УДК 316
Маслов Валерий Петрович
кандидат философских наук, заведующий кафедрой управление персоналом, Самарский государственный университет путей сообщения [email protected]
Гнатюк Максим Александрович
кандидат социологических наук, преподаватель кафедры управления персоналом, Самарский государственный университет путей сообщения [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Valery P. Maslov
Candidate of Philosophy, Head of the Department Management personnel, Samara State Transport University [email protected]
Maksim A. Gnatyuk
Candidate of Sociological sciences, Teacher of the Personnel Management Department, Samara State Transport University [email protected]
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology,
Professor of department
of judicial examination and criminalistics,
Rostov state economic university
Сетевое сообщество:
риски и угрозы
интернет-среды
для киберсоциализации
молодежи
Network community:
risks and dangers of the internet environment forthe cybersocialization of youth
Аннотация. Сетевое сообщество обладает рискогенным потенциалом: риски и угрозы являются фактором образования и существования современного сетевого сообщества. Статья посвящена анализу рисков и угроз для ки-берсоциализации молодежи, риски Интернет-среды проявляются, по мнению авторов, на внешнем и внутреннем уровнях.
Ключевые слова: молодежь, сетевое сообщество, угрозы, риски, киберсоциализация, Интернет-среда.
Annotation. The network community has a risk potential: risks and threats are a factor in the formation and existence of a modern networked community. The article is devoted to the analysis of risks and threats for the cyber socialization of young people, the risks of the Internet environment are manifested, in the opinion of the authors, at the external and internal levels.
Keywords: youth, the network community, threats, risks, cyber socialization, the Internet environment.
Сетевое сообщество сегодня представляет собой сферу трансформации традиционных форм социализации и социальных отношений, где становится возможным расширение коммуникативного пространства [1]. Согласно данным анализа холдинга «Ромир», количество пользователей социальными сетями среди молодежи с целью расширения границ виртуальной коммуникации доходит до 98 % [2]. Такое широкое распространение информационных технологий в жизни молодежи, как, впрочем, и во всех сферах общественной жизнедеятельности, оказывает существенное влияние на развитие, социализацию, социальную адаптацию молодых людей [3].
Наряду с представляющимися возможностями использования сетевого сообщества как инструмента социализации, благодаря которому возрастают возможности удовлетворения потребностей, расширяются границы коммуникации и интеракции; многократно возрастают потенциальные риски и опасности негативного влияния Интернет-среды на физическое, психическое и социальное здоровье и даже жизнь молодых людей [4].
Как подчеркивает М.Ю. Михайлов, «сетевое общество вынуждено осознавать себя в категориях риска: инновационное действие, равно как и бездействие, обладают рискогенным потенциалом». Чем выше рост знаний в обществе, тем выше риски [5, с. 7].
Специфике, роли, а также рискогенномувлиянию сетевого общества на киберсоциализацию молодежи посвящены работы зарубежных (У. Бека, П. Ингланда, М. Кастельса, Р. Коллинса, С. Вас-сермана и др.) и отечественных исследователей (Г.Бехманна, В. Горохова, Ю. Михайлова И. При-гожина, Ф. Шаркова и др). По мнению У. Бека, современное общество с его неразрывной связью «науки, коммуникативных и информационных средств», неминуемо превращается в общество риска [6]. Неизбежность рисков рассматривается многими отечественными авторами как новый фактор образования и существования сетевого сообщества [5].
Прежде чем переходить к обсуждению рисков и опасностей Интернет-среды для социализации молодежи, стоит дать характеристику сетевому сообществу и Интернет-среде.
Понятие «сетевое сообщество» прочно вошло в семантический арсенал исследователей, занимающихся анализом современной эпохиИнтер-нет-технологий.Сетевое сообщество или (эос1-а!пе!шогк) определяется как любая общность, группа индивидов, находящихся во взаимодействии и разделяющих между собой социальные связи. Применительно к Интернет-среде категории «сетевое сообщество» и «социальные сети» могут идентифицироваться как синонимы. Интересной выглядит предложенная В.Ю. Нестеровым дифференциация категорий «сетевой социум» (группа индивидов, взаимодействие которых протекает преимущественно в глобальных сетях Интернет) и «сетевой социальный агрегат», т.к. обязательной характеристикой сетевого сообщества (социума) является осознание своей общности, связанности общей традицией, идеологией. В.Ю. Нестеров полагает, что сетевой социальный агрегат первичен, и трансформируется в сетевое сообщество, на основе созданной программной оболочки, посещаемой пользователями сети Интернет, «в результате взаимодействия между постоянными пользователями этого ресурса» [7].
Итак, как было сказано нами ранее, риски являются фактором образования и существования современного сетевого сообщества, причем риски Интернет-среды проявляются, на наш взгляд, на внешнем и внутреннем уровнях.
На внешнем уровне рискии опасности воздействия Интернет-среды на социализацию молодежи могут проявляться следующим образом:
- воздействие на личностное развитие недостоверной, искаженной информации; нежелательного и/или незаконного контента, воздействие на систему деструктивных программ;
- распространение сетевого мошенничества, обман молодых пользователей; угроза материально-экономических потерь;
- манипулирование сознанием и поведением со стороны третьих лиц;
- демонстрация материалов эротического и порнографического содержания; пропаганда нездорового образа жизни, различных форм насилия, сексизма, расизма, интолерантности и т.д.; пропаганда и популяризация каких-либо акций, представляющих угрозу для жизни и здоровья молодежи (например, скрытые или явные призывы к суициду, девиациям на транспорте, опасным селфи и т.д.);
- разжигание розни и конфликтов между различными группами молодежи на политической, религиозной, межэтнической почве [8];
- пропаганда запрещенных законом радикальных направлений и организация, вербовка молодых людейчленами экстремистских и террори-стическихорганизаций.
На внутреннем (личностном) уровнерисками и опасностямивлияния сетевого сообщества на социализацию молодежи являются:
- обесценивание, обеднение творческого мышления молодежи;
- атрофия у молодых людей высших человеческих ценностей: сочувствия и сострадания; отсутствие стремления к социальной активности, способной изменить картину мира и перевернуть систему ценностей [9];
- формирование типа инфантильной безответственной личности;
- культивирование экстремистских настроений, социальной напряженности и конфликтогенности в молодежной среде;
- изменение поведения молодых людей в совокупности с потребительской идеологией и социальной разобщенностью [10];
- угроза интересамличности в информационной сфере, которая является уже угрозой информационной безопасности общества.
Помимо перечисленных выше угроз, деструктивное воздействие социальных сетей способствует абстрагированию от проблем реального окружающего мира, полный или частичный переход личности молодого человека в киберпростран-ство, что ведет к кардинальному изменению традиционных ценностей и т.н. киберсоциализа-ции, котораяявляется новым механизмом социализации молодежи при включении в сетевое сообщество. Киберсоциализацияфункционирует наряду с традиционными институциональными механизмами и, пронизывая их, вызывает риски, угрозы и опасности [11]. Говоря о киберсоциали-зации молодого человека, В.А. Плешаков определяет ее «как процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации» [12, с. 33]. Т.е., киберсоциализацию-можно определить как виртуальную компьютерную социализацию личности.
В процессе киберсоциализации, исходя из показанных выше уровней воздействия, специфики представленности и влияния факторов киберпро-странства Интернет-среды на процесс становления личности молодого человека, возникает целый ряд новых рисков, угроз и опасностей, описанных современными исследователями и классифицированных на следующие крупные группы рисков [13]:
1. Группа контентныхрисков, представляющих собой определенный набор материалов (тексты, картинки, рекламные ролики, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащих насилие и агрессию;эротику и порнографию; нецензурную лексику; информацию, разжигающую расовую ненависть; пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. Пропаганда негативных материалов также может идти через социальные сети, блоги, различные форумы. В данном случае контентные риски пересекаются с коммуникационными.
2. Группа коммуникационных рисков,которые связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны третьих лиц. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, гру-минг, киберпреследования или кибербуллинг и др.).Поясним, что незаконный контакт - это общение между взрослым и несовершеннолетним, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации несовершеннолетнего. Для подобных целей используются социальные сети, различные чаты, форумы, онлайн-мессенджеры, сайты знакомств, блоги и т.д.
3. Группа электронных рисковсопряжена с веро-ятностьюстолкновения молодых пользователей с
Литература:
1. Volkov Yu.G. Network Communities in the Institutional System of the Russian Society: Theoretical and Methodological Aspect / Yu.G. Volkov, M.A. Gnatyuk, A.M. Kumykov, S.A. Dyuzhikov,
1.V. Pechkurov // Journal of Engineering and Applied SciencesKi 2017. Vol. 12. № 17. P. 4453-4460.
2. Исследования. Социально-сетевая жизнь. URL : http://romir.ru/studies/670_1432155600
3. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье и социализация российской студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 175-180.
4. Гафиатулина Н.Х. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Рачипа, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 23-27.
5. Михайлов М.Ю. Властные коммуникации и фактор риска в сетевом обществе: социально-философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2017. 23 с.
хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д. Вредоносное Программное Обеспечение (ПО) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.
4. Группа потребительских рисков - характеризуется злоупотреблением в интернете правами-молодого потребителя. Эта группа включает в себя: риск приобретения товара низкого каче-ства,различныхконтрафактных и фальсифицированных товаров,утрату денежных средств без приобретения товара или услуги, хищениепер-сональной информации с целью кибер-мошенничества и др.Причем одним из самых распространенных видов потребительских рис-ковявляется мошенничество, квалифицирующееся преступлением, - это умышленный обман или злоупотреблениедоверием с целью получения какой-либо выгоды [13].
Итак, спектр рисков и угроз Интернет-среды для киберсоциализации молодежи весьма широк и проявляется как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. В этой связи по причине рискоген-ностисетевого сообщества и существующими группами рисков киберсоциализации молодежи, возникает проблема разработки специальных программ для профилактики и минимизации данных рисков, а также по обеспечению информационной безопасности молодежи в пространстве социального сообщества. Для профилактики рисков киберсоциализации и кибервоспитания молодежи необходимо учитывать специфические особенности каждой из групп риска.
Literature:
1. Volkov Yu.G. Network Communities in the Institutional System of the Russian Society: Theoretical and Methodological Aspect / Yu.G. Volkov, M.A. Gnatyuk, A.M. Kumykov, S.A. Dyuzhikov,
1.V. Pechkurov // Journal of Engineering and Applied Sciencesю 2017. Vol. 12. № 17. P. 4453-4460.
2. Researches. Social and network life. URL : http://romir.ru/studies/670_1432155600
3. Gafiatulina N.Kh. Social health and socialization of Russian student youth // Social and humanitarian knowledge. 2014. № 11. P. 175-180.
4. Gafiatulina N.Kh. Informational Network Environment as a Factor of Influence on the Social H ea Ith of Russian Student Youth / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Rachipa, S.I. Samygin // Humanitarian, SocioEconomic and Social Sciences. 2018. № 1. P. 23-27.
5. Mikhailov M.Yu. Power communications and the risk factor in a networked society: the socially-philosophical analysis : the author's abstract ... Cand. philos. sciences. M., 2017. 23 p.
6. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. М., 2000. С. 56.
7. Нестеров В.Ю. Что выплавляют из «тонн словесной руды», или попытка реабилитации чатов. URL : http://banderus2.narod.ru/ 93117html
8. Кротов Д.В. Социальные сети как фактор проявления экстремизма в среде российской молодежи / Д.В. Кротов, М.А. Гнатюк, С.И. Самы-гин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. С. 79-82.
9. Гнатюк М.А. Специфика сетевых рисков информационной социализации молодежи в пространстве социальных сетей / М.А. Гнатюк, А.А. Булатов, С.И. Самыгин // Национальное здоровье. 2018. № 2.
10. Gafiatulina N.Kh. Social health of student youth in south russia: analysis of the perception of socio-cultural risks / N.Kh. Gafiatulina, G.A. Vorobyev, S.I. Imgrunt, S.I. Samygin, A.T. Latysheva, L.I. Ermakova // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. V. 8. № 6. Р. 40-49.
11. Чванова М.С. Влияние Интернета на социализацию молодежи / М.С. Чванова, М.С. Анурье-ва, И.А. Киселева // Вестник Тамбовского университета. Вып. 5 (169). 2017. Т. 22. С. 23-36.
12. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. 2009. № 3. С. 32-39.
13. Калинина Н.В. Риски и угрозы современной Интернет-среды и их профилактика среди несовершеннолетних // Всероссийский вебинар : «Профилактика суицидального поведения детей и подростков, связанного с влиянием сети Интернет». 2017. 21 с.
6. Beck W. Risk Society. On the way to another modernist style. M., 2000. P. 56.
7. Nesterov V.Yu. What is melted from «tons of verbal ore», or an attempt to rehabilitate chats. URL : http://banderus2.narod.ru/93117html
8. Krotov D. V. Social networks as a factor of manifestation of extremism in the environment of the Russian youth / D.V. Krotov, M.A. Hnatiuk, S.I. Samygin // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2017. № 8-9. P. 79-82.
9. Gnatiuk M.A. Specificity of network risks of information socialization of youth in the space of so-ci al networks / M.A. Gnatiuk, A.A. Bulatov, S.I. Samygin // National Health. 2018. № 2.
10. Gafiatulina N.Kh. Social health of student youth in south russia: analysis of the perception of socio-cu It ural risks / N.Kh. Gafiatulina, G.A. Vorobyev, S.I. Imgrunt, S.I. Samygin, A.T. Latysheva, L.I. Ermakova // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. V. 8. № 6. Р. 40-49.
11. Chvanova M.S. Influence of the Internet on socialization of youth / M.S. Chvanova, M.S. Anuryeva, I.A. Kiselyova // Bulletin of the Tambov University. 2017. Vol. 22, № 5 (169). P. 23-36.
12. Pleshakov V.A. Cybersocialization as an innovative social and pedagogical phenomenon // Teacher XXI century. 2009. № 3. P. 32-39.
13. Kalinina N.V. Risks and threats of the modern Internet environment and their prevention among minors // All-Russian webinar: «Prevention of suicidal behavior of children and adolescents associated with the influence of the Internet». 2017. 21 p.