Научная статья на тему 'РИСК ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

РИСК ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1347
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ROAD TRANSPORT / ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ / DANGEROUS GOODS / РИСК / RISK / ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКА / AND WAYS TO REDUCE RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пумбрасова Н.В., Петухова О.С.

В статье рассматриваются вопросы возрастающей роли автомобильного транспорта при перевозке грузов, в том числе опасных. На основе изучения действующих нормативных документов и анализа сложившейся системы перевозки опасных грузов с выделением проблем приводится характеристика и классификация опасных грузов, понятие и виды риска, а также пути его снижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK OF THE TRANSPORT OF DANGEROUS GOODS BY ROAD

The article examines the increasing role of road transport in the carriage of goods, including dangerous. Based on a study of existing regulations and analysis of the existing system carriage of dangerous goods with the release of the problems is the characteristics and classification of dangerous goods, the concept and type of risk, and ways to reduce it.

Текст научной работы на тему «РИСК ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

УДК 656.025.4

Н.В. Пумбрасова, к.э.н., доцент ФБОУВПО «ВГАВТ» О.С. Петухова, студентка ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

РИСК ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Ключевые слова: автомобильный транспорт, опасные грузы, риск, пути снижения риска.

В статье рассматриваются вопросы возрастающей роли автомобильного транспорта при перевозке грузов, в том числе опасных. На основе изучения действующих нормативных документов и анализа сложившейся системы перевозки опасных грузов с выделением проблем приводится характеристика и классификация опасных грузов, понятие и виды риска, а также пути его снижения.

Динамичное развитие рынка грузовых перевозок в условиях повышенного риска особенно при перевозке опасных грузов делает необходимым изучить особенности его оценки и пути снижения.

В экономике любого государства транспорт играет важную роль в развитии промышленности и торговли. В России находят применение все виды транспорта, однако самым массовым является автомобильный. Его популярность обусловлена не только высокой маневренностью и универсальностью использования, но и тем, что он хорошо вписывается в рыночную экономику. Успешная конкуренция на автомобильном транспорте обусловлена его демонополизацией.

Автомобильные перевозки широко используются для транспортировки скоропортящихся и особо ценных грузов, так как они неудобны для перегрузки и требуют быстрой доставки к месту назначения. Междугородние и международные грузоперевозки на автомобилях характеризуются быстротой, гибкостью и маневренностью.

Перевозка грузов автомобильным транспортом имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:

- надежный и оперативный способ доставки;

- грузоперевозка в любое удобное время и место;

- доставка товара прямо к месту назначения - «от двери до двери»;

- перевозка грузов по оптимальному маршруту;

- способность при необходимости отклониться от первоначального маршрута, что позволяет забрать попутный груз, а, значит, удешевить транспортировку, и гарантирует своевременную перевозку вне зависимости от непредвиденных ситуаций.

Однако, к недостаткам грузовых автомобильных перевозок следует отнести:

- ограниченность использования на большие расстояния при перевозке значительных партий грузов;

- зависимость от дорожной сети;

- дорогой вид транспорта при грузовых перевозках на большие расстояния.

По данным Минтранса [1], в последние годы возрастает роль автомобильного транспорта за счет доставки грузов на небольшие расстояния в пределах регионов. В 2013 году 60 % грузов перевезено автотранспортом. Но по показателям грузооборота картина совершенно другая: 74% приходится на железнодорожный транспорт, в то время как на автомобильный транспорт всего 9% (хотя этот показатель и растет). В стоимостном выражении в 2013 году рынок автоперевозок достиг 560, 6 млрд. руб. Увеличению выручки способствовал рост грузооборота и тарифов на перевозку. Рост первого показателя обусловлен общим повышением пропускной способности автодо-

рог, увеличением средней дальности перевозки грузов, ростом их массы, а также увеличением количества сделок и снижением процентных ставок по лизинговым операциям.

Рис. 1. Структура рынка грузоперевозок в России по видам транспорта в 2013 г., % [2]

Некоторые экономисты, изучающие проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта [3], на первый план выдвигают мероприятия по дальнейшему повышению безопасности дорожного движения и снижению загрязнения окружающей среды.

Риск - возможность понести потери в виде конкретного убытка или ущерба [3].

При оценке риска выделяют следующие виды: [4]

1) риски, которые возможно застраховать;

2) риски, которые невозможно застраховать;

3) благоприятные и неблагоприятные риски;

4) технический риск страховщика.

В настоящее время в России действуют правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (с изменениями и дополнениями от 30.12.11, 09.01.14) и Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ-2013).

В соответствии с нормативными документами к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Основная доля объемов перевозок опасных грузов - свыше 65% - приходится на автомобильный транспорт. Мировая практика свидетельствует, что именно с автомобильным транспортом связан и наиболее высокий процент аварий при перевозке опасных грузов. Так, согласно статистическим данным о перевозках опасных грузов в Германии, автомобильный транспорт является при таких перевозках в 12 раз более опасным, чем железнодорожный. Вместе с тем, в Российской Федерации практически отсутствует какая-либо система государственного наблюдения и контроля за перевозками опасных грузов автомобильным транспортом. С отменой на грузовом автотранспорте лицензионной системы стали недоступными элементарные данные о количестве операторов, перевозящих опасные грузы, о числе и характеристиках используемых для этих перевозок транспортных средств, об объемах и структуре перевозок опасных грузов. Особую остроту данная проблема приобретает в связи с повышенной

2% 9%

15%

■ Автомобильный

■ Железнодорожный

■ Морской и речной

■ Воздушный

74%

опасностью проявлений терроризма во всех сферах общественной жизни и экономической деятельности.

В свою очередь опасные грузы в зависимости от их вредного воздействия на людей, животных, подвижной состав, перевозки и хранения, делятся на девять классов:

Таблица 1

Классификация опасных грузов

Номер Наименование подкласса

класса подкласса

1 1.1 Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой

1.2 Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой

1.3 Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой

1.4 Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности

1.5 Очень нечувствительные взрывчатые материалы

1.6 Изделия чрезвычайно низкой чувствительности

2 2.1 Невоспламеняющиеся неядовитые газы

2.2 Ядовитые газы

2.3 Воспламеняющиеся (горючие) газы

2.4 Ядовитые и воспламеняющиеся газы

3 3.1 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 °С в закрытом тигле

3.2 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее минус 18 °С, но менее 23 °С в закрытом тигле

3.3 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 23 °С, но не более 61 °С в закрытом тигле

4 4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества

4.2 Самовозгорающиеся вещества

4.3 Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

5 5.1 Окисляющие вещества

5.2 Органические пероксиды

6 6.1 Ядовитые вещества

6.2 Инфекционные вещества

7 - Радиоактивные материалы на подклассы не разделены

8 8.1 Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами

8.2 Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными свойствами

8.3 Разные едкие и (или) коррозионные вещества

9 9.1 Грузы, не отнесенные к классам 1 -8

9.2 Грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность только при их транспортировании навалом водным транспортом

Источник: Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ-2013)

Проблемы обеспечения необходимого уровня защиты грузов от транспортных

рисков решаются, прежде всего, предприятиями-грузовладельцами и транспортно-экспедиционными компаниями. В дороге груз может пострадать в результате аварий или несоблюдения условий транспортировки, получить повреждения при погрузочно-разгрузочных работах или быть похищенным. Наибольшему риску подвергаются продукты питания (из-за ограничений по срокам хранения и температурным условиям), алкогольная продукция, электронная техника и компьютеры, оборудование, топливо, а также другие виды малогабаритных и дорогостоящих товаров. Многие неблагоприятные события, такие как стихийные бедствия, ДТП и прочие происшествия, носят совершенно случайный характер, не зависят от воли людей, и их невозможно полностью исключить.

В соответствии с Транспортной стратегией РФ, разработанной до 2030 года, необходимым условием реализации стратегии на всех этапах является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте на основе формирования и отработки механизмов управления инвестициями, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

Важнейшей проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Она не готова к повсеместному применению современных технологий, в первую очередь - контейнерных. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транс-портно-логистической системы страны. На низком уровне остается транспортно-экспедиционное обслуживание населения и экономики.

Создание системы ведения транспортно-экономического баланса страны и системы транспортного планирования на его основе обеспечит оптимизацию затрат на развитие транспортной инфраструктуры при удовлетворении растущего спроса на перевозки.

Реализация Транспортной стратегии должна быть обеспечена стабильной и надежной системой финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли.

К числу путей снижения риска при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом следует отнести:

1) Оптимальный скоростной режим движения при перевозке опасных грузов -устанавливается ГАИ МВД России с учетом конкретных дорожных условий при согласовании маршрута перевозки;

2) Применение современных технических средств и приемов логистики, которые помогут обезопасить процесс перевозки грузов и свести риски к минимуму. Одним из самых популярных является использование систем GPS и электронных регистраторов событий, позволяющих контролировать транспорт с перевозимым грузом или товаром в реальном времени;

3) Опломбирование перевозимого груза. Пломбы должны иметь специальную маркировку, навешиваться на дверях, фургонах, секциях автомобиля, на контейнерах, цистернах или у грузового места.

4) Ужесточение контроля за выполнением нормативных требований эксплуатации транспортных средств, транспортной инфраструктуры и обязательное условие учета этих требований при сертификации и лицензировании (или декларировании) деятельности на транспортном рынке;

5) Повышение антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств путем их оснащения современными системами видеонаблюдения, другими системами контроля.

Перечисленные меры не могут гарантировать полной безопасности груза, они только фиксируют доказательства, а потому обязательно следует позаботиться о страховании груза, ведь только в этом случае можно будет полностью или частично возместить понесенные потери. Страхование груза по различным программам, выбор которых зависит от вида груза, предъявляемого к перевозке, наличия охраны, способа

транспортировки груза и маршрута движения, а также от требований, выдвигаемых грузовладельцем или законным представителем последнего. Страхование грузов при перевозке является видом добровольного страхования имущества, основной задачей которого является защита груза от всех видов риска, которые могут возникнуть в процессе транспортировки. Повреждение, утрата груза или его гибель - все это страховые случаи, которые могут произойти с грузом. Перевозка особо опасных грузов как никакая другая автомобильная перевозка, должна иметь максимум четкой организационной работы, наличие профессиональных специалистов, работников охраны и, опытных, специально обученных водителей. Безусловно, и наличие транспорта, технически безукоризненного, готового к дальним и опасным перевозкам.

Список литературы:

[1] http://www.mintrans.ru - официальный сайт Министерства транспорта РФ

[2] http://marketing.rbc.ru - РБК. Исследования рынков.

[3] Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. -4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

[4] Туревский И.С. Автомобильные перевозки, доп. Мин-вом образования РФ для студ. учрежд. СПО. - Форум, 2011 г. - 224 с.

RISK OF THE TRANSPORT OF DANGEROUS GOODS BY ROAD

N. V. Pumbrasova, O.S. Petuhova

Keywords: road transport, dangerous goods, risk, and ways to reduce risk.

The article examines the increasing role of road transport in the carriage of goods, including dangerous. Based on a study of existing regulations and analysis of the existing system carriage of dangerous goods with the release of the problems is the characteristics and classification of dangerous goods, the concept and type of risk, and ways to reduce it.

УДК 336

А.Н. Худякова, магистрантка ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА (НА ПРИМЕРЕ ООО «ГРАНД-НН»)

Ключевые слова: оборотный капитал, коэффициент оборачиваемости, рентабельность оборотного капитала, управление оборотным капиталом.

В статье рассмотрены ключевые позиции:понятие, сущность, назначение и состав оборотного капитала на предприятии ООО «Гранд-НН».

Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предприниматель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.