УДК 316.6
Курбатов Владимир Иванович
доктор философских наук, профессор
главный научный сотрудник, Южнороссийский филиал ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук» [email protected]
Волков Юрий Григорьевич
Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой теоретической социологии и методологии региональных исследований, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральныйуниверситет [email protected]
Vladimir I. Kurbatov
Doctor of Philosophy,
Professor,
Chief Researcher,
South Russian FGBUN branch
«Federal Research
Sociological Center
Russian Academy of Sciences»
Yuri G. Volkov Honored Scientist of Russia, Doctor of Philosophy, Professor,
^airholder Oftheoretical Sociology and Methodology Regional Study, Institute of Sociology and Regional Studies Southern Federal University [email protected]
Воденко Константин Викторович
доктор философских наук, профессор,
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова [email protected]
Konstantin V. Vodenko
Doctor of Philosophy, Professor,
South Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov [email protected]
Молодежная субкультура
в сетевых сообществах: приоритеты молодежи в социальных сетях и трансформация социально-информационного поведения
Аннотация. Молодежь стала поколением социальных сетей, проводя в нем большую часть жизни, организуясь в сетевые сообщества по интересам и потребностям, устанавливая коммуникационные виртуальные связи, предпочитая традиционной реальности виртуальную реальность, связи с чем, формируя виртуальную идентичность, обретая вместо реальных виртуальные ценности, что приводит к формированию виртуальной молодежной субкультуры.Это создает основу для существенных трансформаций социального поведение молодежи, возникновения новых поведенческих паттер-нов.Новые формы массового коллективного поведения молодежи в социальных сетях и в сетевых сообществах выступают своеобразным электронным фронтиром, в котором молодежь
Youth subculture
in online communities: youth priorities in social networks and transformation social-informationbehavior
Annotation. Young people have become a generation of social networks, spending most of their lives in it, organizing into network communities of interests and needs, establishing communication virtual connections, preferring virtual reality over traditional reality, connecting with it creating a virtual identity, acquiring virtual values instead of real ones, which leads to the formation of virtual youth subculture.
This creates the basis for significant transformations of the social behavior of young people, the emergence of new behavioral patterns. This creates the basis for significant transformations of the social behavior of young people, the emergence of new behavioral patterns. New forms of mass collective behavior of youth in social networks and network communities act as a kind of electronic
противопоставляет себя традиционной реальности, которая не устраивает её по соображениям справедливости, морали, порядка и ценностей.
Ключевые слова: социальные сети,молодежь, сетевые сообщества,виртуальная молодежная субкультура, виртуальная коммуникация, виртуальная социализация, виртуальная идентичность, трансформация социального поведения молодежи, электронныйфронтир.
frontier, in which young people contrast themselves with traditional reality, which does not suit them for reasons of justice, morality, order and values.
Keywords: social networks, youth, network communities, virtual youth subculture, virtual communication, virtual socialization, virtual identity, transformation of social behavior of youth, Electronic Frontier.
Глобальная информационная реальность, которая в современном мире охватывает практически все сферы человеческой жизнедеятельности, создает безграничные возможности в производстве, хранении, использовании и передачи информации, также порождает новые социальные отношения, что выражается в информационном структурировании общества, в создании таких новых форм социальности, как социальные сети и сетевые сообщества и формирует целые поколения пользователей глобальных информационных ресурсов.
Поскольку общество, это, прежде всего, социальная коммуникация, то технологическое изменение коммуникативных форм изменяет не только форму, но и содержание социальной коммуникации, не может не изменять и само содержание общения. Это сказывается на том, что такие изменения приводят к трансформации социального поведения целых поколений пользователей глобальной информационной сети, меняют их менталитет, трансформируют ценности, порождают новые формы идентичности, виртуальной идентичности.К такому поколению относится, прежде всего, молодежь, которая практически полностью погрузилось в глобальное информационно-коммуникационное взаимодействие [1; 2].
Возникло то, что современные исследователи называют «поколением социальных сетей». Молодежные пользователи, объединяясь на добровольных основаниях, информационных потребностях и личностных интересах в достаточно устойчивые сетевые сообщества (виртуальные комьюнити), образуют там своеобразные социальные группы, которые можно характеризовать как виртуальные молодежные субкультуры.
Задачей данной статьи является выявление приоритетов молодежи в социальных сетях, мотивации создания таких виртуальных молодежных субкультур и характеристика направлений трансформации социально-информационного поведения молодежи в виртуальных комьюнити.
Поскольку, сетевые сообщества, будучи информационными фантомами, выступая также как новые формы информационной социальности , являются своеобразными конструктами, то для исследования их должна быть привлечена методология социального конструктивизма, в частности, принципы экспликации реальности (социальной, консенсусной и медиа-реальности), понимание конструкта как модели объяснения ре-
альности, методы легитимизации и характеристики информационной среды [3; 4].
Для характеристики информационно-коммуникационного функционирования молодежных субкультур в сетевых сообществах применимы принципы коммуникационного взаимодействия Н. Лумана [5], с точки зрения его самореференции, структурного соответствия и селекции [6; 7].
В качестве общих методов анализа должны быть применены методы структурного и функционального анализа, посредством которых изучаются структурно-организационные формы сетевых сообществ и интенсивность их коммуникационно-информационного, личностного, профессионального, социально-гражданского взаимодействия, выражающего функционирование сетевых сообществ [8].
Для обсуждения задач конкретного анализа уместен также ресурсный и динамический подходы, которые предполагают анализ информационных, персонально-личностных и профессиональных ресурсов акторов молодежных субкультур сетевых сообшеств, характеризующих личностное саморазвитие акторов и их самопрезентацию и самопредъявление в виртуальном пространстве [9; 10].
Дополнительными специальными методами являются методы сетевого анализа, в частности, классификация социальных сетей, анализ их структуры как повторяющихся, регулярных паттернов отношений, разноуровневый анализ сетевых групп, сетевых подгрупп, их групповой динамики [11].
Результатом исследования должно быть системное осмысление проблемы «поколения социальных сетей», особенностей молодежных субкультур в сетевых сообществах, что в дальнейшем должно привести к выработке рекомендаций относительно социальной ориентированности паттернов поведения молодежи, учитывая выработку социально значимых практических и ценностных ориентиров, которые не отдаляют виртуальную молодежную субкультуру от культуры реального общества, а сближают ее с ней.
Указанный комплекс проблем привлекает внимание таких отечественных и зарубежных исследователей, как М.С. Безбогова [12], И.И. Боброва, А.С. Голобоков [13], Г.З.Ефимова [14], О.А. Зорина [15], Е.В. Зюбан, С.О. Кремлева [1б],
Э.Г. Патрикеева, О. А. Соловьева, Т. А. Селезнева, А.С. Терякова [17], С.А. Шалалута, А.С. Ше-пель [18], М. Берри [19], Х.Гаутши, Дж. Кастрена-кес [20], Дж. Кардосо [21], П. Коллок, М. Мэнэфи, М. Смит [22], Д. Тэпскотт [23] и другие авторы.
Социальная сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети, ее пользователями. Начало социальных сетей приходится на 2003-2004 годы, когда были созданы электронные платформы LinkedIn, MySpace и Facebook.
Привлекательность социальных сетей в доступности для каждого пользователя. Социальные сети - своеобразное информационное пристанище для каждого: в нем он может найти техническую исоциальную базу для создания своего виртуального «Я», партнеров по интересам и убеждениям, «растворить» собственное одиночество в анонимном общении, поделиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией, представить себя этой аудитории в выгодном свете, обрести поклонников, друзей, сподвижников и противников, с которыми можно вести острую и в то же самое время, безопасную полемику.
Крупнейшая в мире социальная сеть «Facebook» -https://www.facebook.com/, насчитывает свыше 800 миллионов активных пользователей.
Количество пользователей сервиса микробло-гов«Twitter» - URL : http://twitter.com/ превышает 200 миллионов человек.
В настоящее время в российском сегменте Интернета сейчас существует множество различных социальных сетей. Отметим наиболее популярные среди них. Социальная сеть, наиболее популярная у молодежи - «ВКонтакте» - URL : http://vkontakte.ru/, включающая более 34 миллионов активных пользователей. Эксперты подчеркивают, что изначально эта социальная сеть задумывалась как ресурс для студентов. Со временем социальная сеть «ВКонтакте» стала гигантским информационно-коммуникационным проектом, местом пребывания большинства сетевых мигрантов.
На втором месте находятся «Одноклассники» -URL : http://odnoklassniki.ru/ с аудиторией пользователей в 27 миллионов человек. В этой социальной сети, в которой реализуется возможность общаться со своими бывшими одноклассниками или однокурсниками, с которыми, возможно, они уже долго не виделись, в основном преобладают люди, окончившие школу или университет.
В Российском сегменте Интернета «Facebook» -https://www.facebook.com/ занимает третье место, включая более 9 миллионов активных пользователей, а «Twitter» - URL : http://twitter.com/, по статистике компании «Яндекс», составляет около 2 миллионов российских пользователей.
Выделим также социальную сеть «Мой мир» -URL : http://my.mail.ru/, проект сайта Mail.Ru., в котором общаются в основном школьники.
Исследования показывают, что 65 % россиян используют Интернет ежедневно, а если речь идет о молодежи, то эта цифра вырастает до 95 %. Подавляющее большинство пользователей Интернета в России (97,2 %) зарегистрированы в социальных сетях. Самая популярная из них - «ВКонтакте», где число пользователей среди молодежи составляет 90,3 % [24].
Опросы о влиянии социальных сетей на поведение, привычки и повседневную жизнь показывают, что половина опрошенных честно признались, что онлайн-общение стало частью жизни, и отмечают тенденцию к замене живого общения виртуальным, а 23 % опрошенных не представляют своего существования без интернета. У 33 % юношей и девушек возникает ежедневная потребность в использовании интернета, связанная с учебой или работой, с поиском информации, проблема лишь в ее корректности и достоверности. 34 % - периодически пользуются просторами всемирной паутины, 26 % опрошенных признались, что развлекательные и коммуникативные ресурсы сети отвлекают от важных дел, а 10 % респондентов открыто заявили, что страдают от веб-аддикции [25].
Из опросов, можно сделать выводы, что 50 % респондентов считают Интернет средством общения, 25 % - справочной системой, 15 % -развлечением, и 10 - % источником новостей. На вопрос, куда вы обращаетесь за информацией, 70 % ответили Интернет, к друзьям - 12 %, в библиотеку - 10 %, и 8 % опрошенных обращаются в книжный магазин. Эти данные, говорят о том, что интернет становится все более популярным [26; 27].
Для ответа на вопрос о том, что привлекает молодежь в социальные сети, прежде всего, рассмотрим их основные виды деятельности на этих электронных платформах. Современные исследования показывают, что это сводится к просмотру видеозаписей, общению через аккаунты на разные темы, общению по скайпу, общению в чатах, поиску нужного информационного продукта (для учебы, по интересам и увлечениям), прослушиванию аудиозаписей, играм разного рода, скачиваю программ, музыки, видео, фото, поиску новостной информации, ведению твиттера или инстаграм, ведению виртуального дневника, просмотру запрещенных родителями сайтов и просто бесцельному блужданию по сайтам как постоянному занятию, чем обретается статус сетевого кочевника (цифрового номада) [28; 29].
Говоря о том, что привлекает молодежь в социальные сети и сетевые сообщества, отметим, что современные исследования показывают следующие приоритеты:
- возможность построения общения и собственным, а не навязанным интересам и личным ценностным предпочтениям;
- свобода виртуального общения;
- возможность организоваться в группу пользователей по интересам, создать сетевое сообщество;
- добровольность информационных контактов и отношений;
- управление контактами и отношениями в социальной сети, в том числе возможность прервать общение в любой момент;
- интерактивность общения и его диалоговый характер;
- возможность трансформировать собственную индивидуально-личностную позицию в публичную , используя медиа - ресурсы социальной сети ;
- относительную безопасность общения в социальной сети, которая обусловлена анонимностью и созданным своим собственным виртуальным «Я»;
- возможность корректировки виртуального общения, исправления ошибок в выражении собственной позиции и самопрезентации, что отличает данную ситуацию от того, что нашло свое воплощение в традиционной реальности;
- широкий круг общения, который не ограничен рамками традиционной реальности;
- возможность реализации индивидуальных качеств личности, которые благодаря свободе общения легко реализуются в виртуальной реальности и имеют трудности с реализацией в традиционной реальности;
- возможность драматургического проигрывания различных ролей, переживания эмоций, которые по тем или иным причинам фрустрированы в традиционной реальной жизни;
- самовыражение, самопрезентация и самораскрытие в виртуальной реальности;
- саморазвитие, которое осуществляется благодаря ресурсам информационного пространства;
- солидаризация в сетевом сообществе, обретение сподвижников, партнеров и друзей;
- развитие навыков общения и коммуникации;
- обретение уверенности в себе и личностного самоутверждения.
Сопутствующими факторами, усиливающими мотивацию пребывания в качестве сетевого актора, являются следующие факторы:
- создание убеждения в доминировании виртуальной жизни над жизнью реальной, что обусловлено теми преимуществами, которое дает виртуальное общение в форме самоутверждения и саморазвития, в отличие от традиционной реальности, в которой формы личностного самовыражение встречают различные препятствия (барьеры общения, комплексы, материальные трудности);
- получение чувства удовлетворения от эмоциональной насыщенности виртуального общения, сопровождаемого визуальными впечатлениями и аудио-сопровождением;
- ощущение безопасности виртуального общения, связанное с анонимностью, возможностью прервать общение, возможностями выбора партнеров по общению, сконструированным виртуальным «Я», креативным характером драматургического проигрывания разных ролей, творя тем самым свою выдуманную биографию;
- получение чувства сопричастности к группе сподвижников, солидаризация по ценностям и интересам с ними;
- удовлетворение от виртуальной социализации, которая осуществляется каждым по своему желанию, по потребности добровольно соответствовать принятым в сетевом сообществе нормам и ценностям.
Рассмотрение вопросов того, что привлекает молодежь в социальные сети, погружает их в них полностью и заменяет виртуальной реальностью реальность традиционную, т.е., трансформирует актора и пользователя социальной сети, позволяет сделать некоторые выводы. Преимущество виртуального общения перед общением реальным связано с тем, что в нем преодолевается целый комплекс проблем, которые обычно встают перед каждым молодым человеком:
- проблемы личностного характера (подростки и молодые люди часто испытывают чувство неуверенности и трудности в установлении коммуникативных контактов, связанные с барьерами общения и теми или иными комплексами, связанными с той или иной формой самооценки);
- проблемы личностного развития, образования и творчества для молодого человека связаны не только с его личностными способностями, но и с множеством внешних обстоятельств, которые для него часто выступают как непреодолимая, а часто и враждебная сила (в отличие от этого, в виртуальной реальности сетевой мигрант сам конструирует себя и сам для себя выбирает те условия, в которых он находит для себя наиболее удовлетворительные формы самореализации и саморазвития);
- так называемые когнитивные проблемы, связанные с тем, в виртуальной реальности сетевой мигрант практически не зависит от внешних (материальных) условий и обстоятельств в реализации своих информационных целей, в получении позитивных эмоций в удовлетворении своих информационных потребностей, что приводит к убеждению в доминировании информационного бытия над бытием традиционной реальности;
- так называемые либертативные проблемы (от латинского «libertas» - свобода), которые характеризуют для молодежи преимущество жизни в социальных сетях перед жизнью в традиционной реальности, для которой свойственно множество регламентаций, норм, запретов и ограничений; в отличие от этого виртуальный мир предполагает больше степеней свободы в виртуальной жизни;
- так называемые левитативные проблемы (от латинского «levitas» - легкость), которые связаны с тем, что достижение тех или иных целей в
традиционной реальности всегда связаны с систематическими усилиями, трудностями и преодолением тех или иных препятствий; в отличие от этогобыстрота и легкость доступа к социальной сети, возможность беспрепятственного конструирования собственного виртуального жизненного мира, отсутствие материальных преград, делает для сетевого мигранта такой мир более предпочтительным;
- социальные проблемы как комплекс сложившихся материальных (а зачастую и финансовых предпосылок, которые в традиционной реальности бывают трудно разрешимыми) условий, которые выражают собою трудности образования, творческой самореализации, трудности карьерного роста, отсутствие социальных лифтов, проблемы достижения жизненного успеха, приобретения материального благосостояния и духовного удовлетворения, что способствует иммиграции молодого из традиционной реальности в реальность виртуальную, отрыву одной реальности от другой и превращению пользователя социальных сетей в постоянного обитателя виртуального комьюнити. Кроме этого, нахождение в социальной сети дает возможность молодежи без труда знакомиться с интересными фактами.
Термин «Виртуальноекомьюнити» введен в 1993 году Говардом Рейнгольдом. Он исследовал социальные отношения в социальных сетях и описал различные формы коммуникационно-информационного взаимодействия между членами различных социальных групп на базе электронных рассылок, новостных списков, многопользовательских сообществ и т.п. По его мнению, виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве [30].
Проблема функционирования молодежных субкультур в виртуальных сетевых комьюнити широко обсуждается в современной исследовательской литературе, и в этом отношении хочется указать на работы ряда отечественных авторов, на работы которых мы во многом опираемся в разработке данной темы, в частности, это работы С. В. Бондаренко [31], М.Г. Бреслера [32], Л.Н. Верченова, М.В. Егорова [33], А.В. Назарчу-ка [34], Е.Д. Невсенко [35], Ю.Г. Рыкова [36], Н.А. Рябченко [37], Д. Шакулы и других авторов. Среди зарубежных исследователей мы бы выделили работы Э. Алехмана [38], Н.К. Баума, Д. Бойда, Х. Бух-Хансена [39], Л. Гроссвайла, Э. Грузда, Р. Флегера, М. Кастельса, Д. Кормие-ра [40], Ф. Пробста, Х. Рейнголда, Дж. Роя, Н. Элисона.
Образовательные, социокультурные, пользовательские, экологические, конфессиональные, развлекательные, образовательные, игровые и прочие виртуальные комьюнити включают в себя на добровольной основе и на основе свободного и заинтересованного обмена информацией и личностными оценками ее, людей разных профессий, возрастов, социального положения, об-
разования. Виртуальная молодежная субкультура, формирующаяся в сетевых сообществах, выражает собой молодежную систему ценностей, установок, способов поведения, жизненных стилей и предпочтений, символов, атрибутов, эпатажа и моды [41].
Виртуальные молодежные субкультуры современные исследователи типологизируют на формальные и неформальные молодежные сетевые объединения. Первые, куда включаются волонтерские объединения, педагогические отряды, спортивные ассоциации, объединения по интересам, ценностям, предпочтениям, образовательной деятельности, представляют собой зарегистрированные структуры с фиксированным членством. Их деятельность в основном направлена на социально значимые цели, связанные с помощью некоторым социальным категориям граждан, благоустройством города, экологией, помощи животным, просветительской деятельностью, направленной на профилактику асоциального поведения, пропаганду здорового образа жизни, Интернет-добровольчество и т.п.
Неформальные виртуальные молодежные объединения представляют собой обычно форму коллективной самодеятельности по интересам и предпочтениям. Они могут быть общественно-политическими, творческими, религиозными, правозащитными, антисоциальными и откровенно криминальными [42].
Для обеих групп субкультур характерно стремление в самовыражении, в реализации своих информационных потребностей, в мотивации обретения сподвижников, соратников, которые разделяют такие же ценности и предпочтения, в идентификации себя с ними.
В отличие от формальных виртуальных сообществ, для представителей неформальных молодежных субкультур обычно характерно неприятие традиционной культуры и морали, идеологии и порядка, в них сильны протестные, а зачастую и деструктивные настроения. Они отвергают опыт старших поколений, как неприемлемый для себя. Это выражается в демонстративном эпатаже и стремлении нарушать общепринятые нормы. Неформальные виртуальные молодежные субкультурные объединения составляют основу так называемого компьютерного андеграунда, который представляет собой своеобразное субкультурное подполье, протестную-или альтернативную культуру, виртуальную или ки б е р-культуру, дополнительную культуру.
Компьютерный андеграунд, как обширная социальная группа, включает в себя так называемых юзеров (пользователей, наиболее обширного и размытого слоя компьютерного андеграунда), хакеров, специализацией которых является так называемый «чистый взлом» информационных баз банков данных, крэкеров, которые по собственной инициативе или под действием коммерческого интереса занимаются взломом различных закрытых информационных систем, так называемых пиратов, специализация которых состоит в том, что они осуществляют коммерче-
ские взломы информационных систем с целью копирования и дальнейшей реализации полученной информации, кибер-террористов, используют свои кибер-атаки на информационные системы целью нанесения максимального вреда противнику, будь государство, государственная корпорация, бизнес-структура или частное лицо, кибер-санитаров, которые берут на себя функции защиты сетевых информационных ресурсов и очистку информационных сетей от сетевого вандализма, так называемых вирмейкеров (от англ. «virus» - вирус, и «tomake» - делать, создавать), которые по своей инициативе, либо по заказу соответствующих компьютерных фирм специализируется на создании программ компьютерных вирусов, так называемых вексеров (от англ. «virusexchange» - обмен вирусами), которые занимаются распространением компьютерных вирусов, так называемых кардеров (от англ. «card» - кредитная карта), занимающиеся махинациями с различными кредитными картами.
Компьютерный андеграунд как специфическая часть виртуальной молодежной субкультуры находится на грани, а порою и за гранью криминальной составляющей информационной сети и кроме перечисленных акторов, включает в себя кодеров, которые специализируются в создании нестандартных информационных кодов, фрике-ров, специализацией которых является незаконное подключение к различным информационным каналам, деструкторов, блэк-хатов и вайт-хатов, которые специализируются на кибер-атаках.
Исследования современного состояния субкультуры компьютерного андеграунда показывает, что для подавляющего большинства представителей этого сетевого комьюнити объединяющей идеей является «свобода» и «независимость», которые понимаются как свобода в получении и использовании любой информации и свобода действий с любыми информационными продуктами. В практическом отношении в деятельности акторов, исповедующих подобный принцип как основную ценность субкультуры компьютерного андеграунда, это выражается в обеспечении свободного доступа к закрытым информационным источникам. В иерархии ценностей представителей субкультуры компьютерного андеграунда кроме свободы, на одном из первых мест находится возможность индивидуально-личностного и креативного самовыражения [43; 44; 45].
Индивидуально-личностное и креативное самовыражение молодежи в виртуальной субкультуре выражается в формировании у нее новых типов идентичности - виртуальной идентичности и трансформации социально-информационного поведения.
Для представителей виртуальной молодежной субкультуры характерны различные новые виды активности и поведения, которые связаны с ресурсами глобальной информационной сети. Это, прежде всего, информационно-коммуникационное взаимодействие и общение, включающее в себя обмен информацией, впечатлениями, самовыражением, самопродвижением в информа-
ционном пространстве, когда личностный дискурс благодаря самопрезентации становится информационно-публичным. В социальных сетях платформой для такого общения выступают различные сайты знакомств, чаты, добавления в друзья, группы по интересам и т.д. Наряду с этим, важное место занимает использование Интернет-технологий для познания, самообразования и саморазвития.
Немалое место отводится и профессиональному поведению, в частности, многие социальные сети предлагают удаленную работу в качестве блогеров, что предполагает рекламную, маркетинговую деятельность и выражается в подготовке видеороликов, текстов, фотографий. Велика также роль досуговой активности, направлена на удовлетворение потребностей через различные развлечения и увлечения.
Творческая активность в социальных сетях развивается в различных группах авторов комментариев и рекламных текстов, поэтов, художников, клипмейкров, фотографов, композиторов, где через свое творчество молодые люди проявляют свою активность [46].
Нужно отметить, что для виртуальной молодежной субкультуры характерно и формирование принципиально новых паттернов социально-информационного поведения. Одним из них является так называемый смартфоб. Термин «смартмоб» (от англ. «smartmob» - «умная толпа») принадлежит американскому социологу Г. Рейнгольду [47].
Это такой способ коллективного поведения и самоорганизации членов сетевых сообществ, который дает возможность незнакомым друг с другом людей согласованно действовать в коммуникативно-информационном пространстве.
Другим паттерном коллективного поведения является так называемый флешмоб. Флешмоб -(от англ. flash mob), дословно - мгновенная толпа - заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия (сценарий) и затем расходится. Сбор участников флешмоба осуществляется при помощи электронных средств связи (в основном это Интернет) [48].
Флешмоб как молодежный паттерн коллективного поведения имеет множество разновидностей. Одна из них - это арт-моб, который является акцией, имеющей некоторую художественную ценность. Такое массовое действие нацелены на зрелищность и эстетику.
Близко к нему располагается танцевальный флешмоб, участники которого скрываются в костюмах и реализуют свои действия в танцах, выходя из толпы и скрываясь в толпе после окончания танца. Другая разновидность танцевального флешмоба являются танцевальные прогулки по городу (Dance Walking).
Другой разновидностью флешмоба является так называемый фан-моб (от англ. fun mob - весё-
лый моб; иногда называют «цирком»). Фан-моб это такой флешмоб, который осуществляется по сценарию, который является массовым приколом, который выражается в массовом несоблюдении общепринятых правил.
Моб-хаус (от англ. mob house - моб-дом) - это коллективная акция, в которой мобберы не выполняют какой-то сценарий, а живут по некоторым правилам и нормам жизни, которая отличается от обычной жизни. По сути, моб-хаус - это коллективное, поведенческое моделирование социо-коммуникативного пространства, которое понятно и интересно самим участникам данной коллективной акции и вызывает недоумение у случайных свидетелей.
Разновидностью флешмоба является так называемая моб-игра. Это коллективная акция, которая разыгрывается как некоторое действие, заранее оговоренное на сайте, например, «Повелевай и подчиняйся», «Смотри и слушай» и т.п.
Социально-политическими разновидностями флешмоба являются политмоб и социомоб. Это массовые акции с политическим и социальным содержанием, отличающиеся по своему сценарию от митингов, демонстраций и пикетов.
Другой паттерн массового молодежного коллективного действия, который не является флеш-мобом, выступает так называемыйфаршинг, который есть неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима, целью которого является публичное действо, участники которого должны на время забыть о своих комплексах и тех социальных, моральных и этических рамках, которыми они привыкли сковывать себя в повседневной жизни. Он ориентирован не на зрителей, а на самих участников и его целью является преодолеть себя, сделать нечто, на что человек в своей обычной жизни не решается.Фаршингом это коллективное действие называется потому, что во время данной акции каждый участник делает что-то своё, в результате получается некий «фарш».
Следующий паттерн молодежного массового коллективного поведения является так называемый перфоманс, что в переводе с английского означает спектакль. Перфоманс как коллективное поведение обычно основывается на некото-
Литература:
1. Губанов Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления противоборства / Д.А. Губанов, Д.А. Новиков, А.Т. Чхар-тишвили; Под ред. гл.-кор. РАН Д.А. Новикова. М. : Изд-во физико-математической литературы, 2010. 228 с.
2. Судич Ю.В. Роль социальных сетей в жизни молодежи // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL : http://sibac.info/archive/social/8(11 ).pdf
рых ритуалах, которые имеют символическое значение и проявляются, как правило, в форме массовых презентаций, имея обязательно яркий визуальный характер (костюмы яркого цвета, вызывающий внешний вид участников), символизацию в эмблемах и символах, сопровождается вербально с помощью слоганов, динамически выражающееся в ритуальных действиях в некоторой художественной форме с целью стать информационной провокацией, сформировать благоприятный имидж некоторой идеи, распространить некий художественный, моральный, коммерческий или социально-политический манифест [49].
Можно согласиться с такой оценкой виртуальной и коммуникации и паттернов массового сетевого молодежного поведения как виртуального электронного фронтира, в котором его герои (в данном случае молодежь как акторы массовых коллективных действий), противопоставляют себя окружающей среде, традиционной реальности, которая их не устраивает по соображениям справедливости, порядка, морали, ценностей, социальных и эстетических идеалов [50].
На наш взгляд, характерной чертой виртуальной молодежной субкультуры является и то, существенным образом трансформируется поведение молодежи, причем трансформируется таким образом, что еще не имело аналогов в истории человеческой цивилизации. Необходимо исследование поведенческих паттернов, а это связано с изучением форм сетевой социализации, специфики коммуникации в социальных сетях, особенностей формирования виртуальной идентичности и, конечно же, анализом тех информационных молодежных ценностей, которые противопоставляют виртуальный мир миру реальному.
Только на основе этого анализа можно выйти на практические рекомендации, связанные с тем, как сформировать или развить ценности социальных сетей, которые являются мотивами молодежного поведения в таком направлении, чтобы они не утратив своей информационно-технологической и коммуникационной инноваци-онности, приобрели бы социально значимый характер и социально значимые цели и ценности с тем, чтобы они не противопоставляли реальный и виртуальный миры, а дополняли друг друга и реализовывались в молодежном поведении.
Literature:
1. Gubanov D.A. Social networks: models of information influence, management of confrontation / Gubanov D.A., Novikov D.A., Chkhartishvili A.T. ed. RAS D. A. Novikov. Moscow: Publishing house of physical and mathematical literature, 2010. 228 p.
2. Sudich Yu. V. The Role of social networks in the life of youth // Scientific community of students of the XXI century. Social science: collection of articles on the Mat. XIV international.student. science.-pract. Conf. № 14. URL : http://sibac.info/archive/ social/8(11).pdf
3. Баксанский О.Е . Когнитивное конструирование реальности / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 256 с.
4. Бергер Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Т. Бергер, Т. Лукман. М., 1995. 323 с.
5. Луман Н. Общество общества. Часть II. Медиа коммуникации. М. : Логос, 2005. 280 с.
6. Луман Н. Что такое коммуникация? / Н. Луман; Пер.с нем. Д.В. Озирченко // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 114-125.
7. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Н. Луман; Пер. с нем. И. Д. Газиева; Под ред. Н. А. Головина. СПб. : Наука, 2007. 648 с.
8. Зайонц В.В. Социологические подходы к исследованию виртуальных социальных сетей // Молодой ученый. 2010.0 № 4. С. 266-271. URL : https://moluch.ru/archive/15/1432/
9. Коноплицкий С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 3. С. 167178.
10. Назарчук А.В. О сетевых исследованиях в социальных науках // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 39-51.
11. Сергодеев В.А. Коммуникативные практики в сетевых Интернет-сообществах // Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Вып. 1(135) 2014. С. 133-141.
12.Безбогова М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / М.С. Безбогова; ФГБОУ ВО Государственный университет управления, 2017. 212 с.
13. Голобоков А.С. Отечественные и зарубежные исследователи о сущности и признаках современных молодежных субкультур / А.С. Голобо-ков, С.А. Шалапута // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-3. С. 460-463. URL : https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10058
14. Ефимова Г.З. Влияние социальных сетей на личность / Г.З. Ефимова, Е.В. Зюбан // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Т. 4. № 5. URL : http://mir-nauki.com/PDF/20PSMN516.pdf
15. Зорина О.А. Влияние социальных сетей на духовно-нравственное воспитание молодежи // Образование Ямала. Ежеквартальный информационно-методический журнал. URL : http://yamal-obr.ru/articles/vliyanie-socialnykh-setejj-na-dukhov no-n/
16. Кремлева С.О. Сетевые сообщества // Научная онлайн библиотека Порталус. URL : http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_rea
3. Baksansky O.E. Cognitive construction of reality / O.E. Baksansky, E.N. Kucher. M. : Book house «LIBROKOM», 2012. 256 p.
4. Berger T. The Social construction of reality.Treatise on the sociology of knowledge / T. Berger, T. luckmann. M., 1995. 323 p.
5. Luman N. Society society. Part II. Media communications. M. : Logos, 2005. 280 p.
6. Luman N. what is communication? / N. Luman, Translated from German. D.V. Osychenko // Sociological journal. 1995. № 3. P. 114-125.
7. Luhmann N. Of the social system. Essay of the General theory / N. Luman; Trans. I.D. Gaziev; edited by N.A. Golovin. SPb. : Science, 2007. 648 c.
8. Zayonts V.V. Sociological approaches to the study of virtual social networks / / Young scientist. 2010.0 № 4. P. 266-271. URL : Mode of access: https://moluch.ru/archive/15/1432/
9. Konoplitsky S. Network communities as an object of sociological analysis // Sociology: theory, methods, marketing. 2004. № 3. P. 167-178.
10. Nazarchuk A.V. on network research in social Sciences // Sociological research. 2011. № 1. P. 39-51.
11. Sergueev V.A. Communicative practices of Internet communities // a peer-Reviewed, refereed scientific journal «Bulletin of the ASU». Issue 1 (135) 2014. P. 133-141.
12. Bezbokova M.S. Social networks as a factor of formation of social attitudes of today's youth: Diss. K. psychol. Sciences: 19.00.05 / M.S. Bezbokova of the State University of management, 2017. 212 p.
13. Golobokov A.S. Domestic and foreign researchers about the essence and signs of modern youth subcultures / A.S. Golobokov, S.A. Shalaputa // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 8-3. P. 460-463. URL : https://applied-research.ru/ru/article/view? id=10058
14. Efimov G.Z. Influence of Social Networks on Personality / G.Z. Efimov, E.V. Zuban // Internet Magazine «World of Science» 2016, Vol. 4. № 5. URL : http://mir-nauki.com/PDF/20PSMN516.pdf
15. Zorina O.A. Influence of social networks on spiritual and moral education of youth // Education Yamala. Quarterly information and methodical journal. URL : http://yamal-obr.ru/ articles/vliyanie-socialnykh-setejj-na-dukhovno-n/
16. Kremlin S.O. Network Communities // Scientific Online Library Portalus. : http://www.portalus.ru/ modules/psyc. URL : hology/rus_readme.php?
dme.php?subaction=showfull&id=1106643505&arch ive=01&start_from=&ucat=16&
17. Терякова А.С. Влияние социальных сетей на молодёжь / А.С. Терякова, И.И. Боброва // Портал научно-практических публикаций. URL : http://portalnp.ru/2014/12/2243
18. Шепель А.С. Коммуникативная специфика интернет-пространства // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1308-1310. URL : https://moluch.ru/ archive/113/29470/
19. Веггу M. Changing urban spaces: mobile phones on trains / M. Berry, M. Hamilton // Mobilities. 2010. Vol. 5(1). P. 111-129.
20. Cardoso G. From Mass to Networked Communication: Communicational Models and the Informational Society // International Journal of Communication. 2008. №. 2. P. 587- 630.
21. Kastrenakes J. Pinterest now has 100 million monthly users, The Verge (17.09.2015).
22. Kollock P. Managing the Virtual Commons: Cooperation and Conflict in Computer Communities / P. Kollock, M.A. Smith. URL : http://www. sscnet.ucla.edu/soc/csoc/papers/virtcomm/
23. Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World, McGraw-Hill, 2008. 384 p.
24. Аралина А.В. Молодежь и Интернет / А. В. Аралина, Е.В. Бенько // Наука и образование сегодня. 2015. № 1.
25.Патрикеева Э.Г. Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные ценности современной молодежи / Э.Г. Патрикеева, О.А. Соловьева, Т.А. Селезнева // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1342-1346. URL : https:// moluch.ru/archive/90/18990/
26. Поначугин А.В. Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет / А. В. Поначугин, М.Н. Миронова // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 152-155. URL : https://moluch.ru/archive/ 112/28240/
subaction=showfull&id=1106643505&archive=01& start_from=&ucat=16&
17. Teryakov A.S. Influence of social networks on youth // Portal of scientific and practical publications. URL : http://portalnp.ru/2014/12/2243
18. Shepherd A.S. Communicative Specifics of Internet Space//Young Scientist. 2016. №9. Page 1308-1310. URL : https://moluch.ru/archive/113/ 29470/
19. BerrY M. Changing urban spaces: mobile phones on trains / M. Berry, M. Hamilton // Mobilities. 2010. Vol. 5(1). P. 111-129.
20. Cardoso G. From Mass to Networked Communication: Communicational Models and the Informational Society // International Journal of Communication. 2008. №. 2. P. 587- 630.
21. Kastrenakes J. Pinterest now has 100 million monthly users, The Verge (17.09.2015).
22. Kollock P. Managing the Virtual Commons: Cooperation and Conflict in Computer Communities / P. Kollock, M.A. Smith. URL : http://www. sscnet.ucla.edu/soc/csoc/papers/virtcomm/
23. Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World, McGraw-Hill, 2008. 384 p.
24. Aralina A.V. Youth and the Internet / A.V. Aralina, E.V. Benko // Science and education today. 2015. № 1.
25. Patrikeeva E.G. Influence of the virtual space of the Internet on the life values of modern youth / E.G. Patrikeeva, O.A. Solovyova, T.A Selezneva // Young Scientist. 2015. № 10. P. 1342-1346. URL : https://moluch.ru/archive/90/18990/
26. Ponachugin A. V. Virtual reality of society through the Internet / A.V. Ponachugin, M.N. Mironova // Young Scientist. 2016. № 8. P. 152-155. URL : https://moluch.ru/archive/112/28240/
27. Михалец И.В. Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире / И. В. Михалец, А. Д. Волчкова, Е.Д. Филиппова // Психология в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб. : Свое издательство, 2016. С. 23-25. URL : https://moluch.ru/conf/psy/archive/ 198/10704/
28. Джакония Е.С. Психологические особенности и трудности виртуального // Сентябрьский Лис URL : http://sеptеmbеrfоx.uсоz.ru/bibliо/jакоniа.html
29. Терякова А.С. Влияние социальных сетей на молодёжь / А.С. Терякова, И.И. Боброва // Портал научно-практических публикаций. URL : http://portalnp.ru/2014/12/2243
27. Mikhalets I.V. Virtual communication as a new type of communication in the modern world / I.V. Mikhalets, A.D. Volchkova, E.D. Filippova // Psychology in Russia and abroad: materials of the III Intern. scientific conf. (St. Petersburg, July 2016). SPb. : Own publishing house, 2016. P. 23-25. nKfl https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10704/
28. Dzhakonia E.S. Psychological features and difficulties of virtual communication / E.S. Dzhakonia // September Fox. URL : http: //septemberfox.ucoz.ru/ biblio/jakonia.html.
29. Teryakova A.S. The influence of social networks on youth / A.S. Teryakova, I.I. Bobrova // Portal of scientific and practical publications. URL : http://portalnp.ru/2014/12/2243
30. Rheingold H. The Virtual Community: Home-steading on the Electronic Frontier. URL : www. rheingold.com/vc/book
31. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-н/Д., 2004. 320 с.
32. Бреслер М.Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного Общества : монография. Уфа : РИЦ БашГУ, 2014. 174 с.
33. Егоров М.В. Механизмы самоорганизации социального пространства : автореф. дис. ... на соиск. уч. ст. к. социол. наук. Ставрополь, 2016. 26 с.
34. Назарчук А.В. О сетевых исследованиях в социальных науках // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 39-51.
35. Невесенко Е.Д. Специфика формирования и функционирования интернет-сообществ: социальный аспект // Молодой ученый. 2011. № 5. Т 2. С. 88-92.
36. Рыков Ю.Г. Структура и функциионлайн-сообществ: сетевая картография ВИЧ-релевантных групп в социальной сети «ВКонтак-те» / Ю.Г. Рыков, О.Ю. Кольцова, П. А.. Мейлахс // Социологическиеисследования. 2016. № 8. С. 30-42.
37 Рябченко Н.А. Топонимика сетевого ландшафта online-пространства // Человек. Сообщество. Управление, КубГУ, Краснодар, 2016. № 4. С. 98-115.
38. Aleahmad А. OL. Finder: Findingopinionleaders in online socialnetworks / A. Aleahmad, P. Karisani, M. Rahgozar, F. Oroumchian // Journal of Information Science. 2016. Vol. 42. Р. 659-674.
39. Buch-Hansen H. Social Network Analysis and Critical Realism // J. Theory Soc. Behav. 2014. № 44. Р. 306-325.
40. Cormier D. Rhizomatic Knowledge Communities. URL : http://davecormie.com/edblog/2008/ 02/29/rhizomatic-knowledge-communities; edtechtalk; webcast; academy/
41. Гапич А.Э. Теоретико-методологические подходы к изучению структуры молодежных интернет-сообществ // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 36-40.
42. Гпебова Е.А. Типология молодежной субкультуры // Личность, семья и общество: вопросу пежагогики и психологии : Сб. ст. по матер. IV международной науч.-практ.конф. № 4. Часть 1. Новосибирск : СибАК, 2011.
43. Щипова Д.Д. Современная андеграундная культура российских регионов : автореф. дис. ... на соиск. уч. ст. канд. культурол. наук. Спб., 2016. 23 с.
44. Williams J.P. Authentic identities. Straightedge subculture, music, and the Internet // Journal of
30. Rheingold H. The Virtual Community: Home-steading on the Electronic Frontier. URL : www.rheingold.com/vc/book
31. Bondarenko S.V. The social structure of virtual network communities. Rostov-on/D., 2004 . 320 p.
32. Bresler M.G. Social networks and network communities of the Information Society : monograph. Ufa : RIC of BashSU, 2014 174 p.
33. Egorov M. V. The mechanisms of self-organization of social space : abstract. dis. ... for a job. student Art. Candidate of Sociological Sciences : Stavropol, 2016. 26 p.
34. Nazarchuk A.V. On network research in the social sciences // Sociological studies. 2011. No1. S. 39-51.
35. Nevesenko E.D. The specifics of the formation and functioning of Internet communities: the social aspect // Young scientist. 2011. No. 5, vol. 2. P. 8892.
36. Rykov Yu.G. The structure and functions of online communities: network mapping of HIV-related groups on the VKontakte social network / Yu.G. Rykov, O.Yu.Koltsova, P.A. Meilakhs // Sociological Studies. 2016. № 8. P. 30-42.
37. Ryabchenko N.A. Toponymy of the network landscape of online space // Man. Community. Management, KubSU, Krasnodar, 2016. № 4. P. 98-115.
38. Aleahmad A. OLFinder: Finding opinion leaders in online social networks / A. Aleahmad, P. Karisani, M. Rahgozar, F. Oroumchian // Journal of Information Science. 2016. vol. 42.R. 659-674.
39. Buch-Hansen H. Social Network Analysis and Critical Realism // J. Theory Soc. Behav. 2014. № 44. P. 306-325.
40. Cormier D. Rhizomatic Knowledge Communities. URL : http://davecormie.com/edblog/2008/ 02/29/rhizomatic-knowledge-communities; edtechtalk; webcast; academy/
41. Gapic A.E. Theoretical and methodological approaches to the study of the structure of youth inter-no-communities // Theory and practice of public development. 2015. № 11. P. 36-404
42. Glebova E.A. Typology of youth sub-culture // Personality, family and society: the issue of pejagogy and psychology: Sat. According to mater. IV International Scientific and Scientific Conference № 4. Part 1. Novosibirsk : SibAK, 2011.
43. Schipova D.D. Modern underground culture of Russian regions : Autoreferat thesis... Candidate of Cultural Sciences for a degree. Spb., 2016. 23 p.
44. Williams J.P. Authentic identities. Straightedge subculture, music, and the Internet // Journal of
contemporary ethnography. Vol. 35. Issue 2. 2006. Р. 173-200.
45. Wood R.T. The straighedge youth sub-culture: Observation of the cobplexity of subcultural identy// Jornal of Youth Studies. 2003. 6(1). Р. 33-52.
46. Щеулова Е.А. Социальные сети как средство коммуникации молодежи / Е.А. Щеулова, А.Е. Николаева // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. URL : http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74131
47. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / Пер. с англ. А. Гарькавого. М. : Фа-ирПресс, 2006. 416 с.
48. Брязкун В. Структура флешмоба // Науково-популярний журнал для юнацтва: Кра'Тназнань, ВМГО «Союз обдаровано'ТмолодЬ. URL : http://som.org. ua/k2344l1.html
49. Nold Ch. Legible Mob, 2003. URL : http://www. softhook.com/legible.htm (дата обращения 29.08.2012).
50. Rheingol H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier // Journal of Computer Mediated Communication. 1997. 3(1) June. URL : http://jcmc.huji.ac.il/vol3/issue1/ garton.html
contemporary ethnography. Vol. 35. Issue 2. 2006. Р. 173-200.
45. Wood R.T. The straighedge youth sub-culture: Observation of the cobplexity of subcultural identy // Jornal of Youth Studies. 2003. 6(1). P. 33-52.
46. Shchulova E.A. Social networks as a means of youth communication / E.A. Shchulova, A.E. Niko-layeva // Modern scientific developments and innovations. 2016. № 11. URL : http://web. snauka.ru/issues/2016/11/74131
47. Reingold G. Smart Crowd: A New Social Revolution/Per. With English A. Garkavogo. M. : FairPress, 2006. 416 p.
48. Bryazkun V. The structure of flash mob//Science-popular magazine for Junaztva: Kraknazan, VGO «Union of Milk». URL : http://som.org. ua/k2344l1.html
49. Nold Ch. Legible Mob, 2003. URL : http://www. softhook.com/legible.htm (date of the address 29.08.2012).
50. Rheingol H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier // Journal of Computer Mediated Communication. 1997. 3(1) June. URL : http://jcmc.huji. ac.il/vol3/issue1/garton. html