Научная статья на тему 'Особенности социализации подростковой молодежи в условиях развития информационных компьютерных технологий'

Особенности социализации подростковой молодежи в условиях развития информационных компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ОНЛАЙНОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / ADOLESCENT YOUTH / SOCIALIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INTERNET / ONLINE IDENTITY / SOCIAL ROLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брусенцева Дарья Михайловна, Дуленко Виктория Рубеновна, Курило Марина Викторовна

В статье рассматриваются особенности социализации современной подростковой молодежи в условиях развития информационных компьютерных технологий. Процесс социализации молодежи в условиях прогресса информационно-компьютерных технологий и роста социальной значимости глобальной сети Интернет является сложным и противоречивым. Современное молодое поколение социализируется в качественно иных обстоятельствах по соотношению с предыдущими поколениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Брусенцева Дарья Михайловна, Дуленко Виктория Рубеновна, Курило Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENT YOUTH IN CONDITIONS OF INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGIES DEVELOPMENT

The article discusses the features of socialization of modern teenage youth in the development of information computer technologies. The process of socializing young people in the context of the progress of information and computer technologies and the growing social importance of the global Internet is complex and contradictory. The modern younger generation is socialized in qualitatively different circumstances in relation to previous generations.

Текст научной работы на тему «Особенности социализации подростковой молодежи в условиях развития информационных компьютерных технологий»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2019.2019.44457

Брусенцева Дарья Михайловна

аспирантка по направлению «социологические науки» кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет [email protected]

Дуленко Виктория Рубеновна

директор,

Детский культурно-просветительский центр «Русская сказка» [email protected]

Курило Марина Викторовна

Ростовское областное училище олимпийского резерва, Гимназия № 52 им. А.А. Печерского, магистрант

Академии психологии и педагогики; Южный федеральный университет [email protected]

Darya M. Brusentseva

Graduate student in Sociology,

Department of Regional Sociology

and Social Process Modeling,

Institute of Sociology and Regional Studies

of Southern Federal University

[email protected]

Victoria R. Dulenko

Director,

Children's Culture and Education Center «Russian Fairy Tale» [email protected]

Marina V. Kurilo

Rostov regional school Olympic reserve, Gymnasium № 52 named after A.A. Pechersky, Undergraduate of the Academy of Psychology and Pedagogy; South Federal University [email protected]

Особенности социализации подростковой молодежи в условиях развития информационных компьютерных технологий

Features of socialization

of adolescent youth in conditions of information computer technologies development

Аннотация. В статье рассматриваются особенности социализации современной подростковой молодежи в условиях развития информационных компьютерных технологий. Процесс социализации молодежи в условиях прогресса информационно-компьютерных технологий и роста социальной значимости глобальной сети Интернет является сложным и противоречивым. Современное молодое поколение социализируется в качественно иных обстоятельствах по соотношению с предыдущими поколениями.

Ключевые слова: подростковая молодежь, социализация, информационно-коммуникативные технологии, Интернет, онлайновой идентичность, социальная роль.

Annotation. The article discusses the features of socialization of modern teenage youth in the development of information computer technologies. The process of socializing young people in the context of the progress of information and computer technologies and the growing social importance of the global Internet is complex and contradictory. The modern younger generation is socialized in qualitatively different circumstances in relation to previous generations.

Keywords: adolescent youth, socialization, information and communication technologies, Internet, online identity, social role.

Социализация современной подростковой молодежи протекает под воздействием процессов информатизации и развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ): сегодня на социализацию подростковой молодежи оказывают влияние такие социальные институты, как средства массовой информации (СМИ), Интернет, массовая культура, молодеж-

ная субкультура [1]. Процесс социализации молодежи усложняется под воздействием новых тенденций, происходящих в информационной среде.

В связи с этим, особенности социализации молодых людей связаны с бурным развитием и распространением ИКТ как инновационных (не-

традицонных) агентов социализации молодежи. Как подчеркивает С.В. Шимко, поскольку молодое поколение является наиболее активным «потребителем СМИ и пользователем сети Интернет, влияние этих агентов на ее сознание и поведение стало приобретать тот социализаци-онный характер, который уже не позволяет рассматривать нетрадиционные агенты социализации как второстепенные» [2, с. 63].

Таким образом, специфической особенностью социализации подростковой молодежи в условиях развития информационных компьютерных технологий традиционные агенты социализации (семья, школа) утрачивают свое значение, тогда как ИКТ и сеть Интернет приобретает все большее социализирующее воздействие [3].

Рост социальной значимости Интернета в повседневной жизнедеятельности подростковой молодежи приводит к дисфункциям в процессе ее социализации, ибо молодые люди извлекают в сети Интернет разнообразную неконтролируемую информацию, подчас асоциального и антисоциального содержания [4]. В результате, стихийная социализация (посредством ИКТ) превалирует в среде подростковой молодежи, в то время как традиционные агенты социализации утрачивают первостепенное значение в информационном обществе.

Что же представляет собой подростковая молодежь? Опираясь на воззрения М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, следует отметить, что подростковая молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:

- совокупности определенных возрастных характеристик;

- специфики социального положения и особых социально-психологических особенностей, имеющих общественно-историческую природу и зависящих от особенностей развития информационного общества;

- закономерностей социализации в условиях динамичного развития ИКТ в информационном пространстве общества [5].

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по его мнению, - это возраст врастания в культуру. Он указывал на то, что социально-психическое воспитание есть врастание личной психики в непредвзятый и нормативный дух предоставленной эпохи (в нашем случае - эпохи информационных технологий). Основными соци-ализационными новообразованиями данного возраста являются раскрытие «Я», возникновение рефлексии, постижение личной индивидуальности, связанной с развитием медиакультуры подростковой молодежи [6].

В подростковом возрасте происходит становление личности, в ходе которого отмечается переход от детства к взрослости, очерчиваются сложные личностные переустройства, своего рода ступени развития личности подростковой

молодежи. Анализ данных, полученных из исследований Д.И. Фельдштейна, позволяет выделить три стадии развития подростковой молодежи:

1) «локально-капризная» стадия (обусловленная доминированием ситуативно обусловленных эмоциональных переживаний): тяготение подростка к самостоятельности выражается в надобности признания со стороны взрослых его потенциалов и значения через решение частных задач;

2) «правозначимая» стадия (детерминированная необходимостью в социальном признании): подросток уже не довольствуется своим участием в установленной совокупности дел, принятии решений, у него возникает потребность в социальном признании;

3) «утверждающе - действенная» (обусловленная, потребностью самоопределения и самореализации): у подростковой молодежи создается готовность к деятельности во взрослом мире, появляется стремление показать и реализовать себя, стать участником социального взаимодействия в информационном обществе [7, с. 280].

Особенности Интернета как пространства виртуальной реальности обуславливают специфический характер социализации подростковой молодежи. Причем, одной из особенных черт социализации личности имеет непосредственное отношение к проблеме «множественной онлайновой идентичности, которая обладает пластичными свойствами и наполнена множеством не похожих друг на друга персонажами - автономными цифровыми двойниками, возникающими в ходе различных компьютерных игр» [2, с. 23]. Такой множественный и изменчивый характер онлайновой идентичности вызывает противоречия в процессе социализации подростковой молодежи:

- с одной стороны, он дает возможность молодому индивиду повысить уровень своего творческого потенциала и его дальнейшей самоактуализации;

- с другой - исключает проблему истинности действительного мира, освобождая личность от необходимости принятия тех или иных этических решений и внутренней рефлексии [8].

Следовательно, результат воздействия ИКТ на подростковую молодежь в ходе социализации способен привести к различным исходам.

К основным социокультурным трансформациям современной социализации молодежи, сопряженным со становлением и развитием ИКТ, относятся: неопределенность общественных институтов социализации, разрушение внутренних семейных связей, рост прагматических и утилитарных ценностей, превалирование индивидуализации (ибо ключевым ориентиром социокультурного развития молодежи в условиях развития ИКТ становится приоритет индивидуального личностного начала). Соответственно, по мне-

нию В.О. Ивушкиной, основная цель процесса социализации молодежи состоит в переходе к самодетерминации познания и поведения; дезинтеграция личного социального пространства при интеграции человеческого сообщества «всемирной паутиной» [9].

Динамичное развитие ИКТ актуализирует проблемы, связанные с адекватной времени социализацией личности молодых людей. Как указывает О.Н. Васильев, содержание процесса социализации молодежи «не исчерпывается формированием социальной установки, а включает в себя формирование у субъекта способности к выработке новых образцов социального действия на основе усвоенных социальных правил (ролей)» [10].

В силу того, что в информационном обществе современной молодежи приходится играть значительно больше социальных ролей, востребованными становятся:

- социально-психологические особенности личности, детерминированные не только традиционными моделями социализации, но и воздействием нетрадиционных моделей, связанных с

Литература:

1. Гафиатулина Н.Х. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи /

H.Х. Гафиатулина, А.В. Рачипа, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 23-27.

2. Шимко С.В. Сепцифика социализационных рисков в российском обществе : монография. Ростов-н/Д., 2012. 122 с.

3. Gafiatulina N.Kh. Integration of health-saving technologies in the process of educational and professional socialization of the Russian student-age population. International Journal of Applied Exercise Physiology / N.Kh. Gafiatulina, L.I. Makadei,

I.V. Gluzman et al. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 293-300.

4. Брусенцева Д.М. Модель противодействия освещению деятельности террористической организации в медиапространстве / Д.М. Брусенцева, Н.Х. Гафиатулина. Ростов-н/Д., 2018.

5. Горшков М.К. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М. : ЦСПиМ, 2010. С. 25.

6. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. М., 1931.

7. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности : Избр. психол. тр. М., 1996. 512 с.

8. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. Екатеринбург, 2008. С. 418-419.

9. Ивушкина В.О. Социализация молодежи в условиях информационного общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1.

ИКТ и формированием информационной культуры личности (например, повышается значение таких личностных качеств, как стрессоустойчи-вость;

- мобильность мыслительных процессов; способность потреблять и перерабатывать разнообразную информацию, анализировать и творчески использовать ее в целях решения многообразных задач;

- способность критически оценивать чужое мнение и аргументированно выражать свою точку зрения и т.д.).

Таким образом, процесс социализации молодежи в условиях прогресса информационно-компьютерных технологий и роста социальной значимости глобальной сети Интернет является сложным и противоречивым. Современное молодое поколение социализируется в качественно иных обстоятельствах по соотношению с предыдущими поколениями и необходимо, наряду с традиционными, искать инновационные формы социализации и подходы в развитии личностных качеств молодежи, востребованных в эпоху динамичного развития ИКТ.

Literature:

1. Ga^a^l^ N.Kh. Information network environment as a factor of influence on the social health of Russian student youth / N.Kh. Ga^tu!^, A.V. Ra-chipa, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 1. Р. 23-27.

2. Shimko S.V. The Septicism of Socialization Risks in Russian Society : monograph. Rostov-n/D., 2012. 122 р.

3. Gafiatulina N.Kh. Integration of health-saving technologies in the process of educational and professional socialization of the Russian student-age population. International Journal of Applied Exercise Physiology / N.Kh. Gafiatulina, L.I. Makadei, I.V. Gluzman et al. 2019. Т. 8. № 2.1. a 293-300.

4. Brusentseva D.M. A model for counteracting the coverage of a terrorist organization in the media / D.M. Brusentseva, N.Kh. Ga^tu!^. Rostov-on/D., 2018.

5. Gorshkov M.K. Russian youth: the origins and stages of sociological study / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M. : TsSPiM, 2010. P. 25.

6. Spranger E. Psychology of adolescence. M., 1931.

7. Feldstein D.I. The Psychology of a Developing Person. M., 1996.

8. Davis E. Technognosis: myth, magic and mysticism in the information age. Ekaterinburg, 2008. P. 418-419.

9. Ivushkina V.O. Socialization of youth in the information society // Historical and socio-educational thought. 2012. № 1.

10. Васильев О.Н. Социализация личности в условиях формирования информационного общества : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2000.

10. Vasiliev O.N. Socialization of personality in the formation of the information society : abstract. dis ... cand. Philos. Volgograd, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.