разными интересными людьми (друзья, хобби) Вовлечен в игровые сообщества, участвует в турнирах или просто играх. Активно участвует в тематическом форуме. Модерирует чаты,дает советы,помогает развивать то, что уже сам освоил. Сеть - это место, где можно найти необходимый социальный капитал и получать удовольствие от процесса и цели нахождения в виртуальном мире
Желание обучаться новому (учеба) Постоянно учится на каком-либо курсе (начиная от продвижения сети или видеосъёмки на телефон до серьезных обучений по психологии, экономике или политике). Сеть - это место, где можно учиться, осваивать новые навыки
Желание решать финансовые вопросы в виртуальном мире (работа) Виртуальность - это место монетизации своих навыков. Участие в постоянных онлайн заработках. Виртуальность - идеальное место работы, где ты всегда вовремя, когда бы ни начал и где бы ни был. Сеть - это место, где можно использовать свои навыки и умения и монетизировать их
Желание найти партнера для отношений (личные отношения) В сети происходят личные знакомства, для личного общения в реале или виртуальном мире. Создаются условия для создания семьи онлайн. Сеть - это место, где реализуется личная жизнь
Желание продлить онлайн общение с теми, с кем в реальной жизни идет общение (дублирование жизни) Более открытое и доверительное общение. Публичное освещение своих эмоций, чувств и состояний. Постоянная фиксация своего места присутствия в онлайне для того, чтобы всегда быть на связи. Сеть - это место расширения формата и условий общения с близкими людьми, расширение возможностей реального общения
61
На рисунках 1 и 2 представлено соотношение по возрасту и полу распространенности того или иного типа социализации молодых людей (см. Рис. 1 и 2).
35 лет 25 лет
Дублирование жизни Личные отношения Работа Учеба Друзья, хобби Гедонизм
0% 10% 20% 30% 40%
Рис. 1. Соотношение цифровой социализации по возрасту
Дублирование жизни
Личные отношения Работа Учеба Друзья, хобби
Гедонизм
ЖИЛ
26% 30%
0%
20°%
Рис. 2. Соотношение цифровой социализации по полу
Гедонизм более распространен среди девушек (30%), чем юношей (13%) и примерно равномерно в старшей и младшей возрастной группах (31 и 29% соответственно).
Друзья и хобби среди молодых людей более значимы в цифровой социализации (26%), чем для девушек (14%). Разницы в возрастной структуре молодежи практически нет (20 и 23%).
Учеба новому немного более значима для девушек (19%) старшей возрастной группы (21%) молодежи, чем для юношей (15% и 16% соответственно).
Работа имеет такое же соотношение и значимость для девушек старшей возрастной группы (14% и 19%), для юношей - 10% и 13% соответственно.
Личные отношения в цифровом пространстве более значимы для молодых людей - 17%, для девушек это 12%. В более младшем возрасте (18-25 лет) более приоритетно - 11%, чем в более старшем - 6%.
Дублирование жизни чаще встречается среди мужчин (19%) и реже чем среди женщин (11%). В возрасте 1825 лет - 8%, 26-35 лет - 3%.
Уровень цифровой коммуникативности достаточно высокий, но все же более ярко выражен у младшей группы молодежи, так как они с более раннего возраста вовлечены в виртуальное взаимодействие, а старшая группа молодых людей подключилась к нему в более осознанном возрасте (см. таблицу 2).
Таблица 2. Возрастные особенности цифровой коммуникации (в %)
Уровни 18-25 лет 26-35 лет
Высокий 61% 47%
Средний 32% 38%
Низкий 7% 15%
40%
Представленные данные позволяют говорить о разных типах цифровой социализации, которая способствует социальному включению в процессы воспроизводства общества в новых условиях виртуального мира.
Общение в цифровом мире обладает следующими особенностями1:
• Уравнивание прав всех участников виртуального взаимодействия (34%). Одинакова значима и для мужчин, и для женщин (24 и 25% соответственно).
• Анонимность и физическая неопределенность (31%). Мужчины в два раза чаще, чем женщины указывали на эту особенность (30 и 15% соответственно).
1 Можно было выделить несколько вариантов ответов, поэтому сумма больше 100%.
62
• Оперирование стереотипами (26%). Одинаково уместно и используется мужчинами и женщинами (24 и 23% соответственно)
• Добровольность и активность поддержания контактов (22%). Более важна для девушек (26%), чем для юношей (12%).
• Ограниченность форм выражения эмоций (т.к. используется знаки) -25%. Девушки в два раза чаще это отмечали, чем юноши (18 и 9% соответственно).
• Смореализация и самоутверждение -18%. Мужчины в три раза чаще, чем женщины указывали на данный показатель (33 и 13% соответственно).
• Возможность проявить нетипично себя - 15%. Женщины указывали в два раза чаще, чем мужчины (24 и 12% соответственно).
• Потеря ощущения времени - 12%. Одинаково значимо и серьезно для мужчин и женщин (11 и 12% соответственно).
Выделенные особенности особенно значимы для тех молодых людей, что имеют проблемы коммуникаций в реальном мире.Благодаря процессам цифровой социализации они могут существенно расширить формальные связи, но далеко не все могут получить реальные эмоции и чувства.
Формирования новых моделей образовательных и профессиональных траекторий становится несомненным ресурсом цифровой социализации, так как позволяет найти возможность для развития и профессионального признания все в новых и новых цифровых профессиях. Профессиональная реализация в цифровом мире не может носить постоянный характер - все быстро меняется, поэтому становится приемлемой локальная проектная работа, при завершении которой и выплаты договоренной оплаты, ни человек, ни его работодатель ничего друг другу не должны. Это приведет к новым рыночным отношениям, обладающим спецификой и особенностями цифрового взаимодействия.
Сложность этих процессов в том, что это не помогает молодым людям соци-
ализироваться в реальном мире, найти тот формат социального признания, который будет совпадать с традиционными для нашего общества формами. Пока этого не произойдет - полного включения в работу социальных институтов не приходится констатировать.
Пока мы живем в социуме - действуют его законы. Виртуальный мир придумывает новую реальность со своими правилами и нормами, но это процесс становления нового миропорядка. Переходный момент будет порождать людей, не адаптированных в полной мере ни там, ни тут. И как следствие, поколение - дезадаптированных молодых людей, не вписывающихся в рамки ни старого, ни еще не сформированного нового мира.
Также происходит разрушение представлений о необходимости соблюдения социальных норм и ролей, которые позволяют вписываться в социальный круг и социальное взаимодействие. Наряду с этим - нарушается временное (темпоральное) восприятие себя, собственной вовлеченности в цифровые контакты (не заметил сколько времени просидел в социальных сетях и т.д.).
Негативной чертой цифровой социализации выступает и то, что только Интернет создает условия для развития личности, школа или университет и тем более семья - отодвинуты очень далеко. Но если в рамках образовательных учреждений хотя бы имеются зачатки дистанционного удаленного обучения, то семейное взаимодействие в процессе цифровой социализации максимизируется на общении в мессенджерах ^Ь^Арр, Viber), а этого недостаточно для поддержания нужного уровня социальных коммуникаций.
Цифровая социализация молодежи строится на социальных установках и ориентирах развития человека в виртуальном мире: жить без ограничений и границ, создавая пространство для реализации и достатка, определяя механизмы и формы социального развития в новом мире. Эффективность данной стратегии обусловлена рамками социального давления простых и понятных
63
способов довериться виртуально незнакомым людям, чем реально начать решать проблемы, которые вызывают наибольшую сложность и сопротивление.
Выводы
Цифровая социализация может стать инструментом стирания ограничений и преград и не может быть чем-то более значимым, чем сама возможность опоры на виртуальное пространство социальных взаимосвязей. Формирование моделей поведения в условиях цифровой социализации может стать инструментом сплочения и социального моделирования общественного развития. Цифровая социализация может опровергнуть право и возможность первичных институтов социализации (семья, детский сад, вуз и т.д.), также как и утвердить.
На сегодняшний день, цифровая социализация молодых людей осуществляется спонтанно. Нам видится, эту ситуацию надо менять - внедрив инструменты цифровой социализации в виртуальную стратегию обучения, воспитания и развития личности. Этим аспектом социализации, так же, как и школой, детскими садами или университетом - должно заниматься государство. Так как благодаря этой сцепке возможно формирование солидарного общества.
Более того, данная тематика требует более длительного и глубокого мониторинга данной проблемы. Это поможет выйти на новый уровень социального развития и формирования личности нового типа, не подверженной старым ограничениям, а формирующей новые реалии собственной реализации и развития в новых условиях цифрового мира современной России.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Метаморфозы сознания: образы идентичности в виртуальном пространстве // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 25-28.
2. Ардашев Р.Г. Новые смыслы в сознании молодежи: влияние вирту-
альности // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2021. С. 152-156.
3. Ардашев Р.Г. Особенности сознания и психологического здоровья в условиях виртуализации // Гуманистические и экологические ресурсы Байкала в укреплении социального здоровья и межнационального согласия в молодежной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: тематический сборник статей. Иркутск, ИГУ, 2021. С. 141-144.
4. Ардашев Р.Г. Трансформация сознания молодежи в эпоху виртуальности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 5. С. 31-34.
5. Ардашев Р.Г. Трансформация сознания после пандемии: новые грани виртуальности // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 56-63.
6. Ардашев Р.Г. Феноменология рационального и иррационального мышления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. С. 120-124.
7. Ардашев Р.Г. Киберсуицид и кибер-буллинг в современном обществе // Социология. 2022. № 6. С. 32-38.
8. Головчин М.А. Влияние интернет-активности на жизнь в эпоху циф-ровизации общества и экономики: на данных регионального исследования // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13. № 3. С. 1356-1369. DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.3.1356-1369
9. Головчин М.А. Проявления цифровой социализации в молодежной среде: на данных пилотного опроса старшеклассников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 5. С. 237-256. DOI: 10.15838/esc.2022.5.83.13
10. Голубева Н.А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологи-
64
ческом обществе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 1. С. 130-150.
11. Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. № 1. С. 40-49.
12. Дудина О.В. К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте современного образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2021. № 3 (112). С. 161-166.
13. Ершова Р. В. Цифровая социализация личности в эпоху глобальных перемен // Прикладная психология на службе развивающейся личности. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет. 2019. С. 49-54
14. Морозова А. Типология пользователей социальной сети // Мультимедийная журналистика / под ред. В.П. Воробьева. Минск: Издательский центр БГУ.2018. С.225-229
15. Полюшкевич О.А. Виртуальная самопрезентация в период пандемии СОУЮ-19 и после ее // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Грозный - Махачкала, 2020. С. 303-307.
16. Полюшкевич О.А. Виртуальная составляющая социальной идентичности // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 10-25.
17. Полюшкевич О.А. Иррациональные основы формирования социальной идентичности под влиянием виртуальности // Социология. 2020. № 5. С.163-176.
18. Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 119-137. DOI: 10.17759/срр.2019270308
19. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической
парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71-80. DOI: 10.17759/ sps.2018090308
DIGITAL SOCIALIZATION OF YOUTH
Kuznetsova E.A.
Baikal College of Industrial Technologies and Service
The article shows the features of the digital socialization of modern youth, shows social and personal risks, highlights the features of the virtual development of the consciousness of a young person. The types of digital socialization and their impact on the identities of young people, as well as on the features of the formation of everyday behavioral, educational and professional characteristics of young people are distinguished.
Keywords: socialization, digitalization, youth, identity, information socialization, cyber socialization, digital socialization.
References
1. Ardashev R.G. Metamorphoses of Consciousness: Images of Identity in Virtual Space // Social Reality of Virtual Space. materials of the II International scientific-practical conference. Irkutsk, ISU, 2020. S. 25-28.
2. Ardashev R.G. New meanings in the minds of young people: the influence of virtuality // In search of social truth. materials of the III International scientific-practical conference. Irkutsk, IGU, 2021, pp. 152-156.
3. Ardashev R.G. Features of consciousness and psychological health in the conditions of virtualization // Humanistic and ecological resources of Baikal in strengthening social health and interethnic harmony among the youth. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation: thematic collection of articles. Irkutsk, IGU, 2021, pp. 141-144.
4. Ardashev R.G. Transformation of youth consciousness in the era of virtuality // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2021. No. 5. S. 31-34.
5. Ardashev R.G. Transformation of consciousness after the pandemic: new facets of virtuality // Social reality of virtual space. materials of the II International scientific-practical conference. Irkutsk, 2020. S. 5663.
65
6. Ardashev R.G. Phenomenology of rational and irrational thinking // Bulletin of the Saratov University. New episode. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2021. V. 21. No. 2. S. 120-124.
7. Ardashev R.G. Cybersuicide and cyberbul-lying in modern society // Sociology. 2022. No. 6. S. 32-38.
8. Golovchin M.A. The influence of Internet activity on life in the era of digitalization of society and the economy: on the data of a regional study // Actual problems of economics and law. 2019. V. 13. No. 3. S. 1356-1369. DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.3.1356-1369
9. Golovchin M.A. Manifestations of digital socialization in the youth environment: based on data from a pilot survey of high school students // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2022. V. 15. No. 5. S. 237-256. DOI: 10.15838/esc.2022.5.83.13
10. Golubeva N.A. Features of the digital identity of adolescents and youth in the modern technological society. Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series "Psychology. Pedagogy. Education".
2020. No. 1. P. 130-150.
11. Grevtseva G. Ya. Digital socialization of personality in the educational environment // Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical Sciences. 2022. No. 1. P. 40-49.
12. Dudina O.V. On the issue of the structure of digital socialization in the context of modern education // Bulletin of the Chechen State Pedagogical University. AND I. Yakovlev.
2021. No. 3 (112). pp. 161-166.
13. Ershova R.V. Digital socialization of personality in the era of global change // Applied psychology in the service of a developing personality. Kolomna: State Social and Humanitarian University. 2019, pp. 49-54
14. Morozova A. Typology of social network users // Multimedia journalism / ed. V.P. Voro-byov. Minsk: BSU Publishing Center. 2018, pp. 225-229
15. Polyushkevich O.A. Virtual self-presentation during the COVID-19 pandemic and after it // Humanitarian knowledge and spiritual security. Collection of materials of the VII International scientific-practical conference. Grozny - Makhachkala, 2020, pp. 303-307.
16. Polyushkevich O.A. Virtual component of social identity // Social reality of virtual space. materials of the II International scientific-practical conference. Irkutsk, 2020. S. 10-25.
17. Polyushkevich O.A. Irrational foundations of the formation of social identity under the influence of virtuality // Sociology. 2020. No. 5. S. 163-176.
18. Sobkin V.S., Fedotova A.V. Network as a space of socialization of a modern teenager // Consultative psychology and psychotherapy. 2019. V. 27. No. 3. S. 119-137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308
19. Soldatova G.U. Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world // Social psychology and society. 2018. V. 9. No. 3. S. 71-80. DOI: 10.17759/sps.2018090308
66