DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-934-938
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И МОЛОДЕЖЬ В СВЕТЕ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Дилорам Гафурджановна Ташмухамедова
Cамостоятельный соискатель Национального университета Узбекистана,
кандидат медицинских наук (PhD)
Сегодня Интернет является пространством, которое влияет на формирование у молодежи новых культурных ценностей, норм взаимодействия, принципов разрешения стоящих перед обществом проблем. В этих условиях необходимо непрерывное развитие цифровой компетентности, основанной на способности индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности. Под влиянием виртуальной среды возникает новый вид социализации личности - киберсоциализация. В данной статье проводится анализ влияния социальных сетей на формирование ценностных установок современной молодежи. Приводятся мнения зарубежных исследователей, изучающих влияние виртуальных коммуникаций на благополучие и здоровье молодых пользователей. Выявляются особенности современных представлений молодежи о месте социальных ценностей в жизненном пространстве. Автор приходит к выводу, что влияние социальных сетей неоднозначно, но негативное влияние острее ощущается и влечет за собой более глубокие отрицательные последствия. Приводятся результаты исследований ЮНИСЕФ, Общенационального движения «Юксалиш» и Союза молодежи Узбекистана, направленного на усиление разработки и реализации молодежной политики.
Ключевые слова: Интернет, социальная сеть, молодежь, виртуальная среда, киберсоциализация, семья, родительский контроль, ЮНИСЕФ, благополучие молодежи.
Today, the Internet is a space that influences the formation of new cultural values among young people, norms of interaction, principles for resolving problems facing society. Under these conditions, it is necessary to continuously develop digital competence based on the ability of
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
an individual to confidently, effectively, critically and safely
April, 2022
select and apply communication technologies in various areas of life. Under the influence of the virtual environment, a new type of personality socialization arises -cybersocialization. This article analyzes the influence of social networks on the formation of the values of today's youth. The opinions of researchers from different countries who study the impact of virtual communications on the well-being and health of young users are given. The features of modern ideas of young people about the place of social values in the living space are revealed. The author comes to the conclusion that the influence of social networks is ambiguous, but the negative impact is more acutely felt and entails deeper negative consequences. The results of research by UNICEF, the Yuksalish National Movement and the Youth Union of Uzbekistan, aimed at strengthening the development and implementation of youth policy, are presented.
Keywords: Internet, social network, youth, virtual environment, cyber socialization, family, parental control, UNICEF, youth well-being.
Социологи рассматривают молодежь как часть общества, изучая те основные стороны жизни, которые представляют собой общие и устойчивые способы включения молодых людей в различные формы социальной жизнедеятельности. Роль и значение молодежи в обществе заключается в том, что молодежь является самой большой социально-демографической группой, выступающей основным источником пополнения трудовых ресурсов. В отличие от других социальных групп молодежь несет в себе наибольший потенциал, овладевая новыми знаниями, профессиями и навыками, открывая для общества новые социальные и профессиональные перспективы. Молодежь помимо наследования материальных и духовных богатств, способна создавать новые, более прогрессивные и демократические отношения [1]. В условиях трансформации общества возникает необходимость рассматривать молодежь в качестве неотъемлемой части социальной системы, которая выполняет особую роль в процессе развития человечества.
Большое влияние на образ жизни подрастающего поколения влияют современные гаджеты и технологии, с помощью которых молодые пользователи Интернет не только выстраивают свое общение с окружающим миром, но и формируется их ценностное сознание.
По мнению исследователей, глобальное погружение в виртуальное пространство молодых людей, а особенно подростков, приводит к трансформации их жизненных
April, 2022
935
установок, ценностно-смыслового восприятия реальности, появлению новых интересов и жизненных приоритетов, в результате чего возникает необходимость изучения поведенческих паттернов, форм сетевой социализации, специфики коммуникации в социальных сетях, особенностей формирования виртуальной идентичности[2]. Наиболее актуальными для исследователей являются проблемы разработки методологии влияния социальных сетей на детей и молодежь, проведение анализа сетевых молодежных ценностей, которые противопоставляют виртуальный мир миру реальному.
Американские исследователи К.Кеннеди, С.А.Дэвис и др. отмечают, что чрезмерное использование виртуальных социальных сетей приводит к негативным последствиям для здоровья подростков: возникает чувство депрессии, тревоги, страха, подверженность кибербуллингу либо участие в нем и т.п. В то же время исследователи установили, что использование социальных сетей способствует положительному ощущению благополучия, созданию чувства общности, предоставлению доступа к необходимой информации, помощи в установлении новых и поддержании существующих отношений, а также предоставлению платформы для самовыражения и создания самоидентификации [3]. Большинство эмпирических исследований показали, что последовательная реакция технологий социальных сетей на социальные и эмоциональные потребности подростков может влиять на их развитие, вызывая небезопасные и ненадежные модели привязанности, которые приводят к проблемному поведению [4].
Глобальное вхождение молодых людей в виртуальные сообщества влекут за собой риски и угрозы. К угрозам, связанным с распространением Интернета, часто относят угрозы безопасности и частной жизни (кибербуллинг, вредоносный контент, неправомерное использование персональных данных, кибермошенничество и т.п.). Виртуальные сети значительно влияют как на физическое здоровье и психологическое благополучие, так и на успеваемость в учебе, вовлеченность в образовательные проекты, познавательную деятельность и др. [5].
Основные цели Национального исследования «Молодежь Узбекистана: вызовы и перспективы», проведенного ЮНИСЕФ в рамках совместного рабочего плана с Союзом молодежи Узбекистана и соглашения о партнерстве с Общенациональным движением «Юксалиш», заключались в предоставлении всестороннего
April, 2022
936
обзора положения молодых людей в Узбекистане с акцентом на важнейшие сферы их повседневной жизни и в информировании ведомств, общественных организаций и объединений, которые непосредственно занимаются разработкой национальной молодежной политики, а также для повышения эффективности решений, принимаемых по вопросам благополучия и здоровья молодежи. Исследование проводилось в период с 2018 по 2020 г. и было ориентировано на молодежь в возрасте от 14 до 30 лет в 12 областях Узбекистана, городе Ташкенте и автономной Республике Каракалпакстан. Анкетирование выявило значительный разрыв между большой группой респондентов, которые указали, что они «никогда» не использовали Интернет (53,9%), и меньшими группами, которые заявили, что использовали его «еженедельно» (11,3%) или даже «каждый день» (25,4%). В социальном плане многие участники исследования описывали Интернет как удобный инструмент, с помощью которого можно поддерживать связь с близкими и родными, особенно с теми, кто в настоящее время находится за пределами республики. В то же время молодые люди относились к Интернету как к потенциальному источнику «плохого влияния». Молодые люди, живущие в сельской местности, отметили имеющиеся сложности при подключении Интернет, ссылаясь на медленную скорость. Результаты исследования указали на существующие недостатки в области развития функциональных возможностей Интернета, включая как техническую доступность (возможность подключения, скорость, устройства), так и финансовую доступность [6]. Такие результаты дают возможность и дополнительное время для того, чтобы обратить внимание на проблемы, возникающие у современных пользователей виртуальных сетей, особенно среди молодёжи. Неутешительные прогнозы и результаты научных исследований ведущих научных и общественных организаций, исследовательских институтов свидетельствуют о том, что крайне необходимо разработать единую концепцию по цифровому благополучию современной молодёжи в стране.
Вышесказанное приводит к выводу, что современная молодежь наиболее гибко реагирует на процессы повсеместной виртуализации, легко принимая и адаптируясь под правила цифрового общества. Молодыми пользователями Интернета без труда формируется персональный образ на страницах социальных сетей, создается социальный эффект за счет получения одобрения своих действий, мыслей и самопрезентации в виртуальном сообществе.
April, 2022
937
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-934-938
Анализ особенностей использования социальных сетей подростками и молодыми людьми за рубежом может иметь теоретическую значимость для исследователей, т.к. позволяет оценить не только риски и угрозы, но и преимущества виртуального мира, которые могут ожидать нас в связи с неизбежным процессом повсеместной цифровизации социальных институтов Узбекистана.
REFERENCES
1. Сайганова Е.В. Трансформация роли молодежи в современном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. -Т. 15.- № 1.- С.20.
2. Курбатов В.И. Молодежная субкультура в сетевых сообществах: приоритеты молодежи в социальных сетях и трансформация социально-информационного поведения / В.И Курбатов, Ю.Г. Волков, К.В. Воденко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2019.- №10.- С.93.
3. Kennedy K. (2019). "Positive and Negative Effects of Social Media on Adolescent Well-being." Order No. 13884786 dissertation, Minnesota State University, Mankato.
4. Davis Cynthia A. (2017). "Social Media Technologies' Influence on Adolescent Social/Emotional Development Via Attachment." Order No. 10605716 dissertation, The Chicago School of Professional Psychology
5. Благополучие детей в цифровую эпоху: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / А.А. Бочавер, С.В. Докука, М.А. Новикова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 36 с.
6. Молодежь Узбекистана: вызовы и перспективы: Отчёт Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Узбекистане, 2020. - Режим доступа: https: //www.unicef. org/uzbekistan/youth-report
April, 2022