Научная статья на тему 'Медиапространство, медиареальность, киберпространство: диалектика взаимодействия'

Медиапространство, медиареальность, киберпространство: диалектика взаимодействия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
388
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / НОВЫЕ МЕДИА / МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE / NEW MEDIA / MEDIA REALITY / CYBERSPACE / SOCIAL SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Брусенцева Дарья Михайловна

Глобальные новостные потоки, передающиеся различными медиа по разнообразным каналам трансляции и различным медиаплатформам постепенно образуют новое медиапространство, «в котором интериоризируются все сферы человеческой деятельности. Целью данной статьи является рассмотрение диалектики взаимодействия понятий «медиапространство», «медиареальность», «киберпространство». Автор приходит к выводу о том, что медиапространство является базовой категорией по отношению к медиарельности и киберпространству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Брусенцева Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SPACE, MEDIA REALITY, CYBER SPACE: DIALECTICS OF INTERACTION

Global news streams transmitted by various media through various broadcast channels and different media platforms gradually form a new media space, in which all areas of human activity are interpreted. The purpose of this article is to consider the dialectics of the interaction of concepts: «media space», «media reality», «cyberspace». The author comes to the conclusion that media space is a basic category in relation to media and cyberspace.

Текст научной работы на тему «Медиапространство, медиареальность, киберпространство: диалектика взаимодействия»

УДК 002:004

РСН 10.23672/БАЕ.2019.11.41493

Брусенцева Дарья Михайловна

аспирантка по направлению «социологические науки», кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета bru.dasha@yandex.ru

Darya M. Brusentseva

Graduate student in Sociology,

Department of Regional Sociology

and Social Process Modeling,

Institute of Sociology and Regional Studies

of Southern Federal University

bru.dasha@yandex.ru

М едиап ространство,

медиареальность,

киберпространство:

диалектика

взаимодействия

Media space,

media reality, cyber space:

dialectics of interaction

Аннотация. Глобальные новостные потоки, передающиеся различными медиа по разнообразным каналам трансляции и различным медиаплатформам постепенно образуют новое медиапространство, «в котором интерио-ризируются все сферы человеческой деятельности. Целью данной статьи является рассмотрение диалектики взаимодействия понятий «медиапространство», «медиареальность», «киберпространство». Автор приходит к выводу о том, что медиапространство является базовой категорией по отношению к медиарельно-сти и киберпространству.

Ключевые слова: медиапространство, новые медиа, медиареальность, киберпространство, социальное пространство.

Annotation. Global news streams transmitted by various media through various broadcast channels and different media platforms gradually form a new media space, in which all areas of human activity are interpreted. The purpose of this article is to consider the dialectics of the interaction of concepts: «media space», «media reality», «cyberspace». The author comes to the conclusion that media space is a basic category in relation to media and cyberspace.

Keywords: media space, new media, media reality, cyberspace, social space.

В 21 веке человечество находится на новом витке своего развития, когда имеется доступ ко всем каналам информации и социальной коммуникации посредством информационного пространства, появления сети Интернет, новых медиа, причем доступ к ним становится актуальной необходимостью [1]. Глобальные новостные потоки, передающиеся различными медиа по разнообразным каналам трансляции и различным медиаплатформам, как подчеркивает О.И. Молчанова, постепенно образуют новое медиапространство, «в котороминтериоризиру-ются все сферы человеческой деятельности» [2, с. 3].

Таким образом, формируется инновационное социальное пространство, связанное с новыми медиа, требующее своего исследования по различным социальным аспектам [3], в том числе,с осмыслением функционирования медиапро-странства.

Обзор контекстного использования категории «медиапространство» свидетельствует о том,

что медиапространство является объектом исследования междисциплинарного социально-гуманитарного дискурса.

Отдельные научные направления в той или иной мере отражают единичные попытки осознать и постигнуть сущность и природу современного медиапространства. И, невзирая на отсутствие идентичности исследовательских подходов в научномсоциологическом дискурсе, наиболее адекватным нам представляется рассмотрение медиапространствас позиций теории социальных полей; при переносе на него определенных свойств «социологического поля» в понимании П. Бурдье - в системе взаимодействующих с ним полей оно занимает доминирующее положение [4]. Можно сказать, что такой подход позволяет в медиапространстве как общем поле социального взаимодействия различить нечто особенное.

В социологическом дискурсе можно обозначить два подхода к пониманию медиапространства, исходя из интерпретации социального пространства. Важно подчеркнуть, что пионером интер-

претации дефиниции социального пространства с точки зрения первого подхода является Э. Дюркгейм, предложивший социально-аналитический дуализм в рассмотрении пространства социальной реальности. В дуальном подходе к интерпретации социального пространства Э. Дюркгейма обозначаются два вида пространства, с одной стороны, взаимосвязанных, с другой - несколько дифференцированных друг от друга - физическое и социальное пространства. При этоммедиапространство как особое социальное пространство, по утверждению Е.Н. Юдиной, является продуктом, порожденным информационным обществом и имеющим очевидное преимущество в силу системного интегрального качества; оно включает в себя другие разновидности пространств. Медиапространство -это новая формирующаяся реальность, возникающая в результате взаимодействия трех составляющих: новых массмедиа, информации и аудитории, являясь «частью социального пространства, оно оказывает весьма существенное влияние на его структуру и функционирование» [5, с. 115].

Другими словами, медиапространство включено в социальное пространство и представлено,с точки зрения Е.Н. Юдиной, в трех репрезентациях: как пространство физическое, символическое и пространство социальных отношений. В рамках структуры медиапространства ею обозначены следующие три подструктуры: массмедиакак ключевая основа производства и передачи массовой информации; отношение медийных агентов по вопросу производства и потребления массовой информации; а также «информационный символический продукт, в форме которого распространяется массовая информация» [6].

Д.С. Глухарев подчеркивает, что медиапространство отражает складывающуюся социальную реальность, т.е. в нем отражаются все происходящие в обществе и имеющие общественную значимость процессы, события или явления [7].

В свою очередь, Н.В. Крылова приходит к выводу о том, что медиареальность - это реалии современного информационного общества, впитавшие в себя социальную реальность и транс-

Литература:

1. Гафиатулина Н.Х. Медийное пространство как источник активности террористической организации / Н.Х. Гафиатулина, Д.М. Брусенцева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 38-40.

2. Молчанова О.И. Социальное управление процессами конвергенции в современной медиа-сфере: монография. М., 2019. 241 с.

3. Брусенцева Д.М. Модель противодействия освещению деятельности террористической организации в медиапространстве / Д.М. Брусенцева, Н.Х Гафиатулина. Ростов-н/Д., 2018.

формирующие ее. Исследователь отображает м ед иареальность как часть социального пространства и процесс, формирующееся «на основе взаимодействия субъектов, объектов и средств массмедиа» который можно представить с помощью следующих категориально-понятийных пластов: «1) истина; 2) объективная, субъективная реальность; 3) инструментарий медиа; 4) медиареальность». Причем, как резюмирует Н.В. Крылова, «медиапространство - это информационное пространство, а медиареаль-ность - это одна из его характеристик», категория а «понятие «медиареальность» базируется на концепте «медиапространство» [8].

А каким образом соотносятся категории «медиа-пространство» и «киберпространство»? Заметим, что многие современные авторы проводят четкую демаркационную линию между этими двумя понятиями. Киберпространство, по мнению В.В. Касьянова и др., затрагивает процесс использования ресурсов виртуального пространства и коммуникацию в сети Интернет с виртуальными агентами [9].

Е.М. Николаева и П.С. Котляр также констатируют, что киберпространством является сегодня сеть Интернет, которая объединяет «все наличествующие информационные сети, которые можно рассматривать в качестве проекции реального пространства социума», т.е. категория «киберпространство» означает «совокупность электронных систем», открывшуюся для индивидов и различных социальных групп «как модальность для самореализации» [10].

Что касается медиапространства, то, как совершенно справедливо подчеркивают упомянутые Е.М. Николаева и П.С. Котляр, данная категория, имеет «более глубокие смысловые корни» по сравнению с киберпространством, имеющем отношение к Интернету и электронным системам (кибернетике) [10, с. 31].

Таким образом, можно умозаключить, что ме-диареальность и киберпространство - это как минимум две частные характеристики из многочисленных характеристик медиапространства (его полей). Медиапространствовыступает базовой категорией по отношению к медиарельности и киберпространству.

Literature:

1. Gafiatulina N.Kh. Media space as a source of activity of a terrorist organization / N.Kh. Gafiatulina, D.M. Brusentseva // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. № 6-7. P. 38-40.

2. Molchanova O.I. Social management of convergence processes in the modern media sphere: monograph. M., 2019. 241 p.

3. Brusentseva D.M. A model for counteracting the coverage of a terrorist organization in the media / D.M. Brusentseva, N.Kh. Gafiatulin. Rostov-on/D., 2018.

4. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 2005.

5. Юдина Е.Н. Реальность массмедиа в контексте социального пространства // Социология власти. 2007. №1. С. 115.

6. Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система : монография. М. : Прометей, 2005.

7. Глухарев Д.С. Медиапространство как элемент информационной безопасности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2011. № 9(226). С. 110.

8. Крылова Н.В. Медиареальность, медиапространство, система российских СМИ: понятийный аспект / Сб. трудов Междунар. научно-практ. конф. «Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур». М., 2016. С. 155-156.

9. Касьянов В.В. Киберсоциализация как риско-генный фактор влияния на социальное здоровье российской молодежи в эпоху цифровых технологий / В. В. Касьянов, Н.Х. Гафиатулина, С. И. Са-мыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6. С. 21-26.

10. Николаева Е.М. Медиапространственная коммуникация: проблема аксиологических ори-ентаций / Е.М. Николаева, П.С. Котляр // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. Вып. 3. С. 31.

4. Bourdieu P. Social space: fields and practices. M. : Institute of experimental sociology; SPb. : Aleteiya, 2005.

5. Yudina E.N. The reality of mass media in the context of social space // Sociology of power. 2007. № 1. P. 115.

6. Yudina E.N. Media space as a cultural and social system : monograph. M. : Prometheus, 2005.

7. Glukharev D.S. Media space as an element of information security // Bulletin of SUSU. Series: Social Sciences and Humanities. 2011. № 9(226). P. 110.

8. Krylova N.V. Media reality, media space, the system of Russian media: conceptual aspect / Sat. Proceedings of the Intern. scientific and practical. conf. «Humanization of the information space in the context of the dialogue of cultures». M., 2016. P. 155-156.

9. Kasyanov V.V. Cyber socialization as a risk-generating factor of influence on the social health of Russian youth in the era of digital technology / V.V. Kasyanov, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. № 6. P. 21-26.

10. Nikolaeva E.M. Media-spatial communication: the problem of axiological orientations / E.M. Nikolaeva, P.S. Kotlyar // Bulletin of the Buryat State University. 2016. Iss. 3. P. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.