УДК 316
Гафиатулина Наталья Халиловна
кандидат социологических наук, доцент,
докторант кафедры моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected]
Любецкий Николай Петрович
кандидат социологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин, Донской государственный технический университет [email protected]
Захарова Татьяна Юнальевна
магистрант,
Университет Восточной Англии, Норвич, магистрант,
Южный федеральный университет [email protected]
Социальное здоровье
в условиях киберсоциализации российской молодежи: к вопросу обеспечения информационной безопасности молодежи
Natalya K. Gafiatulina
Candidate of Sociological Science,
Associate Professor,
Doctoral Candidate of department
of modeling social processes,
Institute of Sociology and Regional Studies
Southern Federal University
Nikolay P. Lyubetsky
Candidate of Sociological Science,
Associate Professor of Department
Sports disciplines,
Don State Technical University
Tatyana Yu. Zakharova
Undergraduate,
University of East Anglia, Norwich,
Undergraduate,
Southern Federal University
Social health
in the conditions of cyber socialization of russian youth: to the problem of information security of youth
Аннотация. Актуальность изучения социального здоровья российской молодежи в условиях ее киберсоциализации и вытекающей отсюда проблемы обеспечения информационной безопасности обусловлена тем, что киберпро-странство сегодня является новой средой виртуального обитания молодежи. Киберсоциали-зация нарушает процесс включения молодого человека в качестве дееспособного субъекта в систему реальных общественных отношений, что представляет угрозу социальному здоровью молодежи.С учетом социальных последствий неконтролируемого распространения информации в социальных сетях неизбежно возникают проблемы информационной безопасности молодежи, что угрожает формированию и сохранению у нее социального здоровья.
Ключевые слова: российская молодежь, социальное здоровье, киберсоциализация, ки-берпространство, информационная безопасность, медиаграмотность, информационная культура.
Annotation. The relevance of studying the social health of Russian youth in terms of their cyber-socialization and the ensuing problem of ensuring information security is due to the fact that cyberspace today is a new environment of virtual living for young people. Cyber-socialization violates the process of inclusion of a young person as a capable subject in the system of real social relations, which represents a threat to the social health of young people. Given the social consequences of the uncontrolled dissemination of information on social networks, there is inevitably a problem of the information security of youth, and this threatens the formation and preservation of her social health.
Keywords: Russian youth, social health, cyber socialization, cyberspace, information security, media literacy, information culture.
Отечественная гуманитарная и общественная наука относит проблему социального здоровья российской молодежи к ряду важнейших задач социологии молодежи и социологии безопасности [1].
Потребность в изучении социального здоровья российской молодежи в условиях ее киберсо-циализации и вытекающей отсюда проблемы обеспечения информационной безопасности молодежи обусловлена, прежде всего, тем, что именно информационная среда сегодня является системообразующим фактором и новой средой виртуального обитания практически всех социальных групп. Однако определяющее влияние процессы современной глобальной информатизации оказывают на молодежь и ее социальное здоровье, становясьновым институтом киберсоциализации молодых поколений россиян [2].
В силу того, что объектом исследования является молодежь, а предметом - ее социальное здоровье в условиях киберсоциализации, остановимся на концептуализациипонятия «социальное здоровье».
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) при интерпретации здоровья опирается на социальную природу этого феномена.По мнению экспертов вОз, социальное здоровье - это степень удовлетворения личности системой социальных связей и отношений [3].
Одним из первых теоретических идей, положенных в основу формирования категории «социальное здоровье» через призму концепции социализации, явилось представление о типах социального взаимодействия между людьми, предложенное в свое время П.А. Сорокиным [4].
Категория «социальное здоровье молодежи» объединяет в себе все аспекты современной общественной жизни: социально-психологические, духовно-нравственные, социально-экономические, информационные. Отсюда вытекает, что социальное здоровье обладает индикативным характером его показателей, аккумулируя в себе широкий спектр социальных, экономических, психологических, культурных и других показателей [5], в том числе и показателей, отражающих взаимодействие личности с информационной средой.
Социальное здоровье молодежи характеризуется как состояние, возникающее и развивающее-сяв процессе социализации личности, в целом, и киберсоциализации в современном информационном обществе, в частности. Оно детерминировано разнообразной системой связей и контактов молодежи с другими людьми,социальными отношениями и коммуникацией. Т.е., социальная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, межличностные отношения и сетевые контакты [6].
М.А. Болдина характеризует социальное здоровье индивидуума как устойчивое состояние социального благополучия, обеспечивающее ус-
пешность функционирования, социализации и самореализации личности в условиях современного информационного общества [7].
Определив социальное здоровье молодежи, с учетом тематики выбранного ракурса исследования, необходимо определиться по целому ряду актуальных понятий, таких как «киберсоциализация», «киберпространство», «информационная безопасность», «информационный иммунитет» «медиа-грамотность», «информационная культура».
Понятие «киберсоциализация» ввел в научную социальную практику российский ученый В.А. Плешаков сравнительно недавно - в 2005 г. Специфика социализации молодежи в интернет-среде рассматривалась в работах многих отечественных и зарубежных исследователей: Е.П. Белинской, А. А. Богатыревой, В. В. Гудимо-ва, А.Е. Жичкина, А. В. Мудрик, В. А. Плешакова, Ф.О. Смирнова, К.С. Янга и др.
Киберсоциализация (или виртуальная социализация) молодого человека определяется В.А. Плешаковым как локальный процесс изме-ненийструктуры самосознания личности, происходящий в результате воздействия виртуальных агентов социализации в рамках социализирующей интернет-средыи использования молодежью современных информационно-коммуникативных и компьютерных технологий [8].
Киберсоциализация российской молодежи происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды. Под киберпро-странством подразумевается глобальная сфера в информационном пространстве, характеризующаяся как совокупность различных инфраструктур и информационных технологий, включая Интернет, телекоммуникационные сети, компьютерные системы [9].
В настоящее время большую актуальность приобретает электронная коммуникация, т.н. не-творкинг «социальный молодежный нетворкинг», т.е. феномен возникновения и развития системы связей и контактов молодых людей с другими людьми при помощи киберпространства, так или иначе отражающийся на психосоциальном состоянии здоровья.
В соответствии с данными онлайн-опроса 2016г. на сайте «Дети России онлайн», около 40% опрошенной молодежи назвали себя зависимыми от киберпространства, причем потребность молодых людей в нем вышла на второе место, превзойдя по уровню значимости потребность в материальном благополучии. В России в данное время дети, подростки и молодежь по степени освоения пространства социальных сетей находятся на уровне самых развитых стран, а по ряду показателей они их даже предваряют и, в первую очередь, по той высокой активности, которую молодые люди проявляют в Интернете. При этом, согласно данным онлайн-опроса, треть молодых респондентов (около 34 %) проводят в Интернете, а это - около шести часов в день, причем почти бесконтрольно [10], что конечно, способствует возникновению рисков ки-
берсоциализации и угрожает социальному здоровью молодежи.
Столь длительное бесконтрольное пребывание-молодежи в киберпространстве влечет трудности в повседневной коммуникации, отсюда возникает проблема риска социальному здоровью молодежи [11], т.е. нарушению реальных социальных связей, межличностных отношений и сетевыхконтактов.
Так, по мнению И.А. Болдаковой,социальное здоровье молодежи в условиях киберсоциализа-ции находится под угрозой:
- нарушения процесса включения молодого человека в качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений;
- нарушения основных функций социализации;
- получения из киберпространства информации-сомнительного содержания, причиняющей определенный вред социальному здоровью и психосоциальному развитию студенческой молодежи [12].
Поэтому необходимо использовать все возможные средства по обеспечению информационной безопасности молодежи и привитию ей информационного иммунитета против вредоносной глобальной информации.
В соответствии с российским законодательством, информационная безопасность молодежи -это состояние ее защищенности, при котором отсутствует риск вреда ее здоровью (физическому, психическому, духовному, социальному), связанный спричинением информацией, распространяемой посредством глобального киберпро-странства [13].
Информационная безопасность должна быть определена в двух аспектах:
- в аспекте развития на основе системы условий, обеспечивающих успешнуюкиберсоциализацию молодежи;
- в аспекте защиты социального здоровья молодежи от вредоносного воздействия информационной среды.
С учетом этого, информационная безопасность молодежи может быть определена:
- как ее защищенность от дестабилизирующего и деструктивного воздействия информационной продукции на социальное здоровье и психическое, духовное, нравственное развитие;
- как создание условий информационной среды для позитивной киберсоциализации личности,
Литература:
1. Верещагина А.В. Роль социального здоровья российской молодежи в обеспечении социальной безопасности / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин, Н.Х. Гафиатулина // Национальное здоровье. 2015. № 3-4. С. 196-206.
оптимального социального и личностного развития, сохранения социального здоровья [14], для формирования информационного иммунитета, информационной культуры и медиаграмотности, устойчивых поведенческих умений и навыков в сфере информационной безопасности.
Под информационным иммунитетомпонимается способность личности молодого человека отра-жатьнегативное влияние информационной среды, выражающаяся в умении выявлять информационные угрозы, риски киберсоциализации, определять степень их опасности и противостоять им. Информационный иммунитет предполагает адекватное восприятие и оценку информации, ее критическое осмысление на основе нравственных и культурных ценностей, т.е. ме-диаграмотность [15].
Медиаграмотность представляет собой компетентное, осознанное использование молодежью и образовательной системой инструментов, обеспечивающих доступ к информации, «развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке» молодых людей с целью-конструктивного и ответственного использования имиглобальной информации [15]. Т.е., государству необходимо развивать медиаобразование в молодежном сообществе, которое будет способствовать информационной защите молодежи от отрицательного воздействия киберпространства на ее социальное здоровье.
При этом, молодежная медиаграмотность является одним из признаков информационной культуры молодежи, под которой понимается область культуры, связанная с функционированием информации в молодежной среде и образованием информационных качеств личности. Информационная культура - это одна из граней культуры, связанных с информационным аспектом жизни молодых людей, совокупность материальных и духовных ценностей в области информации. Информационная культура предполагает определенный уровень знаний и умений, который, по нашему мнению, предоставляет возможность молодому человеку безопасно ориентироваться в информационном киберпро-странстве и тем самым сохранять собственное социальное здоровье.
Таким образом, проблема обеспечения информационной безопасности российской молодежи требует формирования информационного иммунитета, медиаграмотности и развития информационной культуры, что,в целом, будет способствовать обеспечению информационной безопасности молодежи и сохранению ее социального здоровья.
Literature:
1. Vereshchagina A. V. The role of social health of the Russian youth in ensuring social security / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin, N.Kh. Gafiatulina // National Health. 2015. № 3-4. P. 196-206.
2. Комарова А.Н. Факторы формирования социального здоровья молодежи в контексте кибер-социализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4(73). С. 175-177.
3. World Health Organization. Commission on the Social Determinants of Health. Closing the gap in a generation. WHO, Geneva. 2008.
4. Сорокин П.А. Система социологии. Социальная аналитика. Т. 1. Ч. 2. Сыктывкар, 1991. 187 с.
5. Колпина Л.В. К вопросу об определении понятия «социальное здоровье» / Л.В. Колпина, И.Н. Сербай // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 1. С. 49-56.
6. Гафиатулина Н.Х. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи / Н.Х. Га-фиатулина, А. В. Рачипа, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 23-27.
7. Болдина М.А. Социальное здоровье семьи // Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развити: материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2008. С. 11-17.
8. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от homosapiens'a до «homocyberus'a»? // Вопросы воспитания. 2010. № 1. С. 92-97.
9. Меньщикова А.Е. Киберсоциализация молодежи в современном обществе / А.Е. Меньщикова, А.Д. Чуклина // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии и психологии. 2014. С. 361-366.
10. Сайт фонда развития Интернет. Дети России онлайн. URL : http://www.detionline.com
11. Natalya Kh. Gafiatulina. Et al. Socio-Political Changes As A Socio-Cultural Trauma For The Social Health Of Russian Youth (2018) / Natalya Kh. Gafiatulina, Andrey V. Rachipa // Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 8, Issue 5, May 2018. C. 602-609.
12. Болдакова И.А. Основные риски киберсоциа-лизации молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 37. С. 151155. URL : http://e-koncept.ru/2015/95653.htm
13. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
14. Гафиатулина Н.Х. Управление процессом формирования социального здоровья российской студенческой молодежи: социальные технологии управления / Н.Х. Гафиатулина, С.С. Коси-нов, Н.П. Любецкий // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3. С. 189-194.
15. Малых Т.А. Информационная безопасность несовершеннолетних / Т.А. Малых, С.В. Кирдян-кина, Г. А. Стародубцева. Иркутск, 2015. 60 с.
2. Komarova A.N. Factors of the formation of social health of young people in the context of cyber-socialization // Bulletin of the Saratov State SocioEconomic University. 2018. № 4(73). P. 175-177.
3. World Health Organization. Commission on the Social Determinants of Health. Closing the gap in a generation. WHO, Geneva. 2008.
4. Sorokin P.A. Sociology system. Social analytics. T.1. Part 2. Syktyvkar, 1991. 187 p.
5. Kolpina L.V. On the definition of the concept of «social health» / L.V. Kolpina, I.N. Seryba // Srednerussky Bulletin of Social Sciences. 2011. № 1. P. 49-56.
6. Gafiatulina N.Kh. Information network environment as a factor in influencing the social health of Russian students / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Rachipa, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 1. P. 23-27.
7. Boldina M.A. Social health of the family // Social health: theoretical approaches, models, technologies of development: materials of the International scientific-practical conference. Tambov, 2008. P. 11-17.
8. Pleshakov V.A. Human cyber socialization: from homosapiens'a to «homo cyberus'a»? // Questions of education. 2010. № 1. P. 92-97.
9. Menshchikova A.E. Cyber socialization of youth in modern society / A.E Menshchikova, A.D. Chukli-na // Man in the world. Peace in Man: Actual Problems of Philosophy, Sociology and Psychology. 2014. P. 361-366.
10. Website of the Internet Development Fund. Russian children online. URL : http://www.deti-online.com
11. Natalya Kh. Gafiatulina. Et al. Socio-Political Changes As A Socio-Cultural Trauma For The Social Health Of Russian Youth (2018) / Natalya Kh. Gafiatulina, Andrey V. Rachipa // Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 8, Issue 5, May 2018. C. 602-609.
12. Boldakova I.A. The main risks of cyber-socialization of young people // Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2015. T. 37. P. 151155. URL : http://e-koncept.ru/2015/95653.htm
13. Federal Law of 29.12.2010 No. 436-03 «On the protection of children from information harmful to their health and development».
14. Gafiatulina N.Kh. Managing the process of formation of the social health of Russian students: social management technologies / N.Kh. Gafiatulina, S.S Kosinov, N.P. Lyubetsky // State and municipal management. Scientists notes. 2018. № 3. P. 189-194.
15. Malykh T.A. Information security of minors / T.A. Malykh, S.V Kirdyankina, G.A. Starodubtseva. Irkutsk, 2015. 60 p.