УДК 316.614
НОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ1
© Марина Сергеевна ЧВАНОВА
доктор педагогических наук, профессор, руководитель Департамента программ высшей квалификации, профессор кафедры информационных систем Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского 109004, Российская Федерация, г. Москва, Земляной Вал, 73 профессор кафедры математического моделирования и информационных технологий Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: ms@tmbtsu.ru © Мария Сергеевна АНУРЬЕВА старший преподаватель кафедры математического моделирования и информационных технологий Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: ccs.tmb@ya.ru © Ирина Александровна КИСЕЛЕВА кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: irinakiselyo@yandex.ru
Социализация личности всегда была тесно связана с семьей и системой образования, но в информационном обществе она подвергается трансформации, и наиболее важными факторами социализации становятся сетевые коммуникации. Под влиянием Интернета меняется стиль жизни - меняются структура досуга, привычные каналы получения информации, характер межличностных взаимодействий. Молодежь все чаще стремится общаться, играть, обучаться в интернет-пространстве. В итоге возникают новые формы социализации, формируется личность нового типа. Предложена новая классификация форм интернет-социализации молодежи. Приведены результаты опроса по выявлению цели использования сети Интернет. Результаты исследования показали, что молодое поколение активно использует сеть Интернет преимущественно для обучения, общения в социальных сетях, ради увлечений, хобби и музыки. Рассмотрена классификация традиционных форм социализации и представлен новый принцип классификации с точки зрения типа принадлежности молодежи в интернет-пространстве к тому или иному сообществу, группе, корпорации, образовательному учреждению и т. д., а именно: формальные, неформальные и информальные интернет-группы или сообщества, каждому из которых соответствует набор интернет-технологий или интернет-систем.
Ключевые слова: интернет-социализация молодежи; формы социализации; социальные сети; влияние Интернета
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-32-40
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на
1 БЛАГОДАРНОСТИ:
1. Результаты получены при поддержке РФФИ по проекту: «Социологический анализ интернет-пространства как индикатора социокультурной динамики развития открытого образования», № 16-06-00176, 2016-2018.
2. Отдельные аспекты исследованы и получены соответствующие результаты при финансовой поддержке РФФИ по проекту: «Педагогические основы социализации молодежи в интернет-пространстве и их реализация в системе образования», № 17-36-00039, 2017-2019.
протяжении всей жизни. Интенсивнее он протекает в юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения. Важная роль на всех этапах социализации принадлежит людям, с которыми общается личность, а также социальным институтам, в которых осуществляется приобщение человека к ценностям и нормам социума [1].
М.В. Марокова, З.Е. Бисинова приходят к выводу, что сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации,
«самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным «обществом». В социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении. В последнее время они влияют на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей: отодвигают на второй план классические институты социализации - и семью, и школу, а порой реальных друзей и сверстников [2].
В.И. Корнеев, Д.М. Юсупова отмечают, что социально значимые, развивающие формы досуга, такие как чтение книг, посещение выставок, музеев, занятие спортом занимают незначительное место, молодежь ведет пассивный образ жизни, интересуясь, прежде всего, развлечениями [3]. Воздействие социальных сетей на процесс социализации сегодня связан с таким понятием, как виртуальная компьютерная социализация, или ки-берсоциализация.
Киберсоциализация человека - социализация личности в киберпространстве - процесс изменения структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Она, как правило, происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей интернет-среды, то есть вследствие использования ее ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, - в процессе переписки по электронной почте, на форумах, в чатах и блогах, телеконференциях и онлайн-играх и т. д.).
В процессе киберсоциализации у человека возникает целый ряд новых ожиданий, интересов и ценностей, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространст-вом - фактически новым виртуальным жизненным пространством человека [4, с. 678].
А.А. Малькевич, проанализировав политическую ситуацию, отмечает, что в настоящее время Интернет и социальные сети влияют на политическую социализацию
молодежи. Цифровые СМИ оказывают воздействие на гражданское и политическое участие молодежи в жизни общества [5].
О.Е. Плешков рассуждает о том, что Интернет представляет собой некую социальную среду, где индивид может стать личностью (социализация через Интернет). Также эта самая личность может изменить свою систему ценностей, пройдя путь ресо-циализации. Всемирная сеть выступает одновременно в двух началах - она, с одной стороны, является продуктом культуры социума, а с другой - представляет собой своеобразную субкультуру. Интернет обладает рядом признаков, присущих обычной субкультуре: сленгом, внутренней иерархией, набором идей, определенными этическими нормами, достаточным количеством лидеров, признанных и непризнанных пользователей [6].
Н.Н. Чалдышкина отмечает, что виртуальная культура начинает заменять реальные межличностные отношения, а Интернет предоставляет неограниченные коммуникативные возможности, отсутствующие в реальном общении. Современной действительностью диктуются условия, при которых педагогу самому необходимо быть активным пользователем Интернета, уметь использовать это пространство в воспитательном и образовательном процессе. Оптимальное применение потенциалов виртуальных социальных сетей в педагогической деятель-ности позволит достигать стратегической цели содействия благоприятной социализации детей и молодежи [7].
А.В. Тихонов, А.Н. Миронов в своей статье проводят анализ механизма влияния СМИ на процесс социализации молодежи и некоторых виртуальных форм экстремизма в России. Особое внимание авторы уделяют исследованию роли телекоммуникационных сетей (социальных сетей, блогов) в ведении информационно-психологической войны и распространении экстремистских идей [8].
М.М. Мовсисян рассматривает волонтерскую деятельность как важный элемент социализации молодежи. Дав определение понятию онлайн-волонтерства и рассмотрев классификацию, перспективы развития добровольчества в интернет-пространстве, автор считает социальные сети мощнейшим инструментом волонтерской деятельности. Приводит примеры наиболее популярных
интернет-порталов и социальных сетей в своем регионе [9].
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в настоящее время Интернет и социальные сети влияют на процессы, связанные с обучением, образованием, воспитанием, политикой, волонтерством и др.
Исследование вопроса социализации связано с социальными потребностями пользователей, среди которых немаловажную роль сегодня играет сеть Интернет. Проведенный ранее опрос показал, что большая часть респондентов используют Интернет с целью «поиска новой информации» (80,7 %) [10]. Выходят в Сеть «ради общения в социальных сетях» 74,9 %, из-за «увлечений, хобби, музыки» - 53,2 %. Каждый опрошенный мог указать несколько вариантов (рис. 1).
Женщины на 10 % больше склонны к обучению в Интернете, чем мужчины. Мужчин на 27 % больше используют онлайн-игры. Работой в Сети занимаются на 20-40 % больше респондентов, проживающих в мегаполисах.
Молодежь до 19 лет проводит время в социальных сетях на 10-20 % больше, чем в
других возрастных группах. Население старше 55 лет предпочитает обучение через Интернет (61 %, на 15-20 % больше, чем по другим возрастным группам). Число использующих Интернет для поиска новой информации растет с 64 % среди самых молодых респондентов до 16 лет и до 90 % среди возрастных респондентов старше 55 лет.
Интернет ради увлечений, хобби и музыки использует в большей степени молодежь до 16 лет (66,7 %), доля респондентов старше 55 лет падает до 22,6 %. Социальные сети актуальны среди домохозяек, школьников, студентов и учащихся колледжей - 85 % опрошенных. Интернет как образовательную среду используют предприниматели (80 %), докторанты, аспиранты, магистранты (65 %), а также представители научной, гуманитарной интеллигенции, преподаватели - 64,7 %.
Работой в Сети занимаются предприниматели (60 %), представители научной, гуманитарной интеллигенции, преподаватели (53,3 %), а также инженерно-технические работники (52,6 %).
Онлайн-игры интересны госслужащим (38,5 %). Интернет с целью познакомиться с
Рис. 1. Цель использования сети Интернет (% от ответивших): а - общение в социальных сетях, б - обучение, в том числе дистанционное, в - работа в сети, г - онлайн-игры, д - поиск информации, е -занять свободное время, ж - увлечения, хобби, музыка, з - другое
новыми людьми используют чаще школьники (32,7 %). Интернет ради увлечений, хобби, музыки свойственен больше докторантам, аспирантам, магистрантам (75 % опрошенных в данной группе). Поиском новой информации заняты 100 % фрилансеров.
Таким образом, молодое поколение активно использует сеть Интернет преимущественно для обучения, общения в социальных сетях, ради увлечений, хобби и музыки.
В нашем исследовании необходимо выявить новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве. С этой целью необходимо рассмотреть традиционные формы социализации молодежи и сопоставить им, по возможности, формы социализации с учетом потенциала сети Интернет.
Рассмотрим традиционные формы социализации молодежи с учетом классификации этих форм по разным направлениям [11].
1. Основные формы социализации -первичная и вторичная. Решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа и образование [12, с. 54].
2. Классификацией является разделение форм социализации по степени направленности и широте охвата объекта на индивидуальную и тотальную социализацию. Первая направлена на индивида и формирует самоидентификацию Я с другими индивидами или с конкретным сообществом. Вторая охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию Мы, которая является тотальной. Она особенно важна для гражданской и политической социализации, на этом воспитывается патриотизм, обеспечивается расцвет общества и государства, выигрываются войны и исторические акции.
3. В сфере образования возник и получил развитие свой спектр форм социализаци-онной деятельности. Соответственно, здесь есть свои классификации. По целям и объектам освоения элементов культуры социальная адаптация - первая историческая форма социализации - разделяется на 3 направления, или уровня - обучение, воспитание и собственно образование (или формирование гражданственности) [13, с. 13].
4. Классификация форм социализации, связанная с образованием по основанию «степень развитости и институциональной оформленности социальной практики». По этому основанию в тот или иной исторический момент в обществе будет доминировать либо формальное образование (наряду с другими формами институциональной социализации), либо неформальная социализация. Последняя формируется структурами повседневности, социальным окружением, средой, «семьей» и «улицей» [14].
5. Еще одна классификация форм социализации - по видам будущего, простому и сложному. По этому основанию соответственно, происходит деление на адаптационную и инновационную социализацию. Таким образом, получается, что простое будущее порождает один определенный тип со-циализационной деятельности - адаптационный. А сложное будущее вынуждает строить другой тип - инновационный [15, с. 336].
6. С учетом характера исторического момента, присущих ему скорости и интенсивности социальных изменений, а также важности социализационной роли традиций социализацию делят на традиционную, мо-дернизационную, переходную и мобилизационную.
К традиционной социализации можно отнести такие страны, как Япония и Китай. На другом полюсе располагаются страны, которым присуща модернизационная социализация. Она характерна для стран, не имевших традиционного уклада (США). Переходная социализация характерна для обществ переходного периода. Мобилизационным типом развития (общества и соответствующей ему социализации) называется «развитие, ориентированное на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Отличительной его чертой является то, что оно происходит под влиянием внешних, экстремальных факторов, угрожающих целостности и жизнеспособности системы» [16].
7. Еще одна, чрезвычайно важная, на наш взгляд, классификация - по социали-зующей среде, то есть в зависимости от того, в действии с какими объектами, явлениями и процессами развивается и социализируется индивид и поколения. Сейчас следует выде-
лить три поля, три мощных социализующих фактора - вещественно-предметный (взаимодействие с которым происходит объективно, стихийно, и дает такие непредсказуемые последствия социализации, которые никогда не проектировались), социально-институциональный и информационный. Здесь, соответственно, три формы социализации - вещная, социальная и информационная.
Вещная связана с тем, что в процессе социализации необходимо научиться обращаться со многими вещами (компьютерах, бытовой техникой и т. д.).
Социальная социализация связана с социальными институтами, освоение которых в деятельности составляет задачу социально-институциональной социализации. Раньше была семья и «улица», двор, группа, потом -школа, институт, партии, профсоюзы и т. п. Сегодня это семья, образовательные и религиозные учреждения, общественные организации, армия и т. д.
И последнее - умение обращаться с информационными потоками, СМИ и коммуникациями, формируемое содержательно в процессе информационной социализации. Сегодня молодое поколение необходимо обучать восприятию телевизионной информации, общению с компьютером, которые превращаются в социализующую среду. Сама молодежная среда в этом отношении работает как катализатор или как тормоз для позитивных и негативных влияний. Например, умение обращаться в информационной среде становится фактором дифференциации в среде современной молодежи.
8. Еще одна классификация форм социализации - по характеру организации и наличию целенаправленности деятельности ее можно разделить на стихийную (так осуществляется традиционная социализация) и специализированную (профессиональную, чем стала современная социализация).
9. Классификация форм социализации по сферам или формам деятельности -производственная, профессиональная, социально-групповая, политическая, идеологическая и т. п.
В нашем исследовании необходимо рассмотреть новые формы социализации молодежи в интернет-пространстве. Исходя из вышеперечисленных классификаций, сопос-
тавим возможности сети Интернет в социализации молодого поколения (табл. 1).
Таким образом, исходя из проведенного анализа разных форм социализации представляется возможным рассмотреть принцип классификации с точки зрения типа принадлежности молодежи в интернет-пространстве к тому или иному сообществу, группе, корпорации, образовательному учреждению и т. д. Молодые люди в Сети создают определенного плана сообщества, которые можно подразделить на формальные, неформальные и информальные интернет-группы или сообщества, каждому из которых соответствует набор интернет-технологий или интернет-систем.
Формальное сообщество в интернет-пространстве представлено корпоративными порталами, которые, как правило, направлены на организацию производственного процесса или решение задач корпорации. Процесс социализации личности происходит в виртуальной среде или информационной системе самой корпорации, представленной в Сети с распределенным доступом. А участники данного сообщества, как правило, скреплены различными договорами.
В отличие от формальных, неформальные сообщества в Сети как возникают спонтанно, так и исчезают внезапно, они не имеют статуса и, зачастую, поддерживаются локальным интересом пользователей. Затухает интерес - рассыпается сообщество. Причины вступления в подобные интернет-сообщества - интерес, чувство принадлежности, помощь, защита, общение. Социализация личности здесь происходит в социальных сетях, на форумах, в чатах, блогах, онлайн-играх.
Информальное сообщество, в отличие от неформального (где главная цель - общение), ориентировано на какой-либо вид профессионально-ориентированной или социальной деятельности. Социализация личности в таких сообществах в интернет-пространстве может, например, происходить в интернет-средах альтернативного образования, таких как открытые системы образования. Другой пример, научные конференции ученых - в среде телеконференции. Объединяет инфор-мальное сообщество возможность (при наличии желания) получить документ об участии в конференции, документ о завершении обу-
Таблица 1
Сопоставление возможностей Интернета в социализации молодого поколения
№ п/п Направления социализации Формы социализации Обеспечивает социализацию
в традиционных формах в интернет-пространстве
1 Основные Первичная Семья, школа, группа сверстников и т. д. Социальные сети, образовательные порталы
Вторичная Государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д. Системы дистанционного обучения, интернет-сообщества, цифровые СМИ
2 По степени направленности и широте охвата объекта Индивидуальная Сообщество с конкретной идеей Интернет-сообщество с конкретной целью
Тотальная Сообщество с общей идеей (патриотизм, гражданская позиция) Интернет-сообщество с гражданской позицией
3 По целям и объектам освоения элементов культуры Обучение Воспитание Образование Семья, школа, образовательные учреждения, общество, театр, музей, кино, выставки и т. п. Образовательные порталы, системы дистанционного обучения, виртуальные музеи, онлайн-фильмы, музыка, кино, игры
4 По степени развитости и институциональной оформленности социальной практики Формальная Институты с реализуемыми ими формами социализации (профессионально-производственной, религиозно-конфессиональной, партийно-политической социализацией и др.) Профессиональное, религиозное, партийное интернет-сообщество
Неформальная Социальное окружение, среда, семья, «улица» Социальные сети, интернет-сообщество
5 По видам будущего, простому и сложному Адаптационная Эволюционирующее общество, стремящееся к простому будущему
Инновационная Эволюционирующее общество, стремящееся к сложному будущему
6 С учетом характера исторического момента Традиционная Общество с традиционной социализацией
Модернизационная Общество с модернизационной социализацией
Переходная Общество с переходной социализацией
Мобилизационная Общество с мобилизационной социализацией
7 По социализующей среде Вещная Семья, школа, общество учит обращаться с вещами Видеоуроки
Социальная Семья, друзья, сверстники, «улица», двор, группа, школа, институт, образовательные учреждения, религиозные сообщества, армия и т. п. Социальные сети, интернет-сообщество, системы дистанционного обучения, образовательные порталы, телеконференции
Информационная СМИ, средства коммуникации (телевизор, компьютер и т. п.) Цифровые СМИ, сеть Интернет
8 По характеру организации и наличию целенаправленности деятельности Стихийная Семья
Специализированная Образовательные учреждения Системы дистанционного обучения, образовательные порталы
9 По сферам или формам деятельности Производственная Трудовой коллектив Интернет-сообщество трудового коллектива
Профессиональная Профессиональное сообщество Интернет-сообщество с профессиональными интересами
Социально-групповая Сообщество с общими интересами Интернет-сообщество с общими интересами
Политическая Политическое сообщество Политическое интернет-сообщество
Идеологическая Идеологическое сообщество Интернет-сообщество с общей идеей
чения по дисциплине, курсу. Такое сообщество характеризуется устойчивостью во времени и возможностью вернуться к продолжению взаимодействия и общения.
Вполне допустимо и удобно для понимания использовать данную классификацию для идентификации новых форм социализации в Интернет. В результате получаем следующее.
Формальная форма социализации в интернет-пространстве обусловлена трудовыми договорами и соглашениями о социальном партнерстве и осуществляется в корпоративной виртуальной информационной системе или среде, управляемой корпорацией.
Неформальная форма социализации в интернет-пространстве обусловлена временной потребностью или интересом пользователя, характеризуется спонтанным появлением и внезапным затуханием после исчезновения интереса или удовлетворения той или иной потребности. Интернет-технологии могут быть управляемыми со стороны юридических лиц или самоорганизующимися в интернет-пространстве.
Информальная форма социализации в интернет-пространстве обусловлена устойчивым профессионально-ориентированным или социальным интересом и возможностью (при наличии желания) получить документ об участии в интернет-событии (конференции, документ о повышении квалификации, завершении обучения по курсу и др.). Такая форма интернет-социализации поддерживается управляемыми со стороны юридических лиц интернет-средами (системами). А само сообщество характеризуется устойчивостью и возможностью возобновления общения.
Представляется, что предложенная нами классификация может быть полезна при организации процесса социализации молодежи в интернет-пространстве с целью применения в образовательном процессе. Она может оказать помощь в понимании и построении образовательных и воспитательных сред.
Список литературы
1. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. Ростов н/Д, 2006.
2. Марокова М.В., Бисинова З.Е. Роль социальных сетей в социализации молодежи // Сис-
тема ценностей современного общества. 2012. № 22. С. 258-263.
3. Корнеев В.И., Юсупова Д.М. Роль социальных сетей в социализации молодежи // Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию Конституции РФ. М., 2013. С. 260264.
4. Богатырева А.А. Проблемы киберсоциализа-ции современной молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2.
5. Малькевич А.А. Интернет и социальные сети в процессе политической социализации молодежи // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 2. С. 210-214.
6. Плешков Е.О. Влияние всемирной компьютерной сети на процесс социализации современной молодежи // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред.
B.Н. Скворцова. Тамбов, 2014. С. 105-109.
7. Чалдышкина Н.Н. Педагогические потенциалы виртуальных социальных сетей в работе с детьми и молодежью // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 3. С. 119-124.
8. Тихонов А.В., Миронов А.Н. Проблема распространения экстремистской идеологии в молодежной среде России с помощью современных информационно-коммуникационных технологий // Научное мнение. 2015. № 5-3.
C. 70-74.
9. Мовсисян М.М. Волонтерская деятельность и ее продвижение в сети Интернет // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2016. № 7. С. 136145.
10. Чванова М.С., Храмова М.В., Слетков И.А., Киселева И.А., Молчанов А.А., Котова Н.А. Исследование влияния Интернета на социальные потребности пользователей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164). С. 7-25. Б01: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-7-25
11. Кусжанова А.Ж. Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1996.
12. Шкаратан О.И., Коршунов А.М. Технологический переворот и судьбы молодых. М.: Знание, 1989.
13. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970.
14. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Культура, образование, развитие индивида. М., 1990.
15. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи: монография. СПб., 2008.
16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
References
1. Chistyakov A.V. Sotsializatsiya lichnosti v obsh-chestve internet-kommunikatsiy: sotsiokul'turnyy analiz: avtoref. dis. ... d-raped. nauk [Socialization of Personality in Society of Internet-Communications: Social-Cultural Analysis. Dr. sots. sci. diss. abstr.]. Rostov-on-Don, 2006. (In Russian).
2. Marokova M.V., Bisinova Z.E. Rol' sotsial'nykh setey v sotsializatsii molodezhi [The role of social networks in youth's socialization]. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva [System of Modern Society Values], 2012, no. 22, pp. 258-263. (In Russian).
3. Korneev V.I., Yusupova D.M. Rol' sotsial'nykh setey v sotsializatsii molodezhi [The role of social networks in youth socialization]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii, posvyashchennoy 20-letiyu Konstitutsii RF «Sotsial'no-ekonomicheskoe, sotsial'no-politicheskoe i sotsio-kul'turnoe razvitie regio-nov» [Proceedings of International Scientific-Practical Conference Devoted to 20th Anniversary of the Constitution of the Russian Federation "Social-Economical, Social-Political and Social-Cultural Development of Regions"]. Moscow, 2013, pp. 260-264. (In Russian).
4. Bogatyreva A.A. Problemy kibersotsializatsii sovremennoy molodezhi [Problems of cyber socialization of modern youth]. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 2-2. (In Russian).
5. Malkevich A.A. Internet i sotsial'nye seti v prot-sesse politicheskoy sotsializatsii molodezhi [The Internet and social networks in the process of political socialization of youth]. Intellekt. Innovat-sii. Investitsii [Intellect, Innovations, Investments], 2011, no. 2, pp. 210-214. (In Russian).
6. Pleshkov E.O. Vliyanie vsemirnoy komp'yuter-noy seti na protsess sotsializatsii sovremennoy molodezhi [The influence of international computer network on the process of modern youth socialization]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemy sotsializatsii lichnosti v kontekste nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya» [Proceedings of International Scientific-Practical Conference "Problems of Personality Socialization in the Context of Constant Professional Education"]. Tambov, 2014, pp. 105-109. (In Russian).
7. Chaldyshkina N.N. Pedagogicheskie potentsialy virtual'nykh sotsial'nykh setey v rabote s det'mi i molodezh'yu [Pedagogical potentials of virtual social media in work with children and youth]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki - Proceedings of the Southern Federal University. Pedagogical sciences, 2014, no. 3, pp. 119-124. (In Russian).
8. Tikhonov A.V., Mironov A.N. Problema raspro-straneniya ekstremistskoy ideologii v molodezh-noy srede Rossii s pomoshch'yu sovremennykh informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnolo-giy [Problem of extremist ideology spreading in youth sphere of Russia with the help of modern information-communication technology]. Nauch-noe mnenie - The Scientific Opinion, 2015, no. 5-3, pp. 70-74. (In Russian).
9. Movsisyan M.M. Volonterskaya deyatel'nost' i ee prodvizhenie v seti Internet [Voluntary activity and its promotion in the Internet]. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnolo-gicheskogo universiteta [Scientific Papers of Kuban State Technological University], 2016, no. 7, pp. 136-145. (In Russian).
10. Chvanova M.S., Khramova M.V., Sletkov I.A., Kiseleva I.A., Molchanov A.A., Kotova N.A. Is-sledovanie vliyaniya Interneta na sotsial'nye po-trebnosti pol'zovateley [The study of the Internet influence on social needs of users]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 12 (164), pp. 7-25. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-7-25 (In Russian).
11. Kuszhanova A.Z. Vzaimodeystvie obshchestva, lichnosti i gosudar-stva v sfere obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra filosof nauk [Cooperation of Society, Personality and State in the Sphere of Education. Dr. phil. sci. diss. abstr.]. Moscow, 1996. (In Russian).
12. Shkaratan O.I., Korshunov A.M. Tekhnologi-cheskiy perevorot i sud'by molodykh [Technologic Revolution and Youth's Destiny]. Moscow, Znanie Publ., 1989. (In Russian).
13. Ikonnikova S.N., Kon I.S. Molodezh' kak sot-sial'naya kategoriya [Youth as Social Category]. Moscow, 1970. (In Russian).
14. Pakhomov N.N. Krizis obrazovaniya v kontekste global'nykh problem [Education crisis in the context of global problems]. Kul'tura, obrazova-nie, razvitie individa [Culture, Education, Development of the Individual]. Moscow, 1990. (In Russian).
15. Ivanenkov S.P. Problemy sotsializatsii sovremennoy molodezhi [Problems of Modern Youth's Socialization]. St. Petersburg, 2008. (In Russian).
16. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirova-
nie real'nosti [Social Construction of Reality]. Received 28 Novate 2016
Moscow, 1995. (In Russian). Reviewed 20 D^ta 2016
Accepted for press 30 August 2017
Шстутла в редада 28.11.2016 г. Конфликт интересов отсутствует.
Огрецеязиромна 20.12.2016 г. There is no conflict of interests. Принята в печать 30.08.2017 г.
UDC 316.614
NEW FORMS OF STUDENT YOUTH SOCIALIZATION IN THE INTERNET SPACE Marina Sergeevna CHVANOVA
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Higher Qualifications Programs Department, Professor of Information Systems Department
Moscow State University of Technology and Management
73 Zemlyanoy Val, Moscow, Russian Federation, 109004
Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: ms@tmbtsu.ru
Mariya Sergeevna ANUREVA
Senior Lecturer of Mathematical Modeling and Information Technologies Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
E-mail: ccs.tmb@ya.ru
Irina Aleksandrovna KISELEVA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: irinakiselyo@yandex.ru
Socialization of personality has always been closely associated with family and education system, but in the information society, it undergoes a transformation and the most important factors of socialization are network of communications. The lifestyle is changing under the influence of the Internet - changing structure of leisure time, the usual channels of information, the nature of interpersonal interactions. Young people are increasingly seeking to communicate, to play, to learn in the Internet space. At the result, there are new forms of socialization, formation of the person of a new type. A new classification of forms of Internet socialization of young people is proposed. The results of a survey to identify the purpose of use of the Internet are presented. The results showed that the young generation actively uses the Internet mostly for social networking, for the sake of hobbies and music. The classification of traditional forms of socialization is studied and a new principle of classification from the point of view of membership type of young people in the Internet space to a particular community, group, corporation, educational institution, etc., namely: formal, non-formal and informal online group or community, each of which corresponds to a set of Internet technologies or Internet systems are presented.
Keywords: online socialization of youth; forms of socialization; social networks; impact of Internet ACKNOWLEDGEMENTS:
1. The results are achieved under support of Russian Foundation of Basic Research according to the project: "Sociological analysis of the Internet space as an indicator of social-cultural dynamics of open education development", no. 16-0600176, 2016-2018.
2. Some aspects are researched and relevant results are achieved under financial support of Russian Foundation of Basic Research according to the project "Sociological analysis of the Internet space as an indicator of social-cultural dynamics of open education development", no. 17-36-00039, 2017-2019.
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-32-40
Для цитирования: Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6 (170). С. 32-40. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-6(170)-32-40.
For citation: Chvanova M.S., Anureva M.S., Kiseleva I.A. Novye formy sotsializatsii studencheskoy molodezhi v in-ternet-prostranstve [New forms of student youth socialization in the Internet space]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Se-riya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 6 (170), pp. 32-40. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-32-40. (In Russian, Abstr. in Engl.).