УДК 656.135.2
Махмудов А. преподаватель
Наманганский инженерно-строительный институт
Узбекистан, Наманган Нишонов Ф. преподаватель
Наманганский инженерно-строительный институт
Узбекистан, Наманган Ахмадалиев Х. студент
Наманганский инженерно-строительный институт
Узбекистан, Наманган Тешабоев Р. студент
Наманганский инженерно-строительный институт
Узбекистан, Наманган
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА И УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Аннотация: Безопасность меры безопасности при перевозке грузов являются важным условием успешной транспортировки. Несоблюдение особых требований может привести к повреждению груза, транспортного средства и травмам персонала. В связи с этим учет всех факторов, определяющих безопасность транспортного процесса, остается одной из главных задач при планировании и организации перевозки грузов автомобильным транспортом. В статье представлено исследование основных факторов, влияющих на безопасность полетов.
Ключевые слова: безопасность, транспортный процесс, груз, грузовой автомобиль, условия эксплуатации.
Makhmudov A. teacher
Namangan Institute of Construction Engineering Republic of Uzbekistan, Namangan
Nishonov F. teacher
Namangan Institute of Construction Engineering Republic of Uzbekistan, Namangan Akhmadaliyev H.
student
Namangan Institute of Construction Engineering
Republic of Uzbekistan, Namangan
Teshaboyev R. student
Namangan Institute of Construction Engineering Republic of Uzbekistan, Namangan
SAFETY OF THE TRANSPORT PROCESS AND OPERATING CONDITIONS OF TRUCKS
Abstract: Safety measures during cargo transportation are an important condition for successful transportation. Failure to comply with special requirements may result in damage to cargo, vehicle and personal injury. In this regard, taking into account all the factors that determine the safety of the transport process remains one of the main tasks when planning and organizing the transportation of goods by road. The article presents a study of the main factors affecting flight safety.
Keywords: safety, transport process, cargo, truck, operating conditions.
Введение. Перевозка грузов - это не только их доставка по определенному маршруту в соответствии с договором, но и выполнение ряда организационных и технических требований, выполнение которых должно обеспечить надежность и безопасность транспортного процесса.
Организация перевозок грузов и обеспечение безопасности на автомобильном транспорте регулируются нормативными правовыми актами. Вот ряд документов. Республиканский закон "Хартия автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулирует отношения между участниками транспортного процесса и формирует правовые условия и механизмы, защищающие интересы потребителей транспортных услуг, повышающие качество и безопасность перевозок грузов автомобильным транспортом.
Постановление Правительства Республики Узбекистан "Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом" определяет порядок организации перевозки, начиная с момента заключения договора, определения веса груза и заканчивая правилами составления актов и претензий в случае о нарушении условий контракта.
Требования к обеспечению безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом определены Приказом Министерства транспорта Республики Узбекистан "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом", которые разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Республики Узбекистан "О дорожном транспорте". Республиканский закон "О безопасности дорожного движения".
Для того чтобы осуществлять безопасную транспортировку грузов, важно:
- убедиться, что транспортные средства, используемые в эксплуатации, соответствуют требованиям законодательства Республики Узбекистан о техническом регулировании; - убедиться, что транспортные средства соответствуют типу груза;
- обеспечить безопасные условия, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ и транспортировкой груза;
- предоставьте водителю полную и достоверную информацию о предстоящей перевозке.
Грузовой автомобиль (автопоезд) должен быть допущен к эксплуатации в установленном порядке, быть полностью исправным, т.е. запрещается выпускать на линию транспортные средства, не прошедшие предрейсовый контроль технического состояния. Информация о предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств обязательно заносится в путевые листы.
Безопасность грузового автомобиля (автопоезда) следует рассматривать как одно из важнейших эксплуатационных качеств подвижного состава, поскольку от него напрямую зависит жизнь и здоровье людей, сохранность транспортных средств, груза и других материальных ценностей [1].
Основными показателями безопасности грузовых автомобилей являются:
- устойчивость грузовика. Обеспечивает движение транспортного средства без бокового скольжения, опрокидывания или отклонения от желаемого направления;
- тормозные свойства грузовика;
- обзорность, т.е. пространство, хорошо видимое с места водителя;
- система сигнализации. Это определяется эффективностью сигнального оборудования (указатели поворота, стоп-сигналы, габаритные огни, звуковой сигнал, сигнал заднего хода).
Грузовой автомобиль (автопоезд) должен соответствовать параметрам перевозимого груза. Поэтому при организации грузоперевозок крайне важно выбрать подвижной состав (ПС), использование которого обеспечило бы максимальную эффективность и безопасность перевозок. На выбор PS влияют условия эксплуатации, в которых будет перевозиться груз. Условия эксплуатации PS включают [1]:
- транспорт (тип груза, свойства груза, объем перевозки, расстояние перевозки, тип маршрута, погрузочно-разгрузочные операции (PRR), режимы работы автомобиля);
- дорожные условия (прочность дорожного покрытия, рельеф местности, профиль дороги, ровность дорожного покрытия, интенсивность движения, устойчивость дорожного полотна);
- природно-климатические условия (климатические зоны, температура и влажность воздуха, туман, метель, видимость и т.д.).
На практике при выборе типа PS приходится учитывать значительное количество различных технических требований и ограничений [2]. На рисунке 1 показана диаграмма влияния внешних факторов на выбор ПС для перевозки грузов.
Рис. 1. Схема влияния внешних факторов на выбор подвижного состава для перевозки грузов
Для обеспечения безопасности важно выполнить ряд требований по загрузке и выгрузке во время выполнения:
- при погрузке груза требуется, чтобы максимальная масса грузовика (сочлененного грузового автомобиля) и осевая нагрузка не превышали предельных значений, указанных в паспорте транспортного средства;
- при размещении груза на грузовой платформе или в кузове автомобиля (автопоезда) должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, значения которых установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом. Также должны быть предусмотрены условия для равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова, способы крепления и сокрытия груза.
Безопасность транспортировки также зависит от того, как груз подготовлен к транспортировке [2]. Например, при перевозке контейнерных грузов грузоотправитель должен соответствовать следующим требованиям:
- представить груз в транспортном контейнере, соответствующем требованиям стандартов;
- товары, принятые к перевозке в контейнерах, должны иметь транспортную маркировку. Правила маркировки определены ГОСТ 14192 -
96 "Маркировка товаров". Маркировка включает в себя манипулятивные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Знаки манипулирования должны соответствовать ГОСТ Р 51474-99 "Упаковка. Маркировка, указывающая способ обращения с товаром." Чтобы обеспечить безопасность при выполнении PRR, важно обращать внимание на знаки манипуляций, примеры которых показаны на рис. 2;
- размещение и крепление товаров, производить по схеме, применяемой к конкретному типу (модели) транспортного средства, с учетом технических условий перевозки продукции. Схема включает графическое изображение размещения груза на грузовой платформе или в кузове автомобиля (автопоезда) и графическое изображение точек крепления груза с указанием типов средств крепления груза и их рабочей нагрузки.
5I £ "Ф- ^
Рис. 2. Примеры знаков, указывающих на обработку груза и безопасность погрузочно-разгрузочных работ: а) не брать крюки; б) место крепления стропы; в) здесь запрещено поднимать тележку; г) центр тяжести; д) не используйте вилочные погрузчики
Важным требованием для безопасной перевозки является проведение предполетного инструктажа водителей. Брифинг должен включать следующую информацию:
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, особенности организации дорожного движения;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
- расположение пунктов медицинской и технической помощи, постов дорожной полиции на маршруте;
- условия работы водителя при увеличении интенсивности дорожного движения и пешеходных потоков;
- меры предосторожности при преодолении длительных спусков и подъемов.
Условия эксплуатации дорог оказывают существенное влияние как на показатели транспортного процесса, так и на безопасность транспортных средств при выполнении грузоперевозок. Поэтому при организации перевозок, на этапе проектирования маршрута, необходимо
тщательно изучить состояние дорог, по которым будет проложен маршрут.Согласно эксплуатационным показателям, автомобильные дороги характеризуются расчетной скоростью и степенью безопасности транспортных средств, допустимой осевой нагрузкой, максимальной пропускной способностью, сцеплением колес с дорожным покрытием, продольным профилем и профилем в плане [3].
В процессе эксплуатации техническое состояние автомобильных дорог меняется. Под влиянием климатических и метеорологических условий, а также разрушительного воздействия транспортных средств эксплуатационное состояние дороги ухудшается. Показателями, влияющими на эффективность работы и безопасность дорожного движения, являются: скользкость, неровность дорожного покрытия, ровность дорожного покрытия, параметры видимости на дороге и т.д.
Изменения ровности дорожного покрытия существенно влияют на скорость движения грузовых автомобилей, а также на их износ и срок службы [3].
Автомобиль, движущийся по неровной дороге, создает вибрации, которые воздействуют на транспортное средство и перевозимый груз, в результате расходуется больше энергии, увеличивается нагрузка, что приводит к увеличению износа деталей и узлов агрегатов автомобиля. Кроме того, вибрации передаются водителю, создают дискомфорт, т.е. мешают работе, что снижает производительность и создает угрозу безопасности всех участников дорожного движения.
Скорость, а, следовательно, и безопасность дорожного движения, зависит от таких факторов, как видимость на дороге, ширина проезжей части, радиусы закруглений, уклоны и т.д. Условия движение грузовика по ровной местности намного лучше, чем условия с холмистой или гористой местностью, поскольку видимость не ограничивается изломами продольного профиля. Закругление дороги с большим радиусом создает хорошие условия для движения с точки зрения поперечной устойчивости.
Также на безопасность дорожного движения влияет такой показатель, как пропускная способность автомобильных дорог, который сочетает в себе большое количество факторов: дорожные условия, состав потока автомобилей, наличие регулирующих средств, погодные и климатические условия, возможность маневрирования автомобилями по ширине проезжей части, психофизиологические характеристики водителей; дизайн автомобилей; дизайн легковых автомобилей.
При частых помехах на дороге происходят значительные колебания скорости, приводящие к появлению большого количества автомобилей, движущихся группами, и, как следствие, к вероятности дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Статистика показывает, что большинство дорожно-транспортных происшествий (75-80 %) происходят по вине водителей [4].
Обеспечение безопасности дорожного движения невозможно без учета психологии и физиологии работы водителей. Неспособность водителя воспринимать ситуацию приводит к нарушениям Правил дорожного движения, затем к аварийной ситуации и ДТП. Следовательно, для обеспечения профессиональной компетентности и пригодности водителей, участвующих в процессе перевозки, необходимо:
- проводить профессиональный отбор и профессиональную подготовку водителей;
- осуществлять постоянный мониторинг состояния здоровья водительского персонала;
- соблюдать режим труда и отдыха водителей;
- проводите регулярные тренинги по безопасности на транспорте. Таким образом, в ходе изучения факторов было установлено, что все
участники транспортного процесса должны ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, чтобы минимизировать негативные последствия некачественной перевозки.
Использованные источники:
1. Sarvar, I. (2021). Application of Intelligent Systems in Cars. International Journal of Innovative Analyses and Emerging Technology, 1(4), 78-80.
2. Имомназаров, С. К., Абдуганиев, Ш. О., Рахимжонов, А. А., & Журабоев, Д. И. (2021). УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ. Экономика и социум, (5-1), 939-942.
3. Полвонов, А. С., Насриддинов, А. Ш., & Имомназаров, С. К. (2021). СВОЙСТВА ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ НА ПОЛИУРЕТАНОВОЙ ОСНОВЕ. Главный редактор: Ахметов Сайранбек Махсутович, д-р техн. наук; Заместитель главного редактора: Ахмеднабиев Расул Магомедович, канд. техн. наук; Члены редакционной коллегии, 18.
4. Makhmudov A., Nishonov F. ROAD TRANSPORTATION ACCIDENTS WITH PARTICIPATION PEDESTRIANS //Академические исследования в современной науке. - 2022. - Т. 1. - №. 17. - С. 236-244.
5. Имомназаров, С. К., Насриддинов, А. Ш., & Мунаввархонов, З. Т. (2021). ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В АВТОМОБИЛЯХ. Экономика и социум, (5-1), 933-938.
6. Sarvar, I., Abdujalil, P., Temurmalik, A., & Jahongir, K. (2021). ОPERATING CONDITIONS OF TRUCKS AND THE SAFETY OF THE TRANSPORT PROCESS. Universum: технические науки, (6-5 (87)),42-45
7. Sarvar, I., Azizbek, N., Behzod, S., & Raxmatillo, R. (2021). RESEARCH OF ADHESION STRENGTH OF COMPOSITE EPOXY MATERIALS FILLED WITH MINERAL WASTE OF VARIOUS PRODUCTIONS. Universum: технические науки, (6-5 (87)), 33-35.
8. Sarvar, I., & Zokirxon, M. (2021). ROAD TRANSPORTATION ACCIDENTS WITH PARTICIPATION PEDESTRIANS. Universum: технические науки, (5-6 (86)), 62-65.
9. Бойдадаев, М. Б. У., Мунаввархонов, З. Т. У., Мадрахимов, А. М., & Имомназаров, С. К. (2021). ГИПСОСОДЕРЖАЩИЕ МАТЕРИАЛЫ НА ОСНОВЕ МЕСТНОГО И ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ В УЗБЕКИСТАНЕ. Universum: технические науки, (3-2 (84)), 26-29.
10. Имомназаров С. К. и др. СИСТЕМА ПОДАЧИ АВТОМОБИЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА ГАЗЕ //Universum: технические науки. - 2022. - №. 54 (98). - С. 37-42.
11. Маннонов Ж. А. и др. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ВОПРОСЫ ИХ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ //Universum: технические науки. - 2022. - №. 6-3 (99). - С. 43-47.
12. Имомназаров С. К., Насриддинов А. Ш. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ //Главный редактор: Ахметов Сайранбек Махсутович, д-р техн. наук; Заместитель главного редактора: Ахмеднабиев Расул Магомедович, канд. техн. наук; Члены редакционной коллегии. - 2022. - С. 34.
13. Разоков А.Я., Абдуганиев Ш.О. (2021). ДАТЧИК УРОВНЯ ТОПЛИВА. Универсум: технические науки, 12 (93), ISSN: 2311-5122 80-82
14. Xakimjonovich S. R., Qoviljanovich I. S., Samarbekovich S. D. DEVELOPING EFFECTIVE COMPOSITIONS OF CERAMIC MASSES FOR THE PURCHASE OF SANITARY BUILDINGS ON THE BASIS OF LOCAL RAW MATERIALS WITH HIGH PHYSICAL AND MECHANICAL PROPERTIES //Archive of Conferences.-2022.-Q 62-69.
15. Xakimjonovich S. R. et al. STUDY OF CHEMICAL STRUCTURE, COMPOSITION, PROPERTIES AND MECHANICAL ACTIVITY OF MINERAL RAW MATERIALS IN PURCHASE OF SANITARY BUILDING PRODUCT //Archive of Conferences. - 2022. - С. 57-61
16. Mannonov J. et al. ELECTRONIC ENGINE MANAGEMENT DIAGNOSTIC SYSTEM SELF-PROPELLED NARROW-GAUGE POWER STATIONAND METHOD OF EXPERIMENTAL RESEARCHINTRODUCTION// International Journal of Early Childhood Special Education.-2022.-№.6-14.-1929-1930
17. Абдуганиев, Ш. О. У., Валиев, М. М. У., Бойдавлатов, А. А., & Худойбердиев, А. О.У.(2022).СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ИЗЛИШНЕЙ ВИБРАЦИИ ПРИ РАБОТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В САЛЬТОВОМ ПОЛОЖЕНИИ. Universum: технические науки, (2-3 (95)), 57.
18. Shohruh A. et al Cars Equipped with Intelligent Systems// Jundishapur Journal of Microbiology. - 2022. - №. 15. - С. 3305
19. АС Полвонов, ДС Шотмонов, НАУ Абдусаттаров Теоретические предпосылки повышения долговечности постелей коренных подшипников в зависимости от теплопроводности соединений- Universum: технические науки, 2019
20. Tuychieva, M. O., Soliyev, R. X., Qaharova, M. A., Mannonov, J. A. (2022). STEATITLY ELECTROCERAMICS MATERIALARINI OLISH UCHUN MAHALLIY HOMASHELARINING KIMEVIY VA MINERALOGI TARKIBI VA XOSSALARINI ORGANISH. Ta'lim fanlari bo'yicha akademik tadqiqotlar, 3 (4), 45-50.
21. Маннонов, Ж. А., Имомназаров, С. К., & Абдурахимов, Р. Г. У. (2023). ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ. Gospodarka i Innowacje., 33, 185-192.
22. Imomnazarov S., Axmadaliyev X., Teshaboyev R. ELECTRONIC ENGINE CONTROL SYSTEMS AND ITS CLASSIFICATION //Главный редактор: Ахметов Сайранбек Махсутович, д-р техн. наук; Заместитель главного редактора: Ахмеднабиев Расул Магомедович, канд. техн. наук; Члены редакционной коллегии. - 2023. - С. 69.
23. Imomnazarov, S., Axmadaliyev, X., & Teshaboyev, R. (2023). ELECTRONIC ENGINE CONTROL SYSTEMS AND ITS CLASSIFICATION. Главный редактор: Ахметов Сайранбек Махсутович, др техн. наук; Заместитель главного редактора: Ахмеднабиев Расул Магомедович, канд. техн. наук; Члены редакционной коллегии, 69.
24. Umarjonovna, D. D. (2023). Noorganik Kimyo Fanini O'qitishda Pedagogik Texnologiyalar Va Fan Yangiliklaridan Samarali Foydalanishning Ahamiyati. Web of Synergy: International Interdisciplinary Research Journal, 2(1), 86-90.
25. Umarjonovna, D. D. (2023). Elekt Energetikasi Yo'nalishida Tahsil Oluvchi Talabalarga Ekologiya Fanining O'rni Va Ahamiyati. Web of Synergy: International Interdisciplinary Research Journal, 2(1), 77-81.
26. Бахриддинов, Н. С., Мамадалиев, Ш. М., & Джураева, Д. У. (2022). Современный Метод Защиты Озонового Слоя. Central Asian Journal of Medical and Natural Science, 3(3), 1-4.
27. Baxriddinov, N., Mamadaliev, S., & Djuraeva, D. (2022). ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИДА ЭКОЛОГИЯДАН У^УВ МАШЕУЛОТЛАРИНИ ТАШКИЛ ЭТИШ. Science and innovation, 1(B8), 10-15.
28. ATAMIRZAEVA, S., & JURAEVA, D. INTERFAOL IN THE ORGANIZATION OF THE SCIENCE OF ECOLOGY USING METHODS. ЭКОНОМИКА, 55-57.
29. Umarjonovna, D. D., & Gulomjonovna, Y. Y. (2022). CHALLENGES OF FOOD SECURITY. Conferencea, 505-507.
30. Отамирзаев, С. О. У., & Джураева, Д. У. (2022). АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ. Oriental
renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(7), 760765.
31. Джураева, Д. У., & Мамадалиев, Ш. (2022). ЗАЩИТА ОЗОНОВОГО СЛОЯ-ЗАДАЧА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА. Conferencea, 29-31.
32. Mashrapov, Q., Yoqubjanova, Y., Djurayeva, D., & Xasanboyev, I. (2022). THE ROLE OF CREDIT-MODULE SYSTEM IN DEVELOPMENT OF STUDENTS'SPECIALTIES IN TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences, 1(6), 332-336.
33. Уктамов, Д. А., & Джураева, Д. У. (2020). ПОЛУЧЕНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТСОДЕРЖАЩЕГО НИТРОФОСА НА ОСНОВЕ ТЕРМОКОНЦЕНТРАТА И ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ ГИДРОМЕТАЛЛУРГИИ. Universum: технические науки, (12-4 (81)), 82-85.
34. Djurayeva, D., & Ikromova, M. (2022). KIMYO LABORATORIYALARIDA DARSLARNI TASHKIL QILISHDA INNOVATSION TEXNOLOGIYALARNI QO'LLASH. Theoretical aspects in the formation ofpedagogical sciences, 1(4), 52-55.
35. Джураева, Д., & Эргашходжаев, Ш. К. О. (2022). РОЛЬ ЗЕЛЕНЫХ РАСТЕНИЙ В ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Conferencea, 62-63.
36. 13.Каххаров, А., & Джураева, Д. (2022). ЗНАЧЕНИЕ ХИМИИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences, 1(6), 88-91.
37. Djurayeva, D. (2022). EKOLOGIYA VA ATROF MUHIT MUHOFAZASI YO'NALISHIDA TAHSIL OLUVCHI TALABALARGA EKOLOGIYA FANINING O'RNI VA AHAMIYATI. Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences, 1(7), 124-128.
38. Djuraeva, D. (2010). ADDING THE CRIME OF INTERNATIONAL TERRORISM INTO THE STATUTE OF INTERNATIONAL CRIMINAL COURT: DEFINITION, BENEFITS TO JUSTICE AND OBSTACLES: дис. Central European University.
39. Джураева, Д. У., & Собиров, М. М. (2022, December). ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СУСПЕНДИРОВАННЫХ СЛОЖНЫХ УДОБРЕНИЙ С ИНСЕКТИЦИДНОЙ АКТИВНОСТЬЮ. In Proceedings of International Educators Conference (Vol. 3, pp. 175-190).
40. Umarjonovna, D. D., & Olimjon o'g'li, O. S. O'QUV MAQSADLARI IERARXIYASI TARTIBIDAGI DARSNING TA'LIM SAMARADORLIGIGA TA'SIRI.
41. ATAMIRZAEVA, S., & JURAEVA, D. INTERFAOL IN THE ORGANIZATION OF THE SCIENCE OF ECOLOGY USING METHODS. ЭКОНОМИКА, 55-57.
42. Turgunovna, A. S., Sadriddinovich, B. N., & Mahammadjanovich, S. M. (2021, April). Kinetics of Decomposition of Washed Roasted
Phosphoconcentrate in Hydrochloric Acid. In E-Conference Globe (pp. 194197).
43. Khoshimjon, Y. S., Turgunovna, A. S., & Umarjonovna, D. D. (2023). PREPARING THE POPULATION FOR PRACTICAL TRAINING ON CIVIL PROTECTION AND CONDUCTING IT. TRAINING THE POPULATION ON THE CONTENT OF POLITICAL-EDUCATIONAL ACTIVITIES AND PRACTICAL TRAINING CONDUCTED WITH THE UNITS OF CIVIL PROTECTION IN EMERGENCY SITUATIONS. JOURNAL OF INNOVATIONS IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RESEARCH, 2(15), 97103.