УДК 658.382.3.631.37
Б01: 10.24412/2071-6168-2024-2-230-231
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАЩИЩЁННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ ОТ ТРАВМ И ДОРОЖНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
С.Н. Орловский, А.И. Карнаухов, С.А. Войнаш
Приводится анализ степени влияния социально-психологических факторов на формирование опасных и аварийных ситуаций при перевозке грузов автомобильным транспортом. Решающее значение на формирование опасных транспортных ситуаций при перевозках сельскохозяйственных грузов оказывают социально-психологические факторы. Анализ ситуаций позволил сформировать понятие «индивидуальная защищенность водителя», что необходимо для эффективной профилактической работы по снижению аварийности на транспорте.
Ключевые слова: перевозки, аварии, травматизм, стаж, возраст, техника.
С целью разработки комплексной программы по снижению транспортного травматизма при перевозках сельскохозяйственных грузов на предприятиях агропромышленного комплекса (АПК) Красноярского края были проведены исследования по установлению причинно-следственных связей формирования условий и обстоятельств, при которых происходит травмирование участников транспортно-технологических процессов.
В результате анализа всего массива несчастных случаев от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и нарушений норм безопасности труда за последние десять лет было установлено, что решающее значение на формирование аварийных ситуаций при перевозках сельскохозяйственных грузов оказывают социально-психологические факторы и условия. Основным носителем этого влияния на опасные или аварийные ситуация являются водители транспортных средств (61%), а также другие участники транспортно-технологических процессов по перевозке грузов внутри хозяйств.
Объекты и методика. Одним из основных показателей безаварийной работы водителей является защищенность от несчастных случаев, в том числе и от ДТП [1]. Защищенность водителя определяет его способность не создавать при вождении автомобиля опасные ситуации, а в случае их возникновения (по вине водителя или независимо от него) успешно им противодействовать.
Ещё в начале XX века немецкий психолог К. Марбе обратил внимание на то, что люди перед опасностью не равны и ввел понятие "подверженность несчастным случаям". В английской энциклопедии по безопасности и гигиене труда это качество определяется как «личностная склонность или предрасположенность к тому, чтобы самому становиться жертвой несчастного случая, либо стать причиной несчастного случая, происшедшего с другим работником». При всей недостаточной научной состоятельности этой теории (делить людей здоровых и нормальных на заведомо от рождения удачливых и не очень) в основе ее имеется рациональное начало, которое в середине XX века позволило специалисту по проблемам безопасности дорожного движения англичанину Ф. Маккану предложить термин «дифференциальной попадаемости в несчастные случаи» вместо «подверженности травмам» [2].
К середине 80-х годов и этот термин утратил свою реальную значимость в трудоохранной транспортной работе, а все чаще начал использоваться термин «надежность» работы водителя. Однако, отождествляя понятие «надежности» водителя с «надежностью» машины, мы пришли к выводу, что это недопустимо, так как, имея дело с живым человеком, занимаясь безопасностью труда или безопасностью деятельности транспортников, мы интересуемся не только самим фактом отказов или ошибок, статистических закономерностей их возникновения, но и теми последствиями, которые из них вытекают.
Поэтому мы предлагаем использовать термин «Защищенность водителя от ДТП и несчастных случаев».
Результаты и обсуждение. Поскольку защищенность водителя от ДТП и несчастных случаев зависит от комплекса социально-психологических качеств (свойств темперамента, внимания, эмоциональной и сенсомоторной уравновешенности и пр.), то в этом смысле можно говорить о некоторой базовой (природной) его защищенности. Однако безопасность работы водителя зависит также от социальных факторов (психологический климат в коллективе, удовлетворённость заработной платой, обеспеченность жильем и семейное благополучие, режим труда и отдыха, состояние общей аварийности и травматизма на производстве и др.) [3].
На защищенность водителя от ДТП и несчастных случаев влияет также его обученность и тренированность, текущее физическое и психофизиологическое состояние, определяемое в свои очередь биоритмами по трем основным их составляющим (физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние) интересом и мотивом к выполняемой работе и соблюдением правил движения и правил безопасного труда. С учетом природных и приобретенных каждым водителем профессиональных качеств можно говорить об индивидуальной его защищённости от ДТП и несчастных случаев [4].
Для развития и закрепления, нужных с точки зрения безопасности труда качеств водителя, по нашему мнению, в каждом гараже или транспортном цехе весь водительский коллектив должен быть разделен хотя бы на две группы «А» и «Б» [5, 6, 7]:
А - водители, работающие без аварий;
Б - водители, попадающие в аварийные ситуации.
Наблюдения, беседы, экзамены, тестирования (в форме вопросов и ответов) определяют выраженность у тех и других психофизиологических качеств, и способностей, а также рейтинг важности каждого качества. Установив рейтинг (коэффициент), можно составить комплекс частных психофизиологических качеств (профессиограмму) для профессиональной группы водителей, осуществить профессиональный их отбор или распределить на соответствующие участки работ (виды транспортных средств) тех водителей, у который соответствующие качества выражены сильнее (имеют высокий рейтинг).
Результаты проявления того или иного психофизиологического качества заносят в личную карточку учёта, а затем используют при определении коэффициента профессиональной пригодности водителя к той или иной работе. Подобная методика, учитывающая социально-психофизиологические качества водителей, характеризует их защищенность от ДТП и несчастных случаев и может широко использоваться специалистами по безопасности труда
230
Системный анализ, управление и обработка информации
и движения при профессиональном отборе работников, занятых вождением и обслуживанием транспортных средств в предприятиях АПК.
Результаты проведения работ по анализу ДТП в Назаровском, Шушенском, Рыбинском, Идринском и Минусинском районах показали, что понятие «надёжность в работе водителя» и «индивидуальная защищённость водителей от ДТП и несчастных случаев» не являются синонимами и каждое из них отражает различную иерархию и совокупность действующих факторов и условий, определяющих отсутствие опасных или аварийных ситуаций. Так, например, при анализе причин ДТП и несчастных случаев по времена суток и периодам года было установлено, что впервые дни весеннего сева или уборки урожая относительное количество ДТП, происходящих по вине водителей, было явно вше, чем количество их, вызванное другими участниками движения (пассажиры, пешеходы, грузчики и др.). Причем нарушения водителей на внутрихозяйственных перевозках заключались, главам образом, в пренебрежении правилами дорожного движения, необоснованном риске, «раскачке» и недостаточном внимании к техническому состоянию транспортных средств, то есть являлось результатом их недостаточной мотивации к безопасному поведению.
Заключение. В первой половине периода обнаруживалось относительное снижение надёжности работы водителя из-за понижения их индивидуальной защищённости (в основном из-за низкой мотивации к труду и соблюдению правил).
Во второй же половине указанных периодов года, когда начинала сказываться усталость, недосып, индивидуальная защищённость водителей снижалась, они уже не могла избегать опасных ситуаций, так как опасные условия и действия создавались другими участниками движения.
При этом защищённость водителей падала, а надежность их работы оставалась высокой. Для обеспечения постоянного уровня надёжности в работе каждого водителя и его индивидуальной защищённости от ДТП и несчастных случаев следует глубоко вникать в природу поведения водителей и более тонко анализировать индивидуальные качества.
Список литературы
1. Моисеев В.А. Повышение эффективности использования сельскохозяйственных машин и агрегатов; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 1992. 218 с.
2. Чепелев Н.И. Организация работы службы охраны труда на предприятии: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск: КрасГАУ, 2018. 317 с.
3. Филатов М.И., Булатов С.В. Обеспечение бесперебойной работы подвижного состава как фактор надежности // Транспортные системы Сибири. Развитие транспортной системы как катализатор роста экономики государства. Международная научно-практическая конференция (Красноярск, 7-8 апреля 2016 г.). Сборник научных трудов в двух частях. Часть 2. 2016. С. 408 -411.
4. Пехутов А.С., Алдошин Д.Н. Моделирование транспортных систем в сельском хозяйстве // Транспортные системы Сибири. Развитие транспортной системы как катализатор роста экономики государства. Международная научно-практическая конференция (Красноярск, 7-8 апреля 2016 г.). Сборник научных трудов в двух частях. Часть 2. 2016. С. 609-615.
5. Зырянова С.А., Филимонов Е.П., Филимонова О.А. Учет технических средств организации дорожного движения с использованием информационных технологий // Транспортные системы Сибири. Развитие транспортной системы как катализатор роста экономики государства. Международная научно-практическая конференция (Красноярск, 7-8 апреля 2016 г.). Сборник научных трудов в двух частях. Часть 2. 2016. С.626-630.
6. Чепелев Н.И. Безопасность технологических процессов АПК; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации. ФГОУ ВПО Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2003. 280 с.
7. Чепелев Н.И. Методы и технические средства повышения безопасности операторов при технологических отказах сельскохозяйственной техники: автореферат дис. ... доктора технических наук: 05.20.01 / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Красноярск, 2004. 33 с.
Орловский Сергей Николаевич, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Красноярск, Красноярский государственный аграрный университет,
Карнаухов Андрей Иванович, канд. техн. наук, доцент, karnaukhov.ai@mail. ru, Россия, Красноярск, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,
Войнаш Сергей Александрович, младший научный сотрудник, [email protected], Россия, Рубцовск, Рубцовский индустриальный институт (филиал) Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
INFLUENCE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF THE TRANSPORT PROCESS ON DRIVER PROTECTION
FROM INJURIES AND ROAD ACCIDENTS
S.N. Orlovskiy, A.I. Karnaukhov, S.A. Voinash
An analysis of the degree of influence of socio-psychological factors on the formation of dangerous and emergency situations during the transportation of goods by road is provided. Social and psychological factors play a decisive role in the formation of dangerous transport situations during the transportation of agricultural goods. The analysis of situations made it possible to formulate the concept of "individual driver protection, " which is necessary for effective preventive work to reduce accidents in transport.
Key words: transportation, accidents, injuries, experience, age, equipment.
Orlovskiy Sergey Nikolaevich, candidate of technical sciences, docent, orlovskivsergev@mail. ru, Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Agrarian University,
Karnaukhov Andrey Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Krasnoyarsk, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology,
Voinash Sergey Alexandrovich, junior researcher, sergey [email protected], Russia, Rubtsovsk, Rubtsovsk Industrial Institute (branch) of Polzunov Altai State Technical University
УДК 331.015.1
Б01: 10.24412/2071 -6168-2024-2-232-233
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СИСТЕМАХ
О.В. Есиков, А.И. Ковинько
Предложены рекомендации по практическому использованию моделей и методав построения процессов хранения и обработки информации в учебно-тренировочных системах. Приведены исходные данные, результаты и порядок решения задач. Рассмотрены особенности применения метода косяка рыб для получения рационального решения задач за ограниченное время. Рассмотрены варианты, как взаимосвязанного, так и автономного решения задач построения процессов хранения и обработки информации в учебно-тренировочных системах с учетом их комплексного применения.
Ключевые слова: тренажерные комплексы, математическое моделирование, распределенные системы.
Разработанные в [1,2] математические модели построения процессов хранения и обработки информации в УТС могут быть использованы на этапе проектирования, в период эксплуатации и совершенствования тренажерных комплексов [3].
Для решения задач построения процессов хранения и обработки информации в УТС предложено использовать метод косяка рыб (МКР) [4,5]. Возможно применение данного метода при реализации, как традиционной, так и распределенной схемы организации вычислений.
Выбор значений параметров метода решения зависит от [ 6,7]:
1. размерности решаемой задачи;
2. требований к максимально допустимому времени решения задачи;
3. прогнозируемого времени решения задачи заданной размерности.
Размерность задачи определяется числом переменных и ограничений. Увеличение данных параметров приводит к нелинейному росту времени ее решения. Исходные данные решаемой задачи определяются целями системы и конкретным состоянием УТС на момент решения задач.
Схема применения метода косяка рыб для решения формализованных задач представлена на рисунке 1.
МКР применяется для решения задач оптимизации распределения элементов программного обеспечения (ЭПО) и информационых массивов (ИМ) по узлам серверного сегмента. Размерность задач определяется на основе данных о количестве узлов, ЭПО и ИМ в серверном сегменте. По аппроксимирующим зависимостям [8] рассчитываются рациональные значения параметров МКР, применение которых позволяет получить планы распределения ЭПО и ИМ по узлам серверного сегмента близкие к оптимальным за приемлемое время.
Наличие экспериментальных данных о влиянии исходных данных на время получения результата, позволяет получить ожидаемое время решения задачи с конкретным вариантом исходных данных каждым из рассматриваемых методов решения.
В связи с тем, что экспериментальная проверка эффективности метода решения формализованных задач выполняется на вычислительном комплексе с параметрами, которые будут отличаться от характеристик средств вычислительной техники эксплуатирующихся в конкретной организации, целесообразно иметь набор тестовых задач различной размерности.
Предварительное и однократное решение данных задач на реально эксплуатирующихся вычислительных комплексах с соответствующей засечкой времени их решения рассматриваемым методом позволит осуществить корректировку прогнозных значений ожидаемого времени получения решения в реальных условиях.
Исходя из этого, последовательность действий по решению совокупности задач построения процессов обработки и хранения данных в УТС включает следующие шаги (рисунок 2).
1. Определение параметров решаемой задачи (размерность, условия функционирования УТС и т.п.).
2. Формирование исходных данных:
а) задача распределения ЭПО в клиентском сегменте:
число учебных задач;
перечень учебных задач;
перечень ЭПО;
план закрепления учебных задач за рабочими местами (РМ);
матрица связи учебных задач с ЭПО;
множество номеров узлов клиентского сегмента УТС.
232