СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
М.М. Булатских, студент
Научный руководитель: И.Г. Ломакина, канд. юрид. наук, доцент Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-109-112
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, а также специфика перевозки таких грузов. Описано приложение к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), перечислены российские нормативные акты, регламентирующие автомобильную перевозку опасных грузов. Также в работе приведены существующие повышенные требования к обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов.
Ключевые слова: опасные грузы, правовые основы перевозки опасных грузов, транспортная накладная, технический паспорт, дорожно-транспортное происшествие.
Автомобильный транспорт занимает ведущее положение в единой транспортной системе. На его долю приходится 80% объемов грузов перевозимых всеми видами транспорта [1]. Автомобильный транспорт является объектом повышенной опасности, поэтому сертификация и лицензирование направлены на безопасность дорожного движения, жизни и здоровья граждан, а также окружающей среды. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни.
Итак, опасный груз - это груз, который в результате транспортного происшествия может нанести вред здоровью или жизни людей и/или окружающей среде. К опасным грузам относятся все те вещества и предметы, которые в условиях хранения, погрузки, выгрузки и перевозки могут послужить причиной взрыва, пожара или вообще какого-либо разрушения или порчи транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или других заболеваний людей и животных.
Источником регулирования перевозок опасных грузов является Европейское со-
глашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), подготовленное в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии [2].
Приложения к Соглашению содержат:
- требования, при соблюдении которых допускается международная автомобильная перевозка опасных грузов, перечень опасных грузов, вообще не допускаемых к перевозке или же перевозимых с соблюдением строго определенных условий;
- изложены предписания, касающиеся опасных веществ и предметов, их тары и упаковки, а также предусмотрены технические требования к автотранспортным средствам, используемым для перевозки опасных грузов;
- установлен обязательный порядок их технического осмотра и выдача в стране регистрации свидетельства о допущении к перевозке, срок действия которого не может превышать одного года.
На отечественном уровне автомобильная перевозка опасных грузов регламентируется следующими нормативными актами:
- Федеральный закон от 2 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственно-
сти за нарушение порядка их выполнения» [3];
- Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [4];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов»,а также иными правовыми актами [5].
Специфика перевозки опасных грузов заключается во времени, которое необходимо на подготовку и осуществление перевозки опасных грузов. Затраченное время перерастает в деньги.
При перевозке опасных грузов необходимо соблюдать повышенные требования к безопасности. Основными условиями обеспечения безопасности являются:
- оборудование автомобиля согласно правилам ДОПОГ (получение свидетельства ДОПОГ в Государственной Автомобильной Инспекции);
- обучение водителя в специализированном комбинате и получение свидетельства ДОПОГ (допуска к перевозке опасных грузов);
- оформление специальных сопроводительных документов. Особенности конструкции транспортных средств и требования к персоналу при перевозке опасных грузов.
Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (тех. заданием, тех. условиями на изготовление, испытания и приемку) для полнокомплектных специальных транспортных средств и технической документацией на переоборудование (дооборудование)
транспортных средств, используемых в народном хозяйстве.
Важнейшим фактором при перевозке опасных грузов является соблюдение всех условий перевозочного процесса, отвечающим требованиям нормативно-
технической документации (НТД), но даже в этом случае никто не может гарантировать безаварийный перевозочный процесс.
Происшествия при перевозках опасных грузов по видам распределяются следующим образом: опрокидывание транспортного средства - 50; столкновение транспортных средств - 48; наезд на стоящее транспортное средство - 5; наезд на пешехода - 3; пожар на транспортном средстве - 3; наезд на препятствие - 2; взрыв баллонов - 1 [6].
Особое значение имеет экологический аспект перевозки опасных грузов. Воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения, и даже гибель флоры и фауны. Особенно ощутимы отклонения от экологического равновесия, которые вызывают происшествия - аварии с опасными грузами. Например, ущерб, наносимый народному хозяйству, влечет за собой гибель и заболевания людей; поражение окружающей среды (экологический ущерб); повреждение технических средств и разрушение дорог, промышленных объектов, жилых зданий; повреждение транспортных узлов (железнодорожных и автомобильных станций, портов, пристаней и аэропортов), архитектурно-исторических памятников и природных заповедников, а также мест отдыха. Поэтому многие страны и международные организации уже разработали различные системы организационных мер по ликвидации аварийных ситуаций при перевозках таких грузов.
Во многих случаях при перевозке опасных грузов, определяющее влияние оказывает именно человеческий фактор на происхождение происшествий. К сожалению, не всегда соблюдение всех правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом является гарантией того, что перевозка будет осуществлена без проблем и происшествий. Это объясняется тем, что помимо компании грузоперевозчика, на дорогах присутствуют и другие разные участники дорожного движения. Именно этот факт делает перевозку опасных грузов автомобильным транспортом одной из са-
мых рискованных на автомобильных дорогах.
В качестве примера можно рассмотреть происшествие 31 июля 2012 г. Грузовой автомобиль перевозил опасный груз 8-го класса - концентрированную соляную кислоту по трассе М-53 (Юргинский район, Тюменская область) в специализированной под соляные кислоты гуммированной цистерне. В результате столкновения со встречным грузовым автомобилем произошла разгерметизация грузового отсека, и соляная кислота разлилась по дороге. В результате оперативных действий водителей был немедленно вызван отряд пожарных и кислоту с дороги смыли, тем самым сделав ее пригодной для движения транспорта, но ущерб, нанесенный окружающей среде, был неизбежен. В данном случае автомобиль компании грузоперевозчика сделал все, что было в его компетенции. Его действия соответствовали всем правилам из информационной карточки экстренных мер, были соблюдены все требования к таре, маркировке и грузовому автомобилю в соответствии с перевозимым грузом, но из-за случайной ошибки постороннего водителя перевозка так и не была завершена [7].
Также есть случаи, когда водитель при перевозке опасного груза нарушает установленные правила. Так, например. Цечо-ев Б.Р., 28 мая 2017 г. в 18 час. 30 мин., на 33 км + 700 м. а/д Прохладный-Эльхотово находясь за управлением транспортного средства перевозил опасный Печное топливо светлое в количестве 20200 кг, по товарно-накладной №1131 от 28.05.2017 г.,
к перевозке опасных грузов и в нарушение п. 9.2 и п. 3.1 ПДД РФ. ДОПОГ на транспортном средстве отсутствует, конструкция транспортного средства не соответствует требованиям правилам перевозки опасных грузов. В итоге его действия были квалифицированы по ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях [7].
Для предотвращения возможного ущерба от перевозки опасных грузов, необходимо решить ряд практических задач: организации перевозочного процесса; регламентации перевозок; управление перевозками; ликвидации последствий ава-рий.Оперативность и правильность принятия решений по ликвидации последствий аварийной ситуации играет в данном случае особо важную роль.
Необходимо пересмотреть действующую стандартизацию допуска тары, контейнеров и тс, осуществляющих перевозку опасных грузов. Ввести дополнительную плату за причинение экологического вреда окружающей среде, в целях восстановления экосистемы.
Таким образом, происшествия при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом характеризуются высокой тяжестью последствий. Главной причиной происшествий при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом являются нарушения требований безопасности дорожного движения, допущенные как водителями транспортных средств, на которых осуществлялась перевозка указанных грузов, так и водителями иных транспортных средств.
не имея свидетельства о допуске водителя
Библиографический список
1. Доля автомобильного транспорта в общем объеме грузовых перевозок составляет почти 80% // Телеканал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/5108/ (дата обращения: 20.03.2021)
2. Солдатова М.В. Анализ состояния перевозок опасных грузов автомобильным транспортом // Молодой ученый. - 2016. - №1 (105). - С. 497-499.
3. Федеральный закон от 2 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901713541 (дата обращения: 20.03.2021)
4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». - [Электронный ре-
сурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36528/ (дата обращения: 20.03.2021)
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов», а также иными правовыми актами. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-03021994-n-76/ (дата обращения: 20.03.2021)
6. Учет ДТП в России // АвтоЖурнал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mag.auto.ru/article/roadaccidentscounting (дата обращения: 20.03.2021)
7. Мороз Е.В. Проблемы правового регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов / Е.В. Мороз, В.А. Кузьмин // Молодой ученый. - 2020. -№19 (309). - С. 345-347.
SPECIFICITY AND PROBLEMS OF TRANSPORTATION OF DANGEROUS GOODS
BY ROAD TRANSPORT
M.M. Bulatskikh, Student
Supervisor: I.G. Lomakina, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Siberian Transport University (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article deals with the problems of transportation of dangerous goods by road, as well as the specifics of the transportation of such goods. The Appendix to the European Agreement on the International Carriage of Dangerous Goods by Road of September 30, 1957 (ADR) is described, the Russian regulations governing the carriage of dangerous goods by road are listed. Also, the paper presents the existing increased safety requirements for the transport of dangerous goods.
Keywords: dangerous goods, legal basis for the transportation of dangerous goods, bill of lading, technical passport, road traffic accident.