Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК АГЕНТА И СРЕДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК АГЕНТА И СРЕДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
410
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ Z / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЛИЧНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Химченко Сергей Евстафиевич, Николаев Валерий Владимирович, Самыгин Сергей Иванович

Целью статьи является рассмотрение проблемы, связанной с рисками социализации молодежи, в современных условиях, когда важнейшим агентом и средой социализации личности молодого человека выступает мировая сеть Интернет. Последние годы данная проблема является крайне актуальной для российского научного сообщества, традиционно негативно воспринимающего сеть Интернет в контексте социализационного влияния на молодежь, что находит отражение в существующем дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Химченко Сергей Евстафиевич, Николаев Валерий Владимирович, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INTERNET AS AN AGENT AND ENVIRONMENT OF YOUTH SOCIALIZATION

The purpose of the article is to consider the problem associated with the risks of youth socialization in modern conditions, when the Internet is the most important agent and environment for the socialization of a young person's personality. In recent years, this problem has been extremely relevant for the Russian scientific community, which traditionally perceives the Internet negatively in the context of the socialization impact on young people, which is reflected in the existing discourse.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК АГЕНТА И СРЕДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316

РО! 10.23672/к5370-0358-8888-у

Химченко Сергей Евстафиевич

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой физической культуры, Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия 89515111938@mail.ru

Николаев Валерий Владимирович

доцент кафедры физической культуры, Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия Honda-1959@mail.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры финансового и НЯ менеджмента, Ростовский государственный экономический университет darya.maksimovich@gmail.com

Sergey E. Khimchenko

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor,

Head of the Department

of Physical Culture,

Rostov branch Russian State

University of Justice

89515111938@mail.ru

Valery V. Nikolaev

Associate Professor of the Department of Physical Culture, Rostov branch of the Russian State University of Justice Honda-1959@mail.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences,

Professor of the Department of Financial

and HR Management,

Rostov State University of Economics

darya.maksimovich@gmail.com

Роль сети интернет как агента и

среды социализации молодежи

The role of the internet

as an agent and environment of youth socialization

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение проблемы, связанной с рисками социализации молодежи, в современных условиях, когда важнейшим агентом и средой социализации личности молодого человека выступает мировая сеть Интернет. Последние годы данная проблема является крайне актуальной для российского научного сообщества, традиционно негативно воспринимающего сеть Интернет в контексте социализационного влияния на молодежь, что находит отражение в существующем дискурсе.

Ключевые слова: поколение Z, социализация, сеть Интернет, современная молодежь, личность, современная реальность.

Annotation. The purpose of the article is to consider the problem associated with the risks of youth socialization in modern conditions, when the Internet is the most important agent and environment for the socialization of a young person's personality. In recent years, this problem has been extremely relevant for the Russian scientific community, which traditionally perceives the Internet negatively in the context of the socialization impact on young people, which is reflected in the existing discourse.

Keywords: generation Z, socialization, Internet, modern youth, modern reality.

В настоящий момент мы являемся свидетелями наступления нового социального времени, связанного с тем, что в жизнь вошло очередное поколение, так называемое поколение Ъ, состоящее, по большей части, из «гаджетозави-симых» молодых людей, чьим важнейшим социальным агентом выступает мировая сеть Интернет [1; 2]. Жизнедеятельность этих людей невозможна без постоянного сетевого взаимодействия. Включенность молодых людей в сетевое взаимодействие и связанный с этим отрыв от социальной реальности, характеризующий данное

поколение, вызывает бесконечные дискуссии научного сообщества, посвященные актуальным проблемам влияния сети Интернет на социализацию молодежи [3; 4].

Тематика социализации личности посредством сети Интернет отражена в исследованиях:

- М.С. Чвановой, М.С. Анурьевой и И.А. Киселевой, по мнению которых «социальные сети, представляя собой социальную площадку, являются сферой трансформации традиционных форм

социализации и социальных отношений» [4, с. 26];

- Т.А. Жданова и Н.С. Черноярова рассматривают влияние сети Интернет на процесс социализации молодежи с трех точек зрения: идентификации и самопознания молодежи; преобразования и изменения общения; трансформации характера видов деятельности [5];

- с позиции С.В. Бондаренко, молодой индивид социализируется в двух измерениях одновременно: в социальной общности киберпростран-ства (обучение электронной грамотности, навыкам навигации) и в сетевом социуме, с которым взаимодействует Интернет-пользователь (усвоение структуры ролей и ценностей того или иного Интернет-сообщества) [6];

- Е.А. Нижник пишет о рисках социализации личности, формирующихся под влиянием информационно-коммуникативных технологий [7].

Необходимо обратить внимание на то, чем нынешнее поколение действительно отличается от предыдущих поколений. Поколению Z предшествовало поколение X, выросшее преимущественно на литературе и телевизионных передачах. В рамках теории поколений Уильям Штраус и Нил Хоув говорят о том, что люди той или иной возрастной группы разделяют между собой особый набор убеждений, а также отношений, ценностей и поведенческих моделей, так как процессы их социализации происходят по большей части в схожих условиях (в данном случае в условиях глобальной сети).

Рассматриваемое поколение представляют люди, родившиеся после 2000 года, т.к. для них важнейшим агентом и средой социализации является именно сеть Интернет, а не такие традиционно важнейшие агенты социализации как семья, традиционные общественные институты или группы сверстников, выступающие в качестве референтных групп. Даже со сверстниками они предпочитают общаться не напрямую в реальном мире, а онлайн, где их коммуникация является опосредованной техническим ресурсом. В этой связи пословица: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - утрачивает сегодня всякий смысл, нуждаясь в актуализации в духе времени: «Скажи, кто твои любимые блогеры, и я скажу, кто ты». Именно коммуникативная модель, сформировавшаяся в рамках сети Интернет, соответствует запросам молодых людей в наибольшей степени. Это неудивительно, ведь вся их жизнь проходит в мире повсеместно распространенного и молниеносного интернета, социальных сетей и стримов, более половины из молодых людей ежедневно используют такие популярные сервисы, как: ВКонтакте, Facebook, Instagram, Telegram, Snapchat и т.д. Кроме того, для молодых россиян Интернет является наиболее актуальным источником новостной информации, в отличие от представителей предыдущих поколений, демонстрирующих значительно большее доверие центральным телевизионным каналам. Нынешние молодые люди - это те, в чью жизнь с самого раннего возраста вошли гаджеты, причем многие молодые родители сами давали их детям с той целью, чтобы успокоить, занять чем-то или просто

п е рел ожить с себя, пусть даже на кого-то неодушевленного, свои родительские обязанности. Принимая во внимание, тот факт, что родители сегодняшней молодежи младшей возрастной группы 14-17 лет, сами родились в конце восьмидесятых, и их социализация пришлась на непростой для нашей страны период «демократических преобразований», происходивших в девяностые годы прошлого века, то подобное желание бессознательного перекладывания ответственности за воспитание детей с себя на кого-то, в данном случае на Интернет. В свою очередь, для людей, чье образование и педагогические навыки нередко оставляют желать лучшего, не выглядит чем-то удивительным, являясь печальной закономерностью [8].

Это, конечно, не может не иметь последствий, все чаше российские психологи, педагоги и социологи с озабоченностью обращают внимание на синдром дефицита внимания и гиперактивность, отсутствие концентрации и клиповое мышление [9], делающее сознание молодых людей фрагментарным. Мир обладателей клипового мышления делится на различные секции, выпадающие из жизни, при этом усиливается внимание к различным «ярким заголовкам» и «вирусным видеороликам», очевидно, что данное явление выступает средством защиты мозга от информационных перегрузок, выступая в роли своеобразного механизма адаптации к развитию информационных технологий. В то же время в условиях новой социальной реальности развивается многозадачность, позволяющая одновременно общаться в социальных сетях, слушать музыку и даже, как-то выполнять свои рабочие обязанности. Констатируется отсутствие способности, сколько бы то ни было долгой концентрации на одной и той же информации. Применительно к высшей школе - студент не в состоянии «высидеть» пару, не говоря уже о какой-то активности в рамках занятия и, в таких условиях, способность к анализу получаемой информации приближается к нулю. Однако последствия этого будут сопровождать молодых людей и по окончанию вуза, когда многие из них вступят в стадию профессиональной деятельности. При ее осуществлении дефицит навыка концентрации внимания будет иметь для них самые негативные последствия. Так называемое «цифровое слабоумие» [10], связывают с объективным отсутствием необходимости запоминать ту или иную информацию, в том числе имеющую значимость для обучения или эффективного осуществления профессиональной деятельности, ибо - зачем утруждать себя этим, когда можно просто «загуглить»?

Впрочем, даже в социальных сетях, традиционно популярных среди молодых людей, не весь контент соответствует потребностям молодежи младших возрастных групп. Так, главенствующим трендом сегодня выступает Т1кТок - видеохостинг с видеороликами, не превышающими по продолжительности одной минуты, ведь более длительные видеоматериалы уже способны утомить молодежь. Смысловая нагрузка данного сетевого контента и обилие обсцененной лексики, демонстрируемое кумирами молодежи, так называемыми «Т1кТок блогерами» вызывает у

представителей предыдущих поколений определенный скепсис, доходящий до полного неприятия и вопрос: «Как такое вообще может вызывать восторг и нравиться?»

Поведенческие модели большинства молодых людей, с точки зрения представителей предыдущих поколений, является одновременно странным, неестественным, но в то же время удивительно похожим друг на друга. Данные модели, не характеризуют отдельно взятого молодого человека как личность, а являются во многом общими чертами для всех представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Парадокс заключается в том, что люди, которых воспитывали как индивидуалистов, коими они себя и считают, на самом деле являются удивительно похожими друг на друга в своих поведенческих моделях. Их поведение и образ мысли детерминированы сетью Интернет, ее нормами, ценностями и правилами, в рамках которых происходит сетевая коммуникация и о подлинной личностной индивидуальности не может идти речи. Таким образом, можно констатировать, что для молодых пользователей глобальной сети нет принципиальной разницы во взаимодействии в сети и реальном мире, несмотря на серьезные отличия данных процессов, культура сети выходит в реальный мир, следствием чего нередко являются трансформация социальных норм и девиаций, связанных с эволюционирующими видами киберпреступности в сети Интернет (фишингом -нелегальным доступом к конфиденциальным данным пользователя; кардингом - проведением незаконных операций с банковскими картами пользователей; смс-мошенничеством и др.) [11].

Невзирая на стирание всяческих границ в рамках сетевого пространства обитания молодежи, а также тоталитарную «толерантность», столь активно навязываемую Западом, и действительно характеризующую большую часть современных молодых людей, именно представители данного поколения, в наибольшей степени, страдают различными расстройствами психики, включая депрессии и пограничные состояния, а в их поведении не редки различные девиации. Так, например, на футболке «керченского стрелка» красовалась надпись «ненависть», а не «толерантность», столь активно навязываемая нашим молодым людям агентами их влияния - «топовыми блоге-рами», находящимися нередко за пределами нашей страны, но являющимися при этом столь близкими в глобальной сети.

Вместо т.н. «заглядывания в рот» своим сетевым кумирам, российской молодежи стоило бы обратить внимание на слова Президента России Владимира Владимировича Путина, сказанные им в ходе своего выступления на пленарной сессии в рамках XVIII ежегодного заседания клуба

Литература:

1. Cyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society / E.A. Karapetyan [et al.] // Revista Género e Direito. 2020. Vol. 9. № 4. P. 830845.

«Валдай» в 2021 году. Речь Президента шла о «здоровом консерватизме», актуальном как никогда в связи с цивилизационным кризисом, с которым уже столкнулся западный мир. Данный кризис не просто затрагивает миропорядок, но и посягает на представления человека о себе самом. Что же в таких условиях наиболее актуально для современной молодежи, как не полный отказ от русофобии, традиционного для многих молодых людей западничества и необоснованной оппозиционности действующей в нашей стране власти? В противном случае, скоро и в российском медицинском сообществе «Беременную женщину» станут называть «Беременным человеком».

Не оспаривая, что во все времена представители предыдущих поколений испытывали определенный скепсис, доходящий до недовольства. Этот скепсис касался морально-нравственного облика и личностных качеств представителей молодежи того или иного времени, что нередко сводилось к банальному конфликту «отцов и детей». При этом необходимо обратить внимание на озабоченность педагогического сообщества России дефектами, возникающими вследствие сетевой социализации, способными навредить социальному здоровью представителей рассматриваемого поколения молодежи. Так, например, Н.Х. Гафиату-лину, Н.П. Любецкого и Т.Ю. Захарову волнуют вопросы обеспечения информационной безопасности молодежи в условиях киберсоциализации, поскольку констатируется нарушение процесса включения личности в качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений [12].

Поколение Z действительно отличается от предыдущих поколений отсутствием коллективного опыта в реальном мире, атомизированно-стью членов сетевого сообщества в офлайн-про-странстве в связи с отсутствием реальной коммуникации, фрагментарностью мышления, а также гипериндивидуализмом, старательно развиваемой глобальной сетью в период первичной социализации молодых людей.

Но возможно ли конструктивное использование данных ресурсов, следствием чего являлось бы позитивное самоизменение личности, и могут ли они находиться, хотя бы, в какой-то степени на службе педагога высшей школы? Эти и ряд других вопросов, несмотря на их острую социальную актуальность, остаются сегодня недостаточно изученными. При всех потенциально возможных рисках для молодежи, выделяемых в трудах российских педагогов, социологов и психологов, необходимо обратить внимание на открывшиеся перед молодыми людьми образовательные возможности недоступные ранее, что имеет важнейшее значение в условиях распространения технологий дистанционного обучения.

Literature:

1. Cyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society / E.A. Karapetyan [et al.] // Revista Género e Direito. 2020. Vol. 9. № 4. P. 830845.

2. Касьянов В.В. Киберсоциализация как риско-генный фактор влияния на социальное здоровье российской молодежи в эпоху цифровых технологий / В.В. Касьянов, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самы-гин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6.

3. Гафиатулина Н.Х. Институт образования: социокультурные риски в сфере офлайн- и онлайн-образования молодежи / Н.Х. Гафиатулина, А.Г. Лугинина, Н.М. Сизова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 9. С. 21-25.

4. Чванова М.С. Влияние интернета на социализацию молодежи / М.С. Чванова, М.С. Анурьева, И.А. Киселева // Вестник Тамбовского университета. 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 23-36.

5. Жданова Т.А. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи / Т.А. Жданова, Н.С. Черноярова // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2015. Т. 6. № 2. С. 121-127.

6. Бондаренко С.В. Социальная система кибер-пространства как новая социальная общность / С.В. Бондаренко // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2002. № 12(38). С. 32-39.

7. Нижник Е.А. Специфика социализации личности в России в условиях динамичного развития информационно-коммуникативных технологий. Ростов-н/Д., 2014. 124 с.

8. Васьков М.А. Онлайн-образование в высшей школе России: основные акторы институционали-зации и социальные последствия / М.А. Васьков // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 3. С. 4557.

9. Баркалов В.В. Клиповое мышление как первопричина возникновения кибер-зависимости у молодежи / В.В. Баркалов; Отв. науч.ред. Л.В. Тара-сенко [и др.] // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикуль-туральном пространстве современного общества. Материалы V международной науч. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов, магистрантов. 2016. С. 191-195.

10. Старцев М.В. «Цифровое слабоумие» молодежи как проблема современного образования / М.В. Старцев, В.В. Хлебников, М.А. Джабраилов // Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 2(48). С. 69-75.

11. Бакланцева А.А. Трансформация социальных норм и девиаций в русскоязычной сети интернет / А.А. Бакланцева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2014. № 3.

12. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье в условиях киберсоциализации российской молодежи: к вопросу обеспечения информационной безопасности молодежи / Н.Х. Гафиатулина, Н.П. Любецкий, Т.Ю. Захарова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 4.

2. Kasyanov V.V. Cybersocialization as a risk-generating factor influencing the social health of Russian youth in the era of digital technologies / V.V. Kasyanov, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. № 6.

3. Gafiatulina N.Kh. Institute of Education: Sociocul-tural Risks in the Sphere of Offline and Online Education of Youth / N.Kh. Gafiatulina, A.G. Luginina, N.M. Sizova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2021. № 9. P. 21-25.

4. Chvanova M.S. The influence of the Internet on the socialization of youth / M.S. Chvanova, M.S. Anu-r'eva, I.A. Kiseleva // Bulletin of the Tambov University. 2017. Vol. 22. Iss. 5 (169). P. 23-36.

5. Zhdanova T.A. The influence of the virtual environment on the socialization of modern youth / T.A. Zhdanova, N.S. Chernoyarova // Electronic scientific publication «Scientific notes of the TOGU». 2015. Vol. 6. № 2. P. 121-127.

6. Bondarenko S.V. The social system of cyberspace as a new social community / S.V. Bondarenko // Scientific Thought of the Caucasus. Appendix. 2002. № 12(38). P. 32-39.

7. Nizhnik E.A. The specifics of the socialization of the individual in Russia in the context of the dynamic development of information and communication technologies. Rostov-on/D., 2014. 124 p.

8. Vaskov M.A. Online education in higher education in Russia: the main actors of institutionalization and social consequences / M.A. Vaskov // Humanitarian of the South of Russia. 2020. Vol. 9. № 3. P. 45-57.

9. Barkalov V.V. Clip thinking as the root cause of youth cyber addiction / V.V. Barkalov Executive Scientific Editor L.V. Tarasenko [et al.] // Actual problems of modeling, designing and predicting social and political processes in the multicultural space of modern society. Materials of the V international scientific. conf. young scientists, graduate students, students, undergraduates. 2016. P. 191-195.

10. Startsev M.V. «Digital dementia» of youth as a problem of modern education / M.V. Startsev, V.V. Khlebnikov, M.A. Dzhabrailov // Gaudeamus. 2021. Vol. 20. № 2(48). P. 69-75.

11. Baklantseva A.A. Transformation of social norms and deviations in the Russian-language Internet / A.A. Baklantseva // News of higher educational institutions. North Caucasian region. Social Sciences. 2014. № 3.

12. Gafiatulina N.Kh. Social health in the conditions of cybersocialization of Russian youth: on the issue of ensuring the information security of youth / N.Kh. Gafiatulina, N.P. Lyubetsky, T.Yu. Zakharova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.